Сериал «пётр лещенко. всё, что было…»: актеры и роли
Содержание:
- Жизнь Петра Лещенко в Румынии
- Война
- В ролях
- Возрождение популярности в 1988 году
- Судьба родственников Петра
- Вера Белоусова-Лещенко
- Румынский подданный
- Биография
- Служба в Крыму и регистрация нового брака
- Оккупация Одессы и посещение этого города Лещенко
- Память
- Изменение репертуара
- Детство и юность
- Переезд в Бухарест и открытие «Нашего домика»
- Музыка
Жизнь Петра Лещенко в Румынии
Петр Константинович был весьма уважаем, живя среди румын, хотя не испытывал к ним особой любви. Лещенко часто восхищался музыкальностью этого народа. Петр не курил, однако любил выпить. Его слабостью были хорошие вина и шампанское, которых было чрезвычайно много в ту пору в Румынии. Часто певца и владельца самого модного в Бухаресте ресторана встречали немного пьяным, что было почти незаметно в атмосфере ресторанного угара. Петр пользовался большим успехом у женщин и был неравнодушен к ним. О популярности Лещенко в это время говорит один интересный факт. Отец Михая, лидера династии, правящей в Румынии, король Карл часто привозил его в свой загородный особняк в бронированном авто. Ему нравились романсы Лещенко Петра.
Война
Прошел почти год Великой Отечественной войны, когда в мае 1942 года Лещенко приезжает в Одессу. Его концерт назначен в Русском драматическом театре. В городе начался настоящий ажиотаж: очереди за билетами выстраивались с раннего утра.
Один из очевидцев вспоминал: «День концерта стал подлинным триумфом Петра Константиновича. Небольшой театральный зал полон до отказа, многие стояли в проходах. Певец поначалу огорчил: первые вещи вдруг стал петь по-румынски, — оказалось, по требованию властей… Потом зазвучали уже хорошо известные, любимые многими танго, фокстроты, романсы, и каждая вещь сопровождалась неистовыми аплодисментами слушателей. Завершился концерт подлинной овацией…»
Тогда же состоялась первая встреча Лещенко с Верой Белоусовой, ставшей впоследствии женой певца. Красивая, стройная девушка, игравшая на аккордеоне, покорила сердце артиста. Вскоре они начинают совместные выступления.
В октябре 1943 года Петра Константиновича призвали в армию. В Крыму он работает в должности заведующего офицерской столовой. С приближением советских войск Лещенко возвращается в Румынию.
В мае 1944 года Петр Константинович официально развелся с Зинаидой Закис и зарегистрировал свой брак с Верой Белоусовой. После прихода Красной армии Лещенко дает концерты в госпиталях, воинских гарнизонах, офицерских клубах. Он исполняет сочиненные им патриотические песенки о русских девушках — «Наташа», «Надя-Надечка», поет «Темную ночь» Никиты Богословского, популярные русские песни. С ним выступала и его новая жена.
Вот отрывок из воспоминаний Г. Кипниса-Григорьева: «…Лещенко объявляет следующий номер: — Самое дорогое для каждого человека, — говорит он, — это Родина. Где бы ты ни был, куда бы ни заносила тебя судьба. О тоске по Родине и споем мы с моей женой Верой Белоусовой-Лещенко.
И тут она начинает своим сильным голосом под собственный аккомпанемент аккордеона:
«Я иду не по нашей земле, Просыпается синее утро…»
А когда заканчивается первый куплет, включается Петр Лещенко с гитарой, и припев они поют в два голоса — поют задушевно, с искренним и нескрываемым страданием:
«Я тоскую по родине, По родной стороне моей, Я в далеком походе теперь, В незнакомой стране. Я тоскую по русским полям. Мою боль не унять мне без них…»
Что вам сказать? Обычно пишут — «гром аплодисментов». Нет, это был шквал, громовой шквал! И на глазах у многих — слезы. У каждого, конечно, свои воспоминания, но всех нас объединяет одна боль, тоска по любимым, а у многих — по женам и детям, «мою боль не унять мне без них»… А Петр Лещенко с красавицей Верой поют на «бис» и второй раз. И третий. И уже зал стал другим. Забыты предупреждения о необходимости идейно-политической сдержанности. И Лещенко сияет, почувствовав, как опытный артист, что полностью овладел аудиторией. Он в темпе объявляет следующую песню — знаменитый «Чубчик», но заканчивает новым куплетом:
«Так вейся, развевайся, чубчик мой… в Берлине! Развевайся, чубчик, на ветру!»
Затем пошли вперемежку то «наша» «Темная ночь», то его какая-нибудь там «Марфуша», и зал постоянно кричит «бис!».
С лета 1948 года супруги выступают в различных кафе и кинотеатрах Бухареста. Потом они находят работу в только что созданном Театре эстрады.
«Лещенко уже перевалил пятидесятилетний рубеж, — пишет Б.А. Савченко. — В соответствии с возрастом меняется и его репертуар — певец становится более сентиментальным. Уходят из программ темповые шлягеры, типа «Моей Марусички» и «Настеньки», появляется вкус к лирике, романсам, окрашенным тоской и грустью. Даже в его пластиночных записях, сделанных в 1944—1945 годах, доминирует отнюдь не радостная тональность: «Бродяга», «Колокольчик», «Сердце мамы», «Вечерний звон», «Не уходи».
Арест и смерть
И далее: «Петр Константинович продолжает выяснять возможность возвращения в Советский Союз, обращается в «компетентные органы», пишет письма Сталину и Калинину. Лучше бы он этого не делал, — может быть, тогда ему удалось бы спокойно прожить остаток жизни».
В ролях
- Константин Хабенский — Пётр Лещенко
- Иван Стебунов — Пётр Лещенко в молодости
- Андрей Мерзликин — Георгий Храпак
- Мириам Сехон — Жени Закитт, первая жена Петра Лещенко
- Виктория Исакова — Екатерина Завьялова
- Тимофей Трибунцев — капитан Соколов
- Борис Каморзин — полковник Баранкевич
- Алексей Кравченко — Сергей Никанорович Буренин, комендант Бухареста
- Евгения Добровольская — Мария Буренина
- Сергей Бызгу — Даниил Зельцер, импресарио Петра Лещенко
- Евгений Сидихин — полковник русской императорской армии
- Дмитрий Липинский — Андрей Кожемякин, друг детства Петра Лещенко
- Николай Добрынин — Константин, отец Петра Лещенко
- Вера Панфилова — Злата Зобар, цыганка
- Расми Джабраилов — Михай Зобар, , отец Златы
- Михаил Богдасаров — Костаке, хозяин ресторана
- Семён Фурман — Чорбе
- Елена Лотова — Вера Георгиевна Белоусова, вторая жена Петра Лещенко
- Ольга Лерман — Катя Завьялова в юности
- Сергей Фролов — Жорж Ипсиланти, руководитель оркестра Петра Лещенко
- Александр Клюквин — Фёдор Шаляпин
- Олег Мазуров — Василь Зобар, цыган
- Александр Адабашьян — Поль, бармен
- Евгений Березовский — Залетаев, капитан
- Юрий Анпилогов — Гауптман
- Сергей Беляев — Попеску, генерал
- Оксана Бурлай-Питерова — мать Петра Лещенко
- Евгений Герчаков — Антонеску
- Антон Фёдоров — немецкий офицер
- Денис Старков — гимназист
- Елена Муравьёва
- Фёдор Румянцев — звукорежиссёр студии «Коламбия»
Возрождение популярности в 1988 году
Официального разрешения на появление в эфирах голоса Петра Константиновича в конце 80-х прошлого века так и не было, просто запрещать перестали. По советскому радио стали звучать записи песен в исполнении Лещенко. Потом о нём появились передачи, статьи. В 1988 году выпустила пластинку «Поет Петр Лещенко», которую назвали сенсацией месяца. В мае диск занял 73-е место во всесоюзном хит-параде, а за пару-тройку недель вышел на первое место по популярности среди дисков-гигантов. Впервые легально Петр Лещенко был назван лучшим.
«Сенсация стала назревать, когда из многих городов страны от наших корреспондентов стала приходить информация об огромном интересе любителей музыки к пластинке Петра Лещенко, известного шансонье 30-х годов. Мало кто мог предположить, что занявший в мае 73-е место диск уже в июне стремительно двинется вверх, к вершине популярности, и в итоге выйдет на первое место во всесоюзном хит-параде…
Вот так выглядит первая десятка таблицы популярности среди дисков-гигантов (в скобках указано положение в прошлом месяце):
(73) П. Лещенко. (8) Группа „Алиса“, диск „Энергия“. (5) Группа „Рейнбоу“. (15) Группа „Браво“. (-) Архив популярной музыки. Выпуск 4 („Роллинг Стоунс“). (13) Группа „Аквариум“, диск „Равноденствие“. (-) Юрий Лоза. (-) Оскар Питерсон. (2) Ленинградский рок-клуб. (9) Поет Лайма Вайкуле».
Газета «Комсомольская правда», от 17 июля 1988 года.
«В послевоенные годы в Москве на волне популярности Петра Лещенко успешно процветала целая подпольная фирма по выпуску и распространению пластинок „под Лещенко“. Костяк фирмы составили так называемый „Джаз табачников“ (там одно время работал и композитор Борис Фомин) и его солист Николай Марков, голос которого был почти идентичен голосу знаменитого певца. За короткое время было записано сорок произведений из репертуара Лещенко, в том числе и не имевшие к нему отношения „Журавли“. Пластинки распространялись в основном на Украине, в Молдавии… Один музыкант из „Джаза табачников“ говорил по этому поводу так: „Туда везём чемодан пластинок, обратно — чемодан денег…“ Официально пластинки Петра Константиновича Лещенко в магазинах не продавались, потому что не выпускались, а голос певца звучал почти в каждом доме. Подлинник или подделка — поди догадайся». (Б. А. Савченко. Эстрада ретро. — М.: Искусство, 1996, стр. 220.
За свою творческую жизнь певец записал свыше 180 граммофонных дисков.
Судьба родственников Петра
Белоусова Вера Георгиевна была арестована через год после этого. «За измену Родине» она получила 25 лет. Верховный суд СССР в июне 1954 года вынес решение освободить бывшую комсомолку за отсутствием состава преступления. Известно, что Белоусова в 1941 году пела защитникам Одессы. Вера Георгиевна — одесситка по рождению. Во время обороны этого города она выезжала с концертами на фронт и даже была ранена во время очередного выезда. Сейчас Вера Георгиевна полностью реабилитирована. Лещенко Вера Георгиевна выступала как певица, пианистка и аккордеонистка на многих сценах страны, пела в «Эрмитаже» в Москве. В середине 80-х она ушла на заслуженный отдых. Вера Георгиевна умерла в 2009 году в Москве.
Валентина, сестра Петра, однажды видела брата, когда его вел по улице конвой рыть канавы. Свою сестру заметил и плакал Петр Лещенко.
Дети этого певца и их судьба также интересуют многих. Поэтому нельзя не упомянуть о том, что его сын Игорь был прекрасным балетмейстером, работавшим в Бухарестском театре. Он умер в возрасте 47 лет.
Вера Белоусова-Лещенко
Вера Белоусова-Лещенко в июле 1952 года была арестована. Она обвинялась в браке с иностранным подданным, что квалифицировалось, как измена Родине (ст. 58-1 «А» УК РСФСР, уголовное дело № 15641-п). Вера Белоусова-Лещенко 5 августа 1952 была приговорена к смертной казни, которую заменили 25 годами лишения свободы, но в 1954 освобождена: «Заключённую Белоусову-Лещенко освободить со снятием судимости и с выездом в Одессу 12 июля 1954 года». Вдове Лещенко удалось получить из Румынии единственную информацию: LESCENCO, PETRE. ARTIST. ARESTAT. A MURIT ÎN TIMPUL DETENIEI, LA. PENITENCIARUL TÂRGU OCNA. (ЛЕЩЕНКО, ПЁТР. АРТИСТ. ЗАКЛЮЧЁННЫЙ. УМЕР ВО ВРЕМЯ ПРЕБЫВАНИЯ В ТЮРЬМЕ ТЫРГУ-ОКНА).
Румынский подданный
После тяжелого ранения Лещенко попадает в госпиталь, где его и застала Октябрьская революция. Тем временем политическая ситуация в регионе изменилась: Румыния в одностороннем порядке решила давний территориальный спор в свою пользу. В январе 1918 года она оккупировала Бессарабию, отторгнув ее от России.
Так Петр неожиданно стал эмигрантом. Он работает и столяром, и певчим, и помощником соборного регента, и мойщиком посуды в ресторане, подрабатывает в кинотеатрах и кафе. К примеру, в 1918—1919 годах Лещенко выступал между сеансами как артист в кишиневских кинотеатрах «Орфеум» и «Сузанна».
Лещенко ощущает недостаток профессиональной подготовки и в 1923 году поступает в балетную школу в Париже. Он хотел значительно увереннее чувствовать себя в танце.
В Париже Лещенко познакомился с очаровательной девятнадцатилетней танцовщицей Зинаидой Закис, латышкой, приехавшей во Францию из Риги с хореографическим ансамблем. Спустя два года они поженились и затем подготовили несколько песенно-танцевальных номеров. Закис, прекрасная классическая балерина, танцевала и сольные номера.
Биография
Петр Лещенко считался одним из ярчайших эстрадных исполнителей начала 20 века. Певец начал с того, что исполнением «Чубчика» и «Моей Марусечки» заполнял паузы между сеансами в кинотеатрах, позднее развлекал публику с театральной сцены, пока жена-танцовщица отдыхала и переодевалась.
Петр Лещенко
Сольная карьера артиста стартовала, когда ему исполнилось 32 года – вроде бы поздно, но нет. Капризные слушатели словно ждали такого элегантного красавца с несильным, мягким голосом, своеобразным произношением и романтическим репертуаром. Современным музыкантам песни Лещенко, возможно, покажутся наивными, но для того времени они были шедеврами.
Служба в Крыму и регистрация нового брака
Петра Константиновича в октябре 1943 года призвали в армию. Он работал в Крыму заведующим офицерской столовой и возвратился в Румынию с приближением советских войск.
Петр Константинович в мае 1944 года официально развелся со своей супругой Зинаидой Закис и зарегистрировал отношения с Верой Белоусовой. Он давал концерты после прихода Красной армии, играя в госпиталях, офицерских клубах, воинских гарнизонах. Также Петр Лещенко исполнял патриотические песни, посвященные русским девушкам, которые он сочинил сам, — «Надя-Надечка», «Наташа», пел песню «Темная ночь» Богословского, а также популярные в то время русские песни. Его новая жена выступала вместе с ним.
Оккупация Одессы и посещение этого города Лещенко
В 1940 году прошли последние концерты этого артиста в Париже. В 1941 на Советский Союз напала Германия, Румыния оккупировала Одессу. Петра Лещенко вызвали в полк, однако он отказался воевать против своего народа. Тогда его судил офицеский суд, однако Лещенко отпустили, как популярного певца.
Прошел практически год с начала Великой Отечественной войны. В мае 1942 года певец Петр Лещенко приехал в Одессу. Он прибыл в этот город, оккупированный румынскими войсками, 19 мая и остановился в местной гостинице «Бристоль». 5, 7 и 9 июня Петр провел сольные концерты в Русском драматическом театре. Настоящий ажиотаж начался в городе: с раннего утра выстраивались очереди за билетами. Все концерты, по требованию командования Румынии, должны были обязательно начинаться с песни, исполненной на румынском языке. И лишь затем звучали знаменитые «Две гитары», «Моя Марусичка», «Татьяна». Концерты заканчивались «Чубчиком».
Память
В конце 80-х фирма «Мелодия» выпустила пластинку «Поет Петр Лещенко», и только тогда новые поколения советских граждан узнали об этой странице истории. По слухам, диск с записями «безыдейного белоэмигрантского кабацкого певца», как говорил товарищ Сталин, затмил по популярности тогдашних звезд сцены.
В 2013 году о жизни русского артиста режиссером Владимиром Коттом по сценарию Эдуарда Володарского снят фильм «Петр Лещенко. Все, что было…». Правда, отдельные факты биографии уступили место художественному вымыслу. Например, вокалист выступал без импресарио, в картине же такового представляет некий еврей Зельцер, сына заменяет дочь Катя, сестер – брат Александр.
Константин Хабенский в роли Петра Лещенко (кадр из сериала «Петр Лещенко. Все, что было…»)
Образ певца на экране воплотили 2 актера: в молодости – Иван Стебунов, того, что постарше – Константин Хабенский. Женские персонажи достались Ольге Лерман и Виктории Исаковой. До российского зрителя сериал дошел только в 2017-м. До этого картина появилась в Интернете и на украинском телевидении.
В Кишинёве и Одессе в честь Петра Лещенко названы улица и переулок.
Изменение репертуара
Супруги с лета 1948 года выступали в различных кинотеатрах и кафе Бухареста. Затем они нашли работу в Театре эстрады, только что созданном. В это время Лещенко было уже более 50 лет. Его репертуар, в соответствии с возрастом, также изменился. Песни в исполнении Петра Лещенко стали более сентиментальными. Из программ постепенно ушли темповые шлягеры, такие как «Настенька» и «Моя Марусичка», появился вкус к романсам и лирике, окрашенным грустью и тоской. Даже в сделанных в 1944-45 годах пластиночных записях доминирует нерадостная тональность: «Колокольчик», «Бродяга», «Не уходи», «Вечерний звон», «Сердце мамы» и др.
Детство и юность
Петр Лещенко родился в селе Исаево, которое расположено в Одесской области. Мать Мария Калиновна Лещенкова родила сына вне брака, и своего биологического отца он так и не узнал. Как незаконнорожденному Петру не выдали метрику, и первым документом стало свидетельство о крещении, которое состоялось 3 июля 1898 года. У Петра были младшие сводные сестры Валентина и Екатерина.
Через 9 месяцев после рождения первенца Мария Калиновна уезжает с родителями в Кишинев. До 8 лет мальчик пребывал на домашнем воспитании, которым занималась мать, бабушка и отчим Алексей Васильевич Алфимов, работавший зубным техником. Мария обладала абсoлютным музыкальным слухом, любила и умела петь, знала наизусть множeствo нaродных песен.
Петр Лещенко в молодости
Эти способности передались по наследству и Петру, которого в 1906 году за проявленные способности в области вокала и танцев принимают в солдатский церковный хор, а через несколько месяцев зачисляют в приходское училище в Кишинёве. Таким образом, в 17 лет Петр Лещенко окончил и общеобразовательную, и музыкальную школы. Тогда же юношу забирают на фронт. Сначала Петр год прослужил в 7-м Донском казачьем полку, а после окончания Киевской пехотной школы прапорщиков – в Одесском 40-м запасном полку, еще позже стал командиром взвода Подольского пехотного полка.
В конце лета 1917 года Лещенко был контужен, получил тяжелое ранение и отправлен на лечение в кишиневский госпиталь. Выздоровление затянулось, и вышел из госпиталя Петр уже после Октябрьской революции. Так как Бессарабия отошла к Румынии, то будущий певец оказался румынским подданным. После армии артист работал в разных направлениях – был токарем, занимал должности в церкви, мыл посуду в кафе, солировал в вокальном квартете, танцевал и пел в театре.
Петр Лещенко и Жени Закитт на сцене / Syl
В конце 1919 года Петр Лещенко переключается исключительно на эстрадную деятельность. Он много гастролирует в составе танцевальной группы «Елизаров», с балалаечным ансамблем «Гусляр», выступает как сольный певец и в гитарном дуэте. Попав в 1923-м в Париж, исполнитель поступает в известную в то время балетную школу Трефиловой, после окончания которой работает в престижном ресторане «Норманди» с танцевальными и вокальными номерами.
Переезд в Бухарест и открытие «Нашего домика»
Лещенко в первой половине 30-х годов переехал в Бухарест на постоянное жительство. Здесь он пел некоторое время в кафе под названием «Галерея Лафайета».
Затем Лещенко, Кавура и Геруцкий открыли в 1933 году в Бухаресте небольшой ресторанчик и назвали его «Наш домик». Геруцкий вложил капитал и встречал гостей. Кавура, опытный повар, хозяйничал на кухне, а Лещенко создавал настроение в заведении, играя на гитаре. Мать и отчим Лещенко принимали гардероб посетителей. Хорошо пошли дела в «Нашем домике»: недостатка в посетителях не было, в связи с большим их количеством пришлось даже задуматься о перемене помещения.
Музыка
С 1926 года в течение 2 лет Лещенко гастролирует по Европе и странам Ближнего Востока. После турне возвращается в Румынию и некоторое время трудится в театре «Театрул Ностра», но вскоре уезжает в Прибалтику, затем в Украину, где выступает в различных ресторанах.
В конце 1931 года певец знакомится с видным композитором Оскаром Строком, который писал популярные мелодии в стиле танго и фокстрот, а также эстрадные композиции и душевные романсы. По предложению Строка Петр впервые записывает свой голос. Издаются граммофонные пластинки с песнями «Чёрные глаза», «Синяя рапсодия», «Скажите, почему», а позже – «Татьяна», «Миранда» и «Настя-ягодка».
Петр Лещенко — «Черные глаза»
Успех этих песен приводит к тому, что Лещенко предлагает контракт румынский филиал английской фирмы звукозаписи Columbia, на которой он записал свыше 80 пластинок. Также работы издавались другими фирмами грамзаписи – немецкой Parlophone Records, румынской Electrecord и латвийской Bellaccord. Только почему-то не сохранилось на виниле прижизненное исполнение Петром песни «Журавли». Та, что распространена в Сети, предполагается, версия киевского артиста Григория Бальбера.
Звукозапись поднимает известность Петра Лещенко, и он много гастролирует не только по Бессарабии, но и выступает в лучших залах Вены, Лондона, Риги, Кишинева. Затем артист с семьей осел в Бухаресте, где открыл ресторан. Посетителей развлекал как сам хозяин, так и трио в составе супруги и его сестер.
Петр Лещенко — «Мое последнее танго»
В конце 1941 года вокалист дал ряд концертов в оккупированной румынскими войсками Одессе в центральном зале гостиницы «Бристоль». Первую воинскую повестку Петр проигнорировал, устроился в артистическую группу и выступал перед солдатами. Согласно второму приказу Лещенко отправился на фронтовую линию в Крыму, где служил при штабе румынской армии и заведовал столовой.
С приходом Советской армии вместе с женой Верой пел в госпиталях, гарнизонах, офицерских клубах. С лета 1948 года супруги выступают в различных кафе и кинотеатрах Бухареста, потом находят работу в только что созданном Театре эстрады.