Реальные истории, которые стоят за известными фильмами ужасов
Содержание:
- «Изгоняющий дьявола» (1973)
- «Хостел» (2005)
- «Человек-мотылёк» (The Mothman Prophecies, 2002)
- «Огонь в небе» (Fire In The Sky, 1993)
- «Призраки в Коннектикуте» (The Haunting in Connecticut, 2009)
- «Заклятие» (The Conjuring, 2013)
- Шесть демонов Эмили Роуз (The Exorcism of Emily Rose, 2005)
- «Капля» (1988)
- Дом с привидениями
- «Ритуал» (2017)
- «Незнакомцы» (The Strangers, 2008)
- «Сияние» (1980)
«Изгоняющий дьявола» (1973)
Кадр из фильма «Изгоняющий дьявола»
В основу фильма «Изгоняющий дьявола» лег одноименный роман Уильяма Питера Блэтти, а тот, в свою очередь, признавался, что вдохновился статьей под заголовком «Priest Frees Mt. Rainier Boy Reported Held in Devil’s Grip» («Священник спас мальчика из Маунт Райнер, который, предположительно, был одержим дьяволом»), прочитанной им в газете The Washington Post в 1949 году (ее и сейчас можно прочитать здесь). Автор сообщения рассказывал, что в штате Мэриленд, в небольшом городке Маунт Райнер, два иезуитских священника совершили обряд экзорцизма над 14-летним мальчиком. Семья, которую коснулось несчастье, не исповедовала католицизм – по сведениям режиссера «Изгоняющего дьявола» Уильяма Фридкина, они были лютеранами (протестантское течение, относящееся к христианству), и прежде, чем обратиться к католическим священникам, они успели побывать и у психологов, и у психиатров, и у множества других специалистов, которые ничем не смогли помочь. По сведениям очевидцев, мальчик после вселения беса обрел сверхспособности – например, он мог поднимать предметы и людей, которые по весу превосходили него, а также двигать вещи силой мысли. Кровать, на которой он лежал, перемещалась по комнате и иногда чуть ли не висела в воздухе. Сам мальчик вдруг заговорил на латинском языке, причем даже ругался на нем, хотя никто и никогда не преподавал ему этот язык. Статья была выпущена 29 августа 1949 года, но достоверно известно, что пострадавший, чье имя так и не было рассекречено, еще в мае того же года был отправлен в госпиталь при иезуитском университете Джорджтауна (Колумбия), где за ним еще какое-то время наблюдали. Любопытно при этом и то, что именно в 1949 году обучение в Джорджтаунском университете проходил Блэтти – возможно даже, что он знал об этой мистической истории больше от своих преподавателей, а также виделся или общался с этим мальчиком.
«Хостел» (2005)
Кадр из фильма «Хостел»
«Хостел» и его сиквелы – из числа тех фильмов, которые хочется считать вымышленными от начала и до конца, однако, по словам их создателя Элая Рота, на идею его навело кое-что реальное – то, с чем столкнулся сам Рот. В «Хостеле» члены клуба «Элитная охота» выкладывают деньги за пытки похищенных туристов, и эту идею Рот взял совсем не «с потолка». Как он рассказал в этом интервью, однажды знакомый журналист прислал ему ссылку на некий сайт, где на полном серьезе рекламировался «отдых с убийством». «На сайте предлагалось следующее: вы едете в Таиланд, платите $10 тысяч, и заведение вам предоставляет «добровольца», которого вы можете убить выстрелом в голову. Да, уточнялось, что якобы принуждения здесь нет, человек знает, на что идет, и деньги, или их часть, должны пойти его родственникам. Так вы якобы могли спасти кого-то от нищеты, ну и, заодно, узнать, каково это – убить человека». Создателя сайта – кем бы он ни был – Рот назвал «душевнобольным» (собственно, а как додумавшегося до этого психопата еще назвать?). Конечно, можно считать, что все это было шуткой в духе «темной стороны Интернета», но… кто знает.
«Человек-мотылёк» (The Mothman Prophecies, 2002)
Якобы правда. Ричард Гир играет журналиста, который отправляется в Поинт Плезант, Западная Вирджиния, чтобы провести расследование появлений «человека-мотылька», такого же, какого жена вымышленного персонажа видела перед своей смертью. Создатели фильма утверждают, что он основан на реальных событиях. Фильма, в котором персонаж Гира попадает в сумасшедшую петлю времени, пытаясь раскрыть это существо и остановить неизвестное катастрофическое событие от свершения.
Факты. Поинт Плезант в Западной Вирджинии — настоящий город. Там даже есть статуя «человека-мотылька». И да, там ходит много небылиц про появления какого-то «человека-мотылька», которые происходили в 1960-х годах. В 1966-м и 1967-м годах «человека-мотылька» видели множество раз, так много, что они вдохновили писателя Джона Киля отправиться туда и написать обо всех этих событиях книгу, по мотивам которой был снят фильм. Киль даже утверждает, что неизвестный связался с ним по телефону, что произошло и в фильме. И да, трагический случай на реке Огайо, приведший к гибели нескольких свидетелей появления «человека-мотылька», у которых Киль брал интервью, тоже имел место быть. Киль подтверждает, что его предупредили об этой аварии, хотя он не знал, что она произойдёт там и каким именно образом.
Вердикт. Как и снежный человек, «человек-мотылёк» — это легенда. Это забавная местная сказка, но, к несчастью, его существование не может быть доказано. И, к сожалению, фильм «Человек-мотылёк» слишком вольно интерпретирует события, чтобы считаться правдивым. Так что нет, этот фильм не проходит. Но надежда увидеть следующего «человека-мотылька» всё ещё жива.
«Огонь в небе» (Fire In The Sky, 1993)
Якобы правда. Лесоруб из Аризоны исчезает на пять дней после похищения космическим кораблём инопланетян посреди ночи. На корабле над ним неоднократно проводили эксперименты, а потом бросили обратно на Землю.
Факты. Тревис Уолтон — реальный человек, проведший огромный пресс-тур по поводу выхода своей книги «Случай с Уолтоном», написанной для фильма. «Огонь в небе» привлёк много «я хочу в это поверить»-внимания. Плюс сцены кошмарного осмотра человека инопланетянами и классический пучок света делают фильм слишком хорошим, чтобы быть правдой. Геральдо Ривьера даже заставлял Роберта Патрика на своём шоу признаться, верит он или нет. В ответ Патрик процитировал Карла Сагана, что было просто великолепно.
Вердикт. Тревис Уолтон и Роджерс считают, что это правда. И если инопланетяне сейчас это читают, мы тоже так думаем.
«Призраки в Коннектикуте» (The Haunting in Connecticut, 2009)
Якобы правда. Маркетологи фильма заявляют, что он основан на паранормальной активности, испытанной семьёй Снедекер в их доме в Саутингтоне, Коннектикут. В фильме семья переезжает в Коннектикут поближе к центру, где их ребёнок лечится от рака. Семья обнаруживает, что раньше этот дом был похоронным бюро, но игнорирует его жуткую историю — по крайней мере до того момента, пока не начинает происходить что-то странное. Мэтту, мальчику, получавшему лечение от рака, приходят видения призрака, так же как и его родителям. Мэтт узнаёт об обрядах некромантии, проводившихся в доме, что привело к смерти Ионы, служившим в качестве медиума во время сеансов. В доме, как оказалось, обитают духи людей, чьи трупы были спрятаны в стенах некромантом. Призрак медиума говорит Мэтту, что нужно сжечь трупы и таким образом освободить духов. Дом сжигают, и рак Мэтта пропадает.
Факты. Даже Лоррейн Уоррен, одна из предполагаемых ясновидящих, работавших по этому делу, сказала, что фильм лишь в общих чертах опирается на реальное расследование, и она сказала СМИ, что испытывает своего рода досаду от того, что люди считают версию истории, изложенную в фильме, правдой. Конечно, Лоррейн настаивает, что в доме правда обитали духи, однако Рэй Гартон, написавший в 1992-м году об этом деле книгу «В тёмном месте: История настоящих призраков», сказал, что всё это обман. В интервью «Damned Connecticut» Гартон заявил, что Эд Уоррен, муж и деловой партнёр Лоррэйн, сказал ему: «Все люди, приходящие к нам, сумасшедшие, и именно поэтому они приходят к нам. Просто используйте то, что можете, а остальное придумайте. Вы пишите страшные книги, так? Ну так придумайте историю и сделайте её страшной. Вот почему мы нанимаем вас». Гартон настаивал, что Снедекеры не смогут придерживаться истории и что ему едва ли позволили бы говорить с их сыном, вокруг которого строится весь сюжет. Но когда он поговорил с мальчиком, тот сказал Гартону, что всё, что, как тот думал, он видел в доме, исчезло после того, как он стал принимать лекарственные препараты.
Вердикт. Ну, Снекедеры действительно жили в бывшем похоронном бюро в Коннектикуте, но это не реальная история. Фильм отчасти основан на множестве историй, вероятно, выдуманных Снекедерами и Уорренами и отредактированных Гартоном для печати.
«Заклятие» (The Conjuring, 2013)
Якобы правда. В «Заклятии» описывается самое сложное дело из жизни охотников за привидениями Эда и Лоррейн Уоррен. В 1971-м году они взялись за одержимый дом семьи Перрон в городе Харрисвилл, Род-Айленд. Внутри дома двери открывались и закрывались сами по себе, духи нападали на семью и, в конце концов, захватили мать, пытаясь убить её детей. Это была вина бывшей владелицы, злой ведьмы, которая прокляла эту землю. В результате Уоррены очистили дом.
Ещё один важный персонаж в фильме — кукла Аннабель. Как напоминание старого дела, Аннабель была якобы одержима, и Уоррены заперли её в своём музее демонических и одержимых предметов, чтобы сохранить. В фильме кукла помещена в одну комнату, а потом оказывается в другой. Когда её выбрасывали, она снова появлялась в доме. В жизни кукла по имени Аннабель была заперта под присмотром Уорренов. Хотя в реальной жизни кукла выглядит менее пугающей, чем в кино, так становится только хуже, верно? И да, про настоящую куклу ходили слухи, что она одержима и оказывается в тех местах, где её не оставляли, и так далее.
Факты. Семья Перрон — настоящая. Джеймс Ван, режиссёр «Заклятия», встретился с ними, провёл интервью и использовал их истории в фильме (забавно, что, как объяснил член семьи Перрон, по большей части всё происходило ночью). У настоящей семьи Перрон взяли интервью на камеру, и кадры потом использовали в трейлере к фильму. В своём интервью «Providence Journal» мать также утверждает, что, кажется, она была чем-то одержима.
Могли ли они всё это выдумать ради денег? Конечно! Но факт в том, что они действительно существуют, как и кукла Аннабель.
Вердикт. Вероятно, всё это действительно правда!
Шесть демонов Эмили Роуз (The Exorcism of Emily Rose, 2005)
Якобы правда.
Фильм повествует о судебном деле об экзорцизме с шестью демонами — включая Каина, Иуду Искариота и Нерона — завладевшими Эмили. Вместо того чтобы положить конец своим страданиям, Эмили решает жить, чтобы быть живым доказательством существования бога и дьявола, но её одержимость заставляет её продолжать вредить себе и не есть, что в итоге приводит её к смерти. Священник, проводивший обряд изгнания демонов, осуждён за убийство по небрежности.
Факты. Реальная история Аннелиз Мишель достаточно печальна. Она была очень религиозной баварской девушкой, когда в 16 лет перенесла тяжёлые судороги, и ей был поставлен диагноз височной эпилепсии. Она была госпитализирована в психиатрическую больницу для лечения припадков, но процедуры не облегчили симптомы, и у неё начались галлюцинации. Лечение не работало, и Мишель стала приписывать свои симптомы одержимости демонами, поэтому она и её семья в конечном итоге попросили провести обряд экзорцизма.
Священники, к которым они обращались, настаивали на том, что она — эпилептик и не одержима, по крайней мере, до 1975-го года, когда епископ разрешил Арнольду Ренцу провести обряд. Мишель прошла через 67 обрядов за десять месяцев и говорила о своей смерти как искуплении грехов своенравной молодёжи и ложных священников современной церкви. В итоге она умерла от недоедания и обезвоживания. Священникам Эрнсту Альту и Арнольду Ренцу были предъявлены обвинения в убийстве по небрежности, и в ходе судебного разбирательства они утверждали, что (как и вымышленная Эмили Роуз) Мишель была одержима шестью демонами — включая Адольфа Гитлера, Иуду Искариота и Нерона.
Священники были объявлены виновными в убийстве, но они получили сравнительно лёгкий приговор — шесть месяцев в тюрьме (срок был приостановлен) и три месяца условно. Позднее комиссия Ватикана заявила, что Мишель была психически нездоровой и не была одержима, но её могила до сих пор привлекает паломников, которые верят, что она действительно была одержима демонами.
Вердикт. Фильм действительно включает много деталей из дела Мишель, в том числе заявления, которые Альт и Ренц делали во время суда. Но это, скорее всего, был просто трагический случай с девушкой, перенёсшей неврологическое заболевание и пострадавшей в своих поисках духовного объяснения.
«Капля» (1988)
Кадр из фильма «Капля»
О плотоядном пришельце из космоса, имеющем вид большого бесформенного сгустка (или «капли») и пожирающего людей, была написана книга и снято два фильма – оригинал 1958 года и одноименный ремейк, фильм ужасов 1988 года. И хотя кажется невероятным, что воображение создателей «Капли» могло поразить какое-то реальное событие, благодаря которому был изобретен такой сюжет, тем не менее, это правда. В 1950 году в США было якобы задокументировано странное происшествие, когда двое полицейских ночью увидели, как с неба спустился объект, похожий на парашют. Придя на место, где он приземлился, они увидели нечто бесформенное около двух метров в диметре, похожее на желе. Внутри «желе» было что-то вроде кристаллов, причем оно распространяло дымку, поблескивало в свете фонарей и светилось, примерно как некоторые виды медуз. Несмотря на то, что находка представляла собой неведомо что, свалившееся с неба, пульсировала, как нечто живое (у всех очевидцев сложилось впечатление, что она и была чем-то живым), одному из офицеров пришла в голову прекрасная идея засунуть руку внутрь и посмотреть, что будет. Попавшая на его кожу субстанция почти мгновенно испарилась, оставив после себя «тонкий слой пены без какого-либо запаха».
Сам «сгусток» полностью растворился в воздухе за полчаса, прежде, чем кто-либо авторитетный успел его изучить, но история и слухи о нем еще долго циркулировали в американских газетах. К слову, вот здесь можно найти оригинальное сообщение под заголовком «A ‘Saucer’ Floats to Earth And a Theory Is Dished Up».
Дом с привидениями
Несколько лет назад телесериал Netflix «Призраки дома на холме» произвел настоящий фурор среди любителей леденящих душу историй о домах с привидениями. Частично сериал основан на произведении Ширли Джексон (события в сериале и книге похожи очень отдаленно), которая, в свою очередь, вдохновилась реальными событиями из жизни исследователей-экстрасенсов XIX века. Они, как и герои романа, прибыли в арендованный дом с привидениями, чтобы изучить его, и в итоге столкнулись с множеством странных явлений, которым так и не нашли рационального объяснения. Позже писательница выяснила еще один любопытный факт об этом доме: оказалось, что его построил ее прадед.
«Ритуал» (2017)
Кадр из фильма «Ритуал»
Фильм ужасов, снятый по одноименному роману, может напомнить поклонникам жанра такую классику, как «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» (1999). Сюжеты действительно похожи: группа молодых людей, блуждающая по лесам, и нечто потустороннее и кровожадное, идущее за ними по пятам. Правда, в случае с «Ритуалом» все еще интереснее, потому что он вдохновлен реальной историей странного исчезновения пяти человек, произошедшей в США в 1978 году в округе Юба в Калифорнии. Случай получил большой резонанс из-за многочисленных загадочных и попросту необъяснимых обстоятельств, над которыми исследователи ломают голову по сей день (это даже окрестили «американским перевалом Дятлова»). Компания из пяти приятелей на машине отправилась в другой город на баскетбольный матч. Любопытно, что все пятеро, хотя и были дееспособными, при этом страдали легкими психическими или умственными отклонениями (сами не понимаем, как так сошлось, и тем не менее). После матча они должны были сразу же отправиться обратно, но близкие так и не дождались их возвращения. Позднее их машина была найдена в совершенно противоположной стороне, в горах, посреди леса в национальном заповеднике. По какой-то причине они бросили ее, хотя она была исправной. Трое из пяти пропавших были найдены в лесу мертвыми только спустя несколько недель поисков. Тело четвертого обнаружили в туристическом трейлере, предназначенном для заблудившихся туристов. При этом, хотя в трейлере было достаточно съестных припасов и топлива (плюс рация, чтобы связаться со спасателями), этот человек не вызвал помощь и умер от голода. Пятый исчез бесследно и так и не был найден. Все странности этого запутанного дела можно перечислять очень долго, а ясного ответа на вопрос, что произошло, не существует до сих пор. Некоторые исследователи (как и в случае с перевалом Дятлова) допускают любые варианты, вплоть до конспирологических или мистических, – один из них как раз показан в «Ритуале».
«Незнакомцы» (The Strangers, 2008)
Якобы правда. История разворачивается вокруг молодой пары, остававшейся на отдых в уединённом домике в лесу. Но их покой нарушается, когда несколько незнакомцев в кукольных масках решают вторгнуться в дом и убить ничего не подозревающую пару. Трейлер фильма начинается с утверждения, что он основан на реальных событиях.
Факты. Когда его спросили об этих «реальных событиях», сценарист-режиссёр фильма Брайан Бертино вспомнил следующее:
«Эта часть истории пришла мне из воспоминаний детства. Я был ребёнком, когда однажды вечером родителей не было дома, и кто-то постучал во входную дверь, и моя младшая сестра ответила. За дверью люди спрашивали кого-то, кто не жил здесь. Позднее мы выяснили, что люди стучали в двери в округе, а если никого не было дома, врывались в дома. В „Незнакомцах“ тот факт, что в доме кто-то есть, не удерживает людей, стучащих в дверь, совсем наоборот».
Так что он не смог просто сказать: «Нет, фильм совсем не основан на реальных событиях».
Вердикт. Не правда.
«Сияние» (1980)
Кадр из фильма «Сияние»
«Сияние» Стэнли Кубрика – «вольная» экранизация одноименного романа Стивена Кинга, который, в свою очередь, был основан на реальном случае, произошедшем с писателем. В 1974 году он вместе с женой Табитой посетил отель «Стэнли», знаменитый на всю Америку как «отель с призраками». Именно «Стэнли» впоследствии стал прототипом отеля «Оверлук», тоже расположенного в штате Колорадо и во многом похожего на своего реального «двойника». Считается, что за тот вечер и ночь, которую Кинг провел в практически пустом отеле (где они с женой были единственными постояльцами), ему самому пришлось стать очевидцем странных явлений. Он видел призраки детей в коридорах, призрачных танцоров в бальном зале, а также давно умершую горничную, которая все убирает номер 217 («тот самый» зловещий номер 217 фигурирует и в книге). К тому же ему приснился кошмар, который вошел в «Сияние» в минимально переработанном виде – о том, как его трехлетнего сына преследует по коридору отеля похожий на змею пожарный шланг (если о призраках Кинг говорил в различных интервью, то о страшном сне он рассказал на своем сайте). Легко предположить, что у писателя попросту разыгралось воображение (к тому же известно, что как раз в тот период он боролся с алкоголизмом). Но чему бы Кинг ни был обязан вдохновением на самом деле, история о зловещем отеле, об отце, который борется со своими демонами и с пристрастием к алкоголю, и о его маленьком сыне, по мнению многочисленных поклонников романа, получилась просто необычайно убедительной и живой.