Как вырастить послушного самурая или японская система воспитания детей

Особенности воспитания детей в Японии от 1 года до 3 лет-х лет

Народ Восходящего Солнца один из первых, кто отметил важность развития ребенка в первые три года. Пятьдесят лет назад в японском государстве была издана книга «После трех уже поздно», которая изменила мировоззрение многих воспитательных структур

Автор этого учебного пособия – Масара Ибука (создатель фирмы «Сони»).

Японская семья

Она подчеркнула, что маленькие личности в возрасте от 1 года до 3 лет стремительно учатся всему. Функция родителей – обеспечить малышам условия, помогающие раскрыть их способности. Благодаря этому ребенок сможет правильно применить свой талант на пользу себе и государству. Книга призывает вызывать интерес малыша к различным сферам жизни, вырабатывать определенные навыки и способствовать его творческому развитию.

Нет ни одной фразы, которая бы говорила о том, что главная цель — вырастить из японского ребенка гения. Акцент делается на образование ребенка, здоровый дух тела и глубокий пытливый ум.

Именно поэтому в Японии придают огромное значение детским праздникам. Их организовывают, как в семейном кругу, так и в крупных торговых центрах. На сегодняшний день Россия удачно перенимает этот опыт. Но поверьте, что японцы уже давно внедрили этот метод в повседневную сферу жизни. Они успешно чередуют занятость своих детей умственными занятиями и физической активностью.

Японская девочка в творчестве

Все начинается с семьи

Основы воспитания закладываются в семье. Традиции воспитания в Японии таковы, что отдавать детей в детский сад в раннем возрасте не принято. Конечно, есть ясли, которые принимают детей с года, но родители должны обосновать невозможность воспитывать ребенка до 3 лет дома

Обычно японские матери работают несколько часов в день, а отец полностью поглощен жизнью своей фирмы и уделяет ребенку внимание только на выходных

Среди детских садов Японии выделяются элитные сады при престижных университетах, и попасть туда считается величайшим счастьем. Родители готовы платить огромные деньги за поступление, а дети проходят сложнейшее тестирование. Дальнейший путь таких детей уже предопределен, поступление в университет гарантировано. Но таких садов немного.

Обычные детские сады также предлагают занятия, но основная их задача – научить ребенка быть частью коллектива.

Воспитание личности в Японии – это в первую очередь воспитание коллективистов. Здесь много времени уделяется хоровому пению, прикладному творчеству, спортивным играм и играм в группах. Интересные традиции воспитания, непривычные нам – полное отсутствие сравнений и соревнований между детьми. Здесь не выделяют наиболее способных детей и не поощряют лидеров. Основные задачи, которые решает воспитание личности — научиться работать в группе, жить интересами коллектива.

Основы воспитания выносливости – ежемесячные походы всем детским садом в интересные места на целый день.

Еще интересная особенность японских детских садов и школ – это ежегодная смена воспитателя и учителя и изменение состава классов и групп.

Зачем? Считается, что это позволяет детям лучше научиться находить общий язык со сверстниками и взрослыми. А также помогает детям, у которых не сложились отношения с воспитателями, не чувствовать себя непринятыми.
Самым суровым наказанием для маленького японца является противопоставление го группе. «Если ты будешь делать так, с тобой не будут дружить» – это самое страшное для ребенка, которого всю жизнь учили подчиняться коллективу. Так воспитываются дети, которые, став взрослыми, будут готовы самоотверженно работать на благо корпораций.

Обращение с маленьким ребенком

Какой подход используется в воспитании детей в Японии? Ребенок до 5 лет – это император. Этот «титул» дается малышу любого пола. До 5 лет ребенок имеет право делать, что ему вздумается. Мама молча наблюдает за выходками юного проказника и только в крайних случаях, если чадо творит что-то опасное для жизни, запрещает ему делать глупости. Но при этом малыш не растет эгоистом. Грани разумного дети могут переходить только в бессознательном возрасте. Когда разум начинает блестеть в глазах ребенка, он старается во всем подражать родителям. Поэтому не удивительно, что дети до 5 лет, необремененные никакими проблемами, растут спокойными и здравомыслящими.

Воспитываются малыши посредством телевизионных программ и бесед с матерями. Женщины, а также мультипликационные герои рассказывают ребенку 5 лет как нужно себя вести в обществе, подчеркивают, что нужно уважать старших, а также стараться не выделяться. Подобные беседы оказывают большое влияние на малышей. Подтверждение слова матери ребенок может найти где угодно: на улице, в магазине, в гостях.

Отдавать детей в детский сад в Японии принято с 3 лет. До этого возраста малыш неразлучен с матерью. Именно эта женщина становится для него центром вселенной. Отца малыш видит редко, только по выходным. Бабушки и дедушки, а также бездетные подруги матери ребенка не могут оказывать ей посильную помощь. Это запрещено традициями. Женщина должна все делать самостоятельно.

Ребенок – равный

К 15 годам ребенок считается практически сформировавшейся личностью. Дальше следует недолгий этап бунтарства и самоидентификации, которые, впрочем, редко подрывают основы, заложенные в предыдущие два периода.

Икудзи – парадоксальная и даже странная система воспитания. По крайней мере, в нашем, европейском, понимании. Однако она проверена веками и помогает выращивать дисциплинированных законопослушных граждан своей страны.

Как японские дети учатся умножать? Обратите внимание на начертание линий + считайте пересечения = результат

Считаете ли вы ее приемлемой в отечественной действительности? Применяете ли вы какие-либо принципы икудзи в воспитании собственных детей?

По материалам lifehacker.ru

Ступени японского воспитания

Методы воспитания в стране восходящего солнца едины для всех районов – от мегаполисов до скромных провинций (см. также: проводим грамотное воспитание ребенка до года). Однако в государствах с иным менталитетом и традициями они нуждаются в корректировке с учетом привычных устоев. Воспитание по-японски включает такие этапы:

  • возраст 0-5 лет, дитя считают «императором»;
  • возраст 6-15 лет, ребенка называют «рабом»;
  • возраст 16 и старше, когда ребенок становится «равным».

Нежный возраст ребенка-«императора»: дозволено практически все

До 5 лет японский малыш не знает никаких запретов. Родители могут только предостерегать его фразами: «здесь грязно», «этот предмет опасен» и другими. Мир для ребенка практически не имеет границ (в разумных пределах), однако когда он обжегся или упал, всю вину за случившееся мама берет на себя. Большую часть времени он проводит с ней, пока не наступает время поступать в сад или школу.

В Японии не положено, чтобы подруги и дети помогали матери семейства по хозяйству, мыли посуду, убирали. Она должна успевать все сама, содержать в порядке дом.

Роль отца в «императорском» возрасте не так велика. Он появляется на выходных, посещая с чадом парки аттракционов или развлекательные комплексы. На младшее поколение не принято повышать голос, читать нравоучения, «учить» уму-разуму, наказывать телесно.

Принцип “не ругать до 5 лет” иногда работает против мам и бабушек, которые воспитывают маленьких диктаторов, обращающихся с родителями, как с прислугой. Когда малыш делает что-то очень плохое, его не отругают, не поставят в угол. Единственная реакция взрослых – слова о том, что это «нехорошо», «действительно опасно» и так далее. Усмирить пыл малыша позволяет «угроза отчуждения», которая оказывает эффективное действие на детей.

«Угроза отчуждения» по японским традициям

Традиционно японское общество состоит из групп, а не отдельных индивидуумов. Так сложилось годами, ведь сообща легче выживать в не всегда простых условиях. Одиночество тяжело переносится как взрослыми, так и детьми. Самая страшная угроза для японцев любого возраста – отлучение от семьи, клана, противопоставление действий ребенка принципам, принятым в коллективе.

Общественного порицания в стране нет. Ребенок волен вести себя на людях как угодно, за что не получит выговор от посторонних. Однако маленького хулигана успокоить довольно легко. Для этого маме стоит лишь сказать ему: «Будешь продолжать в том же духе, над тобой все будут смеяться». Этого достаточно, чтобы малыш задумался о своем поведении и повел себя, как принято.

Почему ребенка 6-15 лет называют в Японии «рабом»?

С 6 лет в жизни японской детворы все кардинально меняется. Ребята идут в школу и на первое место выходит дисциплина, жестко регламентируется внешний вид и поведение. Начальная и средняя школа в Японии бесплатны, учебный год стартует в апреле. Существует строгое деление на младшую, среднюю и старшую школу. Последнюю оканчивают те, кто планирует поступать в ВУЗ, обучение здесь ведется за деньги.

Ежегодно учащиеся одной параллели распределяются по классам случайным образом. Получается, что ученик попадает в новый коллектив, где половина сверстников не знакомы или плохо знакомы. Подобная перетасовка развивает чувство коллективизма, согласно которому ученик должен находить общий язык со всеми ровесниками.

Школа в Японии – место, где соблюдается дисциплина, царит сдержанная атмосфера. Дети ходят в форме, регламентируемой учебным заведением (зимний и летний варианты шьют на заказ). По окончании уроков уборка школьной территории и школы ложится на плечи учеников, поскольку уборщиков здесь нет. Принцип, регламентируемый начальной и средней школой – социальное равенство. «Будь как все!» – этому учит система японских школьников.

К ребенку, перешагнувшему подростковый рубеж, начинают относиться, как к взрослому. С 15 лет юноши и девушки четко осознают ответственность перед семьей и государством за свои поступки, строго соблюдают правила, установленные в обществе. На публике и в общественных местах они следуют положенным традициям, однако в свободное время ведут себя, как хочется. Они носят любимую одежду (нередко, в европейском стиле) или противопоставляют себя западному обществу, закаляют тело и дух, подобно самураям.

Роль мужчины в японской семье

В 2010 году в Японии на конкурсе популярных новых слов победило слово «икумен» (от «икуджи» — воспитание детей и «мен» — мужчина). Чем это отличается от понятия «отец»? Дело в том, что мужчины в Японии не занимались воспитанием детей очень давно.

В эпоху Эдо (1603—1868 годы), насколько можно судить по литературным источникам, отцы много внимания уделяли воспитанию детей. Именно отцы часто водили детей в баню. Европейские путешественники описывали Японию как рай для детей: «Отцы очень любят своих детей, в семьях любого статуса. Отцы хорошо заботятся о детях и одновременно дают им свободу. Дети босые бегают по дорогам, и как бы они ни шалили, мы не видели, чтобы их наказывали. Нигде мы не видели таких счастливых детей».

В XVII веке европейцы писали: «Японцы никогда не воспитывают детей с помощью кнута. Они пользуются словом».

Японская семья на прогулке. Гравюра эпохи Эдо

Японские отцы перестали воспитывать детей в эпоху Мэйдзи (Мэйдзи в переводе означает «просвещённое правление» — время правления императора Муцухито — 25 января 1868 г. – 30 июля 1912 г.). Это был период европеизации Японии. Страна во всем подражала Европе, и в области воспитания в том числе. Так появились строгие отцы.

В 1950-е мужчина был абсолютным авторитетом, главой семьи. Он не готовил, не убирался, не стирал, не следил за детьми.

В 1970-1980-е начался период бурного экономического роста. Чем больше человек работал, тем больше получал. Отцов стали называть «воинами компаний». Женщины чаще всего оставались дома и обеспечивали быт: они идеально стирали, убирали и готовили блюда любой кухни мира. Это были профессиональные домохозяйки, которые занимались также и воспитанием детей. Воины компаний и домохозяйки-профи идеально дополняли друг друга.

В 1990-е экономический рост останавливается. Постепенно воины перестали побеждать. И тут японские женщины начинают работать. Мужчины потихоньку начинают уделять время воспитанию и домашнему хозяйству. Но образы мужчины-добытчика и женщины-домохозяйки укоренились в сознании и не спешили меняться.

Сейчас в большинстве японских семей работают и муж, и жена. При этом женщины уделяют домашнему хозяйству в 5 раз больше времени, чем мужчины. Во всем мире женщины больше занимаются домашними делами, но среднемировая разница гораздо меньше – всего лишь в два раза.

На диаграмме показано, сколько минут в день уделяют домашнему хозяйству мужчины и женщины в Японии и в среднем в мире. Правда, есть две страны, где мужчины занимаются домашним хозяйством еще меньше – это Индия и Южная Корея.

На этой диаграмме хорошо видно, что японские мужчины тратят на работу больше времени, чем среднемировые мужчины тратят суммарно на работу и домашнее хозяйство. А между тем, у японцев в сутках все те же 24 часа.

Нынешняя эпоха – ренессанс японских отцов. Кроме уже упоминавшегося икумена, в словаре появилось слово «икубосс». Это начальник, который входит в положение родителей, отпускает пораньше домой, понимает, что отцов нельзя задерживать на работе, но при этом нельзя и урезать в деньгах.

В 2017 году японское правительство приступило к трудовой реформе, цель которой – чтобы мужчины и женщины могли поровну работать и поровну воспитывать детей. Но это законодательство наталкивается на противодействие бизнеса, которому такое положение вещей невыгодно.

На данный момент женщина может находиться в оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком на протяжении года (в крупных компаниях – до трех лет). Отцы тоже могут брать декретный отпуск, но пользуются этим правом лишь около 3% японских семей.

Современный японский папа очень занят, и поэтому воспитание ребёнка целиком ложится на мать. Есть даже термин «ванопеикуджи» — воспитание ребенка только мамой.

Как же отцу оставаться в сердце ребенка, если он постоянно на работе? Тосимаса Оота предлагает донести до ребенка три идеи:

Я рад тому, что ты есть
Даже если меня нет рядом, я постоянно о тебе думаю
И последнее – это очень важно – я очень люблю твою маму

Ну и конечно тут важна роль мамы. Если она много рассказывает ребенку про папу, ребенок будет чувствовать значимость этого человека в своей жизни.

«Зато время, которые отцы проводят с детьми в выходные, в Японии больше, чем в других странах. Но есть одна проблема – большинство отцов не могут поменять памперс с какашками. Запахло – сразу ребенка маме», — смеется Тосимаса Оота.

Как в Японии воспитывают детей

Дети — наше будущее. Японцы понимают это как никто, а поэтому с детства учат детей не быть эгоистами и ставить собственную выгоду на второе место, после интересов общественных.

Прежде всего, эта цель достигается празднованием общего дня рождения всеми, кому исполнилось три, пять или семь лет — в один день – 15 ноября. Традиция имеет давние корни и связана с большой смертностью детей в прошлом.

Японцы были убеждены, что до семи лет ребенок находится на попечении богов и не является участником праздника живых. Кроме того, именно эти годы в жизни человека считаются переломными.

День маленького японца расписан до минуты. Двухгодичные малютки учат английский, развивают свои таланты, поют или рисуют. В четыре года некоторые играют на музыкальных инструментах, если малыш не хочет чего-то делать, его не будут заставлять. Все, что окружает маленького человека, должно его и развивать, и развлекать.

Образы-символы

Система образования в Японии построена так, чтобы дети учились жизненным ролям, имитируя поведение родителей. Поэтому в семьях к детям всегда относятся с любовью и добротой, никогда не повышают на них голос. Так воспитывается уважение к другим и контроль над своими эмоциями.

Главное — научить маленького человека ладить с другими людьми, чтобы в будущем он стал полноправным членом общества. Также для того, чтобы уже с малых лет привить малышам необходимые черты характера, японцы используют образы-символы.

В случае мальчиков – это рыба, карп; считается, что он приносит успех, а также символизирует преодоление жизненных трудностей. Поэтому пятого мая, в День Парней, японцы декорируют свои дома в форме карпов.

А третьего марта, в День Девушек, выставляют в усадьбах красивые куклы, которые передаются из поколения в поколение. Прикасаться к ним запрещается, можно только любоваться. Эта традиция учит девочек не быть капризными и воспитывает сдержанность, терпеливость и вдумчивость.

Этапы воспитания

  • с первого дня жизни до 5 лет дитя считают «императором». Ему ничего не запрещают, только предостерегают фразами «это опасно», «здесь грязно», «горячо»;
  • с 6 до 6 до 15 лет из «императора» он превращается в «раба». На первом месте дисциплина, учеба, поведение и внешний вид;
  • с 16 лет молодые люди становятся «равными». С ними советуются родители, у них появляется ответственность перед семьей и государством.

А вообще время снисходительности для детей заканчивается еще за год до школы, в пять лет. Именно в этом возрасте маленькие японцы начинают посещать подготовительные занятия перед школой. Здесь они делают свои первые домашние задания, учатся выполнять все распоряжения воспитателей.

Кроме того, учащийся имеет дневник, печать в котором свидетельствует, что ученик не прогуливал занятий. Все дети приходят в школу, уже умея писать и считать в уме. Японские мамы внимательно следят за учебой своих детей. Но никогда их не хвалят, ни дома, ни в разговоре с другими.

Официально японцы становятся взрослыми в двадцать лет. День Совершеннолетия тоже празднуют вместе, во второй понедельник января. С этого дня молодые люди могут голосовать, брать кредиты, покупать или продавать недвижимость.

Целью коллективных праздников является не только знак общественной солидарности, но и формирование стремлений достигать общих успехов.

Японские детские сады

Мама воспитывает ребенка до 3-х лет, затем может отдать его в детский сад, он может быть государственным или частным. Государственные садики работают с 8 утра до 6 вечера, но попасть туда нелегко, для того нужно предоставить серьезные основания, подкрепленные документами. Частные садики открыты с 9 утра до 2 дня.

В обоих типах учреждений довольно-таки скромная обстановка: дети играются, занимаются в одном зале, который может считаться и комнатой отдыха, и столовой. Доставая из своих шкафов матрасики, ребятишки расстилают их и спят прямо на полу.

Что касается пищи, то здесь подход более тщательный: обязательно присутствует в меню рис, молоко, еда с высоким содержанием белка. Состав и калорийность подаваемой снеди тщательно контролируются.

Детки посещают садик небольшими группами – около 5-7 человек, причем каждые 6 месяцев группа обновляется, для того, чтобы привить деткам социальные навыки. Это касается и воспитателей, их состав также меняется, дабы маленькие японцы не привыкали и не были зависимы от старших.

Образовательным моментам детские учреждения предпочитают другие вещи: взращивают правильные манеры, прививают этикет, учат делать поклоны, которые соответствуют всем канонам японской культуры, обучают традициям.

1 апреля начинается учебный год во всех учебных заведениях (от детских садов до университетов), его продолжительность составляет 3 семестра.

Особенности японской системы воспитания детей

Японцы считаю коллективное мышление — правильным. Воспитывают детей так, чтобы сын и дочь умели гармонично работать в коллективе. Иногда в школе подросток пытается показать свои индивидуальные способности и становится объектом для насмешек и издевательств.

В современном мире, японцы начинают понимать важность творческого начала личности, ее индивидуальные таланты, однако проблема имеет место быть до сих пор. Даже во время воспитания малыша, мама не ругает его, так как боится отчуждения и одиночества

Организация воспитания Японии очень необыкновенный, направленный на развитие коллективизации, самостоятельности, упорства. Уважение старших, почитание традиций, внимательное отношение к родителям — одни из главных особенностей японского воспитания.

Наши современные родители стараются взять лучшее из разных систем образования. Японское отношение к воспитанию может показаться жестким, однако, только родителям выбирать способы и методы воздействия на свое чадо.

Ребенок – бог

До 5 лет, согласно принципам икудзи, ребенок – это небожитель. Ему ничего не запрещают, на него не кричат, его не наказывают. Для него не существует слов «нельзя», «плохо», «опасно». Малыш свободен в своей познавательной деятельности.

С точки зрения европейских и американских родителей – это баловство, потакание капризам, полное отсутствие контроля. На самом деле, родительская власть в Японии гораздо сильнее, чем на Западе. А все потому, что в ее основе лежат:

  • личный пример;
  • и обращение к чувствам.

В 1994 году было проведено исследование разницы в подходах к обучению и воспитанию в Японии и Америке. Ученый Азума Хироши просил представительниц обеих культур собирать вместе со своим ребенком конструктор-пирамидку. В результате наблюдения, было выявлено, что японки сначала показывали, как выстроить конструкцию, а затем позволяли ребенку повторить это. Если он ошибался, женщина начинала все заново.

Американки шли другим путем. Прежде чем, начать стоить они подробно объясняли малышу алгоритм действий, и только потом, вместе с ним (!), строили.

Замеченную разницу в педагогических методиках Азума назвал «вразумляющий» тип родительствования. Японцы «вразумляют» своих детей не словами, а поступками.

При этом ребенка с самого раннего возраста учат быть внимательным к чувствам – своим, окружающих и даже предметов. Маленького проказника не отгоняют от горячей чашки, но если он обжегся, «амаэ» просит у него прощения. Не забыв упомянуть, какую боль причинил ей опрометчивый поступок ребенка.

Другой пример: разбаловавшийся малыш ломает любимую машинку. Что сделает американка или европейка в этом случае? Скорее всего, отберет игрушку и прочитает нотацию о том, как много она трудилась, чтобы купить ее. Японка не предпримет ничего. Лишь скажет: «Ты делаешь ей больно».

Таким образом, до 5 лет детям в Японии формально можно все. Тем самым, в их сознании формируется образ Я-«хороший» – воспитанный и любящий родителей.

Проблемы японской школы

«Угроза отчуждения» – самая серьезная проблема для японского ребенка. Быть не как все, противопоставить себя коллективу, недопустимо. Это в традициях японского общества. И раньше, когда Страна восходящего солнца жила обособленно, это себя оправдывало.

Но жизнь меняется. Уже нет необходимости коллективного выживания. Япония открыта миру, и культура Запада с ее свободой и уважением к индивидуальности неизбежно оказывает свое влияние. И система «икудзи» уже не кажется безупречной.

А ведь это зачастую одаренные дети, превосходящие своих ровесников по талантам, широте и неординарности взглядов, силе характера. Возможно, именно они станут интеллектуальной элитой страны.

В японском обществе уже обсуждается эта проблема, но практических шагов по корректировке системы воспитания пока не предпринято.

Отношение японцев к здоровью детей

В Японии в порядке нормы считается прогуливаться с грудным ребенком, который легко одет – в один слой одежды. Дети могут бегать необутыми, сидят на холодном полу, причем не только дома, но и в гостях, школе и детсадах. Ребята постарше также легко одеваются и гуляют зимой, абсолютно не утепляясь, практически с оголенными ногами. На кашель и чих родители не обращают никакого внимания.

Простыл ребенок тогда, когда у него обнаруживается холодный живот, и его мамы стараются особенно тщательно согревать поясами, одеждой, а ночью одеялами, носочки же надеваются в последнюю очередь.

В случае болезни малыша японки не волнуются, и даже высокую температуру тела не считают сигналом для беспокойства. Доктора-японцы лечат самое распространенное заболевание — простуду — антибиотиками, не занимаясь повсеместно анализами и обследованиями. Но из-за такого «простого» отношения к здоровью, к сожалению, японцы часто болеют аллергией и дерматитом. К прививкам отношение серьезное – их делают все, несмотря на сомнительные реакции организма, не игнорируются и противораковые инъекции.

Дети часто страдают кариесом, вообще, зубные проблемы встречаются часто из-за особенностей японской пищи и малым количеством фтора в природных условиях. Мамы не боятся кормить ребенка сладким: печеньями, пирожными и конфетками, что тоже негативно влияет на зубы.

Сватовство

С другой стороны, некоторые сельские районы Японии внедрили интересную систему «вознаграждения свахи». В наши дни большинство молодых людей не желают жить в сельской местности или вдали от мегаполиса. Достигнув возраста независимости, многие молодые люди предпочитают уезжать из своих родных посёлков в города, что напрямую приводит к несбалансированному распределению населения в Японии и сокращению региональных сельских производств. В сельских районах с сокращающимся населением, желающих пожениться мужчинам и женщинам сложно найти друг друга, поэтому в некоторых городах компенсация для сватов составляет от 50 000 до 200 000 иен.

Возьмем, к примеру, деревню Косугэ в префектуре Яманаси недалеко от Окутамы в Токио. Она расположена у истока реки Тама и окружена горами. В этой горной деревне на высоте, аналогичной высоте Tokyo Skytree, свахи, успешно сосватавшие молодого деревенского жителя с партнером по браку, имеют право получить вознаграждение в размере 200000 иен от правительства при условии, что пара намерена остаться в деревне навсегда. Другими словами, получить эту награду может быть не так просто, как вы думаете!

Просмотры: 2 428

Только родители формируют личность ребенка

Те эмоции, впечатления, звуки, образы и переживания, которые ребенок испытал в самом младенчестве, навсегда укоренятся в его подсознании и сыграют ключевую роль в формировании его личности.

Мы привыкли считать, что детеныш рожденный человеком автоматически приобретает человеческие манеры. Но процессы адаптации ребенка к миру поистине удивительны. Достаточно вспомнить историю «волчьих девочек», близняшек Амалы и Камалы. В 1920-х годах в Индии миссионером и его женой были обнаружены две девочки, которые были воспитаны в волчьей стае. Не смотря на все попытки супружеской пары обучить девочек «человеческому» поведению у них продолжали проявляться волчьи повадки. Тот фундамент, который был заложен малышкам с первых дней, остался с ними на всю жизни. Это подтверждает, что именно окружение и атмосфера, в которой растет малыш, и определяет его будущее восприятие мира.

Аналогичный пример приводит и Ибука Масару – это история японской девочки, которая первый год своей жизни провела с бабушкой и дедушкой в провинции Тохоку. Через год родители увезли малышку в Токио. В тот момент девочка еще не разговаривала. Но какого же было удивление родителей, когда, заговорив, их маленькая дочь употребляла слова на диалекте Тахоку. Хотя никто из родителей в Токио с ней на этом диалекте не говорил.

Даже когда малышка пошла в школу, она не могла переключиться на общепринятый японский язык и продолжала говорить на диалекте. Этот случай наглядно демонстрирует, что ребенок учится говорить задолго до того, как произносит свое первое слово. И только от родителей зависит, какое это будет слово. Те эмоции, впечатления, звуки, образы и переживания, которые ребенок испытал в самом младенчестве, навсегда укоренятся в его подсознании и сыграют ключевую роль в формировании его личности.

Японцы уверены: гениями не рождаются, ими становятся. Моцарт, который в трехлетнем возрасте виртуозно владел игрой на фортепиано, или Джон Стюарт Милл, который в этом же возрасте читал классическую литературу на латыни, – при рождении не были особенными. Но поданная в нужный момент информация и усвоенный в детстве навык навсегда остались с этими парнями и сделали их выдающимися людьми своего времени.

Каждый ребенок талантлив. Но только от стараний родителей зависит – сможет ли малыш воспользоваться своими талантами в будущем.

Система воспитания в Японии.

Воспитание личности в раннем детстве чрезвычайно мягкое, детям обычно ничего не запрещают и самое строгое наказание – это услышанное неодобрение или предостережение матери, если то, что он делает опасно или маме больно. Основы воспитания в японском обществе – предельная вежливость к окружающим людям и в общественных местах. И дома, и в саду очень много времени уделяется усвоению манер, ритуалов, вежливых выражений, которыми богата речь японцев. Еще японские родители могут пригрозить ребенку, что поменяются с соседями, у которых замечательные дети. Эти традиции воспитания помогают воспитывать послушание с раннего детства. В Японии принято обращаться по-царски с ребенком до 5-6 лет. Дальнейшее воспитание становится более строгим, к ребенку предъявляются высокие требования на занятиях и в детском саду и в школе. А общение с ребенком, достигшим 15 лет будет уже как с равным.

Нерушимая связь матери с ребёнком

Когда в семье рождается ребёнок, то всё внимание первое время приковано только к нему. С этим сейчас не поспорит никто

Но в Японии это «первое» время длится до 5 лет.

Как и во многих странах, мама уходит в отпуск по уходу за ребёнком. В России в этот период женщины активно занимаются не только младенцем, но и собой. Могут работать, встречаться с друзьями, оставлять малыша с няней или бабушкой/дедушкой.

В Японии же за подобный образ жизни женщину сочтут эгоисткой. Несмотря на то что в Японии есть ясли для детей от 3-х месяцев, не принято отрывать ребёнка так рано от матери.

Женщина с ребёнком на спине. Из серии «Виды прославленных мест. Портреты двенадцати красавиц»

В Японии мама и ребёнок – это единое целое. В этот период создаётся нерушимая связь, которая закладывает доверие, уважение и любовь между ними.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector