Матильда кшесинская
Она была бойцом
По своим внешним данным Кшесинская идеально вписалась в золотой стандарт эпохи. Знаменитые красавицы конца XIX века были низкорослыми и имели весьма плотное телосложение. На фото мы видим крепенькую мускулистую Кшесинскую с выраженной талией, округлыми руками и полноватыми ножками. Большая голова при небольшом росте (около 150 см) не добавляла ей красоты, однако белоснежные зубы и веселая улыбка заставляли забыть обо всех ее недостатках.
Матильда Кшесинская
Внешние данные Кшесинской не только сделали ее фавориткой дома Романовых. Они позволили ей освоить самые сложные балетные па. Чем меньше рост балерины, тем в более высоком темпе она может танцевать.
Накачанная маленькая Кшесинская (Маля, как называли ее любовники) сложением напоминала современных спортивных гимнасток. Она стала настоящей рекордсменкой отечественной сцены, первой из русских балерин освоив тридцать два фуэте.
Лирические партии, составившие впоследствии славу ее соперницы Анны Павловой, Кшесинской не подходили. Она была виртуозкой, балериной спортивного стиля, как сказали бы мы сегодня. Такой же спортивный характер она проявляла и в жизни. «Она была бойцом, настоящим воином», — сказал немало натерпевшийся от нее Дягилев.
Особняк Матильды Кшесинской — краткое описание
В начале XX века, когда был построен Троицкий мост, на Петроградской стороне начался настоящий строительный бум. Место для своего дома Матильда Кшесинская выбрала сама и стала одной из первых, кто построил свой особняк на Кронверкском проспекте. Проект и создание дома были поручены модному в то время академику архитектуры Александру Ивановичу Гогену. Отметим, что и сама заказчица сыграла немаловажную роль в замысле и реализации проекта.
Здание выполнено в стиле северного модерна, большая его часть расположена в саду. Окна всех жилых комнат выходят на юг и лишь лестница, вестибюль и уборная — на север. Внешний вид здания не отличается роскошью и вместе с тем, оно импозантно и интересно своей асимметричной композицией. Мы видим разную высоту отдельных звеньев и разную ширину окон. Дом украшает ажурная ограда, беседка-ротонда и палисадник,
Расположение и оформление комнат выбирала сама балерина. В его интерьерах, согласно ее замыслу, присутствуют все европейские архитектурные направления, Так, для зала она выбрала стиль ампир, для углового салона — стиль Людовика XVI. Спальня была оформлена в английском стиле, а столовая и соседний с ней салон — в стиле модерн. Особой гордостью Матильды были две ее гардеробные, в одной из них хранилась одежда танцовщицы, а в другой — театральные костюмы.
В подвале находился винный погреб и небольшая столовая, в которой после спектаклей на ужин приходили друзья. В доме собирался весь цвет петербургской интеллигенции. Здесь часто проводили время актеры петербургских театров, в том числе звезды балета, среди которых были Айседора Дункан и Анна Павлова. Наведывались в дом и представители высшего света, в том числе великие князья Романовы.
Дворец был меблирован и освещен по парижскому каталогу. Он поражал утонченной роскошью и уютом интерьеров, смелым и неожиданным сочетанием новых и традиционных отделочных материалов, живописной асимметричностью наружных деталей и свободной внутренней планировкой.
Прислуга жила с светлых удобных комнатах, а обедала в просторной столовой. Чтобы сын Володя мог каждый день пил парное молоко, при доме держали корову. Была также и толстая любимая сыном свинья, а в самом доме жила козочка, с которой Матильда выступала в балете «Эсмеральда».
С началом февральских событий 1917 года, опасаясь за жизнь сына и свою жизнь, балерина была вынуждена покинуть любимый дом. 28 февраля большевики заняли особняк Кшесинской, вывезли из него все ценности, испортили мебель и ковры. Интерьеры были разграблены и разрушены.
Первоначально миниатюрная прелестная хозяйка дома надеялась отсудить свою недвижимость и вернуть ценности, она даже подала в суд (интересно, что одним из ответчиков указывался Владимир Ульянов). Однако, Матильда быстро поняла, что ни одно судебное решение во время революционных событий не выполняется. Вскоре она уехала в Кисловодск, а в 1920 году вместе с князем Андреем Владимировичем навсегда покинула Россию, поселившись в Париже.
С балкона дворца 3 апреля 1917 года Владимир Ленин зачитал знаменитые «Апрельские тезисы».
В 1955–1957 годах особняк Кшесинской соединили двухэтажным переходом с соседним домом известного предпринимателя и благотворителя барона Василия Бранта, Согласно одной из легенд, Василий Брант был влюблен в свою очаровательную соседку и стремился ее почаще видеть. Доподлинно неизвестно, была ли между ними любовная связь но, несомненно, то, что они были знакомы и в гости друг к другу наведывались.
Комплекс зданий занял Музей революции, а в настоящее время в этих зданиях располагается Музей политической истории России. К сожалению, от прежних интерьеров почти ничто не сохранилось. Восстановлены лестница с балюстрадой и ротонда, белый зал и зимний сад. Подлинными является наборный паркет и плиточный пол в Зимнем саду.