Акира куросава: как начать смотреть его фильмы

Затоiчи (2003)

Под видом странствующего по Японии слепого массажиста на самом деле скрывается выдающийся мастер боевых искусств. Остановившись в очередном городе, воин замечает, сколько зла причинила людям местная шайка бандитов. Знаток восточных единоборств вынимает из ножен меч, замаскированный под трость, чтобы разобраться со злодеями. Самурайский боевик с высоким рейтингом создан на основе романов японского писателя Кана Симодзавы.

Оригинальное названиеZatôichiАктерыТакеши Китано, Таданобу Асано, Митиё Оокусу…СтранаЯпонияРейтингКинопоиск – 7.7, IMDb – 7.5Возрастные ограничения16+

Выдающиеся режиссёры Японии

  • Сёдзо Макино (1878—1929)
  • Тэйноскэ Кинугаса (1896—1982)
  • Кэндзи Мидзогути (1898—1956)
  • Бунтаро Футагава (1899—1966)
  • Хэйноскэ Госё (1902—1981)
  • Ясудзиро Одзу (1903—1963)
  • Хироси Симидзу (1903—1966)
  • Микио Нарусэ (1905—1969)
  • Хироси Инагаки (1905—1980)
  • Нобуо Накагава (1905—1984)
  • Садао Яманака (1909—1938)
  • Акира Куросава (1910—1998)
  • Тадаси Имаи (1912—1991)
  • Кэйсукэ Киносита (1912—1998)
  • Канэто Синдо (1912—2012)
  • Кон Итикава (1915—2008)
  • Масаки Кобаяси (1916—1996)
  • Сэйдзюн Судзуки (1923—2017)
  • Ясудзо Масумура (1924—1986)
  • Кихати Окамото (1924—2005)
  • Сёхэй Имамура (1926—2006)
  • Хироси Тэсигахара (1927—2001)
  • Хидэо Гося (1929—1992)
  • Киндзи Фукасаку (1930—2003)
  • Масахиро Синода (р. 1931)
  • Ёдзи Ямада (р. 1931)
  • Нагиса Осима (р. 1932—2013)
  • Дзюдзо Итами (1933—1997)
  • Ясуо Фурухата (р. 1934)
  • Сюдзи Тэраяма (1935—1983)
  • Кодзи Вакамацу (1936—2012)
  • Хаяо Миядзаки (р. 1941)
  • Наохиса Иноуэ (род. 1948)
  • Кунио Като (р. 1977)
  • Мамору Хосода (р. 1967)
  • Кохэй Огури (р. 1945)
  • Такэси Китано (р. 1947)
  • Ёсиаки Кавадзири (р. 1950)
  • Такаси Миикэ (р. 1960)
  • Синъя Цукамото (р. 1960)
  • Акихико Сиота (р. 1961)
  • Хирокадзу Корээда (р. 1962)
  • Тосиаки Тоёда (р. 1969)
  • Сабу (он же — Хироюки Танака, р. 1964)

«Призрак в доспехах»

В список аниме, которые должен посмотреть каждый, обязательно включают ленту Мамору Осии «Призрак в доспехах». Это трилогия, состоящая из полнометражных фильмов, которые снимались с большим временным промежутком.

Это аниме — яркий пример, когда основой для сюжета послужила популярная манга. По сюжету картина отдаленно напоминает фильм братьев Вачовски «Матрица».

Действие аниме разворачивается в 2029 году. В мозг всех жителей Земли вживлены электронные имплантаты. С одной стороны, они теперь быстрее соображают и решают повседневные задачи, но с другой — у хакеров появилась возможность буквально «взламывать» человеческий мозг. Это и делает главный злодей по прозвищу Кукловод. На борьбу с ним выходит бюро общественной безопасности.

Главная идея фильма — в том, что необходимость технического прогресса ставится под большой вопрос. Ведь главной, по мнению авторов аниме, должна оставаться человеческая природа.

Ты сияешь в лунном свете (2019)

Дорама в стиле фэнтези снята по роману Тэцуя Сано «Ты сияешь лунной ночью». Озвучка на русском языке добавила красивому японскому фильму поклонниц, мечтающих о порции романтики и светлой грусти. Сюжет про влюблённых, не имеющих будущего из-за болезни, весьма распространён в кинематографе Японии. На этот раз у старшеклассницы Мамидзу эффектное, но смертельное люминесцентное заболевание – под светом луны тело девушки мерцает, и чем ближе конец, тем ярче сияние. Мамидзу нельзя выходить за пределы больницы, поэтому мечты возлюбленной воплощает её парень Такуя.

Оригинальное названиеKimi wa Tsukiyo ni HikarikagayakuЖанрМелодрама, фэнтезиАктерыМэй Нагано, Такуми Китамура, Кёко Хасэгава…СтранаЯпонияРейтингIMDb – 6.1

Могила светлячков (Hotaru no haka), 1988

Еще один полнометражный мультфильм, но уже от режиссера Исао Такахата. Он рассказывает довольно простую историю, человеческую трагедию, основанную на реальных событиях. Никакой политики или рассмотрения исторических спорных вопросов, только живые люди и их судьбы.

И хотя мультфильм о военных событиях во время Второй мировой, в первую очередь он о детях войны. Главные герои – парень Сэйта и его маленькая сестра Сэцуко – теряют родителей: мама умирает от бомбежки, а отец уходит на фронт, где потом и погибает. Поначалу они живут у своей тетки, но скоро становится ясно, что она им, мягко говоря, не рада. Тогда брат с сестрой решают жить где-нибудь еще, например, в заброшенных убежищах. Но там их поджидают новые несчастья.

Предоставленные сами себе, они переживают настоящее психологическое приключение с искрами любви и надежды, их символом – светлячками, которые живут так недолго.

Звонок

Открывает наш рейтинг лучший японский фильм ужасов – «Звонок». Премьера состоялась 31 января 1998 г. Фильм, ставший эталонным в своем жанре, способен напугать и почувствовать себя неуютно даже тех, кто настроен скептически и готов смотреть ужастики в качестве банального развлечения. Особая «фишка» — несколько секретных приёмов в операторской работе, которые придают происходящему на экране истинную жуткую, демоническую атмосферу. В основе сюжетной линии — литературный художественный труд с аналогичным названием, автор — Кодзи Судзуки.

Журналистка, чья близкая родственница недавно погибла по невыясненным причинам, начинает расследование таинственных происшествий. Они связанны с просмотром видеокассеты. Каждый, кто посмотрит кадры этой плёнки, слышит звонок, а потом — в скором времени погибает при загадочных обстоятельствах. В стремлении установить истину и поведать о ней миру, женщина решает тоже просмотреть видео и… погружается в мрачный мир безумных проклятий, которые неминуемо настигнут свою жертву.

Что смотреть дальше

Кадр из фильма «Жить». 1952 год

После знакомства с фильмом «Расёмон» стоит обратиться к картинам режиссера о современности (по-японски гэндайгэки), начав с фильма «Жить». Главный герой — его сыграл один из любимых актеров Куросавы, Такаси Симура, — маленький человек, рядовой муниципальный клерк, которого коллеги называют «мумией». Почти всю жизнь он прожил в одиночестве, без цели и призвания и однажды узнал, что скоро умрет от рака. Только теперь, понимая, что каждый день может стать последним, герой осмеливается ощутить вкус жизни. Но по-настоящему спасительным для него оказывается служение людям, обществу: оставшиеся силы он отдает строительству детской площадки. В одной из самых запоминающихся и часто цитируемых сцен герой сидит ночью на качелях в созданном им парке и тихо напевает: «Жизнь корот­ка! Влюбляйтесь девушки, влюбляйтесь!» С неба падают белые хлопья снега, размеренное движение качелей передает спокойное и просветленное состояние героя. 

1 / 2

Кадр из фильма «Пьяный ангел». 1948 год Toho

2 / 2

Кадр из фильма «Бездомный пес». 1949 год Toho

В 1952 году фильм «Жить», при создании которого автор отталкивался от повести Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича», получил специальный приз Берлинского кинофестиваля. Западная публика стала смотреть на Куросаву как на режиссера фильмов о послевоенном японском социуме. В Японии такого Куросаву узнали раньше благодаря фильмам «Пьяный ангел» (1948) и «Без­дом­ный пес» (1949): в них поднимается тема поражения Японии в войне и трудностей адап­та­ции к новому мироустройству. Эти фильмы станут хорошим продолже­нием знакомства с «современным» Куросавой. «Пьяный ангел» примечателен и тем, что положил начало популярному в послевоенном кинематографе жанру о японских гангстерах якудза.

После знакомства с гангстерскими фильмами самое время приступать к просмотру костюмных лент Куросавы. Эти фильмы часто переосмысливают исторические стереотипы с позиций современности  Западных кинокритиков восхищали не толь­ко гуманистический посыл и техническое совершенство фильмов Куросавы, но и во­сточная экзотика — причудливые костюмы и декорации фильмов, непривычная внеш­ность актеров. Самого режиссера такая оценка не очень радовала. К японскому Средневековью он обращался, чтобы в отвле­ченной форме говорить о проблемах совре­менного общества, а вовсе не для того, чтобы воспевать традиционную японскую куль­туру. К сожалению, не все на Западе это понимали..

Деконструкция идеализированного образа самурая, начало которой было положено в «Расёмоне», нашла продолжение в блистательном блокбастере «Семь самураев». Красочные баталии снимали одновременно на три кино­камеры — фирменный прием Куросавы и важнейшее из его технических нововведений. Продолжить самурайскую линию можно фильмами «Трое негодяев в скрытой крепости» и «Телохранитель».

1 / 6

Кадр из фильма «Семь самураев». 1954 год Toho

2 / 6

Кадр из фильма «Трое негодяев в скрытой крепости». 1958 год Toho

3 / 6

Кадр из фильма «Телохранитель». 1961 год Toho

4 / 6

Кадр из фильма «Трон в крови». 1957 год Toho

5 / 6

Кадр из фильма «Идиот». 1951 год Shochiku

6 / 6

Кадр из фильма «На дне». 1957 год Toho

Последний важный пункт — экранизации западной литературной классики. «Трон в крови» (1957) вдохновлен шекспировским «Макбетом», в основе фильма «Ран» (1985) — «Король Лир». Шедевры русской литературы нашли отражение в картинах Куросавы «Идиот» (1951) и «На дне» (1957). 

Аудио!

Курс «Культура Япо­нии в пяти предметах»

О том, почему японский меч — не меч, как росписи ширм отразились в кино и зачем всем пить чай из одной чаши

Беспредел (2010)

Эффектный гангстерский фильм про горячих японских парней с натуралистичными сценами и захватывающим сюжетом про передел власти. Якудза Отомо наблюдает, как члены преступных кланов попирают клятвы и традиции в борьбе за влияние в новых условиях. Время суровых героев со старинным кодексом чести уходит с криминальной сцены Японии. Пробил час финансистов с двойной игрой, предательством и пренебрежением к данному слову. Какие метаморфозы происходят с членами якудзы в мире коррупции, где деньги решают всё?

Оригинальное названиеAutoreijiЖанрКриминал, драма, триллерАктерыТакеши Китано, Киппэй Сина, Рё Касэ, Фумиё Кохината…СтранаЯпонияРейтингКинопоиск – 7.1, IMDb – 6.8Возрастные ограничения18+

С кем работал Куросава

Акира Куросава на съемках фильма «Семь самураев». 1954 год

Важное место в фильмах Куросавы занимает тема наставничества, тради­ционно почитаемая в японской культуре. Роль старшего друга, отца, мудрого советчика часто играет Такаси Симура

Исполнитель главной роли фильма «Жить» начинал свою карьеру на театральной сцене. Не обладая звезд­ной внешностью, он стал звездой послевоенного японского кинематографа благодаря своему неординарному таланту, который полностью раскрылся в фильмах Куросавы. Роль младшего напарника Симуры, как правило, доста­валась Тосиро Мифунэ. До прихода в кино Мифунэ шесть лет отслужил в армии, где работал в отделе фотосъемки. После демобилизации он надеялся стать кинооператором, но руководство студии Toho решило, что молодой человек киногеничен и больше годится в актеры — и действительно, Мифунэ долгие годы считался эталоном мужской красоты и маскулинности. В жизни Мифунэ и Симура дружили семьями. 

Талантливый оператор Кадзуо Миягава работал с Куросавой только на фильмах «Расёмон» и «Телохранитель», однако его роль в творческой карьере режиссера неоспорима. В детстве Миягава учился традиционным видам живописи тушью (суйбокуга), и невозможность использовать яркие краски очень его огорчала. Позже в своих воспоминаниях он писал, что именно навык монохромной живописи больше всего пригодился ему, когда он стал оператором и начал работать с черно-белой пленкой. Для кадров ливня в пер­вых сценах «Расёмона» Миягава использовал воду, разбавленную тушью. В сценах, где действие происходит в лесу, Миягава осуществил заветную мечту Куросавы снять солнце. Для этого были придуманы специальные фильтры, затемняющие объектив и позволяющие направлять кинокамеру прямо на ис­точник света. Чтобы естественный свет максимально равномерно распреде­лялся под кронами деревьев, вместо обычных отражателей использовались большие зеркала. Все эти технические находки стали результатом творческих поисков Миягавы.

Невозможно завершить рассказ о Куросаве, не упомянув Тэруё Ногами. Окон­чив библиотечный колледж и проработав несколько лет в газете, а затем в издательстве, Тэруё устроилась работать на киностудию Daiei. В 1950 году Ногами оказалась на съемочной площадке фильма «Расёмон». Ей едва исполнилось двадцать три года, и это была ее первая самостоятельная работа в качестве ассистента режиссера по сценарию. В этой должности, а позже как линейный продюсер она работала с Куросавой вплоть до его последнего фильма «Еще нет» (1993). При жизни режиссера Тэруё Ногами была его незаменимым помощником и отвечала за все происходящее на съе­моч­ной площадке. После смерти Куросавы Тэруё Ногами посвятила ему множество статей. Самая известная ее работа называется «Waiting on the Weather: Making Movies with Akira Kurosawa» (2001)  «Ждем погоду. Бок о бок с режиссером Акирой Куросавой» (англ.).. 

Ненормальный творец – открывая дверь в миры Одзу

Однако действительно ли фильмы Одзу такие уж вялые и безжизненные? И действительно ли они олицетворяют традиционную японскую красоту и эстетику? С этими утверждениями, например, спорит автор книги «Режиссер Одзу Язудзиро», выпущенной в 1983 г., Хасуми Сигэхико. Он подкрепляет свои доводы конкретными сценами из фильмов, где показан фирменный прием Одзу – та самая низкая постановка камеры – и то, как действующие лица обмениваются прямыми говорящими вгзлядами. До Одзу Ясудзиро ничего этого не было даже в мировом кинематографе, не говоря уже о японском. Он произвел радикальные, революционные изменения в самом жанре кино.

(слева) «Осенний день», 1960. (справа) Blue-ray DVD «Осенний день», ¥4935 1960/2013 Shochiku Co., Ltd.

Чем больше смотришь фильмы Одзу, тем лучше видно, насколько необычен монтаж его поздних произведений. Обычно, когда два человека в фильме разговаривают, в том, как они смотрят друг на друга, конечно, присутствует определенный единый принцип, однако в фильмах Одзу каждый вгзляд полностью контролировался режиссером, порой смело отступая от общего принципа. Такие моменты внушают нам, зрителям, большое удивление.

Как раз в это время отношение к Одзу Ясудзиро мировой общественности вышло на новый уровень. Например, в 1985 г. был показан документальный фильм Вима Вендерса, поклонника творчества Одзу, «Токио-га».

Также внимание зрителя обратилось на некоторые из его ранних произведений,  которые раньше не вызывали особого ажиотажа. В ранних фильмах Одзу Ясудзиро, включая немое кино, есть много элементов очевидного подражания голливудскому стилю

Например, гангстерский фильм «Подставная девушка» (1933) очевидно был создан Одзу как дань голливудской традиции. Многим позже, в 1952 году, Мидзогути Кэндзи изобразит в своем фильме «Жизнь Охару, куртизанки» угнетенную женщину, которую сыграет Танака Кинуё и которая расхаживает по веселым кварталам, нарядившись в роскошное платье и периодически демонстрируя свой пистолет. 

(слева) «Подставная девушка», 1933. (справа) «Коллекция Shochiku DVD «Фильмы того времени»: «Этой ночи жена» и «Подставная девушка»», ¥2800 1930・1933 Shochiku Co., Ltd.

Искусство кино, распространясь по миру, обычно оказывает влияние на зрителей вне зависимости от географических границ

Таким образом, если обратить внимание на ранние фильмы Одзу, созданные под явным влиянием американского кино, то нельзя не заметить разительной разницы между довоенным и послевоенным стилем Одзу Ясудзиро

13 убийц

В 2010 году состоялся премьерный показ одного из лучших фильмов японского кинематографа – «13 убийц». Современная картина является новой версией киноленты, снятой в 1963 году режиссёром Э. Кудо.

Япония управляется силами решительных и грозных военачальников. Борьба между кланами не прекращается. Стремление к власти и могуществу провоцирует открытое противостояние и кровопролитные стычки. Простой народ устал от непрекращающейся вражды, но не имеет силы, чтобы воздействовать на мнения привилегированных граждан. Отряд из 13 профессиональных убийц намеревается свергнуть влиятельного узурпатора. Ими движет желание мести, необходимость следования долгу и обязанность восстановить справедливость. Намерение подобраться ближе к цели практически невыполнимо: малочисленной команде противостоит несметное количество телохранителей неприкасаемого лидера Акаси.

Затоiчи (2003)

Исторический фильм, самурайский боевик, который получил пять премий Японской киноакадемии. Действие его разворачивается в феодальной Японии. Сюжет сложный, состоит из нескольких переплетающихся между собой линий. Затоiчи – так зовут слепого странника. Он путешествует по стране, зарабатывая на пропитание массажем и игрой в кости. В этот раз он попадает в небольшой городок. Население его живет в страхе: здесь правит шайка Гиндзо. Затоiчи знакомится с братом и сестрой Наруто. У них есть цель – отомстить за убийство родителей, а пока они путешествуют под видом гейш. Затоiчи тоже не так прост как кажется. Он отличный воин, искусно владеет мечом и может быть сможет помочь «гейшам» …

«Двуличная девчонка»

Все тайное рано или поздно становится явным.

Ника Тамия – самая красивая девочка в школе. Настоящая «королева». Самая популярная, стильная и красивая, да и учится на отлично. Но такой Ника предстает только в школе. Переступая порог своего дома, она буквально становится серой мышкой. Треники, гульки и совершенно развязное поведение – именно такая Ника на самом деле.

Дома популярную девчонку ждут видеоигры, стопка комиксов и бесформенная одежда. Имидж Ники продолжал бы оставаться безукоризненным, если бы в школе не появился новый ученик – Камияма Арата. Он узнает про скелеты в шкафу Тамии. Теперь ей грозит разоблачение. Но история переворачивается, когда новичок в школьная красавица влюбляются друг в друга.

Бродяга Кэнсин (2012)

Популярный японский фильм основан на первой части легендарной манги об убийце Кэнсине, ставшем самураем-бродягой и защитником людей во искупление былых грехов. В Токио его пути пересекаются с красавицей Каору, инструктором школы кэндо. Однако отношениям мешает вмешательство опиумного дельца, банде которого понадобился додзе Каору. Для Кэнсина вновь настаёт время крушить врагов. Плюсом киноадаптации манги стали костюмы и декорации Японии XIX века, а также минимум компьютерной графики в боевых сценах.

ТрейлерОригинальное название: Ruroni Kenshin: Meiji kenkaku roman tan Жанр: Боевик, драма, мелодрама Актеры: Такэру Сато, Ю Аои, Эми Такэи, Го Аяно… Страна: Япония Рейтинг: Кинопоиск – 7.5, IMDb – 7.5

Принцесса Мононоке (Mononoke-hime), 1997

Прекрасный красочный мультфильм Хаяо Миядзаки, рассказывающий о парне Аситака, живущем в деревне далеко на Востоке, докуда не доходят вести из мира. Однажды жители видят стремительно гибнущий лес и вепря-оборотня, который охвачен ненавистью ко всему живому.

Аситака, не колеблясь, отправляется на бой с оборотнем, сначала лишив его зрения, а потом и убив. Но демоническое существо успевает наложить свое проклятие, теперь Аситака обречен. Он отправляется в другие края, чтобы найти лекарство для себя, и по пути встречает разбойников, грабящих деревню и убивающих жителей. Желая защитить невинных, Аситака бросается в бой, где становится ясно, что проклятие хоть и причиняет массу боли, но и дает невероятную силу, питаемую ненавистью человека.

Спустя некоторое время Аситака становится свидетелем еще более масштабного противостояния – людей и леса. По одну сторону принцесса леса Мононоке, с другой – люди, добывающие железо в округе и вырубающие для этого лес. Это не просто стычки, это война. К этому присоединяются люди императора, которые хотят забрать голову Лесного бога, чтобы управлять им.

Но на чьей стороне правда? Если правы лесные жители и Лесной бог, то люди умрут с голода без торговли железом. А если люди – погибнет многовековой лес и его жители…

«Паприка»

Если вы хотите посмотреть топ-аниме, то можете смело включать картину «Паприка». Она рассказывает о враче Таките, который обнаружил неординарный способ борьбы с психическими расстройствами. Он изобретает устройство, с помощью которого может подсматривать за снами пациентов.

Его руководитель, доктор Ацуко, решается на рискованный эксперимент — применять это устройство до того, как оно прошло все необходимые лабораторные испытания. С помощью 18-летней девушки Паприки Ацука проникает в мозг к своим пациентам и начинает лечение.

В самый неподходящий момент в историю вмешиваются злодеи, которые похищают уникальный аппарат и используют его во вред. Так что, если вы раздумываете, какое аниме посмотреть, «Паприка» — ваш выбор.

Литература

  • Выставка Японское кино. — М. : ВОКС, 1929. — 24 с.
  • Sharp, Jasper. Historical Dictionary of Japanese Cinema. — Plymouth: Scarecrow Press, 2011. — 523 с. — ISBN 9780810875418.
  • The Oxford Handbook of Japanese Cinema / Miyao, Daisuke. — New York: Oxford University Press, 2014. — 483 с. — ISBN 9780199731664.
  • Routledge Handbook of Japanese Cinema / Bernardi, J and Ogawa, S.. — New York: Routledge, 2020. — 381 с. — ISBN 9781315534374.
  • Yomota, Inuhiko. What is Japanese Cinema? A History HISTORY. — New York: Columbia University Press, 2014. — 248 с. — ISBN 9780231549486.
  • Richie, D. and Anderson, J. The Japanese Film: Art and Industry. — New York: Grove Press, 1959. — 456 с.

Почему ты не играешь в аду? (2013)

Якудза Тайдзо обещал жене, севшей в тюрьму на 10 лет, что их дочь Мицуко сыграет роль в кино. В последний момент отцу удаётся выполнить клятву – он находит любителя-киномана со съёмочной группой, снявшего на камеру реальную битву кланов с участием девушки. У актёра, исполняющего роль режиссёра-фанатика, на съёмках от усердной игры поднималась температура до 39 градусов. Несмотря на фонтаны крови и отрубленные конечности, на выходе получился интересный японский фильм в комедийном стиле, с мультяшными свирепыми разборками.

Оригинальное названиеJigoku de naze waruiЖанрБоевик, комедияАктерыДзюн Кунимура, Фуми Никайдо, Синъити Цуцуми…СтранаЯпонияРейтингКинопоиск – 6.7, IMDb – 7.2

Телохранитель (Yôjinbô), 1961

«Телохранитель» — тоже фильм Акиры Куросавы. Он довольно легко и непринужденно повествует о небольшом эпизоде из жизни городка незадолго до революции Мэйдзи (19 век). Бедный самурай решает помочь жителям города, который терроризируют местные бандиты. А те только дерутся и играют в кости целыми днями да ненавидят друг друга. А что самое неприятное: молодежь стремится уйти в бандиты, потому что хочет легкой красивой жизни.

Этот фильм отличается от подобных тем, что самурай-помощник не бросается грудью на амбразуру, а хитростью стравливает банды «Беглые преступники» и «Игроки» между собой, чтобы потом добить оставшихся. Для этого он нанимается в одну из банд телохранителем, до этого устроив показательную расправу над членами второй бандой. А потом начинает игру «на два фронта».

Некоторые могут возразить, что фильм не настолько хорош, чтобы находиться в ТОП-10, однако у него неспроста такой высокий рейтинг: лента отличается тем, что в ней используется особенная операторская и актерская работа, а сам фильм рассказывает об игре на людских пороках и желаниях. В целом получилось ненавязчиво и интересно, даже есть над чем посмеяться – там много юмористических персонажей.

Дневник Умимати (2015)

Теплый семейный фильм о родственных связях. Сати, Ёсино и Тики – сестры. 14 лет назад они потеряли родителей. Нет, они не погибли. Отец ушел к другой женщине, а мать бросила девочек, так как не могла справиться со своим горем. Их воспитала бабушка, но главой семейства пришлось стать Сати, которая на тот момент еще училась в школе. Забота о младших сестренках легла на ее хрупкие плечи. Когда девушки повзрослели, они остались самыми близкими людьми друг для друга. Когда их отец умирает, они решают попрощаться с ним и приезжают на похороны. Девушки узнают, что у отца были дочь. 13-летняя Сюдзю осталась сиротой. Сати, Ёсино и Тики делают ей предложение, от которого она не может отказаться. Сюдзю дает свое согласие, теперь она будет жить вместе с сестрами…

Королевская битва (2000)

Фантастический триллер. В стране нестабильная ситуация. В результате экономического кризиса более 15% населения остались без работы. Даже школьники решили вмешаться и устроить бойкот. Власти находят выход из положения и запускают проект «Королевская битва». 42 старшеклассника отправляются на остров, обратно вернется только один. Это игра на выживание, которая проходит под объективами телекамер. Выбора нет. На шее у каждого школьника металлический обруч, который взрывается если он не выполняет условия игры. Ребята растеряны, но им ничего не остается как начать борьбу за выживание…

Заключение

Как уже ранее описывалось, японские фильмы – это нечто созерцательное. Отсылаясь к буддизму, который учит всеобщей просветлённости, можно сказать, что японское созерцательное кино как раз отсылает к высшей точки духовного познания – к нирване. Японские фильмы неторопливы, человек как будто попадает в сам фильм. Наличие очень малого числа диалогов или почти их полное отсутствие заставляет задумываться не над внешней оболочкой самого фильма, а над тем, что же режиссер хочет нам сказать. Созерцательность фильма, так же как и его тишина даёт предпосылки подсознанию. Наверное, во время просмотра японских фильмов именно созерцательного жанра, отдыхает не только тело, но и разум и душа.
И нельзя не сказать пару слов о японских фильмах ужасов, которые прославились на весь мир благодаря американским римейкам. Самые знаменитые из них это, пожалуй, «Звонок» и «Проклятие». В обоих фильмах фигурирует образ зла в целом в лице маленькой мёртвой девочки (или мальчика, как в «Проклятии»), которые мстят за свою смерть. Одним из важнейших элементов синтоизма является отношение японцев к духам умерших людей. Почитая и уважая их, в фильмах этого жанра, напротив, японцы пытаются уничтожить зло в лице этих духов. Можно сказать, что этим режиссёры пытаются показать какую-то боязнь перед духами. Люди боятся чем-то разгневать духов и тем самым навлечь на себя их ярость.

Еще можно, кроме самого кинематографа, рассмотреть напоследок одно из самых знаменитых культурных направлений Японии, а именно анимационное направление. Аниме – это мультфильмы, которые во всём мире смотрят и взрослые и дети. Одними из самых популярных аниме, известных во всем мире широкой аудитории, являются, пожалуй, рисованные шедевры Хаяо Миядзаки «Ходячий замок» и «Унесённые призраками». В последнем мультфильме были использованы очень многие божества, ками, которые помогали маленькой девочке выбраться из мира призраков и при этом спасти своих родителей.

Эстетика всего японского кинематографа включает в себя умиротворенность дзен-буддизма, его созерцательную основу. И, конечно, в большинстве фильмов или аниме японцы стараются воздать уважение и тем божествам или духам, которым они поклоняются.
В этом, возможно, заключается главная эстетическая линия японского кинематографа. В познании жизни простых людей через призму мифологических и философских знаний этого народа. Ермолович Евгения, Энциклопедия для детей. Т.6 Религии мира. ч.2. М:Аванта+,2004., Козловский Ю.Б. Философия экзистенциализма в современной Японии. М., 1975, Wikipedia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector