10 лучших фильмов

Смотри также

7.7

Подробнее

Триллер, Криминал

Брюс Уиллис, Роберт Родригес, Майкл Мэдсен

7.1

Подробнее

Драма, Криминал

Райан Гослинг, Брайан Крэнстон, Рон Перлман

8.0

Подробнее

Драма, Криминал

Мартин Скорсезе, Роберт Де Ниро, Джоди Фостер

7.0

Подробнее

Мистика, Драма, Криминал

Кевин Спейси, Дэнни ДеВито, Рассел Кроу

7.9

Подробнее

Военный фильм, Драма

Харрисон Форд , Френсис Форд Коппола, Мартин Шин

8.8

Подробнее

Военный фильм, Документальный фильм, Драма

Бен Аффлек, Стиви Уандер, Кандолиза Райс

7.6

Подробнее

Биографический фильм, Драма, Музыкальный фильм

Эдриан Броуди, Томас Кречманн, Йоахим Пауль Ассбёк

7.4

Подробнее

Военный фильм, Драма, Приключения

Брэд Питт, Сэмюэл Л. Джексон, Квентин Тарантино

Подробнее

Драма, Криминал

Сэмюэл Л. Джексон, Квентин Тарантино, Брюс Уиллис

7.5

Подробнее

Военный фильм, Мистика, Драма, Фэнтези

Серхи Лопес, Даг Джонс, Серхи Лопес

7.3

Подробнее

Драма, Триллер, Криминал

Вуди Харрельсон, Хавьер Бардем, Томми Ли Джонс

8.3

Подробнее

Комедия, Мультфильм, Приключения

Джон Литгоу, Крис Миллер, Венсан Кассель

Назад
Вперед

«Автокатастрофа» (1996)

«В Каннах наконец разгорелась шумная полемика», — заявила газета The New York Times об «Автокатастрофе» Дэвида Кроненберга. Фильм повествует о подпольной субкультуре, где людей заводят автомобильные аварии. Тонкая грань между сексом и насилием была встречена бурной смесью свиста и насмешек: американская пресса выразила изрядную долю отвращения, а британские таблоиды были вне себя от ярости. The Evening Standard написали, что в ленте увидели «самые извращенные сцены сексуальных отклонений», а The Daily Mail заявили, что «на «Автокатастрофе» либеральное общество должно подвести черту». Говорят, президент жюри Фрэнсис Форд Коппола якобы презирал фильм и решительно выступал против его борьбы за главный приз. И хотя «Автокатастрофа» в конечном итоге проиграла фильму «Тайны и ложь», жюри учредило специальную награду в честь Кроненберга. «Думаю, что это была попытка обойти негатив Копполы. У жюри была возможность создать свою собственную награду без одобрения президента, — позже сказал режиссер. — Но именно Коппола был так решительно настроен против моего фильма».

Кадр из фильма «Автокатастрофа»

Photo: Courtesy of Getty

1990–2000-е

Церемония 1990-го запомнилась блистательным успехом российского кино. Лучшим режиссером стал Павел Лунгин, драма Глеба Панфилова «Мать» взяла приз за выдающиеся художественные достижения, а «Золотую камеру» за лучший дебютный полнометражный фильм получила лента Виталия Каневского «Замри – умри – воскресни!».

В 1993-м появляется параллельная программа ACID – ее учреждает Ассоциация независимых кинематографистов. В ней участвуют в основном те фильмы, у которых еще нет прокатчиков. Отдельного приза тут нет.

В 1994 году победителем становится «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино, а ведь многие надеялись, что «Золотую пальмовую ветвь» заберет лента «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова. В 2002-м мероприятие получило привычное нам название – «Каннский фестиваль» (вместо «Международный Каннский кинофестиваль»). Через год заработала «Международная деревня»: страны-конкурсанты открывают свои павильоны, где продвигают родной кинематограф. Правда, павильон России появился только в 2008-м. В 2004 году впервые проходит программа «Каннская классика», посвященная ретроспективам картин разных стран, отреставрированным лентам и документальным фильмам о кино. 

Режиссер Никита Михалков и актриса Джулия Ормонд на Каннском фестивале 1999 года

Getty Images

Изначально фестивалем руководили два человека: президент и генеральный менеджер (это сразу и генеральный директор, и исполнительный директор, и ответственный за работу с актерами и режиссерами). Первого выбирал совет из представителей Министерства культуры, Министерства иностранных дел, сената, Союза кинематографистов, Авторского общества и Театрального профсоюза. Президент же назначал генерального менеджера. 

В 2001-м уже знакомый нам Жиль Жакоб (чем чаще это имя появляется в нашем тексте, тем более понятным и ощутимым становится вклад этого человека в индустрию) становится президентом и меняет правила игры. Он делит должность генерального менеджера на генерального и артистического директоров. Первый отвечает за организацию, второй – за отбор конкурсантов, формирование жюри и приезд знаменитостей. Правда, в 2007 году все опять смешалось, потому что генеральный директор Вероника Кайла сложила полномочия и ее обязанности перешли артистическому директору Тьерри Фремо. Сейчас он остается генеральным директором и художественным руководителем кинофестиваля. 

«Жизнь Адель» (2013)

Эта драма рассказывает о взлетах и падениях бурных отношений между свободолюбивой художницей (Леа Сейду) и девушкой-подростком (Адель Экзаркопулос). Режиссер Абделатиф Кешиш получил в Каннах восторженные отзывы, а множество зрителей особенно отметили 10-минутную сексуальную сцену. Как? Они ушли из зала во время просмотра. Интимные сцены одновременно вызвали похвалу за их эротизм и гнев за мужской взгляд на срежиссированный секс. «Когда камера нависает над раскинувшейся на кровати Адель, это скорее говорит о желаниях режиссера Кешиша, чем о чем-либо другом», — писали The New York Times. В итоге актрисы разделили главный приз — беспрецедентный случай в истории Канн. Однако несколько месяцев спустя, представляя фильм во время кинофестиваля Telluride Film Festival, они рассказали об ужасных условиях на площадке. Сейду утверждала, что съемка сексуальных сцен была унизительной. Обе актрисы заявили, что никогда больше не будут работать с Кешишем, который, в свою очередь, отрицал обвинения в жестоком обращении, называя замечания Сейду клеветой, а ее саму «высокомерным, избалованным ребенком».

Кадр из фильма «Жизнь Адель»

2010-е и наше время

Чем ближе к нашим дням, тем меньше масштабных изменений происходит в структуре Каннского фестиваля – он наконец обрел постоянство и стал таким, каким его уже знаем мы. Ежегодно в мае во французском курортном городе Канны во Дворце фестивалей и конгрессов на набережной Круазетт «Золотой пальмовой ветвью» награждаются выдающиеся произведения кинематографа.

2014 год отличился победой сценария Андрея Звягинцева к фильму «Левиафан». В 2017-м прошла юбилейная – 70-я – церемония, в честь которой края листьев «Золотой пальмовой ветви» были инкрустированы бриллиантовой «росой». 

После ухода Жиля Жакоба с поста президента Каннского фестиваля (то есть с 2014 года) должность перешла Пьеру Лескюру. Руководство занимается формированием состава жюри. В 2021-м председателем жюри стал американский режиссер Спайк Ли.

Каннский фестиваль 1977 года, состав жюри слева направо: Жиль Жакоб, Карлос Фуэнтес, Роберто Росселлини, Бенуа Грульт, Марта Келлер, Жак Деми, Полин Кейл, Юрий Озеров, Нсуган Агблеманьон

Getty Images

Структура выглядит так: есть основная конкурсная программа и внеконкурсные программы. В первом варианте можно получить «Золотую пальмовую ветвь», Гран-при, приз жюри, приз за лучшую женскую роль, за лучшую мужскую роль, за лучшую режиссуру, за лучший сценарий и специальный приз жюри. 

Ко внеконкурсным секциям относятся «Особый взгляд» за оригинальность (победитель получает поддержку во французском прокате) и «Синефондасьон» – тут поддерживают начинающих режиссеров (в основном в коротком метре). Кроме того, отдельную «Золотую пальмовую ветвь» получает лучший короткометражный фильм, а «Золотую камеру» – лучший полнометражный дебют. Также сохранилась программа «Каннская классика». «Неделя критики», «Двухнедельник режиссеров» и ACID – параллельные программы. «Двухнедельник», кстати, часто проходит в бывшем Дворце Круазетт, который сейчас входит в комплекс отелей Marriott.

1930–1940-е

1938 год. Мир постепенно захватывает нацистская власть – Венецианский кинофестиваль не становится исключением. Победу одерживают пропагандистские фильмы, в том числе работа сына Муссолини. Тогда во Франции по инициативе Жана Зея – министра по делам образования и искусства – возникает идея создать альтернативу попавшему под нацистское влияние мероприятию. 

За дело берется Луи Люмьер – один из братьев, создавших в 1895 году синематограф и организовавших первый коммерческий киносеанс. Он должен был стать председателем нового кинофестиваля. Дебютировать планировали в 1939 году, но показать успели только снятую по роману Виктора Гюго ленту «Горбун из Нотр-Дама» Уильяма Дитерле. Началась Вторая мировая война. 

Первое торжественное открытие состоялось только в сентябре 1946-го в Каннах. Оно началось с показа советского документального фильма «Берлин» режиссера Юлия Райзмана. Правила проведения фестиваля были совсем не те, к которым мы привыкли сейчас. Так что приз разделили между собой сразу 11 конкурсантов. Во второй раз их было уже шестеро – и начали формироваться номинации, которые год за годом расширялись и менялись. Сначала мероприятие проходило в каннском казино. Только в 1949-м для его проведения открыли Дворец фестивалей – он же Дворец Круазетт. 

1970–1980-е

Началась следующая декада, а в жюри до сих пор сидели люди, которые вовсе не обязательно были связаны с кино. Например, в 1970-х Жиль Жакоб узнал, что художник, входящий в состав жюри, последний раз был в кино в 1937 году. Так что в 1972 году формирование конкурсной программы стало исключительным правом руководства Каннского фестиваля. Более того, в том же году кинофестиваль был признан культурным мероприятием общественного значения – изначально, согласно французскому законодательству, он считался ассоциацией.

В 1978-м по инициативе Жиля Жакоба учреждают номинацию «Золотая камера» для дебютных полнометражных картин – она существует до сих пор. Жакобу принадлежит и идея создать внеконкурсную программу «Особый взгляд», которая тоже сохранилась до наших дней.

В 1982 году у Каннского фестиваля появляется новая площадка проведения – Дворец фестивалей и конгрессов на все той же набережной Круазетт. 

«Меланхолия» (2011)

После язвительной критики в сторону «Антихриста» поездка фон Триера в Канны в 2011 году казалась решением сомнительным. Но «Меланхолия», которая рассказывает о невесте в первую брачную ночь, принесла ему и его главной звезде Кирстен Данст лучшие отзывы. Однако фон Триер сам потопил фильм еще до того, как фестиваль завершился. Во время пресс-конференции с Данст датского режиссера спросили о его отношении к немецкому наследию. «Что я могу сказать? Я понимаю Гитлера, — заявил он. — Думаю, конечно, он совершал неправильные поступки, но я вижу, как в конце он сидит в своем бункере». В какой-то момент Данст пыталась уговорить фон Триера не рыть яму еще больше, на что он ответил: «Ну, брось, я не за Вторую мировую войну и я не против евреев. Как я могу уйти от этого предложения… ладно, я нацист!» Совет немедленно объявил фон Триера персоной нон грата, временно запретив ему участвовать в фестивале, а Данст получила приз за лучшую женскую роль. «Я увлекся, — рассказывал потом фон Триер газете The New York Times. — Чувствовал себя обязанным, что совершенно глупо и непрофессионально, немного развлечь толпу».

Кадр из фильма «Меланхолия»

«Круглосуточные тусовщики» (2001)

Эта картина рассказывает об отрывающихся 24 часа напролет ребятах в период славных дней музыкальной индустрии Манчестера конца 1970-х. Комедия Майкла Уинтерботтома драматизирует «подвиги» таких групп как Joy Division и Happy Mondays (чей солист печально известен тем, что отравил более 3000 голубей хлебом, который обмакнул в различные стимуляторы: крысиный яд, крэк, кокаин, экстази и так далее). В Каннах молодые актеры устроили сцену с неудачным рекламным трюком: они запаслись телами мертвых птиц, обмазанных фальшивой кровью, и устроили драку прямо в море возле шикарного пляжного ресторана Majestic. Руководство, кстати, дало им на это разрешение, но вмешалось, когда актеры начали бросать голубей в людей. Джоэл и Итан Коэны обедали как раз в этом ресторане и были шокированы выходкой. Охранники пригрозили дебоширам дубинками и быстро выгнали их.

Кадр из фильма «Круглосуточные тусовщики»

«Бурый кролик» (2003)

В 2003 году «Бурый кролик» стал самым обсуждаемым фильмом в Каннах, но отнюдь не за его художественные достоинства. Буря в СМИ разразилась, когда стало известно, что кульминацией мелодрамы стало то, что Хлое Севиньи совершила настоящий половой акт со своим партнером (в дальнейшем бойфрендом Винсентом Галло). The New York Times сообщали, что первый показ для прессы был примечателен безудержной враждебностью аудитории. «Бурый кролик» был осмеян как вялый тщеславный проект Галло (который, к слову, выступил не только режиссером, но и продюсером, сценаристом и монтажером). В ответ на резкую критику Роджера Эберта Галло сказал Page Six, что он наложил на Эберта заклятие, чтобы вызвать у него рак толстой кишки. «Однажды мне сделали колоноскопию и разрешили посмотреть ее по телевизору, — писал Эберт, — Это было интереснее, чем «Бурый кролик».

Кадр из фильма «Бурый кролик»

«Необратимость» (2002)

Противоречивый триллер Гаспара Ноэ по сей день остается самой известной премьерой в истории Канн. По примерным данным, по меньшей мере 200 зрителей вышли с просмотра, а еще примерно 20 человек нуждались в медицинской помощи. «За 25 лет моей работы я никогда не видел такого на Каннском фестивале, — рассказал BBC представитель пожарной команды. — Сцены в этом фильме невыносимы даже для нас, профессионалов». В главных ролях снялись Венсан Кассель и Моника Беллуччи. История повествует о мести мужчине, который изнасиловал девушку. Она рассказана в обратной, нелинейной структуре, где главная, леденящая душу часть — это девятиминутное изнасилование персонажа Беллуччи (единственная сцена в фильме, где камера остается в фиксированном положении). Даже два десятилетия спустя безжалостная жестокость ленты остается непостижимой. Как и в случае с большинством работ Ноэ, у «Необратимости» есть изрядная доля защитников. Многие зрители согласились с мнением Le Monde, чей критик написал, что «беспричинное насилие в фильме пропорционально его интеллектуальной лени».

Кадр из фильма «Необратимость»

По версии пользователей IMDb

В преддверии 66-го Каннского кинофестиваля крупнейший киносайт IMDb представил десятку самых популярных фильмов из всех когда-либо входивших в конкурсную программу киносмотра на Лазурном берегу.

Лучшие фильмы за всю историю Каннского кинофестиваля

Из всех фильмов, когда-либо претендовавших на «Золотую пальмовую ветвь», самый высокий рейтинг на IMDb набрали следующие:10. Секреты Лос-Анджелеса (реж. Кёртис Хэнсон
9. Драйв (реж. Николас Виндинг Рёфн
8. Апокалипсис сегодня (реж. Френсис Форд Коппола7. Лабиринт Фавна (реж. Гильермо дель Торо
6. Таксист (реж. Мартин Скорсезе5. Шрэк (реж. Эндрю Адамсон и Вики Дженсон4. Старикам тут не место (реж. Итэн Коэн и Джоэл Коэн
3. Город грехов (реж. Роберт Родригес
2. Бесславные ублюдки (реж. Квентин Тарантино
1. Криминальное чтиво (реж. Квентин Тарантино
Кит Симантон, шеф-редактор IMDb, прокомментировал этот список так:«Криминальное чтиво» Квентина Тарантино имеет самый высокий рейтинг на IMDb среди всех картин, которые номинировались на Гран-при в Каннах. Его «Бесславные ублюдки» заняли вторую позицию. Из двух этих фильмов «Золотая пальмовая ветвь» досталась только «Криминальному чтиву». Также лауреатами были «Таксист» (6-е место) и «Апокалипсис сегодня» (8-е место), причём последний разделил награду с «Жестяным барабаном» Фолькера Шлёндорфа».
Ещё один любопытный список, представленный IMDb, — рейтинг самых кассовых фильмов-обладателей «Золотой пальмовой ветви» (по результатам в домашнем прокате). Он выглядит так:10. Дикие сердцем ($14,6 млн.)9. Миссия ($17,2 млн.)8. Секс, ложь и видео ($24 млн.)7. Таксист ($28,3 млн.)6. Пианист ($32,6 млн.)5. Весь этот джаз ($37,8 млн.)4. Пианино ($40,2 млн.)3. Апокалипсис сегодня ($83,5 млн.)2. Криминальное чтиво ($107,9 млн.)1. Фаренгейт 9/11 ($119,2 млн.)В конкурсную программу этого года входят картины таких режиссёров, как Стивен Содерберг, Роман Полански, Александр Пэйн, Франсуа Озон. Николас Виндинг Рёфн, режиссёр фильма «Драйв», вошедшего в десятку самых популярных номинантов на «Золотую пальмовую ветвь», в этом году представит в Каннах триллер «Только бог простит», где вновь снялся Райан Гослинг. Трейлер фильма «Только бог простит»
На «Золотую пальмовую ветвь» претендует и новинка от Итэна и Джоэла Коэнов — музыкальная драма «Внутри Льюина Дэвиса». Трейлер фильма «Внутри Льюина Дэвиса»
Жюри основного конкурса в этом году возглавляет Стивен Спилберг. Вместе с ним оценивать фильмы конкурсной программы будут Николь Кидман, Кристоф Вальц, Энг Ли и другие деятели кинематографа. 66-й Каннский кинофестиваль пройдёт с 15 по 26 мая.

Город грехов,
Секреты Лос-Анджелеса,
Апокалипсис сегодня,
Бесславные ублюдки,
Шрек,
Пианист,
Криминальное чтиво,
Лабиринт Фавна,
Старикам тут не место,
Драйв,
Таксист,
Фаренгейт 9/11

Гильермо дель Торо,
Френсис Форд Коппола,
Кёртис Хэнсон,
Райан Гослинг,
Мартин Скорсезе,
Роберт Родригес,
Николас Виндинг Рёфн,
Квентин Тарантино,
Итан Коэн,
Джоэл Коэн,
Эндрю Адамсон

Новинка

«Сладкая жизнь» (1960)

Когда мастерская сатиры Федерико Феллини прибыла в Канны, вокруг его фильма тут же начались жаркие споры. Однако в родной Италии «Сладкой жизнью» прониклись с первого кадра. Аморальный и жаждущий удовольствий дух картины превратил ее в культурную сенсацию, но заслужил презрение католической церкви — ватиканская газета L’Osservatore Romano осудила фильм в статье, озаглавленной La Schifosa Vita («Отвратительная жизнь»). Особенно церковь оскорбила вступительная часть фильма, где вертолет несет статую Христа над Римом. Правда, вся эта шумиха лишь поспособствовала успеху фильма и сделала его главной темой для разговоров на Каннском фестивале. А Феллини забрал домой желанный главный приз. «Сладкая жизнь» стала кассовым хитом в Америке и получила четыре номинации на «Оскар».

Кадр из фильма «Сладкая жизнь»

Photo: United Archives

«Мария-Антуанетта» (2005)

Взгляд американского режиссера на историю Марии-Антуанетты должен был поляризовать европейскую аудиторию: «Мы всегда знали, что французы защищают свою историю, и это одна из проблем, — сказала тогда София Коппола, недавно получившая «Оскар» за «Трудности перевода» (2003). — Но я хотела представить ленту во Франции». Показывавшая жизнь во времена обреченной французской королевы «Мария-Антуанетта» была встречена в Каннах громогласным Non! The New York Times писали, что после показа раздались свист и лишь толика аплодисментов. Многие критики писали о том, что весь акцент фильма пришелся лишь на роскошные визуальные эффекты, а не на историческую точность, но сама Коппола восприняла выпады спокойно. «Я думаю, любая реакция лучше молчания», — сказала она. 

Кадр из фильма «Мария-Антуанетта»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector