Кир булычев: через тернии к звездам

«Тернии и волчцы»

Как сказано в словаре, это словосочетание является устаревшим и высокопарным и обозначает препятствия, преграды, неприятности и беды. Встречается этот фразеологизм в основном в поэтической речи, например, у русского поэта 18 века Василия Тредиаковского. Что касается второго слова «волчцы», то оно, по сути, является синонимом «терний» и обозначает колючую сорную траву из семейства сложноцветных.

Это выражение взято из Библии, из книги Бытия. Относится оно к эпизоду, когда Адам и Ева были изгнаны из рая. Бог-Отец сказал Адаму, что тот вызвал его гнев тем, что послушал голоса жены своей и ел от дерева, от которого ему было есть запрещено.

И поэтому он будет изгнан на землю, которая проклята за него, и будет питаться от нее во все дни его жизни. И земля эта произрастит Адаму терния и волчцы, и будет он есть траву полевую. Сюда же относится и известная фраза о том, что Адам, как и все люди, будет есть хлеб в поте лица своего, покуда не возвратится в землю, из которой он был взят, так как он — прах, и в прах возвратится.

Версия 2001 года[править]

Сын Ричарда Викторова Николай решил восстановить лучшую работу своего отца. Однако выяснилось, что ещё в начале 90-х новоявленные Туранчоксы, выкупившие павильоны Совэкспортфильма, натурально вышвырнули ящики с плёнками под дождь. Энтузиасты перетащили их в неотапливаемые ангары, где они и хранились, портясь от холода и времени. Словом, нормально отреставрировать фильм на основе имеющихся материалов оказалось невозможным — сильнее же всего пострадал звук. Николай Викторов принял волевое решение полностью переписать его, пригласив для переозвучания актёров, которые на тот момент были ещё живы, а также задействовав новых. Ну а дальше, решив уж не мелочиться, доработал спецэффекты, переснял некоторые сцены, а другие вообще убрал (в том числе, обрезал сцену купания), в результате чего фильм сократился на целых двадцать минут. Утверждения Николая Викторова о том, что он-де выбрасывал лишь ненужные эпизоды с идеологической окраской оставим на его совести: никакой советской пропаганды в фильме отродясь не было. В результате получился натуральный эффект Йетса пополам с пыткой увеболлом, где сюжет распадался на части из-за кривых монтажных решений Викторова-младшего (кстати, обнажёнка, благополучно пережившая советскую цензуру, была им безжалостно вырезана — для расширения аудитории, что ли?), а дубляж, выполненный в худших традициях озвучки голливудского ширпотреба, но вперемешку с голосами оригинальных актёров, резал слух. Пришлось к тому же и записывать новый саундтрек, поскольку часть музыкальных тем Алексей Рыбников использовал для рок-оперы «Юнона и Авось», что создало путаницу с правами; новую музыку написал сын композитора Дмитрий, на котором природа всё же несколько отдохнула. Тем не менее, из-за ужасного качества оригинальной версии (звук был такой, что казалось, будто головы всех героев обмотаны стегаными одеялами) автору статьи пришлось начинать своё знакомство именно с этого недоразумения. Некоторые фанаты создавали комбинированные версии.

«Через тернии к звездам»

Этот известный фразеологизм в словаре имеет пометку «риторическое» и подразумевает движение к чему-то далекому, прекрасному, совершенному. Но при этом необходимо преодолеть ряд трудностей и преград. Данное выражение является переводом с латыни. Авторство его приписывают Луцию Аннею Сенеке. Он был древнеримским философом-стоиком I века, поэтом и государственным деятелем. Еще он известен тем, что был воспитателем у Нерона. Последний и приказал ему расстаться с жизнью, выбрав способ самоубийства.

Рассматривая, что это – «тернии», стоит упомянуть о том, что существует и другая версия по поводу авторства указанного выражения. В качестве такового называют также и Гесиода (8-7 вв. до н. э.) – первого исторически достоверного древнегреческого поэта, рапсода. Рапсоды – исполнители поэм, в основном гомеровских, на профессиональной основе, странствующие певцы. По легенде, выиграл соревнование в чтении у Гомера.

Выражение «Через тернии к звездам» выбрано в качестве девиза американским штатом Канзас. Под таким названием в Советском Союзе в 1980 году вышел научно-фантастический широкоформатный двухсерийный фильм. Его режиссером был Ричард Викторов, а автором сценария – Кир Булычев.

Что ещё тут есть[править]

Мы тебя где-то уже видели:
Вадим Ледогоров (Степан) уже снимался у Ричарда Викторова в «Отроках во Вселенной» в роли юного инопланетянина Агапита. Его отец Игорь Ледогоров (Ракан) там же играл отца Агапита, командира орбитальной станции.
Елена Метёлкина позже сыграла Полину в «Гостье из будущего». А ещё у неё довольно зловещая, хоть и маленькая, роль в «Прикосновении».
Неужели капитан «Астры», этот крутой бородач Олег Дрейер (Александр Михайлов) — тот самый недотёпа Василий из «Любовь и голуби»? Да.

Не было бы счастья… — некоторые замечания худсовета оказались очень даже к месту. Так, именно из-за нежелания киночиновников смотреть на лысую девушку, Нийя обзавелась белой курчавой стрижкой, которая ей очень к лицу. (Увы, в реальности это парик. Побрить девушку успели.)
Перекличка:
Упоминание бабушкой Степана Марией Павловной Плутона, где «нашли каких-то Странников» — явная отсылка к «полуденному» циклу романов Стругацких. Странники присутствуют также и в некоторых произведениях самого Кира Булычёва (например, в романе «Гай-до»).
А подозрения Надежды в адрес Нийи почти полностью повторяют отношение землян Полудня к Льву Абалкину и его братьям в романе «Жук в муравейнике».

Протащить под радарами — как спорные с точки зрения советской идеологии моменты (см. диалог Нийи с капитаном или обнажёнку на пляже), так и откровенно двусмысленные эпизоды, вставленные художником фильма ради прикола

Обратите внимание на сцену стыковки в начале: да, художник-шалунишка подразумевал именно это. Фиговый листок на нижней части туловища робота Глаши тоже радует глаз

А шары, висящие над водоёмом, были изготовлены из наполненных водой презервативов.
Спецдефекты:
Сцены в «невесомости» на заброшенном инопланетном корабле снимали в бассейне, «космонавты» плавали в легко узнаваемых аквалангах. Актеры подвергались страшному риску — сцена освещалась дуговыми фонарями, погруженными в воду. А по итогу всё равно выглядит хуже, чем висящие на ниточках космонавты в фильмах Клушанцева, снятых за двадцать лет до того.
Московский аэропорт — в роли космопорта.
Робот Бармалей в надувном костюме (Бэймакс?) и арбуз, собравшийся обратной перемоткой так умилительно наивны, что даже ругать не хочется. А вот откровенно дохлая кукла коллеги Пруля, которую «высаживают на родную планету», выливая как помои…
С другой стороны, многие эпизоды, например, с космическими кораблями или биомассой, и сейчас смотрятся очень даже достойно. А ведь движение этой самой биомассы создавали аквалангисты, бултыхавшиеся в хлебной закваске!

Форсированный метод Станиславского — дабы Нийя всегда оставалась холодновато-отчуждённой, Ричард Викторов вслух оскорблял бедную Елену Метёлкину и даже поднимал на неё руку (!). От обиды актриса немедленно «замыкалась», чего и добивался режиссёр.

Факты


«Через тернии к звёздам» — Институт Глана на фоне пейзажей в окрестностях Исфары

  • На роль Нийи была приглашена не актриса, а манекенщица Елена Метёлкина.
  • Первоначально задумывалось снимать инопланетянку совершенно лысой, но из-за критики чиновников из Госкино пришлось делать короткие белые парики для всех клонов.
  • Манекенов, «сыгравших» роль погибших на Гайе клонов, изготавливали из гипсового слепка Метёлкиной, заливая его жидким пенопластом.
  • Исследование разрушенного инопланетного корабля снимали в декорациях, установленных на дне бассейна гостиницы «Ялта».
  • Некоторые космические сцены снимались под водой, с использованием «гидроневесомости» для имитации настоящей.
  • В фильме должен был быть показан флаер — аппарат, который спускает Нийю и Сергея Лебедева с орбиты прямо к его дому на посадочную площадку. Но на это транспортное средство не хватило бюджета, пришлось показать, как на площадку сходят Сергей и Нийя, а откуда — неясно. Также, в сцене, когда Степан Лебедев просит у Надежды разрешение «покататься», он идёт за кусты, где виден обычный автомобиль.
  • Робота Бармалея предполагалось сделать из металла. Но первую конструкцию реквизитор сварил из железных вёдер, проигнорировав режиссёрские эскизы, и Викторов её отверг. На другую не осталось ни времени, ни средств, и робота сделали надувным.
  • В эпизоде, где Нийя раздевается на пляже, изначально было задумано показать, что у героини отсутствует пупок. Партийное начальство сочло такую сцену недопустимой в советском киноискусстве. Пришлось ради сохранения сцены выдумывать диалог про «моральные нормы землян».
  • Плато «Южный крест» снимали недалеко от Бахчисарая в пещерном городе Чуфут-Кале.
  • В роли одного из археологов на плато «Южный крест» снимался сын режиссёра Николай Викторов, впоследствии ставший режиссёром новой версии «Терний».
  • На информационном табло космопорта можно заметить название звездолёта «Заря» и пункт его назначения — Альфа Кассиопеи. Этот звездолёт, очевидно, назван в честь звездолёта «Заря» из другого фильма Ричарда Викторова: «Москва — Кассиопея».
  • Виды гибнущей планеты Десса снимались в Таджикистане, в окрестностях заброшенного нефтеперерабатывающего завода возле города Исфары. До этого там планировались съёмки фильма Андрея Тарковского «Сталкер», но не было найдено места для размещения съёмочной группы, и съёмки были перенесены в Эстонию. Необычный вид ландшафтов был получен за счёт использования технической спектрозональной киноплёнки «СН-6М», один из эмульсионных слоёв которой обладает светочувствительностью к инфракрасному излучению.
  • Подземные сооружения Дессы снимали в подвалах Солянки.
  • Вездеход, на котором земляне исследуют Дессу, изготовили на Ялтинской киностудии из армейского гусеничного бронетранспортёра и деталей самолёта. Там же снимали и биомассу, состоящую из противопожарной пены и муки, а плавающие в этой смеси аквалангисты создавали визуальный эффект живого бурления массы.
  • В конце фильма новой версии ошибочно указан актёр Владимир Носик, сыгравший Лия. На самом деле эту роль сыграл его брат, Валерий Носик.
  • Актёр Улдис Лиелдидж был известен в советском кинематографе ролями офицеров нацистской Германии. Однако режиссёр Ричард Викторов именно этому типичному латышу отдал роль советского космонавта Сергея Лебедева.
  • Упоминание бабушкой Степана Марией Павловной Плутона, где «нашли каких-то Странников» — явная отсылка к «полуденному» циклу романов Стругацких. Странники присутствуют также и в некоторых произведениях самого Кира Булычёва (например, в романе «Гай-до»).
  • 28 января 2016 года состоялся премьерный показ в России и встреча с создателями отреставрированного фильма в известном московском кинотеатре «Иллюзион».
  • В фильме должен был принять участие актёр Анатолий Калабулин, но он умер незадолго до начала съёмок в фильме.

Создание фильма

Викторов ставил перед собой задачу снять фильм для зрителей всех возрастов и рассказать в нём о реальных проблемах сегодняшнего дня: «выведении организмов с заранее заданными свойствами» и взаимоотношениях человека с окружающим миром. Он не претендовал на научное прогнозирование будущего, хотя хотел показать достоверный мир с достоверными персонажами. Режиссёр выбрал для съёмок в фильме как своих любимых актёров И. Ледогорова, Н. Семенцову, Е. Карельских, В. Носика, В. Ледогорова, с которыми работал раньше, так и тех, кто у него не снимался — Г. Стриженова, Е. Фадееву, А. Лазарева, Б. Щербакова, В. Фёдорова.

Критика

Критик А. Плахов отметил, что «Через тернии к звёздам» обращены к зрителю всех возрастов, в отличие от дилогии «Москва — Кассиопея» и «Отроки во Вселенной». Он похвалил удачный дебют Метёлкиной, тип внешности и пластика которой согласуются с представлением о космическом существе. Поднятая режиссёром экологическая проблема, по мнению Плахова, звучит как предупреждение. Критик отметил достоверное изображение домов людей будущего, звездолётов, но ему показалось, что в облике жителей Дессы присутствуют эклектичность, черты «расхожей инфернальности».

С точки зрения рецензента журнала «Искусство кино» С. Истратовой, Викторов в своих фильмах «Москва — Кассиопея», «Отроки во Вселенной», «Через тернии к звёздам» создал собственный вариант фантастики — психологически конкретную «земную фантастику». Тема контакта с внеземной цивилизацией традиционна для фантастики, но в фильме Викторова психологическим стержнем сюжета становится превращение главной героини из полуробота в человека. Истратова похвалила удачный выбор исполнительницы главной роли, которой свойственны пластичность, экзотическая внешность, естественность поведения. Режиссёр использовал зрелищность и увлекательность для постановки серьёзных проблем. В образе умирающей Дессы он изобразил один из страшных вариантов развития человечества, к которому может привести экологическое загрязнение, что позволяет отнести фильм к жанру антиутопии. При этом режиссёр показал идеальное будущее Земли, где люди живут в гармонии с природой, путешествуют по космосу, увлечённо занимаются своей работой. Истратова отметила достоверность изображения как Земли будущего, так и Дессы.

Критик В. Ревич, обозревая письма читателей, пришедшие в журнал «Советский экран», пишет, что если объединить эти письма, то получится квалифицированная рецензия на фильм. Читатели дали восторженную оценку и фильму в целом («Этот фильм перевернул нас!»), и актрисе Метёлкиной, и убедительному изображению Дессы

Отдельные читатели обратили внимание на «несуразные „мелочи“»: произведённые в СССР противогазы на жителях другой планеты, жевательная резинка и пиво «Золотое кольцо» в мире будущего, современный аэропорт, который выдаётся за космопорт.

Терновый венец

В заключение изучения того, что это – «тернии», стоит сказать и о венце, состоявшем из веток растений с шипами. Согласно трем евангельским повествованиям, таковой римские воины возложили на голову Спасителя во время его поругания.

Так, например, в Евангелии от Матфея сказано следующее. Римские солдаты сплели венец из терна и возложили Иисусу на голову, дав в правую руку трость. Они становились перед ним на колени, насмехаясь над ним, и говорили: «Радуйся, Царь Иудейский».

Сведений о том, когда терновый венец был снят с головы Иисуса, в канонических Евангелиях не обнаружено. На полотнах некоторых художников Христа, распятого на кресте, можно увидеть с венцом.

Примечания

  1. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 28.10.1982 № 947 «О присуждении Государственных премий СССР 1982 года в области литературы, искусства и архитектуры»
  2.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 октября 2013.
  3. ↑ , с. 11.
  4. , с. 10—11.
  5. ↑ , с. 3.
  6. , с. 3—4.
  7. , с. 44.
  8. , с. 47—48.
  9. , с. 48.
  10. , с. 52—53.
  11. , с. 48—50.
  12. , с. 50.
  13. , с. 51.
  14. ↑ , с. 14.
  15. , с. 15.
  16.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 18 октября 2006.
  17.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 1 декабря 2015.
  18.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 1 декабря 2015.
  19.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 10 октября 2013.
  20.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 октября 2013.
  21.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 октября 2013.
  22. , с. 39.
  23.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 октября 2013.
  24.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 14 октября 2013.
  25. , с. 27.
  26.  (недоступная ссылка). www.russiangap.com. Дата обращения: 3 февраля 2016.
  27.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 3 февраля 2016.

В нашей жизни

Сегодня выражение «через тернии к звездам», значение которого сводится к преодолению жизненных трудностей и достижению заветных целей, находит отклик в современном виде искусства – тату. По разным причинам люди наносят татуировки на тело: кто-то стремится стать более удачливым или, скажем, отдать дань моде, но при этом главным образом происходит выражение собственного «я». Люди верят, что тату, особенно в виде надписи, способно утроить удачу или даже улучшить судьбу. Но, опираясь на мнение экспертов в этой области, отметим, что если это действительно для вас именно так, то будьте честны в первую очередь с самим собой, ответьте на такой вопрос: а готовы ли вы, нанеся надпись на тело, пройти через тернии, а сможете ли, а нужно ли это именно вам, крепок ли ваш дух, хватит ли у вас сил?

Так, нанесенная надпись на вашем теле, как вы должны понимать, и есть тот самый вызов судьбе. Но следует помнить, что большинство людей, которые выбирают это выражение как девиз в своей жизни, любят бросить вызов судьбе. Всем мыслимым и немыслимым преградам в жизни ради достижения триумфа. И самое главное заключается в том, чтобы связать свои цели и желания с жизнью всеобщей и связать свои мечты с признанными ценностями, стать человеком полезным и нужным людям. Вопрос сложный. И есть ли вероятность его решения? Возможно, что человек будет мыслить именно так после удовлетворения личных потребностей. А сколько их будет? Вопрос риторический.

Новая версия фильма

Кадр фильма «Через тернии к звёздам» (новая версия, 2001). Космодром.

В 2001 году сыном режиссёра Николаем Викторовым была выпущена переработанная версия фильма. Проведена цифровая обработка изображения, восстановление цвета, переработаны некоторые спецэффекты, записана полностью новая звуковая дорожка в формате Dolby Digital. Продолжительность фильма приведена в соответствие со стандартами современного кинопроката, в результате он сокращён на 20 минут. По утверждениям авторов, в переработанной версии сокращены растянутые эпизоды, снижавшие динамику фильма, и выброшены эпизоды, нёсшие в себе советскую идеологическую окраску. В новой версии фильма добавлены, в частности, кадры парящих в облаках над космопортом звездолётов (посадочная площадка в точности копирует знаменитую «рюмку» аэропорта Шереметьево-1), кадры висящего в космическом пространстве корабля с Дессы «Гайя».

Кир Булычёв писал: «Когда фильм снимался, у Ричарда возникла мысль, вместо слово „конец“ написать „Все кадры мёртвой планеты Десса сняты на Земле сегодня“. Жаль, что в Госкино испугались, и картина завершается как принято». Только в новой версии фильма в финальных титрах мы можем увидеть фразу: «Все кадры гибнущей планеты Десса сняты на планете Земля».

Сокращению подвергался практически весь фильм, особенно «пострадала» первая серия. Заметно сокращены следующие сцены:

«Нийя — искусственный человек» (1 серия)
  • Совещание комиссии по контактам на карантинной околоземной станции, на котором определялась дальнейшая судьба Нийи (00:06:30).
  • Упоминания Петра Петровича о земном адепте клонирования Загорском (00:07:58; 00:20:57)
  • В доме Лебедевых во время трансляции по телевидению комиссии по контактам Нийя чихает (00:08:04)
  • Эпизод с бранзулитом, который Сергей привез Степану с планеты Сеник (00:13:53).
  • Разговор Марии Павловны с роботом Глашей о Нийе (00:21:01).
  • Сцена установления контакта с Нийей в кабинете Сергея (00:21:20)
  • Быстрые кувырки Нийи по траве и недовольство Глаши беспорядком в доме: «Если бы я видела, я бы этого безобразия не допустила!» (00:22:54; 00:24:12)
  • Эпизод на пляже о моральных нормах землян и вид обнаженной Нийи (00:36:45)
  • Часть разговора между Сергеем и Надеждой о «центре послушания» (00:37:34)
  • Диалог Степана и экзобиолога Климова о значении работы экипажа «Астры» (00:59:25)
«Ангелы космоса» (2 серия)
  • Визит Бармалея и Степана в лабораторию к Нийе после того, как она приходит в сознание (00:02:10)
  • Доклад Ивановой и Климова об исследовании Дессы Дрейеру с видеорядом общих планов пустующих коридоров «Астры» (00:22:54)
  • Финальная часть совещания землян перед проведением первой фазы очистки (тоннельная абсорбция) (00:30:05)

Также авторы новой версии местами перемонтировали порядок эпизодов согласно литературному и режиссёрскому сценарию.

Композитор Алексей Рыбников частично использовал одни и те же музыкальные темы для оперы «Юнона и Авось» и х/ф «Через тернии к звёздам». В новой версии большинство тем было заменено музыкой Дмитрия Рыбникова, сына Алексея Львовича. Однако основной темой новой версии становится так называемая тема «Гроза», написанная Алексеем Рыбниковым исключительно для «Терний». Кроме того, обе версии фильма начинаются с известной темы «Свет звёзд», в новой версии лишь немного изменена аранжировка.

Сюжет[править]

2 апреля 2221 года (ровно через 200 лет с момента написания этой статьи) патрульный звездолёт «Пушкин» обнаруживает в космосе погибший корабль-лабораторию, набитый останками гуманоидных существ, неотличимых от людей. Среди них внезапно оказался выживший — юная девушка, уцелевшая благодаря тому, что в момент катастрофы на ней был скафандр. Спешно созванная Комиссия по контактам пытается решить, что делать с этим дивным явлением, которое только и делает, что сидит и зыркает на учёный совет огромными глазищами. Известно лишь то, что девушка, подобно своим погибшим братьям и сёстрам, была выращена в лаборатории путём клонирования, и что она обладает сильными психокинетическими способностями. Учёный-экзобиолог Надежда Иванова настаивает на том, что незнакомку необходимо закрыть в лаборатории и там хорошенько обследовать на предмет стремления убить всех человеков, однако специалист по контактам с инопланетным разумом Сергей Лебедев настаивает, что инопланетянка должна общаться с людьми и под свою ответственность привозит её домой.

Девушка постепенно осваивается среди землян, всей душой привязывается к семье Лебедевых, а к сыну Сергея, Степану, со временем начинает испытывать явно романтические чувства. Она называет себя Нийей и своё прошлое помнит лишь отрывочно — угрюмые пейзажи гибнущей планеты, отравленная вода, кислотные дожди, седовласый учёный, подаривший ей жизнь… Надежда, продолжающая изучать Нийю, обнаруживает в ее мозгу центр подчинения, с помощью которого можно управлять девушкой. Нийю это приводит в отчаяние, и после одного из экспериментов Надежды она даже пытается покончить с собой, но Степан спасает её.

Тем временем на Землю с просьбой о помощи прибывают люди по имени Ракан и Торки — посланцы с планеты Десса, которая стараниями алчных промышленников превратилась в свалку токсичных отходов. Жители Дессы ютятся в подземельях и носят противогазы, питаются синтетической пищей, воду и воздух приходится очищать искусственно, а многие дети рождаются мутантами.

Для спасения Дессы земляне отправляют звездолёт «Астра» с экспедицией; в её состав попадают Надежда Иванова и Степан Лебедев, которому немедленно поручают уход за коллегой его дедушки, разумным и страшно капризным осьминогом Прулем с планеты Океан. За ними на звездолет «зайцем» пробирается и Нийя, осознавшая, что Десса и есть её родная планета. Выясняется, что Нийю вместе с её братьями и сёстрами создал учёный Глан, наделив сверхспособностями, дабы эти искусственные люди спасли планету от гибели. Опасаясь расправы, он бежал с Дессы вместе со своими созданиями и ждал, когда его друг и соратник Ракан возьмёт власть, однако враги заложили в его космическую лабораторию бомбу и после победы Ракана привели её в действие, уничтожив Глана и почти всех его «детей».

Высадив успевшего всех заколебать Пруля на родной планете, земляне вместе с Нийей наконец прибывают на Дессу, где успешно приступают к очистке экосистемы, однако на их пути встаёт зловещий карлик Туранчокс, сколотивший капитал на торговле масками, противогазами и синтетической пищей, которые в случае успеха спасательной миссии станут никому не нужны. Опасаясь за свою власть, гнусный делец решает во что бы то ни стало погубить экспедицию. А в подвалах института Глана, где окопался Туранчокс, бурлит чудовищная биомасса, использовавшаяся для создания клонов…

Терн это предок сливы

Терн, как вид, относится к подсемейству Сливовые семейства Розовые. Это растение считают «отцом» сливы, «матерью» которой является алыча.

У народов разных стран терн называли овсяной сливой, терешником, торном, тереном.

В диком виде широко распространен в Западной Европе, Северной Африке, в южных и центральных областях Европейского континента, в Сибири. Терн предпочитает овраги, поляны и опушки лесов, лощины, берега и поймы рек, предгорья, где растет обширными куртинами, образуя густые заросли.

От цветка до плода

Терн представляет собой небольшой колючий кустарник, вырастающий не более 2-3 метров. Ветки у молодых растений слегка бархатистые на ощупь, кора может быть темно-красной или бурой. Кустарник отличается очень крепкой древесиной мощными многочисленными корнями.

Как и у некоторых других представителей семейства Розовые, цветки у терна появляются раньше листьев.

Соцветия одиночные, до 2 см в диаметре, белые или с легким розовым оттенком, с желтыми пыльниками. Во время цветения, которое обычно бывает весьма обильным, куст покрывается сплошным белоснежным кружевом. Период цветения приходится на апрель-май, благодаря пчелам, на долю которых выпадает больше пыльцы, чем нектара, происходит опыление цветков.

После цветения на кустах раскрываются ярко-зеленые, городчато-пильчатые по краю листья на кротких черешках. На молодых кустах они опушенные, однако с возрастом опушка исчезает.

К началу осени созревают многочисленные плоды терна.

Первое цветение и плодоношение обычно наступает на третий год жизни кустарника. Плоды – круглые или слегка овальные небольшие костянки иссиня-черного или черного цвета с сизым налетом. На вкус кисло-сладкие, терпкие, с зеленой мякотью и небольшой косточкой, которая от мякоти не отделяется. После замораживания вкус терна улучшается и становится более сладким и менее терпким. Созревшие к сентябрю плоды держатся на дереве всю зиму, вплоть до весны. Плодоносят кусты терна ежегодно и очень обильно – с одного взрослого куста можно снимать до 15 кг плодов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector