Борис стругацкий
Содержание:
Полдень Вселенная
Действие нескольких книг братьев Стругацких происходит в Мир полудня, также известная неофициально как Вселенная Странников. Название происходит от названия одного из их текстов, Полдень: 22 век.
Основными характеристиками полуденной Вселенной являются: очень высокий уровень социального, научного и технологического развития; творчество населения в целом; и очень значительный уровень социальной зрелости по сравнению с современным миром. Например, этот мир не знает денежного стимулирования (действительно, денег не существует), и каждый человек занимается профессией, которая его интересует. Земля полуденной Вселенной управляется глобальным меритократический совет в составе ведущих ученых и философов мира. Этот полуденный мир был четко назван в их романах «Миром коммунизма», что было удобно для публикации их романов в СССР, где Коммунистическая партия решала, будет ли книга напечатана и одобрена для массового тиража.
Полуденная Вселенная была описана авторами как мир, в котором они хотели бы жить и работать. Он стал очень влиятельным, по крайней мере, для поколения советских людей, например, человек мог цитировать книги Стругацких и быть уверенным, что его поймут. Сначала авторы думали, что Полуденная Вселенная станет реальностью «сама по себе», но потом они поняли, что единственный способ добиться этого — изобрести Высшую Теорию Воспитания, сделав воспитание каждого человека уникальным делом.
Одна из важных сюжетных линий этих книг касается того, как развитая человеческая цивилизация тайно управляет развитием тех, кого считают менее развитыми. Агенты человека известны как Прогрессоров. В то же время некоторые люди подозревают, что существует очень продвинутая космическая раса под названием Странники, которая «развивает» само человечество.
Литература
Пока одни считают, что все писатели занимались сочинением рассказов еще в детстве и знали свое будущее призвание с малого возраста, биография братьев Стругацких доказывает обратное.
Два гения литературы родились в момент из-за бутылки шампанского. Этот алкогольный напиток был призом, который стоял на кону в споре: молодые ученые заявили супруге Аркадия, Елене Ильиничне, что смогут проявить своей литературный талант. В тот вечер предметом дискуссии была слабость современной фантастики.
Братья Стругацкие
Таким образом, в 1959 году у братьев Стругацких вышла первая книга под названием «Страна Багровых туч»: черновик был готов уже в 1957-м, а сама книга вошла в цикл «Мир полудня».
Дебютное произведение писателей окунает читателя в эпоху Союза Советских Коммунистических республик. Главный действующий герой–специалист по транспортным машинам Алексей Быков – получает предложение поучаствовать в экспедиции на Венеру.
Книга братьев Стругацких «Страна Багровых туч»
Литераторы наделили свое произведение детективным элементом: в сюжете книги имеется загадка гибели геолога Тахмасиба, который вместе со своей командой умер в предыдущей экспедиции. В романе рассматривается не только технологический прогресс, но и соотношения общественного блага и индивидуальных желаний человека.
Борис Натанович работал только над заключительной частью романа, которая носит название «На Венере». «Страна багровых туч» стала первым произведением в послужном списке братьев Стругацких, которое написано по частям. В дальнейшем писатели договаривались о фабуле романа или рассказа и составляли определенный сюжетный план. Мужчины привыкли работать в тандеме, но небольшие произведения они сочиняли отдельно друг от друга.
Книги братьев Стругацких «Пикник на обочине» и «Трудно быть богом»
Книголюбы считают, что большинство сочинений братьев написано в жанре научной фантастики, однако Борис предпочитал говорить о «реалистической фантастике». Писатель старался делать главными героями не вычислительные машины, роботов и другие технологические новшества, а человека, раскрывая его характер и судьбу: космос, планеты и техника будущего служили декорацией.
После смерти брата Борис Натанович продолжил заниматься литературой, взяв себе псевдоним С. Витицкий. Из-под пера Стругацкого вышло два полноценных романа. Первый «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» (1994—1995) повествует об инженере-программисте Станиславе Красногорове, который считает, что судьба оберегает его от неминуемой гибели и спасает в различных ситуациях.
Книги братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» и «Обитаемый остров»
Другое произведение Бориса называется «Бессильные мира сего» (2003), которое С. Бондаренко назвал самым трудным в библиографии Стругацких. Книга имеет три сюжетные линии, которые пересекаются друг с другом, а имена и прозвища главных героев перемешаны намеренно. Все события романа укладываются в одну неделю зимнего месяца.
Кроме того, Стругацкий занимался переводом зарубежной литературы, познакомив русских читателей с Андре Нортоном, Холом Клементом и Джоном Уиндэмом.
Пик творческой мысли
Братья вновь обращаются к Миру Полудня в романах «Жук в муравейнике», «Премия «Аэлита» и «Волны гасят ветер». Эти произведения подвели окончательную черту под утопической темой в творениях Стругацких. По их мнению, технический прогресс не в состоянии принести человеку счастья, если он не сможет отказаться от своей животной сущности, отягощенной злобой и агрессией. Именно воспитание способно сделать из обезьяны настоящего Человека с большой буквы – разумный и интеллектуальный итог человеческого развития, по мнению братьев Стругацких. Тема роста над собой и воспитания личности звучит в романе «Отягощенные злом, или Сорок лет спустя».
Последней общей работой Стругацких стала пьеса «Жиды города Питера, или Невеселые беседы про свечах», которая стала своеобразным предупреждением излишне рьяным оптимистическим надеждам человека последнего времени.
Сталкер
Само слово придумано не Стругацкими: существительное stalker есть и в английском языке, однако традиционно переводится как «охотник» или «упорный преследователь». Авторы «Пикника на обочине» наполнили его принципиально новым содержанием: сталкеры — профессиональные правонарушители, проводники по Зоне Посещения, напичканной опасными ловушками, охотники за инопланетными артефактами. Значительный вклад в популяризацию термина внес Андрей Тарковский, снявший в 1979 году по мотивам «Пикника…» двухсерийный фильм «Сталкер». Сегодня слово «сталкер» чаще всего звучит, когда речь заходит о ликвидаторах аварий на атомных электростанциях, исследователях заброшенных городов и поселений — всех тех, чья деятельность связана с проникновением в закрытую и безлюдную урбанизированную зону.
[править] Экранизации
- — «Понедельник начинается в субботу» ЛенТВ (режиссёр А. Белинский, в ролях: В. Смирнов, Н. Слободская, О. Лянсберг, Л. Секирин, В. Костецкий, Р. Литвинов, В. Тыкке, М. Розанов, Д. Волосов, В. Арсентьев.)
- — чехословацкое телевидение сняло мини-сериал по мотивам повести «Пикник на обочине» под названием Návštěva z Vesmíru (Визит из космоса). Сериал был разгромлен критикой и на данный момент о существовании каких либо копий неизвестно.
- — «Отель „У погибшего альпиниста“» (режиссёр Григорий Кроманов)
- 1979 — «Сталкер» (режиссёр Андрей Тарковский)
- — «Космические пришельцы» (реж. Алексей Соловьёв, сценарий Аркадий Стругацкий, Мариан Ткачёв)
- — «Космические пришельцы 2» (реж. Алексей Соловьёв, сценарий Аркадий Стругацкий, Мариан Ткачёв, Алексей Соловьёв)
- 1982 — «Чародеи» (реж. К. Бромберг)
- — «Миллиард лет до конца света» (венг. Egymilliárd évvel a világvége előtt, реж. Ласло Феликс, сценарий Ласло Цетё Бернат, Петер Сентмихайи Сабо, Аркадий Стругацкий)
- — «Письма мёртвого человека» (реж. К. Лопушанский, сценарий В. Рыбаков, К. Лопушанский, Б. Стругацкий)
- — «Малыш» — телефильм, театральная постановка Центрального детского театра
- — «Дни затмения» (реж. А. Сокуров)
- — «Трудно быть богом» (реж. П. Фляйшман)
- — «Искушение Б.» (реж. А. Сиренко) по киноповести «Пять ложек эликсира»
- — «Неназначенные встречи» (чеш. Nesmluvená setkání, реж. Ирена Павласкова) по повести «Малыш»
- — «Перед концом света» (греч. Πριν το τέλος του κόσμου, реж. Panagiotis Maroulis, сценарий Panagiotis Maroulis, Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий
- — «Гадкие лебеди» (реж. К. Лопушанский)
- — «Обитаемый остров» (реж. Ф. Бондарчук)
- — «6» (реж. Тимур Шин, по мотивам «Пять ложек эликсира»)
- 2012 — «Зона» (фин. Vyöhyke), независимая инди-киногруппа Pilman Radiant Pictures
- — «Трудно быть богом» (реж. А. Герман-старший)
- (?) — «Понедельник начинается в субботу» (продюсер Ю. Бахшиев, сценарий С. Лукьяненко)
Семья
Родители братьев – Натан Стругацкий и Александра Литвинчева – искусствовед и учительница. Имя отца братьев Стругацких говорит о его еврейском происхождении. Александра вышла замуж против воли родителей: из-за ее брака с евреем ее отношения с родственниками были разорваны. Отец братьев Стругацких служил во время Гражданской войны комиссаром кавалерийской бригады, позднее – политработником у советского полководца Фрунзе. После демобилизации он стал партийным функционером на Украине. Там он встретил свою будущую жену. В январе 1942 года командир роты народного ополчения и сотрудник Публичной библиотеки имени Салтыкова-Щедрина трагически погиб, в то время как его жена скончалась в глубокой старости, вскоре после получения звания заслуженной учительницы Российской Федерации и кавалера ордена «Знак Почета».
↑ Аркадий Стругацкий
Будущий писатель появился на свет в Батуми 28 августа (1928), но впоследствии жил в Ленинграде. Его отец был искусствоведом, мать же работала учительницей. Когда началась Великая Отечественная война, аркадий трудился на строительстве укреплений, после – в мастерской по изготовлению гранат. В 1942 году его и отца эвакуировали из блокадного Ленинграда. Их поезд разбомбили и Аркадий оказался единственным, кто выжил из всего вагона. Отца пришлось похоронить в Вологде, а сам он оказался в Оренбурге (тогда Чкалове). В эвакуации он работал на пункте приема молока и оттуда же, из Оренбурга, был призван на службу в армию. Учился он в артучилище города Актюбинска и уже перед самым выпуском, в 1943 году его откомандировали в Военный институт иностранных языков города Москвы. Аркадий закончил его в 1949 году, получив специальность переводчика с японского и английского языков. По специальности военного переводчика он долгое время работал на Дальнем Востоке, пока, в 1955-ом не демобилизовался. На гражданке Аркадий Стругацкий трудился в «Реферативном журнале», а потом – редактором в Госполитиздате и Детгизе. Писателя не стало двенадцатого октября 1990 года.
Жизнь и работа
Переведенный рассказ Стругацких появился в « Удивительных историях» в 1959 году.
Братья Стругацкие ( братья Стругацкие или просто Стругацкие ) родились у Натана Стругацкого, искусствоведа, и его жены, учительницы. Их отец был евреем, а мать — русской православной . На их раннее творчество повлияли Иван Ефремов и Станислав Лем . Позже они разработали свой собственный уникальный стиль написания научной фантастики, который возник в период советского рационализма в советской литературе и превратился в романы, интерпретируемые как произведения социальной критики .
Самый известный из них — « Пикник на обочине » переведен на английский как « Пикник на обочине» . Андрей Тарковский адаптировал роман к экрану в роли Сталкера (1979).
Альгис Будрис сравнил их «Чрезвычайный случай» и «Странники и путешественники» Аркадия с таковым Эандо Биндера . Несколько других их художественных произведений были переведены на английский, немецкий, французский и итальянский языки, но не получили такого же признания критиков, как признание их русской публикой. Однако братья Стругацкие были и остаются популярными во многих странах, включая Эстонию , Венгрию , Польшу , Болгарию , бывшие республики Югославии и Германию, где большинство их работ было доступно как в Восточной, так и в Западной Германии. Это известные российские писатели-фантасты с развитой фан-базой.
Братья Стругацкие были почетными гостями на Всемирном научно-фантастическом съезде 1987 года Conspiracy ’87 , проходившем в Брайтоне , Англия.
В 1991 году издательство Text Publishers выпустило собрание сочинений Аркадия и Бориса Стругацких.
Первое совместное творчество
Первым общим творением двух братьев Стругацких стал научно-фантастический рассказ «Извне», который они позднее переработали в повесть. Этот рассказ опубликовало издание «Техника – молодежи» в 1958 году.
В 1959 году братья выпустили свою первую книгу – «Страна багровых туч». По слухам, это произведение было создано на спор с супругой Аркадия – Еленой Ильиничной. К 1957 году был подготовлен черновик произведения, но редакция надолго отложила публикацию. С этим произведением связаны общими персонажами другие произведения: «Путь на Амльтею», «Стажеры» и рассказы из дебютного совместного сборника братьев Стругацких «Шесть спичек». Так начался длинный цикл о фантастическом мире будущего, который получил название Мира Полудня. По признаниям авторов, они бы сами желали жить в этой вселенной.
Много десятилетий братья Стругацкие были лучшими авторами советской литературной фантастики. Их многогранные творения отражали постепенное становление писательского мастерства и мировоззрения авторов. Каждое написанное произведение братьев инициировало новые споры и длительные дискуссии. Не раз критики сравнивали мир Стругацких с фантастическим миром будущего Ивана Ефремова, который он описывал в его знаменитом произведении «Туманность Андромеды».
↑ Творчество
Первые попытки писать прозу у обоих братьев были еще в ранней юности. К примеру, Аркадий Стругацкий свою первую повесть написал еще до начала войны, но рукопись была утеряна во время блокады («Находка майора Ковалева»). Борис же начал писать лишь с конца 50-х годов. Первой совместной работой авторов был рассказ «Извне», который в 1958 году был опубликован в журнале «Техника – молодежи». Позже этот рассказ был переработан в повесть с тем же названием. Уже в следующем, 1959-ом году увидела свет первая книга братьев Стругацких – «Страна багровых туч». За ней следуют продолжения этой повести, связанные общими героями. В 1960-ом – «Путь на Альматею», в 1962-ом – «Стажеры». Эти повести, а также первый сборник рассказов братьев – «Шесть спичек» — послужили началом многотомного цикла произведений о том мире, в котором автором хотелось бы жить самим, о мире будущего – Мире Полудня.
Первые романы авторов вполне соответствовали требованиям идеологии советского государства. «Полдень XXII века» — книга, написанная в 1962 году, даже стала программной. Книга повествовала о блестящих перспективах человечества: покорение космоса, блестящие умы правят миром, все люди являются невероятно творческими созидателями жизни. Однако самой главной темой для всех последующих книг советских фантастов – стала тема нравственного выбора человека – и в отличие от «Полдня…» в произведениях Стругацких стали мелькать тревожные ноты. «Попытка к бегству» (1962), «Трудно быть богом» (1965), «Хищные вещи века» (1965) – во всех этих книгах нравственный выбор героев далеко не так прост, ибо, как правило, выбор делается не между добром и злом, и между злом и очень большим злом. Стругацкие были чуть ли не первыми советскими писателями-фантастами, которые наделили своих героев чувствами, они первыми начали прогнозировать будущее. Аркадия и Бориса Стругацких по праву можно считать настоящими королями фантастического жанра.
Библиография
Большинство литературных трудов Борис создал совместно со своим братом Аркадием. В основном они написаны в жанре социальной и научной фантастики.
Сам Борис Стругацкий часто называл их реалистической фантастикой. Их главная цель была в том, чтобы отвести центральную роль в произведении человеку и его судьбе. Далекие планеты и невероятные технологии при этом были не более чем декорациями.
Первой книгой Стругацких стала повесть «Страна багровых туч», которая вышла в 1959 году. Действие этого произведения разворачивается в 90-е годы в Союзе Советских Коммунистических Республик. Главный герой — специалист по транспортным машинам с ядерным приводом Алексей Быков. Он приезжает в Москву и получает задание отправиться в экспедицию на Венеру.
В 1964 году вышла культовая научно-фантастическая повесть «Трудно быть богом». Действие в ней разворачивается в государстве Арканар, находящемся на другой планете. Уровень развития цивилизации, которая там обитает, сопоставим со Средневековьем на Земле. В Арканаре негласно работают сотрудники института экспериментальной истории с планеты Земля, которые наблюдают за развитием этого мира.
В 1965 году братья выпускают юмористическую фантастическую повесть «Понедельник начинается в субботу» о судьбе ленинградского программиста Александра Привалова. В произведении сатирически высмеиваются бюрократы, приспособленцы, жулики от науки.
Их последним совместным произведением стал роман «Отягощенные злом, или 40 лет спустя». Он вышел в 1988 году. В нем библейские сюжеты переплетаются с острыми современными проблемами. В центре событий молодежная группа под красивым названием «Флора» (аналог хиппи), главная проблема — в индивидууме, который идет против всех.
[править] Источники
- КЕЭ, том: 8. Кол.: 615–616.
Мир Полудня братьев Стругацких |
|
---|---|
Романы и повести |
Полдень, XXII век • Попытка к бегству • Далёкая Радуга • Трудно быть богом • Беспокойство • Обитаемый остров • Малыш • Парень из преисподней • Жук в муравейнике • Волны гасят ветер
|
См. также |
Страна багровых туч • Забытый эксперимент • Испытание СКИБР • Частные предположения • Путь на Амальтею • Стажёры • Хищные вещи века • Время учеников
|
Планеты |
Арканар • Земля • Ковчег • Радуга • Саракш • Саула • Второстепенные планеты
|
Расы |
Голованы • Леонидяне • Людены • Люди • Негуманоиды Ковчега • Странники • Тагоряне
|
Персонажи |
Лев Абалкин • Гаг • Леонид Горбовский • Максим Каммерер • Геннадий Комов • Рудольф Сикорски • Второстепенные персонажи
|
Разное |
Дело подкидышей • Нуль-переход • Прогрессоры • Профессии • Сонет Цурэна • Фукамизация • Массаракш • Страна Неизвестных Отцов • Хронология мира Полудня • Бойцовые Коты • Высокая теория воспитания • Стояли звери около двери • Оверсан
|
Экранизации |
Трудно быть богом (1989) • Трудно быть богом (2013) • Обитаемый остров
|
Игры |
Обитаемый Остров (Послесловие • Чужой Среди Чужих • Землянин) • Трудно быть богом • Обитаемый остров
|
Прочее |
Обитаемый остров (комикс) • Чёрная Пешка (повесть) |
Образование фантаста
Борис Стругацкий окончил школу в 1950 году. На выпуске получил серебряную медаль. Планировал поступать в Ленинградский государственный университет на физический факультет. Однако не был принят.
Тогда он решил учиться на математико-механическом факультете. В 1955 году получил диплом астронома.
В аспирантуру Борис Натанович Стругацкий, биография которого в начале жизни была связана только с точными науками, поступил в Пулковскую обсерваторию. Пытался защитить диссертацию, но и тут потерпел неудачу. Выяснилось, что ее тема была изучена и раскрыта за границей еще в 1942 году.
После этого Борис остался работать на счетной станции, которая располагалась при Пулковской обсерватории, в должности инженера-эксплуатационника. Трудился на счетно-аналитических машинах.
В 1960 году отправился на Кавказ в геодезическую экспедицию. В рамках программы поиска территории для установки Большого телескопа академии наук СССР проводил астроклиматические исследования.
«Понедельник начинается в субботу» (1965)
Как рассказывал сам Борис Стругацкий, в начале 1960-х годов его разыграла знакомая, заявив, что в ленинградском Доме книги продается новая книга Эрнеста Хемингуэя «Понедельник начинается в субботу». Подобные парадоксальные заголовки были вполне в духе зарубежного автора. Однако, убедившись, что это розыгрыш, авторы посмеялись и решили приберечь заголовок для одного из своих произведений.
Хотя Стругацкие избегали раскрывать имена прототипов героев повести, Борис Стругацкий подтвердил некоторые из циркулировавших слухов на этот счет. Так, главным прототипом профессора Выбегалло был Трофим Лысенко (советский агроном и биолог, создатель псевдонаучного направления мичуринской агробиологии), второстепенным – Александр Казанцев (советский и российский писатель-фантаст), а также один из уборщиков в Пулковской обсерватории. Основой характера Януса Полуэктовича Невструева стал директор Пулковской обсерватории Александр Александрович Михайлов. А Фёдора Симеоновича Киврина братья списали с Ивана Антоновича Ефремова (писатель-фантаст, палеонтолог, философ-космист).
Эрудиты обратили внимание на многочисленные литературные цитаты. Так, первая фраза повести «Я приближался к месту моего назначения» взята из повести Пушкина «Капитанская дочка»
Такое начало, по воспоминаниям Александра Щербакова, было принято в близкой к Стругацким писательской среде начала 1960-х как знак несерьезности текста. Сцена, в которой голодный Привалов читает описания различных трапез в «книге-перевёртыше», может являться отсылкой к «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыкова-Щедрина. А при упоминании Джузеппе Бальзамо Саша Привалов вспоминает повесть Алексея Толстого «Граф Калиостро»: ее сюжет знаком российскому зрителю по фильму Марка Захарова «Формула любви».
Есть прототипы и у некоторых персонажей из путешествия Привалова в описываемое будущее. Так, кибернетик, за которым гонится машина со скальпелем – намёк на рассказ Анатолия Днепрова «Суэма», в котором кибер диагностировал у своего создателя рак и пытался удалить опухоль без разрешения. Девушка из рефрижератора в пятнах пролежней – намек на эпизод из романа Олеся Бердника «Пути титанов». А кибернетические феодалы могли прийти в повесть из «Сказок роботов» Станислава Лема.
Книгу неоднократно пытались экранизировать еще в 60-70-е годы: одна из самых популярных баек гласит, что за проект должен был взяться Леонид Гайдай, якобы видевший в роли Привалова Александра Демьяненко, Романа Ойру-Ойру должен был играть Сергей Юрский, а Наину Киевну Горыныч – заслуженная Баба-Яга Советского Союза Георгий Милляр. Увы, после нескольких вариантов сценария в итоговых «Чародеях» от «Понедельника» не осталось почти ничего, кроме пары имен и идеи волшебного института.
Первоначально «Чародеи» должны были стать не мюзиклом, а телефильмом в стиле Эльдара Рязанова с песнями под гитару. К работе над песнями был привлечен знаменитый бард Юлий Ким, но написанные им тексты оказались почему-то «не в жилу». «Я сочинил двенадцать или тринадцать текстов, один другого лучше. И все они были – мимо. Никак я не попадал в тон, в стиль, в лексику картины», — сокрушался Ким. — И композитор Крылатов искренне мучился со мной. Пришлось мне отступиться от этой работы, тем более – сроки в кино беспощадны, а дело шло к срыву всех графиков. Спасибо Дербеневу, выручил группу». Тексты этих неполучившихся песен были опубликованы в 1990 году в сборнике текстов Кима «Летучий ковер».
В последнее время в сети активно ходят слухи о новой экранизации повести – к работе над сценарием одного из вариантов был привлечен даже давний поклонник Привалова и компании, писатель-фантаст Сергей Лукьяненко. Однако о том, дойдет ли он до экрана, до сих пор ничего не известно.
Понедельник начинается в субботу
0.0
Ваша оценка
0.0
Отменить оценку
фантастика
Аркадий и Борис Стругацкие
1964
Экранизации
Половина романов, созданных фантастами, экранизированы. Первой на экране зрители увидели повесть «Отель «У погибшего альпиниста», написанную в жанре фантастического детектива в 1970 году. В англоязычных странах повесть вышла под названием «Головоломка инспектора Глебски». Снял картину российский режиссер Григорий Кроманов. Детективная лента киностудии «Таллинфильм» вышла на экраны в 1979 году. В ней рассказывается об удивительных событиях, которые происходят в отрезанной от остального мира сошедшей с гор лавиной гостинице. Картина снята на эстонском языке и продублирована на русском.
Экранизация романа «Отель «У погибшего альпиниста»
Жизнь на киноэкране получило и произведение «Пикник на обочине», которое Борис и Аркадий Стругацкие написали в начале 70-х. Фильм получил название «Сталкер» и вышел на экраны в 1979 году. Сценарий к нему писался братьями Стругацкими вместе с режиссером Андреем Тарковским.
Андрей Тарковский и Аркадий Стругацкий на съемках «Сталкера»
В 1982 году советские зрители увидели замечательный новогодний фильм «Чародеи», ставший культовым. Далеко не все зрители, внесшие эту картину в перечень своих любимых фильмов, знают, что в его основе лежит произведение братьев-фантастов «Понедельник начинается в субботу». Правда, настолько измененное, что писатели даже попросили убрать из титров их имена. В любимой миллионами картине рассказывается романтическая и фантастическая история любви Алены Саниной и Ивана Пухова, которых разлучило колдовство директора института НУИНУ Киры Шемаханской.
В главных и второстепенных ролях «Чародеев» снялись любимые миллионами звезды российского кинематографа Александр Абдулов, Александра Яковлева, Валентин Гафт, Екатерина Васильева, Валерий Золотухин и Михаил Светин.
Александр Абдулов и Александра Яковлева в фильме «Чародеи»
Фильм «Дни затмения» Александра Сокурова, вышедший на экраны в 1988 году, как и «Чародеи», основан на произведениях Стругацких. При этом картину сложно назвать экранизацией. Драматург Юрий Арабов написал сценарий по мотивам повести «За миллион лет до конца света», написанной Аркадием Стругацким в соавторстве с братом, изменив детали произведения. Но фантасты не возражали против интерпретации повести и даже участвовали в создании сценария.
Знаменитая повесть Аркадия и Бориса Стругацких «Трудно быть богом» экранизирована дважды. В 1989 году немецким режиссером Петером Фляйшманом, а в 2013 российским режиссером Алексеем Германом. Это последняя лента, снятая Германом: ее выхода на экраны он, как и Аркадий Стругацкий, не дождался. В этой фантастической драме снялись Леонид Ярмольник, Юрий Цурило и Евгений Герчаков.
Леонид Ярмольник в фильме «Трудно быть богом»
В 1990 году режиссер Аркадий Сиренко презентовал картину «Искушение Б.». Фильм примечателен тем, что сценарий к нему написали сами братья Стругацкие, а за основу взят их роман «Пять ложек эликсира».
Фильм «Гадкие лебеди» режиссера Константина Лопушанского зрители увидели в 2006 году. Это экранизация одноименной повести Стругацких. Картину показали в рамках конкурсной программы «Кинотавр», она получила теплые рецензии критиков, но в широкий прокат не вышла.
Аркадий Стругацкий не дожил до экранизации одного из самых популярных произведений – романа «Обитаемый остров». Одноименная экранизация – лента-антиутопия – появилась в 2009 году, после смерти Аркадия Натановича. Экранизировать роман рискнул Федор Бондарчук. Фильм вышел в двух частях, в нем снялись Василий Степанов, Петр Федоров и Юлия Снигирь.