Дхирендра брахмачари

Бандха

Бандха — главная энергетическая практика Сукшма Вьяямы после асан. Выполнять ее нужно утром перед завтраком. Количество повторов — от 5. Выполняются упражнения сидя, спину держат прямо, а ноги — сведены вместе.

Начинают с медленного вдоха через нос. Воздух наполняет нижнюю часть легких, что приводит к увеличению живота. Затем дыхание задерживают, и выдыхают. Воздух выходит из легких за счет втягивания живота. Далее вытягивают губы трубочкой, и всасывают воздух через щель между ними. Во время вдоха подбородок опускается к грудной клетке. Дыхание задерживается. После чего делают медленный выдох через нос

Важно: воздух должен полностью покинуть легкие. Время задержки дыхания начинается от 15-20 секунд, и с каждой новой практикой увеличивается

Максимально можно выдержать до 3 минут.

Регулярное выполнение стимулирует движение крови. Происходит естественный массаж сердца за счет вертикального движения диафрагмы. Укрепляются нервные узлы, находящиеся в области солнечного сплетения. Практика этого упражнения особенно полезна людям с нарушением пищеварения.

Составляющие части йоги

Сукшма Вьяяма состоит из:

  • Асан,
  • Пранаям,
  • Мудр,
  • Бандх,
  • Кумбхак.

Асаны — это традиционные для йоги упражнения, которые выполняются в определенной последовательности. Они развивают гибкость и выносливость, силу, координацию движения, пластичность, улучшают здоровье и настроение. Регулярные занятия учат понимать и контролировать свое тело, мысли, эмоции и дыхание. Учеными доказан оздоровительных эффект упражнений.

При выполнении асан важной является фиксация внимания или дришти. После правильного дыхания дришти является основной частью йоги

Концентрация внимания позволяет сосредоточиться в асане на ощущениях, энергии, расслаблении. Постепенно умение фокусироваться и осознавать текущий момент переносится и в обычную жизнь

После правильного дыхания дришти является основной частью йоги. Концентрация внимания позволяет сосредоточиться в асане на ощущениях, энергии, расслаблении. Постепенно умение фокусироваться и осознавать текущий момент переносится и в обычную жизнь.

Пранаяма — система дыхательных упражнений. Она направлена на восстановление энергетического потенциала. Регулярное выполнение улучшает работу системы кровообращения, насыщает кислородов все внутренние органы и ткани, стабилизирует обменные процессы в организме.

Мудры — это упражнения для пальцев рук. Их складывают определенным образом, а каждая из мудр влияет на здоровье и эмоциональное состояние человека. С их помощью можно справиться с приступами гнева или паники, раздражительности, усталости, потери концентрации внимания. Мудры наполняют человека положительной и теплой энергией, светлыми эмоциями. Часто мудры называют миниатюрной йогой: упражнения можно выполнять в любой обстановке, они не занимают много времени и не привлекают внимания окружающих.

Бандхи — энергетические замки. Выполняются для энергетической подпитки, замедления процесса старения, предотвращения напрасного расходования жизненной энергии. А кумбхаки — практика по задержке дыхания. Она позволяет максимально насытить кислородом кровь и внутренние органы.

Суть йоги Сукшма Вьяяма

Определение Sukshma vyayama — санскритское название. Переводится выражение как мягкое, тонкое упражнение. Также может обозначать действие растягивать, разминать.

Йога не просто комплекс без эмоциональных упражнений. Она практикуется на основе дыхательных проработок, дришти (концентрация внимания), очищение крийи.

Наряду с физическим развитием тела в йоге обязательна и энергетическая составляющая, постижение высокого духовного. Это искусство управления душой и телом.

Практики с книги Дхирендра Брахмачари йога Сукшма Вьяяма прорабатывают зажимы, появившиеся из — за нереализованной энергии, снимают эмоциональные блоки. Стабилизируют психическое состояние и укрепляют человека физически.

Традиции Брахмачари-йоги

Практики Брахмачари-йоги включают несколько направлений, помогающих проработать физическое и тонкие тела.

  • Йога Сукшма-Вьяяма : (sūkṣma – санскр. – “тонкий”) – физически несложные действия, направленные непосредственно на проработку энергетических центров, каналов и всех структур тонкого тела. Это набор асан, дыхательных техник, бандх, крий, оказывающих эффект на физическое тело не напрямую, а путем воздействия в первую очередь на энергетическую, тонкую составляющую человека.
  • Йога Стхула-Вьяяма : (sthūla – санскр. – “грубый”) – упражнения, имеющие мощное воздействие на грубое, физическое тело. Этот раздел Брахмачари-йоги считается дополнительным к направлению Сукшма-Вьяяма.
  • Набхи-Чакра : практика, направленная на работу с пупочным центром, восстанавливающая его гармоничное функционирование.
  • Шаткармы : очистительные техники для грубого тела, позволяющие освободить его от токсинов и паразитов, подготавливающие тело к дальнейшей практике.

Все эти разделы практики направлены на очищение как физического, грубого тела, так и энергетических каналов («нади») в тонком теле.Воздействие Сукшма-Вьяямы Необходимо понимать, что невероятно простые по выполнению упражнения Сукшма-Вьяямы – истинное сокровище как для духовных искателей, совершенствующих своё сознание и ищущих тонкий опыт, так и для тех, кто хотел бы иметь здоровое, подтянутое, красивое тело, а также для исцеления людей от хронических заболеваний. Стоит учесть, что возраст практикующего не имеет значения.

На физическом уровне упражнения Сукшма-Вьяямы активизируют парасимпатическую нервную систему, ответственную за процессы расслабления ума и тела, которые человек не контролирует сознательно. Благодаря этому воздействию, человек погружается в состояние внутреннего баланса и гармонии, и негативные процессы, вызванные перенапряжением, вызывающие ряд недугов и преждевременный износ и старение организма, останавливаются.

Правила выполнения асан

Выполняется Сукшма Вьяяма как самостоятельный комплекс или как разминка для разогрева мышц. Для выполнения упражнений понадобиться специальный коврик. Во время выполнения нужно следить за спиной: она должна быть прямой, а плечи — чуть отведенными назад. Нельзя напрягать шею, но делать акцент на ее вытяжении. Все движения должны быть плавными и равномерными. Дыхание на протяжении всего комплекса упражнений остаётся ровным, без задержек или учащения ритма. Каждое упражнение повторяют от 5 до 10 раз, если в описании не оговорено иное количество.

Важно также соблюдать последовательность: каждый следующий комплекс является органичным продолжением предыдущего

Упражнения Сукшма Вьяяма

Начинаются тренировки из Тадасаны.

Улучшение памяти

  1. Выполнять дыхание “Бхастрика” нужно ровно стоя.
  2. Смотреть в точку на 152 см от стоп вперед.
  3. Макушка головы стремится вверх, на нее и концентрация.

Выработка стойкости характера, силы воли и тренировка разума

Глубокое, резкое ритмичное дыхание в положении Тадасаны с максимально откинутой назад головой и открытыми глазами.

Упражнение Сукшма Вьяяма йога на развитие интеллекта

Стойка в Танадсана, подбородок тянется к шее туда, где ямка ключицы. Мысли и энергия направлены в точку под затылком. С этого положения выполняется дыхательная практика “Бхастрика”.

Органы зрения

Голова запрокинута максимально назад, взгляд перекрещивается в точке между бровями, на ней сконцентрироваться и не моргать.

Укрепление плеч

  1. Руки, сжатые в кулак, опустить вниз.
  2. На глубоком вдохе задержать дыхание, потянуться подбородком к шее.
  3. Глаза прикрыть.
  4. Плечи поднимать вверх и резко опускать, повторять движение, до желания выдохнуть.
  5. На выдохе глаза открыть и распрямить спину.

Упражнения для грудной клетки йоги Сукшма Вьяяма Брахмачари

  1. Руки опустить вниз ладошки повернуть назад.
  2. Выпускаем воздух, поднимая руки, и возвращаем их, следуя за прогиб спины, назад ладонями вперед.
  3. Тело гнется вместе с руками назад, раскрывая грудь. На выдохе — исходное положение, повторить 5 раз.

Усиление спины

  1. Упор на расставленные ноги, руки на бедрах.
  2. Втягиваем воздух тело прогибается максимально глубоко назад, зафиксироваться, вернуться и продолжить движение в наклон вперед, голова высшей точкой стремиться к полу.

Упражнение живота

В позе тадасана кисти на пояс, корпус наклонен на 60 или 90 градусов вперёд:

  1. Ритмичное дыхание, втянуть живот — набираем воздух, расслабить — выпускаем..
  2. Когда воздух выпускаем, не дышать по возможности, и в это время животом выполняют колебательные движения. Выпуская воздух отдохнуть и восстановиться.

Проработка всего организма

  1. Из положения стоя, с широко поставленными ногами, проделать путь телом от правой ноги к левой, поднятие корпуса происходит через прогиб назад.
  2. Руки скрещены возле запястья.
  3. Наклон к правой ноге, правая рука сверху.
  4. При наклоне к левой ноге, левая рука на правой.
  5. При наклоне руки касаются подъема стопы.
  6. На вдохе — вверх, на выдохе — вниз.

В другой статье мы описывали технику дыхания Уджайи.

Вьяяма: определение, разновидности, значение и использование в практике хатха-йоги

Йога-сукшма-вьяяма посвящена важным практикам хатха-йоги. Автор — Дхиренда Брахмачари. Одна из первых книг по йоге выпущенная в СССР. В книге представлены четыре весьма эффективных тренировочных комплекса:

Йога-Сукшма-Вьяяма — последовательность мощных упражнений оказывающая очень сильное воздействие непосредственно на энергетическое тело, а также на все слои энергетической структуры, энергетические центры, железы, органы и все органическое тело практикующего (сукшма — означает тонкое, в данном контексте — тонкое тело — энергетическая компонента человеческого существа);

Йога-Стхула-Вьяяма — последовательность мощных упражнений, идущая как дополнение к последовательности Йога-Сукшма-Вьяяма, и оказывающая более мощное воздействие непосредственно на органическое тело (стхула — означает грубое, в данном контексте — грубое тело — органическая компонента человеческого существа);

Набхи-Чакра — практика восстановления естественного местоположения и естественного функционирования пупочного центра;

Шат-Карма — практика шести очистительных процедур (шат — означает шесть, карма — означает действие), это: дхаути, басти, нети, наули, тратака и бхастрика, здесь же дается техника Шанкха-Пракшалана — техника очищения полностью всего пищеварительного пути от рта до ануса.

Вьяяма – это система упражнений йоги, можно даже сказать, самостоятельный богатый раздел йогической практики. Основное значение слова «вьяяма» (санскр. vyAyAma) – упражнение, но его часто переводят, используя второе и третье значения: вращение, разминание. Однако это не совсем корректно с точки зрения методики вьяямы, которая содержит динамические и статические упражнения в сочетании с дыхательными. Наилучшим образом характеризует сущность вьяямы основное название упражнений в ней: викасака (с ударением на втором слоге). «Викасака» (санскр. vikAsaka – открытие, расширение, углубление): это проработка различных частей тела, снятие блоков и зажимов, оказывающих влияние как на физическое, так и на психическое состояние. Название так и указывает на прорабатываемую область: части тела, чакры, мармы. Например, капхони-шакти-викасака – раскрытие, улучшение силы локтя. В данном случае сила – это комплексное понятие, включающее в себя силу, выносливость, подвижность и гибкость.

Вьяямы делятся на две группы: сукшма (санскр. «тонкий») и стхула («плотный, грубый»), то есть «упражнения тонкого воздействия», действующие на один участок тела или на несколько соседних, и «упражнения мощного воздействия», которые воздействуют на все тело. Есть и другая классификация. Одни и те же упражнения в зависимости от степени сложности могут выполняться по схеме «один дыхательный цикл – одно движение», либо несколько движений на одном выдохе, либо на задержке дыхания с последующим выдохом. Соответственно, движения, выполняемые в более мягкой манере и без напряжения, относятся к категории сукшма (тонких), а те, которые выполняются с напряжением, на задержке или с акцентированным выдохом, как правило, относятся к разряду стхула. Ряд упражнений выполняется с произвольным дыханием. Также активно используется дыхание бхастрика (санскр. «кузнечные меха»), которое относится к категории прана-вьяям – подготовительных практик к пранаяме – и является полезным как на уровне физиологии, так и энергетической составляющей. Некоторые техники вьяямы, возможно, были заимствованы из традиционной индийской системы гимнастики «дхандал». Это движения, выполняемые через сопротивление, с концентрацией на напрягаемых участках тела.

При необходимости вьяяма может быть разминкой, подготавливающей к выполнению асан, или самостоятельной практикой на 1,5–2 часа, полностью прорабатывающей все тело. Дхирендра Брахмачари писал о том, что «даже выполнение только техник сукшма-вьяямы делает человека йогином». Кроме основной схемы движения сверху вниз – от головы к стопам последовательно по всем частям тела – могут применяться и другие методы, например проработки от периферии к центру. Причем вьяямы могут практиковаться как начинающими самого разного возраста и с разной начальной подготовкой с целью постепенного развития культуры движения, качественной подготовки к практике асан и виньяс, проработки суставов и связок, снятия блоков и зажимов, так и продолжающими и вполне опытными практиками йоги с целью улучшения координации, развития равновесия, проработки моментов, не задейст­вуемых в статике, увеличения жизненной емкости легких и т.д. По тем же причинам практика вьяям может быть полезна в тренировке танцоров, практиков боевых систем и многих других.

Положительные аргументы в пользу занятий

Практика подходит как пожилым, так и активным молодым людям. Она совершенно безопасна для суставов, связок и мышц. Упражнения эффективны для профилактики и лечения многих недугов, несмотря на визуальную простоту. Человек, не имеющий готовности к занятиям продвинутыми упражнениями, легко ограничивается применением сукшма-вьяямы, постепенно стабилизирующей обмен веществ и приносящей гармонию тела и разума.

  • Практика снимает разнообразные зажимы в мышечных волокнах и укрепляет их.
  • Упражнения этой йоги увеличивают податливость суставных хрящей и общую подвижность тела.
  • Сукшма-вьяяма повышает координацию и развивает равновесие.
  • Занятия укрепляют иммунитет, увеличивают вместимость лёгких и проходимость кровеносных сосудов.
  • Поскольку практика поднимает уровень общей подготовки, она есть фактический рубеж для перехода к сложным техникам.
  • Упражнения очищают тонкие психологические каналы и раскрывают чакры.

Вьяяма. Разминка. Суставная гимнастика.

Вьяяма («растягивать», «разрабатывать») – это набор разнообразных разминочных или подготовительных техник, которые выполняются в динамическом режиме и предваряют практику асан (статические позы).

Основная задача Вьяямы – это подготовка суставов и мышц к последующей нагрузке для того, чтобы снизить возможность травм. С другой стороны, практика вьяямы может являться самостоятельной тренировкой для начинающих, у которых возможны проблемы с достаточной силой и гибкостью для полноценного комплекса выполнения асан, а также для людей, ослабленных болезнью (особенно вьяямы эффективны при сердечно-сосудистых расстройствах, заболеваниях дыхательной системы, заболеваниях опорно-двигательного аппарата).

Различают следующие виды Вьяям: • “сукшма” (“мягкие”); • “стхула” (“жесткие”).

Сукшма-вьяяма – упражнения этого типа выполняются мягко, в небыстром темпе, согласовано с дыханием (без задержек), с доступной амплитудой движения в суставах.

Стхула-вьяяма – упражнения выполняются в быстром темпе, часто используются недолгие задержки дыхания на вдохе, происходит большая нагрузка на мышцы и суставы.

Использование недолгих задержек дыхания (от 10 до 40 сек) имеет следующий физиологический смысл: при задержке дыхания происходит накапливание углекислого газа в крови, что оказывает сосудорасширяющее воздействие на кровеносные сосуды. Также нужно учитывать, что задержки дыхания сопровождаются интенсивными движениями (например, вращение руками на задержке дыхания), и это оказывает воздействие на скорость кровообращения. Таким образом, тренируются сосуды и мышцы сердца, совершенствуется система кровообращения, расширяется каппилярная сеть, ускоряется обмен веществ, повышается симпатический тонус нервной системы.

Как Вьяяма воздействует на организм? Повышается симпатический тонус нервной системы (появляется бодрость), улучшается деятельность органов кровообращения и дыхания, повышается температура тела, тело становиться разогретым и более подвижным, активно выделяется синовиальная жидкость в суставные сумки (улучшается смазка суставов).

Также во время выполнения вьяямы оказывается воздействие на мармы, что способствует снятию излишнего мышечного и эмоционального напряжения.

Мармы – жизненные или рефлекторные точки (зоны), расположенные на теле. Известно около 108 таких зон. Воздействие на ту или иную марму оказывает целебное влияние на функцию внутренних органов, а воздействие на некоторые мармы оказывает целебное рефлекторное воздействие на все тело.

Например, при выполнении ваджра-мудры, когда большой палец помешается внутрь кулака, происходит воздействие на точку (куручча), расположенную на тыльной стороне ладони у костного основания указательного и большого пальцев. Стимуляция данной области обладает целительным эффектом на все внутренние системы организма.

Автор статьи: Кислицин Максим, maxyoga.ru

Виды упражнений

Каждое конкретное движение йоги Дхирендры Брахмачари сопровождается акцентированным дыханием

Колоссальное внимание уделяется собственно концентрации ума (дришти), которая притягивает духовную энергию в нужные области на теле. Часто используют дыхательные задержки, во время которых происходит движение

Каждое упражнение выполняется плавно и осознано. Сложность занятия прямо пропорционально количество повторений и времени нахождения в той или иной позе (асане). Рекомендованная структура сукшма-вьяямы йоги, описанная в книге, движется последовательно от головы к стопам.

Чтобы очистить горло от слизи, а также укрепить связки, следует принять тадасану («позу горы»). Подбородок поднимается на уровень 6 см выше ключицы, а затылок тянется назад. Дыхание должно быть мощным и быстрым («бхастрика» или «кузнечные меха»)

Внимание необходимо концентрировать на голосовых связках.
Упражнение для поднятия силы воли начинается с обыкновенной позы тадасана. Голова максимально отклоняется назад, а глаза широко раскрываются

Следующий шаг – быстрое и сильное дыхание «бхастрика». Ум концентрируется на области макушки головы (брахма-рандхра). Начинать следует с 25 циклов.
Смарана-шакти-викасака – полезная йога для улучшения памяти. Она нивелирует нервное перенапряжение и истощение умственных сил. Принимается хорошо знакомая «поза горы». Голову нужно держать прямо, а макушку направить вверх. Взгляд концентрируется на точке горизонтальной поверхности, которая располагается в полутора метрах от практикующего. Делая динамичные, сильные вдохи и выдохи, сосредоточив ум на макушке, достаточно повторить 25 циклов.
Для упражнения под названием Медха-гиакти-викасака принимается уже знакомая поза. Глаза закрыты, а подбородок как можно опущен к выемке между ключицами. Внимание сосредотачивается на затылке у первого шейного позвонка. Далее, делается цикл из 25 быстрых дыхательных движений. Практика способствует укреплению интеллекта и воздействует на гипофиз и щитовидную железу.
Упражнение, очищающее слёзные протоки, начинается с принятия позы «тадасана». Голову отводим максимально назад. Глаза широко открыты, а зрачки направлены в точку между бровями. Моргание сводится к минимуму.
В практике сукшма-вьяяма существует упражнение для развития плечевого пояса. Используя знакомую позу, совершите глубокий вдох. На задержке подбородок двигается вниз, глаза полуоткрыты. Далее, поднимаются и резко опускаются плечи. После выдоха принимается исходная поза.

Из базового положения протяните руки вдоль торса. Вместе с вдохом их поднимают, а после опускают за голову. Далее, туловище прогинается назад. Необходимо тщательно концентрироваться и не торопиться с выполнением действия. На выходе воздуха из лёгких принимается базовая поза.
Чтобы укрепить мышцы живота и стабилизировать работу пищеварительной системы, применяют Удара-шакти-викасака. Необходимо встать в «позу горы», руками опереться на поясницу, а торс держать на уровне 60 градусов. Далее, нужно совершать быстрые дыхательные движения. Повторить под прямым углом наклона.
В этой индийской йоге также есть упражнение для спины. Ноги ставятся на ширине плеч, руки держаться на поясе таким образом, чтобы большие пальцы были обращены фронтально. На вдохе происходит максимально возможный прогиб назад, на выдохе туловище склоняется вперёд.

В сукшма-вьяясма существует большое количество упражнений для становления телесной оболочки и духа. Все они содержатся в конкретной литературе и предназначены для того, чтобы подвести ученика к более продвинутым техникам, а также оздоровить организм . Многие стремятся обрести совершенное знание, которое неэффективно при болезненном теле, поэтому духовные наставники и йоги всецело рекомендуют начинающим сукшма-вьяяма. Видео этой практики довольно распространено в интернете.

Брахмачари йога. История создания

Автором этого стиля считается Махариши Картикейя. Согласно легенде, он обладал сверхъестественными способностями и жил более 300 лет.

Махариши Картикейя родился в Северной части Индии. Его родители относились к касте брахманов. Известно, что некоторое время Гуру странствовал по Гималаям, где вёл жизнь отшельника. Позже он путешествовал по Индии и проповедовал.

Во время одного из таких путешествий в городе Бихаре Махариши Картикейя встретил своего будущего ученика – Свами Дхирендру Брахмачари. Тот был из бедной семьи, однако кастовые отличия не помешали им сблизиться. Брахмачари почитал своего учителя, открывшего ему глубинные аспекты йоги.

Дхирендра распространял это учение по Индии. Он обучал йоге Джавахарлала Неру и Индиру Ганди. Основал ашрамы в нескольких городах Индии. А вот цели популяризировать Брахмачари йогу за рубежом у него не стояло, поэтому довольно редко посещал Европу и Америку.

После смерти Дхирендры Брахмачари (в автокатастрофе в 1994 году) руководство школой Брахмачари йоги взял на себя его ученик – Бал Мукунд Сингх. Это учебное заведение находится в столице Индии.

В Дели этот стиль преподаётся в государственном университете им. Морарджи Десаи. Ранее ( тогда оно оно носило название Государственный Центральный научно-исследовательских институт Йоги) директором этого учебное заведения был сам Дхирендра Брахмачари.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector