Как начать разбираться в современном театре самые актуальные московские театры, режиссёры и универсальные постановки для любого уровня подготовки

Театр для всех

Впрочем, есть и представители умеренной позиции, которые выступают за «гармонию между традицией и новаторством»: «И авангард хочется видеть, и чтобы про классику не забывали». А вот еще более конкретное суждение: театр должен быть «разноплановым, чтобы каждый зритель — будь то сторонник строгого академизма или любитель авангарда — мог выбрать то, что ему ближе по духу».

Но для многих насущный вопрос — банальная доступность театра: физическая (чтобы театры и спектакли приходили в регионы), финансовая (речь о ценах на билеты) и смысловая. Нужны спектакли, доступные не только элите, ценителям и знатокам, но и широкой аудитории.IQ

Авторы исследования:
 

Лаборатория будущего театра ГИТИС*Никита Большаков, старший преподаватель кафедры методов сбора и анализа социологической информации факультета социальных наук НИУ ВШЭНадежда Астахова, социологАлиса Максимова, младший научный сотрудник ИГИТИ имени А. В. Полетаева НИУ ВШЭ, старший преподаватель Высшей школы урбанистики имени А. А. Высоковского НИУ ВШЭ

Автор текста:

Соболевская Ольга Вадимовна,

18 ноября, 2019 г.

Культура

Топ

Подпишись на IQ.HSE

Кто еще работает в театре

Перечисленные профессии – далеко не полный список. В крупных театрах числятся еще театральный критик и директор PR-службы. Наличие узконаправленных цехов (реквизиторского, трикотажного, мягких декораций, столярного и так далее) предусматривает увеличение штата дополнительными заведующими и рядовыми работниками. На контрактной основе зачастую нанимают музыкантов, балетмейстеров, композиторов, драматургов, художников, репетиторов по технике речи. Такие профессии, как уборщик, буфетчик, охранник, юрист и бухгалтер, не относятся к сугубо театральными, но без них не обойтись.

Как видите, профессий достаточно много. Если вы твердо решили связать свою работу с театром, проблем с выбором не возникнет. Главное – определиться с направлением, которое будет вам по душе, и развиваться в нем.

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия профессии в театре подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем
пройти тест на профориентацию от
Профгид.
Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь.
Узнать больше >>

Руководители-организаторы

«Руководящие» профессии в театре представлены художественным руководителем и заведующими разными секторами. Они занимаются организацией творческого процесса и контролируют выполнение подчиненными их обязанностей. От них зависит фактически само существование театра. Какие постановки подготовить, куда отправиться с гастролями, где рекламироваться – решение этих и многих других важных вопросов возлагается на руководящее звено.

В Москве и Санкт-Петербурге театральное начальство зарабатывает примерно 30–40 тысяч рублей. В регионах зарплата худрука и заведующих составляет порядка 20–25 тысяч рублей.

Художественный руководитель

Человек, занимающий эту должность, несет ответственность за «творческий результат». Он готовит репертуар и принимает решение о постановке спектаклей. В его обязанности также входят:

  • разработка годового бюджета (вместе с директором);
  • кадровые вопросы (наем, контроль работы, оценка деятельности);
  • ведение переговоров с партнерами и спонсорами.

В некоторых театрах обязанности худрука выполняет главный режиссер. Однако такое совмещение, часто продиктованное желанием сэкономить на зарплате, негативно сказывается на качестве работы в целом. Оно может быть оправданно лишь в маленьких региональных коллективах.

Заведующий труппой

Это своего рода связной между руководящим звеном и творческим коллективом театра. Он составляет график репетиций и обсуждает его с худруком. Заведующий труппой вносит предложения по изменению в ее составе и вводу новых исполнителей. Именно к нему обращаются артисты, когда у них возникают разного рода проблемы.

Профессия подходит для тех, кому нравится работать с людьми, и тем, у кого есть навыки психолога. Для трудоустройства требуется высшее профессиональное образование, а также опыт работы хотя бы ассистентом режиссера.

Заведующий литературной частью

Раньше его работа сводилась к поиску пьес для спектаклей. Сегодня круг обязанностей заведующего литчастью дополнили пиаром:

  • написание анонсов;
  • сотрудничество с журналистами и критиками;
  • решение вопросов рекламы.

На такую должность могут взять без опыта и даже без театрального образования (хотя оно будет преимуществом). Вполне достаточно диплома филолога.

Заведующие художественно-постановочной частью и мастерской

Эти профессии – высшие ступени в рабочей театральной карьере. Обязанности их представителей сводятся в основном к бюрократической и организационной работе:

  • подбирать кадры для мастерской и повышать их квалификационный уровень;
  • внедрять новые технологии;
  • решать текущие технические вопросы (например, касающиеся ремонта декораций, состояния реквизита, костюмов и так далее).

Заведующий костюмерной

Представитель этой профессии отвечает за то, чтобы каждый артист был обеспечен костюмами и имел запасной гардероб. Кроме того, он должен уметь делать все то же, что и рядовой костюмер:

  • правильно хранить одежду и ремонтировать ее;
  • выполнять подгонку по размерам;
  • помогать актеру быстро одеться.

Когда идет спектакль, заведующий костюмерной находится за кулисами. Если нужно срочно починить поврежденный костюм, он решает эту проблему.

Малыши в театре. Что театр способен дать ребенку?

Из чего же, из чего же сделаны наши малыши? Конечно, из игр и эмоций. Дошкольники играют всегда: на улице, дома, помогая маме, чистя зубки, ложась спать… В игре они представляют разные ситуации, где являются главными героями. Вспомните, как часто ваш малыш просит почитать одну и ту же сказку: и еще, и еще, и еще один разочек. Поверьте, это не каприз и не просто так! Возможно, ваш ребенок решает для себя какую-то важную дилемму. Однажды моя дочь, слушая в 20-ый раз сказку про колобка, выдала:

— Если бы колобок был послушным, то его бы сразу съели. А он убежал – и еще немного пожил, и свет белый повидал!

И что ответить на эти слова? Маленький тупик для взрослых!

На эмоциональном плане у детей также все по-другому. Мы, взрослые, научились сдерживаться, не проявлять чувств на людях: бурных восторгов, слез, криков радости… Хотя порой и не в силах сдержаться. У детей – все наоборот! Они открыты: плач означает огорчение, печаль, недовольство, смех – радость, восторг, хорошее настроение.

Как вести себя в театре?

Теперь остановимся на нормах поведения непосредственно в самом театральном учреждении.

До начала

При входе мужчина предъявляет билет, затем пропускает спутницу вперед. Если компания большая, действия аналогичны: один из представителей мужского пола показывает билеты работнику театра, а затем пропускает всю компанию перед собой

Джентльмен помогает даме снять верхнюю одежду, после этого раздевается сам.

Мужчина должен предложить спутнице посетить буфет, она вправе отказаться либо согласиться

Покупать или не покупать программу спектакля, решение индивидуальное. Однако если вы предпочли не тратиться, не стоит потом просить программку у других зрителей или заглядывать ненароком в программку соседа

В зрительный зал первым входит мужчина, если билеты проверяют на этом этапе, то кавалер предъявляет билет, а затем пропускает даму, которая следует за билетером к своему месту. В случае если работник театра не провожает зрителей, мужчина должен идти чуть впереди, чтобы показать место своей спутнице

По правилам этикета женщина должна сидеть справа от мужчины. Однако могут быть исключения, если место располагается у прохода или по каким-то причинам не очень удобно для женщины

Опоздание

 Если вы пришли в театр после третьего звонка, и ваши места находятся в ложе, пройти в нее, пока гаснет свет можно. Что касается партера и других частей зрительного зала, поиск мест после последнего звонка не является допустимым

По этикету в таком случае следует дождаться завершения первого акта или увертюры, если это, например, опера

Если вас впустили в зал, работники театра, скорее всего, предложат вам свободные крайние места в партере или на балконе. При их отсутствии вы можете дожидаться антракта, стоя в зале у входа

Время представления

Правило, о котором не раз напомнят в самом театре: не пользоваться и отключить телефоны, не снимать представление на фотоаппарат и видеокамеру

Разговаривать, обмениваться мнениями, шептаться, хихикать, шуршать, жевать и т.д. – все это придется оставить для антракта, дабы не ущемлять права других зрителей и не мешать актерскому составу

Аплодисменты должны обязательно звучать после завершения спектакля и, если это уместно, после логического окончания сцены. При наличии сомнений ориентируйтесь на окружающих, ваши единичные хлопки могут сбить актеров

Во время просмотра не разваливайтесь в кресле. Занимать оба подлокотника, закидывать ноги, облокачиваться на переднюю спинку и др. − это неуместные случаи фамильярного поведения, причиняющие неудобства другим зрителям

Антракт

В перерыве между действиями джентльмен должен предложить даме поход в буфет, если она откажется, то не следует оставлять ее одну в зрительном зале. За исключением, короткой отлучки по необходимости

Разглядывание зрителей в бинокль относится к проявлению неприличия. Бинокль следует использовать только для просмотра действия на сцене

Если вы встретили в театре свою (-его) знакомую (-ого) и коротко обменялись приветствиями, представлять человека спутнице/спутнику необязательно. Если разговор вышел за рамки обычного приветствия, познакомить их будет знаком хорошего тона

Не следует махать через весь зал руками в знак приветствия знакомому, уместным будет небольшой поклон головой. Рукопожатие через сидящих людей также неприемлемо. Поздороваться и пообщаться лучше во время антракта в фойе или буфете

Обсуждение поведения или внешнего вида других зрителей, даже если они неподобающе, неприлично. В случае если это приносит вам неудобства, следует обратиться к работникам театра, в чьи функции входит контроль порядка и устранение такого рода проблем

Завершение спектакля

После окончания представления, следует аплодировать стоя

Если вы заблаговременно купили в знак благодарности цветы, следует подарить их после завершения спектакля. При вручении цветов не стоит просить автограф у актеров, фотографироваться, целоваться с ними и т.д.

Крайне неприличным считается покидание зрительного зала во время поклонов артистов и до полного окончания представления

Крики «на бис» не уместны в драматическом театре. Попросить исполнить отрывок «на бис» можно в балете, мюзиклах, музыкальных выступлениях и т.д.

Важность театра в развитии личности

Давайте посмотрим, что нам об этом говорит Кевин Брауни, антрополог, искусствовед и режиссёр. На одной из конференций он выделил 10 причин, почему театр так важен в нашей жизни. Обратимся только к тем, которые затрагивают интересующую нас тему.

Театр помогает нам осознать свою человечность. Только сопереживая, наблюдая за обыденными ситуациями со стороны, мы можем осознать, что делает нас людьми.

Регулярное посещение театра развивает способности к коммуникации, выражению наших чувств и эмоций, улучшению взаимопонимания с миром и другими людьми.

Он даёт понимание того, как работает наше сознание, как среда обитания, в которой мы находимся, влияет на наше мышление и наше поведение.

Подмостки выносят в центр всего — человеческое тело, следуя древнему греческому антропоцентризму, что меняет роли в наших отношениях с технологическим процессом, заставляет подчинять нам технику, а не подчиняться ей самим.

Расширение сознания и принятие других людей и культур. Сложно сказать, насколько сильно это может влиять на нас, но для глобализации и успешной социализации — это важный момент. Современный мир диктует свои правила, и нам лучше им следовать.

Театр — отличный способ исследовать мир, человеческие взаимоотношения, анализировать их. Он выступает некой лабораторией, зеркалом того, где мы живём, и того, с чем постоянно сталкиваемся.

Представления развивают креативность силой искусства, вдохновляют на новые свершения и придают уверенности в решении различных проблем.

Университет Арканзаса провёл исследование о том, как живые представления могут влиять на учеников школ. Всё это было направлено на то, чтобы в их практику вошёл, наконец, столь необходимый театр. Из-за чрезмерного упора на точные науки, дети теряют много важных вещей, которые во взрослом возрасте приобрести будет сложнее.

По итогам исследования выяснилось, что спектакли вырабатывают способность понимать и сочувствовать. В контрольной группе, которая читала оригинальное произведение или смотрела фильм по мотивам, это было не так явно выражено, но тем не менее, было.

Исследователи отметили важность того, чтобы наблюдать действие здесь и сейчас. Вариант с записями или фильмами имеют некоторый вес

Но никогда не сравнятся с эмоциями, которые возникают в режиме реального времени.

Часто люди пренебрегают комедиями и мюзиклами, считая эту фривольность — недостойным зрелищем. Однако, именно такие постановки влияют на ментальное здоровье. Эмоциональный фон также приходит в норму.

Учёные рекомендуют обратить внимание на местные независимые и любительские театры. Во-первых, они помогают людям всех возрастов исполнять свои мечты и играть роли, о которых всю жизнь мечтали

Во-вторых, меньший масштаб действа упрощает видимость и слышимость, а камерная обстановка способствует уюту и спокойствию. В-третьих, всегда можно влиться в коллектив и самому принять участие в одной из постановок, что даст незабываемый опыт и привнесёт новые эмоции.

Детская одежда для театра

Разумеется, во что бы ни был ребенок, вряд ли кто-то будет относиться к этому предосудительно. Поэтому детский дресс-код должен восприниматься не как придуманное требование, а как часть нравственного воспитания ребенка на будущее. Дети, которых с ранних лет будут учить, как себя вести и как выглядеть в театре, скорее всего, переймут такое поведение во взрослой жизни.

Оптимальными вариантами одежды для посещения театра детьми будут:

Для девочек

платье

сарафан с блузкой

юбка и блузка

пиджак/кардиган, юбка, блузка/гольф

Для мальчиков

брюки, рубашка, жилетка

штаны, сорочка, свитер, бабочка

костюм

Дресс-код: открытие театрального сезона – Ярмарка Мастеров

Красота заключает в себе самой рекомендательный диплом,
так как производит несомненное впечатление на ум посредством зрения.
Правила светского этикета для дам (с английского). 1873.
2017 год запомнится мне театральными выходами. Уж так сложилось, что в этом году посещаю спектакли в разы чаще, чем за последние пять лет вместе взятые. Весьма кстати пришлось одно из интервью известного режиссёра Юрия Грымова, нового художественного руководителя театра «Модерн». Кто не читал — полюбопытствуйте. В числе его первых распоряжений — для посетителей театра ввести дресс-код. Под запрет попали спортивная одежда и обувь. Судя по цитатам в СМИ, в рваных джинсах в этот театр тоже не пройти — откажут во входе. На билетах прописывается, что дам ждут в вечерних платьях, мужчин — в «black tie» или «cocktail», хотя на сайте список возможного расширен  до близких к «cocktail» «formal» и «after five».
Эффект информационной волны, искусно созданной Юрием Грымовым, не заставил себя ждать — купила билет на премьеру спектакля «О дивный новый мир!», чтобы на всё и всех посмотреть
В платьях в пол были только две девушки, большинство придерживалось либо формального стиля, либо коктейльного дресс-кода. Но процентов 10-15 не отказали себе в удовольствии надеть джинсы и кедики либо что-то в формате «casual».
Признаюсь честно, торжественного выхода в свет не ощущалось, несмотря на живую музыку в фойе театра (отдельное спасибо за это), и весь позитив был получен от мастерски поставленного спектакля.
Но размышления о театральном дресс-коде меня не покинули. Даже заглянула в сборник правил и наставлений 1898 года «Светская благовоспитанная молодая женщина»
Вот и про перчатки нашёлся совет, и про украшения.
Отметим, что большинство именитых театров рекомендуют наряды, соответствующие элегантной обстановке исторических зданий. Для премьер и гала-концертов приветствуется праздничный вечерний наряд. Хотя, например, администрация Метрополитен Опера считает, что придерживаться и этого правила в принципе не обязательно.
Самыми строгими оказались Одесский национальный академический театр оперы и балета, Венская опера и Театр Ла-Скала. В первом — вход в спортивной и пляжной одежде запрещён заглавными буквами и восклицательным знаком, во втором — неформально одетым посетителям, в том числе в нерабочей (отпускной) одежде, будет отказано в приёме, даже при наличии билетов, а в третьем — отдельного запрета заслужили не только шорты, но и футболки без рукавов.Сиднейская опера обобщает дресс-код для посетителей до повседневной одежды. Интересно, пресловутые шорты в Австралии горожане носят каждый день?
Наш Большой театр тоже грозится мужчин в шортах не пускать в зрительный зал. Относится ли этот запрет к женщинам — из текста на сайте остаётся непонятным.Мариинский театр ограничивается запретом пачкающей одежды — видимо, в культурной столице посетители в шортах в период театрального сезона ввиду специфики менталитета и климата не появляются. Как, впрочем, по причине погодных условий «безопасен» и Шекспировский театр «Глобус», основная сцена которого находится под открытым небом.
Самый демократический ответ на вопрос о дресс-коде дал Королевский оперный театр в Лондоне: there is no dress code — feel free to dress up or down. Ох, уж эта толерантность!
Сегодня мы сами себе предоставлены, поэтому любой наш наряд может оказаться подходящим для посещения театра.
Как метко отмечено на сайте Дрезденской государственной оперы (Оперы Земпера): театр — это место, куда приходят люди посмотреть и себя показать (вольный перевод).
Поэтому если есть желание преобразить свой офисный стиль в более парадный — просто добавьте яркие аксессуары. Последние показы коллекций Spring / Summer 2018 от Versace, Jil Sander, Gucci, Missoni, Roberto Cavalli и др. в Милане дали отличную почву для вдохновения.
Если же вы выбрали вечернее платье — тем более стоит заглянуть в театр.
В чём бы вы не пришли, главное — получить удовольствие от времяпрепровождения в храме искусств, доступном всем культурным слоям мегаполиса.Как вы считаете?

Конец фильма

В Ассоциации владельцев кинотеатров нарастает беспокойство, добавил Олег Березин: непонятно, как и в каких регионах будут вводить QR-коды, как сотрудники должны будут их проверять и почему они вообще должны это делать, если это условие не оговаривалось при их трудоустройстве. Особенно волнуются кинотеатры Подмосковья, где с 24 июня запрещено проведение спортивных, развлекательных, зрелищных, культурных и иных мероприятий в помещениях при количестве зрителей более 50 человек, а с 28 июня требуются QR-коды для общепита, баров, клубов и дискотек.

Привить к искусству-4

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Коньков

— Если зрительский поток падает сильно, то теоретически надо временно закрываться, — размышляет Олег Березин. — Но кинотеатр не может просто взять и закрыться! Арендодателю это не объяснишь, он будет требовать регулярных выплат. Значит, нужно добиваться решения региональных властей именно о закрытии кинотеатров, чтобы был нормативный акт как аргумент. Но все помнят, как долго и тяжело мы выходили из этих закрытий в прошлом году. Поэтому закрываться никто не хочет.

Директор по маркетингу Объединенной киносети «Синема парк» / «Формула кино» Сергей Кузнецов отметил, что в этот уикенд вообще сборы были ниже прошлого, но, например, в Нижнем Новгороде произошло падение в полтора раза, а в Уфе — в три. По его прогнозам, ситуация будет ухудшаться, а в Москве и по стране в случае введения QR-кодов для посещения кинозала, падение будет еще сильнее, чем в Уфе. Насколько — пока трудно предсказывать.

Главный редактор «Бюллетеня кинопрокатчика» Александр Нечаев в беседе с «Известиями» отметил, что даже если рекомендация федеральным кинотеатрам от Минкультуры будет распространена на все столичные площадки показа, это не нанесет большого вреда отрасли, потому что залов вместимостью более 1 тыс. зрителей в городе мало.

Привить к искусству-3

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Руслан Шамуков

Ряд опрошенных «Известиями» специалистов предположили, что новые меры безопасности ставят под вопрос выход больших блокбастеров в России. Но похоже, что кардинальных изменений по датам релизов всё же ждать не стоит: на осень и так уже стоит слишком много фильмов, переносить блокбастеры уровня «Черной вдовы» некуда, а отменять совсем — просто невыгодно. Наоборот, пиксаровский фильм «Лука» в США вышел только онлайн, а у нас — в полноценном кинотеатральном прокате, хотя и собрал меньше прошлых релизов от Pixar.

Посещаемость кинотеатров в России в прошедший уикенд упала в полтора раза в сравнении с предыдущим: с 1,5 млн зрителей до 1,1 млн. Эксперты, включая аналитика Сергея Лаврова, единодушны во мнении, что это связано с эпидемиологической ситуацией, но не готовы утверждать, что только с ней: есть еще погода, сезонное падение в летний период, качество и промо свежих релизов и ряд других факторов. Для подсчета уровня потерь недостаточно данных.

Главный редактор сайта «ПрофиСинема» Нина Ромодановская уверена, что кинотеатры в случае введения QR-кодов для всех посетителей потеряют 40–60% выручки. Сначала эта цифра может быть даже выше, но по мере того, как привитых граждан будет становиться больше, а это неизбежно, прибыль вырастет до примерно половины от сегодняшней.

Поиск формы и содержания

Примечательно, что зрители часто позитивно оценивали экспериментальный характер постановки. С точки зрения формы выделяли интерактивность («формат, коммуникация с новыми незнакомыми людьми»), «необычные мизансцены и западающие в душу символы», «подачу самой истории»: видеопроекции, «полное погружение », «непринужденную атмосферу». А в содержательном отношении для них были значимы «дух времени», «серьезная актуальная тема», «спектакли со смыслом», которые «заставляют о многом задуматься».

Зрителям нравятся спектакли с сильным эмоциональным зарядом. Речь и об «эксцентричных непринужденных» постановках «с драйвом» («Спектакль живой, хулиганский, но при этом есть, о чем подумать»), и о спектаклях, вызывающих ностальгию и сопереживание. Респонденты говорили, что спектакль их «захватил», заставил «вспомнить прошлое», «испытать боль» за персонажей: «Эмоции до слез от грусти, от тоски, от смеха, от сострадания, от беспомощности».

Голод по культуре

Он рассказывает, что в 2009-м, после увольнения из Екатеринбургского театра, стал искать новую работу и разослал резюме по всей стране.

— Пришло несколько вежливых ответов, в том числе из родного Омска, однако выбрал я Черемхово, — делится режиссёр. — У меня остался осадок от пафосного Екатеринбурга, где все гнут пальцы и что-то из себя изображают. Мне действительно захотелось уехать в маленький городок, где ещё сохранились элементы деревенской жизни. Представьте: я иду по улице, а со мной здороваются прохожие. Где ещё это осталось?

Черемховский театр. Фото: АиФ/ Дарья Галеева

Досье:

Сергей Кирилочкин родился в Омске в 1958 году. Окончил филфак Омского педагогического института, актёрский факультет Тюменского училища искусств и режиссёрский факультет Екатеринбургского государственного театрального института. Работал актёром и режиссёром в театрах Прокопьевска, Владивостока, Улан-Удэ, Екатеринбурга, Кемерово.

Труппу из Черемхово любят и ждут во всех городах и посёлках области, а билеты на её спектакли разлетаются, как горячие пирожки, в первый же час продаж. Не зря Черемховский — единственный из театров за пределами Иркутска — носит статус областного.

Дарья Галеева, «АиФ в ВС»: В Приангарье 10 театров, из них всего три находятся за пределами областного центра: В Братске, Усть-Илимске и Черемхово. В других населённых пунктах, особенно на севере региона, людям приходится месяцами ждать спектаклей. Чувствуете ли вы этакий голод по культуре, когда приезжаете в небольшие города?

У здания театра установлен памятник троим драматургам-землякам. Фото: АиФ/ Дарья Галеева

Статья по теме

Для кого «вертеп»? Рок-оперы можно ставить и с куклами

Сергей Кирилочкин: Думаю, да. Однажды меня кто-то из журналистов спросил: «Нужен ли профессиональный театр в маленьких городах?» Ну давайте уберём из них театры, библиотеки, кинотеатры, спортивные площадки, закроем дома культуры. А что останется? Чем человек, живущий, скажем, в Черемхово, хуже столичного жителя? Я уже слышал от людей, которых уважаю в профессии, что надо закрывать провинциальные театры типа нашего. Мол, даже не все областные достойны того, чтобы государство тратило на них свои деньги, якобы они не окупаются. Но если мы всё будем рассматривать с точки зрения окупаемости, то вообще без искусства останемся: академические государственные театры Питера и Москвы — «МХАТ», «Ленком», «Сатирикон» в Усть-Кут или Вихоревку не поедут, — в лучшем случае доберутся до Иркутска.

В названии же нашего театра, как мне кажется, пропущено одно слово — «разъездной»: мы добираемся до таких населённых пунктов, где нас даже принять толком негде. Я считаю, что гастроли по области, если говорить высоким «штилем», пусть не миссия, но наша задача — точно. Мы, кстати, очень серьёзно относимся к детским спектаклям, чтобы у ребятишек, которые сейчас ходят к нам смотреть сказки, осталась привычка к театру.

Чтение пьесы. Фото: АиФ/ Дарья Галеева

В театре

Один из лайфхаков о том, как сесть на более выгодные места, уже упоминался. Только помните, что пересаживаться принято после антракта, а не посреди первого действия. Еще обычно в театрах просят отключить телефон. Но если вам позарез нужно, чтобы он был включен, просто настройте яркость экрана на минимум и включите «тихий» режим. Тогда вы сможете ответить позвонившему SMSкой.

Если вы не хотите стоять в большой очереди в буфет, вы можете попить чай из принесенного с собой небольшого термоса, и во время антракта спокойно гулять по фойе, разглядывая фотографии актеров. А вот время после представления, когда основная масса людей хлынет в гардероб, вы сможете провести в буфете – уже без очередей. Кстати, верхнюю одежду лучше сдавать тем гардеробщицам, которые находятся дальше от главного входа – туда доходит меньшая часть людей.

Ну и, конечно, одеваться, идя в театр, желательно нарядно. И носить с собой туфли на каблуке, чтобы переобуться перед тем, как заходить в зрительный зал. Это хороший тон. И напоследок, как сказал один из современных режиссеров: «Дарите актерам цветы! Не забывайте об этой приятной для них традиции. Им это очень приятно!».

В чем пойти в театр мужчине? Фото

Несмотря на то, что у женщин чаще возникают проблемы с выбором нарядов, для мужчин тоже есть несколько советов в плане внешнего вида в театре.

Идеально, если это будет костюм с белой рубашкой и галстуком

  • Костюм желательно выбирать однотонный или в едва заметную клеточку/полосочку
  • Рубашка должна быть светлой

Вместо галстука возможны варианты с шарфом или бабочкой, как больше нравится

Если мужчина не желает расставаться с любимыми джинсами, пусть они не будут рваными или разных оттенков, и желательно компенсировать этот образ однотонной сорочкой и, как вариант, менее строгим пиджаком

Розенкранц и Гильденстерн живы

Эпизодических персонажей среди зрителей больше трети (35%). Это клавдии (те самые 8%), которые идут смотреть постановку под давлением жены, а также 27% розенкранцев с гильденстернами, что попали в театр, потому что у кого-то «пропадали билеты». 

Оба кластера — мужские. Но клавдии, вопреки Шекспиру, моложе розенкранцев; университетов они не заканчивали, особого интереса к искусству нет. Кто перспективнее для театров? Наверное, розенкранцы: они, пусть и абстрактно, но все же почитают сценическое искусство. Респонденты говорили, что «каждый уважающий себя человек время от времени должен бывать в театре».

Обе категории не особо щедры, но и не так прижимисты, как гамлеты. Клавдии дают за билет до 2800 рублей, а псевдодрузья принца датского — до 2900 рублей.

Зритель крупным планом

В театр ходят, в основном, женщины (80% аудитории). Средний возраст театралов — 37 лет. Большинство — с высшим образованием: у 57% — один диплом вуза, у еще 14% — даже несколько. Респонденты причисляют себя к среднему классу. 

Сцену любят с детства. Причем, чем раньше они впервые оказались в театре, тем регулярнее там бывают. Четверть из тех, кто ходил на спектакли еще дошкольником, теперь бывает на них почти каждую неделю, а 30% ходят в театр раз в месяц. 

Культпоходы респонденты чаще совершают в компании друзей (44%) или в одиночестве (27%). С супругами ходят лишь 22%, с родителями и детьми — по 15%. В классических театрах (с традиционным репертуаром и форматами) бывают с родителями и с детьми, в экспериментальных — с супругами и знакомыми. Большинство информантов — в курсе театральных новостей: благодаря интернет-СМИ, социальным сетям и специализированным сайтам. 

Опрос проводился в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Воронежа и пр. В числе классических — Малый театр, МХТ, БДТ, Ленком, РАМТ, Театр Вахтангова, Мастерская Петра Фоменко, Театр Вахтангова и ряд региональных трупп. Среди современных театров — Гоголь-центр, Практика, Театр.doc, Театр на Таганке, Школа современной пьесы. Общая выборка зрителей — 7735 человек. Их опрашивали в театрах и онлайн. 

Помощники зрителей

Человеку, который переступил порог театра, как правило, требуется помощь. Ему нужно купить и предъявить билет, где-то оставить верхнюю одежду. Тем, кто пришел на спектакль впервые или ходит очень редко, необходимы разъяснения. Например, где находится партер, балкон и бельэтаж, как пройти в буфет или уборную, сколько длится антракт.

Для помощи зрителю предусмотрены такие профессии театра, как кассир, гардеробщик и капельдинер. В столице их представители зарабатывают порядка 15–25 тысяч рублей в месяц. Зарплата их коллег в провинциальных городах составляет от 10 до 15 тысяч рублей.

Кассир

Посещение театра начинают с покупки билета на спектакль, а не с вешалки, вопреки классической фразе, приписываемой Константину Станиславскому. Приобрести его можно у кассира, который работает в помещении театра, а также в городских павильонах и киосках.

Многие сегодня предпочитают покупать электронные билеты на сайтах официальных распространителей. Однако, несмотря на это, профессию кассира исчезающей не назовешь. Специальное образование получать для нее необязательно. Гораздо важнее знать репертуар и расположение мест в зале. Этого человека просят порекомендовать, что посмотреть ребенку, или спрашивают, какое место выбрать, чтобы было лучше видно сцену.

Гардеробщик

Для профессии гардеробщика, как и для кассира, специальное образование не требуется. Но это вовсе не значит, что работа слишком простая. Этот человек должен быть аккуратным, так как с одеждой посетителей нужно обращаться бережно. Принимать и развешивать ее надо уметь быстро, чтобы не создавать очереди. Кроме того, гардеробщик несет материальную ответственность за ее сохранность.

Желающим устроиться в театр на эту должность следует учитывать, что работать придется 6 дней в неделю. Причем суббота и воскресенье будут рабочими.

Капельдинер

В обязанности капельдинера входит:

  • проверка билетов;
  • запуск посетителей в зал;
  • комплектация программок и предложение их зрителям;
  • помощь в поиске места в зале.

Во время спектакля он должен следить за порядком и пресекать попытки его нарушения (фото- и видеосъемку, разговоры по телефону, шум). В антракте капельдинер отвечает на вопросы зрителей о репертуаре, постановке и артистах.

В регионах на эту должность трудоустраиваются в основном пенсионеры. В театрах столицы и Санкт-Петербурга на такое вакантное место претендуют и молодые люди.

Любовь или долг

Больших групп зрителей — три: те, кто любит театр (45%); те, кто хочет начать в нем разбираться (20%); случайная публика (35%).

Внутри каждой группы ученые выделили подгруппы — по мотивам посещения театра. Всего их семь: от «гертруд» до «гильденстернов».

Сегментация театральной аудитории

Сразу оговоримся: шекспировская классификация — конечно, условность. Королева Гертруда (мать Гамлета) и верность чему-либо — две вещи несовместные. Да и Гамлет в исследовании неканонический: не столько рефлексирует в театре, сколько развлекается. Сами социологи используют «шекспировскую» классификацию в качестве вспомогательной, а основной выбрали более понятную: от «поклонников таланта» до «сопровождающих». Мы же оставим шекспировские имена, чтобы сгустить театральные краски.

Ядро театралов — гертруды: самые преданные и активные зрители, в основном, женщины. Гертруд всего 17%, но для театров они на вес золота: любят искусство, следят за театральными событиями, целенаправленно ходят на актеров и спектакли. А главное — не скупятся: готовы заплатить за билет до 3600 рублей. Второе имя этого кластера — «интеллигенты».

Им сродни «трагики», или «профессиональные зрители» — кластер творческих работников, в основном, женщин. Для них поход в театр — производственная необходимость: работа связана со сценой (по-видимому, критики, художники, завлиты и пр.). За билет дают до 3300 рублей. Таковых 23%.

Тех, кто ходит в театр по любви или по долгу службы, суммарно 40%. Общее между гертрудами и трагиками, по словам исследователей, то, что «их сложно впечатлить». Это искушенная публика, которая предъявляет к постановкам высокие требования.

К этим двум кластерам примыкают еще 5% более «узкопрофильных» театралов — «королевская свита», они же «поклонники таланта»: фанаты определенных звезд. Здесь небольшой перевес мужчин. Как и гертруды, они готовы раскошелиться на билеты, но не ради спектакля, а ради своих кумиров. Цена вопроса — до 3900 рублей.

Со всеми тремя кластерами у театров проблем нет: эта преданная публика всегда будет в зале. А вот за гамлетов и офелий придется побороться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector