Голубкина анна: биография, фото и скульптуры

Отсутствие детей и мужа

Как относилась девушка к отсутствию детей и мужа: как к победе или как к поражению? Однажды Анна Голубкина сказывала одной девушке, хотевшей стать литератором: если желаешь, чтобы из твоих работ что-нибудь получилось выдающееся, не надо выходить замуж, не надо заводить семьи. Как говорила Анна, искусство не любит связанных рук. К искусству приходить надо со свободными, готовыми творить руками. Искусство — некий подвиг, нужно все позабыть, а в семье женщина — это пленница.

Впрочем, несмотря на то, что Голубкина была свободной женщиной и не имела никогда детей, она очень любила своих племянников, а также воспитала Веру — дочь брата. Среди работ Анны Семеновны Голубкиной особенно выделяется скульптура племянника Мити, родившегося больным и умершим, не дожив даже до одного года. Одним из самых своих любимых произведений Анна считала рельеф «Материнство». Из года в год она возвращалась к работе над данным творением.

У Голубкиной карманы всегда были набиты разными сладостями для деток, а в послереволюционное время — простой едой. Из-за детей Голубкина однажды чуть не умерла. Она приютила группку маленьких беспризорников, а эти дети опоили женщину снотворным, а затем ограбили.

Первая поездка в столицу Франции

Обучение поначалу проходило хорошо. Уже через год девушка перевелась в Московское живописное училище, где также изучались ваяние и зодчество. Тут Анна училась еще на протяжении трех лет. Наконец, девушка достигла вершины: она получила возможность обучаться искусству в петербургской Академии.

Однако в ее стенах Анна Голубкина всего провела несколько месяцев, после чего в 1895 году, преследуя новые поставленные цели, переезжает учиться во Францию в Париж. Однако в европейском городе к дамам-художникам тоже относились довольно несерьезно: стоит лишь вспомнить, как описывала Мария Башкирцева в собственном дневнике французских преподавателей-снобов.

Здесь Голубкиной также предлагали заняться салонным искусством, однако это к ее темпераменту абсолютно не подходило. Но не в этом суть беды. Хотя друзья женщины и ее мемуаристы о данном факте солидарно молчат, в последнее время были разгаданы некоторые тайны Анны Семеновны Голубкиной. Во Франции она серьезно заболела. Видимо, сказалась несчастная любовь. Ходили слухи, что Анна в Париже встречалась с каким-то французским художником. Когда Голубкина перешагнула в своей жизни 30-летний рубеж, она дважды хотела покончить жизнь самоубийством: сначала девушка бросилась в Сену, а затем попыталась отравиться. Одна известная художница Елизавета Кругликова, которая тоже жила в те годы в Париже, увезла несчастную на родину. В российской столице Голубкина по приезде ложится в психиатрическую клинику тогда знаменитого Корсакова. Это был самый неприятный период в биографии Анны Голубкиной.

Вам будет интересно:Актриса Алена Ермолаева: фильмы, биография, сведения

Московская выставка Голубкиной

В 1914 году официально состоялась персональная первая выставка 50-летней Анны Голубкиной. Она была организованна в стенах Музея изящных искусств (на сегодняшний день ГМИИ). Публика буквально ломилась, чтобы попасть на данное творческое мероприятие, прибыль от проданных билетов на выставку оказалась огромной. Анна Голубкина пожертвовала вырученные с выставки денежные средства на помощь раненым (ведь в эти годы началась Первая мировая война).

Все отечественные и зарубежные критики были в небывалом восторге от работ известного скульптора. Но Игорь Грабарь, желающий приобрести несколько скульптур Анны Голубкиной для размещения их в Третьяковке, поругал Голубкину за ее чрезмерную гордость: уж слишком высокая стоимость была за представленные работы. С выставки в итоге не было продано ни одного экземпляра.

Вам будет интересно:Эдриан Ньюи: величайший дизайнер Формула-1

Женщина-скульптор

Вам будет интересно:Альберт Кан: биография, личная жизнь, достижения, фото

Чудом было не то, что эта женщина прославилась. Чудо заключается в том, что Анна Голубкина сумела стать выдающимся скульптором. Как известно, в XIX веке женщинам овладеть такой профессией было довольно сложно.

Вам будет интересно:Марк Эванс: за что Адель ненавидит родного отца?

Вспомнить только нелегкий путь художницы поколения Анны Голубкиной — Елизаветы Мартыновой (которая позировала для «Дамы в голубом»), поступившей в художественную Академию в первый год, когда было дозволено это делать представительницам прекрасного пола. Студенток было в тот год около десятка, однако преподаватели смотрели на них со скепсисом. Анна Голубкина училась в данной Академии не на живописца, а на скульптора, а это считалось далеко не женским занятием.

История жизни Анны Семеновны Голубкиной

В законченном произведении прослеживается процесс работы над материалом, открывая становление художественного образа из его аморфной массы. Наиболее выразительно этот эффект проявляется в образах стихийных жизненных начал — «Огонь» (1900), «Кочка» (1904), «Земля» (1904), «Кустики» (1908). Двухфигурная композиция «Огонь» задумана для камина. Сжавшиеся в комок фигуры сидящих мужчины и женщины должны были быть расположены таким образом, чтобы трепещущий свет пламени освещал энергичные формы, наполнял сочную пластику драматической эмоциональной силой.

Годы напряженного и самозабвенного творчества, волнения, связанные с персональной выставкой 1914 года, подорвали здоровье Голубкиной. Тяжелая болезнь на. долгие годы лишает ее возможности плодотворно работать. До середины 20-х годов она работает преимущественно в малых формах: лепит модели детских игрушек, вытачивает из слоновой кости и морских раковин изящные камеи. Всецело отдает себя общественной и преподавательской деятельности, итогом которой стала книга-исповедь «Несколько слов о ремесле скульптора «. 

Перелом наступает в 1925 году. Голубкина работает интенсивно, с большим подъемом. Она выполняет портреты двух своих давних помощников — формовщика Г.И.Савинского (1925) и резчика по дереву И.И.Беднякова (1926), отдавая дань глубокого уважения человеку труда. Два характера, два мироощущения передает скульптор. В первом — оптимизм, радостное принятие жизни, во втором — вдумчивость, глубина переживаний. 

Портрет А.Н. Толстого, 1911

В 1927 году мастер работает над самыми известными своими произведениями — «Березкой» и портретом Л.Н.Толстого. 

Хрупкая фигура стоящей девушки — поэтический символ юности, пробуждения, готовности к жизни. Развевающееся на ветру платье облегает стройное тело, создавая множество складок, образуя наполненный трепетным движением силуэт. Очарование этого образа заключается в лирическом утверждении красоты, одухотворенной порывом. 

Образное решение портрета Л.Н.Толстого дано в иной интонации. Голубкину всегда волновала проблема творчества. Неоднократно обращалась она к теме человека-творца: Андрей Белый (1907), А.Н.Толстой (1911), А.Ремизов (1911). Портрет великого гения поражает титанической силой. Цельность натуры, волевая активность личности воспринимается как высшее проявление творческого начала человека. Духовная энергия образа передана мощью экспрессивной лепки. 

Кариатиды, 1911

«Березка» и бюст Л.Н.Толстого стали итогом творческого пути большого художника, каким была Анна Семеновна Голубкина. 

Через пять лет после ее смерти в бывшей мастерской в Левшинском переулке (ныне улица Щукина) открылся музей-мастерская А.С.Голубкиной, где бережно хранится большая часть художественного наследия скульптура.

Неудачная революционная деятельность

Анна Голубкина родилась при пожаре, и сама говорила, что у нее характер «пожарный». Женщина была бескомпромиссна и нетерпима. Несправедливость в жизни ее сильно возмущала. Во времена революции 1905 года Анна чуть было не умерла, когда останавливала лошадь казака, который разгонял рабочих. Так начались ее отношения с революционерами. По их заказу создает Голубкина Анна Семеновна скульптуру — бюст Маркса, также посещает в те годы конспиративные квартиры, из дома в Зарайске делает явку для нелегалов.

Через пару лет в 1907 году Анну арестовывают за распространение прокламаций и приговаривают к году заключения. Однако по причине психического состояния подсудимой ее дело было закрыто: женщину отпустили на волю под надзором полиции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector