Прервавшийся полет «русского лебедя». как анна павлова покоряла мир

Анна Павлова: личная жизнь

Для балерины личная жизнь всегда была на втором плане. У нее завязались отношения с финансово независимым, красивым и образованным Виктором Дандре. Он баловал ее подарками, одаривал заботой. Но фициально утвердить союз они не могли, т.к. были из разных социальных слоев.

Анна Павлова и Виктор Дандре

Анна уехала от него в Париж, и только когда с Дандре случилась беда, они вновь встретились. Виктора арестовали за аферу и лишили всего состояния. Павлова освободила его, заплатив необходимую сумму. Дандре стал ее мужем и импресарио. Любил он жену до глубины души, и в будущем, после ее смерти, напишет о ней книгу.

Карьера в балете

Поскольку Анна получила диплом корифея, она смогла пропустить танец в кордебалете. Другими словами, она обошла обычный начальный обряд танца в больших группах. и было разрешено танцевать в небольших группах сразу. 19 сентября 1899 года одаренная юная балерина впервые выступила в танцевальной школе, дебютировав в компании из трех человек в La Fille Mal Gardée. Мариинский театр в Санкт-Петербурге — тот же театр, где, как ребенок,Анна Павлова сначала решила стать танцовщицей.

Карьера Павловой вскоре расцвела. С каждым выступлением она получала все большее признание критиков и последующую славу. Но это было в 1905 году, когда Анна Павлова сделала свое прорывное выступление, когда она танцевала соло в хореографе Майкла Фокина «Умирающий лебедь» под музыку Камиллы Сен-Санс. Анна с ее тонкими движениями и интенсивным выражением лица сумела донести до зрителей сложное послание пьесы о хрупкости и драгоценности жизни. Умирающий лебедь должен был стать главной ролью Анны Павловой.

Анна продолжала быстро подниматься по служебной лестнице. К 1906 году она уже успешно танцевала трудную часть Жизель. Всего семь лет в ее балетной карьере,Анна была назначена на прима-балерину.

В сопровождении нескольких других танцоров, Анна уехала в свой первый тур за границу. Тур остановился в столицах по всей Европе, в том числе в Берлине, Копенгагене и Праге. В ответ на признание критиков ее выступления Анна записалась на второй тур в 1908 году.

В 1909 году, после завершения своего второго тура, Анна была приглашена присоединиться к балету Сергея Дягилева на русском языке. исторический тур, во время открытия сезона в Париже. Среди танцоров Анны в компании были Лоран Новиков, Тади Славинский, Ольга Спессивцева, Анатоль Вильц и Александр Волинин. Во время гастролей русский балет часто посещал Австралию и играл важную роль в русском балете.Влияние на будущее австралийского танца. В течение 1910 года Анна гастролировала в Соединенном Королевстве и Соединенных Штатах. Когда она не занималась сольным танцем, ее более известными партнерами по танцам были Лоран Новиков и Пьер Владимиров.

В 1911 году Анна Павлова сделала важный шаг в своей карьере, создав собственную балетную компанию. При этом Анна смогла сохранить полный творческий контроль над выступлениями и даже ставить свои собственные роли. Анна возложила на своего мужа Виктора Дандре ответственность за организацию ее независимых туров. В течение последних двух десятилетий своей балетной карьеры она гастролировала со своей компанией по всему миру, поскольку маленькие девочки с благоговением наблюдали и вдохновлялись танцовщицами, так же, как Анна была в Мариинском театре все эти годы назад.

Биография балерины Анны Павловой

Анечка появилась на свет 12 февраля (зодиак – Водолей)1881 года в поселке Лигово под Санкт-Петербургом. Девочка родилась недоношенным семимесячным ребенком. Благодаря бабушке Анны, которая в течение года ее выхаживала, поила козьим молоком – девочка выжила. Ее иммунитет был слабым, она часто болела, имела нездоровый внешний вид.

Тайна происхождения

Кто и кем были ее родители, до сих пор однозначно не известно. Одна из версий рассказывает о том, что мать была прачкой, и служила богатому банкиру Лазарю Полякову. Именно он стал отцом Анны.

Вторая версия – мать Любовь Павлова познакомилась с солдатом Матвеем Шамаш. Караим соблазнил Любовь. В будущем она родила от него ребенка.

Современники говорили, что Анна похожа на Матвея. Ее легкие восточные черты лица были популярны в эпоху Модерн. Она с раннего возраста увлекалась восточными мелодиями и танцами.

Но в то же время, когда юная Анна изъявила желание о занятиях танцами, именно Поляков оплатил учебу в балетном заведении.

Анна Павлова в свои 8 лет твердо решила, что будет балериной. Это желание пришло к девочке при просмотре балета “Спящая красавица”. И уже в 10 лет она поступила в Петербургское театральное училище.

Учиться было крайне тяжело, уроки длились по 8 часов в день. Строжайшая диета и дисциплина, обидные оскорбления одноклассниц из-за ее нестандартного для балерины вида.

У девочки были длинные ноги и руки, слабые щиколотки. Она не обращала на это все внимания, знала свое призвание в жизни. Знала, что она настоящая балерина. И без танцев не имеет смысла жить. Она занималась фанатично, вкладывая всю себя в свое любимое дело.

1 июня 1899 г. Анна Павлова была определена на службу в дирекцию императорских театров. Мариинский театр дал ей ощутить радость первой премьеры. Но уже в театре стало ясно, что движения Анны не являются виртуозными, нет “стального носка”.

Целеустремленная Павлова не остановилась из-за своих недостатков. Она начала брать уроки балета у русских и испанских преподавателей. Благодаря своей настойчивости, в 1906 Анна стала настоящей балериной. Её назначили главным исполнителем партий в испанском и классическом репертуаре.

Около 10 лет Павлова служила в Мариинском театре Санкт-Петербурга, станцевав, практически, весь репертуар.

Последний концерт

Михаил Фокин создал специально для Павловой спектакль, который стал визитной карточкой балерины. “Умирающий лебедь” – танец о непостоянстве счастья. С 1908 г. она начала давать концерты за границей.

Всемирное признание ей дал Париж, где она участвовала в постановке “Русские сезоны” Сергея Дягилева. В 1909 году поставила личный спектакль.

Многие считают, что благодаря Дягилеву, в мире узнали о Павловой. Но это совем не так. Павлова уже танцевала в Германии, Дании и Швеции до появления “Русских сезонов”.

В 1910 известная танцовщица покинула Мариинский театр и создала свою труппу. Фокин поставил еще пару балетов для труппы Анны. Постановка “Семь дочерей горного короля” принес грандиозный успех.

В 1914 г. непревзойденная танцовщица дала последний концерт в России и переехала в Англию. На родину больше не вернулась. За 22 года гастролей она станцевала почти в 9000 спектаклях.

Интересный факт: Айседорой Дункан обожала Павлову и старалась не пропускать ее спектакли в Петербурге, в Париже, в Нью-Йорке. Они были знакомы. Чарли Чаплин был большим поклонником и другом Анны Павловой.

Анна Павлова — биография

Анна Павлова — основательница русского балета, танцовщица, которую знал весь мир. Она говорила языком балета. Анна Павловна могла заставить полюбить танец даже того, кто не понимал и не считал балет искусством. С первого раза Анну в училище не приняли: в свои восемь лет девочка была маленькой и бледной и выглядела слишком слабой для обучения. Нюрочка родилась раньше срока (повитуха и не надеялась, что младенец выживет), в детстве часто болела, поэтому на лето небольшое семейство переезжало под Петербург, к бабушке. Последняя обучала девочку грамоте, рукоделию и усиленно потчевала немудреными деревенскими лакомствами, надеясь, что на молоке и сметане малышка скорее окрепнет. В это время у нее появилась мечта — стать балериной.

Конкурентная история

Год Событие Команда AA VT UB BB FX
2003 г. Командный чемпионат Европы по гимнастике 1-й
Мировой чемпионат 6-е 10-е 5-й 7-е
2004 г. Чемпионат Европы 3-й 2-й
Олимпийские игры 3-й 4-й 3-й 4-й
Финал Кубка Мира 3-й 8-е
2005 г. Чемпионат Европы 2-й 2-й 3-й
Мировой чемпионат 7-е 5-й 6-е
2006 г. Мировой чемпионат 3-й 19-е 5-й 4-й
Финал Кубка Мира 4-й 4-й
2008 г. Чемпионат Европы 2-й
Олимпийские игры 4-й 7-е 8-е 4-й 8-е
2011 г. Национальные чемпионаты 2-й 2-й 6-е 6-е 6-е
Кубок России 8-е 1-й
2012 г. Национальные чемпионаты 2-й 5-й 1-й 6-е 8-е
Кубок России 5-й 5-й 1-й 5-й 5-й
2013 Национальные чемпионаты 1-й 7-е 3-й 5-й 4-й
Спортзал Фестиваль Трнава 2-й 2-й 3-й 3-й 1-й
Кубок России 3-й 3-й 8-е 2-й 4-й
Кубок Воронина 2-й 2-й 1-й 2-й 3-й 3-й
2014 г. Любляна чемпионат мира 1-й 4-й
Чемпионат Европы 2-й
Спортзал Фестиваль Трнава 1-й 1-й 3-й 1-й 4-й
Международный турнир по Босфору 1-й 1-й 1-й 1-й
Мировой чемпионат
Кубок Воронина 4-й 3-й 3-й 3-й 2-й 3-й

Конкурент для Азербайджана

Год Описание конкурса Расположение Аппарат Ранг-финал Счет-финал Ранг-квалификационный Оценка-квалификация
2014 г. Мировой чемпионат Наньнин Команда 30 196,328
Вокруг 70 51,098
Свод 27 12,699
Брусья 82 12,933
Балансир 123 12,166
Вольные упражнения 48 13,166
Чемпионат Европы София Команда 16 147,729
Свод 2 14 583 2 14,516
Брусья 41 год 12,800
Балансир 39 12,566
Вольные упражнения 40 12,733

Конкурент для России

Год Описание конкурса Расположение Аппарат Ранг-финал Счет-финал Ранг-квалификационный Оценка-квалификация
2008 г. Олимпийские игры Пекин Команда 4 180,625 3 244 400
Вокруг 7 60,825 5 60,900
Свод 8 7,812 5 15 275
Брусья 35 год 14,600
Балансир 4 15 900 6 15,825
Вольные упражнения 8 14,125 7 15,125
Чемпионат Европы Клермон-Ферран Команда 2 179,475 2 176,425
Свод 5 14,337 3 14,712
Балансир 13 14,750
Вольные упражнения 5 14,875 7 14,875
2006 г. Финал Кубка Мира Сан-Паулу Свод 4 14,725
Балансир 4 15 150
Мировой чемпионат Орхус Команда 3 177,325 4 234 800
Вокруг 19 57,625 15 58,425
Свод 5 14,975 7 14,700
Брусья 36 14,350
Балансир 4 15 275 5 15,525
Вольные упражнения 69 13,700
2005 г. Мировой чемпионат Мельбурн Вокруг 7 36,387 8 36,174
Свод 5 9,237 5 9,312
Брусья 47 8,362
Балансир 6 8,762 4 9,350
Вольные упражнения 14 9,125
Чемпионат Европы Дебрецен Вокруг 2 37,074 8 35 586
Свод 2 9,312 1 9,356
Брусья 38 8,312
Балансир 3 9,325 2 9 287
Вольные упражнения 14 8,600
2004 г. Финал Кубка Мира Бирмингем Свод 3 9,418
Балансир 8 8,850
Олимпийские игры Афины Команда 3 113,235 4 149,420
Вокруг 4 38,024 7 37,711
Свод 3 9,475 5 9 437
Брусья 46 9,237
Балансир 4 9 587 4 9,637
Вольные упражнения 19 9 400
Чемпионат Европы Амстердам Команда 3 110,423
Вокруг 11 35,875
Свод 2 9,381 3 9,450
Брусья 50 8,225
Балансир 12 8,950
Вольные упражнения 9 9.200
2003 г. Мировой чемпионат Анахайм Команда 6 108,985 5 145 572
Вокруг 10 36,736 6 36,812
Свод 5 9,356 3 9 431
Брусья 76 8,712
Балансир 13 9,325
Вольные упражнения 7 9,237 8 9,350

Интересные факты

  • Среди многочисленных поклонников Анны Павловой был сам Чарли Чаплин. Однажды он сказал балерине «Мы похожи с вами, Анна! Я – бродяга, Вы – сильфида. Кому мы нужны? Вот нас и гонят…».
  • Анна вела активную благотворительную деятельность. Во времена Первой мировой войны, куда бы она не приезжала с гастролями, в любом городе она давала представление в пользу Красного Креста. По окончанию войны балерина часть денег, вырученных с представлений, отправляла на Родину – для возобновления учебных заведений.
  • Анна безумно любила животных, а еще больше — птиц . В ее поместье даже жил настоящий лебедь, звали которого Жак. Многие ошибочно думают, что именно он вдохновил артистку на такое чувственное исполнение «Умирающего лебедя», однако это не так – Жак появился гораздо позже всемирно известного выступления.

Соболезнования

«Если мы посмотрим ее знаменитую запись „Умирающего лебедя“, то можем, конечно, заметить, что сейчас балерины более техничны, быть может, даже более красивы, выглядят по-другому… Но вот того трепета, который был присущ Анне Павловой, я думаю, сегодня нет ни у одной балерины. Даже из числа самых великих и знаменитых. Ей удалось передать и эпоху, и какое-то одухотворенное внутреннее состояние в своем танце. И я уверена, что любая балерина, посмотрев сегодня ее записи и сравнив со своим танцем, поймет, что все же чего-то не хватает. А это „что-то“ — нечто неуловимое, какая-то внутренняя сила, которая была присуща только этой балерине. Так что, несмотря на весь прогресс, есть что-то необъяснимое в танце людей прошлого, чего нам, к сожалению, возможно, уже не обрести…» Евгения Образцова, балерина «Искусство Анны Павловой рождалось и умирало вместе с ней — чтобы танцевать, как Павлова, нужно было быть Павловой». Андрей Левинсон, балетный критик «Павлова сумела поднять живой танец на высоту, куда обычно воспаряет только дух». Марина Цветаева, поэтесса

Смерть и наследие

В 1930 году когда Анне было 50 лет, ее 30-летняя танцевальная карьера пришла ей на помощь. Она решила взять рождественские каникулы после завершения особенно трудного тура по Англии. В конце отпуска она села на поезд обратно в Гаагу, где планировала возобновить танцы. На пути из Канн в Париж поезд попал в аварию. Анна не пострадала в аварии, но ее оставили в ожидании задержки на платформе в течение 12 часов.

Был снежный вечер, и на Анне была только тонкая куртка и хрупкая шелковая пижама. Однажды в Голландии, через несколько дней после аварии, у нее развилась двойная пневмония. Ее болезнь быстро ухудшилась. На смертном одре Анна страстно увлекалась танцами до последнего вздоха и в последний раз попросила увидеть ее костюм лебедя. Она умерла в Гааге, Нидерланды, в первые утренние часы, 23 января 1931 года. Ее прах был похоронен на Зеленом кладбище Голдерс, недалеко от Дома Айви, где она жила со своим менеджером и мужем Виктором Дандре в Лондоне, Англия.

Анна Павлова была одной из самых знаменитых и влиятельных артистов балета своего времени. Ее страсть и грация запечатлены в ярких фотографических портретах. Ее наследие продолжается благодаря танцевальным школам, обществам и компаниям, созданным в ее честь и, возможно, наиболее влиятельным, в будущих поколениях танцоров, которых она вдохновляла.

Турне

В 1907 году импрессарио Сергей Дягилев презентовал в Европе программу под названием «Русские сезоны». В состав труппы для этого турне он пригласил и Анну Павлову. Конечно, прима выступала в роли умирающего лебедя, и эта хореографическая миниатюра была «гвоздем программы». Павлову изображали на постерах и афишах, ее появление встречали бурными аплодисментами. Рига, Копенгаген, Стокгольм, Берлин… А на следующий год ее ждали подмостки в Лейпциге, Вене и Праге.

Высокие ставки: можно ли полагаться на первые впечатления от свидания

Не надо ждать случайного знакомства: почему знакомиться лучше онлайн

Нужно надеть резинку на пальцы: с ней дочь держит ручку уверенно

Особенно приме запомнилось пребывание в Стокгольме. После окончания концерта огромная толпа людей, богато и бедно одетых, молча шла за ее экипажем до самой гостиницы, а потом сгрудилась под ее окнами. Когда же она вышла на балкон, раздались овации. Растроганная такой народной любовью, балерина стала кидать вниз букеты и корзины с цветами, которые ей вручили в театре. «Чем я вызвала такое признание?» — спросила прима горничную. «Вы заставили их забыть о собственных заботах и подарили им минуты счастья», — ответила та.

↑ Гастрольные поездки и зарубежное признание таланта

1907 г. — гастроли в столицу Швеции и большой успех. Мир заговорил о Павловой после выступления в Париже, постановка «Русские сезоны, хореограф С. Дягилев. Мечтая о самостоятельности, Анна демонстрирует публике собственную постановку «Ночь Рубинштейна», встреченную рукоплесканиями зала. В 1909г, уходит из труппы, соглашаясь танцевать лишь любимые роли. Но через год, всё же, уходит совсем.

Анна Павлова и М. Фокин в балете Клеопатра фото

Успех труппы Павловой начался с французских и английских сцен, продолжившись на подмостках Москвы, в странах Европы и Америки. Анна, с детства любившая восточные танцы, в каждой поездке изучала национальные танцы, включая затем в собственные спектакли. Балеты Павловой – единственные спектакли с восточными, африканскими и индийскими танцевальными движениями.

«Русские сезоны» Дягилева: успех Анны Павловой

В 1908 году балерина начала активно гастролировать за границей. Мировую известность она получила в Париже, став главной участницей и любимицей публики всех «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Анна Павлова мечтала, чтобы весь мир узнал о русском балете. Поэтому, в 1910 году, балерина создала свою труппу, с выступлениями которой побывала в самых разных уголках мира. Специально для нее, русский хореограф Михаил Фокин сочинил знаменитого «Умирающего лебедя» на музыку К. Сен-Санса. Она танцевала в его «Павильоне Армиды» Н. Н. Черепнина, в «Египетских ночах». Не помышляя о новаторстве и низвержении эстетики прошлого, одним своим обликом, манерой танца она реформировала балет, изменила отношение к нему во всем мире.

Характер Анны Павловой, как и у многих людей сцены, был противоречивый. Настроение могло меняться часто — от эмоциональной стабильности до нервного срыва. Между тем, балерина всегда оставалась верной искусству и полностью растворялась в танце. Она могла выйти на сцену совершенно больной, с температурой, а один раз вышла со сломанной ногой. И танцевала в полную силу, по словам очевидцев. Она считала, что искусство несет только прекрасное, и зритель не должен видеть на сцене смертного человека с его проблемами. Именно по этой причине, Анна Павлова отказалась от операции, когда простудилась и заболела плевритом. Ведь ей предстоял спектакль, который она не могла отменить, а болезнь, в свою очередь, оказалась смертельной. Не дожив до своего пятидесятилетия, балерина ушла.

Чарли Чаплин и Анна Павлова. (wikipedia.org)

Она объездила весь мир, но любила только Россию и еще немного- Англию. Анна Павлова даже держала русского повара, который готовил ей гречневую кашу, черный хлеб, и другие блюда, типичные для России. Она отмечала русское Рождество и, оказавшись в северных широтах, неизменно приказывала запрячь в повозку трех лошадей, чтобы было похоже на катание по снегу на тройке.

Стоит отметить, что значительную роль в становлении балерины сыграл потомок старинного французского рода — Виктор Дандре. Именно он вначале доставал для Анны ведущие партии, оплачивал хореографам постановки и покупал костюмы. Они ссорились, мирились, расставались, но всю жизнь шли по жизни вместе. Когда, в 1910 году, Дандре бежал из Петербурга, за обвинение в растрате средств., именно Анна помогла его вызволить и содействовала побегу за границу, заплатив огромную сумму. Возможно еще и поэтому она не щадила себя, контракты были кабальными, гастроли бесконечными и напряженными. За двадцать два года постоянных гастролей балерина дала почти девять тысяч спектаклей. После этого Дандре уже не вернулся в Россию, как собственно и Анна.

Личная жизнь

У балерин того времени личная жизнь часто отсутствовала. Не стала исключением и Надежда Павлова, которая отдала себя балету. В отличие от артисток театра, балерины уходят со сцены рано, поэтому важен каждый год. Родить ребенка в то время – значило бы забыть о карьере навсегда.

Надежда Павлова и Вячеслав Гордеев

Любовные отношения Надежды не складывались так гладко, как сценическая карьера. История знакомства Павловой с первым мужем началась со служебного романа. Молодых людей свел балет: Вячеслава Гордеева и Надежду Васильевну ставили в пару, так как кому-то из них предстояло представлять Советский Союз на международном конкурсе. Дуэт репетировал вместе год, и впоследствии это творческое слияние переросло в брак.

Свадьбу праздновали в «Метрополе», что позволить себе могли далеко не все, но популярность молодых людей сыграла не последнюю роль. На торжество пригласили много гостей, в том числе политических деятелей и элиту Москвы. Невеста имела непревзойдённый вид: Надежда предпочла театральное платье и фату.

Свадьба Надежды Павловой и Вячеслава Гордеева

Однако большой любви между супругами не было, Павлова избегала громких слов в адрес первого мужа. Для неё этот союз был только «звёздным дуэтом», который зрителям приятно наблюдать на сцене. У Надежды и Вячеслава разнились взгляды на будущее: он хотел детей, а она жила балетом.

Гордеев постоянно напоминал балерине, что она достигла вершин только благодаря ему. Павлова понимала, что обязана мужу, но слышать изо дня в день подобные высказывания ей было больно, что привело к затяжной депрессии.

Надежда Павлова в 2018 году

Решение проблем пришло неожиданно. Однажды, за несколько дней до серьезной постановки, Надежда почувствовала боль на месте старой травмы. Коллега посоветовал обратиться в клинику, что балерина и сделала. Войдя в кабинет к врачу, артистка застыла, увидев его. Это была любовь с первого взгляда, танцовщица почувствовала родственную душу.

Бурный роман требовал смены жизненных устоев. Развод удалось получить быстро, но отдельный период на балерину сыпались анонимные письма с осуждениями.

Надежда Павлова и Константин Окулевич

Первый брак просуществовал 10 лет, поклонники считали Надежду и Вячеслава образцовой семьей. Внезапный разрыв в 1986 году стал неожиданностью, ведь паре прочили скорое рождение детей. Позднее в интервью балерина признавалась, что между ней и первым супругом и не было чувств.

Надежда Павлова вышла замуж во второй раз, выбрав семью, пусть даже и без детей, но с любимым мужчиной Константином Окулевичем. Супруг впоследствии взял фамилию жены, чтобы избежать проблем с выездом за границу. После второго замужества артистка обрела гармонию с собой.

Смерть

Анна Павлова прилетает в Гаагу в 1927 году.

Прах Анны Павловой над прахом Виктора Дандре, Крематорий Голдерс Грин

Во время путешествия из Парижа в Гаагу Павлова сильно заболела, и ее состояние ухудшилось по прибытии в Гаагу. Она послала в Париж своего личного врача, доктора Залевски, чтобы он помог ей. Ей сказали, что у нее пневмония и ей нужна операция. Ей также сказали, что она никогда не сможет снова танцевать, если она продолжит танцевать. Она отказалась от операции, сказав: «Если я не умею танцевать, я лучше умру». Она умерла от плеврита в спальне рядом с японским салоном отеля Des Indes в Гааге, за двадцать дней до своего 50-летия.

Виктор Дандре писал, что Павлова умерла через полчаса после полуночи в пятницу, 23 января 1931 года, вместе со своей горничной Маргерит Летьен, доктором Залевски и им самим у ее постели. Ее последними словами были: «Приготовь мой костюм« Лебедь »». Дандре и Летьен одели ее тело в ее любимое бежевое кружевное платье и поместили в гроб с веточкой сирени. В 7 часов утра приехал православный священник, чтобы помолиться над ее телом. В 7:30 ее гроб был доставлен в часовню морга, примыкающую к католической больнице в Гааге.

В соответствии со старой балетной традицией, в тот день, когда она должна была выступить в следующий раз, представление продолжалось, как и было запланировано, с единственным прожектором, освещавшим пустую сцену, где она должна была быть. Поминальные службы прошли в Русской православной церкви в Лондоне. Павлова было кремировано, а ее пепел помещен в колумбарий на Golders Грин крематорий , где ее урна была украшенной ее пуанты (которые впоследствии были украдены).

Прах Павловой вызвал много споров после попыток Валентины Жиленковой и мэра Москвы Юрия Лужкова отправить их в Москву для захоронения на Новодевичьем кладбище . Эти попытки были основаны на утверждает , что это было предсмертное желание Павловой , что ее прах возвращается в Россию после падения из Советского Союза . Эти утверждения позже были признаны ложными, поскольку нет никаких доказательств того, что это было ее желанием вообще. Единственное документальное свидетельство того, что такой шаг возможен, — это завещание мужа Павловой, который оговорил, что, если российские власти согласятся на такой шаг и будут относиться к ее останкам с должным почтением, то смотрители крематория должны согласиться на это. Несмотря на этот пункт, завещание не содержит официального запроса или планов посмертной поездки в Россию.

Самая последняя попытка перевезти останки Павловой в Россию была предпринята в 2001 году. Крематорий Голдерс Грин организовал их доставку в Россию для захоронения 14 марта 2001 года на церемонии, на которой присутствовали различные российские высокопоставленные лица. Позднее от этого плана отказались после того, как российские власти отозвали разрешение на переезд. Позже выяснилось, что ни семья Павловой, ни российское правительство не санкционировали переезд и что они согласились, что останки должны остаться в Лондоне.

Анна Павлова и Виктор Дандре

Анна Павлова шла по жизни с Виктором Дандре, потомком старинного французского рода. Его отличала выдержка, хладнокровие, но самое главное, большая любовь к балерине, он мог выдерживать любые причуды своей возлюбленной. Но жизнь влюбленных все равно была бурной. Они ссорились, мирились, расставались. В 1910 году Дандре бежал из Петербурга, так как его обвинили в растрате средств. Анна помогла его вызволить и содействовала побегу за границу, оттуда он уже не вернулся в Россию. Она заплатила огромную сумму. Возможно еще и поэтому она не щадила себя, контракты были кабальными, гастроли бесконечными и напряженными. За 22 года постоянных гастролей балерина дала почти 9 тысяч спектаклей. Иногда в год ей не хватало двух тысяч пар пуантов, которые ей изготовлял итальянский мастер.

После ее смерти Виктор Дандре написал книгу, строки которой полны нежности и боли от утраты любимой. Перепады настроения Анны он объяснял ее сильным эмоциональным напряжением и прощал ей всё.

Виктор Дандре был известным импресарио своего времени. Он организовывал настоящие фотосессии балерины. В окрестностях Лондона был куплен увитый плющом дом с озером и, конечно же с лебедями,

здесь Анна часто позировала для журналов.

 

Балерина очень любила животных,

 

ее домашние собачки были постоянно с ней даже на гастролях,

а любимая птичка спала на ее груди под пуховым одеялом.
Анна даже на гастролях выбирала дом, окруженный садом, и любила ухаживать за цветами.

by Bettmann/CORBIS

Анна Павлова умела создавать на сцене эфемерные создания, которые могли парить в воздухе.
Танцу она отдала всю свою душу. Это было необычно и это потрясало.


Она могла выйти на сцену совершенно больной, с температурою, а один раз вышла со сломанной ногой. И танцевала в полную силу, по словам очевидцев. Искусство, считала она, несет только прекрасное и зритель не должен видеть на сцене смертного человека с его проблемами. Она забывалась в танце.
Во время гастролей Павлова простудилась и заболела плевритом. Балерина отказалась от операции, ведь ей предстоял спектакль. Болезнь оказалась смертельной. В ночь на 23 января 1931 года за 7 дней до своего пятидесятилетия балерина ушла. По красивой легенде ее последними словами были «Приготовьте мой костюм Лебедя». Она готовилась к очередному выходу на сцену…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector