8 цитат из писем сергея довлатова

Служба «в аду» и «темное русское пьянство»

Отчисленный со второго курса, Довлатов вынужден был отдать долг родине. С 1962 по 1965 год он служил в армии, да не где-нибудь, а на самом суровом севере – в войсках системы охраны исправительно-трудовых лагерей Коми АССР. То, что он там увидел, если не перевернуло все его мировоззрение, то как минимум еще сильнее укрепило в Довлатове диссидентские настроения. Как вспоминал Бродский, Довлатов вернулся из армии, «как Толстой из Крыма, со свитком рассказов и некоторой ошеломленностью во взгляде». Сам же автор признавался, что ему «суждено было побывать в аду».

Отслужив положенный срок, Сергей вновь поступил в ЛГУ, но на этот раз выбрал факультет журналистики. Его первой газетой стала многотиражка Ленинградского кораблестроительного института «За кадры верфям». Параллельно Довлатов пишет рассказы – пишет много, на надрыве, уже тогда в нем пробиваются зачатки тяжелого алкоголизма.

После института Довлатов устроился в газету «Знамя прогресса». В конце 60-х он вступил в литературное общество «Горожане», основанное Марамзиным, Ефимовым и другими молодыми писателями. Многие из них в недалеком будущем тоже окажутся в эмиграции. Довлатова с ними объединяла тяга к свободе и лютая ненависть к партийной цензуре, которая душила литературу, беспощадно вымарывая любые неугодные ей идеи и во всем ища двойные смыслы.

Через несколько лет Сергей стал личным секретарем писательницы Веры Пановой. Воспоминания о работе и дружбе с этой женщиной и ее мужем отразились в его книге «Соло на ундервуде».

Фото: википедия / Goo3

Книги

Писать прозу Сергей Донатович начал еще в армии. Но автору пришлось печататься в самиздате, а также эмигрантских журналах «Континент», «Время и мы» и других. Подобную практику в СССР, мягко говоря, не приветствовали. Довлатова исключили из Союза журналистов. После этого он уже не мог работать по специальности, а набор первой книги «Пять углов» эстонское издательство «Ээсти Раамат» полностью уничтожило по требованию КГБ. Длительный период творческой биографии прозаик не мог реализоваться как писатель.

Когда же Сергей Донатович уехал в Америку, рассказы автора стали печатать один за другим. Первая публикация в эмиграции заставила Довлатова воспрянуть духом и поверить в себя. Благодаря престижным журналам Partisan Review и The New Yorker автор добился большого признания читателей. Поэтому началось издание и полноформатных книг.

Сергей Довлатов с сыном Николасом

Первым произведением о жизни в Америке, написанным и изданным за рубежом, стала повесть «Иностранка». В книге речь пошла о буднях русской эмиграции третьей волны. Главная героиня Маруся Татарович без видимых на то причин поддается веянию времени и уезжает из СССР за лучшей долей в Нью-Йорк.

Популярными оказались повести, романы и сборники новелл «Чемодан», «Компромисс», «Соло на ундервуде: Записные книжки» и «Зона. Записки надзирателя». За 12 лет эмиграции из-под пера писателя вышла дюжина книг, которые имели успех в США и Европе, а российские читатели знакомились с этими произведениями благодаря авторской передаче «Писатель у микрофона» на радио «Свобода» (внесено Министерством юстиции РФ в список иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иноагента).

О перестройке, четырех работах и новых планах

Сергей Довлатов. Нью-Йорк. 1989 год

После перестройки эмигрантских писателей стали печатать на родине. Этот поток «возвращенной» литературы разорил эмигрантские журналы и изда­тельства, но поднял советские тиражи до невиданных высот. 2 700 000 экзем­пляров ежемесячного «Нового мира» (главным образом за счет публикаций текстов Александра Солжени­цына) и 300 000 — сборника с «Затова­ренной бочкотарой» Василия Аксенова и «Школой для дураков» Саши Соколова сегодня не только невозможны, но и нево­образимы. Довлатов не дождался этого успеха. «Заповедник» вышел через несколько недель после смерти писателя тиражом 150 000 экземпляров. Довлатов собирал­ся побывать на родине, но так и не успел: 24 августа 1990 года он умер от сердечной недостаточности. Из трех глав «про еду», упомянутых в письме, до нас дошли только две главы: третья, возможно, до сих пор лежит в неразобранном архиве писателя. 

