«портрет графини юлии павловны самойловой»
Содержание:
Тайна, покрытая браком
У Юлии Павловны была не жизнь, а сплошной фейерверк. Увы, теперь точно не разобрать, что именно является правдой, а что — слухами и домыслами. Начать с того, что сплетнями окружено даже ее происхождение. Вроде бы отцом девочки является вовсе не муж ее матери — генерал Павел Пален, а приемный дедушка — итальянец Джулио Литта, на русский манер его звали Юлием Помпеевичем. В пользу такой экстравагантной версии выступают два факта — итальянская внешность Юлии Павловны и то, что приемный дед именно ей и еще двоим своим внебрачным детям завещал свое огромное состояние.
Есть еще один слух. И он, с еще большей вероятностью, является правдой. В возрасте 15 лет Юлия тогда еще Пален — фрейлина при дворе — стала любовницей российского императора Александра I.
Портрет Александра IСтепан Семенович Щукин
С ее беременностями быстро расправлялись лейб-медики, а Юлия Павловна навсегда осталась бесплодной. Яркую красавицу Юленьку государь держал подле себя несколько лет, но потом, как честный человек, решил, что пора жениться. Какому-нибудь приличному парню-офицеру на фаворитке царя. Так как очереди из желающих прикрыть репутацию фрейлины не выстроилось, государь сам выбрал дворянское семейство. Им стали Самойловы. Флигель-адъютант императора,красавец Николай Самойлов был категорически против. Но маман очень быстро объяснила строптивому сыну, что Александр І вовсе не спрашивал «хочешь-не хочешь», а сделал предложение, от которого невозможно отказаться. Венчание состоялось.
П.Ф. Соколов. Граф Николай Александрович Самойлов
«Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией Паччини (Маскарад)»
Кратко описание картины
На картине «Портрет графини Самойловой, удаляющейся с бала у персидского посланника (с приёмной дочерью Амацилией)» Юлия Павловна представлена рядом со своей воспитанницей и приёмной дочерью Амацилией Паччини. Амацилия и Джованнина являлись дочерьми разорившегося итальянского композитора Джованни Паччини, которых Самойлова взяла на воспитание. Полотно представляет её свободный от общественных норм характер. Юлия Павловна всегда отличалась вольностью взглядов и независимостью от общества и их суждений. За это её недолюбливал император Николай I и многие представители высшего света. Здесь она представлена покидающей бал или «маскарад«, как ещё называют эту картину. Маскарад, в контексте картины, представляет собой собрание высшего общества, которые преклоняются друг перед другом, которые вечно носят маски и живут во лжи. На заднем плане серые фигуры, которые ничем не примечательны по сравнению с красотой графини. Среди них особенно выделяется фигура султана и услужливого посла, который, видимо, чтобы угодить знатному человеку, что-то шепчет ему и указывает жезлом на удаляющихся Юлию и Амацилию. От всего этого общества, которое Брюллов изобразил в шутовском виде, главных героинь отделяет яркий красный занавес, будто бы резко разделяющий два мира, два образа людей. Юлия Павловна сняла маску и смотрит открыто, никого не стесняясь. В этом образе есть особенная искренность перед людьми и перед миром. Она не боится показать себя такой, какая она есть на самом деле, а все маскарады со знатными людьми, исполненными лицедейства, ей совершенно неинтересны. Образ Юлии Павловны здесь представляет человеческое достоинство, которому стоит поучиться многим.
Для Брюллова графиня Самойлова была настоящим идеалом. Она была ему хорошим другом и в трудную для него минуту, когда он подвергся немилости и настоящей травли высших кругов, Юлия Павловна специально для того, чтобы помочь живописцу, приехала в Россию из Италии. А.Н.Бенуа писал, что отношения Брюллова к Самойловой достаточно известны. Вероятно, художник был страстно влюблён в графиню и поэтому картины именно с участием Самойловой являются настоящими шедеврами, жемчужинами всего творчества великого русского художника.
Искуствовед Некрылова Л.П.
Х
Использование материалов допускается с условием размещения ссылки на страницу:
Портрет графини Юлии Павловны СамойловойТакже бесплатно скачивайте «Портрет графини Юлии Павловны Самойловой» на странице сайта!
Биография[править | править код]
Происхождение и первый бракправить | править код
По материнской и отцовской линиям Самойлова была связана узами родства с семействами Паленов, Скавронских, князем Потёмкиным, итальянцами Литта и Висконти. Мать Юлии, Мария, была падчерицей знаменитого государственного деятеля Джулио (Юлия Помпеевича) Литта, с которым её связывали нежные отношения, и в свете поговаривали о спорном отцовстве Юлии (чему итальянский тип её внешности давал почву). Все свое колоссальное состояние и художественные коллекции Литта (ум. ) разделил между Юлией, де-юре внучкой его жены Екатерины, и двумя побочными детьми. Самойлова носила прозвище «последней из Скавронских», как унаследовавшая колоссальное состояние деда.
Мария Скавронская, мать Самойловой, обладала огромным состоянием, принадлежавшим роду Скавронских, родственников Екатерины I и была последней носительницей этой фамилии. Выйдя замуж за графа Палена и родив дочь, через некоторое время, когда ребенку было пять с половиной лет, оставила её и уехала в Париж, обучаться музыке и пению, развелась с Паленом и вышла замуж за генерала А. П. Ожаровского.
В возрасте двадцати пяти лет Юлию выдали замуж за графа Николая Александровича Самойлова, флигель–адъютанта императора (ум. 23 июля 1842). Супруги вскоре охладели друг к другу, во многом благодаря склонности графа к кутежам и игре. В году пара по взаимному соглашению разошлась, и Самойлов вернул приданое, отвёз Юлию к отцу, графу Палену и сохранил с ней весьма дружеские отношения.
Независимая жизнь и отношения с Брюлловымправить | править код
Графиня обосновалась в имении Графская Славянка под Петербургом, с роскошным домом, выстроенным по проекту знаменитого петербургского архитектора и художника — Александра Павловича Брюллова. Позже он же построит ей дворец на Елагином острове. Графиня держала себя предельно независимо. В её доме собирался просвещённый кружок, что не нравилось Николаю I, ей пришлось переехать вначале в Санкт-Петербург, а затем и в Италию, где она дружила с Россини и Доницетти и оказывала покровительство художникам и музыкантам, активно участвуя в культурной жизни страны. В частности, считается, что именно она оплатила клакёрам провал оперы Беллини «Норма» и успех оперы Пачини «Корсар».
С братом архитектора, Карлом, она познакомилась в Риме, в знаменитом салоне Зинаиды Волконской. Начало их отношений датируют годом. Летом они вместе путешествовали по Италии и бродили среди руин Помпеи, где и зародился замысел прославившего мастера полотна. В конце 1835 года по предписанию Николая I Брюллов возвратился в Россию и занял должность профессора Академии художеств Санкт-Петербурга, начав преподавательскую деятельность. В 1839 году Карл неудачно женился. Совместная жизнь супругов продлилась всего 2 месяца.
В графиня снова возвращается в Петербург и берёт под свою опеку опального Карла Брюллова, чей развод с женой вызвал неудовольствие общества. Художник подолгу живёт у графини на её вилле в Ломбардии. Графиня также владела имением в Груссе (Франция), палаццо в Милане и дворцом на озере Комо. Фрагменты переписки между влюбленными сохранились и свидетельствуют о глубоком чувстве.
У графини Самойловой было две приемные дочери — младшая Амацилия (род. в ) и старшая Джованина Пачини, дети обедневшего миланского певца и композитора Джованни Пачини, автора оперы «Последний день Помпеи», произведшей впечатление на Брюллова. Когда Самойлова взяла Амацилию на воспитание — неизвестно, но, судя по картине «Всадница», написанной в году, уже четырёхлетней она жила у неё. Вопрос с этими двумя девочками до конца не прояснён, документы свидетельствуют, что у композитора была на самом деле только одна дочь. Существует версия, что настоящее имя второй девочки, Джованнины — Кармине Бертолотти и она является внебрачной дочерью Клементины Пери, сестры второго мужа Самойловой.
Поздние годыправить | править код
В году она принимает решение расстаться с Брюлловым и порывает с ним. В она выходит замуж за итальянского тенора Пери, лишается подданства Российской империи, продает Графскую Славянку и иное имущество. Второй её муж, оперный певец Перри, отличавшийся необыкновенной красотой, умрёт через год после свадьбы от чахотки.
— В. Пикуль. «Удаляющаяся с бала»
Третий муж, дипломат граф де Морнэ, с которым они обвенчались в году, оставит немолодую уже супругу через год после венчания, объяснив разрыв полным несходством характеров. К концу жизни потеряла практически всё своё состояние. Приёмные дочери, выданные замуж, через суд взыскивали у графини обещанные деньги и имущество. Умерла в Париже, похоронена на кладбище Пер-ла-Шез, вместе со вторым мужем.
Русская Мессалина
А тут ещё Самойлова получила очередное богатое наследство: в 1829 году ей досталось имение Работафская Славянка недалеко от Петербурга. Его реконструкцию она поручила Александру Брюллову, брату «дружки Бришки». К 1835 году реконструкция закончилась — Сергей Пушкин, отец знаменитого поэта, сравнил дворец графини с Эрмитажем. Самойлова вернулась в Петербург. Её возвращение описал художник Пётр Соколов: «Самойлова вернулась из-за границы и появилась на вокзале в Павловске с целой свитой красавцев — итальянцев и французов… её сочные уста, вздёрнутый нос и выражение глаз как будто говорили: «Мне нет дела до мнения света!». Отношения с Брюлловым продолжались вяло: графиня пристрастилась к оргиям, которые она устраивала в своём новом имении. Участники разврата обнажёнными купались в бассейне, наполненном шампанским. По приказу царя Николая I, Юлии пришлось переселиться во дворец на Елагином острове — там не было бассейна. Но от этого оргии под предводительством русской Мессалины не прекратились. Императора утомило это гнездо разврата — он приказал Самойловой вернуться в Италию. графиня подчинилась. На фоне этих бурных событий она спокойно писала Брюллову: «Скажи мне, где живёшь и кого любишь?…». А художник жил в России. И любил юную Эмилию Тимм, дочь рижского губернатора. В 1839-м он на ней женился. Брак продлился всего месяц — потом неистовый Брюллов избил супругу и выгнал на улицу в чём была. После этого эпизода он стал изгоем в светском обществе… Спустя годы выяснилось, что Эмилия состояла в кровосмесительной связи с собственным отцом — эти отношения продолжились и после свадьбы. Самойлова примчалась утешать Бришку. Брюллов утешился и нарисовал 39-летнюю Самойлову с приёмной дочерью Амацилией. На картине она удалялась с бала. Как и из России, откуда она уехала навсегда. Последний раз она посетила родину в 1842-м, когда решила помириться с мужем, с которым официально разведена не была. Ничего не вышло — супруг вскоре умер. В 1845-м Самойлова волевым усилием оборвала отношения с Брюлловым. Она как будто повзрослела, наконец, и поняла: эта связь бессмысленна, и никакой радости отношения с художником не приносят. С 1849-го художник, как и Юлия Павловна, жил в Италии. Но они не общались: Брюллов тяжело болел. Он уехал к Средиземному морю по настоянию врачей. В 1852-м живописец умер недалеко от Рима. Самойлова скончалась в 1875 году, старая, почти разорившаяся и никому не нужная. Приёмные дочери требовали от неё денег через суд. Очередной молодой супруг через год брака скончался от чахотки. Обвенчавшись с ним, она потеряла графский титул. До конца своих дней Юлия Павловна выплачивала солидное содержание французскому графу Шарлю де Морнэ, за которого она фиктивно вышла замуж, чтобы вернуть титул. Под конец жизни Самойлова поняла: главным в её жизни было знакомство с Брюлловым, которого она считала «одним из величайших когда-либо существовавших гениев».
Метки: Николай I, эпоха Романовых, Загадки истории, жизнь, брак, художник, отношения, графиня, Брюллов, Самойлова
Наследственное сибаритство
Облик Юлии Павловны никак не ассоциировался с Русским Севером: дочь родителей-блондинов выглядела как уроженка солнечной Италии. По слухам, вовсе не случайно. Её мать Мария Скавронская вышла замуж за Павла Палена (Пален — девичья фамилия Самойловой) по большой любви и вопреки воле родителей. Дело в том, что Павел Пален был сыном Петра Палена, который возглавил заговор убийц царя Павла I. Родные не хотели отдавать дочь за сына цареубийцы. Но дочь не послушалась. А зря. С мужем-военным она скиталась по’провинциальным гарнизонам. В одном из них она родила дочь Юлию, тёмноволосую и смуглую. От неё Павел Петрович сразу отказался. Он считал (и небезосновательно), что истинный отец ребёнка — отчим Марии, Юлий Помпеевич Литта, российский государственный деятель итальянского происхождения. Пален смог добиться развода. Супруги вступили в повторные браки. И Юлию воспитывали бабка и дедушка, который её обожал и оставил ей часть своего огромного состояния. В 1825 году 22-летнюю звезду балов выдали за красавца Николая Самойлова, мота и картёжника, который не хотел на ней жениться: он любил другую. Но венчаться с Юлией пришлось. Во-первых, этого брака хотел царь Александр I, любовницей которого была Пален (от государя она сделала аборт, который лишил её возможности иметь детей). Во-вторых, приданое невесты могло покрыть несметные карточные долги Самойлова, которому из-за его страсти к игре дали кличку Мелок. Пара обвенчалась. И начались скандалы. Юлия изменяла нелюбящему мужу направо и налево. Самойлов бабником не был: все его страсти не выходили за территорию ломберного стола, за которым он и проводил все время. Папа-дедушка Литта вступился за внучку-дочь. Он заставил Николая вернуть просаженное в карты приданое жены. В 1827-м пара разъехалась. Самойлова уехала в близкую ей по духу Италию и там пустилась во все тяжкие. Там-то, на ужине у князя Гагарина, она и познакомилась с Карлом Брюлловым. Художник любил богатых женщин. А Самойлова принадлежала именно к этой категории: она купила дворец в Риме, роскошно его обставила. Затем взяла на содержание — роскошное притом — дочерей тенора и композитора Джованни Пачини (графиня любила покровительствовать искусствам). Девочек Брюллов изобразил на картине «Всадница». Зная о страсти живописца к роскошным дамам, Гагарин предупредил Брюллова: «Бойтесь её, Карл! Эта женщина не похожа на других. Она меняет не только привязанности, но и дворцы, в которых живёт. Не имея своих детей, она объявляет чужих своими. Но я согласен, и согласитесь вы, что от неё можно сойти с ума». Но живописец мечтал сойти с ума. Обладатель бурного темперамента, он не мыслил своей жизни без страстей. Он видел Самойлову глазами не Гагарина, а Гоголя, который писал о красавице: «Она — не женщина Рафаэля, с тонкими, незаметными, ангельскими чертами, — она женщина страстная, сверкающая, южная, италианская во всей красоте полудня, мощная, крепкая, пылающая всей роскошью страсти, всем могуществом красоты, — прекрасная как женщина». Брюллов и Самойлова путешествовали по Италии. Нетрудно догадаться, чьи в основном деньги они тратили в этих приятных странствиях. При всей любви, которую они чувствовали друг к другу, Самойлова всячески показывала: верность — не для неё.
Вулканические страсти
Исследователи творчества Карла Павловича Брюллова отмечают сходство темпераментов художника и графини Самойловой. Они были похожи как брат с сестрой. По иронии судьбы, даже их отчества совпадали. А встретились они тогда, когда оба уже стали причиной гибели других из-за несчастной любви.
Молоденькая Анриенна Демулен утопилась в Тибре из-за неразделенной любви к надменному Карлу. Брюллов пытался оправдаться, что не знал, какие страсти бушуют из-за него. А предсмертное письмо просто не успел прочитать. Да и, в конце концов, разве он виноват, что так нравится женщинам?
За спиной у Юлии Самойловой тоже стояла смерть: в обществе шептались, что бедный корнет Эммануил Сен При застрелился, потому что графиня не пожелала разделить его пыл. В отличие от Брюллова Самойлова даже не попыталась оправдаться. Мало ли, кто там стреляется? За всеми не уследишь. И, кстати, этот случай опровергает слух о том, что Юлия Павловна принуждала мужчин к близости. Она была разборчива.
Ей претили любые ограничения и запреты. Это и покорило Карла Брюллова. А еще — красивое лицо и роскошная фигура.
Время знакомства Брюллова и Самойловой совпало с работой художника над его самой знаменитой картиной «Последний день Помпеи» (1828−1833).
Последний день ПомпеиКарл Павлович Брюллов, 1830-е
Графиня, чей темперамент вполне можно было сопоставить с вулканом, вызвалась позировать Брюллову. И на полотне ее образ запечатлен трижды. Девушка с кувшином на голове, стоящая рядом с художником, в котором Карл Павлович изобразил себя; женщина с младенцем на руках; мать, пытающаяся защитить от извержения Везувия своих дочерей.
На полотне «Последний день Помпеи» образ Юлии Самойловой повторяется трижды. В том числе и рядом с художником, которого Брюллов написал с себя
Да, у Юлии Самойловой не было своих детей, но она удочерила двух итальянок — Амацилию и Джованину. Их Карл Брюллов изобразил на своем полотне «Всадница» (1832).
Всадница. Портрет Джованины и Амацилии Пачини, воспитанниц графини Ю. П. Самойловой. Карл Павлович Брюллов, 1832
Также художник написал Юлию Павловну с ее воспитанницей Джованиной, и эта картина вызвала огромный восторг публики.
Портрет графини Ю. П. Самойловой с воспитанницей Джованиной Пачини и арапчонком. Карл Павлович Брюллов, 1834
Самойлова и Брюллов в тот период были неразлучны. «Наши отношения выходили за все принятые рамки», — писала графиня.
Она называла его Бришкой и всячески демонстрировала, что лично ей чужда ревность: ни в какой Тибр, Сену или Волгу из-за любви к Брюллову она не прыгнет.
Фрагмент работы, как объявлено, Карла Брюллова «Портрет молодой женщины у фортепиано» (Эмилия Тимм). Работа из частной коллекции экспонировалась в 2013 году Русском музее на выставке работ художника.