«мона лиза» — описание картины леонардо да винчи

«Мона Лиза» — это не «Джоконда»?

Считается, что картина была написана около 1503—1505 года. Моделью для нее, по официальной версии, послужила современница великого живописца, в девичестве Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, портрет которой якобы заказал её супруг, флорентийский торговец шелком Франческо дель Джокондо. Полное название полотна – «Ritratto di Monna Lisa del Giocondo» — «Портрет госпожи Лизы Джокондо». Джоконда (la Gioconda) также означает «веселая, играющая». Так что, возможно, это прозвище, а не фамилия.

Впрочем, в искусствоведческой среде ходят слухи о том, что знаменитая «Мона Лиза» кисти Леонардо да Винчи и его же «Джоконда» — это две совершенно разные картины.

Дело в том, что никто из современников великого живописца не видел портрет завершенным. Джорджо Вазари в книге «Жизнь художников» утверждает, что Леонардо работал над картиной четыре года, но так и не успел ее закончить. Однако портрет, выставленный сейчас в Лувре, полностью завершен.

Другой художник, Рафаэль, свидетельствует, что видел «Джоконду» в мастерской да Винчи. Он сделал набросок портрета. На нем натурщица позирует меж двух греческих колонн. На известном всем портрете колонны отсутствуют. Судя по источникам, «Джоконда» также была большего размера, чем известный нам оригинал «Моны Лизы». Кроме того, есть свидетельства, что незаконченное полотно было передано заказчику – мужу модели, флорентийскому коммерсанту Франческо дель Джокондо. Затем она переходила по наследству из поколения в поколение.

На портрете же, называемом «Мона Лиза», предположительно изображена фаворитка герцога Джулиано Медичи Констанция д’Авалос. В 1516 году художник привез это полотно с собой во Францию. До самой кончины да Винчи картина находилась в его поместье под Амбуазом. В 1517 году она очутилась в коллекции французского короля Франциска I. Именно ее сейчас можно лицезреть в Лувре.

В 1914 году один британский антиквар всего за несколько гиней приобрел на вещевом рынке города Бас изображение Моны Лизы, которое счел удачной копией творения Леонардо. Впоследствии этот портрет стал известен как «Айуорская Мона Лиза». Он выглядит незаконченным, на заднем плане – две греческие колонны, как в воспоминаниях Рафаэля.

Затем полотно попало в Лондон, где его в 1962 году выкупил синдикат швейцарских банкиров.

Неужели между двумя разными женщинами существует такое сходство, что их перепутали? Или картина все-таки одна, а вторая – лишь копия, выполненная неизвестным художником?

Популярность произведения

Когда Леонардо завершил работу над картиной, современники оценили её высоко, но особого ажиотажа не наблюдалось. Со временем полотно было забыто. Снова о «Моне Лизе» вспомнили после того, как Теофиль Готье написал о «джокондовской улыбке» следующее: «Это слово немедленно вызывает в памяти сфинкса красоты, который так загадочно улыбается с картины Леонардо». Раньше зрители не замечали в «Джоконде» тайны. Её улыбку часто называли приятной, но не более.

В 1911 году произведение было похищено, в связи с чем поднялся шум. В газетах много писали о «Моне Лизе», выдвигали различные версии произошедшего. Всё это привело к возросшей популярности полотна. Картину украл сотрудник Лувра — итальянец Винченцо Перуджо. В 1914 году «Джоконду» нашли и вернули на место. Есть мнение, что сотрудник Лувра хотел увезти произведение в Италию, поскольку эта страна была родиной художника. Возможно, у похитителя были и другие мотивы.

Сейчас картина находится в Лувре, где экспонируется в большом зале. Она пережила несколько актов вандализма.

Ученики Леонардо

Возможно, что юный любовник Леонардо, будучи талантливым художником, создал копию работы учителя. Наличие одной или нескольких версий «Моны Лизы» еще не дает основание утверждать, что Леонардо своей рукой нарисовал две разные картины одну в 1503 году и вторую значительно позже. По мнению историков, другая «Мона Лиза», то есть отличная от той, что висит в Лувре, также вышла из мастерской художника.

Скорее всего, не один Салай скопировал «Мону Лизу» в мастерской Леонардо. В мадридском музее Прадо недавно была обнаружена копия, на которой голова, плечи и пальцы претерпели те же дорисовки, что Джоконда из Лувра. Кто-то вносил изменения в копию одновременно с оригиналом.

одна из копий Моны Лизы

Копирование картин прямо в мастерской или создание их версий, обычное дело для великих художников того времени, у большинства из них были мастерские и небольшие картины, например, изображение «Богоматери» писались в нескольких вариантах с помощью учеников. Для Леонардо это тоже привычная практика, можно назвать их работами под маркой Леонардо.

Художник и сам уверял, что существуют три вида картин — полотна высшего качества, к которым можно отнести «Мону Лизу», полотна средней руки такие как «Мадонна с веретеном» и другие образы «Мадонны» — созданные Леонардо и учениками и наконец, качественное ремесленничество, то есть работа из мастерской Леонардо. Есть достоверные сведения о подобных представлениях да Винчи.

Но доказывает ли это что «Мона Лиза» была создана в мастерской Леонардо, возраст холста совпадает, краски типичные для эпохи Леонардо. Ну, одно отличие ставит под сомнение ее подлинность все знаменитые работы Леонардо, «Мадонна с младенцем и святой Анной», «Иоанн Креститель», «Мадонна в скалах», были написаны на дереве, в отличие от Айзелуортской Мона Лизы. Зачем писать на холсте то, что уже изображено на дереве?

В библиотеке Ватикана хранится ценная коллекция Леонардо под названием «Кодекс Урбинос». В своем трактате о живописи Леонардо посвящает целую главу приемам работы с холстом. Он явно изучал, и набивал руку в живописи на холсте, не была ли Айзелуортская Мона Лиза одним из его экспериментов? Рентген картины поможет в этом разобраться.

В своем трактате мастер подробно описывает, как подготовить холст, но не упоминает использование чистых свинцовых белил, какое интересное упущение, но не для человека, стоящего на пороге новых открытий.

рентген снимок Айзелуортской Мона Лизы

Научные исследования говорят о том, что Леонардо использовал разные техники, такое ощущение, что каждая картина написана по-новому. Когда пишут по дереву базовый слой свинцовых белил оживляет цвета, придает им яркость и позволяет создать эффект трехмерного изображения, характерный для Леонардовской «Мона Лиза», но и сам рецепт смешивания красок уже само по себе произведение искусства.

2 вариант

Леонардо Да Винчи. Думаю, что это имя известно практически всем. И его знаменитые шедевры сохранились для нас с 15 века такие как «Мадонна Литта», «Тайная вечеря», «Дама с горностаем» другие. Стиль его картин узнаваем и их невозможно спутать с работами других художников. Чаще всего Леонардо Да Винчи писал портреты флорентийских состоятельных женщин.

Все произведения художника считаются шедеврами, но именно эта картина для Леонардо имела особое значение, было потрачено много страсти и времени. На картину потрачено было более четырех лет, доводя портрет до полного совершенства. Но он так и не достиг полного удовлетворения своей работой.  На картине изображена молодая женщина, сидящая на балконе

Он уделял внимание мелким деталям платья, волос, положению головы, корпуса тела, рук. Сзади героини портрета тщательно прорисован пейзаж: озеро, горные вершины, холмы, что предает величие портрету

Леонардо Да Винчи старался изобразить «Мона Лизу» с прической и макияжем, придерживаясь модным запросам того времени. Коричневые и золотисто-рыжеватые оттенки платья с оборками и небольшими складками придают портрету особый вид, подчеркивая статус дамы. Четко прорисованы детали кресла, на подлокотнике которого лежит левая рука, а сверху правая.

Волосы спадают на плечи Мона Лизы легкими прядями, как будто только после завивки. Поверх головы можно увидеть прозрачную едва заметную вуаль. В те далекие времена вуалью покрывали голову женщину, которые находятся в ожидании ребенка.

Взгляд у дамы с портрета задумчивый, томный, как будто она размышляет о скором будущем, планируя свою дальнейшую жизнь и жизнь своих близких.

За несколько веков оттенки красок картины немного изменились, стали темнее. Но задумка автора картины в контрастности выбранных тонов красок осталось и сейчас картина завораживает реалистичностью изображения. Особенности задумки автора портрета и сейчас производит неизгладимое впечатление.

Если обратить внимание на лицо героини портрета, то сразу не скажешь об эмоциях, но если хорошо присмотреться, то можно увидеть доброту и заботу, любовь, гордость, нежность. Высокий лоб Мона Лизы для того времени говорит о ее уме

Ее нельзя считать красавицей, но приятная внешность завораживает, ее улыбающиеся глаза светятся добротой и вниманием. Долго смотря на портрет, можно заметить проницательный взгляд, который устремлен на смотрящего.

Состояние картины

Ученые отметили, что Мона Лиза находится в довольно хорошем состоянии для своего возраста. На панели из тополя видны некоторые признаки деформации из-за сопротивления ее первоначальной раме и скобам, добавленным ранними реставраторами. Чтобы предотвратить расширение небольшой трещины, видимой около центра верхнего края картины, к задней части картины были добавлены ласточкины хвосты. Позже реставраторы наклеили на трещину тяжелый холст и заменили верхний ласточкин хвост.

Стекло, защищающее Мона Лизу, было заменено пуленепробиваемым чехлом после нескольких нападений в 1956 году, одно из которых повредило область около левого локтя субъекта. Таким образом, Мона Лиза избежала вреда от актов вандализма в 1974 году во время визита работы в Токио и в 2009 году, когда посетитель музея бросил в нее керамическую кружку.

Другие работы художника

Благовещение

К сожалению, нам ничего не известно о предыстории этой картины, на которой изображён архангел Гавриил, принёсший Деве Марии благую весть о том, что она избрана стать матерью Иисуса. Широкая публика об этом полотне ничего не знала до 1867 года, когда его переместили из женского монастыря близ Флоренции в галерею Уффици. Специалисты считают картину одной из ранних работ Леонардо, хотя встречаются и те, кто сомневается в его авторстве.

Дама с горностаем

Историю этой картины можно проследить лишь с конца XVIII века. Принято считать, что на ней изображена Цецилия (Чечилия) Галлерани, одна из любовниц герцога Лодовико Сфорца, миланского покровителя Леонардо. Горностай был геральдической эмблемой Сфорца, а греческое название этого зверька («гален») позволяет обыграть фамилию Цецилии. Девушка уже в юном возрасте прославилась своим умом и красотой. Леонардо сумел очень живо передать оба этих качества.

Тайная вечеря

Это самая большая и единственная сохранившаяся фреска Леонардо. Она была заказана для трапезной монастыря Санта-Мария- делле-Грацие близ Милана. Сюжет был традиционным для подобных помещений, но Леонардо очень оригинально решил его. Он взял тот драматичный момент, когда Христос сообщает своим апостолам, что один из них предаст Его. Леонардо поставил себе задачей изобразить различие реакций на эти слова и блистательно с этим справился.

Мадонна в скалах

Это самая загадочная картина Леонардо. Существует ещё одна версия картины в Национальной галереи в Лондоне. Странно то, что Леонардо, редко заканчивающий свои работы, мог написать два варианта одной картины. Художник получил заказ на алтарный образ для миланского Братства Непорочного Зачатия. Он исполнил его — это и есть «Мадонна в скалах», выставленная в Лувре. Остаётся непонятным, почему Братство отвергло первую (луврскую) картину и потребовало переписать её.

История

Леонардо да Винчи начал рисовать Мона Лизу около 1503 года, и он умер в своей студии в 1519 году. Вероятно, он работал над ней несколько лет, добавляя несколько слоев тонкой масляной глазури в разное время. Небольшие трещины в краске, называемые кракелюрами, появляются на всем протяжении картины, но они более мелкие на руках, где более тонкие глазури соответствуют позднему периоду Леонардо.

Французский король Фрэнсис I, при дворе которого Леонардо провел последние годы своей жизни, приобрел произведение после смерти художника, и оно стало частью королевской коллекции. На протяжении веков портрет был уединен во французских дворцах, пока повстанцы не объявили королевскую коллекцию достоянием народа во время Французской революции (1787–99). После периода, висящего в спальне Наполеона, Мона Лиза была установлена ​​в Лувре на рубеже 19-го века.

В 1911 году картина была украдена, что было сенсацией в СМИ. Люди стекались в Лувр, чтобы посмотреть на пустое место, где когда-то висела картина, директор музея подал в отставку, а поэт Гийом Аполлинер и художник Пабло Пикассо даже был арестован как подозреваемый. Два года спустя торговец произведениями искусства во Флоренции предупредил местные власти, что мужчина пытался продать ему картину. Полиция нашла портрет, спрятанный в ложном основании багажника, принадлежащего Винченцо Перудже, итальянскому иммигранту, который некоторое время работал в Лувре над подборкой картин, включая «Мону Лизу». Он и двое других рабочих сняли портрет со стены, спрятали его в шкафу на ночь и убежали с ним утром. Перуджа был арестован, судим и заключен в тюрьму, а Мона Лиза совершила турне по Италии, прежде чем триумфально возвратиться во Францию.

Во время Второй мировой войны Мона Лиза, выделенная как наиболее опасное произведение искусства в Лувре, была эвакуирована в места  сельской местности Франции, вернувшись в музей в 1945 году после объявления мира. Позднее она путешествовала по Соединенным Штатам в 1963 году, собирая около 40 000 человек в день во время своего шестинедельного пребывания в Музее искусств Метрополитен в Нью-Йорке и в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, округ Колумбия. Она также гастролировала в Токио и Москве в 1974 году.

«Сотворение Адама» – анатомическое искусство

Это одна из самых выдающихся композиций росписи Сикстинской капеллы, созданная Микеланджело. Будучи в основном скульптором, Микеланджело не особенно рвался рисовать фрески на потолке храма. Кроме того, известно, что Микеланджело имел очень хорошие знания в области анатомии человека, это и видно на его фреске.

«Сотворение Адама» Микеланджело Буонарроти

Первым сходство очертаний плаща, развевающегося вокруг Бога и его спутников, с контурами человеческого мозга отметил американский врач Фрэнк Линн Мешбергер. Думается, что на фреске Микеланджело воплотил в жизнь идею: творящее начало в лице Бога с ангелами – это прежде всего мыслительный центр. Четко можно проследить борозды, которые разграничивают части головного мозга. При близком рассмотрении можно обнаружить варолиев мост, гипофиз, две позвоночные артерии, среднюю лобную, угловую и надкраевую извилину. Но и это еще не все: с другой стороны было замечено, что красная ткань вокруг Бога имеет форму человеческой матки, а свисающий зеленый шарф может быть недавно разрезанной пуповиной.

«Это интересная гипотеза, которая представляет сцену Творения как идеализированное представление физического рождения человека. Она объясняет пупок, который появляется на Адаме, что сначала сбивает с толку, потому что он был создан, а не рожден женщиной», – писал эксперт искусства Энрико Брускини.

Есть много доказательств того, что Микеланджело радикально не соглашался со многими католическими традициями. Некоторые считают, что для того, чтобы унизить Папу Юлия II и католическую церковь, художник изобразил дополнительное скрытое ребро на теле Адама – ребро Евы. Это говорит о сотворении Адама и Евы бок о бок, что отличается от католической традиции. Согласно ей, Ева была создана после Адама.

Судьба «Моны Лизы»

Несколько лет понадобилось мастеру, чтобы завершить свой шедевр. Точная дата написания «Моны Лизы» неизвестна и находится между 1503 и 1505 годами. Но каким было мнение заказчика о проделанной работе?

Оно, как показывает история, Леонардо не интересовало, поскольку семья дель Джокондо так и не получила картины. Да Винчи отказался продавать творение (причины отказа тоже остаются тайной). Вскоре после написания художник уезжает во Францию, где продаёт работу королю Франциску I.

Чезаре Маккари «Студия Леонардо да Винчи: Джоконду развлекают музыканты», 1863 годМестонахождение: Музей Кассиоли, Ашиано, Италия

Далеко не сразу картина Леонардо стала культовой. Эту работу то забывали, то восхваляли. Однако в 1911 году произошло особое событие – «Мону Лизу» украли из Лувра.

Скандал в СМИ сыграл в пользу картины, что теперь привлекала к себе массу внимания. Такая популярность доставила немало хлопот работникам музея – на творение да Винчи покушались с кислотой, хотели испортить тяжёлыми предметами.

Пустая стена в Лувре после кражи в 1911 году картины «Мона Лиза»

Другие- Мона Лиза

Существует, по крайней мере, дюжина превосходных копий Моны Лизы, многие из которых сделаны учениками Леонардо. Считалось, что одна такая копия в музее Прадо в Мадриде была написана спустя много лет после оригинала. Однако во время реставрации картины в начале 2010-х годов, которая включала использование инфракрасной рефлектологии для исследования работ под поверхностью, рестовраторы обнаружили, что картина имела изменения, которые отражали изменения оригинала. Результаты показали, что художник — вероятно, один из помощников мастера — написал копию, когда Леонардо работал над Мона Лизой в своей студии. Таким образом, версия Прадо стала единственной известной копией, завершенной при жизни Леонардо. Реставраторы очистили всю картину и удалили ее черный фон, открыв детальный пейзаж, напоминающий версию Леонардо, и яркие цвета, возможно, напоминающие те, что были на оригинале до того, как лак, нанесенный ранними реставраторами, потемнел со временем.

Другие копии Моны Лизы включают в себя так называемые Isleworth Mona Lisa, как утверждали некоторые, была первой версией знаменитого портрета Леонардо. Это утверждение было спорным, и несколько ведущих ученых Леонардо категорически отрицали это. Многочисленные полуобнаженные интерпретации, часто называемые «Монна Ванна», также существуют и, вероятно, были выполнены учениками Леонардо при случайном участии их мастера. Распространение Моны Лизы отражает, по крайней мере частично, почти непосредственное воплощение субъектом идеальной женщины — красивой, загадочной, восприимчивой и все еще просто недосягаемой.

На протяжении веков эта квинтэссенция женщины обрела новую жизнь в массовой культуре. Только в 20-м веке ее культовый статус был высмеян школьным способом — добавление усов и бородки к репродукции открытки – в книге Марселя Дюшана «readymade L. H. O. O. Q.» (1919). Его непочтительная порча этой самой известной из культовых картин выражала неприятие дадаистами искусства прошлого, которое в их глазах было частью позора цивилизации, породившей ужасы только что закончившейся Первой мировой войны. Энди Уорхол тоже нацелился на статус картины в таких сериграфах, как «Тридцать лучше одного» (1963).

Мона Лиза со стены

Ссылки в области изобразительного искусства были дополнены музыкальными экзаменами. Личность и причуды Ла-Джаконды были исследованы в опере Макса фон Шиллингса в 1915 году. Портрет Леонардо также является источником вдохновения для классической песни «Мона Лиза» от американского автора текстов Рэя Эванса и автора песен Джея Гарольда Ливингстона:

Мона Лиза, Мона Лиза.Люди назвали тебяТы так похожа на даму с загадочной улыбкой.Это только потому, что ты одинок?Они обвинили тебяДля этого Мона Лиза странности в твою улыбку

Ты улыбаешься, чтобы соблазнить любовника, Мона Лиза?Или это твой способ спрятать разбитое сердце?Многие мечты были принесены к вашему порогуОни просто лежат и умирают там.Ты теплая, ты настоящая, Мона Лиза?

Или просто холодное и одинокое, прекрасное произведение искусстваОна была прекрасно записана в 1950 году джазовым пианистом и вокалистом Нэтом Кингом Коулом, а позже его дочерью Натали, а также многими другими.

Были фильмы, в частности, «Мона Лиза» (1986) и несколько романов, в том числе киберпанк Уильяма Гибсона «Мона Лиза Овердрайв» (1988) и канадская писательница Рэйчел Уайетт «Мона Лиза улыбнулась немного» (1999), связанные с картиной. В романе аргентинского писателя Мартина Капарроса «Вальфьерно» (2004) оживляет человека, который был вдохновителем кражи Моны Лизы из Лувра в 1911 году.

И изобразительное искусство, и китч продолжают ссылаться на портрет Леонардо. Банные полотенца, гобелены, зонты и многие другие предметы домашнего обихода несут ее образ, и этот образ воспроизводится с помощью всего, от железнодорожных билетов до рисовых растений. Спустя пять столетий после своего создания Мона Лиза остается пробным камнем для людей во всем мире.

Чем болела Джоконда?

Сразу после того, как Котте опубликовал результаты своей работы, вышла статья бельгийских ревматологов и эндокринологов, которые рассмотрели во внутреннем уголке глаза у левого верхнего века Мона Лизы плоское желтоватое пятно, представляющее собой локальное подкожное отложение жиров, которое возникает из-за того, что в организме нарушается их обмен.

Ученые долго изучали картину и заметили на правой руке женщины выпуклость, напоминающую липому (по-простому жировик). Это доброкачественное образование.

По результатам этих наблюдений медики предположили, что Джоконда страдала тяжелым нарушением обмена жиров – гиперхолистеринемией, при которой в крови сильно повышаются уровни холестерина, а это, в свою очередь, приводит к многочисленным жировым отложениям, в том числе и в сосудах.  Но эту идею обычно отметают, так как Лиза Герардини умерла в старости, а не от инфаркта миокарда, который обычно развивается на фоне такого заболевания.

Американский оториноларинголог Кристофер Адур считал, что загадочная улыбка – не что иное как результат паралича Белла – паралича лицевого нерва, от чего развилась контрактура (спазм) мышц лица.

Искусствовед-стоматолог Джозеф Борковский высказал мысль, что улыбка Джоконды — следствие того, что у нее не хватает 4-8 передних зубов. Однако, критиков этой работы оказалось в разы больше, чем согласных.

Якобы непропорциональность пальцев и будто гримаса на одной стороне лица для некоторых врачей служили поводом «наградить» Джоконду диагнозом идиотии, поговаривали и о косоглазии из-за небольшой расфокусировки взора.

Вачи из Медицинской школы Гарварда и Университета Калифорнии в Санта-Барбаре решили поставить точку в череде этих диагнозов. Они «поставили» героине  гипотиреоз – заболевание, которое обусловлено недостатком в организме гормонов щитовидной железы (развивается, когда в рационе не хватает йода). Ученые предположили, что в пользу этого говорит желтоватый цвет лица, сдвинутая назад линия роста волос, одутловатое лицо, характерное для патологии, и отсутствие бровей.

В качестве других доказательств исследователи приводят чуть заметное увеличение охвата шеи в области самой щитовидной железы (зоб), что при гипотиреозе тоже бывает, поскольку ткани в условиях йододефицита разрастаются, пытаясь захватить из крови те крохи, которые в ней все-таки оказываются. Плюс к этому, если все-таки придерживаться лидирующего мнения о том, что изображена на полотне изображена именно Лиза Герардини, известно, что купец заказал портрет беременной жены в честь будущего рождения их сына. А беременные гораздо более чувствительны к нехватке йода, поэтому и гипотиреоз развивается у них чаще.

В эту теорию отлично вписываются нарушения обмена жиров и наблюдаемые у женщины ксантелазма и липома, которые тоже часто встречаются при этом заболевании. А слабая улыбка – признак мышечной слабости.

Но вполне возможно, что Мона Лиза ничем не болела. Может всему виной выцветшие краски и мода на отсутствие бровей.

По материалам med-history

О работе

Пожалуй, самой знаменитой картиной в истории западноевропейской живописи является именно эта — потемневшая, покрытая трещинами и грязью, которую никто не осмеливается счищать. «Мона Лиза» — величайший портрет всех времен и народов.

В течение долгого времени картина была объектом жарких споров. Джорджо Вазари отмечал в своей «Жизни художников»: «Для Франческо дель Джокондо, богатого флорентийского торговца, Леонардо написал портрет Моны Лизы, его жены». Подписанный «Джоконда», портрет известен и под этим названием.

Впрочем, то, что на портрете изображена Лиза Джерардини дель Джокондо, вызывало и продолжает вызывать большие сомнения. Картина обычно датируется 1503-1506 годами, однако некоторые исследователи относят её к 1514 году. И ещё одна загадка: почему Леонардо не отдал готовый портрет заказчику, а держал его при себе до самой смерти?

Как правило, портреты в Италии XV века писались в профиль и были довольно формальными, во многом повторяя чеканку римских монет. Долгое время заказать свой портрет могли только очень богатые и знатные люди, которые хотели видеть себя на портрете не столько узнаваемыми, сколько властными. Однако уже в том же XV веке портреты стали заказывать и богатые купцы. Новые заказчики, напротив, требовали портретного сходства. Умение Леонардо создавать портреты с наибольшей силой воплощено в «Моне Лизе», обозначившей переход от формального портрета раннего Ренессанса к более реалистичному портрету эпохи Высокого Возрождения.

Её глаза

Тёмные глаза Моны Лизы смотрят прямо на зрителя из-под слегка затенённых век.

По эмоциональному выражению Вазари, «её брови, благодаря каждому вырастающему из кожи волоску, показанному художником, невозможно было изобразить натуральнее».

Приходится верить ему на слово, поскольку у современной Мона Лизы вообще нет ни бровей, ни ресниц. С одной стороны, в средневековой Флоренции существовала мода на выщипанные брови, а с другой, брови и ресницы могли исчезнуть во время одной из неудачно проведённых реставраций.

Выражение «улыбка Моны Лизы» давно стало нарицательным. Эта знаменитая улыбка сотни раз истолковывалась, обсуждалась и даже воспевалась в популярных песнях.

Улыбка Моны Лизы слегка асимметрична, что и делает её такой загадочной. Вместе с тем, она прописана так, что невозможно уловить границу перехода между губами и кожей лица. Для достижения этого эффекта Леонардо использовал тончайшие оттенки цвета и всё тот же приём сфумато.

Трещины

Изображение покрыто тонкой паутинкой трещин. Они возникают потому, что с течением времени краска и лак становятся ломкими.

Мотив узелк

Вышивка, украшающая вырез платья Моны Лизы, может быть зашифрованной подписью Леонардо, поскольку итальянское слово «завязывать» («vincolare») созвучно фамилии художника. Подобные узелки встречаются и на других картинах Леонардо.

Элегантные руки

Расслабленные и элегантные, полные, округлые, сложенные друг на друга руки делают портре более естественным.

Расположение рук и кистей работает на создание строгой треугольной композиции, заставляя взгляд зрителя перемещаться по всей картине.

Пустынный пейзаж

Существует явный контраст между городской женщиной и открывающимся за её спиной диким горным ландшафтом. Леонардо всегда отвергал общепринятую в те времена манеру изображать умиротворённые пейзажи и писал природу загадочной, могучей, непознаваемой. Так и здесь — ничто, кроме извилистой дороги и моста, не указывает на какое-нибудь присутствие человека.

Особенности названия

О величайшем творении Леонардо да Винчи, наверное, слышал каждый – оно не нуждается в отдельном “представлении”. Несмотря на это, есть немало фактов, что известны немногим.

Кроме того, сама эта работа Леонардо хранит немало тайн. Одно только её название является своего рода “шифром”. Слово “мона” является производным от “монна”, а именно – сокращённым вариантом фразы “ма донна” (переводится как «моя госпожа»).

Я уверена, что вам известно и другое название картины – «Джоконда». Оно впервые упоминается в 1525 году в списке художника Салаи, где картина обозначается как «Ла Джоконда». Такое название имеет прямое отношение к фамилии женщины, изображённой на полотне. Её мужа звали господином Джокондо (с итальянского эта фамилия переводится как «весёлый»). Буква “а” в конце слова появилась в женской интерпретации.

Леонардо да Винчи «Мона Лиза» или «Джоконда», 1503-1519 года, Местонахождение: Лувр, Париж, Франция

Загадка Моны Лизы

Август 1911 года, в парижском Лувре, в галерее Ренессанса висит небольшой портрет «Мона Лизы», который пока малоизвестен. Но вскоре он станет притчей во языцех. После закрытия музея, один из работников Винченцо Перуджи подходит к картине и вынимает ее из рамы. Он прекрасно знаком с экспозицией музея, незадолго до этого его приняли на должность реставратора.

Перуджи тщательно заворачивает бесценную деревянную раму в ткань, на следующее утро у всех на виду он покидает музей, неся под мышкой «Мону Лизу». Пропажу картины обнаружат только к вечеру и о ней начнут писать все газеты. До кражи об этой работе Леонардо знали, разве что эксперты.

Имя «Мона Лиза» в одночасье стало известно, в каждом доме. Скандал превращает ее в суперзвезду, полицейские допрашивают подозреваемых, но так и не находят сотрудника Лувра. «Мона Лиза» пропала. Никто не знал, найдется ли она.

В это время торговец произведениями искусства путешествует по Англии в поисках редких работ и по его утверждению, получает в графстве Сомерсет интересное предложение. Единственное, что удалось узнать это имя покупателя — Хью Блейкер.

Загадка улыбки Моны Лизы

Поза Моны Лизы – нетрадиционна для живописи первой половины 16 века (ее много копировали). В книге Мона Лиза: История самой известной в мире живописи, британский историк Дональд Сассун прослеживает истоки мистики Моны Лизы на протяжении пяти веков. Он пришел к выводу, что в самой картине было что-то особенное. Поза и техника расценивались как революционные современниками Леонардо, включая Микеланджело.

Ее статус «картины, которую все знают», – «продукт долгой истории политических и географических случайностей, фантазий, связей, созданных образов и удачи». По неизвестным причинам Леонардо не передал работу мужу Лизы Герардини. Он взял ее с собой, когда его пригласили ко двору французского короля Франсуа I в 1516 году. Другими словами, Леонардо сбежал с женой другого человека, по крайней мере, с ее изображением. После смерти художника во Франции в 1519 году картину смог купить король, она вошла в королевскую коллекцию, затем в государственную коллекцию после революции 1789 года. Живопись украшала спальню императрицы Жозефины в Тюильри, во время правления Наполеона, но вскоре вернулась в Лувр, где художники и писатели – в разгар романтической атмосферы – начали смотреть на Мону Лизу другими глазами. В их коллективном воображении женщина с дьявольской улыбкой стала символом женской чувственности, роковой женщиной, окутанной аурой таинственности и алхимии, как это произошло с ее автором, художником, ученым, гением, почти волшебником.

Для Леонардо улыбка – способ исследовать движения души, выражение чувств и коннотации физиогномического характера. В то же время, это сложная задача, потому что заставить модель улыбаться и показать сложность мышечных взаимодействий и напряжений, вызываемых улыбкой, в случае портрета очень сложно, поскольку меняется выражение лица. Задача художника состоит в том, чтобы улыбка не стала причиной неузнаваемости личности. Эта проблема, которую Леонардо решает на техническом уровне. Автор картины Джоконда блокирует мгновение, начало сокращения мышечной массы, тем, что под губами Моны Лизы кладет косую «полку». Этот архитектурный шов поддерживает припухлость левой стороны губ.

Портрет Мона Лиза Леонардо да Винчи, помимо прочего, представляет собойэксперимент с асимметрией и хаосом. Леонардо напуган и привлечен хаосом, но ему удается заметить, что хаос также подчиняется правилу. Нельзя забывать его необычные рисунки, посвященные штормам, волнам, наводнениям. Один из аспектов, исследуемых художником в Моне Лизе, – это взаимосвязь между симметрией и асимметрией, между порядком и хаосом, которому он не придает отрицательного значения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector