Разия

Могила

Могилы Разии и ее сестры

Могила Разия находится в Мохалла Бюльбули Хана возле Туркменских ворот в Старом Дели . Путешественник 14 века Ибн Батута упоминает, что гробница Разии стала центром паломничества: над ней возвели купол, и люди искали у него благословения.

Говорят, что могилу Разии построил ее преемник и сводный брат Бахрам. Другая могила, предположительно, ее сестры Шазии, находится рядом с ее могилой. Разия была преданной суфийской святой Шаха Туркман Баябани, и место, где она похоронена, считается его приютом ( ханакой ).

Сегодня это место в значительной степени заброшено: Археологическая служба Индии ежегодно обслуживает его, но не смогла еще больше его украсить, потому что он окружен незаконными постройками и доступен только через узкий, перегруженный переулок. В конце 20 века местные жители построили рядом с ним мечеть.

Разрушенное здание в Кайтхале считается местом могилы Разии.

Царствовать

Сразу после восхождения на престол Разия сделала несколько важных встреч. Она назначила Ходжа Мухаззабуддина своим новым вазиром (премьер-министром) и дала ему титул Низамул Мульк . Мухаззабуддин ранее был заместителем предыдущего визира Джунаиди. Разия назначила Малика Сайфуддина Айбека Бахту командующим своей армией и даровала ему титул Кутлуг-хана . Однако вскоре после этого Сайфуддин умер, и Разия назначил Малика Кутубуддина Хасана Гури во вновь созданный офис наиб-и лашкар ( командующий армией). Разия передала икту Лахора, ранее принадлежавшую убитому повстанцу Алауддину Джани, Малику Иззуддину Кабир Хану Аязу, мятежнику, который присоединился к ней. Разия назначила своих сторонников на должности в императорском доме, в том числе Малик-и Кабир Ихтияруддин Айтигин в роли Амир-и Хаджиба и Малик Джамалуддин Якут в качестве Амир-и Ахура .

Минхадж упоминает, что вскоре все дворяне от Лакнаути на востоке до Дебала на западе признали ее власть. Первой военной кампанией Разии, направленной против не повстанцев, было вторжение в Рантхамбор , чей правитель Чахамана утвердил свой суверенитет после смерти Илтутмиша. Разия направила Малика Кутубуддина Хасана Гури маршем в Рантхамбор: он смог эвакуировать тюркскую знать и офицеров из форта, но не смог подчинить чахаманов. Чахаманы в союзе с Мевати захватили большую часть современного северо-восточного Раджастана и вели партизанскую войну вокруг Дели. Разия также послала силы, чтобы восстановить контроль Дели над Гвалиором , но эту кампанию пришлось прервать.

Во время правления Разии шииты восстали против султаната , но восстание было подавлено. В ходе крупного инцидента шиитские карматы совершили нападение на Джама Масджид в Дели. Карматский лидер Нуруддин Тюрк ранее осудил суннитские шафиитские и ханафитские доктрины и собрал около 1000 сторонников из Дели, Гуджарата , Синда и Доаба . 5 марта 1237 года он и его сторонники вошли в мечеть и начали убивать суннитов, собравшихся там на пятничную молитву , прежде чем подверглись нападению граждан.

В 1238 году Малик Хасан Карлу , бывший хорезмийский наместник Газни , столкнулся с угрозой со стороны монголов и послал своего сына в Дели, вероятно, с целью заключения военного союза против монголов. Разия любезно принял князя, назначил ему доходы от Барана на его расходы, но отказался заключить союз против монголов.

Дворцовый переворот: начало правления Разии

Новый султан значительно расширил территорию своего государства за счёт княжеств Средней Индии. При Илтутмише Дели достигает военного превосходства над соседями, однако внутренняя ситуация оставалась крайне неустойчивой — наместники зачастую не считались с интересами центра и проводили независимую политику на местах. Ситуация усугубляла проблема наследования: султан был весьма невысокого мнения о своих сыновьях, поэтому делал ставку на дочь, Разию. В 1232 султан начал готовить указ, по которому своим наследником планировал объявить именно её — что, естественно, вызвало недовольство сыновей и некоторых наместников.

Желая для своей страны лучшего, Илтутмиш этим актом заложил мину замедленного действия, которая должна была взорваться после его смерти. Так и произошло — в 1236 году султан умер, и при дворе начались столкновения. В результате интриг одна из жён скончавшегося султана, Туркан, возвела на престол своего сына и сводного брата Разии, Фируза, не отличавшегося способностями к управлению государством. Фактически именно Туркан стала правительницей в Дели. В то же время смутой не преминули воспользоваться внешние враги султаната и сепаратисты. Пенджаб оказался атакован тюрками, а один из сыновей Илтутмиша, Мухаммед, поднял восстание. Все эти проблемы вынудили юридического правителя государства, Фируза, возглавить войска.

Отъезд султана обострил противоречия Разии и Турканы. Сторонники дочери Илтутмиша подняли голову и начали действовать — поводом для выступления стали слухи о том, что Туркана планирует устранить свою соперницу. Положение матери Фируза усугубляло также и то, что Разия пользовалась популярностью среди простых жителей Дели, что облегчило «дворцовый переворот». Туркана была арестована, а через некоторое время, по приказу нового султана, в Дели доставили самого Фируза. Мать и сын вскоре нашли свою смерть в темнице.

Союз с Алтунией и смертью

Когда весть об аресте Разии достигла Дели, местные повстанцы назначили на трон Муизуддина Бахрама — сына Илтутмиша. Формально он взошел на трон 21 апреля 1240 года, а дворяне присягнули ему 5 мая 1240 года. Дворяне ожидали, что новый король будет номинальным главой, и намеревались контролировать дела государства через недавно созданную канцелярию наиб- и мамлакат (эквивалент регента), который был приписан Ихтияруддину Айтигину. Однако новый король убил Ихтияруддина Айтигина в течение 1-2 месяцев.

После свержения Разии дворяне в Дели разделили важные должности и икты между собой, игнорируя заявления Ихтияруддина Алтуниа, который арестовал Разию в Табархинде. После смерти Айтигин Алтуния потеряла всякую надежду на получение каких-либо преимуществ от свержения Разии и решила вступить с ней в союз. Разия также увидела в этом возможность вернуть трон и вышла замуж за Алтуния в сентябре 1240 года. Их поддержали некоторые другие недовольные тюркские дворяне, в том числе Малик Каракаш и Малик Салари.

Алтуниа собрал армию, в которую, по словам Исами , входили хохары , джаты и раджпуты . В сентябре-октябре 1240 года султан Муизуддин Бахрам возглавил армию против сил Алтунии и Разии и нанес им поражение 14 октября 1240 года. Алтуния и Разия были вынуждены отступить в Кайтхал , где их бросили их солдаты и убили группа индуистов. Разия была убита 15 октября 1240 года.

Она остается единственной мусульманкой, восседающей на троне Дели.

Делийский султанат — первая исламская держава в Индии

Территория современных Индии и Пакистана стала ареной противостояния мусульман и индуистов ещё в раннем средневековье — арабские завоеватели в VIII веке появились в Синде и после серии сражений и осад присоединили его к Халифату. Северная Индия оставалась в относительной безопасности вплоть до X века — пока в Южном Афганистане не обосновалась тюркская династия Газневидов, за несколько десятков лет создавшая крупное государство и подчинившая несколько раджпутских княжеств.

Уже в середине XII века на смену Газневидам пришли Гуриды — династия, таджикская по происхождению, просуществовала на политической карте того времени и того меньше, однако влияние на историю Индии имела побольше, чем предшественники. Ко второй половине века они смогли объединить под свой контроль практически все земли, принадлежавшие Газневидам, а в 90-е годы младший брат султана, Муаззудин Мухаммад Гури, встретился с объединёнными силами нескольких индийских княжеств на севере субконтинента.

Гуридский султанат на пике могущества. (asiaplustj.info)

Мусульмане сломили сопротивление местных князей и завоевали обширные земли: вся северная Индия от Синда на западе до устья Ганга на востоке оказалась под контролем Газневидов. Наместником в индийских землях стал один из самых талантливых военачальников, участвовавших в завоевании — Кутб ад-Дин Айбак, туркмен по происхождению и гулям (то есть раб) Мухаммада Гури. Он сумел создать в подчинённых землях прочную систему контроля, основой которой стали пришлые мусульмане, занимавшие главные государственные должности.

В 1206 году, после смерти Мухаммада Гури, империя Гуридов развалилась, а Айбак стал суверенным правителем, султаном, на завоёванных при его непосредственном участии индийских землях. Центр своих земель он перенёс из Лахора в Дели — именно с этого времени можно начать историю Делийского султаната, ставшего доминирующей силой в Индии вплоть до прихода на эти территории «Великих Моголов».

Недолгое правление Айбака сопровождалось, с одной стороны, укреплением мусульманской аристократии на индийских территориях, а с другой — борьбой этих самых аристократов между собой. Султан был постоянно вовлечён в судебные разбирательства, выступал арбитром в спорах и старался удержать баланс в пока ещё хрупкой административной системе своих территорий. Султанат Айбака ещё не был грозной силой — такой она станет при другом «рабе султана», взошедшем на престол в 1211 году — Илтутмише.

Короткое правление и низложение

Вступив на престол, Разия пообещала вернуть всё, как было при отце. «Дщерь Илтутмиша» активно участвовала в государственных делах, лично судила своих поданных. На монетах того времени сохранилась такая титулатура: «Опора женщин, владычица эпохи, султан Разийя, дочь Шамс ад-Дина Илтутмуша». Тем не менее, первые годы её правления были омрачены многочисленными восстаниями, причинами которых были как дела религиозные, так и недовольство представителей аристократии тем, что трон в Дели заняла женщина.

Монеты, отчеканенные во время правления Разии. (ru.wikipedia.org)

Делийские элиты, помимо этого, были недовольны и свободной раздачей должностей молодой царицей. Особенно тюрков возмущало возвышение Джамал ад-Дина Якута, эфиопа по происхождению, ставшего фактически вторым человеком в государстве

Якута и Разию часто видели вместе на прогулках, без его мнения не принималось практически ни одного важного решения. Ещё больше раздражала эмиров новая привычка султана — одеваться в мужское и появляться перед поданными при оружии

Недовольство кипело, и нужно было лишь дождаться шанса.

Время настало в апреле 1240 года. Тогда восстал протеже Разии, которого та возвысила сразу после своего восшествия на престол, — эмир Алтунийа. Некоторые наместники поддержали его выступления, и султан была вынуждена сама возглавить поход против сепаратиста. Однако внутренние враги только этого и ждали — вскоре после начала похода приближённые Разии убили её фаворита, эфиопа Якута, а саму упекли в темницу. В то же время инициатора и вдохновителя восстания, Алтунийя, обделили — вместо него в Дели закрепился другой эмир, Айтегин, который возвёл на престол ещё одного отпрыска Илтутмуша, Бахрама.

Индийский музыкальный альбом «Разия-султан». (indomania.getbb.ru)

Восхождение на престол

Илтутмиш готовил своего старшего сына Насируддина Махмуда в качестве своего преемника, но этот сын неожиданно умер в 1229 году. По словам историка Минхадж-и-Сираджа , Илтутмиш считал, что другие его сыновья были поглощены приятными делами и не могли управлять государством. дела после его смерти. Уезжая в свою кампанию в Гвалиоре в 1231 году, Илтутмиш оставил свою дочь Разию руководить администрацией Дели. Разия так хорошо выполняла свои обязанности, что, вернувшись в Дели, Илтутмиш решил назвать ее своей преемницей. Илтутмиш приказал своему офицеру мушриф-и мамлакат Таджул Мулк Махмуд Дабир подготовить указ, в котором Разия назначается наследником . Когда его дворяне подвергли сомнению это решение на том основании, что у него остались выжившие сыновья, Илтутмиш ответил, что Разия более способный, чем его сыновья.

Однако после смерти Илтутмиша дворяне назначили его сына Рукнуддина Фируза новым королем. Предполагается, что в последние годы своей жизни Илтутмиш согласился назначить сына своим преемником. На это указывает тот факт, что после тяжелой болезни он отозвал Рукнуддина из Лахора в Дели. Другая возможность заключается в том, что легенда о том, что Илтутмиш назначил Разию своим преемником, является ложной историей, распространенной сторонниками Разии после ее вознесения. Минхадж — единственный почти современный источник, повествующий об этой легенде, и он сам не был свидетелем событий или предполагаемого указа: он находился в Гвалиоре в то время и не возвращался в Дели до 1238 года.

Рукнуддин не был способным правителем и оставил контроль над администрацией своей матери Шах Тюркан . Ослепление дуэтом и казнь популярного сына Илтутмиша Кутубуддина в сочетании с властью Шаха Тюркана привели к восстанию нескольких дворян, и даже визир (премьер-министр) Низамул Мулк Джунаиди присоединился к повстанцам. Эта ситуация стала еще хуже, когда тюркских происхождениями ведомых офицеров близко к Ruknuddin планировало убийства Султаната Тазика (не тюркский) должностных лица. Это привело к убийству нескольких важных тазикских офицеров, в том числе сына Джунаиди Зияула Мулька и Тажула Мулька Махмуда, которые составили указ, объявляющий Разию наследником. Пока Рукнуддин шел к Кухраму, чтобы сражаться с повстанцами, Шах Тюркан планировал казнить Разию в Дели. На общей молитве Разия настроила общественность против Шаха Тюркана. Затем толпа напала на королевский дворец и задержала Шаха Тюркана. Несколько дворян и армия присягнули Разии в верности и возложили ее на трон, сделав ее первой мусульманкой-правительницей в Южной Азии. Рукнуддин вернулся в Дели, но Разия послал силы, чтобы арестовать его: он был заключен в тюрьму и, вероятно, казнен 19 ноября 1236 года, правив менее 7 месяцев.

Восхождение Разии на трон Дели было уникальным не только потому, что она была женщиной, но и потому, что поддержка широкой общественности была движущей силой ее назначения. Согласно тексту XIV века Футух-ус-Салатин , она просила людей свергнуть ее, если она не оправдает их ожиданий.

Второй шанс: союз бывших противников

Несмотря на то, что Разия оказалась в заключении, победители не смогли договориться между собой. Бахрам был недоволен своим положением «подопечного», Алтунийя — «предательством» своих бывших союзников. Спустя несколько месяцев после низложения, в июле 1240 года, борьба за власть перешла в новый этап. Айтегин, женившийся на сестре султана Бахрама, стал вести себя слишком вызывающе, приказав оказывать ему такую честь, как настоящему султану. Бахрама такое поведение своего старшего коллеги выводило из себя — в конце концов он решил устранить Айтегина за такое вопиющее поведение.

В то же время Алтунийя решился на шаг, достойный настоящего сорвиголовы. Он освободил из темницы Разию и женился на ней для того, чтобы претендовать на престол. Сама же низвергнутая правительница Дели не сопротивлялась, а даже наоборот — разослала во все концы страны гонцов с просьбой о поддержке в походе на столицу страны. Союзников оказалось много — Разию поддержали некоторые эмиры, недовольные возвышением уже убитого к тому времени Айтегина. Союзники свергнутой царицы дважды встретились с войсками, верными Бахраму. Оба раза Алтунийю и Разию постигла неудача — окончательно поражение супруги потерпели в октябре 1240 года. После этого горе-мятежники оказались в плену и были казнены.

Разия на коне и при оружии перед поддаными. Фантазия современного художника. (www.e7kky.com)

Однако если относительно Алтунийи разночтений нет, то судьба Разии вызывает споры. Существуют предания, согласно которым она не попала в плен к своему брату, а, избежав смерти, странствовала по Индии, влачив бедное существование. Голодная и измученная, она попросила еды у индуса-пахаря и заснула в его доме. Тот, увидев под лохмотьями странницы богато расшитые одежды, убил Разию и продал их на ближайшем рынке, чем вызвал подозрения других торговцев. Те отвели его к судье, после чего пахарь признался в убийстве Разии.

Гробница Разии в Дели. (www.tripadvisor.ru)

***

Единственная женщина-султан в истории Индии, Разия стала любимой героиней художественной литературы и народных преданий. В современной Индии было снято целых три фильма, посвящённых этому историческому персонажу.

Она вошла в историю как справедливая царица, к которой хорошо относились простые люди, покровительница наук и искусств. Разия и сама писала стихи — удивительно, как она находила на это время в круговороте дворцовых интриг, бесконечных войн и происков недоброжелателей.

И хотя не видела лика его, но, подобно
Зрачкам, я поместила его в сердце очей своих.

Не услышав твоего имени, я полюбила его,

Не видя твоего лика, люблю его как свет очей.

Разве не означает трепет солнечных лучей,

Что они трепещут от страха перед нашим гневным взглядом?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector