Что такое феминизм: 5 главных принципов феминизма
Содержание:
- Марксистский феминизм
- Корни социалистического феминизма
- Лица феминизма в России и тренды
- Насильственные обычаи
- Критика социалистического феминизма
- Предыстория доминирования мужчин
- Радикальный феминизм
- Современный феминизм
- Анастасия Бабурова
- Права не дают, их берут
- Как люди относятся к феминизму
- Влияние на западное общество
- Гендер
- Как право на выбор не пришло вместе с таблеткой
- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ
Марксистский феминизм
Говоря о марксистском феминизме, мы в первую очередь говорим о Германии и следующих представительницах: , и .
Коллонтай оказала большое влияние на движение, она объединила марксистский феминизм, основой которого является мысль, что женское угнетение может быть уничтожено только с уничтожением капиталистической системы, и женский опыт.
В то время как Энгельс и другие соратники Коллонтай по Коммунистической партии считали, что женщина не особенная и как только мы разрушим капитализм, у женщин все будет хорошо, говорила, что необходимо акцентировать внимание на том, что женщина заключена дома и на ней лежит большое количество обязанностей по дому, воспитанию детей. Она хотела создавать сети общественных заведений, которые бы облегчили гнет домашнего хозяйства: столовые, прачечные, детские сады и так далее
Но в обмен на то, что женщина освобождается от общественного труда, государство ждало от женщины, что она станет работать и приносить пользу государству, а также в обязательном порядке станет матерью. То есть женщине государство облегчает жизнь, а со своей стороны она должна родить граждан для государства.
Такое видение называлось государственным матриархатом, поскольку в анализе Коллонтай нет мужчины как такового и освобождение женщины происходит благодаря государству.
Корни социалистического феминизма
Как и в случае традиции либерализма, корни социализма лежат в политических, интеллектуальных и социоэкономических изменениях, которые имели место во второй половине 19-го века в Западной Европе и Северной Америке. Климат социальных реформ стал той ареной, на которой разворачивалось феминистское движение второй половины 19-го и начала 20-го веков. Распространение индустриального капитализма, стремительная индустриализация, урбанистическая бедность, сдвиги в структуре семьи и отход от стандартных экономических ролей породили как либеральный, так и социалистический отклики.
В то время как либеральный взгляд на проблему выделяет в качестве основных причин угнетенного положения женщины догматизированность гендерных ролей и отказ от предоставляемых возможностей, социалистический феминизм рассматривает включенность женщины в экономику в качестве основной причины угнетения женщины. Гендер здесь концептуализирован как социальная, политическая, идеологическая и экономическая категория, которая принимает определенную форму в условиях капитализма. В то время как либеральный феминизм выдвигает равенство мужчины и женщины в качестве главной политической цели, социалистический феминизм определяет свою цель как трансформацию основных структурных конвенций общества — таких, как категории класса, гендера, сексуальности и расы. Эти категории, по мнению феминисток-социалисток, не должны более быть барьерами к равному использованию социально-экономических благ.
Социалистический феминизм критикует либеральные теории как утверждающие классовую и расовую иерархию, в то время как она распространяется и на женщин. Фактически большая часть социалисток рассматривает либеральный концепт изолированных индивидуумов с абстрактными правами и выборами как вредный миф, который делает неравенство вечным. Феминистки-социалистки рассматривают личность в контексте ее социального бытия, инкорпорированного в сеть конкретных социальных и экономических отношений. Капиталистические отношения в действительности вынуждают людей к тому, чтобы соревноваться друг с другом и эксплуатировать друг друга в ходе борьбы за экономическое выживание. Через анализ того, каким образом доминирующие институции организованы посредством категорий гендера, расы и классового угнетения, либеральные феминистки облегчают участь привилегированных женщин, но оставляют незатронутой социальную организацию повседневной жизни.
Социалистическое давление на капитализм напоминает феминисткам о том, что необходимо уделять внимание тем механизмам, благодаря которым экономика обуславливает наличие выбора и возможностей. Уничтожение эксплуатирующих структур смягчает социальные последствия, такие как, например, феминизация бедности, неравенство в оплате труда и неоплачиваемая работа
Феминистки-социалистки, сделавшие социальный класс ведущей категорией анализа, сосредоточились на социальной и экономической организации труда в капиталистической системе, на отношениях между оплачиваемым и неоплачиваемым трудом, на взаимосвязи между продукцией и репродукцией, между приватным и публичным.
Лица феминизма в России и тренды
Среди женщин — представителей фем-движения в России участницы опроса чаще всего называли соавтора законопроекта о профилактике домашнего насилия, сооснователя сети взаимопомощи для женщин «Ты не одна» Алену Попову, художницу, поэтессу, создательницу акции #тихийпикет Дарью Серенко, журналисток и блогерш Залину Маршенкулову и Александру Митрошину, киберактивистку, блогершу Нику Водвуд. Среди организаций, отстаивающих права женщин, — “Насилию.нет”*, “Ребра Евы”, российское феминистское объединение “ОНА”. К трендам отнесли рост числа женщин в публичной политике и активизме, развитие фем-движения в нестоличных городах, постепенное изменение отношения общества к идеям феминизма.
— Основное достижение феминизма заключается в том, что он не умер, — прокомментировала итоги опроса Ольга Шнырова. — Условия существования и развития феминизма в нашей стране сложные, власть воспринимает его как потенциальную опасность. Об этом говорит преследование феминисток (Юлии Цветковой) и ЛГБТ-активистов. Но, по крайней мере, в крупных городах усиливается понимание того, что мир изменился и что феминизм — нормальная составляющая нашей жизни. С другой стороны, есть и обратный тренд. Растет определенная агрессивность в отношении феминизма. Но на это можно посмотреть под другим углом.
Ольга Шнырова считает, что перечисленные достижения можно отнести, скорее, к более позднему периоду — последним двум-трем годам. Одним из важных условий, благодаря которым они стали возможными, она называет влияние новых медиа. С ней согласна Катерина Денисова:
— Я думаю, огромную роль сыграл интернет. Взорвавшие мир акции #metoo и #янебоюсьсказать — явление, которое развивалось преимущественно в киберпространстве. Активистки, которых респондентки выделили в качестве внесших наибольший вклад — не в последнюю очередь именно киберактивистки, которые ведут и активно освещают свою деятельность в соцсетях. Домашнее насилие и харассмент — острейшие проблемы, и начало большого разговора о них — это огромное достижение. В то же время я думаю, что каждый инициированный феминистками разговор, каждый митинг, статья и проект — это та самая вода, которая точит камень. У всего, конечно, есть две стороны. К примеру, отмеченное многими «широкое освещение идей феминизма в новых медиа» зачастую приводит к размыванию феминистской повестки, ее коммерциализации и деполитизации.
* Левада-центр, Насилию.нет выполняют функцию иностранного агента. Мы ставим эту пометку по требованию Минюста и Роскомнадзора. Мы не согласны с законами, обязывающими делать эту маркировку.
Насильственные обычаи
Женщины из разных уголков планеты и сегодня подвергаются унизительным и смертельно опасным процедурам. Калечащие операции на женских половых органах кажутся далёкой полумифической традицией, но их осуществляют прямо на территории России в наши дни. Женщин часто калечат ещё в детстве: без медицинских показаний частично или полностью удаляют внешнюю часть гениталий. В том числе в антисанитарных условиях, с тяжелейшими последствиями для здоровья и с целью ограничить сексуальность. С этими практиками пытаются бороться: например, в России в этом году начались проверки, в других странах, как в Гамбии, процедуру запрещают законодательно.
Девушек выдают замуж, не спросив согласия, в том числе в подростковом возрасте; крадут из семьи; используют их для так называемого временного брака. Женщин убивают их родственники, называя это «убийствами чести». Иногда порядки определённой местности противоречат закону — увы, это тот самый случай, когда позиция «у нас так заведено» становится как будто законной. Эти практики обычно считают религиозными, хотя они не всегда заложены в религии.
Современный феминизм борется в том числе и за то, чтобы женщины могли самостоятельно распоряжаться своей жизнью и своим телом, и борьба с насильственными обычаями — одна из его важных задач.
Критика социалистического феминизма
Теория феминисток-социалисток начинается с утверждения о том, что классовые и гендерные отношения пересекаются в формировании жизни женщины. В последнее время к проблематике класса и гендера была добавлена проблематика сексуальности, расы, этничности и физической неполноценности. Ранние феминистки-социалистки утверждали, что социальная и биологическая репродукция в значительной степени обусловлены экономическим модусом производства, который господствует в социуме. Однако многие феминистки-социалистки полагают, что классовые отношения не должны рассматриваться через призму анализа патриархата. Патриархат реферирует к аналитически и исторически сложившейся системе доминирования мужчин, которая воздействует на классовую систему и сама находится под воздействием классовой системы. Женщина и мужчина не разделяют общие интересы потому, что различные формы капитализма и патриархата модифицируют и поддерживают одна другую и продуцируют исторически специфические формы женского угнетения.
Совсем недавно феминистки-социалистки классифицировали патриархат и капитализм как взаимозамкнутые и взаимозависимые системы угнетения женщины. Подчинение женщин внутри капитализма коренится в их экономической эксплуатации как оплачиваемых работниц и в их патриархатной угнетенности как матерей, домашних рабынь и потребительниц. Это патриархатное угнетение имеет как материальный, так и идеологический базис. Идеологически полы маркированы как разные по темпераменту и склонностям. Практически же эти «заданные» различия скорее институционально предписаны для полового разделения труда и гетеросексуальной, нуклеарной семьи.
Критика со стороны радикального феминизма и других направлений феминизма показывает, что социалистическая идеология различных сфер для мужчины и для женщины не в состоянии изменить формы семейной жизни. Семьи иммигрантов, семьи, находящиеся в состоянии развода, семьи, принадлежащие к рабочему классу, лесбийские и гомосексуальные семьи, семьи с одним родителем и значительное количество других не могут себе позволить выдерживать разделение гендерных ролей в своих планах и делах. Помимо этого, идеология женской роли налагает ощутимые ограничения на женское восприятие и действия женщины, в частности и на ее способность организовывать и осуществлять изменения.
Кризис социалистического феминизма показал, что достаточно проблематично объяснить происхождение сегрегации женщины на рынке труда ее домашними обязанностями. Социальные конструкции трудового опыта содержат также предрассудки касательно ценности работы. Мужской контроль рабочего места непосредственно замкнут на властные отношения внутри семьи. Более комплексный ответ требовал бы объяснения исторических паттернов, которые лежат в основе профессиональной сегрегации, а не границ, которые налагаются на время и энергию женщины.
Несмотря на известные идеологические и структурные перемены в концепциях гендера, половые различия продолжают существовать. Это приводит некоторых феминисток к признанию того, что ответ лежит в психоаналитической теории, которая настаивает на том, что субъективность и половые различия коренятся на уровне бессознательного и в языке в значительно большей степени, нежели в природе и материальных условиях.
Источник обложки: freepik
Предыстория доминирования мужчин
В период Древней истории стал формироваться общественно-политический уклад, в котором главную роль играла физическая сила. Те, кто сильнее определял как распределять добычу, в какие походы идти, с кем воевать, а с кем договариваться. Постепенно руководящую роль в обществе занимают мужчины. Такой уклад называется патриархальным.
Естественно, те, кто доминируют, формируют законы таким образом, чтобы закрепить свои привилегии, а также поставить себе на службу социальные, расовые или гендерные группы. Так формировалось крепостное право, рабство или полное отсутствие прав у женщин.
Клавдий Лебедев «Боярская свадьба»
Последние становятся фактически собственностью мужчин, их передают от родителей к мужу, их удел – домашнее хозяйство. Когда проходят века, то политический и социальный строй ищет свою легитимность в религии или истории. Вы знаете примеры женщин-ученых или политиков? Нет. Значит, в этих сферах им не место, а в домашнем хозяйстве – пожалуйста. Вот примерно такая логика формировала патриархальный строй.
В Средние века и Новое время философы и ученые формировали доказательства того, что многие права являются природными. Вот только многих из них потянуло в другую сторону: значит, существующий уклад говорит о природности отдельного набора прав для мужчин, отдельно – для женщин. Ведь мы разные, а значит – и набор прав должен быть разным.
Американские суфражистки на демонстрации. Февраль 1913 года
Радикальный феминизм
Направление появилось в 1960‑х годах. Главными фигурами движения были Шуламит Файрстоун, Кэти Сарачайлд, Ти-Грейс Аткинсон и Кэрол Ханиш.
Основательница радикально-феминистской группы «Красные чулки» Эллен Уиллис , что направление сильно помогло всему движению. Например, активистки стали публично обсуждать вопросы сексуальности, разработали «язык» второй волны (например, именно они ввели термин «патриархат» в феминистскую теорию) и легализовали аборты в США. Сегодня радикальный феминизм — скорее идейная основа.
Основные идеи
- Общество — это патриархат, где мужчины — угнетатели, а женщины — угнетённые. Мужское превосходство — фундамент, на котором выросли другие виды угнетения, например расовое и классовое.
- Женщины не всегда осознают несвободу. Они становятся домохозяйками и стараются быть красивыми не по собственной воле, даже если думают иначе.
- Работа в порнографии и секс-индустрии — не добровольный выбор женщины. Чаще всего она вынуждена это делать из-за дискриминации и бедности. Секс-индустрия порождает нездоровую модель поведения: мужчина доминирует, а женщина страдает от жестокого обращения.
- У женщины должна быть полная свобода над репродуктивным здоровьем. Она имеет право на аборт и контрацепцию. Сам вопрос зачатия ребёнка тоже должен оставаться за ней. Мужчина, семья, государство и церковь не имеют право давить на неё. Иначе это репродуктивное насилие.
Поднаправления
Культурный феминизм
Активистки считают, что мужчины и женщины различаются с точки зрения не только биологии, но и культуры, истории и психологии. Они разделяют мужское и женское поведение, поощряют второе за эмпатию, чувственность, склонность отдавать, стремление к миру. Культурные феминистки мечтают о матриархате, потому что женщины могут построить гармоничное и ненасильственное общество.
Сепаратистский феминизм
Сторонницы поднаправления считают, что от мужчин нужно отстраниться. Только так можно сопротивляться патриархату. Сепаратистка принципиально не вступает в рабочие или личные отношения с мужчиной. К формам сепаратистского феминизма относится также позитивная дискриминация, когда женщин предпочитают мужчинам при равных критериях отбора, например при найме на работу.
Далее речь пойдёт SWERF и TERF, которые часть сообщества признаёт течением радикального феминизма. Но тут есть разногласия, и многие критикуют поднаправления за антифеминизм. Другие находят определения оскорбительными для представительниц радикального течения.
TERF
С английского trans-exclusionary radical feminist — радикальная феминистка, которая исключает трансгендеров. Активистки считают, что мужчина всегда остаётся мужчиной и угнетателем, а женское тело — не оболочка, которую можно «примерить».
SWERF
Радикальные феминистки выступают против секс-работы, но готовы защищать интересы женщин, которые в неё вовлечены. Но не SWERF — sex worker exclusionary radical feminist (исключающая секс-работниц радикальная феминистка). Они считают, что женщины, которые работают в секс-индустрии, поддерживают идею угнетения, а потому не заслуживают снисхождения.
Большая часть произведений не переведена на русский язык.
Современный феминизм
Современные направления феминизма все больше вызывает непонимание как у мужчин, так и у самих женщин. Если раньше женщины отчетливо понимали, за какие права они борются, то теперь цель феминистических движений непонятна, а порой нелогична и агрессивна. К примеру, у многих женщин вызывает непонимание такие направления феминизма как призыв к отмене бьюти-практик (тату, бритье тела, визаж и др.).
В то же время прослеживается эволюция феминизма. Он стал многокультурным и последовательным
Теперь во внимание принимается женская идентичность, ее социально-культурная и историческая составляющая
Есть три вида современного феминизма:
- Радикальный (радфем), который занимается вопросом гендерного равенства. Он предполагает стирание биологических различий между мужчиной и женщиной.
- Интерсекциональный опирается на решение дискриминации женщин с разным цветом кожи, сексуальной ориентацией. Это движение также затрагивает проблемы транс-мужчин и транс-женщин, которые еще не сменили документы, а также интерсексуальных людей.
- Либеральный феминизм решает возникшие проблемы женщин в социально-культурных институтах без их радикальной перестройки.
Анастасия Бабурова
Журналистка, активистка, правозащитница
Dmitry Horov, flickr.com
Анастасия была одной из немногих журналистов, являющихся настоящими профессионалами в проблемах неонацизма, антифашизма и неформальных объединений.
Помимо этого, она болела проблемами экологии, жестокого обращения с животными, выступала против загрязнения окружающей среды, участвовала в социальных форумах, акциях Антифа, и так далее. В связи с ее журналистской деятельностью, по ее словам, ей неоднократно угрожали.
19 января 2009 года адвокат Станислав Маркелов представлял интересы семьи Кунгаевых в громком и очень резонансном деле об убийстве 18-летней Эльзы Кунгаевой. Анастасия Бабурова брала у него в этот день интервью. И Станислав и Анастасия были убиты на Пречистинке во время интервью. Не было доказано, стреляли ли в Анастасию целенаправленно или она погибла, защищая адвоката.
Права не дают, их берут
Борьба за свои права чаще всего трактуется как борьба за права политические, в начале XX века битва развернулась вокруг права голоса для женщин. В Европе и США такие разговоры шли с середины XIX века, но не в России.
В России ограниченное избирательное право появилось только в ходе реформ 1864–1870-х годов (земское и городское самоуправления), в широком смысле выборы появились только после революции 1905 года. И тогда феминистки перешли в наступление.
В начале XX века в России сложилась определенная преемственность поколений. С одной стороны, были сильны благотворительные традиции и идеалы 1860-х, выразившиеся в работе Русского женского взаимно-благотворительного общества. С другой, появилось новое поколение феминисток, которые заканчивали Бестужевские курсы, хорошо разбирались в изменившихся реалиях. С третьей — женщины были активны и в окрепшем революционном крыле, более того, они обладали широкими международными связями в рамках II Интернационала.
Из «старой гвардии» до XX века дожила только Анна Философова (умерла в 1912 году), которая стала своеобразным символом всего движения.
Как люди относятся к феминизму
Отношение людей к феминизму зависит от большого количества факторов: пол, возраст, религиозные убеждения, национальность и другие. Например, в некоторых странах, особенно мусульманских, до сих пор остро стоит проблема неравенства полов. Например, в Пакистане заработная плата мужчин на 62,5% выше, чем у женщин. В современных реалиях многие относятся к феминизму уже нейтрально. Хотя мнения неоднозначные: по данным опросов 2018–2019 годов более 60% опрошенных поддерживают идею равенства мужского и женского пола. Однако, феминистское движение поддерживают или положительно относится лишь треть от всех опрошенных.
Феминизм вызывает разные реакции у представителей общества
Влияние на западное общество
Западное общество стремительно меняется, и феминизм, равно как и многие другие факторы определяет направление этих изменений. Три волны феминизма, из которых проявления последней происходят и в наше время. Феминистское направление достигло большого количества положительных результатов для развития всего общества.
Гражданские права
Какие гражданские права получили женщины за всю историю феминистского движения?
- Женщины получили право голосовать на выборах, а также выставлять свою кандидатуру для избрания;
- Право подавать на развод, сохранять девичью фамилию, право на имущество после развода;
- Право на получение образования, выбор специальности и профессии. Доступность профессиональных сфер как женщинам, так и мужчинам;
- Уравнение заработной платы мужчин и женщин, занимающих аналогичные должности;
- Право на медицинские вмешательства по своему желанию. Например, выбор противозачаточных средств, проведение абортов.
Феминизация привела к закреплению за женщинами гражданских прав
Интеграция в общество
Феминизм и результаты феминистского движения настолько влились уже в общество, что некоторые даже стали незаметны. Интеграция феминизма заключается в том, что он принимается как само собой разумеющееся. Например, право женщин голосовать на выборах в большинстве стран никого не удивляет. Хотя ещё пару веков назад это вызвало бы бурные обсуждения и даже протесты. Более того, активная политика нерадикального феминизма повлияло на принятие многими государствами разных субкультур, которые общество также не принимало на протяжении долго времени.
Влияние на язык
Феминистское движение оказало влияние и на язык во многих странах мира. Представители феминизма используют слова не-сексистского языка. Например, в английском идеи феминизировать язык выражаются в использовании обращения «Miss» не только к незамужним женщинам, но и к тем, кто состоит в браке. Не-сексистский язык предполагает избежание слов, обращений, которые обращены к обоим полам. Феминисты, феминистки и профеминисты считают, что сексистские проявления в языке негативно влияют на общество и даже пропагандируют сексизм, который тормозит развитие феминистского движения.
Влияние на мораль в образовании
Традиционно принято считать, что роль воспитателя в вопросах морали и этики присуща женскому полу. Несмотря на ранее существовавшие запреты на получение образования женщинами, они всё равно участвовали в процессе воспитания вышеперечисленных ценностей. В том числе и внутри семьи. Вопрос влияния и роли феминизма на мораль в образовании до сих пор подвергается открытым дискуссиям в обществе между представителями феминистского движения и его оппонентами.
Влияние на гетеросексуальные отношения
Феминизм повлиял и на гетеросексуальные отношения. Под влиянием феминизма сексуальное воспитание в обществе изменилось. Хорошим примером будет возможность обоих полов получать удовольствие от отношений. Ведь ранее женщина рассматривалась только как сексуальный объект, а за наличие у неё нескольких партнёров подвергалась угнетениям и унижениям со стороны общества.
Влияние на религию
Религия также подверглась влиянию феминизма. Например, в некоторых направлениях протестантского христианства женщины получили возможность быть «священниками», членами духовенства. Однако, в Исламе феминистские проявления не поддерживаются и запрещаются – мусульманки не имеют права состоять в рядах духовенства.
Феминизм сильно повлиял на религию
Гендер
Важно различать понятия «пола» и «гендера». Пол — набор врожденных , которые отличают мужчин от женщин. Биологический пол определяют по первичным и вторичным половым признакам — в основном к ним относятся видимые отличия в гениталиях
Биологический пол определяют по первичным и вторичным половым признакам — в основном к ним относятся видимые отличия в гениталиях.
Гендер же — это набор социальных норм, которые не являются врожденными и существуют только в рамках культуры. Например, женщина — «хранительница очага», а мужчина — «добытчик», которому к тому же нельзя плакать. Вокруг гендера сформировалось множество стереотипов. Некоторые считают, что женщины хуже мужчин справляются с решением логических задач, а мужчины с рождения интересуются техникой. На самом деле это не так, и нейробиологи давно опровергли популярные гендерные стереотипы.
Социальная экономика
В кадре не только девушки: как устроен гендерный дисбаланс в кино
Если биологический пол совпадает с внутренним самоощущением и человек принимает предписываемую гендерную роль, его называют цисгендером (то есть, «по эту сторону» гендера). Но это не единственный вариант. Например, есть интерсекс-люди — те, чьи первичные или вторичные половые признаки не вписываются в стандартные представления о мужском или женском теле. Например, форма гениталий может быть мужской, а репродуктивная система — женской. Кроме того набор хромосом у интерсекс-человека может отличаться от типичных XY для мужчин и ХХ для женщин. В норме возможны вариации XХY, XХYY и другие. Из-за этого «генитальный пол», который определяют акушеры по внешним признакам, может отличаться от хромосомного или гормонального.
Как право на выбор не пришло вместе с таблеткой
С появлением противозачаточных таблеток женщины впервые получили возможность планировать семью, а вместе с ней — будущее. Например, появилась возможность долго учиться. И подниматься по карьерной лестнице, не опасаясь, что внезапная беременность остановит движение.
Впрочем, одна таблетка проблему не решала. В первой половине 1960-х на Западе поднялось движение за ограничение оральной контрацепции — по крайней мере, для неженатых и бездетных людей. Сторонники таких мер сравнивали таблетку с прерыванием беременности. В США женщинам пришлось отстаивать в Верховном суде право на оральные контрацептивы. Для замужних они стали доступны во всех штатах лишь в 1965 году. Для незамужних — только в 1972-м.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ
ТЕСТ по выбору метода психологической консультации
Предлагаем пройти тест, который поможет определить метод работы психолога, с учетом личных особенностей. Знание своего метода, позволит вам выбрать психолога, специализирующегося именно в этой области и позволит получить максимальный результат и удовлетворение от консультации. Вы можете пройти тест в режиме онлайн абсолютно бесплатно, без регистрации, по этой ссылке:
Тест французского психолога Анн Шварцвебер (Anne Schwartzweber) содержит 10 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один из трех предложенных вариантов ответа. Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить”
ТЕСТ на определение потребности в психологической помощи
Тест на потребность в психологической помощи с легкостью поможет вам определить, необходима ли вам консультация психолога. У каждого из нас бывают тяжелые моменты в жизни, и каждый справляется с ними по-своему. Кто-то самостоятельно, кому-то хватает беседы с лучшим другом или подругой, а порой просто не обойтись без помощи специалиста. Для определения этого момента и разработан опросник на потребность в психологической помощи
Тест содержит 18 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один вариант ответа «Да, согласна(сен)» или «Нет, не согласна(сен)». Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить”
ТЕСТ Долговечен ли ваш союз?
Большинство из нас мечтает о любви, которая будет с нами всегда — о вечном союзе. А как обстоят дела в вашей паре? Она крепкая и надежная? Или, может быть, хрупкая, не очень устойчивая? В любом случае вопрос о том, сколько продлится союз, составляет сердцевину отношений в любой паре, какой бы момент в своем развитии она ни переживала. Этот тест поможет понять, на какой стадии отношений находится ваш дуэт, и оценить вашу способность придать устойчивость отношениям, как бы они ни были устроены
Тест французского психоаналитика Ален Эриль (Аlain Heril) содержит 15 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один из четырех предложенных вариантов ответа. Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить”
ТЕСТ удовлетворенности браком
Разработан В.В.Столиным, Т.Л.Романовой, Г.П.Бутенко, предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетворенности – неудовлетворенности браком, а также степени согласования – рассогласования удовлетворенности браком. Опросник представляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся к различным сферам: восприятия себя и партнера, мнения, оценки, установки и т.д.
Тест содержит 24 вопроса, на каждый из которых нужно выбрать один вариант ответа «Верно, Неверно, Трудно сказать». Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить»