Притчи соломоновы читать онлайн
Содержание:
Содержание
По своему характеру это книга поэтически-дидактическая, в поэтических формах излагающая возвышенные религиозно-философские истины с вытекающими из них нравственными положениями.
В Книге Притчей, как и в книге «Премудрость Соломона», прославляется мудрость, которая олицетворяется и сама выступает с вдохновенными изречениями в назидание людям. Книгу Притчей можно назвать философско-религиозным трактатом, в котором автор излагает добытые разумом и житейским опытом истины в формах дидактическо-поэтической речи, способной производить особенно сильное впечатление на слушателей. Многие изречения этой книги вошли в народное миросозерцание, отголоски ее влияния заметны и в Новом Завете, где много заимствований из нее и указаний на разные ее изречения (таких мест насчитывается до 35).
В греческой Библии притчи называются паремиями (παροιμίαι). Смысл обоих наименований одинаков. Паремия, по объяснению Василия Великого, значит припутное (παρά — при и οιμος — путь), вроде верстового столба, изречение, т.е. такое, которое служит указателем пути, руководит человеком на путях жизни. Церковнославянское слово притча состоит из двух слов, при и тча (теча). Корень последнего слова, теку (бегу, поспешаю) — тот же самый, который слышится и в слове предтеча. От притч Христа Спасителя притчи Соломона отличаются тем, что имеют вид суждений, тогда как притчи Христовы суть рассказы.
Книга притч пользовалась величайшим уважением не только у евреев, но и у христиан. Древние отцы церкви, по свидетельству Евсевия, назвали ее за ее высоко наставительный характер πανάρετος — сокровище всех добродетелей и βασιλικόν δωρον — царственный дар.
Из книги Притчей часто заимствуются чтения в церковных службах; вследствие преимущественного употребления ее в церковном богослужении название паремии сделалось общим для всех церковных чтений, взятых из священных книг. В дни св. четыредесятницы Православная Церковь ежедневно, за исключением субботних и воскресных дней, предлагает христианам на вечернях паремии из книги Притчей как лучшее назидательное чтение в эти дни поста и покаяния. В дни четыредесятницы прочитываются по порядку, за исключением немногих стихов, почти целиком первые 24 главы и последняя, 31-я, с 8 стиха до конца. Несколько чтений из книги Притчей положено и на дни Воздвижения Креста Господня, Благовещения Пресвятой Богородицы и др.
Глава 8
1
Не премудрость ли взывает? и не разум ли возвышает голос свой?
2
Она становится на возвышенных местах, при дороге, на распутиях;
3
она взывает у ворот при входе в город, при входе в двери:
4
«к вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой!
5
Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые — разуму.
6
Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих — правда;
7
ибо истину произнесет язык мой, и нечестие — мерзость для уст моих;
8
все слова уст моих справедливы; нет в них коварства и лукавства;
9
все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание.
10
Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото;
11
потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею.
12
Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания.
13
Страх Господень — ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу.
14
У меня совет и правда; я разум, у меня сила.
15
Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду;
16
мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли.
17
Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня;
18
богатство и слава у меня, сокровище непогибающее и правда;
19
плоды мои лучше золота, и золота самого чистого, и пользы от меня больше, нежели от отборного серебра.
20
Я хожу по пути правды, по стезям правосудия,
21
чтобы доставить любящим меня существенное благо, и сокровищницы их я наполняю.
22
Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони;
23
от века я помазана, от начала, прежде бытия земли.
24
Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою.
25
Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов,
26
когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной.
27
Когда Он уготовлял небеса, я была там
Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны,
28
когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны,
29
когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли:
30
тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время,
31
веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими.
32
Итак, дети, послушайте меня; и блаженны те, которые хранят пути мои!
33
Послушайте наставления и будьте мудры, и не отступайте от него.
34
Блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих!
35
потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа;
36
а согрешающий против меня наносит вред душе своей: все ненавидящие меня любят смерть».
Глава 7
Глава 9
Кольцо Соломона: тайна надписей
Кольцо царя Соломона всегда будоражило воображение людей, и нет ничего удивительного в том, что история об украшении, способном охлаждать разум и приводить в баланс чувства, имеет несколько интерпретаций. До сих пор нет единого мнения, как же выглядело легендарное кольцо «все пройдет», также существует ряд версий о количестве надписей. Каждая история про кольцо царя Соломона красива и необычна, каждая может оказаться подлинной.
Легенда о трех подсказках
Все сказания о мудром царе Израильского царства перекликаются между собой. Однако самая распространенная версия истории про кольцо Соломона, не смотря на свой романтический флер и сомнительное происхождение, многое проясняет в характере этого украшения. Говорят, еще в молодости царь получил в подарок перстень, имеющий божественное происхождение, это кольцо наделяло своего обладателя невиданной мудростью. Юный царь не придавал особого значения своему украшению, пока в государстве не разразился страшный голод. И так и эдак вертел Соломон кольцо, пытаясь найти выход из ситуации, но ничего не происходило. И вдруг на внешней стороне появилась надпись – «все пройдет». Правильное решение тут же нашлось: Соломон продал все свои драгоценности и вырученных денег хватило, чтобы пережить тяжелые времена (кольцо «все пройдет» царь, конечно оставил). Спустя десятилетия, находясь в зените славы и могущества, Соломон потерял любимую жену. В отчаянии пытался он искать утешения у кольца, но кольцо «все пройдет» словно издевалось над ним. Как можно эту надпись применить к человеческому горю? Разве можно сравнивать временные неудобства и беспросветное отчаяние? В прошлый раз достаточно было переждать неурожай, а смерть необратима! Правитель в гневе снял украшение и хотел было бросить его в воду, и вдруг заметил, как на внутренней стороне блеснула надпись: «И это пройдет». Кольцо царя Соломона было право – любое горе не вечно, и царь это понял. На закате своей жизни Соломон размышлял о прожитых днях, ему было страшно уходить в небытие. Царь задумчиво вертел кольцо «все пройдет» в руках и вдруг обнаружил новую надпись. «Ничто не проходит…» – сказало кольцо Соломона своему хозяину. И тут Соломон понял, что смерти для него нет – великие дела и мудрые письмена оставил он своим потомкам. Действительно, столько веков прошло, а до сих пор помнят правление Израильского царя.
Почему же у нашего кольца только две надписи?
Мы очень серьезно подошли к созданию такого особенного изделия, как кольцо Соломона, вопрос о том, как на самом деле выглядел оригинал, очень нас беспокоил. При этом нам хотелось передать не столько сходство, сколько дух и содержание необыкновенного украшения. Ведь легенды придумывают люди, а мы хотели докопаться до истины. По совету историков и искусствоведов было решено украсить кольцо Соломона двумя надписями. Дело в том, что происхождение красивой истории о трех подсказках очень позднее. Скорее всего легенда появилась уже в ХХ веке, а в древних текстах нет даже намека на фразу «ничто не проходит». Зато Экклезиаст, который по преданиям Соломон написал своей рукой, просто пропитан аурой мудрой созерцательности, и фраза «все пройдет, пройдет и это» (в привычном нам переводе звучит, как «суета сует») встречается там достаточно часто. Кроме того, без логической подосновы, которая есть в легенде, глубинный смысл трех фраз может быть утерян. Не зная подробностей историй, в которых кольцо царя Соломона помогло своему владельцу, разные надписи могут показаться противоречащими друг другу. Далеко не всегда можно уловить разницу и понять, что слова «ничто не проходит», украшающие кольцо царя Соломона, относятся к области бессмертного духа, могут трактоваться, как деяния, благодаря которым каждый оставляет свой след в Вечности. В сложных ситуациях, можно увидеть в этих словах намек на бесконечность страданий. Мы задумали наше кольцо Соломона как верного помощника в земной жизни, способного дать совет в любой ситуации. И, как подсказывают древние варианты истории про кольцо царя Соломона, где говориться именно о двух надписях, наша версия может оказаться правильной. Верить легенде или древним текстам, которые нас убедили – решать вам. Кольцо царя Соломона у каждого свое, поэтому прислушайтесь к своему сердцу. А наши мастера всегда готовы поддержать тех, кто является приверженцем трех надписей, и изготовят кольцо «все пройдет» по индивидуальному заказу.
Как применить мудрость на практике?
Мудрейшая книга Притчей Соломона, написанная более трех тысяч лет назад заключает в себе бесценное сокровище мудрости для всех поколений на земле на протяжении всех прошедших, настоящих и последующих веков. Однажды на работе подойдя к одному коллеге, я сказала, как с годами чувствую, что моя душа не стареет. Он ответил: «Это у Вас так. А я чувствую старость.» «В таком случае, у Вас приобретается мудрость,» — ответила я. «Да, нет! Что Вы такое говорите? Я до сих пор делаю столько глупостей. Ни о какой мудрости не может быть и речи,» – возразил коллега. Я постаралась его переубедить. Было бесполезно. Тогда я подумала, как отвергая Бога, человек добровольно отвергает Божью мудрость. Как жаль! А Бог ведь предлает мудрость каждому! Писание говорит просто и понятно: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» (Иакова 1:5-7). Царь Соломон ничего другого, кроме мудрости, не просил у Бога. Это просьба была угодна Богу и Он наградил мудростью молодого царя Соломона. А как насчёт Вас? Желаете ли Вы быть мудрыми? Возможно, как мой коллега отвергните мудрость добровольно. Всё же, я предлагаю Вам заглянуть на некоторые жемчужинки Божьей мудрости в притчах Соломона.
- Усвойте золотые правила поведения и манеры. Будьте мудрыми. Будьте порядочными. Просто и доступно. Изучайте в точности Божьи заповеди в Библии. Следуйте советам Соломона. Посвящайте для этого много времени в изучении Священного Писания. «Усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты» (Притчи 1:3).
- У Бога – начало мудрости. Богобоязненное почитание премудрого Бога – это и есть мудрость. Признайте Его могущество и величие в ежедневной личной жизни. Соломон прекрасно объясняет, как приобрести мудрость у Бога. В искренней молитве просите у Бога мудрости. Он ответит Вам через Священное Писание, через Божье откровение свыше или через наставления старших братьев и сестёр во Христе. Правильный выбор в жизни – зависит от Вашего решения. «Начало мудрости — страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление.» (Притчи 1:7)
- Научитесь правильно распоряжаться своим имением. Прислушайтесь к совету Соломона. Доверяйте Господу тем, что Он даёт нам. Распределяйте Ему часть достояния и это послужит огромным благословением. «Чти Господа своим достоянием, первыми плодами от всех своих урожаев» (Притчи 3:9).
- Приобретение мудрости – самое большое достижение в жизни каждого человека. Тот мудрый человек, кто посвятил свою жизнь для Господа. Господь является нашей защитой от всякого рода зла и во всякое время. Приобретай мудрость, приобретай разум; не забывай моих слов и не отклоняйся от них. Не оставляй мудрости, и она защитит тебя.» (Притчи 4:5-6).
- Самое главное богатство в жизни – это забота о чистоте сердца. Это приведёт к благоденствию. «Больше всего хранимого, храни сердце твоё потому что от него источники жизни» (Притчи 5:23).
Много притчей говорят о важности послушания детей родителям, бдительности, рассудительности, знании, предохранения себя от амморальности : «Сын мой! Внимай мудрости моей, и приклони ухо твоё к разумению моему, чтобы соблюсти рассудительность, и чтобы уста твои сохранили знание.» (Притчи 5:1-2). «Сын мой! Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей» (Притчи 6:20)
«Сын мой! Храни слова мои и заповеди мои сокрой у себя. Чтобы они охраняли тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает слова свои..» (Притчи 7:1,5).
- Приобретение и изучение Мудрости превыше всех земных сокровищ, превыше золота и серебра и других драгоценнейших камней. В мудрости содержится смысл жизни и сама жизнь. «Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею..» (Притчи 8:10-11).
- Мудрость – не многословна и назидательна. Есть чему поучиться всегда. «В многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои — разумен.» (Притчи 10:19).
- Хотите иметь благословенную семью? Тщательно изучайте притчи Соломона до вступления в брак и в браке. Вы обретёте мудрость и бесценные советы: «Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками.» (Притчи 14:1). «Кто найдёт добродетельную жену? Цена её выше жемчугов.» (Притчи 31:10).
Читайте Библию, размышляйте над Божьими заповедями, притчами и мудрыми советами Соломона, будьте мудры и благоразумны в Боге!
Автор статьи: Татьяна Мороз
Ищите женщин?
Около 40 лет длилось это великое правление. Но даже столь одаренный государственный деятель не избежал обычных житейских проблем. Легенды уверяют, что у него, как и у Давида, были сотни наложниц. И часть из них — родом из соседних и даже дальних земель, со своими обычаями, в том числе, религиозными, со своими амбициями и кознями, дворцовыми интригами.
Ряд источников свидетельствуют, что именно раздрай среди наложниц и стал причиной распада столь могучего государства. То, что не смогли сделать многочисленные вооруженные орды, удалось хитроумным женщинам, жаждущим власти и богатств.
«Ареалом обитания» женщины-загадки считают то Южную Аравию, то Северную Эфиопию. Да и имен у царицы тоже несколько: в разных источниках вельможную гостью Соломона именуют Македой, Черной Минервой, Алмак («богиня Луна»), Царица Шеба («Южная»). Мусульманские источники называют ее Билкис.
Различаются и версии знакомства. По одной Соломону весть об удивительной властелине принесли разговорчивые птицы. По другим источникам, она сама прослышала про несметные богатства Израиля и непревзойденный ум его правителя. Современные толкователи выдвигают и более «практичные» причины знакомства двух великих «менеджеров» древности.
Царица Савская обладала множеством благовоний. Умела их готовить и применять, подчиняя людей своей воле. Говорят, могла с помощью таких курений вогнать собеседника в тоску, а могла, напротив, подарить бодрость, позитивный настрой и сексуальную силу. Возможно, прибыв в столицу Израиля, ставшего на века центром пересечения многих торговых путей, сановная гостья планировала обеспечить себе лучшие условия для продвижения своих товаров на Восток, где они были весьма востребованными.
Как бы то ни было, она привезла в Израиль караван, полный ценных даров. И намерение лично «протестировать» автора притч Соломона, понять, столь ли обширны его познания и столь ли остер ум, как это принято считать. Так создатель нравоучительных сочинений, признанный философ и эрудит, мудрейший из сильных мира сего сам стал испытуемым.
Для примера приведем лишь одну из загадок, что странница задала хозяину дворца. «Растет в поле, птицам на радость, рыбам на погибель. Богатому доставляет почести, бедному – позор. Покойнику служит украшением, живому – устрашением».
Соломон, ни секунды не раздумывая, ответил, что знает разгадку. «Это лен!» –уверенно заявил он. И пояснил, что произрастает он в поле, птицы поклевывают его зернышки и радуются жизни, а рыбы часто попадают в сети, что сплетены из льняных нитей. Богатый с гордостью носит льняные одежды, а бедняк изнашивает их до ветхих лохмотьев, которых сам стыдится. Льняной саван становится украшением усопшим, потому-то его так опасаются живые, к тому же, страшит людей и льняная петля.
В общем, посетительница убедилась: слухи ничуть не преувеличены, напротив, его мудрость превосходит все ожидания. Дальше, вполне предсказуемо, случился один из самых ярких «звездных» романов прошлых тысячелетий. Легенды уверяют, что по возвращении домой спустя полгода царица уже носила под грудью дитя. Эфиопские предания говорят, что сын двух великих правителей Менелик стал основателем династии императоров Абиссинии, которая оставалась на троне на протяжении трех тысячелетий.
Есть и еще более оригинальная, почти детективная версия развития событий. Ребенок, родившийся от этого союза, это ни кто иной, как Навуходоносор. Тот самый тиран, что повелел разрушить Иерусалимский храм и пленил множество иудеев, уведя их в Вавилон…
Все пройдет: легенда о кольце Соломона
Психологи в сложных ситуациях нередко цитируют своим подопечным притчу о кольце царя Соломона.
Эта легенда повествует о времени, когда царю было особенно тяжело нести бремя власти. В стране свирепствовал голод, и Соломон не знал, как справиться с бедой. Проданные или выменянные на провизию драгоценности уже не спасали, столь велик был масштаб проблемы.
Тогда правитель обратился к известному жрецу. Тот вручил царю магическое кольцо, которое надо было всегда иметь при себе и держать в руках, когда становилось особенно трудно.
На юного царя снизошло глубокое понимание смысла лаконичного напутствия. Он взял себя в руки, обрел душевное равновесие и смог найти верное решение сложной государственной задачи.
Многие годы спустя он пережил трагическую потерю любимой женщины. В этой ситуации фраза, которая когда-то успокаивала, напротив, вызвала гневный протест. Царь впал в ярость, сорвал с руки кольцо и бросил его. Но успел боковым зрением ухватить: на внутренней площади кольца значились слова: «Пройдет и это».
Легенда рассказывает, что на смертном одре Соломон, подводя итоги своего царствования, вдруг заметил, что на ребре его кольца есть еще одно изречение. «Ничто не проходит» — гласила мудрость предков.
И никакого противоречия с предыдущими афоризмами тут нет. Действительно, наши душевные раны со временем несколько затягиваются. Но ничто и никогда не проходит бесследно, все оставляет отпечаток в Судьбе. Что-то нас учит, делает сильнее, а порой события, испытания Фортуны становятся непосильными. Выбор всегда есть. Но, сделав его, мы впечатываем этот алгоритм поведения в скрижали Судьбы. А она «выставляет оценки», которые в итоге и определяют, что мы сумели, что успели сделать в этой жизни.
Надеюсь, что сегодняшняя публикация станет полезной, что вы обратитесь к этой бесценной сокровищнице знаний, познакомитесь и с другими притчами величайшего правителя древности.
Я благодарю Любовь Миронову, читателя блога, за помощь в подготовке этой статьи.
И сейчас прозвучит одна из лучших притч царя Соломона «Счастье жить». Как все глубоко и правильно, чтобы познать счастье жить.
Глава 11
1 | Неверные весы — мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему. | |
2 | Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными — мудрость. | |
3 | Непорочность прямодушных будет руководить их, а лукавство коварных погубит их. | |
4 | Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти. | |
5 | Правда непорочного уравнивает путь его, а нечестивый падет от нечестия своего. | |
6 | Правда прямодушных спасет их, а беззаконники будут уловлены беззаконием своим. | |
7 | Со смертью человека нечестивого исчезает надежда, и ожидание беззаконных погибает. | |
8 | Праведник спасается от беды, а вместо него попадает в нее нечестивый. | |
9 | Устами лицемер губит ближнего своего, но праведники прозорливостью спасаются. | |
10 | При благоденствии праведников веселится город, и при погибели нечестивых бывает торжество. | |
11 | Благословением праведных возвышается город, а устами нечестивых разрушается. | |
12 | Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит. | |
13 | Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; но верный человек таит дело. | |
14 | При недостатке попечения падает народ, а при многих советниках благоденствует. | |
15 | Зло причиняет себе, кто ручается за постороннего; а кто ненавидит ручательство, тот безопасен. | |
16 | Благонравная жена приобретает славу , а трудолюбивые приобретают богатство. | |
17 | Человек милосердый благотворит душе своей, а жестокосердый разрушает плоть свою. | |
18 | Нечестивый делает дело ненадежное, а сеющему правду — награда верная. | |
19 | Праведность ведет к жизни, а стремящийся к злу стремится к смерти своей. | |
20 | Мерзость пред Господом — коварные сердцем; но благоугодны Ему непорочные в пути. | |
21 | Можно поручиться, что порочный не останется ненаказанным; семя же праведных спасется. | |
22 | Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и — безрассудная. | |
23 | Желание праведных есть одно добро, ожидание нечестивых — гнев. | |
24 | Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет. | |
25 | Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет других, тот и сам напоен будет. | |
26 | Кто удерживает у себя хлеб, того клянет народ; а на голове продающего — благословение. | |
27 | Кто стремится к добру, тот ищет благоволения; а кто ищет зла, к тому оно и приходит. | |
28 | Надеющийся на богатство свое упадет; а праведники, как лист, будут зеленеть. | |
29 | Расстроивающий дом свой получит в удел ветер, и глупый будет рабом мудрого сердцем. | |
30 | Плод праведника — древо жизни, и мудрый привлекает души. | |
31 | Так праведнику воздается на земле, тем паче нечестивому и грешнику. |
Глава 10
Глава 12
Притча о моральном выборе
Однажды к царю Соломону за советом пришел человек, спрашивая, что ему делать, если перед каждым жизненно важным решением его одолевают сомнения, как поступить было бы правильнее. Он страдал от бессонницы и беспокойства из-за постоянного страха поступить неправильно.
Тогда Соломон обратился к нему с таким вопросом – что бы он сделал, видя тонущего ребенка? Тот сразу же ответил, что, не раздумывая, бросился бы за ним в реку. И тогда Соломон спросил – поступил ли бы этот человек по-другому, если бы это событие произошло вчера или завтра. И человек отвечал, что нет – и в прошлом, и в будущем он спас бы тонущего ребёнка.
Царь разъяснил ему, что поступать надо ситуативно, главное – чтоб поступки не шли в разрез с моралью и совестью человека. Таким образом, вся наша жизнь строится не на выборе, а на составляющих нашей души. Внутренне состояние определяет и внешние поступки человека в мире.
Глава 10
1 | Притчи Соломона. Сын мудрый радует отца, а сын глупый — огорчение для его матери. | |
2 | Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти. | |
3 | Не допустит Господь терпеть голод душе праведного, стяжание же нечестивых исторгнет. | |
4 | Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает. | |
5 | Собирающий во время лета — сын разумный, спящий же во время жатвы — сын беспутный. | |
6 | Благословения — на голове праведника, уста же беззаконных заградит насилие. | |
7 | Память праведника пребудет благословенна, а имя нечестивых омерзеет. | |
8 | Мудрый сердцем принимает заповеди, а глупый устами преткнется. | |
9 | Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно; а кто превращает пути свои, тот будет наказан. | |
10 | Кто мигает глазами, тот причиняет досаду, а глупый устами преткнется. | |
11 | Уста праведника — источник жизни, уста же беззаконных заградит насилие. | |
12 | Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи. | |
13 | В устах разумного находится мудрость, но на теле глупого — розга. | |
14 | Мудрые сберегают знание, но уста глупого — близкая погибель. | |
15 | Имущество богатого — крепкий город его, беда для бедных — скудость их. | |
16 | Труды праведного — к жизни, успех нечестивого — ко греху. | |
17 | Кто хранит наставление, тот на пути к жизни; а отвергающий обличение — блуждает. | |
18 | Кто скрывает ненависть, у того уста лживые; и кто разглашает клевету, тот глуп. | |
19 | При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои — разумен. | |
20 | Отборное серебро — язык праведного, сердце же нечестивых — ничтожество. | |
21 | Уста праведного пасут многих, а глупые умирают от недостатка разума. | |
22 | Благословение Господне — оно обогащает и печали с собою не приносит. | |
23 | Для глупого преступное деяние как бы забава, а человеку разумному свойственна мудрость. | |
24 | Чего страшится нечестивый, то и постигнет его, а желание праведников исполнится. | |
25 | Как проносится вихрь, так нет более нечестивого; а праведник — на вечном основании. | |
26 | Что уксус для зубов и дым для глаз, то ленивый для посылающих его. | |
27 | Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся. | |
28 | Ожидание праведников — радость, а надежда нечестивых погибнет. | |
29 | Путь Господень — твердыня для непорочного и страх для делающих беззаконие. | |
30 | Праведник во веки не поколеблется, нечестивые же не поживут на земле. | |
31 | Уста праведника источают мудрость, а язык зловредный отсечется. | |
32 | Уста праведного знают благоприятное, а уста нечестивых — развращенное. |
Глава 9
Глава 11
Популярное за 7 дней
Псалом, раскрывающий тайны. Читающий его обретает мудрость
08.10.21 11:24
Кому бесы не могут причинить никакого вреда
11.10.21 10:07
Живописные иллюзии Роба Гонсалвеса
07.10.21 13:25
Одна положительная черта
07.10.21 11:36
Покров Пресвятой Богородицы: об особом смысле праздника, свадебном сезоне, наиболее значимых традициях
13.10.21 20:52
Бывают ли несчастливые числа?
13.10.21 17:39
Рок-музыка: от откровенного сатанизма до христианских тем
11.10.21 11:45
Житие святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, или Как понять «небесную арифметику»?
08.10.21 12:25
Текст службы Покрова с переводом и поясениями
13.10.21 14:44
Надвратные церкви Киево-Печерской Лавры
12.10.21 10:35
Цель написания.
Целей было пять, и все они перечислены во вступительных стихах (1:2-4,6):
а) «Чтобы познать мудрость и наставление»,б) «Понять изречения разума»,в) «Усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты»,г) «Простым дать смышленность, юноше — знание и рассудительность»д) «Чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их».
Однако все пять целей можно было бы свести к одной: помочь читателю овладеть искусством мудрой жизни.
Наставляя юношей, родители и учителя прибегали к притчам, благодаря чему весь процесс обучения становился живым и увлекательным, он вел к постепенному умственному созреванию, в процессе чего они обретали способность делать мудрые выборы.
Понятие мудрости обозначается на страницах книги Притчей несколькими словами, более или менее синонимичными друг другу. Чаще всего, 45 раз, употребляется еврейское слово «хокма». В Ветхом Завете этим словом определяли любой вид искусства, высокого умения, шла ли речь о ремесленниках, моряках, певцах, плакальщицах, управляющих или советниках. Все они, будучи знающими, опытными в своей области, по праву почитались «искусными», и в этом смысле «мудрыми».
То же и в духовной сфере: в подходе к Богу мудрость присуща тому человеку, который держится путей, угодных Ему, на основании своих познаний и опыта. Таким образом, с точки зрения библейской «литературы мудрости» (которая не ограничивается книгой Притчей Соломона), быть мудрым означает быть «искусным» в благочестивой жизни. Можно сказать об этом и так: иметь Божью мудрость значит быть способным чтить Бога всей своей жизнью. Многие древние культуры на Ближнем Востоке создали свои «писания мудрости» (раздел «Об отношении Притчей к другой древней литературе мудрости»).
И хотя книга Притчей в известном смысле с этой литературой схожа, она содержит в себе и нечто присущее лишь ей. Как и в упомянутой литературе, в Притчах восхваляются практическая дальновидность, острота ума и проффесиональное мастерство, но только в Притчах подчеркивается, что праведная жизнь в согласии с высокой моралью невозможна без таких взаимоотношений с Господом, которые угодны Ему. То положение, что «Начало мудрости — страх Господень» (1:7; 9:10), делает древнееврейскую концепцию мудрости уникальной
(сравните с 14:16 — «Мудрый боится» (Господа); обратите также внимание на 15:33, на Иов. 28:28 и на Пс
110:10.) Итак, мудрость в библейском смысле слова начинается с выработки в себе правильного отношения к Богу. Под «боязнью Господа» в Библии подразумевается глубокое почитание Его за то, Кем Он является, доверие и повиновение Ему, поклонение и служение. По определению еврейских мудрецов, «хокма» дается лишь тем, кто почитает Бога и следует Его слову.