рассказываем о других писателях через цитаты из их дневников и писем

14 цитат из дневников Даниила Хармса

О гладкошерстных маленьких собаках, фисгармонии и несчастиях

10 цитат из писем Тургенева

О 69 вальдшнепах, великом несчастье и великом счастье

10 цитат из писем Андрея Платонова

О любви к жене, работе инженером и надежде на лучшую жизнь

10 цитат из писем и дневников Бунина

О путешествиях, орфографии, быте, звездах и смысле жизни

10 цитат из записных книжек Венедикта Ерофеева

Обрывки разговоров, шутки и стихи

микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Слон дня

Кастор и Поллукс из парижского Сада растенийАнекдот дня

О еврееОбложка дня

Nine Inch Nails «The Downward Spiral» (1994)

Архив

В чём популярность Довлатова?

Так что же именно сделало Довлатова таким популярным? Возможно, именно иронический тон и юмор часто лежали в основе его творчества. Или, возможно, это была его способность создавать персонажей, которые обладали истинным чувством человечности. Возможно, потому, что читатель мог найти частички себя в описаниях Довлатова своих персонажей.

Бродский о довлатове

Иосиф Бродский, объясняя, почему Довлатов был так популярен во всем мире, сказал::

“Его успех можно объяснить – прежде всего – его тоном, тоном, который узнаваем для любого человека, живущего в демократическом обществе: тоном, который исходит от человека, который не будет брошен в роли жертвы, который не одержим тем, что делает его другим.”

“Решающую роль , однако, сыграла, конечно, узнаваемая любым членом демократического общества тональность — отдельного человека, не позволяющего навязать себе статус жертвы, свободного от комплекса исключительности.”

— Иосиф Бродский, 1992

Новые публикации

Шоколадная держава 14.10.2021

Россия успешно продаёт по всему миру не только нефть, газ, уголь, оружие, но и шоколадные конфеты. В этом году наша страна имеет все шансы войти в десятку мировых поставщиков шоколада: уже 94 страны по всему миру закупают российскую продукцию, и спрос только растёт.

Павел Чухрай: «У каждого поколения свои задачи» 14.10.2021

14 октября российскому режиссёру Павлу Чухраю исполняется 75 лет. Его фильмы: «Клетка для канареек», «Вор», «Водитель для Веры» – стали классикой советского и российского кино. По словам режиссёра, для него хобби – это его работа. А сейчас он снимает фильм об эпохе конца 40-х – начала 50-х годов XX века.

Седьмой конгресс РОПРЯЛ: будущее языка и Отечества 12.10.2021

В Екатеринбурге завершил свою работу VII Конгресс Российской ассоциации преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ) «Динамика языковых и культурных процессов в современной России», посвящённый памяти академика Л.А. Вербицкой. Он объединил 230 учёных и 46 городов России.

Корни и крылья 11.10.2021

Оксана Соломченко из немецкого Оффенбурга стала победительницей конкурса «Образование на русском. Учитель 2021 года для детей-билингвов». Участниками конкурса, организованного культурно-образовательным центром FoRuss, стали педагоги из Германии, Швейцарии, Германии, Австрии, Испании и Марокко.

Память без лишних слов 11.10.2021

Монумент «Скорбящая мать» молодого скульптора Дениса Стритовича стоит в мемориальном комплексе «Жестяная Горка» в Новгородской области. Его стела «Погибшим советским военнопленным» –  в Вене (Австрия), а памятник первому главнокомандующему РВСН Митрофану Неделину – в подмосковном Одинцово. Скульптор рассказал «Русскому миру» о создании образов героев Великой Отечественной войны.  

«Университеты и есть точки роста будущего» 07.10.2021

На Московском международном салоне образования обсудили первые результаты самой масштабной российской государственной программы по поддержке университетов «Приоритет – 2030». Ректоры видят в этой программе большой потенциал по развитию не только самих университетов, но и территорий вокруг них.

Hard или soft? Какие навыки нужнее для будущего 07.10.2021

6 октября стартовал Московский международный салон образования – наверное, крупнейшая в России интеллектуальная и деловая площадка, посвящённая современным образовательным технологиям. Московские салоны проводятся с 2014 года, и в этом году организаторы ожидают 250 тыс. участников – родителей и учеников, учителей и воспитателей, бизнесменов и чиновников.

«Этот проект уникален»: онлайн-школа для детей соотечественников 06.10.2021

С 9 октября начинаются занятия в онлайн-школе при Русском центре Института Пушкина в Таллине. В школе могут бесплатно учиться дети из русскоязычных семей, которые хотят расширить кругозор по школьным предметам и готовятся к поступлению в российские вузы. Занятия ведут преподаватели Санкт-Петербургского университета. Руководитель Русского центра Андрей Красноглазов рассказал об этом образовательном проекте.

О печальных зверях и любви

1 / 2

Тамара Уржумова. Кадр из фильма «Проводы белых ночей». Режиссер Юлиан Панич. 1969 год Ленинградское телевидение

2 / 2

Сергей Довлатов и Ася Пекуровская на Университетской набережной Из архива Аси Пекуровской / «ВикиЧтение»

Актриса ленинградского ТЮЗа Тамара Уржумова — одно из юношеских увлечений Сергея Довлатова. Короткая переписка с ней относится к лету 1963 года, когда Уржумова уехала на гастроли в Новосибирск. Довлатов не столько объясняется в любви, сколько исповедуется и просвещает: одно из писем, к примеру, содержит «список из 30–40 книжек, которые <…> следует прочесть»  Из письма Тамаре Уржумовой. 1 июля 1963 года..

К этому времени писатель уже успел женить­ся. Брак с факультетской красавицей Асей Пекуров­ской продлился совсем недолго  Хотя официально их брак длился с 1960 по 1968 год, фактически он распался в 1962 году, во время службы Довлатова в армии., однако воспоминания об этих отношениях на протя­жении многих лет преследуют Довла­това — и в прозе («Чемодан», «Филиал»), и в жизни:

От длинного или бородатого

Экскурсия Сергея Довлатова. Михайловский парк. 1975 год

Работа экскурсоводом в пушкинском музее-заповеднике стала попыткой бегства от лите­ратурных неудач, которые преследовали писателя сначала в Ленин­граде, а в 1972–1975 годах и в Таллине. Там Довлатов работал в разных газетах, но так и не смог опубликовать долгождан­ную книгу  Уже подготовленный сборник прозы «Пять углов» был запрещен к изданию (у одного из эстонских диссидентов обнаружили машинопись довлатовских рассказов).. 

Два лета в Пушкинских Горах (1976 и 1977 годы) позднее станут бытовой основой повести «Запо­ведник». В книге отзывов музея сохранились благодарности посети­телей, которые иногда путают инициалы и фамилию экскурсовода: «Мы очень благо­дарим Блуглатова Сергея Михайловича за хорошую и чуткую экскурсию.Гр. Ленинграда. 8/VI. 76». В одном американ­ском инскрипте Довлатов назовет эти края «лучшим местом на земле».      

Три стиха – про животных, один – про Сталина

Сергей Довлатов родился 3 сентября 1941 года, в один из самых тяжелых периодов Великой Отечественной войны. Когда началась война, его родители уехали из родного Ленинграда в Уфу. Там, в эвакуации, и родился будущий писатель. Довлатов имел еврейские и армянские корни: его отец, Донат Исаакович Мечик, работал режиссером-постановщиком в театре, а мать, Нора Сергеевна Довлатова (настоящая фамилия – Довлатян) была литературным корректором.

В 1944 году, когда кольцо ленинградской блокады было прорвано, Довлатовы вернулись в Ленинград, но вскоре супруги развелись. Сережа остался жить с матерью. Жизнь в неполной семье была непростой, особенно в голодные послевоенные годы. Впоследствии Довлатов вспоминал, что ему с детства приходилось учиться выживать.

В школе Сергей особо не выделялся, учился средне. Учителя отзывались о нем как о мечтательном, легкомысленном мальчике, который вечно летал в облаках. Несмотря на то, что Довлатов уже в юности был довольно крепким и рослым парнем, в драки он не лез – наоборот, сам нередко получал от одноклассников.

Гуманитарные науки с детства влекли его, а сильнее прочих, конечно, литература. Одним из любимых писателей Довлатова в юности был Хемингуэй – Сергей воспринимал его как «идеал литературный и человеческий». И, разумеется, тоже делал попытки писать.

После школы Довлатов некоторое время работал в типографии, а затем поступил на филфак Ленинградского государственного университета. Но проучился там всего два с половиной года – нерадивого студента выгнали за неуспеваемость. И все же, этот период стал для Довлатова знаковым: он стал вхож в ленинградские литературные круги и познакомился со многими талантливыми писателями, поэтами, музыкантами, художниками – людьми, которые определили всю его дальнейшую жизнь. Среди них – Иосиф Бродский, Евгений Рейн, Анатолий Найман и многие другие.

Сергей Довлатов «Компромисс»

Многие из его книг были вдохновлены его собственным опытом. Например, его книга «Компромисс» (1981) рассказывает о жизни русского журналиста, работавшего в Эстонии, которая относится ко времени работы Довлатова в Эстонии в качестве журналиста. Книга состоит из двенадцати коротких рассказов, каждый из которых начинается с газетной вырезки, а затем следует «история за историей». Эти истории представляют журналистский мир как мир лжи, фальсификаций и морального компромисса.

”Десять лет лжи и притворства. Это трудный путь от сообщаемых фактов к истине.

“Десять лет вранья и притворства……Трудна дорога от правды к истине.”

— Цитаты из книги «Компромисс».

Карьера

Первой газетой молодого репортера стала питерская «За кадры верфям». Писательского опыта Довлатов набирался в общении с молодыми коллегами из группы прозаиков «Горожане». В должности личного помощника Сергей трудился под руководством советской писательницы Веры Пановой.

В конце 60-х годов он по-прежнему находился в поисках собственного пути, поэтому принял приглашение от знакомых и стал сотрудником Комбината живописно-оформительского искусства. Довлатов освоил специальность камнереза, которая позволяла литератору неплохо зарабатывать.

Затем отправился в Прибалтику и служил в изданиях «Советская Эстония», «Моряк Эстонии» и «Вечерний Таллин». Ради таллинской прописки прозаик несколько месяцев трудился кочегаром. В Михайловском (Псковская область) Довлатов провел два экскурсионных летних сезона. В музее-заповеднике А. С. Пушкина Сергей Донатович подрабатывал экскурсоводом.

Иосиф Бродский и Сергей Довлатов

Позднее вернулся в Ленинград и в 1976 году в течение полугода сотрудничал с молодежным журналом «Костер». В середине 70-х годов популярность детского издания распространялась далеко за пределы Северной столицы. Главный редактор Святослав Сахарнов благоволил детским писателям Виктору Голявкину, Виктору Драгунскому, Юрию Ковалю, а также многим «взрослым» авторам, среди которых были Евгений Рейн, Булат Окуджава, и даже опальный Иосиф Бродский. Сергей напечатал только один рассказ в «Костре», и то оценил эту работу скептически.

К концу 70-х годов у Довлатова уже накопилось немало произведений, которые были напечатаны за границей в эмигрантских периодических изданиях. Когда этот факт всплыл наружу, за Довлатовым начал охоту КГБ. Нашелся повод посадить писателя в спецприемник — за мелкое хулиганство. После этого в 1978 году Сергею пришлось уехать в Соединенные Штаты.

В Нью-Йорке журналист стал главным редактором еженедельной газеты «Новый американец», работал на радиостанции, а также продолжал сочинять собственные произведения. Новая родина дала писателю и богатство, и известность, и популярность, и интересную работу, но до последних дней Довлатов скучал по России.

Творческий путь Довлатова

После непродолжительной службы в армии (1962-65) Довлатов начал работать журналистом в различных ленинградских изданиях, а в свободное время писал рассказы. Затем, с 1972 по 1975 год, Довлатов жил в Таллине (Эстония), работая там журналистом в газетах “Советская эстония» и “Вечерний таллин”.

Довлатов предпринял несколько попыток опубликовать свою прозу в СССР, но все эти попытки оказались бесплодными: КГБ запретил публикацию его произведений из-за того, что они не соответствовали официальной партийной идеологии об искусстве (оппоненты называли его творчество «идеологически враждебным»). Он начал публиковать свои произведения самостоятельно (так называемый «самиздат»); затем, из-за того, что некоторые его произведения были опубликованы в западных журналах в 1976 году, он был исключен из Союза советских писателей.

Об американских планах

Сергей Довлатов на 14-й улице Манхэттена

Летом 1978 года Довлатов вместе с матерью эмигрировал из СССР: жена Елена с дочерью Катей уехали раньше. Первые полгода после отъезда писатель провел в Вене, а в феврале 1979-го воссоединился с семьей в Нью-Йорке. «Думаю, что Нью-Йорк — мой последний, решающий, окончательный город. Отсюда можно бежать только на Луну…» — напишет он в «Ремесле».

«Планов громадье», как это часто бывало у Довла­това, не сбылось. Об аспиран­туре уже не было речи, физической работой заниматься тоже не пришлось — разве что походить на курсы ювелиров. Даже с «совершен­ствованием в языке» все оказалось не так просто: Довлатов так и не вы­учил английский и изъяс­нялся на нем с трудом. В 1990 году в интервью журналу «Слово» он ска­жет: «Я понял, что никогда не буду писать об Америке, никогда не перейду на английский язык». Зато удалось главное: состояться в качест­ве писателя и найти работу. Сначала любимую, в газете «Новый американец», где Довлатов был главным редактором (февраль 1980-го — март 1982-го), а потом нелюби­мую, журналистом на радио «Свобода», где в качестве внештатного сотрудника он работал в 1980–1990 годах. 

редкие видеозаписи с довлатовым

Сергей Довлатов — о совпадениях

Писатель отказывается отвечать на вопросы о политике и рассказывает несколько типично довлатовских историй

В Нью-Йорке семья Довлатовых сменила три квартиры: в последние годы писатель с матерью, женой, дочерью Катей и сыном Колей, родив­шимся уже в Америке, жили в двухкомнатной квартире, в округе Форрест-Хиллс, описан­ном в «Иностранке», «Записных книжках» и публи­цис­тике. В 2014 году рядом с последним домом Довлатова появилась улица, названная в его честь. 

Фильм о Сергее Довлатове

Каковы бы ни были точные причины его успеха, нельзя отрицать, что Довлатов был очень популярным писателем. На самом деле, даже сейчас, спустя два десятилетия после его смерти, он все еще находится на переднем крае умов людей, настолько, что фильм о его жизни в настоящее время находится в процессе выпуска. «Довлатов», спродюсированный Алексеем Германом-младшим, как говорят, должен выйти в прокат в 2018 году. Действие фильма происходит в Ленинграде в 1971 году и изображает четыре дня жизни Сергея Довлатова, с такими персонажами, как Иосиф Бродский, вплетающимися и выходящими из его истории. В интервью «Российской газете» режиссер сказал:

“Меня интересует сам Довлатов – не вымышленная личность, а писатель, который реально существовал. И, конечно, меня интересует Ленинград начала 1970-х годов. Нет недостатка в фильмах о Москве того времени, было довольно много фильмов о спорте, много военных фильмов. Но у нас почти нет фильмов о людях, создавших выдающуюся русскую культуру. Я думаю, что это огромное упущение. Ленинград был в то время центром культурной жизни страны.”

Эмиграция Довлатова

Возможно, именно из-за этих трудностей, связанных с публикациями и цензурой, Довлатов решил в 1978 году эмигрировать в США. Там успех следовал за ним повсюду: он стал соредактором либеральной русской эмигрантской газеты «Новый американец», опубликовал множество романов, и его работа была даже опубликована в очень престижном журнале «The New Yorker» (редкое явление для любого писателя). Среди его наиболее известных работ- «1982: Записки надзирателя» (1982), «Заповедник» (1983) и «Чемодан»(1986). Его произведения были полным хитом на Западе, но, к сожалению, не были опубликованы на родине до самой его смерти (когда после распада Советского Союза люди смогли публиковаться без соблюдения цензуры). Тем не менее его произведения по – прежнему тайно читались выходцами из СССР: люди читали его публикации через самиздат и слушали чтения его произведений на радиоканале «Радио Свобода».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector