Руслан и людмила (фильм, 1972)

В ролях

  • Валерий Козинец — Руслан (озвучивает Феликс Яворский)
  • Наталия Петрова — Людмила (озвучивает Нина Гуляева)
  • Владимир Фёдоров — Черномор (озвучивает Валерий Носик)
  • Мария Капнист — Наина (в титрах — Мария Капнист-Серко)
  • Наталия Хренникова — юная Наина (1 серия)
  • Андрей Абрикосов — князь Владимир
  • Игорь Ясулович — Финн
  • Вячеслав Невинный — Фарлаф
  • Олег Мокшанцев — Рогдай (1-я серия)
  • Руслан Ахметов — Ратмир, хазарский хан
  • Сергей Мартинсон — византийский посол
  • Никандр Николаев — 1-й иноземный посол
  • Николай Кутузов — 2-й иноземный посол
  • Шавкат Газиев — сын иноземного посла
  • Виктор Шульгин — голова (озвучивает Роман Филиппов)
  • Эве Киви — рыбачка, возлюбленная Ратмира
  • Алексей Крыченков — шут
  • Олег Хабалов — печенежский хан
  • Юрий Киреев — русский воевода
  • Валерий Носик — гонец

Руслан в фильмах

Первой художественной экранизацией поэмы стал немой художественный фильм режиссеров Владислава Старевича и Петра Чардынина. Главные роли сыграли Иван Мозжухин и Софья Гославская. К сожалению, кинолента 1913 года не сохранилась.

К столетию со дня смерти русского классика советский кинематограф выпустил красивую сказку с музыкальным сопровождением из одноименной оперы Глинки. Здесь влюбленных сыграли актеры Сергей Столяров и Людмила Глазова.

Руслан и Людмила (Татьяна Навка и Петр Чернышев)

В 1972 году вышел двухсерийный фильм по мотивам пушкинской поэмы. Роли Руслана и Людмилы там исполняют актеры Валерий Козинец и Наталья Петрова. Эта работа стала последней у режиссера Александра Птушко и считается вершиной его творчества.

В 2019 году был представлен дебютный проект Олега Маламужа «Руслан и Людмила: Перезагрузка». Украинский мультфильм снят по мотивам сказки Пушкина, переложенной на современный манер. Вместо храброго витязя — бродячий артист, который встречает в беспокойном районе города красавицу Людмилу.

Княжна жаждет приключений и сбегает из замка в поисках приключений. История любви этих героев приводит к тому, что артист жертвует своей жизнью ради спасения девушки. Однако настоящие чувства способны победить даже смерть.

Сюжет

1-я серия

Во дворце киевского князя Владимира идёт пир — любимая дочь князя, Людмила, выходит замуж за богатыря Руслана, который спас Киев от печенегов. Празднику рады все, кроме трёх соперников Руслана — Рогдая, Фарлафа и Ратмира. После пира Руслан и Людмила остаются наедине в своей комнате, но вдруг распахивается окно и Людмилу похищает неведомая сила. Убитый горем Руслан сообщает об этом Владимиру и его гостям. Разгневанный князь обвиняет жениха в том, что тот не смог уберечь его дочь, после чего объявляет, что он отдаст Людмилу в жёны тому, кто разыщет и доставит её обратно во дворец. Помимо Руслана, княжну тут же вызываются искать и его соперники.

На пути заглавному герою встречается старый отшельник Финн. Тот знает, что Людмилу похитил злой колдун Черномор, и рассказывает витязю о кознях злодея-мага. Он также ведает Руслану о том, как в молодости тщетно пытался завоевать любовь юной красавицы Наины, которая оставалась равнодушной к нему. Тогда он начал изучать колдовство, чтобы приворожить возлюбленную. Приворот подействовал, и Наина воспылала страстью, но к тому времени со дня последней их встречи минуло 40 лет. Наина стала отталкивающей старухой-колдуньей, и теперь уже Финн отверг её. С тех пор между ними началась вражда.

Далее Руслан сталкивается с Рогдаем, они сражаются не на жизнь, а на смерть. Бой оканчивается поражением Рогдая — Руслан сбрасывает его в Днепр. Всё это время Людмила живёт в заточении во дворце Черномора. Её окружают богатство и холодная красота, но ничто не радует девушку, она всей душой жаждет вырваться из плена. Черномор пытается добиться расположения пленницы. Однажды Людмила случайно завладевает его шапкой-невидимкой, с помощью которой может скрываться от него и от его слуг. Это несколько скрашивает её безрадостные, тоскливые дни.

На бранном поле Руслан видит огромную голову, которая рассказывает ему свою историю. Когда-то голова была витязем-великаном, старшим братом Черномора. Между ними не было лада, и однажды ночью Черномор отрубил ему во сне голову и заставил стеречь волшебный меч. Голова богатыря отдаёт этот меч Руслану и напутствует его на месть и победу над Черномором.

2-я серия

Руслан едет всё дальше, но в пути его ждут козни Наины и Черномора: эти двое пытаются сбить его с пути, их стараниями на пути его подстерегают смертельно опасные встречи с тигром и с нечистью. Наина даже превращается в двойника Людмилы.

Черномор применяет хитрость и принимает облик тяжело раненного Руслана. Людмила по неведению попадается в его сети, колдун усыпляет её и надевает на неё шапку-невидимку, чтобы никто не нашёл.

Руслан всё же добирается до дворца, вступает в схватку с Черномором и отрубает колдуну длинную бороду — источник его волшебной силы. Черномор теряет все колдовские способности. Руслан находит спящую Людмилу и пытается разбудить её, но безрезультатно. Не добившись от Черномора, как вернуть её к жизни, Руслан связывает его и отправляется обратно — вместе с ним и со своей невестой. По пути Руслан встречается с Ратмиром — своим бывшим соперником, который теперь стал рыбаком и счастливо живёт вместе со своей новой избранницей.

Наина находит Фарлафа, который всё это время не искал Людмилу, а праздно проводил время в своей деревне. Колдунья убеждает Фарлафа убить Руслана, после чего тот получит возможность прослыть героем и жениться на Людмиле. Трусливый по натуре Фарлаф соглашается и той же ночью убивает Руслана. Забрав Людмилу, он отправляется в княжеский дворец. Владимир очень рад видеть свою дочь, но её загадочный беспробудный сон вызывает у отца огорчение. Фарлаф, не зная, как объяснить странное состояние девицы, пускается в описания воображаемых поисков княжны и якобы совершённых ради этого подвигов.

Бездыханное тело Руслана находит Финн. Он окропляет витязя сначала мёртвой, а потом живой водой, и тот оживает. Не найдя рядом с собой Людмилы, он спешит в Киев, получив напоследок от Финна волшебное кольцо, которое поможет разбудить Людмилу.

Тем временем на Киев вновь нападают печенеги. Прибывший в стольный город Руслан вместе с другими киевскими витязями вступает в бой. Выиграв сражение, они возвращаются во дворец как герои. С помощью волшебного кольца Руслан, к удивлению князя Владимира и к ужасу Фарлафа, пробуждает Людмилу. Всем ясно, что Фарлаф — мошенник, и его с позором изгоняют. Князь с радостью снова отдаёт дочь Руслану в жёны. Бывшего колдуна Черномора назначают придворным шутом. Идёт свадьба Руслана и Людмилы.

Сюжет

В основу сюжета кинофильма легла одноимённая поэма А. С. Пушкина. Героем фильма является богатырь Руслан, который отправляется на поиски похищенной невесты Людмилы. По пути его ждут опасные приключения, ему придётся сразиться с колдуном Черномором, колдуньей Наиной и спасти свою любимую.

https://youtube.com/watch?v=Ov9Kq9Psqoo

Фильм следует пушкинскому сюжету не в точности. Самое заметное расхождение — образ знаменитых садов Черномора. В фильме они изображены как холодное, безжизненное и бездушное минерально-кристаллическое подземелье, которое охраняют скованные цепями титаны из античных мифов. В поэме это был волшебный оазис («прекраснее садов Армиды и тех, которыми владел Царь Соломон иль князь Тавриды») среди бескрайних снежных равнин, в котором царила вечная весна и были собраны субтропические растения (пальмы, розы, апельсиновые деревья) со всего света. У Пушкина поединки Руслана с нечистью — русалками, лешими — на подступах к дворцу Черномора лишь упомянуты, тогда как в фильме это довольно подробные и запоминающиеся сцены, показанные именно как попытки Черномора и Наины помешать Руслану. Наконец, в поэме Руслан после боя с Черномором сам находит Людмилу, тогда как в фильме герою помогает один из титанов — за то, что Людмила пожалела этого титана и помогла ему утолить жажду.

Фильмы

В дебютной картине — музыкальной комедии «Трембита», сделавшей ее знаменитой, — Людмила снялась еще будучи студенткой. Именно фото в образе Василины стало визитной карточкой актрисы. Руководители курса, Шихматов и Львова, не возражали против участия Купиной в съемках, поскольку сосед и друг их семьи Владимир Масс был соавтором как сценария фильма, так и либретто первоисточника — одноименной оперетты Юрия Милютина.

«Трембита» стала кинодебютом не только для Людмилы, но и для Ильи Олейникова, исполнившего маленькую роль молодого селянина Михася, причем в титрах ленты указывалась подлинная фамилия будущей звезды «Городка» — Клявер. А вот Савелий Крамаров, создавший образ Петро, к началу съемок «Трембиты» был уже маститым актером с обширной фильмографией.

Главные роли в экранизации оперетты исполнили Евгений Весник, Ольга Аросева, Николай Трофимов. Вокальные партии почти всех персонажей этих актеров исполнили оперные певцы. Но за Купину, как за Барбару Брыльску в «Иронии судьбы…», не только пела другая вокалистка, но и разговаривала другая актриса. Заговорить Василине помогла Ия Саввина, а запеть — Людмила Ревина. В итоге голос героини звучал очень по-взрослому, что пошло картине только на пользу: по сюжету девушка фактически была главой семьи и из родственников имела только престарелого деда Атанаса, в которого перевоплотился актер Алексей Чернов.

Людмила Купина в фильме «Вечный зов»

К сожалению, в дальнейшей кинокарьере Купиной не было центральных ролей. В телеэпопее «Вечный зов», снимавшейся режиссерами Владимиром Краснопольским и Валерием Усковым на протяжении десятилетия, актриса создала образ Марии Васильевны — секретаря Петра Полипова, сыгранного Юрием Смирновым. В 1975 году ученица Шихматова и Львовой сыграла жену главного героя киноповести «Среди лета» Владимира Рубана. Роль супруги одного из персонажей, охотника Павла Петрякова, досталась Людмиле и в детективе «Крик тишины».

В картине «Служебный роман» Купина промелькнула в образе безымянной «сотрудницы статистического учреждения», возглавляемого Людмилой Прокофьевной Калугиной. Героиня актрисы на работе куталась в клетчатый шарф. С Людмилой Ивановой, сыгравшей в шедевре Эльдара Рязанова неугомонную общественницу Шурочку, звезда «Трембиты» пересеклась и в своей последней ленте — комедии «Вам что, наша власть не нравится?» 1988 года.

Долгие годы Купина отработала в московском Театре киноактера. На театральных подмостках актриса создала яркие образы в спектаклях «Без вины виноватые», «Ссуда на брак» и «Требую суда!».

Непокоренная

Мария Ростиславовна Капнист не сломалась. Больших ролей в кино у нее почти нет, но снималась она много, «Википедия» называет 74 фильма с ее участием. В 1988 году графиня даже стала заслуженной артисткой Украинской ССР.

С дочерью все утряслось, жизнь наладилась, пришел скромный достаток… Но судьба нанесла Марии Капнист последний удар. Она боялась подземных переходов: после жутких шахт Казахстана у нее развилась клаустрофобия – боязнь закрытых пространств, подземелий. Непреодолимый страх вызывали, например, подземные переходы. Машина сбила 79-летнюю актрису на проспекте Победы в Киеве, возле киностудии им. Довженко.

В карете «скорой помощи» ее сиятельство сказала свои последние слова: «Шофер не виноват…»

Свой последний приют графиня Мария Ростиславовна Капнист обрела на фамильном кладбище в селе Верхняя Обуховка (Полтавская обл. Украины).

В ролях

  • Наталья Петрова — Людмила (озвучивание — Нина Гуляева)
  • Валерий Козинец — Руслан (озвучивание — Феликс Яворский)
  • Владимир Фёдоров — Черномор (озвучивание — Валерий Носик)
  • Мария Капнист-Серко — Наина
  • Наталия Хренникова — юная Наина
  • Андрей Абрикосов — князь Владимир
  • Игорь Ясулович — Финн
  • Вячеслав Невинный — Фарлаф
  • Олег Мокшанцев — Рогдай
  • Руслан Ахметов — Ратмир
  • Сергей Мартинсон — посол Византии
  • Н. Николаев — иноземный посол
  • Николай Кутузов — иноземный посол
  • Шавкат Газиев — иноземный посол, сын посла
  • Виктор Шульгин — Голова
  • Эве Киви-Антсон — возлюбленная Ратмира, рыбачка (у Пушкина — пастушка)
  • Алексей Крыченков — шут
  • Олег Хабалов — предводитель печенегов
  • Юрий Киреев — русский военачальник
  • Яков Беленький — хазарский хан, отец Ратмира
  • Зоя Василькова — мамушка
  • Людмила Карауш — служанка при замке Черномора
  • Екатерина Мазурова — кикимора
  • Валерий Носик — гонец
  • Дмитрий Орловский — Баян, гусляр
  • Александра Панова — мать Рогдая
  • Георгий Светлани — колдун-кудесник на свадебном пиру (со свечами)
  • Е. Васильева — кадынья Фарлафа
  • Валентина Шарыкина — главная дева в замке 12 дев
  • Сергей Юртайкин — советник хана
  • Георгиос Совчис — советник хана
  • Ксения Бороздина — невольница в замке Черномора
  • Е. Ежова — невольница в замке Черномора
  • Муслим Магомаев — незримый певец в садах Черномора (вокал)
  • Алевтина Румянцева — боярыня (нет в титрах)

LiveInternetLiveInternet

Судьба подарила Наталье Петровой истинное женское счастье – любить и быть любимой, носить лучшие драгоценности, подарки от супруга-миллионера. Да, к тому же, прославиться в знаменитом советском фильме «Руслан и Людмила».

Наверное, вы знаете, что кино карьера миловидной блондинки не сложилась. Да и особого таланта перевоплощения у нее не имелось. А вот иранский муж-миллионер осыпал любимую безумно дорогими подарками и эксклюзивными украшениями. И эта история – повесть об их длинной и такой короткой любви, ода красоте и ювелирному шику.

Красавица Наталья не мечтала об образе киношной царевны, ведь она изучала иностранные языки. Пока однажды очаровательную белокурую Петрову не приметила дочь прославленного режиссера Александра Птушко.

Так в 1972-м году советские зрители смогли полюбоваться нежной прелестью начинающей актрисы, в одночасье ставшей настоящей звездой сказки «Руслан и Людмила». Но после нашумевшей премьеры девушка благополучно вернулась к учебе в институте иностранных языков. Казалось, все идет своим чередом. Пока волшебница-фортуна не столкнула ее с советским миллионером, иранцем по происхождению.

Обладатель богатого наследства и успешного бизнеса, верный друг Владимира Высоцкого, Аллы Пугачевой и многих известных лиц в СССР, Бабек Серуш ухаживал красиво. Актриса одной роли оказалась еще и невероятно умной женщиной, чем окончательно покорила романтичного иранца.

Дорогие автомобили, лучшие наряды, люксовые драгоценности и влюбленный миллионер, — от такого внезапного счастья, как я полагаю, не отказалась бы ни одна советская девушка. Восточное золото и рубины, жемчуга от «Шанель» и прекрасные колье от «Диор», свадебное бриллиантовое ожерелье, изысканный браслет и бриллиантовые серьги стали неотъемлемой частью обеспеченной жизни счастливой Наташи.

Официальное бракосочетание пары состоялось лишь через два года их совместной жизни. Перс (так в прошлом называли иранцев) и очаровательная москвичка убедились в том, что их чувства стали еще крепче. Порой молодоженам приходилось расставаться почти на целый год: если жена имела возможность, она сопровождала Бабека в его деловых поездках.

Но зачастую он колесил по делам бизнеса, а верная Наташа ждала возлюбленного дома. Казалось, их тихое счастье и взаимные чувства ничто не сможет оборвать. Но в 1992-м Серуш покинул этот мир. По официальной версии – заразился менингитом. По неофициальной – обладателю миллионов помогли уйти в мир иной, ведь он был связан с сильными мира сего. И знал, наверняка, то, чего знать не следовало.

Вдовья доля нелегка, но благодаря немалому состоянию мужа Наталья смогла открыть собственный бизнес. Вскоре она стала хозяйкой лучших салонов красоты и ювелирных салонов.

Разумеется, Наталья Серуш могла позволить себе любые украшения. И с возрастом отдала предпочтения не только королевским бриллиантам, но и дизайнерским эксклюзивам из природных камней, необычной бижутерии в стиле «бохо» и роскошным жемчужным колье.

Нити из природных каменьев цвета щедрой земли даруют обладательнице украшения женскую энергию и силу вдохновения. Пленительный агат, тигровый или бычий глаз подчеркивают каштаново-рыжие оттенки локонов нашей героини.

Ну а сочное летнее колье с оранжевыми элементами и ярко-голубыми стразами гармонично дополняет белое платье с затейливым цветочным принтом. Если мадам Серуш вдруг пожелала снова стать блондинкой, вспоминая образ сказочной царевны, то классическое жемчужное ожерелье с подвеской-цветком дарит ей дополнительную ноту свежести. В целом образ получается благородный и какой-то невесомый, воздушный… несмотря на строгость черного платья.

Наталья Владимировна, успешная бизнес леди, коротает свой век в гордом одиночестве. Но вовсе не потому, что ее никто более не достоин. Просто сила любви Натальи и Бабека была настолько велика, что второй такой уже и не встретишь. Даже если поклонник завалит красавицу горами белого золота или лучшими бриллиантами мира.

via

Адаптации[править]

  • Опера (Глинка, 1842) — светлее и мягче. Нет кровопролитной осады Киева печенегами. Нет одного из злодеев — Рогдая, соперника Руслана. Наконец, Фарлаф, превращённый в опереточного комического злодея, не оскверняет себя убийством Руслана, ограничиваясь лишь похищением Людмилы под покровом ночи.
    • Мастер испортить вечеринку: Черномор знает, как испортить свадьбу — свалиться как снег на голову во время пира и похитить невесту!
    • К сожалению провалилась. Недовольный император Николай уехал из театра не дожидаясь конца.
  • Фильм 1914 года, режиссёр, оператор и т. п. — В. Старевич, актёры Арсений Бибиков, Софья Гославская, Иван Мозжухин. Фильм снят на средства т/д «А. Ханжонков».
  • Фильм 1938 года, режиссёры В. Невежин и И. Никитченко. От немого кино отличается мало — там, где в немом фильме обычно добавляются надписи, здесь заменили дикторским голосом, читающим текст. При этом авторы вовсю экспериментируют со спецэффектами — по тем временам получается очень хорошо. Эффектны бой Руслана с Головой и со змеем.

Они самые

  • Двухсерийный фильм режиссёра А. Л. Птушко (1972). Сюжет изрядно расширен в соответствии с поэмой. Подробно описано нашествие на Киев печенегов. Чтобы стихотворные диалоги нормально вписались в действие, их частью отредактировали, часть попилили на диалоги авторскую речь, частью дописали (это за Пушкина-то!) — поэтому диалоговая часть вышла несколько натужной. Хотя зрелищная вполне прилична, это же Птушко.
    • Базилевсы, порфира и еретики — показаны отсутствующие в поэме надменные византийские послы во главе с Мартинсоном (одетые, правда, почему-то по западноевропейской моде), объект низкопоклонства отрицательных персонажей.
    • Большая крутая кошка:
      • Два львёнка в подарок князю от иноземного государя. Милые зверята мирно сидят на руках.
      • Тигр, которого по приказу Наины на Руслана натравил Леший, в первоисточнике лишь упомянутый в прологе.
    • Восточная танцовщица — девицы в загадочном замке, в который попал Ратмир.
    • Голову с плеч — когда под конец подоспевший на битву Руслан начинает громить с тыла вражий стан, то бутафорские головы так и летают.
    • Забавный попугай — в логове Черномора живёт сине-жёлтый ара. И ещё голуби.
    • Идише мамэ

      Для скандинавской благородной дамы очень характерно. Скандинавская дворянка традиционно была соправительницей (а не «живой вещью») своего мужа и сонаставницей его детей-воинов.

       — сожительница Фарлафа, которая вникает во все его дела.

    • Кикимора — есть и такая.
    • Крутой в дурацком колпаке — в отсутствие Руслана самым дальновидным стратегом и самым крутым разведчиком и бойцом в окружении князя Владимира оказывается… шут (блестящее исполнение Алексея Крыченкова).
    • Медведи — это страшно — есть сцена борьбы человека с медведем на княжеском дворе. И это крутой человек!
    • Милый врунишка — Фарлаф уверял подружку, что сражался с великаном и прибил его жбаном от пива.
    • Мы тебя где-то уже видели — узнали младого хазарского хана Ратмира, он же — актёр Руслан Ахметов? Мы больше знаем его как энергичного шофёра Эдика, проклинающего день, когда он «сел за баранку этого пИлесоса»! Ведь говорил же великий Абу-Ахмат ибн Бей…
  • Короткометражный кроссовер «Сказочный мир Александра Птушко» использует видеоряд вышеупомянутой экранизации, поподанцы даже пытаются предупредить Людмилу о превращении Черномора (этот эпизод отсутствует в версии, появившейся на Ютубе).
  • Украинский полнометражный 3D-мультфильм 2018 г. по мотивам Пушкина «Руслан и Людмила: Перезагрузка» («Украденная принцесса», «Викрадена принцеса: Руслан і Людмила», The Stolen Princess), режиссёр — Олег Маламуж. Руслана и Людмилу озвучили Алексей Завгородный и Надя Дорофеева соответственно. Руслан здесь — странствующий артист

    Копиркин — в Людмиле без особого труда узнаётся принцесса Анна из «Холодного сердца». Аналогично Черномор тут явно скопирован с Джафара из диснеевского «Аладдина», а Кот Учёный — с шрековского Кота в сапогах. Руслан похож на Юджина из «Рапунцель: Запутанная история».

    , который спасает похищенную Черномором Людмилу. «Для российского проката содержание адаптировано: главная героиня — дочь не киевского князя, упоминания про Киевскую Русь и Киев отсутствуют. В рекламной кампании не называлась страна-производитель». Ругали за подражание американским образцам (даже постер навевает ассоциации с мультом про Рапунцель) и отдаление от славянских фольклорных корней, хвалили за качественную анимацию.

Руслан в культуре

В 1942 году в Большом театре Санкт-Петербурга состоялась премьера оперы русского композитора Михаила Ивановича Глинки. Автор работал над драматическим произведением в течение 5 лет, включив в него стихи и цитаты из подлинника. Яркие картинки и образы легендарных фигур богатырей перенесли слушателей в обстановку Киевской Руси.

В поэме воспевается сила любви, героизм, верность. А главная идея — торжество добра над злом, которая стала лейтмотивом произведения, прозвучала еще в увертюре. Премьера была воспринята достаточно холодно, однако к третьему представлению мнение публики изменилось.

Московский Театр-мастерская имени Петра Фоменко поставил спектакль по поэме. Премьера состоялась в 2014 году. А Татьяна Навка к Новому 2018 году поставила по этому произведению мюзикл на льду. Ледовое шоу показывали с 23 декабря 2017 года по 7 января 2018 года в ДС «Мегаспорт» в Москве.

Коммунист-миллионер

Бабек Серуш приехал в Советский Союз вместе с родителями, которые были иранскими коммунистами. Молодой человек окончил физфак МГУ, а вот дальнейшая его жизнь связана с множеством загадок, многие из которых не разгаданы до сих пор.

Например, откуда взялось сказочное богатство Серуша? Говорили, что ему оставили наследство дальние родственники, но что это за родственники — никто не знает. Говорили, что парень занялся бизнесом и дела пошли успешно — но здесь тоже пахнет загадками: ходили слухи, что, помимо поставок в Союз технологического оборудования, Бабек Серуш еще и торговал советским оружием.

Наконец, в то время в СССР он просто не смог бы вести такой роскошный образ жизни, если бы не поддержка КГБ. В этом мнении сходятся все, кто изучал биографию Серуша.

Как бы там ни было, но Бабек был самым настоящим миллионером, живущим в СССР, хотя и имеющим иностранный паспорт. Таких как он, в то время в нашей стране были единицы. Бабек дружил со многими знаменитостями, но особые дружеские отношения связывали его с Владимиром Высоцким. Рассказывали, что Высоцкий не только часто бывал в доме Серуша, но даже держал там свою гитару — чтобы в любой момент можно было сыграть и спеть. А Бабек специально для того, чтобы записывать песни Высоцкого, оборудовал профессиональную звукозаписывающую студию на собственной даче.

И такой человек — богатый, интересный, молодой, красивый и загадочный — с первого взгляда влюбился в красавицу Наташу. Романтичная девушка не осталась равнодушной к его ухаживаниям.

Этот молодой миллионер воплощал в себе все, о чем может мечтать женщина, особенно — неизбалованная советская женщина. Он был знаком со всеми знаменитостями, ездил на роскошной машине, модно одевался… Впрочем, Наталья тоже была настоящей принцессой: не только красавица, но и умница. Бабек был потрясен, когда при встрече с его знакомыми немцами в ресторане девушка легко заговорила с ними на немецком.

И иранский принц приложил все усилия, чтобы завоевать сердце русской царевны. Он не скупился на шикарные наряды, букеты, рестораны и машины: к ногам сказочной «Людмилы» было брошено все.

Но, скорее всего, этого было бы недостаточно для покорения неглупой и самодостаточной девушки. Дело в том, что Бабек отличался еще и прекрасными человеческими качествами. Например, все, кто его знал, в один голос отмечали: он, как никто другой, умел дружить и делал для своих друзей все. Покоренная щедростью и добротой своего избранника, Наталья согласилась выйти за него замуж. Но молодым людям потребовалось целых два года, чтобы собрать и привести в порядок все документы, без которых, даже при связях Бабека, не смогло бы состояться бракосочетание иностранца и советской девушки.

Биография Марии Капнист

Капнисты (Капнисси) – греческий род, происходивший с острова Занте (ныне это о. Закинф). Славу представители этого семейства стяжали на венецианской службе, а в 1702 году дож Венеции Альвизе II Мочениго пожаловал Стомателло Капнисси графский титул. Внук Стомателло Петр Христофорович с сыном Василием в 1711 году прибыл в Россию и стал служить Петру I, уже под фамилией Капнист. Русские государи пожаловали Капнистам (род начал стремительно расти и ветвиться) обширные земли в Малороссии. Со временем род графов Капнист был внесен в V часть (российское титулованное дворянство) Родословных книг Харьковской, Полтавской и Черниговской губерний – там, где были имения.

В старости Мария Ростиславовна была не без причуд. Эпатировала окружающих яркими и необычными нарядами, обожала странные, причудливо уложенные тюрбаны, появлялась на публике с огромными букетами цветов… Могла себе позволить острое словцо, но никогда не грубость. Злословия, сплетен не терпела. Вообще, по словам дочери, часто вела себя, «как экзотическая птица, которая влетела в курятник». Кого-то такое поведение раздражало. Кто-то посмеивался над «вздорной старухой». Сама же Мария Ростиславовна говорила так: «Не смейтесь над старостью человека, чьей молодости вы не видели…»

А ведь начало ее жизни было такое, что всем на зависть! Отец, Ростислав Ростиславович Капнист, граф, богач, видная фигура. Мать, Анастасия Дмитриевна, урожденная Байдак, красавица, знавшая 18 (!) языков…

Роскошный особняк на Английской набережной в Петербурге, сам Федор Иванович Шаляпин – друг семьи, матушкин поклонник и ухажер…

Но папаша Капнист, видимо, от скучной сытой и привольной жизни принялся играться в революцию – даже газетку «Искра» подрядился ввозить из-за границы: ну кто же «сиятельство» заподозрит в крамоле!

Но все это не помогло. В 1917 году от революционных бурь семейство Капнистов бежит в тихий Крым – там, в Судаке, богатое имение, особняк на 70 комнат, сытая и спокойная господская жизнь. Да – но до 1921 года. Кровавые палачи Бела Кун и Розалия Землячка свое дело знали. И расстреляли большевики поигравшегося в их игры графа Ростислава Ростиславовича без малейшего сожаления.

Лиза, старшая сестра Марии, смерти отца не пережила – скончалась от разрыва сердца. Анастасия Дмитриевна с другими детьми пряталась по оврагам, особняк был разграблен и разрушен. Но потом вроде наступила какая-то передышка…

В школе учительница велела детям найти рифму к слову «коммунист», и Маша Капнист выпалила: «Никогда коммунистом не будет Капнист!» И в итоге в 1929 году мать и дочь вынуждены будут спасаться из Крыма. Им помогут местные татары: дадут национальные костюмы, представят как своих…

В Ленинграде повезло

На Анастасию Дмитриевну Капнист обратил благосклонное внимание сам Сергей Миронович Киров – неукротимый сердцеед, если не высказаться резче. Мать получает работу, дочь – возможность учиться

Так Мария Ростиславовна Капнист оказывается в театральной студии. В Ленинграде она встречает бывшего поклонника Лизы, старшей сестры, – инженера-электрика Георгия Холодовского, знакомого еще по Судаку. Завязывается роман…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector