Наркотики, любовницы и хроническая боль: история художницы-бунтарки с ампутированной ногой

Детство Фриды

Фрида Кало Кальдерон родилась в деревне Койоакан на окраине Мехико 6 июля 1907 года в семье фотографа Гильеремо Кало и Матильды Кальдерон. Кало утверждала, что родилась в знаменитом лазурном доме, который сейчас фотографируют тысячи туристов, приезжая в Мехико, но на самом деле роды проходили в соседнем доме, где жила бабушка Фриды.

В шесть лет Кало заболела полиомиелитом — обычно заболевание поражает нервную систему и может привести к параличу конечностей или всего тела. В случае Фриды болезнь поразила правую ногу, из-за чего та стала тоньше левой. Свой недуг Кало всю жизнь скрывала под длинными юбками.

Болезнь сделала Фриду замкнутой, над ней стали издеваться сверстники, но внутри семьи девочку окружили заботой. Отец Гильеремо занимался с дочерью боксом, чтобы она восстановилась, несмотря на то, что этот вид спорта считался мальчишеским. Также он обучал Фриду литературе и философии, научил ее фотографировать и ретушировать фотографии.

Из-за полиомиелита Кало пошла учиться позже остальных детей. Сперва она поступила в немецкую школу, но оттуда ее исключили за непослушание и отправили в школу, где готовили педагогов. Там девочка столкнулась с домогательствами преподавательницы и вскоре снова ушла из школы.

В 1922 году, когда Фриде было 15 лет, она поступила в одно из лучших образовательных учреждений Мексики — Национальную подготовительную школу «Препаратория». Там она изучала медицину и готовилась стать врачом. Поступить туда было непросто, тем более, в то время девочек только начали принимать в это заведение, но Кало показала хорошие результаты в учебе. Из принятых в тот год 2000 студентов было всего 35 девочек.

Кало чувствовала себя неловко из-за того, что была самой старшей на своем курсе, поэтому скрывала свой настоящий возраст. Она говорила, что родилась в 1910 году — в год начала революции и называла себя «дочерью революции». Внутри школы Кало вместе с восемью одноклассниками организовала неформальный кружок «Качучас». Там они занимались искусством и философией. Также члены кружка культивировали идеи национальной идентичности и освобождения от колониального мышления. Позже все участники «Качучас» станут главными деятелями мексиканской культурной элиты.

Биография Фриды Кало

6 июля исполнится 108 лет со дня рождения самой прославленной мексиканской женщины 20 столетия — Фриды Кало / Frida Kahlo.

Известная мексиканская художница Фрида Кало, прославившаяся своей эксцентричностью и уникальным талантом, родилась в 1907 году в столице Мексики. Родителями девочки были еврейский художник, переехавший из Германии, и испанка, рожденная в Америке. Такое необычное сочетание генов не могло не сказаться на характере Магдалены Кармен Фрида Кало-и-Кальдерон.
Фото Фриды Кало в детстве

К сожалению, очень рано, еще в шесть лет, она тяжело переболела полиомиелитом. Болезнь сказалась на развитии ребенка, правая нога у девочки перестала расти и впоследствии стала короче и тоньше левой.
Через двенадцать лет с будущей художницей случилась еще одна беда – она попадает в автокатастрофу, во время которой железная арматура трамвая пробивает насквозь ее тело, проходит через живот и тазобедренную кость. Каким будет результат оперативного лечения пострадавшей, врачи сразу не могли предположить, ведь они определили травму позвоночника в трех местах. Травма привела к неподвижности, которая надолго приковала юную девушку к постели.
Фрида Кало прикована к постели

Трагическое событие все же имело и положительный результат, ведь бездействие быстро стало невыносимым для Кало – она взялась за кисть. Сначала девушка писала автопортреты. Над ее кроватью было повешено зеркало, так, чтобы Фрида могла видеть в нем себя.

Спустя время Кало решает учиться, она поступает в 1929 году в Национальный институт Мексики. Энергичная, полная любви к жизни мексиканка все силы приложила, чтобы снова начать ходить. Но, даже избавившись от клетки-кровати, снова почувствовав свободу движения, Фрида не бросает любимое занятие – живопись. Она посещает уроки в художественной школе, совершенствуя свой неповторимый стиль.
В 1928 году Кало поступает в коммунистическую партию, и вскоре ее работы были высоко оценены Диего Ривера, известным в латинской Америке художником с коммунистическими взглядами. Знакомство имело продолжение, и талантливая пара становится мужем и женой.
Фрида Кало и её муж Диего Ривера фото

Между Диего и Фридой были страстные, экспрессивные отношения, овеянные ореолом романтики. Супруги любили жизнь, всегда имели активную жизненную позицию, были в центре общественной жизни. Даже многочисленные измены Диего не смогли изменить к нему отношение влюбленной жены.
Пережитые травмы позвоночника не прошли бесследно, часто Фрида испытывала сильные и мучительные боли

Но это не мешало ей активно общаться с людьми, развлекаться, притягивать к себе внимание многих мужчин. Периодически ей нужно были ложиться в госпиталь, чтобы немного улучшить свое состояние

Также сильно затрудняло жизнь ношение специального корсета, с ним Фрида расставалась очень редко. А в 1952 году, к несчастью, ей из-за осложнений пришлось ампутировать ногу, до колена.
Фрида Кало на обложке журнала Vogue (1937 год)

Но проблемы со здоровьем не стали причиной для того, чтобы бросить живопись. Наоборот, в 1953 году Фрида Кало предложила к вниманию ценителей живописи свою первую персональную выставку. Ее картины, в основном – автопортреты, позволили многим увидеть уникальную красоту художницы. Пускай на ее лице не было улыбки, но оно притягивает, заставляет остановиться и не спеша рассмотреть каждую черту.
Еще одна страсть известной художницы – история ее любимой Мексики. Она, как и ее муж Диего Ривера, собирала различные памятники культуры, искусства. Собранные экспонаты на данное время хранятся в «Голубом доме».
Фрида Кало с мужем фото

Яркая жизнь эксцентричной художницы, к сожалению, оборвалась раньше времени. Когда Фриде было всего лишь 47 лет, она заболела воспалением легких. Ослабленный организм не смог перенести еще и эту болезнь, и Фрида в таком еще молодом возрасте умерла. Это стало большой потерей для Мексики, для поклонников таланта Кало во всем мире. Стоит отметить, что на похоронах художницы были не только ее друзья, но и многие известные писатели, художники, президент Мексики, Ласаро Карденас.

Троцкий и Фрида Кало

В январе 1937 года Фрида вместе с единомышленниками встретили в мексиканском порту супругов Троцких, после чего они отправились в Койоакин. Диего пригласил Льва Давидовича и его супругу в особняк, в котором родилась художница, предоставив ему политическое убежище. Ривьера не смог встретить революционера, так как попал в больницу с болезнью почек.

В целях безопасности окна в голубом доме были заложены кирпичом. Троцкий и Ривера были одержимы работой, но в свободное время вместе с женами устраивали пикники в окрестностях Мехико. Темпераментная художница привлекала Троцкого, он писал ей письма и оставлял их в книгах, которые рекомендовал для чтения. Вскоре увлечение Фридой переросло в роман, а любовники стали встречаться в доме ее сестры Кристины.

Однако, жена Троцкого, которой на тот момент было 55 лет, стала подозревать мужа в адюльтере, и замкнулась в себе. Заметив это Лев Давыдович, решил объясниться с женой и со временем она его простила. Роман, который вскружил голову Троцкому прекратился, и они с женой покинули дом в Койоакине, прожив в нем 2 года.

Становление характера

Доктора советовали больше заниматься спортом, и Фрида с надеждой и азартом боксировала, плавала, занималась борьбой, гоняла в футбол, насколько это было возможно. К сожалению, последствия болезни не уходили, в школе девочку дразнили «деревянной ногой». Но Фриду этим было не сломать – её, ещё совсем маленькую и хрупкую, уже держал крепкий корень – характер, источник жизненных сил и главный признак настоящего бойца. Фрида росла смелой, дерзкой, бойкой – «сущим дьяволом», как говорил отец, обожающий дочку. Она-таки добилась уважения среди сверстников и даже верховодила в школьной компании шутников.

Автопортрет

Правило 1: будь стойкой

«Поскольку я была молода, это несчастье в то время не носило характера трагедии; я чувствовала, что у меня достаточно энергии для другого, вместо того чтобы полностью погрузиться в лечение. И, не придавая этому большого значения, я начала заниматься живописью»— из дневника Фриды Кало

Известный несчастный случай, авария, навсегда изменившая жизнь Фриды, произошла 17 сентября 1925 года. Девушке только-только исполнилось восемнадцать. По воспоминаниям её спутника, Алехандро Гомеса Ариаса, когда в автобус, где они находились, врезался троллейбус, «металлический поручень сломался и пронзил Фриду на уровне таза». В результате: три перелома позвоночника, сломанные рёбра и ключица, одиннадцать переломов правой ноги, ранее уже иссушенной полиомиелитом.

Фрида Кало (1926) / Photo: Guillermo Kahlo

В первый месяц после аварии врачи даже не были уверены, что Фрида будет жить. Позже — что когда-нибудь встанет на ноги. Для активной девушки, ещё недавно порхающей по школьным коридорам, это было просто немыслимо.

Но именно в тот период, прикованная к постели и страдающая от постоянной боли, она взяла в руки кисти и краски. С этой аварии и на всю дальнейшую жизнь центральной темой не только творчества, но и всего существования Фриды, стала стойкость перед любыми ударами судьбы. «Я должна подняться, — говорила она. — Я начинаю привыкать к страданию».

Свадебный портрет Фриды Кало и Диего Риверы (1929)

Диего Ривера

К этому времени он уже знаменитый живописец, к тому же принимающий активное участие в политической жизни своей страны – с 1922 года был членом молодой Мексиканской компартии, тесно связанной с большевиками из России. Учился в Мадриде, работал и путешествовал по всей Европе. Был дружен со многими представителями творческой элиты, художниками и литераторами, среди которых Пикассо, Модильяни, Рейес, Эренбург и другие. Бывал в СССР, хлопотал перед мексиканским правительством о предоставлении убежища Троцкому, менял взгляды, вследствие чего исключался из компартии и лишался должности директора Академии художеств Сан-Карлос в Мехико…

Бурная политическая и общественная деятельность не мешала ещё более насыщенной личной жизни: часто увлекался, менял женщин, не раз женился. Он не был красавцем, но талант, коммуникабельность и обаяние заслоняли внешнюю непривлекательность.

Скандалы, интриги, сцены ревности – привычные для Диего события. Сексуальная свобода для этого мужчины была необходима как воздух, она давала ему творческий импульс. Фрида бешено ревновала, а Диего приучал её мириться с его любвеобильной натурой и сам рассказывал жене о своих увлечениях.

Фильм о невероятной мексиканке

Фильм «Фрида» (Frida) — это яркая кинобиография мексиканской художницы. Лента режиссера Джулии Теймор шесть раз номинирована на премию «Оскар».

Мексика в фильме перенасыщена красками, слишком поющая, праздничная и пьяная. В созданном независимой фирмой Miramax фильме образ Кало показан в развитии: от жизнелюбивой, страстной молодой девушки — к мученице. Режиссер Джулия Теймор (Julie Teymor) поставила в центр внимания зрителя не политические убеждения или страдания Кало, а ее жизнерадостность и свободолюбивую натуру, которые художница сумела сохранить, несмотря на удары судьбы. С одной стороны — это своеобразная уступка ожиданиям публики, с другой – популяризация Фриды Кало в широких массах.

Пронзительное творчество Фриды Кало

Фрида Кало — мексиканская художница, известная своими автопортретами. Ни на одной из своих работ она не улыбается. Фрида всегда серьезная, немного грустная, с густыми бровями и пронзительным взглядом черных глаз. Ее картины — отражение ее самой.

Фрида Кало родилась 6 июля 1907 года в Кайоакане, пригороде Мехико. Ее отцом был фотограф Гильермо Кало, немец еврейского происхождения. Мать Фриды, Матильда Кальдерон, была мексиканкой с индейскими корнями. Фрида Кало была третьим ребенком в семье. В 6 лет она перенесла полиомиелит, после болезни на всю жизнь осталась хромота, а ее правая нога стала тоньше левой. «Фрида — деревянная нога» — дразнили ее сверстники, а она, наперекор всем, плавала, играла с мальчишками в футбол и даже занималась боксом. На ногу натягивала по 3−4 чулка, чтобы та выглядела как здоровая. Физический дефект помогали скрывать брюки, а после замужества — длинные национальные платья, какие до сих пор носят в штате Оахака.

Фрида Кало, 1919 год. (wikipedia.org)

Жизнь Фриды круто изменилась дождливым вечером 17 сентября 1925 года, когда автомобиль, в котором ехала будущая художница со своим школьным другом, столкнулся с трамваем. От силы удара молодого человека выбросило из машины. Но он легко отделался — лишь контузией, чего не скажешь о Фриде. Сломанный железный прут токосъемника трамвая воткнулся в живот и вышел в паху, раздробив тазобедренную кость. В трех местах был поврежден позвоночник, сломаны два бедра. Правая нога, иссушенная полиомиелитом, была переломана в одиннадцати местах. Тридцать два раза Кало побывала на операционном столе.

Кроме этого Фриду постоянно преследовала мысль о возможном проявлении наследственного заболевания: отец страдал эпилепсией. Врачи не могли поручиться за ее жизнь. Кало тогда было 18 лет. Начались мучительные месяцы неподвижного бездействия. Именно в это время она попросила у отца кисть и краски. Для Фриды сделали специальный подрамник, позволявший писать лежа. Под балдахином кровати прикрепили большое зеркало, чтобы она могла видеть себя. Фрида начала с автопортретов: «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего».

«17 сентября 1926 года — Фрида Кало (Авария)». (pinterest.com)

В 22 года Фрида Кало вышла замуж за мексиканского художника Диего Риверу. Их первая встреча произошла тогда, когда Фрида, еще подростком, увидела Диего расписывающим стены Национальной подготовительной школы

Он поразил ее детское воображение, она выслеживала его, дразнила «старым Фасто», старалась привлечь внимание и однажды, словно предвосхитив их общее будущее, заявила школьным друзьям: «Я непременно выйду замуж за этого macho и рожу от него сына».

Фрида Кало и Диего Ривера, 1932 год. (pinterest.com)

В то время Ривера был самым известным мексиканским живописцем. Он был искренним коммунистом, борцом с буржуазией, популярным среди простого люда оратором. Его всегда обожали женщины, а он отвечал им взаимностью. Их семейная жизнь с Фридой бурлила страстями. Они не всегда могли быть вместе, но никогда — врозь. Их связывали «страстные, одержимые и порой мучительные» отношения.

В 1934 году Диего Ривера изменил Фриде с ее младшей сестрой Кристиной, позировавшей ему. Сделал это открыто, понимая, что оскорбляет жену, но отношений с ней порывать не хотел. Удар для Кало был жестоким. Гордая, она не стала своей болью делиться ни с кем — только выплеснула ее на холст. Получилась картина, вероятно, самая трагичная в ее творчестве: обнаженное женское тело иссечено кровавыми ранами. Рядом с ножом в руке, с равнодушным лицом тот, кто нанес эти увечья. «Всего-то несколько царапин!» — назвала полотно ироничная Фрида.

После измены Диего она решила, что тоже имеет право на любовные увлечения. Это взбесило Риверу. Позволяя себе вольности, он был нетерпим к изменам жены. Знаменитый художник был болезненно ревнив. Однажды, застав Фриду с американским скульптором Исамо Ногучи, Диего выхватил пистолет. К счастью, не выстрелил.

Романтическим ореолом овеяны отношения Фриды Кало с Львом Троцким. Мексиканская художница восхищалась «трибуном русской революции», тяжело переживала его высылку из СССР и была счастлива, что благодаря Диего Ривере он нашел в Мехико приют.

Детство

1900-е. В деревне Койоакан, пригороде Мехико, проживает простая семья с двумя детьми. Мужчина по имени Гильермо Кало был родом из Германии, а его супруга – испанка с индейскими корнями. Матильда Кальдерон. Именно ее внешние черты передались их новорожденной дочке. Красивая черноволосая малышка. Она появилась на свет 6 июля и стала третьим по счету ребенком в семье.Девочка была улыбчивой и жизнерадостной. Именно такой мы представляем маленькую Фриду благодаря детским фотографиям, сделанным ее отцом.

Это была бы ничем неприметная история про обычного ребенка. Если бы в 1913 году девочка не заболела полиомиелитом. Болезнь связана с нервной системой, вследствие которой поражаются различные части организма. Будущая художница претерпела изменения в правой ноге. Конечность сильно исхудала и на всю жизнь заставила владелицу хромать. Именно поэтому основной атрибут будущей одежды Фриды – длинные юбки.

Оклемавшись от болезни, девочку отправили учиться. Это была ее первая немецкая школа. Болезнь отсрочила своевременное поступление, поэтому среди одноклассников Кало была старше всех. «Фрида — деревянная нога» – так её прозвали сверстники. Возможно, именно такое отношение провоцировало Кало не слушаться учителей. Пришлось оставить ту школу и перебраться в другую. Но и здесь обучение не продлилось долго.

Чтобы воспитать в дочери силу духа и укрепить здоровье, отец начал заниматься с Фридой спортом. Так девочка приспособилась к боксу, футболу и плаванию.

Наконец, в 1922 году одна из лучших школ страны принимает новую ученицу и обучает ее медицине. Это была Национальная подготовительная школа «Препаратория». Кало оказывается в числе 35 девочек. К слову, общее количество студентов школы составляло 2000 человек. Здесь же она знакомится с Диего Риверой, своим будущим мужем. Он был художником, оформляющим школьные стены.

Благодаря отцу Фрида увлекается искусством, философией и создает кружок «Качучас». Именно здесь начинают формироваться ее взгляды, связанные с мексиканской национальной идентичностью.

Интересный факт: будучи зачисленной в «Препараторию», девочка скрывает свой возраст и меняет год своего рождения на 1910 – начало мексиканской революции. С тех пор она – «дочь революции».

Последние годы

В Мехико ее также ждали плохие новости. Ривера потребовал развода, правда публично заявил, что «это вопрос юридического удобства и нет никаких сентиментальных, творческих или экономических причин». Несмотря на развод, они оставались друзьями: она продолжала управлять его финансами и перепиской

После развода художница написала картину «Две Фриды». Здесь изображены две ее личности. Одна — традиционная Фрида в тетуанском костюме, которая так нравилась Диего (справа), вторая — в свадебном платье в викторианском стиле. Обе они несчастны, поскольку любовь одной из них осталась в прошлом, а вторая обречена на жизнь без сердца. И обе они погибают, потому что главная артерия, связавшая их сердца, разрезана, хоть и схвачена хирургическим зажимом. С 1947 картина находится в Национальном институте изящных искусств в Мехико.

Две Фриды, 1947 год

В 1941 году работы Фриды были представлены в Институте современного искусства в Бостоне, а в следующем году она участвовала в двух громких выставках в Нью-Йорке. В 1943 году ее работы включили в выставки «Мексиканское искусство сегодня» в Филадельфийском музее изобразительных искусств и в галерее Гуггенхайма «Искусство этого века». В Мехико она также получила признание. Она выставлялась, принимала участие в художественных конференциях и получила должность преподавателя в школе для художников.

Фрида и Сталин, 1954

Марксизм подарит больным здоровье, 1954

В 1950 году она провела девять месяцев в больнице, перенесла семь операций на позвоночнике, после которых испытывала такие невыносимые боли, что больше не могла работать без болеутоляющих. Ее живопись начинает характеризоваться слабой, торопливой, почти небрежной работой кисти, что является следствием приема сильных препаратов. Желание художницы включить в работы политическое измерение, принести пользу Революции, становится особенно явственным в картинах 1954 года «Марксизм даст здоровье больным», «Фрида и Сталин» и в незаконченном портрете Сталина. Утром 13 июля 1954 года медсестра нашла Фриду мертвой. По ее словам, Кало приняла больше таблеток, чем должна, и умерла от передозировки.

Стиль Фриды

Фрида Кало, пережившая серьезную болезнь и страшную автокатастрофу в юном возрасте, в восстановительный период проводила очень много времени наедине с собой. Именно поэтому большинство ее работ представлены автопортретами художницы. «У меня было слишком много времени, чтобы хорошо изучить себя», — говорила она.

Брови.

Естественно, как любая творческая личность, способная творить искусство, Фрида мастерски создавала не только яркие картины со своим изображением, но и свой собственный уникальный образ. Несмотря на физические недуги, Кало была красива и не желала этого скрывать. Ее легендарные сросшиеся брови были одной из ее узнаваемых черт. Другие женщины в начале 20 века старались сделать линию бровей тоньше, но Фрида не собиралась подстраиваться под моду. Она специально затемняла волоски над верхней губой и на переносице с помощью косметики, прекрасно понимая, как контрастно выглядит на фоне других женщин. Она хотела быть уникальной.

Национальные наряды.

Истинная мексиканка, родом из Тихуаны, предпочитала национальные наряды прочей одежде. Бытует мнение, что любовь к мексиканским платьям Фриде привил ее супруг, главная любовь всей ее жизни, – художник Диего Ривера. Помимо того, что яркие расшитые платья и юбки длиной в пол подчеркивали колоритную внешность Фриды, они еще и умело скрывали ее физические недостатки и шрамы: к тому же, после аварии одна нога девушки была короче другой.

После аварии Фрида была вынуждена носить гипсовый корсет, начинающийся от шеи и заканчивающийся на середине бедер. Примириться с этой деталью, напоминающей об ужасном инциденте, навсегда отнявшим у нее возможность жить без боли и стать матерью, она не могла и не хотела. Фрида превратила корсет в часть своего костюма, использовав его как холст: на груди она нарисовала красные серп и молот, отражавшие ее политические взгляды, а на животе запечатлела свою несбыточную мечту о ребенке – эмбриона и пуповину. Впоследствии, когда у Кало появился протез (ее правая нога была сломана 11 раз!), она тоже смогла сделать его стильной деталью образа, надевая всякий раз поверх протеза красный кожаный сапог с вышивкой из бисера. На шнуровке находились бубенцы, которые сопровождали каждый шаг женщины своим звоном. 

До встречи с Диего и расцвета карьеры юная Фрида, как ни странно, одевалась по моде своего времени. Но тогда она не вполне ощущала себя «собой». Яркий образ и национальные костюмы помогли ей выразить то, что сидело глубоко внутри.

Фрида и Диего

Мужские костюмы. 

В характере и поведении Фриды с самых юных лет родные подмечали много мужских черт. Девушка росла настоящей бунтаркой! Уже во взрослом возрасте она часто и с удовольствием сквернословила, курила папиросы и предпочитала крепкий алкоголь. Для женщины того периода это было немыслимо! Но Фриде это только добавляло особого шарма и создавало вокруг нее ореол таинственности… Чтобы подчеркнуть маскулинность в характере, Кало периодически носила мужские костюмы. На многих семейных фото она запечатлена именно в них.

Семейное фото (Фрида в центре)

Семейное фото (Фрида в центре)

Художественная карьера

Хотя она никогда не считала себя сюрреалисткой, в 1938 году Кало подружилась с одной из главных фигур этого художественного и литературного движения, Андре Бретоном. В том же году у нее была крупная выставка в нью-йоркской галерее, на которой было продано около половины из 25 картин, показанных там. Кало также получила два заказа, в том числе один от известного редактора журнала Клэр Бут Люс, в результате шоу.

В 1939 году Кало на некоторое время переехал жить в Париж. Там она выставила некоторые из своих картин и подружилась с такими художниками, как Марсель Дюшан и Пабло Пикассо.

В 1941 году Кало получила заказ от мексиканского правительства на пять портретов важных мексиканских женщин, но не смогла закончить проект. В тот год она потеряла своего любимого отца и продолжала страдать от хронических проблем со здоровьем. Несмотря на ее личные проблемы, ее работа продолжала расти в популярности и была включена в многочисленные групповые шоу примерно в это время.

В 1953 году Кало получила свою первую персональную выставку в Мексике. Будучи в то время прикованным к постели, Кало не пропустила открытие выставки. Приехав на машине скорой помощи, Кало провела вечер, разговаривая и празднуя с участниками мероприятия, не выходя из кровати с балдахином, установленной в галерее специально для нее.

После смерти Кало феминистское движение 1970-х годов привело к возобновлению интереса к ее жизни и работе, поскольку многие считали Кало иконой женского творчества.

Авторское «я»

Сюжеты картин Фриды тесно связаны с ее жизнью, а главной героиней почти всегда выступает она сама. На автопортретах художница практически никогда не улыбается: серьезное выражение лица, густые сросшиеся брови и едва заметные черные усики над плотно сжатыми губами. «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому представляю собой ту тему, которую знаю лучше всего», – говорила художница.

Bettmann

Идея картин Фриды зашифрована в деталях, фоне, фигурах, которые рядом с Фридой. Физическая боль, душевные страдания, несостоявшееся материнство, увлечение коммунизмом, любовные романы, грезы о мировой славе и ожидание смерти – для нее творчество было не только способом самовыражения, но и формой психотерапии.

Свои страдания Фрида принимала без лишнего драматизма, нередко в довольно ироничном ключе. Наглядным тому примером служит картина «Немного маленьких уколов», созданная по мотивам газетной заметки о мужчине, который зверски расправился со своей подругой при помощи ножа. Кровавые декорации этой истории Фрида использует для саркастичного переосмысления своих абьюзивных отношений с мужем.

Джорджия О’Киф

Муж Джорджии О’Киф, фотограф и галерист Альфред Стиглиц, называл ее первой женщиной американского модернизма и говорил, что изображения цветов, костей животных и пустынных пейзажей, которые писала О’Киф, являются неотъемлемой частью мифологии и иконографии американской художественной культуры. На протяжении своей творческой карьеры Джорджия О’Киф оставалась верна этим трем сюжетам и единому стилю, в котором объединились традиции европейской абстрактной живописи и эстетика фотографов-пикторалистов, одним из которых был Альфред Стиглиц. Несмотря на нейтральное содержание работ, некоторые критики усматривали в произведениях О’Киф скрытый сексуальный подтекст — на некоторых картинах изображенные крупным планом фрагменты цветов напоминали им нечто большее, чем пестики и лепестки. Подобную трактовку своих произведений О’Киф, однако, всегда отрицала. 

Коммунизм

Политические убеждения художницы были столь же революционными, как и ее искусство. Фрида вступила в мексиканскую компартию в 1928 году, однако через год покинула ее вслед за исключенным Диего. А через десять лет вновь присягнула на верность идеям коммунизма.

Ее дом-музей в Мехико по сей день хранит зачитанные до дыр тома Маркса, Ленина, работы Сталина и публицистику Гроссмана, посвященную Великой Отечественной войне. Место над изголовьем ее кровати украшают большие портреты основоположников марксизма-ленинизма, а также их выдающихся последователей вроде Мао Цзэдуна. Инвалидная коляска стоит рядом с подрамником, на холсте – незаконченный портрет Сталина.

Bettmann

Интересный эпизод связан с похоронами Фриды. Ее бывший одноклассник и художник Артуро Гарсия Бустос, который также был приверженцем революционных идей, принес красное зная с серпом и молотом в центре большой звезды, возложив его на гроб. Произошел скандал, и знамя убрали. Хотя Фриде столь эффектный жест наверняка пришелся бы по вкусу.

Вероятно, вам также будет интересно:

Гид по творчеству Энди Уорхола

Кто такой Маурицио Каттелан

Еда как искусство: что готовили и любили есть художники

4 великих автора подделок

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector