Эва перон — биография, новости, личная жизнь

Начало карьеры

Мария Эва Дуарте де Перон (Эвита)  родилась 7 мая 1919 года в провинции, расположенной в 300 км от Буэнос-Айреса. Она была младшим пятым ребенком, родившимся от незаконной связи деревенского фермера и его служанки.

Эва с ранних лет мечтала покорить столицу и стать кинозвездой. В 15 лет, с трудом окончив начальную школу, девушка сбежала с фермы. Особых актерских способностей у Эвы не оказалось, да и внешние данные нельзя было назвать идеальными.

Она стала работать официанткой, попала в модельный бизнес, снималась иногда в эпизодах, не отказывалась от съемок для эротических открыток. Девушка быстро поняла, что имеет успех у мужчин, которые готовы не только содержать ее, но и открыть дорогу в мир шоу-бизнеса. Один из любовников помог попасть на радио, где ей предложили вести 5-минутную передачу. Так пришла первая популярность.

«Две головы перонизма»

Хотя «радужный тур» и не достиг намеченных целей, в Аргентине он был использован для придания Эве имиджа крупного государственного деятеля. Благодаря кампании безудержного захваливания, развёрнутой в её отсутствие, Эва вернулась на родину лидером национального масштаба, почти равным Перону. С конца 1947 года и до самой смерти Эва занимала второе после Перона место в государстве. О повышении статуса Эвы в перонистском движении и государстве свидетельствовало то, что 17 октября 1948 года она уже наравне с Пероном обратилась к рабочим с речью с балкона президентского дворца. Начиная приблизительно с этого времени Эва стала подписывать документы укороченным именем — не Мария Эва Дуарте де Перон, а просто Эва Перон. Тем самым она подчёркивала ещё большую, чем раньше, близость к Перону, а может быть, и равенство с ним. Даже её внешний облик постепенно меняется. Высокие причёски с локонами и женственные платья с рюшами и бантами сменяются гладко зачесанными волосами, уложенными в пучок, и строгими английскими костюмами. Эва превратилась в Эвиту — любимицу «безрубашечников». Так её стали называть перонистские массы.

Выступление Эвиты. Фотография 1950 года

В сентябре 1947 года конгресс принял закон о предоставлении женщинам избирательных прав. Согласно закону голосование было обязательным, за что его критиковала оппозиция. Обязательность голосования означала намерение перонистского руководства использовать закон для расширения своего электората на будущих выборах. Организационное оформление женского перонистского движения завершилось к лету 1949 года. 26 июня под председательством Эвы прошла его первая учредительная ассамблея. Несколько дней спустя Эва Перон была официально провозглашена президентом женского крыла перонистской партии (РР). Это подтверждает, что с самого начала женское движение, руководимое ею, преследовало не феминистские, а чисто политические цели. Эффективность работы Эвы как политического руководителя и организатора была наглядно продемонстрирована в 1951 году, когда Перон был вторично избран на пост президента, получив на 10 % голосов больше, чем в 1946 году. Наряду с другими факторами росту его электората способствовало то, что из 3,8 млн впервые голосовавших женщин в поддержку Перона высказалось более 2,4 млн.

Деятельность Эвиты не отдалила массы от Перона. Наоборот, она укрепляла эту связь, будучи его женой и действуя от его имени. По существу, два харизматических лидера составляли единую команду и действовали по принципу «Перон управляет, Эва представляет». С культом Перона креп и культ Эвиты. Уже при жизни перонисты называли её символом социальной справедливости — хустисиализма. Она имела многочисленные титулы: «знаменосица угнетённых масс», «надежда и страж революции», «щит Перона», «полномочный представитель», но предпочитала «мост любви между Пероном и народом». Эти титулы не были простыми риторическими выдумками, созданными перонистской пропагандой или ей самой. Они являлись адекватными той роли, которую Эвита играла в перонистском движении.

Детство и юность

Мария Эва Ибаргурен родилась 7 мая 1919 года в местечке Лос-Тольдос провинции Буэнос-Айрес. Она была младшей из пяти внебрачных детей Хуана Дуарте, владельца небольшой скотоводческой фермы, и его служанки Хуаны Ибаргурен, происходившей из бедной семьи иммигранта-баска.

В 12 лет Эва, неосторожно присев у котла с кипящим оливковым маслом, получила сильнейшие ожоги лица и рук. Доктор, которого вызвали к девочке сказал, что, скорее всего, у неё останутся чудовищные шрамы, однако когда через месяц бинты были сняты врачам оставалось только вздохнуть с удивлением

Лицо и руки были покрыты белоснежной здоровой кожей, без единого рубца.

Эва Дуарте в возрасте 15 лет. Фотография 1935 года

В 1926 году Дуарте погиб в автомобильной аварии, после чего жизнь Хуаны и детей резко изменилась. Законная супруга с детьми, принадлежавшие к богатому помещичьему клану, предъявили права на наследство, и «побочная семья» лишилась дома. Хуана сумела устроиться с детьми в соседнем городке Хунине. Несмотря на унизительное в глазах многих положение «безмужней вдовы», Хуана смогла найти трем старшим дочерям обеспеченных мужей «из общества», а сына определить на военную службу в столицу. Младшая же дочь, с большим опозданием закончив начальную школу, объявила, что хочет уехать в столицу и стать актрисой.

Она так и сделала, в январе 1935 года уехав на поезде в Буэнос-Айрес. Мария стала работать в небольшой актёрской труппе, выступавшей в небольших столичных театриках и гастролировавшей в других городах, — таких коллективов в те годы в столице было множество. Уже в марте 1935 года она дебютировала в крошечной роли в столичном театре «Комедия». Профессионально Мария Эва Ибаргурен, или Эва Дуарте, как она стала себя именовать на сцене, никогда и ничему не училась, не посещала никаких курсов актёрского мастерства. Высот актёрского мастерства она так никогда и не достигла. Между тем она стала работать моделью в рекламе, где она добилась заметных успехов. Некоторые журналы, в том числе писавшие о театре и кино (например, «Синтония», «Антена» и др.), стали время от времени помещать на обложках её фотографии.

Замужество и выход на политическую сцену[править]

После 17 октября Перон начал подготовку к президентским выборам, о проведении которых было объявлено. 22 октября 1945 года Эва и Перон поженились. Так было исполнено обещание, данное им в дни ареста. С этого времени Эва полностью оставила работу в кино и на радио и постепенно вошла в штаб ближайших помощников Перона. Сначала её роль была невелика, но очень скоро она становится всё более заметной. Перон и сам стремился вовлечь её в политическую борьбу. Ему казалось выигрышным, что рядом с кандидатом в президенты находится жена, олицетворяющая возросшую роль женщины в современном мире. К тому же он намеревался включить аргентинских женщин в политическую жизнь страны, предоставить им право голоса.

В Эве он видел подходящую кандидатуру для агитационной работы в женской среде. Позднее роль и влияние Эвы в перонизме существенно возросли. Это дало основание некоторым авторам утверждать, что она с самого начала целенаправленно стремилась к лидерству, хотела оттеснить Перона на второй план и только болезнь и ранняя смерть помешали ей сделать это. Такая точка зрения абсолютно лишена основания. Бесспорно, Эва была энергичной женщиной, обладавшей задатками организатора, но по отношению к Перону она всегда занимала подчинённое положение.

Перон и без Эвы был и остался политиком, имевшим собственные взгляды и стиль. Она же действовала в соответствии с его рекомендациями, была его ученицей, говорила его языком. Это подтверждают тексты всех без исключения её речей, в которых она, по образному выражениюСильвии Сигал и Элисео Верона, авторов книги о дискурсивных особенностях перонизма, «умудрилась не произнести ни одного собственного слова».

Первые публичные политические выступления Эвы относятся к концу 1945 — началу 1946 года. Вместе с Пероном и его штабом она совершила несколько поездок по стране, посетив множество городов. Присутствие жены кандидата в президенты на встречах с избирателями стало новым явлением в Аргентине. Короткие речи Эвы были адресованы в основном женщинам-работницам.

Эва удачно копировала найденный Пероном ораторский стиль, обращенный, прежде всего, к чувствам слушателей, а не к их рассудку. Она уверяла в своей и Перона любви и верности народу, называла себя «товарищем Эвитой»

Принимая во внимание низкий образовательный уровень основной массы населения, а также особую эмоциональность аргентинского, и шире — иберийского характера, свойственную самой Эве и её слушателям, именно такой речевой стиль был, очевидно, наиболее действенным

Эва Перон. Фотография 1947 года

На президентских выборах в феврале 1946 годаПерон одержал убедительную победу. Эва стала первой дамой Аргентины. Её социальный статус резко изменился. По положению она теперь принадлежала к элите аргентинского общества. Близость к Перону увеличивала её влияние. Он обсуждал с ней важные назначения. Так, с её одобрения, их личный врач, Рикардо С.Гуардо, стал председателем палаты депутатов конгресса, а в 1948 года бывший охранник Хосе Эспехо был назначен генеральным секретарём Всеобщей конфедерации труда (CGT).

Доходные должности получили её родственники и знакомые. Брат Хуан стал личным секретарём Перона, мужья старших сестёр — Арриета, Альварес Родригес и Бертолини — получили соответственно посты сенатора, председателя Верховного суда и директора Центральной таможни. Николини сохранил за собой ведомство связи, Муньос Аспири вошёл в штат её помощников, занимаясь написанием и редактированием речей.

Первая леди Аргентины

Жизнь Перон резко изменилась, когда она вышла замуж за Хуана Перона, полковника и правительственного чиновника, в 1945 году. В следующем году он стал президентом Аргентины, и его жена оказала сильное политическое влияние. Перон использовала свое положение первой леди для борьбы за цели, в которые она верила, включая избирательное право женщин и улучшение жизни бедных. Она также неофициально руководила министерствами здравоохранения и труда в правительстве своего мужа. Перон стал легендарной фигурой в аргентинской политике. Искусный оратор, она была обожаема бедными горожанами, которым она усердно помогала, но у нее не было критиков и недоброжелателей. Когда в 1951 году ее попросили баллотироваться на пост вице-президента вместе с мужем, она столкнулась с оппозицией со стороны армии. В конце концов Перон отказалась от этой должности—возможно, из-за проблем со здоровьем, с которыми она боролась примерно в то же время, вызванных раком шейки матки.

Болезнь и смерть

Эва была одной из важнейших опор перонистского режима. Это стало особенно ясно в 1951-1952 годах, когда правительство столкнулось с ухудшением экономического положения и обострением социальных конфликтов. Несмотря на знаки болезни, впервые давшей о себе знать уже в январе 1950 года, Эва продолжала напряжённо работать. В преддверии президентских выборов 1951 года она совершила ряд агитационных поездок по стране. Её выступления транслировались по радио. Все речи Эвиты этого периода исключительно эмоциональны, страстны, даже экзальтированны: Перон в них представлен судьбоносным для Аргентины человеком, «способным защитить завоевания рабочих от любых попыток их отнять». Её авторитет в перонистском движении был в это время исключительно высок.

Эвита и Перон на балконе президентского дворца во время митинга 17 октября 1951 года

Об этом свидетельствует обращение к Эве в мае 1951 года CGT и женского отделения РР с просьбой дать согласие на выдвижение её кандидатом в вице-президенты. Однако противодействие армейского руководства, не желавшего видеть на этом посту женщину, и главное, болезнь Эвы помешали осуществлению этого плана. Под давлением военных Хуан Перон вынужден был отклонить её кандидатуру. Правда, после инаугурации Перона в июне 1952 года его жене был дан символический титул «Духовного лидера нации» . В ноябре 1951 года Эва перенесла операцию. В эти дни по всей стране: в церквях, домах и на улицах у самодельных алтарей — сотни тысяч простых аргентинцев зажигали свечи и молились о том, чтобы Бог даровал Эвите жизнь. Эва Перон скончалась в возрасте 33 лет от рака матки 26 июля 1952 года. Её тело было забальзамировано и выставлено на всеобщее обозрение до 1955 года, когда её муж был свергнут во время путча. Тело было перевезено в Милан и похоронено под именем Мария Маджи Маджистрис. Хуан Перон вернулся из изгнания назад в Аргентину, вновь став президентом, и умер в 1974 году. После его смерти тело Эвиты было перевезено назад в Аргентину и вскоре окончательно похоронено в семейном склепе родственников её отца Дуарте (несмотря на её незаконное происхождение). До сих пор многие паломники навещают её могилу.

Актриса

Большой удачей для Эвы стало заключение в 1938 года контракта на рекламу по радио продукции известной компании «Гереньо», производившей мыло. Эва начала работать в качестве диктора, но мечтала о радиотеатре. В 1939 году Эва организует первую актёрскую группу для работы над коротким радиоспектаклем.

С 1941 года она оставляет сцену и полностью сосредоточивается на радиопостановках и радиорекламе. Имя молодой актрисы радиотеатра Эвы Дуарте становится всё более известным, её фотографии всё чаще появляются на обложках иллюстрированных журналов — к уже упоминавшимся выше можно добавить «Радиоландию» и «Гьон». Эва также получает несколько небольших ролей в кино.

Успешным для карьеры Эвы Дуарте на радио стал 1943 год, когда журнал «Антена» анонсировал новый проект радиоканала «Бельграно» при поддержке фирмы «Гереньо». Он предполагал постановку радиосериала «Героини в истории» с Эвой в качестве ведущей актрисы. Цикл радиопьес, замысел которых принадлежал самой Эве, включал спектакли об известнейших женщинах — императрицах, королевах, актрисах (Жозефине, Екатерине II, Александре Фёдоровне, Анне Австрийской, леди Гамильтон, Саре Бернар, Элеоноре Дузе и других).

Встреча и начало отношений с Хуаном Пероном

1943 год стал важным и в личной жизни Эвы. Тогда она впервые услышала о полковнике Хуане Пероне. Именно он был инициатором и организатором военного переворота, но до поры до времени оставался в тени, занимая скромный пост главы созданного им секретариата труда. Уже в конце 1943 года Перон и Эва Дуарте могли встретиться. Известно, что Перон, заинтересованный в популяризации своей социальной политики, неоднократно посещал радио «Бельграно», где работала Эва. Однако в воспоминаниях Перон сообщает, что их знакомство состоялось в январе 1944 года, когда Эва в составе группы артистов была приглашена на официальную встречу по организации сбора средств в помощь жертвам землетрясения в Сан Хуане (англ.)русск.. В свою очередь, позже Эва в многочисленных выступлениях и автобиографической книге, опубликованной в 1951 году, называла знакомство с Пероном «волшебным днём», который стал началом её «настоящей жизни». Действительно, встреча и любовная связь с Пероном круто изменили жизнь молодой актрисы. В 1944 году по его инициативе Эва стала диктором новой политической радиопередачи «Навстречу лучшему будущему», выходившей в эфир несколько раз в неделю. Программа пропагандировала деятельность секретариата труда и его руководителя. Тогда же Эва начала сотрудничать с секретариатом как председатель нового профсоюза работников радио. Когда Перон стал министром обороны и вице-президентом, её положение на канале «Бельграно» ещё более упрочилось. Её оклад достиг рекордной суммы в 35 тыс. песо. В начале 1945 года Эва впервые получила предложение сняться в главной роли в фильме «Расточительница (исп.)русск.». Перон лично посещал съёмки, которые благодаря щедрому финансированию были обставлены с большой помпой.

Эва Дуарте и Хуан Перон в 1945 году

Перон открыто появлялся со своей молодой подругой, шокируя коллег-офицеров связью с актрисой. Благодаря её ходатайству Ф. Муньос Аспири, автор текстов к «Героиням в истории», возглавил одно из подразделений отдела пропаганды при президенте страны, а О. Николини получил назначение на должность главы ведомства связи и коммуникаций. Это усугубило противоречия между Пероном и армейскими чинами, которые и так уже были напуганы ростом его популярности среди рабочих. В начале октября 1945 года под давлением группы офицеров-заговорщиков власти были вынуждены арестовать Перона.

17 октября 1945 года вошло в историю Аргентины как дата «освобождения Перона народом» и возникновения перонистского движения. В этот день тысячи рабочих и их семьи собрались на Майской площади Буэнос-Айреса перед президентским дворцом, требуя «вернуть полковника». Распространённое представление, согласно которому Эвита участвовала в организации этих массовых выступлений (как это представлено в мюзикле Эндрю Ллойда Уэббера «Эвита», по которому снят известный фильм с Мадонной в главной роли), не соответствует действительности: в это время она ещё не занималась политикой и не обладала никаким влиянием. Сами же перонисты обычно преувеличивают место Эвы в событиях октября 1945 года. Это объясняется тем, что Перон, стремясь подчеркнуть «спонтанность» народной поддержки, неоднократно писал, что в те дни именно она возглавила «безрубашечников» и вместе с профсоюзами направила выступления рабочих. На самом деле Эва в то время была почти неизвестна в рабочей среде и, несмотря на всю свою энергию, могла действовать лишь как «подруга полковника». Даже выступление освобождённого Перона перед «безрубашечниками» она слышала только по радио.

Провинциалка

Очень трудно узнать правду о жизни Эвиты Перон, потому что, став первой леди Аргентины, она начала планомерно уничтожать все свидетельства о своём прошлом. В основном все её биографы, рассказывая о первой части жизни этой загадочной женщины, опираются на непроверенные факты, слухи и сплетни. При обобщении наиболее совпадающих точек зрения история Эвиты Перон звучит следующим образом: Мария Эва Дуарте (таким было настоящее имя Эвиты), родилась в мае 1919 года в маленькой аргентинской деревушке Лос Толдос неподалёку от Буэнос-Айреса. Эва была внебрачной дочерью рантье Хуана Дуарте и четвёртым ребёнком у своей более чем бедной матери. Живя в ужасающей нищете, Эва мечтала стать популярной актрисой с миллионными гонорарами, купаться в роскоши и богатстве. Не выдержав жизни в семье бедняков, Эва в 15 лет убежала из дома и отправилась в столицу. Буэнос-Айрес не встретил её с распростёртыми объятиями — жизнь в нём оказалась ещё более жестокой, чем в деревне. Эва на какое-то время оказалась на столичных улицах без крыши над головой, без единого песо в кармане и без знакомых. Но девушка верила в свою звезду и начала выстраивать свою жизнь с нуля. Она была уверена, что станет знаменитой и богатой, надо только не упустить свой шанс. Тем более что в активе Эва имела потрясающую внешность — высокий для аргентинки рост (170 см), большие карие глаза, светлые волосы и красивое лицо. Но пока красивые глаза не помогали, и Эва обивала пороги киностудий и театральных агентств, однако отказ следовал за отказом. Наконец, Хайме Янкелевич, владелец одной из столичных радиостанций, предложил актрисе вести по вечерам передачу — Пять минут для народа». В этой передаче требовалось рассказывать о тяжёлой судьбе бедняков. Тема оказалась более чем близкой для Эвы — она рыдала у микрофона, повествуя аудитории о непосильном труде крестьян, голоде и болезнях. Такая эмоциональность понравилась слушателям, и вскоре Эва и её передача стали весьма популярными в беднейших кварталах Буэнос-Айреса. Затем Эва начала выступать и на других каналах и быстро превратилась в звезду эфира. Но слухи говорят, что эта часть биографии, мягко говоря, не соответствует действительности. Так, очень многие утверждают, что Эва прокладывала себе дорогу наверх исключительно в чужих постелях. И в столице она оказалась вместе с танцором танго, которому она предложила себя в обмен на оплаченный билет до Буэнос-Айреса. Многие утверждают, что продвижение Эвы наверх устраивали её богатые и влиятельные любовники, благодаря которым она попала в высший свет. Недоброжелатели Эвиты говорят о том, что она активно позировала для порнографических журналов, которые собрала и уничтожила, став знаменитостью…

Детство и юность

Биография Марии Эвы Дуарте, в замужестве сменившей фамилию, содержит ряд неподтвержденных и исторически не проверенных дат. Вероятно, она родилась в мае 1919 года, сомнительное свидетельство о крещении удостоверило этот факт.

В книге La Razón de mi vida, опубликованной в середине 1950-х, женщина не вспоминала о детстве, родителях и членах семьи. По свидетельствам уроженцев местечка под названием Лос-Тольдос, она росла в доме Хуаны Ибаргурен вместе с четырьмя другими детьми.

Отцом будущей жены президента считался фермер Дуарте, имевший законную супругу в провинциальном городке. Мать, служанку с хорошей фигурой, доставшейся от предков-басков, он не баловал.

Эва Перон в молодости / «Википедия»

Тем не менее в юном возрасте Эва получала подарки, игрушки и шелковые платья скрашивали унылую жизнь. Смерть родителя, не справившегося с управлением автомобилем, вынудила девочку утратить веру и надежду.

Хуан Дуарте в завещании не упомянул детей любовницы, и женщина с многочисленным потомством осталась без крыши над головой. Она устроилась на тяжелую и малооплачиваемую работу в поселении, где обстановка была чужой.

Глядя на унизительное положение матери, Эва в тайне решила, что сделает все, чтобы в будущем не повторить такую судьбу. Окончив начальную школу в середине 1920-х, она вступила с социумом в ожесточенную борьбу.

В отличие от сестер, умудрившихся найти состоятельных супругов, девушка без посторонней помощи вошла во взрослый мир. Кинематографическое искусство, способное принести популярность, уроженка аргентинской деревни выбрала как ориентир.

Оставив неблагополучное семейство, Эва уехала в Буэнос-Айрес и устроилась в актерскую труппу, гастролировавшую по городам. Второстепенная роль на сцене небольшого театра комедии помогла девушке приобщиться к интеллигентным культурным кругам.

Взяв в качестве псевдонима фамилию биологического родителя, дебютантка надеялась произвести впечатление на авторитетных людей. Однако отсутствие образования и специальной подготовки помешало ей стать героиней тематических газетных статей.

Только после того, как Эва Дуарте переквалифицировалась в модели, ее фото появилось в журналах, посвященных театру и кино. Несмотря на подобные публикации и незначительный успех в рекламном бизнесе, будущее юной актрисы не было определено.

Героиня в политическом театре

Перонизм как движение популистского типа мог существовать только при наличии тесной эмоциональной связи между лидером и массой. Однако обязанности президента не позволяли Перону так же часто, как раньше, выступать перед рабочими. Эва взяла на себя ответственную и трудную роль связующего звена, особого «посредника» между Пероном и его «безрубашечниками», облечённого доверием самого вождя. Летом 1946 года она начала посещать предприятия и выступать перед рабочими. Помощь беднякам стала одним из важнейших направлений её деятельности. В борьбе за влияние в этой сфере возник конфликт между Эвой, представлявшей интересы правительства, и Благотворительным обществом, отражавшим мнение оппозиции. Нежелание дам-аристократок избрать жену президента почётным председателем общества привело к скорой развязке. В сентябре 1946 года декретом исполнительной власти общество было закрыто, а его имущество конфисковано в пользу государства. Взамен был создан Фонд социальной помощи под руководством Марии Эвы Дуарте де Перон.

Официально Эва не занимала никаких государственных должностей. Однако уже в 1946 году она вела приём граждан в министерстве труда (бывшем секретариате), обосновавшись в старом кабинете Перона. Отныне контакты рабочих с лидером движения должны были осуществляться через неё как его личного представителя. В министерстве Эва вела профсоюзно-политическую и социальную работу, по несколько раз в неделю принимая всех, кто нуждался в срочной помощи или хотел передать просьбу президенту. Вначале она была довольно осторожна и официальна. Её сестра Эрминда рассказывает, что Эва старательно запоминала поставленные рабочими вопросы, консультировалась с Пероном, а уже потом давала просителям ответ. Позже она стала принимать многие решения самостоятельно. В сентябре 1946 года Эва появилась в конгрессе, где потребовала от председателя палаты депутатов Р. Гуардо ускорить принятие закона об избирательных правах женщин.
Место, которое Эва заняла в политической и общественной жизни, не соответствовало тогдашним представлениям аргентинцев о роли женщины, даже если она супруга президента. Кроме того, отношение к ней во многом определялось идейным противостоянием между перонистским большинством и оппозицией. Оппозиция видела в социально-политической деятельности, развёрнутой женой президента, манёвр, нацеленный на укрепление режима личной власти Перона. Эти опасения во многом были обоснованы, так как Перон сочетал умеренные социальные реформы с ограничением конституционных прав и свобод, а Эва ему активно помогала.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector