В чем загадка платья екатерины великой?!
Содержание:
- Легенда 10. А еще она была масонкой
- Платья Екатерины великой – мода на службе государства
- «Великая» или «The Great» с Эль Фаннинг ( 2020 год)
- Процесс пошива платья
- Возлюбленные императрицы
- Процесс пошива платья
- «Кровавая императрица» или «The Scarlet Empress» с Марлен Дитрих (1934 год)
- Пугачевский бунт и создание бюрократии
- Греческий проект и славянский мир
- Гардероб императрицы
- Из каких тканей шили костюмы и чем они уникальны
- Свадьбы детей королевы Виктории и Альберта
- Меган Маркл, герцогиня Сассекская
- Елизавета Боуз-Лайон
- Платья при Николае I
Легенда 10. А еще она была масонкой
Вердикт: это неправда.
Масонский ритуал инициации мастера. 1733 год
В первые годы царствования Екатерины масонство было настолько в моде, что масонами были едва ли не все люди из окружения императрицы. Она же относилась к этому снисходительно и считала масонство пустой и бесполезной забавой. Позднее же, когда масоны занялись разного рода духовно-религиозными исканиями, Екатерина увидела в этом альтернативу официальной идеологии и стала с масонством бороться. Жертвой этой борьбы стал, в частности, издатель, просветитель и известный литератор того времени Николай Новиков.
Платья Екатерины великой – мода на службе государства
Стиль при Екатерине II представлял собой симбиоз европейского фасона и национальных русских элементов. Придворным и боярам разрешалось носить уже привычные для них костюмы французского, немецкого или английского манера, екатерининская же мода водилась постепенно. С точки зрения Екатерины II, платье служило одной из форм национального самоосознания. Подтверждением тому служит наказ императрицы боярам носить одинаковый наряд, дабы продемонстрировать «единство стоящей над нацией элиты», жёнам же полагалось шить платья под стать мужьям, соответствующие их должности и положению.
Жак Вуаль. Портрет бригадира В.А.Зубова, 1791
Сравнив платья Екатерины Великой по фото картин с нарядами её предшественницы, не сложно сделать вывод о стремлении императрицы к упрощению гардероба, избавлению от чрезмерной помпезности, к коей была склонна Елизавета. К основным деталям стиля Екатерины II можно отнести короткий шлейф платья и длинные свисающие рукава. Однако упростить платья дворян было не так просто, тогда государыня издала указ, в соответствии с которым «ширина золотого и серебряного кружева на кафтанах не должна была превышать 9 см». В последствие платья Екатерины II в Европе получили название «офранцуженный сарафан», а в России сформировали модную основу на много лет вперёд.
Табакерка – главный модный аксессуар во времена Екатерины II
Придворный стиль Екатерины II подразумевал наличие множества аксессуаров: некоторые закреплялись в причёсках, иные цеплялись к корсажу или поясу, но главной диковинкой была табакерка. Признаться, сей предмет имел несколько предназначений, некоторые из которых не совсем понятны современным людям. Все приёмы и балы подразумевали танцы «до упаду», которые занимали изрядную часть времени всего мероприятия. Завезённая в начале века ароматная туалетная вода более не справлялась со своей функцией, учитывая, что придворные танцы проходили в помещениях с наглухо закрытыми окнами. Потому табакерка, в коей отнюдь не всегда хранили порошок из табачных листьев, стала настоящим «спасением». Этот элемент платья времён Екатерины II иногда стоил дороже всего остального наряда и служил для привлечения внимания окружающих.
Считалось, что нюхательный табак «разгоняет кровь» и препятствует распространению хворей, потому довольно быстро получил распространение при дворе. Табакерка представляла собой небольшую коробочку, которая удобно помещалась в руке, хранили диковинную вещицу при себе. Модный аксессуар служил и для определения статуса владельца – по материалу с искусности изготовления табакерки можно было судить о достатке её обладателя. Табачную коробочку делали из серебра, золота, украшали драгоценными камнями и филигранью, особой ценностью считались табакерки с миниатюрой императрицы. Подобные экземпляры демонстрировались с особым удовольствием: владелец табакерки неспешно доставал её, подолгу вертел в руках, показывая всем желающим украшение и гравировку внутри, и только потом брал щепотку табака.
Необходимо отметить, что придворная мода и платья Екатерины Великой никоим образом не отразились на одежде простого люда: крестьяне, как и прежде, носили сарафаны, шушуны и распашные кофты.
«Великая» или «The Great» с Эль Фаннинг ( 2020 год)
Еще один сериал о Екатерине II, на промо-постере к которому Эль Фаннинг недвусмысленно показывает средний палец, вышел буквально на днях. Он уже был назван самым оригинальным пересказом жизни русской императрицы.Сценарист и продюсер Тони МакНамара объединился вместе с Йоргосом Лантимосом — автором нашумевшего фильма «Фаворитка». Именно поэтому на экране мы видим ту же сюрреалистичную картинку, те же откровения о личной жизни.В интервью авторы проекта признались, что не претендовали на историческую точность и хотели рассмешить публику, используя черный юмор и эротические сцены. А Эль Фаннинг до последнего верила, что Екатерина II была неисправимой бунтаркой и даже имела любовную связь с собственным конем
Хорошо, что актрисе все же удалось изучить биографию императрицы перед съемками — Екатерина, которая осознавала важность образования, была бы довольна
Процесс пошива платья
После этого я принялась за пошив великолепного царского платья. Воплощая в жизнь новую идею, я снова задавала себе один и тот же вопрос: «Все ли у меня получится, так как надо? А если нет, то тогда все мои силы напрасны?» В этот момент тревожные мысли и сомнения вертелись в моей голове. Но я взяла себя в руки, и с решительным настроем начала работать над пошивом платья в стиле Екатерины II.
Через некоторое время я уже видела будущий результат своих стараний и хотела скорее закончить платье, чтоб увидеть его в целом. Теперь весь процесс близился к завершению, оставалось совсем чуть-чуть до окончательного результата. И тут неожиданно возникла проблема?! Для платья потребовался подъюбник-фижмы такой, как носили в эпоху Екатерины II. Я не могла себе представить из чего можно его изготовить?
Возлюбленные императрицы
Елизавета Петровна унаследовала отцовское жизнелюбие, доходящее до гедонизма. Она была хороша собой, запрещала рисовать себя в профиль (у нее был несколько курносый нос), но охотно позировала анфас. Не чуралась выпивки, отдавая предпочтение токайскому
Многие ее современники в своих дневниках и мемуарах, а также биографы последующих столетий отмечали, что и цесаревной, и уже императрицей Елизавета обожала мужское внимание. У нее было несколько любовников
Первым фаворитом цесаревны, по придворным слухам, был ее камергер Александр Бутурлин, один из «птенцов гнезда Петрова». Затем у Елизаветы была связь с Алексеем Шубиным, которому она якобы даже посвящала любовные стихи.
Фавориты императрицы
На картине слева изображен фаворит Елизаветы Петровны Иван Шувалов, на картине справа — еще один любимец императрицы Алексей Разумовский.
Своим высоким положением и богатством граф Петр Шувалов и его брат Александр, глава тайной канцелярии, были не в последнюю очередь обязаны тому, что их кузен Иван Шувалов (кстати, не носивший графского титула), покровитель наук и искусств, один из основателей Московского университета и Российской академии художеств, долгое время пользовался «особым расположением» императрицы.
Другим многолетним фаворитом Елизаветы был ее ровесник Алексей Разумовский, бывший казак-певчий, взятый ко двору за прекрасный голос. Царица приблизила его к себе, осыпала подарками и имениями, даровала графский титул и звание генерал-фельдмаршала. По слухам, Разумовский даже стал тайным морганатическим мужем императрицы. Он пользовался всеми преимуществами своего положения и мог «замолвить словечко» перед монархиней за того или иного просителя, но в государственные дела почти не вмешивался — видимо, сознавая свою необразованность и ограниченность.
Процесс пошива платья
После этого я принялась за пошив великолепного царского платья. Воплощая в жизнь новую идею, я снова задавала себе один и тот же вопрос: «Все ли у меня получится, так как надо? А если нет, то тогда все мои силы напрасны?» В этот момент тревожные мысли и сомнения вертелись в моей голове. Но я взяла себя в руки, и с решительным настроем начала работать над пошивом платья в стиле Екатерины II.
Через некоторое время я уже видела будущий результат своих стараний и хотела скорее закончить платье, чтоб увидеть его в целом. Теперь весь процесс близился к завершению, оставалось совсем чуть-чуть до окончательного результата. И тут неожиданно возникла проблема?! Для платья потребовался подъюбник-фижмы такой, как носили в эпоху Екатерины II. Я не могла себе представить из чего можно его изготовить?
«Кровавая императрица» или «The Scarlet Empress» с Марлен Дитрих (1934 год)
Фильм, снятый в 1934 году, голливудским режиссером Джозефом фон Штернбергом претендовал на достоверность с момента самой задумки. Якобы в руки к сценаристам попал личный дневник Екатерины II, где были записаны ее коварные планы насчет России. Сюжет, безусловно, соответствует историческим событиям, но костюмы и декорации, изображающие «дикий императорский дворец» весьма гротескны. Кстати, само название «scarlet woman» образовано от библейского широко употребляемого термина, который характеризует «женщину-блудницу». Образ Марлен Дитрих совершенно не похож на реальную Екатерину II. Стрижка боб-каре с подкрученными локонами, страсть к дорогим мехам и перепуганный взгляд… Марлен подтвердила свой статус иконы черно-белого кино, но не смогла даже изобразить силу и ум великой императрицы.
Пугачевский бунт и создание бюрократии
В двух словах: Пугачевский бунт показал не только проблему отношений крестьян и помещиков, но и катастрофическое состояние системы государственного управления. Поэтому после восстания Екатерина приступила к созданию стройной и эффективной бюрократии. Империя была поделена на наместничества, губернии и уезды, полномочия чиновников были четко определены, дворяне и горожане получили сословные органы самоуправления.
Когда один из защитников крепостного права, придворный поэт и чиновник Александр Сумароков писал Екатерине о любви и мире между дворянами-землевладельцами и их крестьянами, она сделала пометку на полях — о том, как часто господа бывают «зарезываемы от своих». В действительности в стране шла вялотекущая гражданская война: каждый год крестьяне убивали десятки помещиков. И война эта вылилась в Пугачевское восстание. Притом что Пугачевский бунт был казацким, а не крестьянским (и одной из причин его страшного поражения стало отсутствие взаимопонимания между казацкой элитой, ведшей этот бунт, и мужицкой массой), дворян восставшие просто не воспринимали как людей, как своих. Если почитать список убитых во время пугачевщины, волосы встанут дыбом. Вырезались целые семьи с маленькими детьми, была идея извести дворянство под корень.
Взятие Казани Пугачевым. Картина Федора Моллера. 1847 год
Рано или поздно этот бунт был обречен на поражение, но целых три года империя не могла с ним справиться. Пугачевщина показала Екатерине катастрофическое состояние российской бюрократии: не было ни порядка, ни контроля, ни информации. Система государственного управления не работала. Это заставило ее задуматься над новой, более реалистической, систематической и масштабной программой реформ. Стало понятно, что тотальное переустройство всего на свете, планировавшееся в 1760-е годы, — вещь невозможная. На первое место выдвинулась реформа бюрократии.
Перестраивать бюрократическую систему Екатерина начала с реформы государственного самоуправления: создания наместничеств, губерний, уездов, определения обязанностей генерал-губернаторов, городовых и так далее, — с построения стройной и единообразной системы. До этого где-то были губернии, а где-то провинции, границы не были четкими, зона ответственности губернаторов не была прописана. Созданная Екатериной система просуществовала до 1917 года, а в некотором виде сохраняется и до наших дней.
Другая реформа второй половины царствования Екатерины — Жалованная грамота дворянству, о дворянских правах и привилегиях. В первую очередь она подтверждала положения Манифеста о вольности дворянства Петра III и определяла, что земля на веки вечные принадлежит дворянству (планы на реформу крепостного права, видимо, были Екатериной уже окончательно похоронены). Однако, помимо этого, грамотой регулировалась система сословного самоуправления: вводились дворянские собрания — представительства на местном уровне, определялись полномочия дворянских судов и так далее. Другая Жалованная грамота — городам — вводила организацию городского самоуправления, фиксировала права горожан. Планировалась и грамота государственным крестьянам.
подробнее о появлении дворянского сословия
Откуда взялось русское дворянство
Служба Отечеству, роль чинов и корни дворянской фронды
Греческий проект и славянский мир
В двух словах: Хотя так увлекший Екатерину Греческий проект (возрожденная Греция под патронажем России, великий князь Константин в роли греческого императора) так и не был осуществлен, южное направление внешней политики всегда оставалось для нее самым важным. В 1783 году князь Потемкин мирно присоединил к империи Крым. После присоединения части Польши он предложил концепцию славянского мира, но к ней императрица отнеслась гораздо прохладнее. Екатерина, которая в начале своего царствования считала, что у России и так много территорий, в итоге стала самым активным экспансионистом в русской имперской истории.
На протяжении большей части царствования Екатерины южное направление (условно говоря, турецкое), было для нее ключевым. Определенную роль в этом сыграло личное соперничество с Петром I. Постоянно подчеркивалось: если в таком неудобном месте, как Петербург, Петр добился столь выдающихся успехов, сколь же много можно сделать на благодатных, плодородных южных землях. Поначалу планов активной экспансии у Екатерины не было, однако в 1768 году Османская империя развязала первую Русско-турецкую войну, после того как запорожские казаки разграбили несколько турецких городов, — Екатерина принесла извинения, но это не помогло.
Гибель турецкого флота в Чесменском бою. Картина Якоба Филиппа Хаккерта. 1771 год
В ходе этой войны, протекавшей довольно успешно для России, оформилось то, что впоследствии назвали Греческим проектом. Планировалось установить контроль над значительной частью христианских территорий Османской империи, создать сеть вассальных государств между ней и Россией и даже возродить Византийскую империю со столицей в Константинополе. В Греции велась бурная агитация, с тем чтобы спровоцировать восстание и провозгласить независимость под патронажем России. Была организована Морейская экспедиция Алексея Орлова (Мореей в Средневековье называли греческий полуостров Пелопоннес). В 1770 году он выплыл из Петербурга, через Атлантический океан вошел в Средиземное море, разгромил турецкий флот в Чесменской битве и даже присоединил к Российской империи несколько островов в Эгейском море.
В ходе первой Русско-турецкой войны Греческий проект осуществить не удалось — но Екатерина планировала его реализацию в будущем, даже если не при своей жизни. Второго ее внука назвали Константином и наняли ему гречанку-кормилицу, которая должна была учить его греческому языку: планировалось, что он станет правителем будущей возрожденной Византийской империи. Частью проекта стало также завоевание османского Крыма и присоединение его к России. По условиям мира там было создано формально независимое государство, но в 1783 году Григорий Потемкин, душа и центр Греческого проекта, уже переставший быть фаворитом Екатерины, но сохранивший свое влияние, мирно и без всякой войны присоединил полуостров. Это стало причиной второй Русско-турецкой войны, но Крым остался за Россией.
Путешествие Екатерины II по России в 1787 году. Картина неизвестного художника. Конец XVIII века
Сворачивание Греческого проекта и присоединение к России территорий католической Польши привело к тому, что, помимо идеи союза православных государств, появилась идея единого славянского мира. Сама Екатерина к этой концепция относилась гораздо более прохладно, ее основным двигателем было полонофильство все того же князя Потемкина, считавшего, что русско-польский союз станет основой славянского мира, с Россией в качестве старшего брата и Польшей в качестве младшего.
Интересно, что Екатерина стала, вероятно, самым активным экспансионистом в русской имперской истории: захват Польши, Крыма, присоединение огромных земель на юге. Еще в начале царствования она считала, что у России и так много территорий и ничего больше не нужно, но логика внешней политики втягивала ее в радикальный экспансионистский проект, к которому будут скептически относиться ее сын и внуки.
большой видеокурс андрея зорина
Греческий проект Екатерины Великой
Как идеология вела русских на Константинополь, а привела в Крым
Гардероб императрицы
Парадные платья Екатерины Великой отличались многообразием. Руководствуясь идеей придания наряду национального колорита, императрица отдавала предпочтение русскому стилю с самого начала своего царствования.
Любимый цвет Екатерины II – белый, потому каждое важное событие, как то окончание войны, Новый год или свадьба, императрица встречала в белом наряде с выраженным русским колоритом, тем самым, подавая пример придворным дамам
Екатерина часто дополняла наряд мехами, уделяла немалое внимание обуви и аксессуарам, однако с опаской относилась к французским «излишествам», потому избегала крупных и заметных декоративных деталей в причёске
Мундирные платья
Эти платья Екатерины II являлись изысканным сочетанием французской моды и русских традиций. В таком наряде императрица принимала парады, встречалась с офицерами или отмечала особые исторические события.
Портрет в мундирном платье
Мундирное платье
Еще одно мундирное платье
Коронационное платье
Особого внимания заслуживает наряд императрицы в день коронации. Гладкая серебряная парча с вышитыми золотой нитью накладными орлами дополнена шёлковым подкладом из белой тафты. Корсаж с пластинами китового уса, юбка на гибких фижмах. Объемные рукава-пагода с богатым тонким кружевом и лентами.
Портрет Екатерины II в коронационном платье
Церемониальное платье Екатерины II
Напоследок представим вашему вниманию еще несколько платьев того времени:
Выходное платье
Парадное платье
Из каких тканей шили костюмы и чем они уникальны
Есть, на первый взгляд, ничем не примечательные бархаты, но когда понимаешь, каким образом они обработаны и сколько стоили, — это уму непостижимо. Очень ценилась также парча. Были ткани сложного производства, которые могли себе позволить очень немногие высокопоставленные петербуржцы — такого уровня, как Юсуповы. Есть платье — в царской коллекции такого не сохранилось — из дворца Юсуповых работы Чарльза Фредерика Ворта (французского модельера, основателя дома моды House of Worth — прим. «Бумаги»). Для него даже ткань выполнялась на заказ. То есть Юсуповы платили за то, чтобы только для них делали этот кусок ткани, который бы нигде не повторялся.
Каждая вещь по-своему уникальна. Даже в силу своей истории: не знаю, в какой стране можно найти такие вещи, которые прошли через то, что пережили наши костюмы. Если только королевские костюмы, чудом уцелевшие в Великую французскую революцию.
Свадьбы детей королевы Виктории и Альберта
Виктория Аделаида Мария Луиза, она же Викки, старшая дочь Виктории и Альберта
Портрет принцессы Виктории кисти придворного живописца Винтерхалтера
Виктория в свадебном платье
Виктория и подружки невесты
Фридрих III и принцесса Виктория-Аделаида
Принцесса Алиса Мод Мэри, дочь Виктории и Альберта
Алиса в свадебном платье
Церемония бракосочетания
Церемония бракосочетания
Сын королевы Виктории Эдуард и Александра Датская, королева Великобритании и Ирландии
Принцесса Александра в свадебном платье и принц Эдуард, будущий король Эдуард VII
гирляндами из флёрдоранжа и мирта и оборками из тюля и хонитонских кружевсеребряного муара
Свадьба принцессы Александры и принца Эдуарда
Елена Августа Виктория, она же Ленхен
Принцесса Елена в подвенечном наряде
1866 год. Бракосочетание принцессы Елены и принца Кристиана Шлезвинг-Гольштейнского
Принцесса Елена и принц Кристиан Шлезвинг-Гольштейнский
Луиза Великобританская, герцогиня Аргайл
Принцесса Луиза в свадебном платье
Принцесса Великобритании Беатриса
Меган Маркл, герцогиня Сассекская
Дата свадьбы: 19 мая 2018 года
Наверное, самой известной королевской невестой последних лет является голливудская телезвезда Меган Маркл, которая в 2018 году вышла замуж за младшего сына принцессы Дианы принца Гарри. Поскольку голливудская старлетка, а теперь уже герцогиня Сассекская, не может похвастаться аристократической родословной, ей, как и многим другим невестам членов британской королевской семьи, пришлось одолжить диадему из сокровищницы королевы. И Меган Маркл немало удивила весь мир своим выбором.
Тиара, которую она предпочла надеть на собственную свадьбу, многие годы находилось вне поля зрения подданных королевы и остального мира. Платиновое бандо в стиле ар-деко создали в 1932 году ювелиры дома Garrard для бабушки Елизаветы II — Марии Текской. Та была страстной любительницей драгоценностей и заказала тиару, чтобы «пристроить» старую бриллиантовую брошь. Речь идет об украшении, которое она получила в 1893 году в качестве подарка на свадьбу с принцем Йоркским (будущим королем Георгом V) от графства Линкольн.
В Garrard создали тиару из 11 подвижных секций, что позволяет подогнать его под любую прическу и размер головы. Бандо щедро украшено бриллиантами разного размера. Ту самую линкольнскую брошь, представлявшую собой цветок из 10 крупных драгоценных камней, ювелиры поместили в центр и сделали ее съемной, чтобы Мария Текская могла носить ее отдельно, как прежде.
Принцесса Евгения в день своей свадьбы
Елизавета Боуз-Лайон
Дата свадьбы: 2 апреля 1923 года
Елизавета Боуз-Лайон была супругой короля Георга VI и матерью нынешней королевы Великобритании Елизаветы II. Ее свадьба с будущим монархом состоялась 2 апреля 1923 года. Строго говоря, она не надевала тиару на свое торжество: мало того, что невеста предстала перед женихом в нетипичном для аристократок прямом подвенечном платье, модном в 1920-х, ее голову украшала кружевная вуаль Марии Текской (бабушки Елизаветы II) и венок из мирта.
Но на свадебной фотографии девушка запечатлена в тиаре «Стратморские розы», которую получила в подарок от отца, графа Стратмора. Ее еще в XIX веке изготовила фирма Catchpole & Williams. Изящное золотое украшение в виде пяти сплетенных роз было украшено бриллиантами. Но при желании центральные камни можно было заменить сапфирами. Кроме того, цветы можно было снять и носить как отдельные броши. Саму же тиару носили не на волосах, а по моде 1920-х по линии лба.
К сожалению, тиару можно назвать незаслуженно забытой. В определенный момент украшение просто пропало из поля зрения. В последний раз широкой публике его показывали почти 20 лет назад, в 2002 году, на выставке в музее Виктории и Альберта. Ее проводили в тот же год, когда скончалась Елизавета Боуз-Лайон.
Принцесса Марина с мужем в день свадьбы
Платья при Николае I
Во времена императора Николая I, пробывшим у власти три десятилетия, модными вновь стали более строгие и скромные платья-мундиры. Но носить такой наряд считалось скорее почётным, чем ультрамодным. Интересный случай, связанный с мундирным платьем, произошёл с великой княжной Ольгой Николаевной, дочерью Николая I, которая была назначена шефом третьего гусарского Елисаветградского полка накануне 1845 года. Она поссорилась с отцом: «Папа непременно хотел нарядить меня, также включая расшитые чакчиры генерала. Я протестовала против брюк, папа настаивал на этом. И впервые в жизни он рассердился на меня. Наконец был найден выход: вышивка должна была быть нашита на мою верховую юбку; со всем же остальным, включая саблю, я согласилась». Княжна отстояла право на женский крой для военной формы, и юбку всё-таки оставили. Однако её платье-мундир было максимально близко к мужской военной форме и отлично подчёркивало стройную фигуру дочери императора.
Императрица Александра Фёдоровна в мундире Лейб-гвардии Уланского полка Её Величества