Обряды и обычаи славян. как наши предки хоронили своих умерших до принятия христианства?
Содержание:
- Музей старообрядчества
- Длина ног, сожженная солома и причитания
- Готовясь к похоронам, умирающего причащают и читают над ним «Канон молебного исхода души»
- Утопленников и ведьм
- «Убогие дома»
- В поисках истинных староверов
- Религия западных славян
- Как хоронили христиан
- Кто – через десять дней, а кто и сразу
- Курганы
- Быт и повседневная жизнь
- Английский дипломат
- Представления о смерти у древнего народа
- Марганцовка, яйца и «магическое» мыло
- Самоубийцы
- Символика числа «два» в славянской погребальной обрядности и демонологии
- Ритуалы староверов
- Молитвенные традиции после смерти человека
- Первые поминки
- Трудности
Музей старообрядчества
Музей старообрядчества в селе Роща
Ворота в мир староверов — музей старообрядчества в поселке Роща. Бывшая учительница Зинаида Клементьевна Мельцина, создавшая его еще в советские годы и проработавшая в нем 24 года, проводит нам ликбез о старообрядцах: рассказывает, как в XVII веке из-за реформ патриарха Никона произошел раскол, как верующие, не принявшие новые правила, подвергались гонениям (по приказу царя, их монастыри и скиты на реке Керженец были разгромлены, отсюда второе название староверов — кержаки). Часть их казнили или отправили на каторгу. Другая, спасая себя и веру, пришла по рекам на Урал и в Сибирь.
По словам Зинаиды Клементьевны, староверы много чего не смогли принять в новой вере, но главным «камнем преткновения» стала новая манера креститься. «Трехперстие старообрядцы называли „дьявольской щепотью“ и продолжили креститься двуперстием», — говорит она и объясняет, почему: два пальца (средний и указательный) — это человеческое и божеское начало Христа, а три пальца внизу — Святая Троица (во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа).
Создательница музея Зинаида Клементьевна Мельцина
Поскольку старообрядцы остались без духовенства (все священники или перешли в новую веру, или были уничтожены), они стали «беспоповцами» — из общины избирался наставник, который и проводил службы. Правда, без священников они лишились некоторых таинств (у них нет причастия кровью и телом господнем (кагор и хлеб) — есть только причастие святой водой. Зато обряд освящения воды и ряд других, например, крещение или брачение — аналог венчания, сохранились такими, какими были в 17 веке.
Так, воду для освящения берут только с открытого водоема после молитвы. Прорубь зимой закрывают чем-нибудь в виде креста, как и ведра, в которых баба несет воду («чтобы нечистый не испоганил»). Разжигают свечи, начинается долгая служба, в конце которой те, кто в храме, принимают эту воду, под молитву остальных.
«Эта вода самая сильная, самая „заряженная“, — говорит Зинаида Клементьевна. — Потом уже остальным прихожанам разливают. Этой водой ничего не освящают — ни машины, ни квартиры — она только для приема вовнутрь, например, дать умирающему или умыть ребенка, если он заболел, но так, чтобы не набрызгать на пол». Воду ставят к иконам, а на следующий год ее остатки добавляют в свежую — так в святой воде есть частицы воды с давних времен.
Длина ног, сожженная солома и причитания
Василий Перов. Возвращение крестьян с похорон зимою. 1880-е
В Осиновице, что в Смоленской области, сравнивали длину ног покойника: если у него длиннее левая нога — следующей в деревне умрет женщина, а если правая — мужчина.
Под голову умершему подкладывали подушечку, которую набивали сухой листвой из березовых веников. Клали покойника на лавку на солому, застеленную белым льняным полотном. После похорон эту солому уносили в поле и сжигали, наблюдая, куда пойдет дым: «Если на дом, то хорошо, а если в поля, то, говорят, что всё потянет за собой, в доме будет плохо, пустота».
После того как умершего обмоют и положат на лавку, начинали причитать — голосить. Но на исполнение причитаний налагались определенные запреты. Нельзя было голосить в темное время суток и особенно ночью. Не должны были голосить беременные женщины, «а то ребёнок будет беспокойный».
Готовясь к похоронам, умирающего причащают и читают над ним «Канон молебного исхода души»
Православный христианин не должен умирать, не осознавая того факта, что его земная жизнь скоро окончиться.
Многие родственники больных людей, которые вот-вот умрут, стараются, из благих побуждений, скрывать от них правду. Как известно дорога в ад вымещена благими намерениями. Поступая так, такие люди выказывают лишь своё малодушие, подавая своему близкому человеку призрачную надежду на выздоровление.
Перед смертью православный должен исповедоваться и причаститься.
Если они заботятся о нём, они наоборот должны сказать ему правду, для того, чтобы успеть позаботиться о предсмертном напутствии, а так же позвать священника к умирающему. Последнее делается только с его согласия.
Причащать лиц, которых находятся без сознания или же в беспамятстве запрещено, поэтому священника приглашают заранее. Естественно, что скрыть правду о скорой смерти перед умирающим не удастся, а если же не пригласить священника, то он умрёт без покаяния и причастия.
Мозаичная-композиция-Евхаристия-в-Храме-Покрова-Пресвятой-Богородицы-в-Ясеневе-г. Москвы
Причащаясь, человек соединяется с Божеством
Перед дорогой в иной мир это сделать особенно важно, ведь во время Причастия тело Христово становится нашим телом и Кровь Христова начинает течь в наших жилах
Многие священники отмечают, что большое количество даже верующих людей, готовя близкого человека к смерти, придают большое значение внешним атрибутам
Это не правильно, так как важно не похоронить человека «правильно», но подготовить его кончину так, чтобы она была христианской
Основная цель земных приготовлений состоит в том, чтобы душа человека престала перед Господом чистой и безгреховной.
Сделать это можно только на исповеди и причастившись Святых Христовых Тайн. Без этого полный смысл у православного погребального обряда будет отсутствовать.
Венецианов А.Г. Причащение умирающей. 1839 год. В России обряд причащения умирающего всегда строго соблюдался
Как свидетельствуют люди, которые пережили клиническую смерть, при разлучении души с телом человек обычно испытывает некое душевное томление. Многие подтверждают то факт, что им являются нечистые духи в страшных обликах. Могут так же слышаться их ужасные голоса.
Для того чтобы облегчить переход человеческой души в вечность над умирающим обычно читают специальную молитву под названием «Канон молебный на исход души».
Если же для близких важна внешняя атрибутика, то они должны знать, что находящемуся в сознании умеряющему можно давать святую воду и антидор при соблюдении требований об исповеди и причастии.
Утопленников и ведьм
Снаружи кладбища хоронили и утопленников, если доподлинно не были известны обстоятельства их гибели. В этом случае православие отступало в тень, а тело человека как бы оказывалось во власти старых верований. Как указывает в статье ««Заложные» покойники и оживающие мертвецы» этнограф Елизавета Петровна Картамышева, таких покойников на Руси очень боялись и старались хоронить их подальше от жилья, часто не предавая земле, а просто заваливая их сверху мусором и совершая ритуальные действия, чтобы утопленник «не ожил».
Вдали от освященной земли хоронили всех, кого подозревали в связях с нечистым: ведьм, колдунов, волхвов и даже тех, кто лечил травами – считалось, что кореньями можно навести сглаз или порчу, а во времена Ивана Грозного копание кореньев находилось под запретом.
«Убогие дома»
«Убогие дома» на Руси были известны ещё в XV веке. Они представляли собой, как правило, сараи или амбары с глубокими ямниками, или просто ямами, куда сваливали мёртвые тела. При этом не соблюдались христианские обычаи проводов в вечный путь, и как бы церковь ни боролась с подобным невежеством, люди просто не давали хоронить некоторых покойников на кладбище.
В итоге каждая «божедомка» была приписана к какой-либо церкви или монастырю.
Только дважды в год – на Семик (четверг седьмой недели после Пасхи) и на Покров — здесь проводилось отпевание усопших со служением панихиды. Например, в Москве устраивался крестный ход, в котором принимали участие архиереи. После этого тела извлекали из ямы и хоронили на местном церковном кладбище, но опять же в общей могиле.
В Москве было четыре «убогих дома», один из них располагался в районе нынешней Пречистенки. Это место так и звалось – Могильцами. Сегодня там стоит церковь Параскевы Пятницы, а улица называется Божедомской.
Второй находился за Серпуховскими воротами. Третий был за Таганкой, впоследствии царем Алексеем Михайловичем на этом месте был основан Божедомский (ныне Покровский) монастырь. Четвёртый стоял на Самотеке при Крестовоздвиженском монастыре. Существовали скудельницы вплоть до последней трети XVIII века. В них попадали умершие особенной смертью люди.
В поисках истинных староверов
Правда, как рассказали нам в Роще, истинных староверов, тех, кто действительно живет по старым обычаям и строгим правилам, в селе почти не осталось.
Древняя Псалтырь — ей как минимум 150 лет.
Сегодня в селе осталось только одна пожилая староверка — 90-летняя баба Дуся, но она с чужими не общается — только с семьей, да на службы ходит. «Телевизор она выкинула и фотографироваться ни за что не будет, — говорит Зинаида Мельцина. — Она даже дочери наказала: „или забирай все мои фотографии, или я их сожгу“: это у святых лики могут быть на земле, а нашим ликам нечего в миру оставаться».
Нам удалось пообщаться со старшей общины староверов в Роще Натальей Шаравиной — она категорически запретила себя снимать, но согласилась поговорить на улице. Рассказала, как баба Дуня учила ее вести службы — читать Псалтырь на старославянском.
Истинная староверка баба Зина из села Платоново. После разговора с журналистами ей пришлось отмаливать грех
Чтобы найти пожилых, истинных староверов, нам пришлось отправиться в соседние села. В Платоново нам помог глава администрации Игорь Щукин (сам также старовер), проводивший нас к своей 83-летней родственнице бабе Зине. Она немного поговорила с нами, стоя в палисаднике и опираясь на палочку — рассказала, что ее предки пришли на Урал после Никоновской реформы. «У меня у матери все поколения — староверы, — говорит бабушка. — И в храме (обычной церкви — прим. Ред.) не были. А сейчас меняется поколение. Разве было такое в те года, что в бане моются да пиво пьют?»
Баба Зина призналась, что после нашего с ней общения ей придется отмаливать грех, но куда денешься? «Бабушка у нас уже знаменита — в местной газете печатали снимок, как она зимой в проруби стирает белье», — смеется глава администрации. По его словам, в Платоново много старообрядцев, но больше всего их в Симанятах: там все село — староверы. Дозваниваемся до старосты Елены Шаравиной. «Приезжайте, — говорит она. — Не знаю, захочет ли кто-то из старых людей общаться, но я, что знаю — расскажу».
Религия западных славян
Бог Перун, у западных славян, был более известен под именем Перкунас. Но, до наших дней, об этом мало дошло информации. Существует мнение, что всадник Витис, который изображен на современном гербе Литвы, является Перкунасом. У западных славян не было открытых святилищ, они строили языческие храмы, в которых стояли все известные идолы, которым они поклонялись, а не один из них. Само капище было отделено перегородкой, к нему мог приблизиться только жрец. У восточных славян доступ к капищу, для всех верующих, был свободным.
В древние времена, у западных славян, каждое племя считало своим прародителем какое-либо животное, и оно почиталось как священное. Например, племя лютичи поклонялись волкам и считали их священными животными. Во время ритуалов, в этом племени, надевали волчьи шкуры. Считали, что дух волка защищает их племя от злых духов. Есть мнение, что благодаря таким поклонениям, появились мифы об оборотнях. В древних сказаниях говорится о том, что колдуны превращались в волков и о том, что волки помогали тем, кто им поклонялся (в сказке «Иван Царевич и Серый Волк» волк помогал царевичу).
Как хоронили христиан
Рядом с храмом или в ограде монастыря хоронили героев, посвятивших жизнь защите русской земли – например, герой войны 1812 года генерал-лейтенант Денис Васильевич Давыдов покоится на территории Новодевичьего монастыря.
Жертвователей, на чьи деньги возводили храмы, хоронили как в самом здании храма, так и рядом с ним. Бывали случаи, когда церкви возводились над склепом – например, в деревне Смогири Смоленской губернии вдова умершего офицера выстроила кирпичную церковь над склепом мужа, продав половину имения.
Участью обывателей и мещан было покоиться после смерти в освященной земле церковного или монастырского кладбища. Кладбища охранялись, на их территории был немыслим выгул скота, распашка земли или строительство.Осквернение могил и надгробий в XIX веке каралось каторгой, а кража с кладбища наказывалась годом тюрьмы.
Но бывали случаи, когда священники строго-настрого отзывали в праве покоиться на христианском кладбище, и тогда тело человека хоронили поодаль, за оградой погоста, а над могилой не ставили даже креста.
Но кого и почему хоронили отдельно от остальных?
Кто – через десять дней, а кто и сразу
Например, араб ибн Фадлан, путешествовавший по Волге в IX веке встречался с древними русами и присутствовал при погребении богатого князя. В своих трудах он писал, что покойника хоронили в несколько этапов. Сначала его закопали в землю в той одежде, в которой он умер, и «покрыли крышею». Сделано это было, очевидно, для того, чтобы тело дольше сохранялось. В земле покойник провел 10 дней – за это время для него шили новую одежду, а девушку, которая согласилась быть убитой на похоронах, держали под замком и поили дурманом. Для погребения построили корабль (ладью), поставили на нем палатку, в которой обустроили ложе.
Через десять дней русы снесли деревянную крышу могилы и достали уже почерневшее с одной стороны тело. Обрядили его в богатые одежды: «в шаровары, гетры, сапоги, куртку, парчовый кафтан с пуговицами из чистого золота. На голову ему надели шапку из парчи и соболя». Затем мертвеца отнесли в палатку, где усадили на ложе и окружили яствами и оружием и тут же зарезали собаку, принесли в жертву двух лошадей и двух быков, петуха и курицу. После чего привели в палатку девушку, совокуплялись с ней над трупом, а потом задушили ее и одновременно зарезали.
Другие мужчины стояли в это время вокруг корабля и били в щиты, чтобы не было слышно криков девушки, и другие девушки не боялись умирать. После этого корабль с трупами был сожжен, а поверх его насыпали холм, на котором поставили хаданг из белого тополя с написанным на нем именем вождя.
Как видим, между восхождением вождя русов в рай и его смертью проходило довольно большое время – 10 дней.
Есть, правда, предположение, что такой способ похорон свойственен, скорее, скандинавам. Однако ибн Фадлан совершенно четко обозначает встретившихся ему людей русами и соотносит их со славянами, которые живут в Киеве. Можно предположить, что он столкнулся не с полянами, а именно с русами – со славянским племенем, которое населяло южный берег Балтийского моря, то есть жило на территории современной Германии.
У полян покойников хоронили сразу. Например, когда войско великого князя Святослава в 971 году под Доростолом потерпело поражение от ромеев, «русы» ночью вышли в поле, чтобы собрать погибших. При свете луны они тут же складывали костры, в которых сжигали тела убитых, и приносили в жертву пленников, младенцев и петухов, топя их в водах Дуная, – об этом пишет в книге «Быт русского народа» Александр Васильевич Терещенко.
Скорее всего, сроки, как и виды погребения у разных славянских племен были разными.
Курганы
Древние славяне по-разному провожали своих покойников в потусторонний мир, в зависимости от места проживания и эпохи. В лесистых местностях, где было достаточно древесины, сооружали погребальные костры — кроды, в степных районах хоронили в земле, а если смерть настигала человека в морском походе — тело предавали воде.
После сжигания тела прах либо хоронили в кургане, ссыпав в специальный горшок, либо развеивали над полями. Как правило, погост, где были погребены урны с прахом, располагался на другом берегу реки от поселения, к нему нужно было добираться по мосту.
Таким образом, мир живых и мир мертвых был разделен водой, а связующим звеном между этими мирами являлся мост. Это верование перекликается с мифом Древней Греции о Хароне и реке, протекающей в потустороннем мире — Стиксе.
В дохристианскую эпоху на погосте русичей не строили церквей, но там обязательно находился Кумир Рода, вырезанный из крупного цельного бревна или куска древесины, его высота была в пределах двух саженей (более четырех метров).
Курганы насыпали не очень высокими — от двух до четырех метра в высоту, в зависимости от статуса покойного. Располагались они на расстоянии в 6 метров друг от друга в шахматном порядке, чтобы тень не падала на соседние сооружения во время захода и восхода солнца.
Сооружали курган таким образом: ставили столб, к нему прикрепляли еще четыре столба, наверху на них устанавливали площадку, а на нее — глиняный сосуд с прахом. Рядом укладывали все, что по поверьям могло понадобиться душе в ином мире — оружие для мужчин и домашнюю утварь для женщин. Все это накрывали тканью — платом — а затем засыпали землей.
Некоторые курганы изначально делали более просторными, внутрь вел бревенчатый проход — благодаря этому один курган служил местом захоронения нескольких урн одной семьи.
Традиция строить домики — домовины, на столбах над местами захоронений в некоторых областях России сохранилась и до наших дней. Это небольшие сооружения размером примерно 1х1 метр, в виде коробки, состоящей из трех стен, пола и крыши. Одна из сторон отсутствует, поэтому в домовину можно положить поминальное угощение. Кроме того, такое сооружение, по поверьям, является уютным домиком для души, которая время от времени возвращается на могилу. Все это очень напоминает избушку на курьих ножках — дом сказочной Бабы Яги. Видимо, не все в сказках является выдумкой, кое-что взято из реальной жизни.
Кроме того, на старых деревенских кладбищах и сейчас кое-где сохранились деревянные кресты, покрытые деревянными же дощечками — это тоже своеобразная крыша, но она покрывает не домовину, а крест.
Быт и повседневная жизнь
В большинстве общин сохранилась традиция жить своим укладом, не особо оглядываясь на веяния моды. Диалект, на котором общаются люди, сохраняет следы старославянского языка. Человек, приехавший в гости, не сразу всё и разберёт. Вредные привычки вроде табакокурения и употребления спиртного в общинах осуждаются. Алкоголик или курильщик там скорее исключение, чем правило.
В одежде сохранились элементы старого уклада — платки, кафтаны, косоворотки. Большую часть одеяния шьют здешние мастерицы. Мужчины преимущественно носят на лице естественную растительность — усы и бороды. Трудолюбие в старообрядческих общинах закладывается с детства, и достаток у таких людей соответствующий. Значительная, если не большая, часть продуктов питания производится непосредственно в поселениях, без закупок в супермаркетах и на рынках.
Английский дипломат
Пожалуй, сочинение Джайлса Флетчера (Giles Fletcher), впервые опубликованное в 1591 году под заголовком «О государстве Русском, или образ правления Русского Царя (обыкновенно называемого Царем Московским), с описанием нравов и обычаев жителей этой страны», можно назвать одной из наиболее критических книг, когда-либо написанных о нашем отечестве. Не случайно она долгое время была под запретом, как в Британии, так и в России. И все же, отдельные положения работы английского дипломата до сих пор остаются актуальными, отражая взгляд стороннего наблюдателя на русскую действительность.
Джайлс Флетчер прибыл ко двору царя Федора Иоанновича в 1588 году, чтобы ходатайствовать о предоставлении британским купцам из Англо-Московской компании монопольного права на торговлю с портами Русского Севера. Но эта дипломатическая миссия завершилась полным крахом: поставленная цель не была достигнута. К тому же, британская компания лишилась права на беспошлинную торговлю в России.
Вернувшись на родину, Джайлс Флетчер описал свои впечатления о пребывании в нашей стране, подвергнув резкой критике деспотизм царской власти, отсутствие независимой судебной системы, произвол феодалов и безграмотность священников. Английский дипломат также отметил полное бесправие простого народа, лишенного какой-либо надежды на просвещение.
Понятно, что царские власти даже в XIX веке считали книгу Джайлса Флетчера нежелательной для массового чтения. Британские деловые круги, заинтересованные в торговле природными богатствами России, тоже ратовали за запрет данной работы, осложнение отношений между двумя странами было им невыгодно.
Кандидат исторических наук, специалист по геополитике Ирина Карацуба посвятила идеям английского дипломата статью «Россия и Англия в зеркале книги Джайлса Флетчера: из истории общественного самосознания и национальных комплексов», которая вышла в журнале «Отечественные записки» (No 5 за 2007 год). Исследовательница отметила, что британский посланник первым среди иностранных авторов попытался найти причину деспотизма царской власти и произвола помещиков.
Дипломат решил, что виной всему – непросвещенность основной массы населения, а также идеи консерватизма и национальной исключительности, которые внушают простому люду представители местной элиты.
«Примечательно, что при всей своей критичности по отношению к русским властям, Флетчер выказал сочувствие и симпатию «несчастному угнетенному» народу», – считает И.В. Карацуба.
Представления о смерти у древнего народа
Понятия смерти, как конечного итога жизни, у древних славян не существовало. Мир не делился на черное и белое, а загробная жизнь — на Рай или Ад. Их просто не было.
Жизнь была тесно переплетена со смертью, и весь мир был поделен на 3 части:
- Правь (Ирий).
- Явь.
- Навь.
Соединялись 3 части Мировым Древом:
- вершина которого достигала Прави, или светлого Ирия;
- ствол и нижние ветви находились в Яви — мире людей;
- корни же древа пронизывали Навь — нижний мир.
Душа человека, покидая Правь, сначала попадала в нижний мир.
Там ее ожидало очищение перед новым рождением. Не все души перерождались. Некоторые становились навями — темными воплощениями зла, или оставались на какое-то время в нижнем мире.
Иногда светлые души (бывших героев и достойных людей) попадали в Ирий. Оттуда они могли наблюдать за миром Яви.
Душа таким образом не умирала, и могла воплотиться в другом теле. Чаще это был младенец того же рода, что и умерший. Именно поэтому древние славяне не слишком горевали по покойному, зная, что он вернется к родичам в новом воплощении.
Порой душа переселялась в животное или растение. Это значило, что она должна закончить свое очищение перед новым человеческим воплощением, прожив жизнь другого существа.
Марганцовка, яйца и «магическое» мыло
Леонид Соломаткин. После похорон. 1869
В селе Средней Сухоны Вологодской области был популярен обычай приготовления к смерти. Старики заранее готовили себе смертную одежду, высказывали пожелания, где и как их похоронить, каким образом поминать.
Для лучшей сохранности тела умершего под стол или лавку ставили таз с холодной водой, в которой растворяли марганец. Около ушей покойного клали сырые яйца, которые во время захоронения бросали в могильную яму.
Здесь существовало поверье, что мыло после обмывания покойного приобретает магические свойства. Его хранили и использовали в дальнейшем болезней у людей и животных. При заболевании рук — мыли им руки и приговаривали: «Человек ушёл, у него ничего не болит, и у меня ничего не заболит»
.
Самоубийцы
К суициду даже в древнейшие языческие времена относились крайне негативно. Самоубийцы совершали самое большое преступление против человеческих и божественных законов — отказывались от дара жизни. На Руси считали, что люди, наложившие на себя руки, не могли обрести покой после смерти, как и русалки.
Во многих районах даже существовало поверье: если кто-то хоронил на общем кладбище самоубийцу или утопленника, всю деревню и прилегающие земли могла постичь большая беда. В старину таких мертвецов начинали выкапывать из могил, если случалось моровое поветрие (чума, холера) или страшный голод.
Символика числа «два» в славянской погребальной обрядности и демонологии
В похоронных обрядах славян большое значение играло число «два». Считалось, что оно относится к смерти. Например, по поверью в семьях, где умерли подряд два человека, следует ждать третьей смерти. Чтобы предотвратить это, в могилу второго усопшего закапывали куклу, символизировавшую третьего покойника.
В ритуалах, связанных со смертью, активно использовалась символика числа. В некоторых областях для того, чтобы облегчить терминальное состояние тяжело больного человека, давали ему так называемую «двойную воду», которую брали в местах слияния двух рек. В ногах покойника должны были стоять две свечи.
Приносящими неудачу считались все двойные предметы: деревья с раздвоенным стволом, рогатины. Также существовал миф о том, что собаки с темными кругами под глазами, то есть с «двойными» глазами, способны видеть смерть и начинают выть при ее приближении. По поверью, у оборотня две пары глаз, одна из которых расположена на лице, а вторая — на затылке.
Похороны знатного человека
Ритуалы староверов
За последние годы очень возросла и укрепилась у народов мода на здоровый образ жизни. Все больше людей в мире, в России, в том числе, стараются жить правильно. А кому-то приходится и выживать в непривычных для них условиях, буквально экстремальных. Объединяет всех людей одно — стремление жить хорошо в любых сложившихся условиях, старание соединиться с природой, стать духовно более развитым человеком. Многие народы обращаются к помощи своих предков. До наших дней некоторые обряды и ритуалы дошли практически без изменений. Опыт предыдущих поколений остается актуальным и по сей день.
Мы поговорим о староверах. Кто эти люди, чем они были особенны, что можно почерпнуть у них? Читайте статью дальше. Староверы не только жили на русской земле в Древние Времена, они принесли многое нашей культуре, традициям, несли свою веру, имели свои принципы и идеалы.
Опыт, который пришел к нашему поколению от староверов, можно назвать действительно уникальным и очень важным, нужным. Несмотря на все сложности, трудности староверы смогли выжить. Они старались вести нормальный образ жизни, ни в чем не нуждаться (насколько это было возможно). Их испытывали на прочность, как природные условия, катаклизмы, так и войны, политические неурядицы. Проблемы существовали во все времена. Но от самого человека, как он к ним относится, все воспринимает, тоже многое зависит.
Очень жаль, что о староверах сохранилось не так много фактов и информации. Многое со временем потерялось. Некоторые ученые (да и обычные люди) полагают, что староверы — это слабые люди, которые ни к чему не стремились, а только пытались приспособиться к обстоятельствам, выжить в данных им условиях. Другие же считают, что староверы многое внесли в историю русской культуры. Они поклонялись древним богам, все делали верно, несли позитивное в массы, настраивали народ на хороший лад. Так кто же такие староверы, какими обрядами и ритуалами они пользовались? Что дошло до наших дней, и как это можно применять людям сейчас?
Молитвенные традиции после смерти человека
Непосредственно после смерти, над телом «Последование по исходе души от тела» и Псалтирь с прибавлением молитв об усопших. Это может сделать любой крещеный человек. Эти молитвы читаются даже в том случае, если человек покрестился прямо перед смертью, и даже в том случае, если его крестил не священник без Таинства Миропомазания (православие допускает возможность «экстренного» крещения любым православным христианином, если человеку грозит смертельная опасность).
Важно не ждать третьего, девятого или сорокового дня, а начинать молиться о человеке сразу же после его смерти. В первый день после смерти читают «Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Богородице Матери Господни при разлучении души от тела всякаго правовернаго»
Непосредственно после похорон можно заказать в церкви Сорокоуст и панихиду. Дальнейшие 40 дней после смерти нужно провести в молитвах. Следует читать Псалтирь и особенно рьяно молиться тому святому, который усопший считал своим покровителем. Если такового не было, можно молиться Пресвятой Богородице.
В молитве нуждаются все: и крещенные, и некрещеные, и верующие, и атеисты. Если усопший не был крещен или исповедовал другую веру, за него можно молиться Святому Уару. В храмах Святого мученика Уара каждую неделю читается Канон за умерших некрещеными. Такие храмы есть практически в каждом городе. Список храмов Святого Уара можно уточнить в ближайшей церкви.
Если усопший при жизни был неверующим (хотя и крещенным), нужно молиться тем святым, которые сами обратились в православие из язычества, другой веры или атеизма. Одним из таких святых является святитель Лука Войно-Ясенецкий – покровитель всех врачей. Но вообще молиться за атеистов можно любым святым. За них не совершается лишь поминовение на проскомидии.
Первые поминки
Первые поминки происходили непосредственно в день похорон. Люди считали, что в этот момент душа умершего человека все еще находится рядом с ними, поэтому может сесть с живыми за один стол. Именно из-за этого убеждения стали класть ломтик хлеба на стакан с алкогольным напитком.
Обычно на похороны и поминки никого не приглашали, это было не принято. Поэтому любой желающий мог прийти и проститься с усопшим. Кто-то приходил, потому что был знаком с покойным, а кто-то просто, чтобы сытно покушать и выпить чего-нибудь горячительного. Как правило, среди последних были нищие или зависимые от спиртного люди.
На Руси детей и молодых женщин, которые еще только недавно вышли замуж, старались не допускать к первым поминкам.
Поминать могли в отдельном помещении после похорон или прямо на кладбище. К трапезе вместе с присутствующими приглашались также могильщики, священники.
Часто бывало так, что на поминки люди сами приносили с собой блюда. При этом все старались преподнести еду в горячем виде. Ведь считалось, что души усопших способны питаться от пара.
Из еды обычно готовили кутью, блины, пироги, рыбу, холодец. Стоит отметить, что еду на поминках не разрезали, а разламывали руками! Забирать с собой блюда категорически запрещалось.
Пить много спиртного на похоронах было не принято, уже после третьей рюмки все расходились по домам.
Трудности
Научных исследований по русскому язычеству вплоть до последней трети XX века было очень мало.
В 1902—1934 годах чешский филолог Любор Нидерле опубликовал свой знаменитый труд «Славянские древности». В 1914 году была издана книга историка-масона Евгения Аничкова «Язычество и древняя Русь». В начале XX века исследовал русское язычество и филолог финского происхождения Вильо Петрович Мансикка («Религия восточных славян»).
После Первой мировой интерес к славянскому язычеству спал и пробудился вновь уже во второй половине XX века.
В 1974 году вышел труд Владимира Топорова и Вячеслава Иванова «Исследования в области славянских древностей». В 1981 году — книга археолога Бориса Рыбакова «Язычество древних славян». В 1982 году — нашумевшая работа филолога Бориса Успенского о древнем культе Николая Мирликийского.
Если мы зайдем сейчас в любой книжный магазин, то увидим на полках сотни книг по русскому язычеству. О нем пишут все, кому не лень (даже сатирики) — тематика очень популярна, однако «выловить» сегодня в этом океане макулатуры что-нибудь научное крайне непросто.
Представления о русском язычестве до сих пор обрывочны. Что мы знаем о нем?