Чем питались бедняки на руси?
Содержание:
Одежда крестьян
Климат на большей части Европы прохладный, а крестьяне практически весь день проводили в работе на своем поле или огороде. Поэтому главная задача одежды крестьян в Средние века состояла в том, что защитить человека от холода и сильного ветра, из-за чего она была многослойной.
Материалом для изготовления ткани служили растения: лен, конопля, крапива, шерсть. Женская и мужская одежда почти ничем не отличались. Крестьяне носили обычную грубую домотканую одежду: свободные рубахи длиной до коленей, сверху жилет и туника (камиза или кота), штаны брэ, а в качестве верхней одежды был плащ с капюшоном, зимой согревал меховой тулуп. Мужчины и женщины носили шоссы, похожие на чулки, которые завязывались на уровне бедер.
Немного позже произошло разделение одежды по половому признаку: женщины стали носить длинные платья и сарафаны, юбки, белые передники и чепцы. Женская праздничная одежда украшалась аппликациями, вышивкой, другим декором, но надевали ее только в торжественные дни.
На ногах крестьяне носили башмаки, которые были одинаковыми для обеих ног, в зимнее время года — грубые сапоги до колена. Ботинки делались из грубой кожи, часто летом в поле работали босиком.
Правила поведения за столом
Прием пищи в русской семье был целым ритуалом. Обеденный стол ставили к лавкам, где у каждого было строго определенное место. В начале стола под образами сидел хозяин дома. По его правую руку садился младший брат или старший сын. Чем дальше место находилось от главы дома, тем менее престижным оно было.
В праздники, когда собиралось много гостей, женщины за общий стол не садились. Их обязанностью было подавать яства, а сами они трапезничали позже. Ходить в гости без приглашения считалось дурным тоном, как и принимать его с первого раза.
Никто не начинал есть, пока ложку не брал хозяин дома, иначе этой самой ложкой можно было схлопотать по лбу. Перед приемом пищи в обязательном порядке мыли руки и произносили молитву. Вставать из-за стола разрешалось лишь после того, как закончат трапезу старшие. По окончании также творили молитву.
Российская империя
- Список императоров России по порядку и годы их правления
- Территории, входившие в состав Российской империи
- Деятельность Госдумы 1906-1917 гг.
- Табель о рангах. Главное
- Первая всеобщая перепись Российской империи
- Революция 1905-1907 гг.: причины, цели, итоги
- Россия в Первой мировой. Самое главное
- Коротко об эпохе дворцовых переворотов
- История герба России
ЕГЭ по истории
- Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
- Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
- Правители от Рюрика до Путина
- Даты всемирной истории для ЕГЭ
- Краткая характеристика всех периодов русской истории
- Демоверсия ЕГЭ с ответами
ОГЭ по истории
- Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
- Перевод баллов ОГЭ в оценку
- Демоверсия ОГЭ с ответами
- Даты всемирной истории для ОГЭ
Выбери ответ
Не хлебом единым
Многие могут подумать, мол, откуда ученые могут знать о пище на Руси в IX-XIII веках? Ответ прост: многочисленные археологические находки, естественно, «пищевой» направленности – горшки, глиняные черепки, корзины и другие емкости – даже через века сохранили остатки органических материалов, хранившихся в них. Анализ при помощи современных научных средств позволяет выяснить, что же ели наши предки.
Ржаной хлеб
Начнем с зерновых. Возглавляет этот перечень продуктов, конечно, хлеб. Причем это был кислый ржаной хлеб, который служил основной пищей крестьянина. Хлеб пекли не часто – 1-2 раза в неделю, у хозяйки редко бывало свободное время. Интересно, что он изготавливался бездрожжевым способом под воздействием грибковых культур. Также на основе ржи варили кисели, но кисель мог быть и овсяным, и гороховым.
За хлебом шли каши: гречишная, овсяная, ячменная и из полбы. Все они тоже делались из замоченного и закисшего зерна. В основном каши делились на два типа по уровню густоты – «размазня» и густая. Но были и каши, которые можно назвать едой экстренного типа – в котелок бросали всё, что было под рукой. Согласно древней поговорке про щи и кашу, каша была очень важным и даже ритуальным блюдом. Каши на Руси едали и при княжеском дворе, и на деревенских крестинах, и в будни, и в праздники.
Более поздний источник – «Домострой», который относят к XVI веку. Он не только рассказывает нам о семейных ценностях, но и даёт ценную информацию о пище. Из него мы узнаём, что хозяйки тогда уже готовили не только из ржаной, но и из пшеничной муки оладьи, шаньги, пышки, крутили баранки и бублики, делали сушки, пекли калачи и белый хлеб. На праздник готовили пироги и пирожки со всевозможными начинками: из мяса, рыбы, птицы, ягод, грибов и овощей. Существовали десятки видов пирогов и пирожков.
Каша
В годы неурожая, голода или войны часто и хлеб «скудел», так как хозяйки добавляли в муку что было под рукой. Например, очень распространено было добавление сорняка – лебеды. Но бывало, что и лебеды не было, или её уже всю съели, тогда толкли сосновую кору (её называли «березовый дуб») или брали для муки траву вахку.
В XVIII веке в Россию попадает картофель. При Петре I крестьяне всё ещё мало доверяют новому и подозрительному «земляному яблоку», но к концу века ситуация меняется благодаря усилиям Екатерины II. Крестьяне не только варили или жарили картофель с маслом или салом, но и добавляли его в муку. Представьте, разваренный картофель перемешивался с мукой, и из этого тоже делали хлеб. Хоть он и черствел быстрее зернового, но был очень сытным.
Дожить до весны
Пищи не хватало. Крестьяне, как правило, с трудом доживали до весны. Поэтому так радовались приходу тепла после затяжной зимы! Наслаждались первыми побегами зелени. Из молодой крапивы и щавеля варили щи. Обдирали набухшие липовые почки, мололи и пекли из них лепёшки. Варили и ели корни лопуха и камыша — они содержат крахмал и по вкусу отдалённо напоминают картошку. Чуть позже варили молодые побеги иван-чая — получалось нечто вроде жиденькой лапши. Таковы были традиционные весенние кушанья. Ну а уж кто доживал до летнего урожая, тот точно мог выдохнуть: «До следующей зимы царя Голода мы победили!». Прогресс есть прогресс. Уже в XVIII веке государство, старалось помочь голодающим областям. Губернаторы организовывали доставку хлеба в самые горемычные села на льготных условиях. А если находились благотворители, то и бесплатно. Но два-три раза в десятилетие по стране по-прежнему проходили волны голода, уносившие тысячи жизней. В особенности в неурожайные или военные годы. Окончательно избавиться от этого неумолимого царя удалось, по историческим меркам, совсем недавно — в середине XX века.
Картофельные бунты
Любимая нами картошка попала в Россию только во второй половине XVIII века, и завёз её к нам не Пётр Великий, как почему-то принято считать, а новгородский губернатор, сподвижник императрицы Екатерины, Яков Сиверс и известный писатель и ботаник Андрей Болотов. А Пётр привёз из Голландии земляную грушу — топинамбур. Но и после Сиверса картошка долгое время оставалась редким, диковинным продуктом. Уже в середине XIX века её насаждал в России министр государственных имуществ Павел Дмитриевич Киселёв, считавший, что именно картофель поможет крестьянской России легче переживать неурожайные годы. Поначалу крестьянские общины не принимали «земляное яблоко», считали его дьявольским исчадием. Именно тогда по России пронеслись Картофельные бунты. Возникло суеверие: самые набожные крестьяне считали, что плод, который созревает в земле, есть порождение тёмных сил. Они были уверены, что из картофелин в полночь вылупливаются змеи — демонические гады. Только силой, с помощью полиции, можно было заставить их сажать новую культуру. Наконец к 80-м годам XIX века к картошке привыкли, и она действительно не раз спасала страну от недоедания. Ведь сытно прокормиться картошкой гораздо легче, чем репой!
Мясо в лошадином поту
Для крестьянина мясо не было ежедневной пищей, другое дело дружинники. Неприхотливый князь Святослав, прирождённый воин, питался мясом, подогретым на углях на скорую руку. Так же утоляли голод и его дружинники, отчаянные рубаки. Часто во время походов тонкие куски мяса клали под потник на спину лошади и так скакали много часов, а то и дней. От тепла и лошадиного пота мясо приобретало своеобразный вяленый вкус, в таком виде его и ели.
Танцуй от печки
Славянские поселения всегда возникали на берегах рек и в лесистых районах. Почему? Лес и река с древних лет кормили наших предков. Каждая семья «танцевала от печки»: печь была главным сооружением любого дома, а дым — символом благополучия. В печи пекли ржаной (реже пшеничный) хлеб, готовили еду, а на печи сушили травы.
Метки: пища, еда, Русь, питание, картофель, Все загадки мира, соль, славяне, зима, голод, хлеб, овощи, масло, мёд, каша, крупа, пшеница, гастрономия
Кашу маслом не испортишь
Славяне были пахарями, неутомимыми земледельцами. Летний сезон у нас куда как короче, чем в Центральной и Западной Европе, — всего лишь 90-100 дней. За это время нужно успеть посадить и убрать злаковые, скосить и высушить траву для скота. Выращивали просо, ячмень, пшеницу, рожь, овёс, горох. Гречиху и рис наши предки узнали от персов в XV веке. Рис до XIX века назывался на Руси сарацинским зерном. Варили каши, парили репу и брюкву. До наших дней сохранилась поговорка: «Щи да каша пища наша». Каша и впрямь была основой русской кухни. Особенно популярна была полбенная каша, которую варили из мелкой крупки, приготовленной из полбы. Полба — это полудикий сорт пшеницы, которую вплоть до XVIII века выращивали в наших краях в изрядном количестве. Охотно ели и ячменную кашу (гущу). Кашу, сваренную из ячменя с горошинами, называли глазухой. Перловкой называли кашу из цельных зёрен, сизо-серый цвет которых и продолговатая форма слегка напоминали жемчужное зерно — перл. Особенно популярна была полбенная каша, которую варили из мелкой крупки, приготовленной из полбы. Полба — это полудикий сорт пшеницы. С глубокой древности готовили на Руси и овсяную кашу, и кашу из проса — пшенную. Пшеница, превращённая в мелкую крупу, использовалась для изготовления манной каши. Слово «манна» — старославянское и восходит к греческому слову manna — «пища». Такое лакомство могли себе позволить только зажиточные семьи. Технология получения крупы упростилась только в XX веке — с тех пор манная каша и стала общедоступной. Её варили на молоке и старались готовить для детей. А вообще из мучных каш наиболее распространённой была толоконная, а в древности — конопляная. С XV века на Руси варили и саломат — жидкую кашу из ржаной, ячменной или пшеничной прожаренной муки, заваренной кипятком и распаренной в печи, иногда с добавлением жира. Кашей назывались блюда, приготовленные не только из круп, но и из других измельчённых продуктов (рыбные, гороховые, хлебные). В XV веке появилась и гречневая каша, которая считалась самой вкусной и полезной. Каши сдабривали маслом из льняных и конопляных зёрен, и только богачи ели их со сливочным или оливковым маслом, которое шло на вес золота. На память о тех временах сохранилось выражение «Кашу маслом не испортишь».
Рыба и мясо
Рыба занимала на русском столе особое место. По возможности ее ловили сами, но чаще покупали на рыбных рынках, найти которые в городе не составляло труда: настолько тяжелый запах исходил от лотков. Рыбу (плотву, снетков) добавляли в щи, если это не противоречило соблюдению поста.
Соленая рыба была дорогим удовольствием, поскольку добыча соли была тяжелым и долгим процессом, из-за чего и специя ценилась высоко. На Русском Севере, Поморье и Кольском полуострове придумали наиболее дешевый способ консервации рыбы – квашение. Рыбу заливали слабосоленым рассолом и оставляли, пока не завершится процесс ферментации. Вкус и аромат оставлял желать лучшего, но, тем не менее, квашение позволяло продлить срок годности такого быстро портящегося продукта.
Мясо для подавляющего большинства русского крестьянства было непозволительной роскошью. Его употребляли лишь по важным церковным праздникам, готовили на свадьбу и подобные торжества. Интересно, что даже зажиточная крестьянская семья не могла себе позволить мясные блюда хотя бы раз в неделю. Для этого было необходимо резать по барану в неделю, то есть 30-40 голов в год. Ни одно хозяйство не выдержало бы такого расточительства.
Крестьяне со средствами разводили домашнюю птицу. Это было хорошим подспорьем: в доме водились яйца и мясо, на столе частенько была яичница или дрочена. Находчивый русский народ приловчился делать дупла в деревьях для гнездования диких птиц, из которых потом собирали яйца.
Недостаток белковой пищи был не так заметен в семьях охотников. Русские леса были полны куропаток, уток, тетеревов, вальдшнепов. Часто с силком ходили на зайцев, дома же разводили кроликов. Однако во многих регионах лесные угодья были собственностью помещиков, и охота, особенно на крупного зверя, была строго регламентирована или вовсе запрещена.
Внутреннее убранство дома
Убранство дома скудное. Наискосок от печи – красный угол, где располагалась икона. Заходя в дом, взгляд падал именно на иконы. Вошедшие крестились, а лишь потом здоровались с хозяевами.
С одной стороны печи располагалась «женская часть», где женщины готовили и занимались рукоделием. Большой стол, за которым проходила трапеза, стоял по центру, количество посадочных мест было рассчитано на всю семью. С другой стороны печки находились инструменты и лавка для мужских работ.
Лавки стояли вдоль стен. На них спали, укрываясь домоткаными полотнами, шкурами. В крышу вбивали кольцо, на которое обычно вещали люльку с ребенком. Занимаясь рукоделием, женщина качала люльку.
Обязательный атрибут крестьянского дома – сундуки со скарбом. Они могли быть деревянными, обитыми кожей или металлическими пластинами. Для каждой девочки собирался свой отдельный сундук с приданным.
Посуда в доме была двух видов: глиняная, в которой готовили, и деревянная, из которой ели. Металлическая посуда была большой редкостью и стоила немалых денег.
Одежда
Основной задачей крестьянской одежды было удобство для работы и тепло.
Материал для одежды женщины ткали сами.
Крестьяне носили длинные холщовые или льняные рубахи, у которых
подмышками пришивались ластовицы, заменяемые элементы, собиравшие пот. На
плечах, спине и груди так же были заменяемые элементы – подклада — подоплека.
Поверх рубахи надевали пояс.
Верхняя одежда крестьян – кафтан (застегивался на пуговицы или застежки) и зипун (узкое недлинное платье). Зимой носили овчинные тулупы и шапки (валяные или из шкурок лесных зверей)
Женщины ходили в рубахах, сверху надевая сарафан в пол, длинную юбку.
Замужние женщины обязательно покрывали голову платком, а девушки носили
повязку в виде широкой ленты.
На ноги обували лапти, а в некоторых районах в холода носили обувь из
двух сшитых кусочков кожи. Плели обувь из прутьев лозы, привязывая кожаную
подошву к ноге ремнем.
Ешь, молись, трудись
Организм взрослого человека требует от 2,5 тыс. до 4 тыс. калорий в день. В огромном комплексе источников можно найти сведения о питательной ценности рациона тружеников: крестьянин 9-го века, как и ночной стражник в 14-м веке, получал приблизительно 6 тыс. калорий, пахарь или моряк мог позволить себе более 3,5 тыс. калорий. Несмотря на внезапные катаклизмы и неурожаи, ели более чем достаточно, но качество питания оставляло желать лучшего: белок был в дефиците, преобладали углеводы.
Крестьяне едят хлеб. (wikipedia.org)
Хлеб — всему голова. На этом принципе держался рацион простолюдина. Формы хлеба были представлены широко: буханки, батоны, шарики, галеты. Он также использовался как добавка в суп, кашу и рагу. Крестьянин довольствовался хлебом, приготовленным из смеси пшеницы и ржи. Ежедневно простой труженик съедал от 1,6 до 2 кг продукта.
Макаронные изделия присутствовали в меню ещё с Раннего Средневековья. Как правило, в блюдо добавляли «малые зерновые» — бобы, горох, чечевицу. Тогда уровень содержания в пище углеводов возрастал вдвое.
Овощи составляли важную часть рациона среднестатистической крестьянской фамилии. Капуста — символ любви в среде простых смертных. Возлюбленных принято было называть «капустка моя», что свидетельствует о высоком статусе и изысканном вкусе этого овоща. Далее следуют чеснок, репа, лук-порей, морковь, пастернак, огурец, спаржа и шпинат.
Когда речь заходит о мясной пище на столе простолюдина, возникает масса вопросов. Казалось бы, без животных белков было совсем туго и следовало бы держать скотину или птицу. Однако далеко не все сельские дворы могли прокормить свиней, гусей, кур или овец. Мясо редко гостило на крестьянских столах. Как правило, оно добавлялось в суп или подавалось в виде солонины. О происхождении мяса говорят находки археологов, которые изучали помойные ямы дворов: в пищу шло что попало. Не чурались конины и собачатины.
Употребление мяса имело климатические и региональные особенности: в холода ели засоленную свинину и свиные колбасы, бараниной питались летом. Охота хоть и являлась уделом сильных мира сего, но иногда вблизи лесных массивов простолюдины могли позволить себе полакомиться олениной. 80−100 г мяса в день — норма для жителя средневековой европейской деревеньки.
С рыбой дела обстояли куда хуже: монополия на рыбную ловлю принадлежала либо сеньорам, либо держателям крупных церковных диоцезов. Исследования археологов показали, что рыбных костей вблизи крестьянских дворов фактически не было. Однако существуют упоминания в источниках о карпах, окунях, угрях, щуках. Реже о сельди, лососе и мерланах. Морепродукты были не очень популярны, но всё же простолюдины, проживавшие у моря, могли отведать устриц и мидий. Для средневекового человека употребление в пищу лягушек и улиток не было чем-то из ряда вон выходящим.
Символом средневековой молочной продукции являлся сыр. Европейцы уже выделяли несколько сортов: голландский, бри, честер, пармезан. Молоко в чистом виде совершенно не годилось как продукт питания, а вот в кислом его добавляли в суп. Сливочное масло оставалось непригодным в Средние века: оно заменялось топлёным свиным салом либо растительным из ореха, мака или оливок.
Крестьянский быт. (spartacus-educational.com)
Ассортимент продуктов в крестьянском рационе доказывает, что в подавляющем большинстве простые люди каждый день ели каши и супы. Лёгкий завтрак мог состоять из ломтика сыра и куска хлеба. Немного мяса и сытная каша из бобовых с овощами или травами могла быть подана по окончании ежедневных работ. По праздникам на столы выставлялось всё, что было — народ мог вдоволь набить брюхо как обычными супами, так и редкими мясными деликатесами. Конечно же, со стола сметалось всё. После таких мероприятий семья могла месяцами питаться лишь «святым духом».
Еда средневековых крестьян
Рацион бедных людей в этот период был очень скудным. Основная пища крестьян в Средние века состояла из всех продуктов, которые сами они и выращивали: ячмень, полба, просо, пшеница, рожь. Чтобы не платить за мельницу, многие женщины толкли зерно в деревянной ступе, делая вручную муку.
Ежедневное меню крестьянина в Средние века состояло из полужидкой каши, овощной или бобовой похлебки, изредка в рацион добавлялись фрукты, ягоды или орехи, которые собирали дети в лесу в летнее время. Хлеб был только ржаной или серый, который готовился из смеси пшеницы, ячменя, ржи, перемолотых в муку. Он и стал обязательным продуктом начиная с XII века.
На огороде крестьяне выращивали капусту, лук, горох, бобы, морковь, чечевицы, репу, из чего и готовили различные похлебки и блюда. Из сладкого употребляли только мед. Много пили вина или браги, после открытия производства хмеля, пили пиво.
Мясо, чаще всего свинину, крестьяне могли себе позволить только по воскресеньям или большим праздникам. Свиней и поросят резали, а ели на протяжении нескольких праздничных дней; остатки солили и хранили до следующего торжества.
Для обеспечения семьи рыбой мужчины иногда выделяли время на рыбалку, при этом делая и заготовки впрок на зиму. Солить рыбу крестьяне не имели возможности, так как соль была очень дорогой, поэтому ее либо коптили, либо высушивали.
По мере развития сельскохозяйственного производства и христианских предписаний в области питания происходит добавление в крестьянский рацион вина, хлеба, растительного масла, свиного и говяжьего жира.
У более зажиточных крестьян на стол ставили битую птицу, сыры, яйца и даже специи. Жареная пища готовилась редко, крестьянские блюда больше напоминали суп или рагу, к которым подавали соус, сделанный из скисшего вина, орехов, пряностей и лука.
Начиная с XI века, во Франции стали сажать каштановые деревья, которые крестьяне назвали хлебными. Из каштанов делали муку, которая в голодные годы спасала бедных людей от голодной смерти.
Крепостные крестьяне в 17 веке в России
В среде владельческих крестьян также имелись различия. В зависимости от положения, они подразделялись на:
- Боярские или вотчинные. Их доля с утверждением абсолютизма в России и усилением дворянства постоянно и неуклонно уменьшалась. К концу 17 в. они составляли только 10% от общей численности крепостных.
- Помещичьи. К концу 17 в. основным хозяином земли и крепостных крестьян стало все больше укрепляющееся дворянство. Ему к концу 17 в. принадлежало больше половины (около 60%) всех крестьянских дворов.
- Монастырские (церковные). Церковь, которая превратилась в крупного феодала, владела в пределах 15% от всех крепостных.
- Дворцовые (царские). Государство, царская семья владела в общей сложности 10% крепостных, и доля эта постепенно возрастала. Известны слова Екатериной II, назвавшей себя (правда, через сто лет после описываемого здесь 17 в., во время Пугачевского восстания) казанской помещицей.
В крепостную зависимость к разным землевладельцам постепенно, в течение 17 в., переводились и другие категории незащищенного населения – бобыли (не имевшие собственного подворья и обрабатываемого ими надела, или утратившие право на его получение, крестьяне) и холопы. Со времен «Русской правды» их положение часто определяется как полурабское. И это справедливо. Они были оторваны от земли, исполняя роль прислуги своих господ. К исходу века и те и другие практически полностью слились с основной массой крепостного крестьянства.
Усадьба помещика. Рисунок из альбома Майрберга 1661-1662 гг.
Дом
Центром крестьянского дома была каменная печь. Вокруг нее ставили стены из бревен (сосна или ель). Пол земляной. На него для тепла клали половики.
В конце 16 века у избы появились сени. Входя с улицы, крестьянин попадал в небольшую «холодную» комнату, тут хранили продукты и прочее. И только потом в само жилище. В сенях не было окон. Это усовершенствование помогало сохранить в доме тепло.
В избе окна были обтянуты бычьим или рыбьим пузырем. Стекло было большой редкостью. Окна служили еще и дымоходом, располагаясь повыше.
Печь топили по-черному, дым уходил в отверстие в потолке и окна. Во-первых, так лучше прогревался дом. Во-вторых, стены покрывались черным налетом сажи и копоти, который забивал щели в стенах: насекомые летом не ползут, а зимой ветер не продувает. Щели в стенах дополнительно забивались мхом или соломой. Считалось, что изба так сохранится на более долгий срок, ведь покрытые сажей стены не гнили. К тому же печь требовала меньше дров при таком способе растопки.
Позволить себе топить
по-белому могли только зажиточные крестьяне. Бедняки смогли это лишь к концу 18
века.
В печи готовили еду и мылись,
бани были не у всех. Русская печь, которую топили круглый год, использовалась.
как спальное место.
Освещалась изба лучиной, которую втыкали возле печки в специальную подставку. Под лучину ставили плошку с водой или землей, чтобы не случилось пожара от случайно упавшего уголька. В основном с темнотой все ложились спать.
1891
У С. Г. Кара-Мурзы в книге «Советская цивилизация» тоже есть свидетельства современников:
«Ученый-химик и агроном А.Н.Энгельгардт, который работал в деревне и оставил подробнейшее фундаментальное исследование «Письма из деревни»:
«В статье П.Е.Пудовикова «Хлебные избытки и народное продовольствие» в журнале «Отечественные записки» 1879, № 10 автор, на основании статистических данных, доказывал, что мы продаем хлеб не от избытка, что мы продаем за границу наш насущный хлеб, необходимый для собственного нашего пропитания… Многих поразил этот вывод, многие не хотели верить, заподозревали верность цифр, верность сведений об урожаях, собираемых волостными правлениями и земскими управами… Тому, кто знает деревню, кто знает положение и быт крестьян, тому не нужны статистические данные и вычисления, чтобы знать, что мы продаем хлеб за границу не от избытка… В человеке из интеллигентного класса такое сомнение понятно, потому что просто не верится, как это так люди живут, не евши. А между тем это действительно так. Не то, чтобы совсем не евши были, а недоедают, живут впроголодь, питаются всякой дрянью. Пшеницу, хорошую чистую рожь мы отправляем за границу, к немцам, которые не будут есть всякую дрянь… Но мало того, что мужик ест самый худший хлеб, он еще недоедает.
Американец продает избыток, а мы продаем необходимый насущный хлеб. Американец-земледелец сам есть отличный пшеничный хлеб, жирную ветчину и баранину, пьет чай, заедает обед сладким яблочным пирогом или папушником с патокой. Наш же мужик-земледелец есть самый плохой ржаной хлеб с костерем, сивцом, пушниной, хлебает пустые серые щи, считает роскошью гречневую кашу с конопляным маслом, об яблочных пирогах и понятия не имеет, да еще смеяться будет, что есть такие страны, где неженки-мужики яблочные пироги едят, да и батраков тем же кормят. У нашего мужика-земледельца не хватает пшеничного хлеба на соску ребенку, пожует баба ржаную корку, что сама ест, положит в тряпку – соси».
Надо отметить, что достоверная информация о реальной жизни крестьян доходила до общества от военных. Они первыми забили тревогу из-за того, что наступление капитализма привело к резкому ухудшению питания, а затем и здоровья призывников в армию из крестьян. Будущий главнокомандующий генерал В.Гурко привел данные с 1871 по 1901 г. и сообщил, что 40% крестьянских парней впервые в жизни пробуют мясо в армии. Генерал А.Д.Нечволодов в известной книге «От разорения к достатку» (1906) приводит данные из статьи академика Тарханова Нужды народного питания в Литературном медицинском журнале (март 1906), согласно которым русские крестьяне в среднем на душу населения потребляли продовольствия на 20,44 руб. в год, а английские на 101,25 руб.»
А можете читать и такие «свидетельства», если нравится, а выводы потом делайте сами:
«До революции и до коллективизации тот хорошо жил, кто хорошо работал. Лодыри жили в бедности и нищете. На всю нашу деревню из 50 дворов был только один пьяница и дебошир. Он был сапожником. Крестьянин всегда был сыт, обут и одет. А как иначе? Он же жил своим трудом.
Бедняками у нас были те, кто слабо вел свое хозяйство. В основном это была всякая пьянь, которая не хотела работать. Лентяи, одним словом! Каждый хороший хозяин имел книгу ведения хозяйства, в которой учитывались все доходы и расходы. Вырученную прибыль крестьянин мог вложить в крестьянские банки, чтобы затем получать от неё проценты. Старики и старушки с которыми доводилось общаться, рассказывали о прекрасной жизни в деревне перед 1914 годом, соблюдались все православные праздники,т.е. были выходные, ели досыта, одевались хорошо, ко всему тому могу добавить , что так называемых батраков никто не помнил, а помнили о прислугах у богатых, в прислуги попасть было трудно и т.д. Т.е. цифры, цифрами, а живое общение как то всегда показывает другую картину.
Жизнь в деревне осложнялась лишь при непогоде (засуха и т.д.), в этом случае действительно подавались в город на зароботки, может и написано эта статья на основании одного из не очень хороших погодных периодов… Традиционно Россия являлась крупнейшей сельскохозяйственной страной мира и своими продуктами снабжала государства Европы.»источник
Хлеб — всему голова
Самым простым пекарским изделием из муки считалась пресная лепёшка, позже славяне научились выпекать квасной хлеб. По торжественным случаям изготовлялись огромные караваи, символизировавшие солнце. Пироги с разнообразной начинкой (в том числе сладкие) также с древних времён стали излюбленной пищей славян. Любителям острой пищи в тогдашних условиях пришлось бы туго: соль стоила дорого, её берегли, употребляли умеренно. На княжеском столе не редкостью было греческое оливковое масло. Простой люд употреблял масло из льняных семян и мака. Одно из древнейших и до сих пор популярных блюд русской кухни — это блины. Их научились готовить задолго до IX века, в языческие времена. Блины всегда пеклись круглыми, словно солнышко. Они и символизировали светило, о чём свидетельствует праздник Масленица — прощание с зимой и встреча с весенним теплом. Блины, как и в наше время, ели со сметаной, со сливочным маслом и рыбой. А ещё с мёдом или вареньем. Но чаще бывало, что и без добавок и начинок, просто блины с пылу с жару. Любовь русского человека к блинам не иссякла в веках, как и память о языческом празднике.
Хлеб — всему голова
Ключевую роль в питании средневекового крестьянина играл хлеб — он обеспечивал выживание. Хлеб ели разный: чем богаче был человек, тем более разнообразное меню он мог себе позволить. Рацион крестьянина состоял в основном из злаков, бобовых, говядины и сезонных овощей. Активно употребляли овсянку, рожь, горох, чечевицу. Хлеб составлял основу рациона — делали галеты, батоны, буханки и различные шарики. Пшеница считалась более чистым сортом и стоила дороже, нежели рожь. Поскольку овощи были доступны осенью, в рационе преобладали в основном углеводы. Рыбу (под этим названием понимались все животные, которые не ходят по суше) крестьяне употребляли редко. Еще были в ходу лук, чеснок и капуста. А еду готовили в основном на огне.
Хлеба в рационе аристократов также хватало, только делался он не из ржи, а из пшеницы. Знати было доступно такое развлечение, как охота — она тоже подтверждала статусность сословия. В силу этого на аристократическом столе можно было видеть фазанов, перепелов, куропаток и других диких птиц. Также богачам были доступны масла, вина и специи.
Якопо Кименти, «Натюрморт». Около 1625, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
Средневековая кулинария сильно зависела от региона. Например, в Южной Европе чаще употребляли в пищу фрукты, овощи, масло и вино. В тоже время северные регионы питались хлебом и мясными и молочными продуктами, а также рыбой.