Какие особенности человека можно узнать благодаря психологии рисунка?
Содержание:
- Дом
- Зависимое расстройство личности (DPD)
- Панические атаки
- Цвет рисунка в психологии ребенка
- Повышенная тревожность
- 9. Депрессия
- Дерево
- Социофобия
- Психология детского рисунка
- «Эволюция» юного живописца
- Синдром дефицита внимания и гиперактивности
- Посттравматический стрессовый синдром
- Развитие рисунка
- Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР)
- Важные моменты в анализе рисунка ребенка
- Человек
Дом
Масштаб рисунка Какую долю занимает рисунок относительно листа? Если менее 1/3, то психологи считают, что у автора занижена самооценка. Размер рисунка соответствует тому месту, которое человек отводит себе в окружающем мире.
Окна Посмотрим на количество окон в доме. Психологи считают, что оно примерно соответствует количеству значимых для вас людей. Если кто-то нарисовал глухую избушку без окон, без дверей, то с ним всё понятно.
Крыша Соотношение размеров крыши и остальной части дома говорит о фантазии человека. Чем больше доля крыши, тем сильнее у человека развито воображение. Обычное соотношение крыши и дома примерно 1:3.
Коттедж или многоквартирный дом? Если человек изобразил многоквартирный дом, тем паче небоскрёб, то он ощущает себя частью общества. Это человек общественный, коллективист, в противоположность индивидуалисту, изобразившему личную дачу, усадьбу или избушку.
Дверь Посмотрите, велика ли (и есть ли) в доме дверь? Открыта ли она? Легко ли попасть в дом? Всё это говорит об открытости человека, о его желании сотрудничать с внешним миром. Если к двери ведёт высокая лестница, пробиться к внутреннему миру такого человека нелегко. Если на двери висит амбарный замок — этот человек наглухо от всех закрыт.
Жилой ли дом? Есть ли в доме занавески? Идёт ли дым из печной трубы? Цветут ли цветы на подоконнике? Всё это говорит о самоощущении человека в семье. Если дом мёртвый и наглухо заколоченный, похоже, человек в депрессии. Ещё хуже, если дом полуразрушенный.
Много ли в доме повторяющихся деталей? Если на рисунке много однотипных окон, тщательно прорисована черепица крыши, кирпичи и т. п., то это можно трактовать как тревожность, либо как педантичность. Тревожные люди успокаиваются, изображая однотипные предметы. Кстати, это можно понять и без теста, наблюдая за тем, какие каракули человек выводит на листке, разговаривая по телефону (если у него есть такая привычка). Повторяющиеся детали могут быть свидетельством склонности застревать на каких-либо ситуациях и формах поведения.
Есть ли пристройки к дому? Обилие пристроек, построек типа колодцев, сараев, беседок также свидетельствуют о тревожности человека. Ему требуется дополнительная защита для возвращения уверенности.
Зависимое расстройство личности (DPD)
Повышенное ощущение беспомощности, некомпетентности и нежизнеспособности без поддержки других людей, потребность в которой ощущается большую часть времени.
Согласно руководству по психическим расстройствам DSM-IV зависимое расстройство личности относится к тревожным и паническим расстройствам. Человек с таким расстройством ощущает как необходимость избыточную заботу о себе со стороны окружающих, что приводит к повышенной покорности и привязчивости, страхам разлучения. Для постановки диагноза необходимо чтобы пять или более из ниже перечисленных характеристик начали проявляться с ранней зрелости (от 18 лет и старше) в самых разных контекстах:
- Испытывает трудности в принятии повседневных решений, если не получает завышенного количества рекомендаций и одобрений со стороны окружающих.
- Испытывает потребность в людях, которые брали бы на себя ответственность за большую часть его (её) жизни.
- Испытывает трудности с выражением несогласия с другими из-за страха потери материальной поддержки или одобрения.
- Испытывает трудности в проявлении инициативы или самостоятельной деятельности.
- Далеко заходит в стремлении получить опеку и поддержку от окружающих — может даже добровольно вызываться делать неприятные для себя вещи.
- Чувствует дискомфорт или беспомощность, из-за преувеличенного страха, что не сможет о себе позаботиться.
- В срочном порядке ищет новых отношений, которые могли бы служить источником помощи и поддержки, если предыдущие близкие отношения разрываются.
- Испытывают неадекватное количество страхов и беспокойств в связи с перспективой самостоятельно о себе заботиться
Панические атаки
Если попробовать описать, что такое панические атаки словами: мучительные приступы тяжелой тревоги, сопровождаемые беспричинным страхом в сочетании с вегетативными (соматическими) симптомами.
По МКБ-10 – признак панического расстройства – «рецидивирующие приступы резко выраженной тревоги (паники), которые не ограничены какой-либо особой ситуацией или комплексом обстоятельств и, следовательно, непредсказуемы». В то же время наличие панических атак не обязательно означает, что у больного — паническое расстройство. Панические атаки могут быть симптомами феохромоцитомы, соматоформных дисфункций, фобий, депрессивных расстройств, посттравматического стрессового расстройства, эндокринологических заболеваний, сердечных заболеваний, митохондриальных заболеваний и т. д. Или же возникать в результате приёма каких-либо препаратов (например, «Эреспал»).
Цвет рисунка в психологии ребенка
Изучая связь цветовой гаммы с поведением человека, известный психолог Макс Люшер доказал, что определенные цветовые предпочтения могут многое рассказать о физическом и психическом состоянии людей. Основываясь на выборе человеком того или иного цвета, можно определить его характер, эмоциональное состояние, другие особенности поведения.
В психологии каждый цвет имеет четкую характеристику, но из правил всегда есть исключения. Ведь люди по-разному воспринимают те или иные оттенки. Прежде, чем делать выводы, постарайтесь уточнить у малыша, каким он видит этот цвет – веселым или грустным, какие мысли он вызывает.
Психология семейной жизни: оздоравливаем отношения
Статья расскажет вам о том, как сделать отношения в семье гармоничными
Читать ›
Дети в процессе рисования используют не меньше 5-6 цветов, это норма.
Дети в процессе рисования используют не меньше 5-6 цветов, это норма. Чем увереннее чувствуют себя дети, тем ярче цвета они выбирают. Но ребятишки непосредственны, так что не стоит делать однозначные выводы. Малыш раскрасил папу черными штрихами, потому что он часто видит его в любимом черном свитере. Но он может также выделить папу черным, если тот ушел из семьи
Когда в рисунках явно преобладают 1-2 цвета, то стоит заострить на этом внимание
Многие специалисты в своей работе руководствуются интерпретацией цвета, которую разработал Макс Люшер – известный психолог и исследователь в этой области. Его выводы говорят о том, что неосознанное цветовое предпочтение говорит не только о психологическом состоянии человека, но и о его физическом здоровье.
Изучив психологию рисунка ребенка 5 лет, можно с помощью методики Макса Люшера проанализировать присутствие того или иного цвета в работах детей.
- темно-синий – уход в себя, сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое;
- зеленый – баланс в чувствах, уравновешенность, независимость, настойчивость, стремление к безопасности;
- красный – стремление к агрессии, крепкая сила воли, повышенная активность, возбудимость;
- желтый – оптимистичное отношение к жизни, положительные эмоции, непосредственность, любознательность;
- фиолетовый – творческая личность с развитой фантазией и интуицией, но при этом эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто предпочитают этот цвет);
- коричневый – часто воплощает отрицательные эмоции, определяет чувственную опору ощущений, медлительность, физический дискомфорт;
- черный – цвет протеста, подавленности, разрушения, настоятельная потребность в изменениях;
- если ребенок использует только простой карандаш, не стараясь раскрасить рисунок – это говорит о безразличии, отстраненности, желании закрыться.
Повышенная тревожность
До сих пор нет единого мнения о причинах тревожности у людей. Преобладает точка зрения, что тревожность имеет частично врождённую, частично приобретённую природу. Имея некоторую генетически обусловленную склонность к тревожности, человек, в результате неправильных действий родителей, педагогов, внутренних конфликтов (прежде всего самооценочного характера) и других социально обусловленных причин, со временем приобретает её.
Неофрейдисты считают основной причиной тревожности неблагополучный ранний опыт отношений, из-за которого развивается базальная тревога (по Карен Хорни). Такая тревожность сопровождает человека всю жизнь, в значительной степени влияя на его отношения с другими людьми.
Бихевиористы считают тревожность результатом научения. По их мнению это заученная реакция на угрожающие ситуации, которая, впоследствии, переносится и на другие, ассоциирующиеся с ними обстоятельства.
(выдержка из книги “Тревожность // Клиническая психология. Словарь / под ред. Н. Д. Твороговой. — Москва : ПЕР СЭ, 2007).
9. Депрессия
Депрессия – психическое расстройство, характеризующееся «депрессивной триадой»: снижением настроения и утратой способности переживать радость, нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и так далее), двигательной заторможенностью.
В настоящее время депрессия — наиболее распространённое психическое расстройство. Ею страдает каждый 10-й в возрасте старше 40 лет, две трети из них — женщины. Среди лиц старше 65 лет депрессия встречается в 3 раза чаще. Также депрессии и депрессивным состояниям подвержено около 5% детей и подростков в возрасте 10-16 лет.
Почитайте рецепты от депрессии в тексте “Депрессия отменяется“.
Дерево
Хвойное или лиственное? Психологи считают, что хвойное, колючее дерево — признак человека, к которому непросто найти подход. Если человек нарисовал какое-то экзотическое дерево, то он ощущает себя «не в своей тарелке», переживает о чём-то.
Пышна ли крона? Богатая листвой крона говорит о мощной жизненной энергии и готовности к действиям. Чахлое деревце — признак упадка сил, депрессии.
Растут ли на дереве плоды? Если дерево обильно усыпано плодами, человек активно размышляет о продолжении рода, о детях.
Виден ли корень дерева? Ярко выраженный корень свидетельствует об ответственности человека и уверенности в принимаемых решениях.
Ствол Форма ствола дерева свидетельствует о сложившейся жизненной ситуации человека. Если он широкий и прямой, то жизнь человека идёт по накатанной колее. Если ствол искривлён, жизнь свернула куда-то не туда. Если ствол раздваивается — человек стоит перед каким-то важным выбором и не может пока принять решение.
Дупло Если в стволе есть дупло, то человека что-то беспокоит, возможно, болезнь или какие-то страхи.
Социофобия
Социофобия – это тревожное расстройство, упорная иррациональнаябоязнь исполнения каких-либо действий, сопровождаемых вниманием со стороны посторонних лиц: боязнь взглядов прохожих на улице, боязнь находиться в обществе, невозможность заниматься чем-либо при наблюдении со стороны.
Люди, страдающие социофобией, испытывают настоящий ужас от того, как они будут оценены сторонними наблюдателями. Они почти всегда слишком сосредоточены на самих себе, на том, как они выглядят, как себя ведут. Такие люди также, как правило, предъявляют повышенные требования к себе.
В большинстве случаев социофобия начинает проявляться в раннем возрасте. 50 % страдающих этим заболеванием обнаружили его симптомы до достижения ими 11 лет, и 80 % — до достижения 20-летнего возраста.
Психология детского рисунка
Анализ содержания рисунка нашел особенно широкое применение в детской психологии. Обычно темы детских рисунков достаточно простые — они могут изображать дома, зверей, окружающих их людей или персонажей мультфильмов.
Наиболее часто встречающиеся рисунки вы сможете интерпретировать самостоятельно — в любом рисунке всегда есть несколько основных критериев, по которым можно судить о темпераменте и эмоциональном состоянии ребенка. Что означают детские рисунки в психологии?
Пейзажи с лесом, лужайкой или улицей без людей у детей могут сигнализировать об одиночестве и проблемах в общении
Если ребенок рисует безлюдные пейзажи, скорее всего, у него не ладятся отношения со сверстниками.
Рисунок дома также, как и у взрослых, говорит об усталости и потребности в уюте и отдыхе в окружении близких людей.
О внутреннем напряжении, страхе и дискомфорте могут свидетельствовать рисунки чудовищ
Часто подобные изображения отражают популярные детские страхи.
Внимание стоит обратить на рисунок семьи. Рисунок семьи в психологии у детей хорошо демонстрирует то, какой им видится их семья
Если семья изображена в полном составе и в ярких красках, значит, дела идут хорошо и ребенку комфортно
Если ребенок кого-то не изобразил, стоит задуматься — возможно, этого человека не хватает в жизни ребенка, он уделяет ребенку мало внимания. Черные и коричневые краски в изображении семьи говорят о проблемах и негативе, который ощущает ребенок. Также у маленьких детей самая крупная фигура будет означать главу семьи в детском понимании.
Рисунок дерева в психологии означает стремление к познанию и развитию
Однако важное значение имеет и то, как именно нарисовано дерево. В детской психологии есть тесты по рисункам — один из таких тестов заключается в том, что ребенку предлагается нарисовать дерево
По наличию или отсутствию корней можно судить о том, насколько глубоко ребенок привык мыслить. Кривизна ствола или ствол необычной формы говорит о стрессе, неудовлетворенности и дискомфорте. Крону дерева вы легко сможете оценить по линиям, из которых она состоит — округлые ли линии или с заостренными углами, тонкие или жирные, сплошные или прерывистые.
Рисунки животных в психологии считаются хорошим знаком — они свидетельствуют о спокойствии и радости ребенка.
Интерпретации рисунка человека в психологии уделяют особе место — особенно это интересно в работе с детьми. Если ребенок рисует другого человека, это часто обозначает нехватку общения
Стоит обращать внимание также на то, нарисован ли конкретный человек или некий собирательный образ. Если человек нарисован в темных красках и неестественно крупным, возможно, у ребенка присутствует страх людей.
Если ребенок рисует себя, это говорит о потребности в самопознании и самовыражении
Детские рисунки часто не слишком пропорциональны, по мелким деталям изображения тоже можно многое сказать. Например, большие уши говорят о дерзости и желании выделяться, короткие ноги указывают на низкую самооценку, а длинные руки свидетельствуют о том, что ребенок всегда готов пробовать новое.
В психологии по рисунку человека можно многое сказать и о его личностных характеристиках, и о его настроении в конкретный момент. Понаблюдав за собственными рисунками, вы сможете убедиться, что правила их интерпретации работают. Разумеется, при оценке человека не стоит всецело полагаться на анализ его рисунков, однако некоторые изображения, в которых очевидно прослеживается тот или иной мотив, могут помочь вам узнать человека немного лучше.
«Эволюция» юного живописца
Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает ребенку возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен.
Детский рисунок чаще всего наглядно демонстрирует сферу интересов самого маленького художника. На ранних этапах развития (до трех лет) из-под руки юного художника выходят черточки, линии, круги. Малыш «пробует» карандаш или кисть, экспериментирует. Обычно он сначала делает рисунок, а потом придумывает, что изобразил, на что это может быть похоже. Позднее (к четырем годам) появляется замысел рисунка. С определенного возраста (в 3,5-4 года) объектом пристального внимания и изучения становится человек. С точки зрения психодиагностики рисунок человека является одним из самых точных и достоверных источников информации. Сложность заключается лишь в том, что информация, содержащаяся в таком «послании», образно говоря, «закодирована», и рисунок нужно грамотно «читать». Психологи, которые используют в работе рисуночные методики, должны обладать достаточной квалификацией и опытом работы с детьми. Однако внимательные родители всегда могут заметить в творческих работах ребенка что-то необычное, почувствовать настроение малыша, уловить скрытое напряжение. Поэтому в качестве «доврачебной помощи» предлагаем несколько уроков анализа детского рисунка.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности
Синдром дефицита внимания и гиперактивности – расстройство, встречающееся примерно у 5% детей. У городских – чаще, чем у деревенских, у мальчиков – в 4-5 раз чаще, чем у девочек.
С неврологической точки зрения СДВГ рассматривается как стойкий и хронический синдром, для которого не найдено способа излечения. Считается, что некоторые дети, а именно 30%, «перерастают» этот синдром либо приспосабливаются к нему во взрослой жизни.
В существовании СДВГ сомневается ряд медиков, учителей, политиков, родителей и средств массовой информации. Некоторые считают, что такого заболевания, как СДВГ, не существует вообще, однако их противники полагают, что существуют генетические и физиологические причины данного состояния.
Посттравматический стрессовый синдром
Посттравматический стрессовый синдром – (он же «вьетнамский синдром», «афганский синдром» и т. п.) — тяжёлое психическое состояние, которое возникает в результате единичной или повторяющихся психотравмирующих ситуаций, как, например, участие в военных действиях, тяжёлая физическая травма,сексуальное насилие, либо угроза смерти.
Группа характерных симптомов – психопатологические переживания, избегание либо выпадение памяти о травмирующих событиях и высокий уровень тревожности сохраняется на протяжении более месяца после психологической травмы.
Доказана эффективность когнитивной психотерапии при посттравматическом синдроме: применении когнитивной терапии у женщин, переживших тяжёлый стресс, клиническое улучшение наблюдалось у 85% пациенток и, в частности, проявлялось значительным снижением показателей по шкале депрессии — даже у тех женщин, кто испытал стресс в детском возрасте.
Развитие рисунка
Первые детские рисунки появляются примерно в два года. Характерные для этого возраста штрихи и каракули отражают неспособность разделять внутренний и внешний мир. Появляющиеся в дальнейшем круг и замкнутые фигуры свидетельствуют о возникновении в сознании ребенка образа себя. В трехлетнем возрасте к кругу добавляются линии и палочки, могут присутствовать черты лица, волосы. Но нарисованные человечки выглядят как «головоноги»: голова и тело слились в один овал или круг с ногами. Как правило, ребенок этого возраста сначала рисует, а потом придумывает, что изобразил.
Замысел появляется приблизительно к четырем годам, когда ребенок переходит к рисованию примитивной схемы. Теперь рисунок состоит из отдельных, правильно расположенных частей.
Детализация изображений начинается с шести лет: на лицах появляются правильной формы нос и рот, на руках – пальцы.
К семи годам на детском рисунке можно увидеть такие обязательные детали человеческого образа, как волосы, шея и одежда.
А в десять лет дети в основном переходят от схематичности изображения к пластичности, когда части тела и некоторых предметов соединяются без углов и лишних чёрточек.
Если у ребёнка нет художественного таланта, и он не ходит на специальные занятия, то в подростковом возрасте совершенствование рисунка прекратится.
Такое развитие рисунка является последовательным для каждого ребенка, и нарушение этого процесса может свидетельствовать о социальном неблагополучии, искажении личностного или отставании умственного развития. Для выявления подобных нарушений всё чаще используются различные тесты детских рисунков.
Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР)
При ОКР у больного непроизвольно появляются навязчивые, мешающие или пугающие мысли (так называемые обсессии). Он постоянно и безуспешно пытается избавиться от вызванной мыслями тревоги с помощью столь же навязчивых и утомительных действий (компульсий). Иногда отдельно выделяется обсессивное (преимущественно навязчивые мысли) и отдельно компульсивное (преимущественно навязчивые действия) расстройства.
Обсессивно-компульсивное расстройство чаще всего начинается в возрасте от 10 до 30 лет. При этом первое посещение психиатра наступает обычно только между 25 и 35 годами. Средний возраст госпитализации — 31,6 лет.
Распространённость ОКР также связана с уровнем образования. Частота болезни ниже у тех, кто окончил высшее учебное заведение (1,9%), чем у тех, кто не имеет высшего образования (3,4%).
Важные моменты в анализе рисунка ребенка
Можно анализировать цветовую гамму рисунка только в том случае, если в распоряжении ребенка была вся палитра карандашей. Картинка в темных тонах может получиться и потому, что рядом с юным художником были только эти цвета. Если же в руках у малыша оказался лишь простой карандаш, то не стоит переживать о том, что сюжет получился мрачноватым.
Не пытайтесь анализировать работы, сделанные в детском саду. Чаще всего детям дается определенная тема для рисования, что лишает их свободы самовыражения.
Не стоит забывать и о том, что содержание рисунка напрямую зависит от настроения ребят, их душевного состояния на момент рисования. Если у ребенка был конфликт буквально перед началом занятия, или он просто не выспался, то на бумагу обязательно «выплеснутся» все обиды, эмоции, усталость, что поможет ему снять нервное напряжение. Именно поэтому арт-терапевты используют рисование как наиболее эффективный способ освобождения от негативных эмоций.
Содержание детского художественного творчества далеко не всегда очевидно для взрослого. Поэтому надо корректно обсудить его работу, уточнить у ребенка, что происходит с нарисованными героями, чем все закончится. И только тогда вы сможете правильно истолковать то, что он изобразил.
Простой вопрос: «Что ты тут нарисовал?» может вызвать волну негодования и даже обидеть юного художника. Ведь для него это очевидно. Не старайтесь угадать, вряд ли это получится, ведь картинку каждый воспринимает по-своему. Пусть лучше он сам расскажет, что он изобразил, а вы лишь будете аккуратно задавать уточняющие вопросы.
Удержитесь от поспешных выводов (Как похоже на кошку!), вряд ли это будет верным предположением
Не критикуйте, но и не хвалите в общем, без конкретных фактов (Какая красота, ты замечательный художник!).
Ребенку интересен сам процесс рисования, что и как он делает, поэтому обратите внимание на то, как он рисует (Какой необычный фон у тебя получился! А что ты хочешь на нем нарисовать?)
Человек
Изображая абстрактного человека, по мнению психологов, вы рисуете самого себя.
Пол Если пол нарисованного человека не соответствует полу автора, то это свидетельствует о несоответствии своей социальной самоидентификации общепринятым стандартам. Мужчина, изобразивший женщину, демонстрирует свою повышенную эмоциональность, чувствительность, а женщина, изобразившая мужчину — импульсивность, агрессивность.
Голова Размер головы говорит о самооценке интеллектуальных возможностей. Маленькая или чрезвычайно большая голова указывает на некоторые комплексы.
Руки В изображении рук проявляются агрессивные инстинкты. Если руки прорисованы нечётко, это проявление агрессии. Если спрятаны в карманах, агрессия скрытая, сдерживаемая. Если человек что-то держит в руках, это говорит о его потребности в защите. Если руки охватывают талию, человек пытается соответствовать общим требованиям и правилам.
Лицо Наличие или отсутствие органов чувств (глаза, нос, рот, уши) указывает на желание человека контактировать с внешним миром. То есть: если есть только глаза, то человек по жизни наблюдатель, если есть рот, то любит поговорить, если есть ещё и уши — готов слышать других, если есть всё, включая нос — человек в полном контакте с окружающим миром.
Волосы Причёска, закрывающая лицо, говорит о закрытости человека от мира.
Ноги Если ноги развёрнуты, видны ступни, обувь, то человек демонстрирует ощущение устойчивости, уверенности в принятии решений. Спрятанные или босые ноги свидетельствуют о беззащитности и неуверенности в себе и положении в окружающем мире.
Ну вот, теперь, когда вы протестировали себя, можете поупражняться в определении психологических типов близких, знакомых и коллег. Помните, что данные интерпретации рисунков не являются истиной в последней инстанции, они выведены для среднего человека по большому числу наблюдений и экспериментов. Но каждый ваш подопытный — яркая индивидуальность, и не всё вышесказанное ему в точности подходит. Многое также зависит от текущего настроения человека, отношения к вам и вашему заданию.