Разия
Содержание:
Могила
Могилы Разии и ее сестры
Могила Разия находится в Мохалла Бюльбули Хана возле Туркменских ворот в Старом Дели . Путешественник 14 века Ибн Батута упоминает, что гробница Разии стала центром паломничества: над ней возвели купол, и люди искали у него благословения.
Говорят, что могилу Разии построил ее преемник и сводный брат Бахрам. Другая могила, предположительно, ее сестры Шазии, находится рядом с ее могилой. Разия была преданной суфийской святой Шаха Туркман Баябани, и место, где она похоронена, считается его приютом ( ханакой ).
Сегодня это место в значительной степени заброшено: Археологическая служба Индии ежегодно обслуживает его, но не смогла еще больше его украсить, потому что он окружен незаконными постройками и доступен только через узкий, перегруженный переулок. В конце 20 века местные жители построили рядом с ним мечеть.
Разрушенное здание в Кайтхале считается местом могилы Разии.
Царствовать
Сразу после восхождения на престол Разия сделала несколько важных встреч. Она назначила Ходжа Мухаззабуддина своим новым вазиром (премьер-министром) и дала ему титул Низамул Мульк . Мухаззабуддин ранее был заместителем предыдущего визира Джунаиди. Разия назначила Малика Сайфуддина Айбека Бахту командующим своей армией и даровала ему титул Кутлуг-хана . Однако вскоре после этого Сайфуддин умер, и Разия назначил Малика Кутубуддина Хасана Гури во вновь созданный офис наиб-и лашкар ( командующий армией). Разия передала икту Лахора, ранее принадлежавшую убитому повстанцу Алауддину Джани, Малику Иззуддину Кабир Хану Аязу, мятежнику, который присоединился к ней. Разия назначила своих сторонников на должности в императорском доме, в том числе Малик-и Кабир Ихтияруддин Айтигин в роли Амир-и Хаджиба и Малик Джамалуддин Якут в качестве Амир-и Ахура .
Минхадж упоминает, что вскоре все дворяне от Лакнаути на востоке до Дебала на западе признали ее власть. Первой военной кампанией Разии, направленной против не повстанцев, было вторжение в Рантхамбор , чей правитель Чахамана утвердил свой суверенитет после смерти Илтутмиша. Разия направила Малика Кутубуддина Хасана Гури маршем в Рантхамбор: он смог эвакуировать тюркскую знать и офицеров из форта, но не смог подчинить чахаманов. Чахаманы в союзе с Мевати захватили большую часть современного северо-восточного Раджастана и вели партизанскую войну вокруг Дели. Разия также послала силы, чтобы восстановить контроль Дели над Гвалиором , но эту кампанию пришлось прервать.
Во время правления Разии шииты восстали против султаната , но восстание было подавлено. В ходе крупного инцидента шиитские карматы совершили нападение на Джама Масджид в Дели. Карматский лидер Нуруддин Тюрк ранее осудил суннитские шафиитские и ханафитские доктрины и собрал около 1000 сторонников из Дели, Гуджарата , Синда и Доаба . 5 марта 1237 года он и его сторонники вошли в мечеть и начали убивать суннитов, собравшихся там на пятничную молитву , прежде чем подверглись нападению граждан.
В 1238 году Малик Хасан Карлу , бывший хорезмийский наместник Газни , столкнулся с угрозой со стороны монголов и послал своего сына в Дели, вероятно, с целью заключения военного союза против монголов. Разия любезно принял князя, назначил ему доходы от Барана на его расходы, но отказался заключить союз против монголов.
Дворцовый переворот: начало правления Разии
Новый султан значительно расширил территорию своего государства за счёт княжеств Средней Индии. При Илтутмише Дели достигает военного превосходства над соседями, однако внутренняя ситуация оставалась крайне неустойчивой — наместники зачастую не считались с интересами центра и проводили независимую политику на местах. Ситуация усугубляла проблема наследования: султан был весьма невысокого мнения о своих сыновьях, поэтому делал ставку на дочь, Разию. В 1232 султан начал готовить указ, по которому своим наследником планировал объявить именно её — что, естественно, вызвало недовольство сыновей и некоторых наместников.
Желая для своей страны лучшего, Илтутмиш этим актом заложил мину замедленного действия, которая должна была взорваться после его смерти. Так и произошло — в 1236 году султан умер, и при дворе начались столкновения. В результате интриг одна из жён скончавшегося султана, Туркан, возвела на престол своего сына и сводного брата Разии, Фируза, не отличавшегося способностями к управлению государством. Фактически именно Туркан стала правительницей в Дели. В то же время смутой не преминули воспользоваться внешние враги султаната и сепаратисты. Пенджаб оказался атакован тюрками, а один из сыновей Илтутмиша, Мухаммед, поднял восстание. Все эти проблемы вынудили юридического правителя государства, Фируза, возглавить войска.
Отъезд султана обострил противоречия Разии и Турканы. Сторонники дочери Илтутмиша подняли голову и начали действовать — поводом для выступления стали слухи о том, что Туркана планирует устранить свою соперницу. Положение матери Фируза усугубляло также и то, что Разия пользовалась популярностью среди простых жителей Дели, что облегчило «дворцовый переворот». Туркана была арестована, а через некоторое время, по приказу нового султана, в Дели доставили самого Фируза. Мать и сын вскоре нашли свою смерть в темнице.
Союз с Алтунией и смертью
Когда весть об аресте Разии достигла Дели, местные повстанцы назначили на трон Муизуддина Бахрама — сына Илтутмиша. Формально он взошел на трон 21 апреля 1240 года, а дворяне присягнули ему 5 мая 1240 года. Дворяне ожидали, что новый король будет номинальным главой, и намеревались контролировать дела государства через недавно созданную канцелярию наиб- и мамлакат (эквивалент регента), который был приписан Ихтияруддину Айтигину. Однако новый король убил Ихтияруддина Айтигина в течение 1-2 месяцев.
После свержения Разии дворяне в Дели разделили важные должности и икты между собой, игнорируя заявления Ихтияруддина Алтуниа, который арестовал Разию в Табархинде. После смерти Айтигин Алтуния потеряла всякую надежду на получение каких-либо преимуществ от свержения Разии и решила вступить с ней в союз. Разия также увидела в этом возможность вернуть трон и вышла замуж за Алтуния в сентябре 1240 года. Их поддержали некоторые другие недовольные тюркские дворяне, в том числе Малик Каракаш и Малик Салари.
Алтуниа собрал армию, в которую, по словам Исами , входили хохары , джаты и раджпуты . В сентябре-октябре 1240 года султан Муизуддин Бахрам возглавил армию против сил Алтунии и Разии и нанес им поражение 14 октября 1240 года. Алтуния и Разия были вынуждены отступить в Кайтхал , где их бросили их солдаты и убили группа индуистов. Разия была убита 15 октября 1240 года.
Она остается единственной мусульманкой, восседающей на троне Дели.
Делийский султанат — первая исламская держава в Индии
Территория современных Индии и Пакистана стала ареной противостояния мусульман и индуистов ещё в раннем средневековье — арабские завоеватели в VIII веке появились в Синде и после серии сражений и осад присоединили его к Халифату. Северная Индия оставалась в относительной безопасности вплоть до X века — пока в Южном Афганистане не обосновалась тюркская династия Газневидов, за несколько десятков лет создавшая крупное государство и подчинившая несколько раджпутских княжеств.
Уже в середине XII века на смену Газневидам пришли Гуриды — династия, таджикская по происхождению, просуществовала на политической карте того времени и того меньше, однако влияние на историю Индии имела побольше, чем предшественники. Ко второй половине века они смогли объединить под свой контроль практически все земли, принадлежавшие Газневидам, а в 90-е годы младший брат султана, Муаззудин Мухаммад Гури, встретился с объединёнными силами нескольких индийских княжеств на севере субконтинента.
Гуридский султанат на пике могущества. (asiaplustj.info)
Мусульмане сломили сопротивление местных князей и завоевали обширные земли: вся северная Индия от Синда на западе до устья Ганга на востоке оказалась под контролем Газневидов. Наместником в индийских землях стал один из самых талантливых военачальников, участвовавших в завоевании — Кутб ад-Дин Айбак, туркмен по происхождению и гулям (то есть раб) Мухаммада Гури. Он сумел создать в подчинённых землях прочную систему контроля, основой которой стали пришлые мусульмане, занимавшие главные государственные должности.
В 1206 году, после смерти Мухаммада Гури, империя Гуридов развалилась, а Айбак стал суверенным правителем, султаном, на завоёванных при его непосредственном участии индийских землях. Центр своих земель он перенёс из Лахора в Дели — именно с этого времени можно начать историю Делийского султаната, ставшего доминирующей силой в Индии вплоть до прихода на эти территории «Великих Моголов».
Недолгое правление Айбака сопровождалось, с одной стороны, укреплением мусульманской аристократии на индийских территориях, а с другой — борьбой этих самых аристократов между собой. Султан был постоянно вовлечён в судебные разбирательства, выступал арбитром в спорах и старался удержать баланс в пока ещё хрупкой административной системе своих территорий. Султанат Айбака ещё не был грозной силой — такой она станет при другом «рабе султана», взошедшем на престол в 1211 году — Илтутмише.
Короткое правление и низложение
Вступив на престол, Разия пообещала вернуть всё, как было при отце. «Дщерь Илтутмиша» активно участвовала в государственных делах, лично судила своих поданных. На монетах того времени сохранилась такая титулатура: «Опора женщин, владычица эпохи, султан Разийя, дочь Шамс ад-Дина Илтутмуша». Тем не менее, первые годы её правления были омрачены многочисленными восстаниями, причинами которых были как дела религиозные, так и недовольство представителей аристократии тем, что трон в Дели заняла женщина.
Монеты, отчеканенные во время правления Разии. (ru.wikipedia.org)
Делийские элиты, помимо этого, были недовольны и свободной раздачей должностей молодой царицей. Особенно тюрков возмущало возвышение Джамал ад-Дина Якута, эфиопа по происхождению, ставшего фактически вторым человеком в государстве
Якута и Разию часто видели вместе на прогулках, без его мнения не принималось практически ни одного важного решения. Ещё больше раздражала эмиров новая привычка султана — одеваться в мужское и появляться перед поданными при оружии
Недовольство кипело, и нужно было лишь дождаться шанса.
Время настало в апреле 1240 года. Тогда восстал протеже Разии, которого та возвысила сразу после своего восшествия на престол, — эмир Алтунийа. Некоторые наместники поддержали его выступления, и султан была вынуждена сама возглавить поход против сепаратиста. Однако внутренние враги только этого и ждали — вскоре после начала похода приближённые Разии убили её фаворита, эфиопа Якута, а саму упекли в темницу. В то же время инициатора и вдохновителя восстания, Алтунийя, обделили — вместо него в Дели закрепился другой эмир, Айтегин, который возвёл на престол ещё одного отпрыска Илтутмуша, Бахрама.
Индийский музыкальный альбом «Разия-султан». (indomania.getbb.ru)
Восхождение на престол
Илтутмиш готовил своего старшего сына Насируддина Махмуда в качестве своего преемника, но этот сын неожиданно умер в 1229 году. По словам историка Минхадж-и-Сираджа , Илтутмиш считал, что другие его сыновья были поглощены приятными делами и не могли управлять государством. дела после его смерти. Уезжая в свою кампанию в Гвалиоре в 1231 году, Илтутмиш оставил свою дочь Разию руководить администрацией Дели. Разия так хорошо выполняла свои обязанности, что, вернувшись в Дели, Илтутмиш решил назвать ее своей преемницей. Илтутмиш приказал своему офицеру мушриф-и мамлакат Таджул Мулк Махмуд Дабир подготовить указ, в котором Разия назначается наследником . Когда его дворяне подвергли сомнению это решение на том основании, что у него остались выжившие сыновья, Илтутмиш ответил, что Разия более способный, чем его сыновья.
Однако после смерти Илтутмиша дворяне назначили его сына Рукнуддина Фируза новым королем. Предполагается, что в последние годы своей жизни Илтутмиш согласился назначить сына своим преемником. На это указывает тот факт, что после тяжелой болезни он отозвал Рукнуддина из Лахора в Дели. Другая возможность заключается в том, что легенда о том, что Илтутмиш назначил Разию своим преемником, является ложной историей, распространенной сторонниками Разии после ее вознесения. Минхадж — единственный почти современный источник, повествующий об этой легенде, и он сам не был свидетелем событий или предполагаемого указа: он находился в Гвалиоре в то время и не возвращался в Дели до 1238 года.
Рукнуддин не был способным правителем и оставил контроль над администрацией своей матери Шах Тюркан . Ослепление дуэтом и казнь популярного сына Илтутмиша Кутубуддина в сочетании с властью Шаха Тюркана привели к восстанию нескольких дворян, и даже визир (премьер-министр) Низамул Мулк Джунаиди присоединился к повстанцам. Эта ситуация стала еще хуже, когда тюркских происхождениями ведомых офицеров близко к Ruknuddin планировало убийства Султаната Тазика (не тюркский) должностных лица. Это привело к убийству нескольких важных тазикских офицеров, в том числе сына Джунаиди Зияула Мулька и Тажула Мулька Махмуда, которые составили указ, объявляющий Разию наследником. Пока Рукнуддин шел к Кухраму, чтобы сражаться с повстанцами, Шах Тюркан планировал казнить Разию в Дели. На общей молитве Разия настроила общественность против Шаха Тюркана. Затем толпа напала на королевский дворец и задержала Шаха Тюркана. Несколько дворян и армия присягнули Разии в верности и возложили ее на трон, сделав ее первой мусульманкой-правительницей в Южной Азии. Рукнуддин вернулся в Дели, но Разия послал силы, чтобы арестовать его: он был заключен в тюрьму и, вероятно, казнен 19 ноября 1236 года, правив менее 7 месяцев.
Восхождение Разии на трон Дели было уникальным не только потому, что она была женщиной, но и потому, что поддержка широкой общественности была движущей силой ее назначения. Согласно тексту XIV века Футух-ус-Салатин , она просила людей свергнуть ее, если она не оправдает их ожиданий.
Второй шанс: союз бывших противников
Несмотря на то, что Разия оказалась в заключении, победители не смогли договориться между собой. Бахрам был недоволен своим положением «подопечного», Алтунийя — «предательством» своих бывших союзников. Спустя несколько месяцев после низложения, в июле 1240 года, борьба за власть перешла в новый этап. Айтегин, женившийся на сестре султана Бахрама, стал вести себя слишком вызывающе, приказав оказывать ему такую честь, как настоящему султану. Бахрама такое поведение своего старшего коллеги выводило из себя — в конце концов он решил устранить Айтегина за такое вопиющее поведение.
В то же время Алтунийя решился на шаг, достойный настоящего сорвиголовы. Он освободил из темницы Разию и женился на ней для того, чтобы претендовать на престол. Сама же низвергнутая правительница Дели не сопротивлялась, а даже наоборот — разослала во все концы страны гонцов с просьбой о поддержке в походе на столицу страны. Союзников оказалось много — Разию поддержали некоторые эмиры, недовольные возвышением уже убитого к тому времени Айтегина. Союзники свергнутой царицы дважды встретились с войсками, верными Бахраму. Оба раза Алтунийю и Разию постигла неудача — окончательно поражение супруги потерпели в октябре 1240 года. После этого горе-мятежники оказались в плену и были казнены.
Разия на коне и при оружии перед поддаными. Фантазия современного художника. (www.e7kky.com)
Однако если относительно Алтунийи разночтений нет, то судьба Разии вызывает споры. Существуют предания, согласно которым она не попала в плен к своему брату, а, избежав смерти, странствовала по Индии, влачив бедное существование. Голодная и измученная, она попросила еды у индуса-пахаря и заснула в его доме. Тот, увидев под лохмотьями странницы богато расшитые одежды, убил Разию и продал их на ближайшем рынке, чем вызвал подозрения других торговцев. Те отвели его к судье, после чего пахарь признался в убийстве Разии.
Гробница Разии в Дели. (www.tripadvisor.ru)
***
Единственная женщина-султан в истории Индии, Разия стала любимой героиней художественной литературы и народных преданий. В современной Индии было снято целых три фильма, посвящённых этому историческому персонажу.
Она вошла в историю как справедливая царица, к которой хорошо относились простые люди, покровительница наук и искусств. Разия и сама писала стихи — удивительно, как она находила на это время в круговороте дворцовых интриг, бесконечных войн и происков недоброжелателей.
И хотя не видела лика его, но, подобно
Зрачкам, я поместила его в сердце очей своих.
Не услышав твоего имени, я полюбила его,
Не видя твоего лика, люблю его как свет очей.
Разве не означает трепет солнечных лучей,
Что они трепещут от страха перед нашим гневным взглядом?