Как устроены кремлевские куранты на спасской башне
Содержание:
- Куранты — главная достопримечательность Москвы и Спасской башни
- Как же куранты показывали время и отбивали звон?
- История
- Из истории башни и Кремля
- Описание часов
- Почему московские куранты называются именно так.
- Почему куранты или рингтоны XVIII века.
- Архитектура в истории башни
- Здание Арсенала
- Алмазный фонд
- Куранты — главная достопримечательность Москвы и Спасской башни
- Спасская башня Кремля
- Технические данные
- Справка из прошлого
- Внешний вид
- Спасские ворота
- Описание строения
- Спасская башня в 17 веке
- Икона Богоматери Печерской и Спасителя Неруктворного
Куранты — главная достопримечательность Москвы и Спасской башни
Кто не слышал про часы-куранты, установленные на Спасской башне? Часы-куранты для большинства наших современников являются одним из главных символов двух государств: одно из которых Россия, второе — СССР. И, конечно же, большинство тех, кто застал празднование Нового Года под бой этих часов, старается услышать его в этот замечательный праздник вновь — по радио или телевизору.
Часы-куранты на Спасской башне
Известно, что самым главным мастером-создателем этих часов является часовщик и механик из Англии Христофор Галовей. Его механизм показывал на удивление точное время, работал без сбоев, и даже играл музыкальные мелодии. Правда его часы отображали точное время при помощи цифр — стрелок тогда еще не было.
Часы на Спасской башне обзавелись циферблатом только в начале 18 века — когда Петр I распорядился заменить часовой механизм Галовея на куранты с 12-часовым циферблатом и музыкой. Но это опять же не те Куранты, которые установлены на Спасской башне в наше время. Их история насчитывает целый ряд замен и модернизаций. Так, в 1851 году братьями-часовщиками П. и Н. Бутентоп был проведен ремонт, причем настолько капитальный, что часы практически заменили на новые. Через каждые 6 часов (когда стрелки показывали 6 или 12 часов) заново отремонтированные куранты играли «Марш Преображенского полка». Когда куранты показывали 9 и 3 часа, играла другая мелодия — «Коль славен наш Господь в Сионе» русского композитора Дмитрия Бортнянского. Почему-то российский император Николай I не захотел, чтобы часы играли государственный гимн, хотя такие предложения были.
Общий вид на Спасскую башню
Как же куранты показывали время и отбивали звон?
Такой странный циферблат, оказывается, обозначал ход дневного и ночного времени, т.е. в дни летнего солнцестояния его заводили на семнадцать дневных и семь ночных часов. Как это происходило?
Первый резкий удар звучал в момент, когда первый солнечный луч падал на стены Спасской башни. Точно такой же удар возвещал о завершении дня. Каждый час отбивался специальный звон: первый час — один удар, второй — два, и так до максимально возможного количества числом 17. После этого на башню поднимался часовщик и переводил циферблат на 7 ночных часов. Таким образом, следящему за временем приходилось дважды подниматься на высоту.
Каждые 16 дней проводилась коррекция количества дневных и ночных часов, которые в сумме составляли привычную нам цифру — 24.
Часы на Спасской башне Кремля вызывали восторг не только у россиян, но даже у прибывавших в Москву иностранцев. Современники так писали об этом диве:
В 1626 году часы на башне сгорели, но уже через два года были восстановлены всё тем же Галовеем, чтобы прослужить вплоть до конца семнадцатого столетия.
Новый хронометр появился при Петре Первом, который приказал разрушить однострелочные старомодные часы, а вместо них установить новые с 12-часовым циферблатом. Механизм с часами и музыкой, который купил за 42 тысячи ефимков в голландском Амстердаме сам государь, доставили в Москву тридцатью подводами.
Устанавливать куранты пригласили Якима Горнеля — иноземного часовщика. Он вместе с девятью русскими мастеровыми в течении 20 дней собирал и отлаживал часовой механизм. И наконец, в 9 часов утра 9 декабря 1706 года собравшиеся у башни люди услышали первый звон.
Куранты на Спасской башне отбивали, как часы, так и четверти. В определенное время играла мелодия, которую воспроизводили 33 музыкальных колокола. К сожалению, мотив того колокольного проигрыша не известен.
Петровские часы прослужили до 1737 года, пока не сгорели в огне. Столица тогда была уже в Петербурге, и чинить московские куранты попросту не спешили.
В 1763 году в одном из помещений Грановитой палаты нашлись произведенные в Англии большие курантовые часы. Монтировать их на Спасскую башню начали лишь в 1767 году, для чего из Германии выписали мастера-часовщика Фатца (Фаца). Вместе с русским мастеровым Иваном Полянским он запустил их лишь через три года — в 1770 году. Музыка курантов была несколько легкомысленна и представляла собой отрывок из немецкой песенки «Ах, мой милый Августин».
Пожар 1812 года вывел часы из строя. Обследование механизма поручили Якову Лебедеву, который в феврале месяце 1813 года сообщил о его значительных разрушениях и предложил свои услуги по восстановлению. Разрешение было получено, но, предварительно, с мастера-часовщика взяли расписку, что он не повредит устройство окончательно.
Прошло два года и куранты на Спасской башне вновь зазвучали, за что Лебедеву было присвоено почетное и высокое звание «Мастер Спасских часов».
Первой мелодией новых часов должен был стать гимн Российской Империи «Боже, Царя храни!», но император Николай I не дал на это своего соизволения, сказав, что «куранты могут играть любые песни, кроме гимна». Пришлось на игральный вал записать две мелодии — «Марш Преображенского полка» (звучал в 6 и 12 часов) и «Коль славен наш господь в Сионе» (3 и 9 часов), которые не менялись вплоть до 1917 года.
Установка часового механизма братьев Бутеноп потребовала проведения некоторых реставрационных и ремонтных работ, которыми руководил архитектор Петр Александрович Герасимов. Постамент к часам, перекрытия и лестницы изготовили по рисункам архитектора Константина Тона.
История
Удивительно, но куранты установили еще в XVI в. Уже тогда в Кремле существовала должность часовщика: их служба протекала на Спасских, Троицких и Тайницких воротах, позднее к ним прибавились Никольские.В начале XVII в., менее, чем через 40 лет службы, первый прибор с Фроловских (на тот момент) ворот был продан монастырю в Ярославле. Уже спустя 24 месяца на их месте появился новый прибор для определения времени. Над ним работали англичанин Галлоуэй (Галовей) и семья русских кузнецов Ждановы и Шумиловы. На первых были установлены 13 колоколов работы Самойлова.
Однако не суждено было простоять долго конструкции: мало проработав, они погибли при пожаре, но были быстро изготовлены заново тем же мастером Галовеем.
В 70-х г. этого же века прибор пережил серьезный ремонт. Теперь он мог проигрывать музыку, диск покрыли лазурью голубого цвета, на него нанесли изображения небесных светил. Вместо привычной подвижной стрелки на самом верху циферблата прикрепили изображение солнца, от которого вниз спускался длинный луч. Сам диск разделили на 17 отсеков, чтобы было удобно обозначать длинный летний день.
Главной особенностью являлся механизм: двигались не стрелки, показывая точное время, а циферблат: восход был первым дневным явлением, закат — последним. Таким образом, диск то двигался по движению стрелки, то против. Чтобы показания не отставали от движения солнца, прибор корректировали каждые 2 недели.
Обратите внимание: по этому поводу английский врач, работавший в столице, описал своему другу Москву и написал, что поступки русских совершенно непонятны – даже в их часах не стрелка бегает за цифрами, а наоборот. Появлению новых часов мы обязаны Петру Первому
Появлению новых часов мы обязаны Петру Первому
В начале XVIII века Петр I решил преобразить башню на европейский лад и приобрел в Голландии новый прибор. В нем уже был привычный нам циферблат с 12 цифрами. Установкой занимался часовщик Гарнов (Гарно). Но этот механизм оказался крайне ненадежен и постоянно ломался, пока после пожара в 1737 г. не вышел из строя окончательно.
Впрочем, это мало кого расстроило: столица перебралась в Санкт-Петербург, и обустройство затянулось. Пришлось прождать более четверти века, пока в Грановитой палате не обнаружили часы английской работы – их и установил на башню немец Фатц. Монтаж длился около 3 лет, и в 1770 г. над Красной площадью куранты проиграли слова немецкой песни «Ах, мой милый Августин» — впервые за все время существования. Спустя несколько дней мелодию сменили на привычную.
Не суждено было простоять долго описываемому прибору. Во время знаменитого московского пожара, случившегося при наступлении Наполеона, он пострадал. Когда их проверил часовщик Лебедев, то продолжительное время потратил на восстановление. После окончания ремонтных работ его наградили.
Из истории башни и Кремля
Спасская башня, выходящая на Красную площадь, входит в архитектурный ансамбль 20 башен Московского Кремля.
В конце 15 века Москва становится столицей русского централизованного государства. Государь Иван Третий, желая сделать Кремль достойной резиденцией, приглашает в Москву лучших русских и иностранных зодчих. Они начинают строительство новых укреплений.
Тогда-то и поднялись краснокирпичные кремлевские стены протяженностью 2236 метров. Мощные крепостные стены соединили 20 высоких башен. Их возводили там, где к Кремлю подходили важные стратегические дороги.
Для защиты Кремля с северо-восточной стороны по проекту итальянского архитектора Пьетро Солари была возведена десятиэтажная Спасская башня. Известна точная дата завершения строительства – 1494 год.
Поначалу башня именовалась Фроловской из-за соседства церкви Фрола и Лавра. 350 лет назад по высочайшему повелению царя Алексея Михайловича о переименовании всех кремлевских башен она стала Спасской по изображению лика Спаса, расположенного над проездными воротами.
Описание часов
По свидетельству современников того времени, это были чудесные городские часы, сделанные из железа. Благодаря своей красоте и устройству они были знамениты во всем мире, а их благородный звук был слышен больше чем за 10 верст. Циферблат был окрашен в голубой цвет. Главная и центральная части его круга оставались неподвижными, в то время как внешняя сторона, в ширину достигавшая 1 метра, вращалась. На часах были буквы из славянского алфавита, вес часов равнялся 3 400 кг.
Часы на Спасской башне отмеряли дневное и ночное время, обозначенное славянскими цифрами и буквами (медными, покрытыми позолотой), и играли музыку. Вместо стрелок было солнце с длинным лучом, прикрепленное в верхней части самого основного большого циферблата. Диск был разделен на 17 равных частей, что было обусловлено максимальной долготой дня летом. Середина диска была покрыта голубой эмалью, а по ней разбросаны серебряные и золотые звезды и изображения солнца и луны. Циферблатов (диаметром по 5 метров) было два. Один был обращен в сторону Кремля, другой выходил на Китай-город.
Почему московские куранты называются именно так.
История в повседневной жизни и повседневная жизнь в истории. Выпуск No 19 2011-04-15 Почему куранты или рингтоны XVIII века.Доброго времени суток, уважаемые читатели рассылки. Сегодня разговор вновь пойдет о часах на Спасской башне Кремля. Честно говоря, когда писал я статью о московских курантах. мне даже и в голову не пришло поинтересоваться происхождением этого слова. Но как это обычно и бывает, стоит только коснуться какой-либо темы, как выясняется, что и самые простые вещи способны нас удивлять. Если проводить среди людей опрос: «Что значит слово куранты?» – уверен, что большинство ответит: башенные часы или часы с боем. Да, в современном значении «куранты — это старинное название башенных или больших комнатных часов с набором настроенных колоколов, издающих бой в определённой мелодической последовательности. Обычно куранты исполняют небольшую музыкальную фразу каждый час, полчаса, четверть часа, иногда в первую четверть часа фраза исполняется один раз, во вторую — два, в третью — три.» Иноземное происхождение этого слова несомненно, но ни в одном из европейских языков башенные часы с музыкальным боем не называются курантами: Откуда же появилось это слово? В Росси часы с музыкальном боем появились при Петре I (в частности на Петропавловской крепости), но назывались они боевые или колокольные часы. Первоначально слово danse courante появилось во Франции и означало буквально «бегущий танец» (то есть быстрый танец в противоположность церемониальным танцам с раскланиваниями). Танец это был очень модным и популярным. Его мелодии часто использовались в часах на ратушах европейских городов. Со временем сам танец вышел из моды и забылся, хотя слово «куранты» (в значение танец) можно встретить и в литературе XIX века, например у Пушкина или Салтыкова Щедрина. А вот мелодии, как правило К середине XVIII века курантами стали называть сам механизм музыкального боя в часах (в том числе и комнатных). Именно в таком виде его зафиксировал Словарь Академии наук в 1847 году: «Куранты. 1. Музыка в часах. Часы с курантами…». По-видимому, именно тогда кремлевские часы стали называться часами с курантами, то есть часы с музыкальным боем. Но со временем комнатные часы с музыкальным боем стали исчезать из быта и сейчас встречаются лишь как антиквариат. А название часы с курантами как-то незаметно сократилось до одного слово «куранты». Теперь оно прочно срослось со Спасской башней Кремля и приобрело налет торжественной государственности. За сим прощаюсь. Ну вот вроде на сегодня и все! Жду от вас пожелания и замечания, а возможно и критику! |
Архитектура в истории башни
Строение очень интересно по своей конструкции. Исстари она считалась главной башней Кремля, свидетельство тому – ее устройство. Она имеет пять боевых ярусов. Между ними проложена лестница, спрятанная между двойными стенами.
Наружная отделка из красного обожженного кирпича. Полы, своды и лестницы – из белого известняка. На верхних площадках бойницы. Два каменных бастиона не сохранились до наших дней. Толщина оборонительных стен достигает 5 метров.
Это проездная башня. Ее ворота закрывались крепкими дубовыми полотнищами. С наружной стороны были пристроены башенки – стрельницы, проезды в которые защищались специальными спускающимися решетками – герсами.
В 17 веке сделали новые надстройки. Над башней соорудили шатер, который позднее снабдили гербом России – двуглавым орлом. Такой чести была удостоена только Спасская башня. На ней же издревле были башенные часы.
Конструкция украшена декоративными башенками, пирамидками, фигурками зверей, кружевами из белого камня. Вправо и влево уходят кирпичные стены огромной для того времени высоты.
У подножия начинался огромный 50 м длины и около 10 м ширины мост. Он был перекинут через внушительный ров, стены которого выложены белым камнем, а глубина достигала 22 метров. Этот огромный ров служил не только для обороны, но и преграждал путь огню во время губительных московских пожаров.
За рвом в 50 м от стен Кремля начиналась граница Красной площади. Высота башни 71 метр, периметр основания 61,8 метра.
Здание Арсенала
Пушка у здания Арсенала / фото автора
Когда вы пройдете через Троицкие ворота, слева будет лимонное здание Арсенала. До пожара 1701 года на его месте были амбары, в которых хранили запасы хлеба на случай осады.
Считается, что план Арсенала — тогда его называли Цейхгаузом — нарисовал Петр I. Он хотел сделать оружейный склад и музей военных трофеев. Вдоль здания стоят пушки всех мастей. Всего на территории Кремля их 875.
Подойти близко, чтобы рассмотреть архитектуру, не позволит охрана: внутри сейчас казармы Комендатуры Кремля. Дальше находится действующая Резиденция Президента, поэтому вход также запрещен.
Все остальные объекты находятся по правую руку.
Алмазный фонд
Алмазный фонд — это выставка, которая находится в Оружейной палате, но принадлежит Гохрану. Сюда вы попадете только с экскурсией. Группы формируются каждые 20 минут.
В фонде собраны царские регалии, парадные украшения, природные алмазы. Всего 114 подлинных экспонатов. Например, карта России из бриллиантов и двухкилограммовая корона Российской империи, стоимость которой оценивают почти в миллиард рублей.
Интереснейший экземпляр — безукоризненный алмаз Шах в 88,7 карат. Камень — подарок персидского принца русскому правительству. Есть версия, что принц преподнес его как компенсацию за убийство Грибоедова, автора «Горе от ума».
Буквально в нескольких метрах находится выход из Кремля через Боровицкие ворота.
Куранты — главная достопримечательность Москвы и Спасской башни
Кто не слышал про часы-куранты, установленные на Спасской башне? Часы-куранты для большинства наших современников являются одним из главных символов двух государств: одно из которых Россия, второе — СССР. И, конечно же, большинство тех, кто застал празднование Нового Года под бой этих часов, старается услышать его в этот замечательный праздник вновь — по радио или телевизору.
Часы-куранты на Спасской башне
Известно, что самым главным мастером-создателем этих часов является часовщик и механик из Англии Христофор Галовей. Его механизм показывал на удивление точное время, работал без сбоев, и даже играл музыкальные мелодии. Правда его часы отображали точное время при помощи цифр — стрелок тогда еще не было.
Часы на Спасской башне обзавелись циферблатом только в начале 18 века — когда Петр I распорядился заменить часовой механизм Галовея на куранты с 12-часовым циферблатом и музыкой. Но это опять же не те Куранты, которые установлены на Спасской башне в наше время. Их история насчитывает целый ряд замен и модернизаций. Так, в 1851 году братьями-часовщиками П. и Н. Бутентоп был проведен ремонт, причем настолько капитальный, что часы практически заменили на новые. Через каждые 6 часов (когда стрелки показывали 6 или 12 часов) заново отремонтированные куранты играли «Марш Преображенского полка». Когда куранты показывали 9 и 3 часа, играла другая мелодия — «Коль славен наш Господь в Сионе» русского композитора Дмитрия Бортнянского. Почему-то российский император Николай I не захотел, чтобы часы играли государственный гимн, хотя такие предложения были.
Общий вид на Спасскую башню
Спасская башня Кремля
История: Спасская башня – самая большая башня Кремля. Она считается самой главной и значимой из всех и является одним из символов не только Москвы, но и всей России. Ее видно со всех сторон на Красной площади, и около нее собирается всегда больше всего туристов. Именно на Спасской башне расположились легендарные куранты, которые ассоциируются с новогодней ночью, ведь они из года в год отбивают начало Нового Года. Спасскую башню построил итальянский архитектор Пьетро Антонио Солари в 1491 году. Ее высота со звездой составляет 71 метр. Первоначально башня называлась Фроловской в честь расположенной рядом церкви Фрола и Лавра. В 1658 года царь Алексей Михайлович переименовал ее в Спасскую. Новое название было связано с иконой Спаса Нерукотворного, помещенной над воротами со стороны Красной площади.
Интересный факт: Раньше Спасские ворота при башне имели огромную значимость. Через них уходили полка на войну, и они же встречали всех важных иностранных гостей. Все, кто проходил через ворота, должен был в знак уважения обязательно снимать головной убор. Существует легенда, что, когда Наполеон прибыл в захваченную Москву, он пренебрег этим правилом и хотел проехать через ворота в головном уборе. Но резкий порыв ветра не позволил ему это сделать, и его знаменитая треуголка слетела с головы.
Технические данные
В настоящее время Кремлёвские куранты — единственные полностью механические башенные часы в мире, они работают в одном режиме уже более 150 лет, являясь самыми древними в Европе. Масса механизма без колоколов составляет 25 тонн. Он состоит из нескольких тысяч деталей. Точность хода достигается благодаря маятнику массой 32 кг. Высота часового механизма — около 3 м, диаметр больших шестерён — до 1,5 м. Механизм стрелок приводится в действие тремя гирями массой от 160 до 224 кг и уходит вглубь стены почти на 20 метров. Главный колокол Спасской башни весит 2160 кг. Музыкальный механизм выглядит как программный медный цилиндр, который вращает 200-килограммовая гиря. Барабан заставляет штифты нажимать на клавиши, связанные тросами с колоколами на звоннице.
Существует мнение, что удары главного колокола, звучащие в полночь 31 декабря, возвещают наступление нового года. На самом деле новый час, день и год начинаются с началом перезвона курантов, то есть за 20 секунд до первого удара этого колокола.
Справка из прошлого
Изображение, сделанное в период СССР
Расположена на восточной стене Кремля, по высоте она является почти самой высокой, уступая только Троицкой на 9 метров. Вместе со звездой размер постройки достигает 71 метра, она была сооружена при Иване III.
Ее архитектором является итальянец Антонио Солари. Сперва постройка называлась Фроловской, из-за одноименной церкви, мимо которой проходила единственная дорога к главному проезду. Нынешнее имя появилось позднее, почти через сто лет.
Название было перенесено на ворота от двух икон Спаса (Нерукотворного и Смоленского), повешенных сверху проезда по обе стороны. Однако позже переименовали всю конструкцию
Важно: сохранилась только икона Спас Смоленский, вторая была утеряна при СССР
Менее чем через четверть века после возведения через ров протянули деревянный мост. После англичанин Галовей достроил верхние этажи и шатровую крышу, которая значительно «вытянула» облик. В качестве декоративных элементов установили обнаженные скульптуры – впрочем, их почти сразу же прикрыли, сшив специальные кафтаны. Спустя несколько лет они сильно пострадали при пожаре, их пришлось полностью снимать.
В следующем веке шатер увенчало изображение двуглавого орла – оно сохранилось до периода СССР, периодически обновляясь. Его заменили советской звездой с пятью лучами.
Это интересно: первоначально звезда была крупной, излишне выделяющейся фигурой, в центре которой выложили золоченое изображение серпа и молота из самоцветов.
Вид внутри
Довольно быстро звезду пришлось сменить: первый вариант сильно потускнел из-за осадков, да и размеры оказались излишне большими. Вместо них появились так называемые «рубиновые» звезды, размер которых не достигает и 4 метров.
Они имеют оправу из нержавеющего металла, плоские грани выполнены из двухслойного стекла. Внутри них работают лампы с автономным действием, и стоит система вентиляции. Стоящие на «макушке» звезды — не первые: их уже меняли раньше.
Данная конструкция всегда занимала особое место в жизни москвичей, являлась главной среди своих «сестер». Сквозь ее ворота не въезжали на лошади, а пешие мужчины снимали (позднее это было закреплено указом) шапки, кланялись. Делали это все проходящие, вне зависимости от вероисповедания, иначе их настигало наказание.
Местная легенда подтверждает святость главных врат: когда император Бонапарт проезжал верхом сквозь проход, неожиданный ветер сорвал с него треуголку. При отступлении французы хотели взорвать башню, произошло чудо — фитили были потушены, никакого вреда строению причинено не было.
Через описываемое сооружение к Лобному месту вели преступников для казни, которые молились перед иконами Спаса. Так же сквозь нее следовали цари и императоры по дороге к месту коронации, следовали крестные ходы. Россияне привыкли видеть Спасскую башню во время речи президента, также по ним дают обратный отсчет.
Внешний вид
Куранты находятся на восьмом, девятом и десятом этажах – последний расположен прямо под верхним шатром. Высота дисков составляет более 6 метров. Размер чисел – 72 см, стрелка имеет длину 2,97 метров, минутная – 3,3 м. Вся конструкция имеет довольно внушительный вес — 25 тонн.
Принцип работы такой же, как у обычных ходиков: завод происходит при помощи поднятия трех гирь, ход осуществляется движением маятника. Внутри состоит из 4 валов, он расположился на девятом этаже.
Вал, отвечающий за минуты, спускается на восьмой этаж, музыкальная составляющая – на десятом. Последняя состоит из молотка и десятка колоколов: самый большой отвечает за отбивание при стрелке, указывающей на 12, остальные – когда стрелка указывает на 3, 6 и 9.
Важно знать: одна из главных особенностей заключается в том, что прибор полностью механический. Мелодии проигрываются при помощи медного цилиндра диаметром в 2 метра и весом в 2 центнера
Действие подобно музыкальным шкатулкам: на поверхности цилиндра нанесены выемки и выпуклости. При вращении они нажимают на клавиши, от которых тянутся тросы к колоколам и проигрывается нанесенная мелодия
Мелодии проигрываются при помощи медного цилиндра диаметром в 2 метра и весом в 2 центнера. Действие подобно музыкальным шкатулкам: на поверхности цилиндра нанесены выемки и выпуклости. При вращении они нажимают на клавиши, от которых тянутся тросы к колоколам и проигрывается нанесенная мелодия.
Однако из-за значительного отставания от нужного темпа мелодии не всегда узнаваемы. Теперь там забиты гимн России (он бьет каждые 6 ч., начиная с 12 ч.) и «Славься» из оперы Глинки «Жизнь за царя» (проигрывается каждые 6 ч., начиная с 3 ч.).
Любопытно отметить, что наступление нового календарного периода в жизни людей и страны происходит не с последним боем курантов, а с первым перезвоном. К моменту окончания звона проходит целая минута.
Спасские ворота
Ворота в Спасской башне почитались как святыня. Мужчины, невзирая на сословную принадлежность и национальность, обязывались проходить через ворота только пешком и обнажать голову. Если же представитель сильного пола отказывался это делать, то взамен ему полагалось отбить 50 земных поклонов. Начало такой традиции положил Алексей Михайлович в 1648 году своим указом.
У Спасских ворот проводились встречи князей с иностранными послами. Долгое время лобным местом служила Красная площадь. А образ Спаса Смоленского на Спасских воротах был последним утешением для приговоренных к казни.
Долгое время через Спасские ворота могли проезжать лишь служебные машины, да и то лишь в торжественных случаях. Сейчас вы можете пройти через них во время обзорных экскурсий по Москве, а также прогулок по Красной площади от портала «Спутник».
О Спасских воротах хорошо известна одна легенда, относящаяся к войне 1812 года. Когда Наполеон Бонапарт пожелал проскакать через них, с его головы сдуло треуголку. Приближенные императора расценили это происшествие как дурной знак. В результате приказу завоевателя взорвать башню удалось помешать, благодаря вмешательству донских казаков.
Описание строения
В наши дни Спасская башня является изюминкой экскурсий по Москве. У основания башни находятся парадные ворота, ведущие в московский кремль. Ворота закрываются массивной решёткой, которая поднимается при помощи огромного механизма. Сама башня имеет высоту 71 метр, где находятся десять этажей. На трех из десяти этажах располагается механизм всеми известных кремлевских курантов, на фоне которых, в новогоднюю ночь, президент России говорит свое послание гражданам России. Эти часы стали одни из самых известных символов России. Не забываем посмотреть увлекательную статью фото Павловский Посад.
внешний вид
спасские куранты
спасские куранты ночью
реконструкция башни
Спасская башня в 17 веке
Высота Спасской башни сегодня равняется 67.3 метра без кремлёвской звезды и 71 метр с нею. Однако Спасская башня не всегда была такой высокой — её изначальная высота была меньше как минимум в 2 раза. Только в первой половине 17 века русский зодчий Бажен Огурцов и Христофор Галовей, английский архитектор, достроили башню многоярусным верхом, исполненным в готическом стиле. На самом верху башни был сооружен каменный шатер. Когда-то наверху были установлены каменные статуи и их даже наряжали в специально сшитые одеяния. Но, увы, до нашего времени статуи не дошли. Кроме статуй, фасады Спасской башни были украшены рельефами из белого камня. Один из них, каменный рельеф, на котором изображен св. Георгий Победоносец, можно увидеть в Третьяковской галерее.
Примерно в то же время к Спасской башне был пристроен арочный мост из камня, перекинутый через защитный ров. На этом мосту купцы продавали самые разные товары. В середине 17 века на шатре Спасской башни был установлен двуглавый орел
, являющийся гербом Российской Федерации в настоящее время. Правда, в то время орел символизировал ещё и самодержавие.
Вид башни со стороны Москвы-реки и Васильевского спуска
Двуглавые орлы были впоследствии установлены и на остальные башни Московского Кремля — Боровицкую, Троицкую и Никольскую. Причиной послужила их большая высота, так как орлы должны были быть хорошо видны большинству московских горожан.
По сторонам сначала Фроловских, а затем и Спасских ворот, были возведены две часовни — Смоленская и Спасская. Интересны их вторые названия: так, Спасскую часовню окрестили Великого Совета Ангел, а Смоленскую — Великого Совета Откровение. В самом начале 19 века деревянные часовни снесли и на их месте возвели новые, но уже из камня. И тут грянула война 1812 года. Как известно, Наполеон особо не церемонился с культовыми российскими сооружениями и безжалостно их разрушал. Архитектор Герасимов П.А. проводил работы по реставрации Кремля в 1862 году и во время их осуществления им были восстановлены эти 2 часовни: правда, по совершенно новому проекту. Вновь построенные и освященные в октябре того же года часовни попали под «юрисдикцию» Покровского собора. Снесли же часовни окончательно большевики — в 1925 году и больше их не восстанавливали.
Вид на куранты и рубиновую звезду
Икона Богоматери Печерской и Спасителя Неруктворного
Также как икона Спасителя Смоленского, икона с другой стороны Спасских ворот аналогично пережила немало перепитий за свою историю.
В свое время обе иконы были сотворены в один и тот же период.
В XVII веке стараниями царя Алексея Романова Москва обогатилась чудесной старинной иконой родом из города Вятка — Спас Неруктворный. Икону разместили в монастыре Новоспасском, а ее репродукцию царь приказал начертать на Спасских воротах.
Обе иконы перенесли немало реконструкций, реставраций и переписываний. Также, над иконой Богоматери со Спасом был сделан защитный навес, и рядом разместилась лампада со свечами.
В 30-ые годы и эта икона была замурована в штукатурку, вмазанв в стену.
Все работы по освобождению и реставрации, обе иконы на Спасских воротах пережили в одно время.