8 вещей, которым тебя может научить джим джармуш

Более странно, чем в раю

Вот он, тот самый дебютный фильм, получивший тридцать лет в Каннах «Золотую камеру» за лучший дебют. Медитативная чёрно-белая история про раздолбая, к которому приезжает двоюродная сестра — герои в основном бездельничают, потом немножко едут в другой город, где даже попадают в некоторые околокриминальные неприятности, но неспешного течения фильма это никак не меняет. Уже здесь фирменный стиль Джармуша был как на ладони — завораживающая неспешность повествования, точечно подобранная музыка, абсурдистский юмор с каменным лицом и чутьё на не самых очевидных актёров: главную роль здесь сыграл джазовый музыкант Джон Лури.

https://youtube.com/watch?v=ToCSOp7FGT0

Музыка в творчестве Джармуша

Помимо фильмов, он снимал видеоклипы для Talking Heads , Тома Уэйтса , Нила Янга и Джека Уайта и других . Для Джармуша музыка — это «самая высокая и прекрасная форма самовыражения. Без музыки жизнь не имела бы смысла »

Саундтреки являются важной частью всех его фильмов, он работал с Уэйтсом ( Ночь на Земле и Вниз по закону ), Джоном Лурье ( Незнакомец, чем рай и Вниз по закону ) и Янгом ( Мертвец ) , но также использовал музыку , среди прочего. Sunn O))) , Boris , RZA , Mulatu Astatke , Jozef Van Wissem

В Незнакомце Чем Рай , кричит Jay Hawkins песня » Я заколдовал вас играет важную роль , и появляются снова и снова. В Mystery Train , Элвис Пресли Blue Moon соединяет отдельные эпизоды , которые составляют фильм. Он также снял два музыкальных фильма — Год Лошади в концертном туре Нила Янга и The Crazy Horse и Gimme Danger для Игги Попа и The Stooges .

Еще будучи студентом в Нью-Йорке, Джармуш был участником группы без волн The Del-Byzanteenes, с которой он записал альбом Lies to Live By . Для The Limits of Control он записал несколько песен со своей группой Bad Rabbit . Он выпустил три альбома в дуэте с голландским лютнистом Йозефом Ван Виссемом (« О входе в вечность» (2011), «Тайна неба» (2012), «Попытка снять завесу» (2019)). Ван Виссем также сыграл большую часть саундтрека к фильму Only Lovers Left Alive , в котором участвовала группа Джармуша SQÜRL , продолжение Bad Rabbit. SQÜRL также записал саундтрек для Патерсона .

«Ночь на Земле» (Night on Earth), 1991

Поездка на такси — это уникальный социальный опыт. Разговоры с таксистом могут выйти на неожиданную территорию и расширить наше понимание мира. Учитывая ничтожную возможность встретить одного и того же таксиста два раза, возникает обрывочный, но интересный опыт общения. В «Ночи на Земле» Джармуш пользуется этой идеей общения со случайным таксистом. Его фильм — 5 коротких киноновелл, каждая из которых происходит ночью в определенном городе.

В Лос-Анжелесе героиня Виноны Райдер, таксистка, хочет стать автомехаником, обсуждает жизненные мечты с голливудским агентом, героиней Джены Роуленд

В Нью-Йорке, эмигрант из Восточной Германии, который работал клоуном до того, как приехать в США, подвозит бруклинца Йо Йо, с которым они разговаривают о важности смеха. В Париже, резкий и эмоциональный таксист из Код д’Ивуара очарован своей пассажиркой, слепой и дерзкой героиней Беатриче Далле

В Хельсинки, депрессивный водитель рассказывает жуткую историю своим пассажирам, которые едут из бара, в котором те утешали друга. Самая яркая новелла происходит в Риме, где болтливый таксист в исполнении Роберто Бениньи решает исповедаться своему пассажиру, приняв его за священника. 

Помимо формата «разговор с таксистом», Джармушу удалось запечатлеть дух каждого города: свободолюбивость Лос-Анжелеса, хаотичность Нью-Йорка, депрессивность северного Хельсинки, шарм Парижа и сексуально-религиозную озабоченность Рима. Каждая новелла передает красоту, достоинство и обаяние городов. «Ночь на Земле» — это фильм-антология, в котором города раскрываются через людей, которые в них живут. 

Семь классических кадров из фильмов Джармуша

1 / 7

Кадр из фильма «Более странно, чем в раю». 1984 год

Три силуэта разобщенных людей, ищущих путь в пустом холодном пространстве.

The Samuel Goldwyn Company

2 / 7

Кадр из фильма «Вне закона». 1986 год

Один из самых поэтичных кадров, снятых Робби Мюллером для фильма Джармуша. Несмотря на общий план, мы отчетливо видим каждую деталь, включая небритость героев.

Island Pictures

3 / 7

Кадр из фильма «Таинственный поезд». 1989 год

На американском Юге иностранцы-японцы одновременно видят буйство природы, подчеркнутое цветом, и упадок провинции.

Orion Classics

4 / 7

Кадр из фильма «Мертвец». 1995 год

Зритель не понимает, наблюдает ли он за реальными приключениями Блейка на Диком Западе или это видения счетовода во время агонии?

Miramax Films

5 / 7

Кадр из фильма «Сломанные цветы». 2005 год

Одиночество и ощущение потерянности у Джармуша испытывают не только люмпены-изгои, но и успешные, состоявшиеся люди.

Focus Features

6 / 7

Кадр из фильма «Патерсон». 2016 год

Иранская актриса Голшифте Фарахани в роли Лоры, жены Патерсона. В этом кадре она косплеит картину кубиста Хуана Гриса, любимого художника Уильяма Карлоса Уильямса, «». 

Amazon Studios

7 / 7

Кадр из фильма «Выживут только любовники». 2013 год

В кабинете Адама мы видим портреты тех, чье творчество создало Джима Джармуша как автора — от Иоганна Себастьяна Баха и Франца Шуберта до Тома Уэйтса и Игги Попа, от Эдгара Аллана По и Франца Кафки до Шарля Бодлера и Уильяма Бэрроуза; от Бастера Китона и Луиса Бунюэля до Николаса Роуга, Аки Каурисмяки и многих-многих других.

Pandora Film

растение

Джим Джармуш в CBGB , 2003

Работа Джармуша снова и снова вращается вокруг чужестранства, столкновения разных культур и объединяющей силы семейных отношений. Хотя можно заподозрить пессимистический, иногда антиамериканский подтекст, стоящий за этими противоречивыми созвездиями, его фильмы постоянно отвергают такую ​​оценку.

Джармуш — один из немногих по-настоящему независимых режиссеров или авторских режиссеров , а это означает, что он сохраняет контроль над всем кинопроизводством и правами на негативы своих фильмов. Еще одна особенность — его неортодоксальные рабочие привычки. Он пишет свои сюжеты для очень конкретных актеров, а затем строит историю вокруг этого персонажа (ов). Он сознательно отказывается от привычных средств съемок расписаний или раскадровок . Как и некоторые из своих современников ( Пол Томас Андерсон , Квентин Тарантино , Джон Кассаветис ), Джармуш поручил некоторые роли членам племенного ансамбля, с которыми он также дружит, таким как Игги Поп , Том Уэйтс , Джон Лури , Роберто Бениньи. , Исаак де Банколе , Билл Мюррей или Тильда Суинтон .

Фильмы Джармуша пронизаны неторопливостью и лаконичным юмором. Популярные стилистические приемы — это черно-белая пленка, целенаправленное и намеренно гротескное использование музыкальных элементов и сценическое разрешение в плановых сценах , в основном в мастер-кадрах .

«Пределы контроля» (The Limits of Control), 2009

Роуд-муви — один из любимейших жанров Джармуша, в котором он достиг успеха и славы. «Пределы контроля» — это скрещение роуд-муви, криминального фильма и артхауса. Весь фильм — серия высокохудожественных, искусственно-претенциозных кадров, в которых главный герой — безымянный убийца, хладнокровно и стоически сыгранный Исааком де Банколе — преследует свою жертву и соблюдает дзен. 

Фильм снят преимущественно в Испании, а оператором выступил постоянный соавтор Вонг Карвая, Кристофер Дойл. Его работа сделала небывалую для фильмов Джармуша визуальную красоту, яркость и пышность. Краеугольным камнем фильма является его антикапиталистический посыл против человеческой жадности, но будучи проговоренным миллион раз, он теряет свою силу в бесконечных повторах. В результате, получился фильм, в котором визуальный ряд победил всякую мысль. 

«Патерсон» (Paterson), 2016

«Патерсон» влюбляет в себя с первого взгляда и выглядит таким привлекательным во многом благодаря главному герою, который в любой ситуации сглаживает острые углы и останавливает конфликты. Патерсон — скромный и воспитанный водитель автобуса, который в свободное время пишет стихи. Весь фильм — это неделя из жизни главного героя, на протяжении которой он любит свою увлеченную творчеством жену, приветлив и дружелюбен с соседями, и спокоен на работе.

«Патерсон» — это фильм-размышление о тех богатствах, которые скрыты в ежедневной монотонной рутине. В фильме часто повторяется кадр с текущей водой, которая гипнотизирует своим спокойствием и заставляет проникнуться смирением главного героя. 

Сломанные цветы

Вошедший после сотрудничества с Уэсом Андерсоном и Софией Копполой во вторую фазу своей карьеры Билл Мюррей отлично вписался в типичную для Джармуша интонацию сдержанной меланхолии с юмористическим подтекстом в этой истории про стареющего донжуана, отправляющегося на поиски своего взрослого сына. Результат — Гран-при в Каннах.

Бонус-трек: ещё пять фильмов Джармуша

Бессрочный отпуск

Хотя дебютом Джармуша считается «Более странно, чем в раю», до этого он снял ещё один полнометражный фильм, эту историю про юного фаната Чарли Паркера, который пытается постичь смысл жизни посредством бесконечного шатания по Манхэттену.

Таинственный поезд

Третья (вернее, четвёртая, считая «Отпуск») картина Джармуша, в которой его немножко понесло в более откровенно комическую сторону — здесь три истории совершенно разных персонажей пересекались в одной и той же гостинице в Мемфисе. Деталь, указывающая на то, что во вселенной Джармуша не бывает случайностей — если героиня «Более странно, чем в раю» постоянно слушала на магнитофоне «I Put a Spell On You», то в «Таинственном поезде» в эпизодической роли появлялся исполнитель этой песни, Скримин Джей Хокинс.

Ночь на Земле

Ещё один фильм из множества маленьких новелл — пять разных людей садятся в такси в пяти разных городах мира. Новеллы заметно отличались по интонации — от безумной комедии без тормозов в римской новелле (в которой блистает старый приятель Джармуша Роберто Беньини) до тихой трагичности парижской истории и пронзительной меланхолии финской. И всё это — под музыку Тома Уэйтса.

Кофе и сигареты

Долгоиграющий проект, запущенный ещё в 1986 году, завершился в 2003-м — серия чёрно-белых короткометражек, в которых разные люди сходились вдруг за кофе и сигаретами. Игги Поп встречается с Томом Уэйтсом, Билл Мюррей приносит кофе музыкантам группы Wu-Tang Clan, Джек и Мег Уайт из The White Stripes обсуждают работу Николя Тесла, всем весело. Довольно легкомысленные короткометражки держались в основном на харизме попадавших в кадр исполнителей, но, кажется, именно эту спонтанную динамику Джармушу и было интересней всего исследовать.

Пределы контроля

Жизнь

Джим Джармуш рос вторым ребенком со своими братьями и сестрами Энн и Томом в не очень разнообразном пригороде среднего класса Акрон , штат Огайо . По словам Джармуша, его отец был старшим руководителем шинной компании BF Goodrich Company , трудолюбивым бизнесменом. Его семья имеет европейское происхождение: отец происходил из семьи чешско- немецких иммигрантов, а у его матери были ирландско-немецкие родители. До того, как они поженились, его мать писала обзоры фильмов и была репортером развлекательных и других мероприятий в местной ежедневной газете Akron Beacon Journal . Чтобы побыть в тишине и покое, в детстве она часто отправляла Джима в кино, где он смотрел фильмы категории B с растущим энтузиазмом .

Уже в 14 лет Джармуш заинтересовался контркультурой , например, книгами битников Уильяма С. Берроуза и Джека Керуака или записями Матери изобретений , которые он и друзья их старших братьев и сестер украли. По поддельным документам он и друзья ходили на выходных в кинотеатр, где показывали такие андеграундные фильмы, как Девочки из Челси» Энди Уорхола и Патни Свуп» Роберта Дауни . Говорят, что одна из его бабушек подтолкнула его к чтению сложной литературы и подарила ему цикл романов Пруста « В поисках утраченного времени» на его 16-летие . Позже Джармуш сам опубликовал стихи .

После окончания средней школы в 1972 году он отправился в Чикаго в возрасте 19 лет и поступил в школу журналистики из Северо — Западного университета один. В следующем году он переехал в Колумбийский университет в Нью-Йорке , где изучал английскую и американскую литературу . Там он в основном слушал лекции о современной американской поэзии, например о битниках и поэтах подрывной Нью-Йоркской школы . Он также писал для университетского литературного журнала The Columbia Review . В 1975 году, в последнем семестре, он впервые на десять месяцев поехал в Париж . Он работал курьером в художественной галерее и много времени проводил в кино и в архивах Cinémathèque française . Там он, среди прочего, открыл для себя европейское и японское кино. Вернувшись в Нью-Йорк в 1976 году, он получил диплом бакалавра искусств . Его литература в то время стала более кинематографической, то есть живописно-описательной: « Мои произведения в определенном смысле становились более кинематографичными, более визуально описательными ».

Затем он изучал кино в престижной Школе искусств Тиша при Нью-Йоркском университете . Там он, в частности, научился руководить вместе с Николасом Рэем . В конце 1970 — х годов он присоединился к пост-панк сцены в Ист — Виллидж и попробовал себя в клавишник, певец и автор текстов для не-волновой группы The Del-Byzanteens .

В 1980 году он снял свой выпускной и одновременно первый фильм « Постоянные каникулы» , премьера которого состоялась на Неделе кино в Мангейме и была отмечена награда. Затем он стал ассистентом Вима Вендерса , который дал ему оставшиеся роли в кино. На этот материал и с бюджетом в 7000 долларов США в 1982 году он снял 30-минутный короткометражный фильм «Новый мир» , предшественник « Чужого, чем рай» . Немецкий продюсер Отто Грокенбергер увидел фильм на кинофестивале Сальсомаджоре в Италии, а затем дал Джармушу 110 000 долларов США на создание полной версии.

Когда режиссеры Сэм Фуллер и Джон Бурман указали на его сходство с актером Ли Марвином , он основал эксклюзивный и самоуничижительный кружок « Сыны Ли Марвина », единственным критерием включения которого было определенное сходство с Марвином. В его состав входят его друзья Ник Кейв , Том Уэйтс и Джон Лурье .

Джармуш состоит в отношениях с режиссером и актрисой Сарой Драйвер с начала 1980-х годов .

«Мертвые не умирают» (Dead don’t die), 2019

В популярной культуре, зомби (спасибо Джорджу Ромеро) могут служить метафорой различных явлений. Джармуш использует зомби, чтобы рассказать о слепоте и невежестве людей, занятых только собой и не замечающих надвигающейся экологической катастрофы. Из этого мог бы получится успешный и важный фильм, если бы режиссер относился к жанру с чуть большей любовью или чувствовал с ним родство. 

К сожалению, отсутствие контакта с жанром превратило фильм в любопытный эксперимент, после просмотра которого не запоминается ничего, кроме нескольких удачных шуток. Режиссеру, который известен стилем и подчеркнуто хорошим вкусом, сложно работать в жанре, за которым закрепилась слава плохого вкуса. Половина фильма — это буквальное проговаривание задуманной метафоры, чтобы даже не самые сметливые умы усвоили послание режиссера. 

Другая половина — еще более очевидные и повторяющиеся отсылки к популярной культуре. В частности, к другим фильмам о зомби и повторяющейся идее о прагматизме и эгоизме этих созданий. Абсурдность, которая достигается в кульминации, и попытка режиссера разрушить четвертую стену и саму иллюзию кино — лучший момент фильма, в котором жанр и режиссер оказались далеки друг от друга. 

Любите города как любимых женщин, а женщин — как любимые города

Очень странное и во многом непонятное правило. Но, раз уж это Джармуш, к нему стоит прислушаться. Очевидно, он имеет в виду, что город, в котором ты живешь, во-первых, нужно выбрать самому, а, во-вторых, любить его страстно и всей душой.

С женщинами же, судя по всему, начинает работать все тот же принцип отстраненности. Восхищаться ими со страстью картографа и жить с полным пониманием того, что пытаться изменить их — бесполезно. «Я люблю потеряться в городе и пытаться найти дорогу обратно. Я видел так много удивительных вещей просто поступя так. Крохотные детали жизни», — говорит Джармуш.

Не стесняться своего дилетантства

Еще один навык, который Джим Джармуш приобрел благодаря панк-року. В молодости, в НЬю-Йорке (в которых приехал на учебу из Огайо) он варился в очень творческой, но панковской тусовке. Все были одержимы творчеством — организовывали группы, снимали самопальные фильмы на 8-мм пленку, да даже просто рисовали на стенах. Вот, например, какую музыку он делал в 80-е:

Каждый раз, когда провинциал Джармуш спрашивал друзей: «Эй, да ты же даже не умеешь петь и играть на инструментах, как ты будешь выступать?», ему отвечали: «Да и хер с ним, научимся по ходу дела». Идея о том, что изначальная идея важнее мастерства, запала в душу Джима на всю жизнь. «Сначала сделать — потом посмотреть, лежит ли к этому душа или нет» — крайне недооцененный принцип в творчестве.

В итоге Джармуш попробовал себя в поэзии, музыке и, только потом, в режиссуре. Изначально он вообще мечтал стать писателем, но выяснилось, что лучше всего у него получается делать кино. Сам Джим честно признается, что поэт из него второсортный, да и музыка немного вторична.

Впрочем, осознание того, что в этих сферах он просто середнячок, не мешает ему играть музыку до сих пор. В молодости Джармуш играл в No Wave группе The Del-Byzanteens. А для фильма «Выживут только любовники» использовал музыку собственного проекта Sqürl. Так что в этой картине вы не только смотрите, но и слушаете Джармуша.

«Отпуск без конца» (Permament Vacation), 1980

Это дебютный фильм Джармуша — об одном дне из жизни меланхоличного нью-йоркского хипстера, который чувствует собственную отчужденность от нормального общества и предпочитает чудаков деловым американцам. Вместо привычных американских идеалов трудолюбия и оптимизма, герой грустен и проводит дни в праздности и бездеятельности. Бессюжетный фильм легко можно представить получасовой короткометражкой. Он растянут долгими планами и рассуждениями героя о жизни и искусстве.

Джармуш снял свой дебют на скромные 12 тысяч долларов, часть из которых — деньги режиссера на киношколу. «Отпуск без конца» — это предвосхищение ранней тематики и интонации Джармуша — отчужденные от американского общества герои-идеалисты, которые бродят по городам и странам в поисках смысла. Помимо темы и интонации, фильм интересен коллаборацией с Джоном Лурье, который сделал саундтрек к фильму и сыграл эпизодическую роль. Впоследствии Лурье станет частым соавтором Джармуша. 

«Выживут только любовники» (Only Lovers Left Alive), 2013

Если «Мертвые не умирают» были игрой с жанром зомби-фильмов, то «Выживут только любовники» — переосмысление фильмов о вампирах. Вампиры — эстеты и существа более утонченные, чем примитивные зомби — стилистически они гораздо ближе Джармушу. Вампирша Ева (Тильда Суинтон) собирает чемодан разнообразных и редких книг, готовясь к поездке к своему возлюбленному Адаму (Том Хиддлстон), чья спальня украшена цветом из европейско-американской культуры: от Генри Перселла до Телониуса Монка; от Николы Тесла до Марселя Дюшана.

Главные герои, как часто бывает у Джармуша, чувствуют свою чуждость современному миру и упрекают его за помешанность на вещах, бытовую глупость и излишнюю поспешность. Джармуш пытается примирить идеалистов-вампиров с современным миром для которого они выглядят чересчур старомодными. В середине фильма возникает карикатурно-комичная и вполне достойная ситкома линия с сестрой Евы, Авой (Миа Васиковска), но к финалу фильм возвращается к меланхолии, которая для идеалистов стала нормой и по поводу которой они не испытывают даже сожаления. 

Биография

Джим Джармуш родился 22 января 1953 года в городе Акрон, штат Огайо. По окончании школы в 1971 году он в течение года обучается журналистике в Чикагском Северо-Западном университете, затем меняет свою специализацию на английскую литературу и отправляется продолжать учёбу в Париж. Находясь в Париже, он активно посещает Французскую синематеку и буквально влюбляется во французское кино.

Проведя год за границей, Джармуш возвращается на родину. Он переводится в Колумбийский университет, где получает степень бакалавра по английской литературе в 1975 году. Любовь к кино, приобретённая во Франции, приводит Джармуша в киношколу Нью-Йоркского университета (New York University’s school of film). В Нью-Йорке он находит работу ассистента у знаменитого режиссёра Николаса Рэя, с которым поддерживает близкие отношения до смерти Рэя от рака в 1979 году.

Свой первый кинематографический опыт Джармуш приобретает на съёмках фильма Николаса Рэя и Вима Вендерса «Молния над водой» (Lightning Over Water, 1980). Документальная лента фиксирует мучительный процесс ухода Рэя из жизни. Параллельно Джармуш начинает работу над своим полнометражным дебютом «Отпуск без конца». Снятая за 15 тысяч долларов на шестнадцатимиллиметровую плёнку, картина выходит в 1980 году и получает высокие оценки критиков.

Второй фильм Джармуша «Более странно, чем в раю» (1984) появляется после того, как он доснимает два эпизода к своей дипломной работе — тридцатиминутной короткометражке о венгерских эмигрантах «Новый мир» (New World). Этот факт и безусловные художественные достоинства картины позволяют ей получить приз «Золотая камера» за лучший дебют на Каннском кинофестивале. Несомненно, что «Более странно, чем в раю» — одна из важнейших (и, возможно, лучших) лент американского независимого кино. В схожей манере Джармуш снимает фильмы «Вне закона» (1986) и «Загадочный поезд» (1989). В результате получается своеобразная трилогия; ленты, её составляющие, дают неожиданный взгляд на Америку глазами иностранца.

В 1986 году появляется шестиминутный фильм «Кофе и сигареты», в нём Роберто Бениньи и Стивен Райт потребляют означенные продукты и решают, кому из них стоит идти к зубному врачу. Так стартует самый необычный проект Джармуша, завершившийся в 2003 году выходом полнометражной ленты «Кофе и сигареты», содержащей 11 новелл, в которых любимые актёры и музыканты режиссёра курят, пьют эспрессо и ведут забавные диалоги друг с другом.

Джармуш известен любовью составлять свои картины из нескольких историй. Так, фильм 1991 года «Ночь на Земле» состоит из пяти новелл, объединённых общей темой — город, ночь, такси. «Ночь на Земле» — это пять городов мира, пять случайных встреч и непередаваемое сочетание юмора и грусти, знакомое всем поклонникам Джармуша.

Мистический вестерн «Мертвец» (1995) был оценен критикой только через несколько лет после премьеры в Каннах.

Картина «Пёс-призрак: Путь самурая» (1999) пародирует популярный в недавнем прошлом голливудский жанр гангстерского фильма. Одновременно эта лента предвосхищает возникшую в начале XXI века моду на Японию в творчестве американских режиссёров. София Коппола, Квентин Тарантино, Эдвард Цвик и Роб Маршалл снимут свои «японские» фильмы уже после Джармуша. Этот факт ещё раз свидетельствует о том, что именно независимые режиссёры зачастую прокладывают тот путь, по которому затем движется Голливуд.

Фильм Джармуша «Сломанные цветы» (2005) кажется шагом режиссёра в сторону мейнстрима. Вместо привычных маргиналов главным героем картины становится преуспевающий компьютерщик в исполнении Билла Мюррея, отправляющийся в путешествие по следам своих былых любовных приключений. За эту ленту Джармуш получает Гран-при Каннского кинофестиваля.

Награды (отбор)

  • 1980: Приз Йозефа фон Штернберга Недели кино в Мангейме (сегодня Международный кинофестиваль Мангейм-Гейдельберг)
  • 1984: Золотой Леопард на Международном кинофестивале в Локарно для Незнакомца чем Рай
  • 1984: Золотая камера на Каннском кинофестивале за незнакомцем , чем Рай
  • 1987: Independent Spirit Awards — номинирован на звание лучшего режиссера (Down by Law)
  • 1988: Приз фестиваля Bodil за лучший американский фильм (Down by Law)
  • 1988: Приз Роберта фестиваля за лучший зарубежный фильм (Вниз по закону)
  • 1989: Приз за лучший художественный вклад на Каннском международном кинофестивале (Mystery Train)
  • 1990: Independent Spirit Awards — номинирован на лучший сценарий (Mystery Train)
  • 1990: Independent Spirit Awards — номинирован на звание лучшего режиссера (Mystery Train)
  • 1993: Golden Palm в Каннах за лучший короткометражный фильм — Кофе и сигареты 3
  • 1996: Премия пяти континентов за мертвеца
  • 1997: Премия Independent Spirit Awards — Номинация на лучший сценарий (Мертвец)
  • 1997: Премия Говарда Хокса за рассказывание историй
  • 2005: Каннский международный кинофестиваль — приз Большого жюри за сломанные цветы
  • 2011: Officier des Arts et Lettres
  • 2017: Международный кинофестиваль в Роттердаме — номинирован на премию MovieZone за фильм Патерсон.

Джармуш — сноб.

Никто не позволял себе такого высокомерия по отношению к обывателям, как он в вампирской сказке «Выживут только любовники». Это надо же — сделать романтическими героями вечно живых эстетов-кровососов и противопоставить их простым смертным, которых в фильме называют «зомби» (и это сравнение не в пользу людей). Нет, Джармуш может иногда польстить рабочему классу, но с такими оговорками, что лучше бы и не пытался. Как в интервью критику Джонатану Розенбауму: «Однажды в Риме мы с Роберто Бениньи зашли пообедать в дешевую столовую. Сели за длинный стол, рядом — дорожные рабочие в синих комбинезонах, и Роберто завел с ними разговор — о Данте, Ариосто и итальянских поэтах ХХ века. Знаете, если вы приедете в какой-нибудь сраный Вайоминг, зайдете в бар и у вас случайно вырвется слово «поэзия» — сразу получите пулю в задницу. Такова Америка. Даже не знаю, стоит ли мне сейчас лицемерно заявлять: «но встречаются редкие исключения, на которые мы и должны равняться».

Решай проблемы сообразно времени и местным обычаям

А вот это — навык скорее практический, чем мировоззренческий. Однажды, во время съемок «Пса-призрака», к съемочной площадке подошли местные черные гангстеры. Они не пытались наехать или ограбить — просто это был их район, а Джармуш, который по их представлениям «мутил тут свои дела и не договорился», поступил нехорошо.

Джим не испугался, отошел перетереть с главным на равных и договорился. Причем договорился вежливо, но не теряя достоинства — сказал, что в фильме будет Форест Уитакер и музыка RZA, так что их район прославится. С этого момента гангстеры сами взялись охранять съемочную площадку — увидели в Джармуше простого парня, который умеет разговаривать с простыми парнями, а не напыщенного голливудского сноба.

Другой похожий случай едва не закончился для Джармуша и его друга, не менее великого Тома Уэйтса, тяжкими телесными. Уэйтс заехал за Джармушем в Маленькую Италию, где тот жил. На выходе из квартала он начал сигналить автомобилям, которые загородили проезд и поливать водителей самыми грязными словами. Чего Уэйтс не знал, так это того, что перед ним верхушка  известной мафиозной семьи Гамбино. Джим обитал прямо у их базы, постоянно видел их и прекрасно знал, чем это может закончиться.

Конфликт разрешился бескровно — бандиты были чем-то заняты и не стали нападать на Уэйтса. Но после Джармуш объяснил Тому, что он, конечно, звезда, но у них на районе так не делается. Здесь, как и везде, есть некоторые негласные правила, которые очень полезно знать.

Джим Джармуш лучшие фильмы

Смотри в оба: Джим Джармуш лучшие фильмы — запись посвящена работам современного американского режиссёра, который имеет свой собственный взгляд и точку зрения на нынешнее «общество потребителей».

Jim Jarmusch)

Некоторые критики называют работы Джармуша — «фильмы ни о чём». Тогда наша жизнь тоже ни о чём! (особенно некоторых критиков).

Произведения Джима Джармуша дают современному человеку отойти от мира «глянца», который постоянно навязывает реклама и СМИ.

Более странно, чем в раю  1984

Stranger Than Paradise

режиссер: Джим ДжармушсценарийДжим Джармуш жанр: драма, комедия В  ролях: Джон Лури, Эстер Балинт, Ричард Эдсон, Сесиллия Старк…

рейтинг 8.0

Если к Вам приедет кузина из Венгрии (а что, а вдруг)

Осторожно, ведь после этого Ваша жизнь может поменяться.

https://vk.com/video_ext.php

Вне закона  1986

Down by Law

страна: США, Германия слоган: «It’s not where you start — It’s where you start again» Это не там, где вы начинаете — Это место, где вы начинаете снова. режиссер: Джим Джармуш сценарий: Джим Джармуш жанр: драма, комедия, криминал В  ролях: Том Уэйтс, Джон Лури, Роберто Бениньи…

рейтинг 8.1

Два неудачника и один чудак бегут из американской тюрьмы…

Каннский кинофестиваль, 1986 год Золотая пальмовая ветвь

фрагмент

https://vk.com/video_ext.php

Таинственный поезд  1989

Mystery Train

Жанр: драма, комедия, криминал. Режиссер: Джим Джармуш. В ролях: Масатоси Нагасэ, Юки Кудо, Стив Бушеми…

рейтинг 7.6

Три истории, разные персонажи и один отель в Мэмфисе…

https://vk.com/video_ext.php

 Ночь на Земле  1991

Night On Earth

страна: Франция, Великобритания, Германия, США, Япония слоган: «Five Taxis. Five Cities. One Night» режиссер: Джим Джармуш сценарий Джим Джармуш жанр драма, комедия В ролях: Вайнона Райдер, Джина Роулендс, Армин Мюллер-Шталь, Роберто Бениньи…

рейтинг 8.1

Пять таксистов из пяти городов и разных стран, и у каждого своя история — «от грустного до смешного один шаг».

трейлер

Мертвец 1995

Dead Man

Жанр: вестерн, притча Режиссёр: Джим Джармуш Сценарий: Джим Джармуш Композитор: Нил Янг В ролях: Джонни ДеппГари ФармерЛэнс Хенриксен…

рейтинг 8.0

«Мертвец» укоренён в философии, стоящей за американской жанровой мифологией,

( https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%86_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC)

однако, персонажи фильма своими словами и действиями являются абсолютными комиками, что позволяет отнести фильм к великому жанру комедии.

фрагмент

Post Views: 1 674

17.02.2016   Павел

  Американские комедии, Режиссёр фильма     Более странно чем в раю 1984, Вне закона 1986, Мертвец 1995, Ночь на Земле 1991, Таинственный поезд 1989

  • Хилари Клинтон любит по-собачьи
  • Лучшая попа Бразилии видео

У-вэй Джармуша

Не особо известный факт: Джармуш угорает по древнему даосскому принципу «У-вэй», то есть «недеяние». Он считает, что важнее всего — принять вещи та­ки­ми, какие они есть, а не бороться с ними. Кроме того, нужно делать все так, чтобы не рвать ткань вселенной, принося хаос и сумятицу, а мягко и аккуратно двигаться вдоль нее. В этом ему как раз помогает уже упомянутое умение отстраненности. Он смотрит на мир как на большую картину и не делает ненужных движений.

Кроме того, Джармуш уже давно занимается тай-чи и цигуном, причем он не один из этих поехавших любителей осознанности и эзотерики, которые треплются о них направо и налево. Информацию об этом увлечении журналистам пришлось вытягивать из Джима клещами.

Говоря проще, Джармуш научился напрягаться там, где надо и никогда не напрягаться там, где не надо. Опять же, это навык, который дался ему тяжело, потому что изначально он был очень тревожным молодым человеком.

С чего начать

Кадр из фильма «Сломанные цветы». 2005 год

С комедийной мелодрамы «Сломанные цветы», получившей в 2005 году Гран-при Каннского кинофестиваля. Картина посвящена французскому режиссеру Жану Эсташу, причисляемому к «новой волне». Его фильм «Мамочка и шлюха» (1973) назвали во Франции главным фильмом о событиях 1968 года, хотя никаких отголосков того бунтарского времени там не было — разве что ощущение потерянности, которое Джармуш вложил в своего героя. Главный герой картины — стареющий донжуан и преуспеваю­щий американский компьютерщик Дон Джонстон. Роль специально писалась для любимого джармушевского актера Билла Мюррея. Его внешняя невозмути­мость отвечает идеалу режиссера предельно лаконичной актерской игры, а умение сплавлять драматическое и комическое соответствует ироничному обыгрыванию жанро­вых стереотипов, которое так любит Джармуш и которое особенно заметно в этом фильме. 

Композиция фильма типична для Джармуша: он строится отдельными глав­ками-миниатюрами как путешествие героя в собственное прошлое, и главной интригой сюжета становится именно его внутреннее состояние, путь преодоле­ния отшельнического, замороженного существования, экзистенциального тупика. Четыре встречи с бывшими возлюбленными (в этих эпизодических ролях заняты Шэрон Стоун, Джессика Лэнг, Тильда Суинтон, Фрэнсис Конрой) не дают ответа на вопрос, который заставил Дона предпринять свою одиссею: кто из них мать его неожиданно объявившегося сына. Частные истории оста­ются недосказанными, как и фильм в целом, а герой, как это обычно бывает у Джармуша, остается на перепутье.

О чём Джим Джармуш говорит в своих фильмах

Его, как большого автора, интересует множество тем. Одним из любопытных направлений в его режиссуре является своеобразный культурный обмен. Джармуша одинаково привлекают жители Азии и коренные американцы, не забывает он и о европейцах и афроамериканцах. Порой он перемешивает национальности и расы, делая из этого удивительный коктейль, подобно тому, что вышел у режиссёра в фильме «Пёс-призрак: Путь самурай», где главным действующим лицом был чернокожий самурай.

В ленте «Ночь на Земле» Джим Джармуш и вовсе окунул зрителей в приключение по нескольким городам от Лос-Анжелеса до Хельсинки, соответственно и герои его опять же были разными не только по характеру, но и по национальной принадлежности.

Другой краеугольной темой работ режиссёра является одиночество и меланхолия, связанная с ним

Его герои часто прячутся от собственных мыслей, то отправляясь в путешествие через океан, то утопая в музыке, как единственном средстве от душевных ран, или же коротая время в компании с близкими по духу людьми, любимыми или же просто друзьями, тут не столь важно. Инструментарием для воплощения подобной меланхолии у Джармуша могут выступать бесцельно болтающие о высоком, водитель автобуса или даже вампиры

Рассуждает Джармуш и о том, что есть жизнь и смерть, какое место отведено человеку на этом пути. В этом отношении особенно ярким высказыванием получился фильм «Мертвец» с Джонни Деппом. Ленту можно охарактеризовать как увлекательный метапсихический трип, полный философских намёков, каждый из которых зрители могут трактовать по-своему.

Несмотря на довольно серьёзные затрагиваемые темы, которые отдают пессимизмом, на самом деле фильмы Джармуша изобилуют иронией от простых забавных ситуаций до откровенных насмешек над разными элементами нашего общества (особенно в этом отношении удались ленты «Выживут только любовники» и «Мёртвые не умирают»).

Джармуша не зря называют художником, потому как красоту его картин тяжело описать словами. Ему удаётся найти изюминку в трущобах Мемфиса или воссоздать такие сцены, от которых просто невозможно оторвать глаз. Его чёрно-белые фильмы пестрят красками почище многих цветных лент, а уж в цвете он вовсю даёт волю своему воображению и безупречному вкусу.

Творчество Джима Джармуша далеко не каждому придётся по вкусу. Его отрывочные истории зачастую не имеют начала и конца. Порой сюжет в его лентах и вовсе задвинут на второй план, тогда как солируют «картинка» и музыка. В то же время, если вы цените атмосферу, нестандартное видение кинематографа и любите высокую культуру, то фильмы этого замечательного режиссёра могут стать для вас аналогом настольных книг для читателей. Тем, чем вы сможете наслаждаться не единожды, каждый раз находя для себя нечто новое, ранее невиданное.

Количество просмотров:
1 449

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector