Как в «бесполезных» интересах ребенка разглядеть его талант

Природный или натуралистический интеллект

Отвечает за общение с природой, умение понимать природные инстинкты растений, животных и человека.

Люди с высоким уровнем природного интеллекта с детства любят животных, могут уловить характер того или иного домашнего любимца, любят заниматься садоводством и огородничеством. Такие люди не пропадут в лесу, они хорошо чувствуют настроение зверей и внимательно подходят к поиску съедобных и лекарственных растений.

Издревле такой интеллект ценился в обществе охотников и собирателей и до сих пор выбор профессий для «природного интеллектуала» очень широк: охотник, биолог, врач, агроном, ботаник, эколог, дрессировщик и так далее. Кроме того, обладатели высокого природного интеллекта, как правило, отличные любовники, тонко чувствующие партнёра.

Как в принципе определить талант ребенка

Было бы здорово в определении детских способностей полагаться на что-то надежное и безошибочное. Например, привел ребенка в школу, и там специальный тест показал: «У вас юный Моцарт. Предложите ему скрипку. Или хотя бы укулеле!»

К сожалению, диагностика нашей образовательной системы до сих пор лежит на двух китах: метод педагогического наблюдения, когда «МарьИванна» на глаз определяет склонности пятиклассника и его оценки. Оба приема страшно субъективны, а оценки, пожалуй, еще хуже. Они еще и определяют успешность ребенка примерно по одному и тому же параметру: усердие плюс внимательность.

В этом случае забота о развитии юного дарования ложится исключительно на плечи папы и мамы. Кстати, слово «юный» тут неслучайно: одно из исследований показало, что из 24 звезд (самых разных: от фигуристов до шахматистов) 22 приобщились к своей сфере деятельности, благодаря усилиям родителей, в возрасте от 2 до 5 лет.

Нет, если ваш ребенок старше, это не значит, что все пропало. Даже наоборот, можно выдохнуть: вы дали ему развиваться, изучать самую разную деятельность и проявлять любопытство. Да, можно с двух лет заниматься чем-то из-под палки, а можно и во взрослом возрасте выбрать себе дело, полюбить его и преуспеть в нем.

А к детскому любопытству стоит и вовсе относиться с особым вниманием. Если судить по выводам авторитетных исследований, а именно такое проводили в течение 30 лет ученые Калифорнийского государственного университета, любознательность и настойчивый интерес к предмету — один из самых важных показателей одаренности

И умение не сбить это живое любопытство навязчивыми попытками вручить четырехлетке букварь дорогого стоит. Любознательность стоит холить, лелеять и взращивать.

Нельзя точно предсказать, где именно ребенок достигнет успеха. Мы можем только приглядываться: «Ого, Ване нравится бросать учебники в корзину». И предлагать: «Хочешь попробовать пульнуть самолетик? У него будет другая траектория…» — для стимуляции любопытства, разумеется.

Американский психолог, специалист в области нейропсихологии и профессор Гарварда Говард Гарднер предложил теорию множественного интеллекта, которую удобно использовать в своих наблюдениях. Это не панацея и не бесспорная штука — в научных кругах есть немало критиков этой теории. Однако она может быть полезным инструментом в качестве опоры.

Мы привязали к каждому типу интеллекта соответствующую ему деятельность и тип одаренности. Посмотрите, где именно стремится приложить усилия ваш ребенок, и дайте ему в этой сфере больше поддержки.

Экзистенциальная тупость и чистые доски

Человек — не просто машина, он еще и организм. Внутренние принципы его функционирования не могут быть аналитически вычленены и изложены в виде формальной системы абстрактных правил или инструкций.

Значит, интеллект возникает как часть жизнедеятельности организма. Он не может быть измерен количественно, точно так же, как не может быть оценена адаптированность организма к среде.

Развитие умственных способностей человека всегда помещено в экосистему взаимоотношений с другими людьми, социальными институтами и культурными практиками. Более того, еще в 1980-х психолог Говард Гарднер выдвинул теорию множественного интеллекта, в котором подвижный и кристаллизовавшийся интеллект составляют лишь малую часть. Человеческий разум многомерен и включает в себя телесную, межличностную, эстетическую, экзистенциальную компоненты. Такое комплексное видение не позволяет сводить его к чисто биологическим задаткам: интеллект «созревает» и биологически, и социально, его развитие в равной степени зависит от «внутренних» и «внешних» детерминант.

Известно, что познавательный опыт ребенка с самых первый дней раскрывает перед ним богатый социальный мир. Новорожденные 2–3 дней от рождения способны к имитации выражения лица взрослых. Еще не видев собственного лица, младенец может повторять улыбку или нахмуривать брови, распознавать сложные конфигурации мускульных лицевых движений других. В ходе экспериментов было установлено, что ребенок способен отличать одушевленное от неодушевленного, подвижные черты лица от абстрактных геометрических форм, голос родителя от чужих голосов.

А это значит, что когнитивные способности человека не нужно «закладывать», они есть у него с самого рождения.

Строго говоря, хотя машина и способна к высокоуровневому интеллектуальному поведению, тем не менее, в важном смысле этого слова она не понимает, что она делает. Она слепа и не осознанна, ее действия определены извне задумкой разработчика

Как сказал бы знаменитый критик ИИ Хьюберт Дрейфус, машина «экзистенциально тупа», ведь она не видит смысла в собственных действиях. И поскольку она лишена тела, эмоций и включенности в общество, ей отказано в доступе к важнейшим составляющим множественного интеллекта.

Всё, на что оказывается способен «слабый» машинный интеллект в социальной среде — автоматизмы и клише, нечувствительность к остроумию и отсутствие эмпатии. А то, что нас ждет при усилении чисто количественного понимания интеллекта — это не пришествие сверхразумных машин, а появление неполноценно мыслящих человеческих существ (если использовать афоризм того же Дрейфуса). Не потребуется даже знаменитый тест Войта-Кампфа, чтобы понять, что перед тобой — машина, когда-то бывшая живым человеком.

Восьмой тип — межличностный

Ребенок с межличностным типом интеллекта способен быстро установить контакт с окружающими, может влиять на них, хорошо чувствуя и настраиваясь на их «волну», не обделены умом, харизмой и чувством юмора. Такой подросток будет объединять вокруг себя других людей, становясь душой компании. У этих детей много друзей, им свойственна общительность и желание оказывать поддержку другим. Кроме слов они используют язык тела и рисунки.

Возможные профессии: оратор, дипломат, педагог, директор, политик, бизнес-коуч, переговорщик.

Что касается гиперактивных мальчиков и девочек и детей с синдромом дефицита внимания, то у них определить тип интеллекта будет затруднительно — потребуется выждать время и потрудиться для получения результата. Иногда бывает и так, что ребенку интересна не какая-то одна сфера, а сразу несколько — он и рисует, и поет, и любит животных, и умеет находить контакт с людьми, то у него соответственно гораздо больше возможностей реализоваться в жизни. Впрочем, такие случаи довольно редки.

Логико-математический

Люди с такими способностями легко понимают все задачи, связанные с цифрами и математическими понятиями. Они найдут себя в математике, информатике или логистике. Такие способности позволяют с легкостью решать сложные задачи, проводить вычисления, даже с большим количеством данных. Эти способности подходят и детективам.

Человек с логическим мышлением больше любит цифры, чем живое общение с другими людьми, поэтому он малообщительный. Для него представляют интерес решения логических задач, головоломок, уравнений. Многие становятся программистами.

Люди с логико-математическим типом интеллекта характеризуется быстрым распознанием связей между двумя объектами, последовательными рассуждениями, замечанием малейших деталей. Подходящие профессии:

  • математик;
  • детектив;
  • композитор;
  • экономист;
  • дирижер;
  • физик;
  • инженер;
  • финансист;
  • аналитик.

Многочисленные умственные способности в классе: занятия для образования

С помощью Говарда Гарднера педагог и писатель Томас Армстронг решил применить теорию множественного интеллекта в образовательной сфере, написав свою знаменитую книгу «Многочисленные умственные способности в классе».»в 1999 году.

В этой книге Армстронг предлагает изучать и описывать умственные способности учащихся с целью развития умственных способностей в классе. Сам преподаватель признает, что разработка профиля множественного интеллекта не является чем-то простым, однако он предлагает ряд утверждений для каждого типа интеллекта, чтобы мы могли правильно классифицировать младенцев в зависимости от того, чувствуют ли они себя отождествленными с этими утверждениями..

Разнообразные умственные способности и стратегии обучения

Чтобы способствовать личностному развитию и человеческому потенциалу студентов, важно применять стратегию обучения к каждому студенту в соответствии с типом интеллекта, над которым мы хотим работать. Например, если мы хотим развивать пространственный интеллект, Мы можем выполнить следующую динамику:

  • дисплей
  • Цветные знаки
  • Графические метафоры
  • Зарисовки идей
  • Графические символы

С другой стороны, если мы хотим продвигать межличностный интеллект, Стратегии обучения будут следующими:

  • Поделись с одноклассниками
  • Сделать группы сотрудничества
  • Настольные игры
  • Ролевые игры между одноклассниками

В настоящее время люди говорят о целостное развитие ребенка, то есть он включает в себя все аспекты развития (физический, сексуальный, когнитивный, социальный, моральный, языковой, эмоциональный и т. д.), это основа теории Развитие множественного интеллекта.

Существует два типа экстремальных переживаний, являющихся ключевыми в развитии интеллекта, которые важно принимать во внимание, кристаллизующийся опыт и парализующий опыт

  • Во-первых, кристаллизующийся опыт, они являются вехами в личной истории, ключами к развитию талантов и навыков людей. Часто эти события происходят в раннем детстве. Этот опыт — тот, который зажигает искру интеллекта и начинает его развитие к зрелости.
  • С другой стороны парализующий опыт они существуют как аналог предыдущих, они относятся к тем переживаниям, которые блокируют развитие интеллекта, они полны негативных эмоций, способных остановить нормальное развитие интеллекта. Ощущения страха, стыда, вины, ненависти мешают вам расти интеллектуально. Вполне вероятно, что после этого опыта ребенок решает не приближаться к музыкальному инструменту или не рисовать больше, потому что он уже решил, что “он не может этого сделать”.

Классификация по Т. Бьюзену

Структура и виды интеллекта были представлены также Т. Бьюзеном. Его классификация подобна делению по Гарднеру, и выглядит следующим образом.

  • Логико-математический. Осмысливание аргументов.
  • Лингвистический. Понимание и выражение речи.
  • Пространственный. Визуализация изображения в сознании.
  • Музыкальный. Четкое чувство ритма, гармонии, тона звука.
  • Телесно-кинестетический. Координация рук, глаз, изучение вещей посредством движений тела.
  • Социальный. Взаимодействие с другими людьми как в качестве лидера, так и последователя.
  • Эмоциональный. Понимание как собственных, так и чужих эмоций.
  • Интуитивный. Разум, влияющий на интуицию.
  • Перспективный. Понимание другой точки зрения без её высказывания.
  • Стационарный. Понимание чего-то без каких-либо предубеждений.

Некоторые модели подходят к проблеме даже с точки зрения общей функции ЦНС. Согласно Гарднеру, общий интеллект должен включать в себя 8 отдельных видов. Несмотря на то, что теория Гарднера не имеет реальной научной основы, не подтверждена фактами, не достаточно описывает реальное функционирование человеческого мозга и ума, его классификация используется наиболее часто. Подобная теория Бьюзена применяется в качестве дополняющей.

Какой тип интеллекта развит у вас?

Невероятные факты

Возможно, что скоро тесты на интеллект придется существенно усовершенствовать, так как они не выявляют все то разнообразие видов интеллекта, которыми наделены люди.

Доктор Ховард Гарднер

(Dr. Howard Gardener) разработал теорию множественного интеллекта, объясняя, что у человека могут быть разные интеллектуальные способности, включая языки, музыку, пространственный ориентир, мышечное чувство и т.д.

Вот девять типов интеллекта, описанных доктором Гарднером:

1. Лингвистический интеллект

Лингвистический интеллект отражает способность читать, писать, рассказывать истории и изучать языки, грамматику и синтаксис. Чтобы улучшить эти способности нужно изучать новые языки, улучшая словарный запас и письмо.

2. Логико-математический интеллект

У вашего друга программиста, скорее всего, развит логико-математический интеллект. Эти люди чувствуют себя как рыба в воде, имея дело с цифрами, логикой, рассуждениями и абстракциями. Чтобы улучшить логические способности, решайте логические задачки, занимайтесь вязанием и изучайте компьютерное программирование. Также можете смотреть фильмы или видео, останавливая просмотр в какой-то момент, чтобы попробовать предсказать, что будет дальше.

3. Музыкальный интеллект

Те, у кого сильный музыкальный интеллект, восприимчивы к звукам, тональностям, ритмам, музыкальным клавишам и структуре песен. Чтобы развить музыкальные способности, слушайте разные виды музыки, пойте вместе с радио или чаще оставайтесь в тишине, чтобы услышать звуки вокруг вас.

4. Пространственный интеллект

Люди с развитым пространственным интеллектом легко воображают, понимают и представляют визуально-пространственный мир. У них может быть хорошо развитое чувство направления, координация рук и глаз и визуальная память. Некоторые, например, могут легко представить как впишется мебель в комнату, не делая никаких измерений или купить шарфик, который будет хорошо подходить блузке, которая находится дома.

Чтобы усилить пространственный интеллект, сядьте на заднее сидение в машине и указывайте направление пути, разгадывайте мозаики и лабиринты, стройте конструкторы Лего или лепите из пластилина.

5. Телесно-кинестетический интеллект

У людей с телесно-кинестетическим интеллектом хорошо развита моторика. К ним относятся люди таких профессий как спортсмены, строители, актеры, хирурги и другие. Йога является одним из прекрасных способов улучшить эту способность. Займитесь каким-нибудь ремеслом, катайтесь на велосипеде, танцуйте и практикуйте разные виды спорта.

6. Межличностный интеллект

Человек с межличностным интеллектом умеет хорошо организовывать людей, понимает настроение и мотивацию других людей. Он или она могут эффективно общаться и руководить. Чтобы улучшить межличностные способности, практикуйте активное слушание, то есть повторяйте то, что вы думаете сказал другой человек и изучайте различные типы личности.

7. Внутриличностный интеллект

Внутриличностный интеллект — это способность осознавать свои эмоции, цели и мотивы. Эта способность часто используется писателями, философами, психологами и теологами. Чтобы улучшить внутриличностный интеллект, ведите дневник, медитируйте и проходите тесты личности.

8. Натуралистический интеллект

Люди с натуралистическим интеллектом восприимчивы к природе и могут легко узнавать и классифицировать различные виды растений и животных. Чтобы обрести натуралистический интеллект, старайтесь больше времени проводить на свежем воздухе. Сажайте растения, помогайте животным, прогуливайтесь по паркам и читайте о животных.

9. Экзистенциальный интеллект

Духовный или экзистенциальный интеллект охватывает все функции мозга. Люди с такими способностями исследуют вопросы жизни и смерти и то, что лежит за пределами субъективной точки зрения. Молитвы и медитация увеличивают связи между всеми зонами мозга и уменьшают кровоток к теменной доле мозга, которая дает субъективное ощущение времени и пространства. Вы можете развить эти способности, разговаривая с другими и исследуя разные вопросы.

Аспекты, которые могут быть негативными для межличностного интеллекта

Есть повреждения мозга и другие элементы, которые вредны для правильного развития социальных навыков.

В дополнение к психическим расстройствам, которые непосредственно влияют на лобную кору головного мозга, таким как болезнь Пика, упомянутое выше, существуют и другие заболевания, которые могут снизить межличностный интеллект. Некоторые из них:

аутизм

Это расстройство нейронального происхождения характеризуется, среди прочих симптомов, дефицитом социального поведения. Люди, страдающие аутизмом, обычно испытывают затруднения при разговоре, не знают, как вести себя в соответствии с культурно установленными нормами. Они также могут представлять проблемы со связью. Все это затрудняет установление дружеских отношений с другими людьми.

Беспокойство или депрессия

Тревога или состояние депрессии также могут затруднить использование адекватного межличностного интеллекта..

Депрессивные или страдающие от тревоги, имеют проблемы, чтобы связать, в большинстве случаев из-за отсутствия интереса, вызванного тем же недостатком аппетита, который вызывают эти расстройства.

Изменения в личности также могут произойти. Некоторые типы депрессии могут быть связаны с биполярным расстройством.

В дополнение к болезням и проблемам со здоровьем, которые влияют на мозг, существуют вещества, вредные для межличностного интеллекта, такие как алкоголь и другие виды наркотиков..

Алкоголь повреждает префронтальную область коры головного мозга, непосредственно ответственную за поведение.

ссылки

  1. Гарднер, Х., 1996, Интеллект в семь шагов. Получено 14 февраля 2017 г. из Google Scholar.
  2. Гарднер, Х. (н.д.). Разум переосмыслил множественные умственные способности 21 века. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Основные книги.
  3. Гарднер, Х. (2010). Множественные умственные способности: новые горизонты. США: читай как хочешь.
  4. Silberman, M.L. & Hansburg, F. (2000). PeopleSmart: развитие вашего межличностного интеллекта. Сан-Франциско: Берретт-Келер.

Как развить внутриличностный интеллект?

Внутри интеллекта, описанного в теории множественного интеллекта, внутриличностный интеллект, несомненно, является одним из самых полезных из всех.

Поэтому работа над его развитием может быть отличным вложением в себя, если вы заметите, что это не входит в ваши сильные стороны..

По сути, четыре навыка внутриличностного интеллекта тесно связаны со способностью познавать себя и осознавать свои мысли и эмоции..

Это означает, что для улучшения потенциала в этой области, вы должны быть в состоянии понять себя.

Есть много способов добиться большей осведомленности о своих психических процессах; Ниже приведены некоторые из самых простых на практике.

Даже в этом случае, не обманывайте себя его простотой: их практика очень поможет при развитии вашего собственного межличностного интеллекта..

Медитация / Осознанность

В своей основной форме медитация заключается в способности наблюдать за своими мыслями, не будучи увлеченными ими..

В этом смысле создание рутины медитации может очень быстро развить внутриличностный интеллект.

Один из самых простых способов научиться медитировать — это попытаться сделать это в повседневной жизни. Это то, что обычно известно как осознанность.

Когда вы выполняете какое-либо задание, например, моете посуду или принимаете душ, вы должны быть в состоянии полностью сосредоточиться на том, что делаете, не теряясь в собственных мыслях..

Если вы сможете сохранить фокус, в тот момент, когда вы почувствуете особенно сильные эмоции, человек сможет осознать, что происходит, и выбрать, как он хочет действовать, не увлекаясь этим..

Поэтому практика медитации — это одна из первых вещей, которую следует попробовать развить в этом типе интеллекта..

Однако многим людям, которые когда-либо пытались практиковать какую-то медитацию, было трудно, так как трудно не увлечься умом..

Следовательно, обучение медитации (как традиционным способом, так и в повседневной жизни) требует большой настойчивости.

Есть несколько техник, которые помогут вам легче жить настоящим:

— Сядьте в тихом месте, закройте глаза и сосредоточьтесь на своем дыхании. Посчитай количество вдохновений и постарайся уйти все дальше и дальше, прежде чем отвлекаться на мысли.

— При выполнении рутинного задания помогает сосредоточиться на ощущениях и эмоциях

Если какая-либо мысль отвлекает от того, что делается, мы должны отпустить ее и вернуть внимание к настоящему

— В тот момент, когда возникает очень сильная эмоция, это помогает дать ей имя перед тем, как действовать. Например, если вы чувствуете много гнева, человек может сказать себе что-то вроде: «Я злюсь». Просто делая это, эмоция будет уменьшаться в интенсивности.

Вести личный дневник

Еще один из наиболее эффективных способов улучшения внутриличностного интеллекта — нацелиться в конце дня на то, что с вами произошло и как вы себя чувствовали. Таким образом, будет письменный отчет о ваших собственных эмоциях и мыслях.

Письменность — очень полезный ресурс для улучшения этого типа интеллекта, потому что он позволяет нам понять, какие мысли и чувства повторяются.

Так, например, кто-то может обнаружить, что он всегда чувствует себя очень бодрым после разговора с определенным человеком, или грустным, если он не выходит из дома весь день.

Чтобы повысить эффективность журнала в улучшении внутриличностного интеллекта, самое важное — не писать, а проводить последующий анализ того, что было выражено в статье.. Таким образом, будет больше понимания самих психических процессов, так что они могут быть обнаружены в тот момент, когда очень сильная эмоция побуждает действовать не идеальным образом.

Таким образом, будет больше понимания самих психических процессов, так что они могут быть обнаружены в тот момент, когда очень сильная эмоция побуждает действовать не идеальным образом..

Интеллект ребенка

Еще в утробе матери начинается развитие интеллекта, что зависит от образа жизни женщины и той информации, которую она воспринимает. Интеллектуальная деятельность ребенка зависит от многих факторов: генов, питания, окружающей среды, обстановки в семье и прочего.

Главный упор делается на то, как родители общаются с ребенком, какие упражнения предлагают для развития своего интеллекта, насколько часто объясняют те или иные явления, как часто посещают различные места и пр. Сам по себе интеллект не развивается. Вначале многое зависит от того, что и как делают родители вместе с ребенком.

Опять двойка

Непризнанные таланты вашего ребенка

Как часто вчерашние двоечники и троечники добиваются успеха в профессиональной сфере, в то время как круглые отличники, надежда учителей, теряются среди сотен среднестатистических работников. Чем объясняется подобный феномен?

Ответ на этот вопрос можно найти в  результатах исследований Майкла Гелба, много времени посвятившего изучению человеческого интеллекта. По его мнению, ум бесконечно разнообразен  и таит в себе неизведанный потенциал. И  существует как минимум 7 видов интеллекта, знать о которых должен каждый из нас: логико-математический, словесно-лингвистический, пространственно-механический, музыкальный, телесно-социальный, межличностно-социальный и внутриличностный.

В нашей системе образования учеников принято оценивать лишь по первым двум сферам, тогда  как другие не берутся в расчет. Во взрослой жизни же оказываются востребованными все остальные.

Человек, имеющий способности в  одной сфере, может быть совершенно невосприимчив к другой. И реальные способности и таланты вырываются наружу в тот момент, когда человек выходит за границы, установленные школой.

Кто, как не родители, могут помочь найти его сферу успеха?

 Типы интеллекта

Логико-математический интеллект

Это тип интеллекта проявляется в ребенке довольно рано. Будущего физика Льва Ландау мама находила по начерченным им на асфальте задачкам. А великий ученый Паскаль, которого отец планировал учить математике лишь с 15 лет, самостоятельно доказал теорему Евклида о сумме углов треугольника в  восьмилетнем возрасте, даже не зная названий геометрический фигур. Такие дети любят решать головоломки, быстро осваивают шахматы.

Словесно-лингвистический интеллект

Такой ребенок любит играть в различные игры со словами (например, сколько маленьких слов можно составить из одного большого), легко усваивает языки, придумывает несуществующие слова, запоминает тексты.

Пространственно-механический интеллект

Если вы купите ребенку с  таким типом интеллекта робота, он, собрав его по схеме, тут же начнет изобретать новую модель. А еще с увлечением примется возводить высокие башни и немыслимые строения из деревянного конструктора. Часто такие дети не рисуют, а чертят замысловатые схемы ракет и  прочих механизмов. Гениальным представителем такого вида интеллекта был великий Леонардо да Винчи.

Музыкальный интеллект

Дети с  такими способностями легко усваивают существующие мелодии и создают свои. Для них естественным явлением является то, что разные явления природы можно выразить различной музыкой. Ярким тому примером является Моцарт, создавший «Реквием» и «Маленькую ночную серенаду».

Телесно-кинестетический интеллект

Сочетает интерес к строению тела и ловкость в усвоении физических упражнений и владении своим телом. Такие дети будут с увлечением изучать  анатомию. Они необычайно ловкие, с хорошей координацией, прекрасные танцоры. Возможно, из такого ребенка вырастет новый Евгений Плющенко.

Межличностно-социальный интеллект

У таких детей  легко складываются взаимоотношения с окружающими, они становятся заводилами в детских играх. Вырастая, часто становятся лидерами,  оставляющими след в истории. К людям с  подобным типом  относится Махаттма Ганди.

Внутриличностный интеллект

Такие дети удивляют своими наблюдениями и размышлениями о природе человека. Им нравится вести дневники, сравнивать и делать выводы, наблюдать за изменениями в  себя и окружающих. Возможно, из них вырастут такие гении психологии, как Виктор Франкл, Л. С. Выготский.

Разглядев в ребенке его тип интеллекта и направив усилия на его  развитие, вы поможете ему заложить мощный фундамент для будущих успехов.

Межличностный (социальный)

Это довольно интересный тип мышления. Те, у кого хорошо развит межличностный интеллект, способны легко чувствовать других людей, им подвластна высокая степень эмпатии. Для них характерно легко сходиться с новыми людьми, уметь увлечь буквально с первого слова. Используют разные способы общения: вербальные и невербальные.

Легко ощущают настроение собеседника, поэтому с ними просто и приятно общаться. Часто становятся лидерами в компании, ведь могут понимать окружающих, помогают и всегда поддерживают других.

Им нравится находиться среди других людей, работать с ними, учится, постоянно контактировать. Они легко понимают настроение собеседника, его потребности, желания. Могут объяснить поведение друзей и знакомых. Отличаются добрым сердцем, часто помогают другим. Умеют контролировать собственные эмоции.

Подходящие профессии:

  • учитель или воспитатель;
  • психолог;
  • артист;
  • HR-специалист;
  • социальный работник.

8. Натуралистический интеллект

Любит копаться в земле, испытывает неподдельный интерес к клубням и росткам. Второй год пытается вырастить на балконе виноград. Смело сажает улитку себе на лицо. Собирает в баночку жуков, в раннем детстве освободил червей, которых отец приготовил на рыбалку.

Хорошо чувствует себя на природе. Тянется исследовать палки, камни и огонь — даже с риском вызвать недовольство родных. Может устроить на дачном крыльце выставку птичьих скелетов. Замечает изменение погоды, не испытывает проблем с окружающим миром, даже когда учитель использует слова «озимые» и «нивы».

Что предложить: прогулки в ботаническом саду и зоопарке, кружки по ботанике и энтомологии. Старшекласснику будет приятно вступить в группу экоактивистов. И да — купите сачок и микроскоп!

Память, внимание, интеллект: постоянное развитие! Внутриличностный и межличностный типы интеллекта

Внутриличностный
и межличностный типы интеллекта

В этой статье речь пойдёт о двух следующих типах
интеллекта – внутриличностном и межличностном.

Внутриличностный интеллект часто определяют как ту
часть нашей личности, что отвечает за способность к рефлексии, самоанализу,
самопознанию.Сюда же часто относят
такие аспекты, как интуицию и духовность и даже сверхсознание. Но, на мой
взгляд, гораздо важнее то, что внутриличностный интеллект непосредственно
связан с волей и мотивацией: он во многом определяет нашу способность ставить
цели – не просто придумывать красивые картинки из «туманного далёка», а
конструировать реализуемые планы – и двигаться к их осуществлению. Он же
отвечает и за контроль деятельности в процессе движения: за контроль наших
эмоций, за умение остановиться и взглянуть на ситуацию с новой стороны, выявить
и выразить в словах субъективные мысли и чувства.

Конечно, всё, что связано с движением к цели, будет
теснейшим образом определяться также нашим вербально-лингвистическим и
логико-математическим интеллектом. Однако знать, понимать – это одно. А вот
действовать, дать себе пинок, вытащить за собственные волосы себя и своего коня
из болота – это никакая не лингвистика-математика, а воля в чистом виде. То,
что входит во внутриличностный интеллект.

Наиболее ярко этот тип интеллекта проявляется у
философов, психиатров, мистиков и духовных наставников. Именно из их
глубочайшего анализа самих процессов мышления родилось выражения «Познай себя»
(перед тем, как познавать мир), «Хочешь изменить мир – начни с себя». В самом
деле, если вы не используете отчуждаемые стратегии (то есть такие, которые
работают вне зависимости от того, кто их использует), то единственный способ
чего-то добиться – это глубоко осознать, каким образом вы взаимодействуете с
окружающим миром, прочувствовать все причинно-следственные связи и найти,
наконец, те точки воздействия, до которых вы можете добраться.

Межличностный интеллект – в некотором роде
противоположен внутриличностному. Однако это никоим образом не означает, что
высокий уровень развития одного из них исключает развитие другого. Ни в коем
разе! Когда речь идёт об интеллекте, то всегда стремитесь заменять «или» в
подобных вопросах на «и».

Межличностный интеллект сильнейшим образом связан с
такой чертой личности, как эмпатия – способностью сопереживать чувствам других
людей, чувствовать эти чувства. Проявляется межличностный интеллект в
способностях к работе с другими людьми и коммуникации – как вербальной, так и
невербальной (заметим, что порой через невербалику передаётся 90 и более
процентов информации!)

Наиболее важен межличностный интеллект для тех, кто
много взаимодействует с другими людьми – учителей, терапевтов, политиков,
религиозных лидеров, менеджеров по продажам и так далее.

А теперь самое важное: каждый тип интеллекта можно
развивать и «прокачивать». Про вербально-лингвистический и
логико-математический, думаю, и говорить ничего не надо.
Визуально-пространственный прокачивается, скажем, визуализацией и занятиями
рисованием, стереометрией, объёмным конструированием

Телесно-двигательный –
сложными видами спорта (физкультуры), где требуется заучивать и комбинировать
разнообразные движения, развивая координацию и равновесие.

Кстати, знаете ли вы, что некоторые психологи
физическое чувство равновесия – то самое, за которое отвечает внутреннее ухо –
связывают с уверенностью человека в себе?

Музыкально-ритмический интеллект, понятно, можно
развить, прослушивая музыку или (что гораздо эффективнее!) обучаясь игре на
каком-нибудь музыкальном инструменте. Внутриличностный – от специфических
психотренингов до духовных практик. Межличностный – НЛП, тренинги продаж и
многое другое.

Все методы есть. Большинство – отработаны до совершенства.

Было бы желание развиваться!

Не знаю, насколько это замотивирует конкретно вас,
но скажу: любое движение вверх (по карьере, здоровью, личным отношениям) – это
развитие. И, не развиваясь, вы в лучшем случае останетесь на одном месте. Хотя
– нет, не останетесь. Ведь в наше время «даже для того, чтобы остаться на
месте, приходится бежать со всех ног», как писал Льюис Кэрролл.

Так что – приятной практики!

Павел Григал.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector