Марина ивановна цветаева

Самоубийство и тайна могилы[править]

31 августа 1941 года покончила жизнь самоубийством (повесилась) в доме Бродельщиковых, куда вместе с сыном была определена на постой. Оставила три предсмертные записки: тем, кто будет её хоронить (эта записка позже стала известна под условным названием «эвакуированным»), Асееву с сёстрами Синяковыми и сыну. Оригинал записки «эвакуированным» не сохранился (был изъят в качестве вещественного доказательства милицией и утерян), её текст известен по списку, который разрешили сделать Георгию Эфрону.
Записка сыну:

Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але — если увидишь — что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик.

Записка Асеевым:

Дорогой Николай Николаевич! Дорогие сестры Синяковы! Умоляю вас взять Мура к себе в Чистополь — просто взять его в сыновья — и чтобы он учился. Я для него больше ничего не могу и только его гублю. У меня в сумке 450 р. и если постараться распродать все мои вещи. В сундучке несколько рукописных книжек стихов и пачка с оттисками прозы. Поручаю их Вам. Берегите моего дорогого Мура, он очень хрупкого здоровья. Любите как сына — заслуживает. А меня — простите. Не вынесла. МЦ. Не оставляйте его никогда. Была бы безумно счастлива, если бы жил у вас. Уедете — увезите с собой. Не бросайте!

Записка «эвакуированным»:

Дорогие товарищи! Не оставьте Мура. Умоляю того из вас, кто сможет, отвезти его в Чистополь к Н. Н. Асееву. Пароходы — страшные, умоляю не отправлять его одного. Помогите ему с багажом — сложить и довезти. В Чистополе надеюсь на распродажу моих вещей. Я хочу, чтобы Мур жил и учился. Со мной он пропадет. Адр. Асеева на конверте. Не похороните живой! Хорошенько проверьте.

Марина Цветаева была похоронена 2 сентября 1941 года на Петропавловском кладбище в г. Елабуге. Точное расположение её могилы неизвестно. На южной стороне кладбища, у каменной стены, где находится её затерявшееся последнее пристанище, в 1960 году сестра поэтессы, Анастасия Цветаева, «между четырёх безвестных могил 1941 года» установила крест с надписью «В этой стороне кладбища похоронена Марина Ивановна Цветаева». В 1970 году на этом месте было сооружено гранитное надгробие. Позднее, будучи уже в возрасте за 90, Анастасия Цветаева стала утверждать, что надгробие находится на точном месте захоронения сестры и все сомнения являются всего лишь домыслами. С начала 2000-х годов место расположения гранитного надгробия, обрамлённое плиткой и висячими цепями, по решению Союза писателей Татарстана именуется «официальной могилой М. И. Цветаевой». В экспозиции Мемориального комплекса М. И. Цветаевой в Елабуге демонстрируется также карта мемориального участка Петропавловского кладбища с указанием двух «версионных» могил Цветаевой — по так называемым «чурбановской» версии и «матвеевской» версии. Среди литературоведов и краеведов единой доказательной точки зрения по этому вопросу до сих пор нет.

Конец жизненного пути

В 1937 семья принимает решение вернуться домой. В родную страну. Однако этот шаг становится для них роковым.

Советская власть не прощает эмигрантов. Дочка Ариадна была интернирована в лагеря. В общей сложности, в тюрьме по мнимым обвинениям она провела 15 лет.

Мужа ждала такая же участь, едва он вернулся домой. Однако выйти из мрачных застенков коммунистов он так и не сумел. В 1941 году с началом военных действий советская власть стала зачищать хвосты и убирать политически неблагонадежные элементы.

Сергей Эфрон попал под репрессивный каток и был расстрелян по сфабрикованному обвинению.

О смерти супруга Цветаева так и не узнала. Едва началась война, она и Георгий были эвакуированы в Елабугу. В военные годы поэзия Цветаевой перестала интересовать читателей.

Единственным шансом хоть как-то выжить было устроиться на работу. Марина берется за грязный и неблагодарный труд посудомойки. А буквально через 3 дня совершает суицид.

Марина Цветаева умерла 31 августа сентября 1941 года. Причиной смерти поэтессы стала асфиксия. Женщина повесилась в доме, куда ее с Георгия временно поселили.

Перед тем, как решиться на роковой шаг, поэтесса подготовила несколько записок. Одну — сыну, где просила прощения и объясняла свой поступок. Вторую — тем, кто будет заниматься погребением. Третью — эвакуированным людям.

Через несколько дней женщину похоронили на Петропавловском кладбище.

Памятник Марине Цветаевой в Москве

Биография

Марина Ивановна Цветаева — русская поэтесса, переводчица, автор биографических эссе и критических статей. Она считается одной из ключевых фигур в мировой поэзии XX века. Сегодня называют хрестоматийными такие стихотворения Марины Цветаевой о любви, как «Пригвождена к позорному столбу…», «Не самозванка – я пришла домой…», «Вчера еще в глаза глядел…» и многие другие.

Детское фото Марины Цветаевой | Музей М. Цветаевой

День рождения Марины Цветаевой приходится на православный праздник памяти апостола Иоанна Богослова. Это обстоятельство поэтесса позднее неоднократно отразит в своих произведениях. Родилась девочка в Москве, в семье профессора Московского университета, известного филолога и искусствоведа Ивана Владимировича Цветаева, и его второй супруги Марии Мейн, профессиональной пианистки, ученицы самого Николая Рубинштейна. По отцу у Марины были единокровные брат Андрей и сестра Валерия, а также родная младшая сестра Анастасия. Творческие профессии родителей наложили отпечаток и на детство Цветаевой. Мама обучала ее игре на фортепиано и мечтала увидеть дочь музыкантом, а отец прививал любовь к качественной литературе и иностранным языкам.

Детские фото Марины Цветаевой

Так получилось, что Марина с мамой часто жила заграницей, поэтому свободно говорила не только по-русски, но и на французском и немецком языках. Более того, когда маленькая шестилетняя Марина Цветаева стала писать стихи, то сочиняла она на всех трех, причем больше всего – по-французски. Образование будущая знаменитая поэтесса начала получать в московской частной женской гимназии, а позднее училась в пансионах для девочек в Швейцарии и Германии. В 16 лет она попробовала прослушать курс лекций по старофранцузской литературе в парижской Сорбонне, но обучение там не окончила.

С сестрой Анастасией, 1911 год | Музей М. Цветаевой

Когда поэтесса Цветаева начала публиковать свои стихи, она стала близко общаться с кругом московских символистов и активно участвовать в жизни литературных кружков и студий при издательстве «Мусагет». Вскоре начинается Гражданская война. Эти годы очень тяжело сказались на моральном состоянии молодой женщины. Разрыв родины на белую и красную составляющие она не принимала и не одобряла. Весной 1922 года Марина Олеговна добивается разрешения эмигрировать из России и отправиться в Чехию, куда несколько лет назад бежал ее муж, Сергей Эфрон, служивший в рядах Белой армии, а теперь обучавшийся в Пражском университете.

Иван Владимирович Цветаев с дочерью Мариной, 1906 год | Музей М. Цветаевой

Долгое время жизнь Марины Цветаевой была связана не только с Прагой, но и с Берлином, а через три года ее семья смогла добраться и до французской столицы. Но и там счастья женщина не обрела. На нее действовала угнетающе молва людей о том, что ее муж участвовал в заговоре против сына Льва Троцкого и что он завербован советской властью. Кроме того, Марина осознала, что по своему духу она не эмигрант, и Россия никак не отпускает ее мысли и сердце.

Краткая биография Цветаевой

Марина Ивановна Цветаева родилась 8 октября (по некоторым данным 26 сентября) 1892 г. Через 2 года, в 1894 году, у неё появилась сестра — Анастасия Цветаева. Будущая поэтесса родилась в интеллигентной семье, что дало толчок для развития её таланта. Она рано начала читать, уже в 6 лет писала стихи. Её отец — Иван Владимирович Цветаев, был известным филологом, хорошим искусствоведом, профессором университета.

Её мать, Мария Александровна мечтала о том, чтобы дочка выучилась на музыканта. В 10 лет её детство было омрачено болезнью мамы: у М. А. Цветаевой диагностировали туберкулёз. Вся семья переехала во Французскую Ривьеру. Девочка обучалась в разных гимназиях. В 12 лет она попадает в элитный пансион господ Бринкман. В 1906 году поступает в женскую гимназию, из которой была исключена за нестандартное мышление и вольнодумство. В 16 лет будущая поэтесса переходит в 6 класс гимназии М. Т. Брюхоненко.

В 1910 году появилась дебютная подборка её произведений «Вечерний альбом». В конце весны 1911 года М. Цветаева гостила в крымском Коктебеле, в особняке у М. А. Волошина. С М. Волошиным она росла не лишь в плане таланта. Там она познакомилась со своим возлюбленным. Сергей Эфрон известен как публицист и литератор. В 1912 году они обвенчались, у них произошло рождение дочери Ариадны Эфрон. Позже появилась Ирина, которая скончалась в детском приюте. В гражданскую С. Эфрон участвовал в движении белогвардейцев, попал в эмиграцию. Этому мужчине она смогла посвятить лучшие годы жизни, но в итоге он погубил всю её семью, став агентом НКВД.

В 1912 году выходит второй и третий сборник её стихов. Юную Цветаеву быстро подмечают таланты того времени. Творчеством Цветаевой были зачарованы многие её современники: Гумилев, Максимилиан Волошин, Блок и др. В 1914 году она знакомится с Софией Парнок, с которой у неё были двухлетние романтические связи. С. Парнок была её творческой коллегой. Выход поэтического сборника «Подруга» связывают именно с этой дамой.

После революции она участвует в литературных вечерах, где можно было слушать молодых поэтов и знаменитых литераторов. В 1922 году публикуется сборник стихотворений «Вёрсты» и подборка «Разлука». В 1925 году у неё появляется сын Георгий, а вся семья перебирается во Францию. Загадочное самоубийство Маяковского потрясло Цветаеву, Она написала цикл стихотворений «Маяковскому». Но с 1930-х годов она больше прозаик. Из литературной эмиграции она возвращается в 1939 году. Великая Отечественная война застала её за переводами уникальных творений Гарсиа Лорки. В конце лета начала фашистской агрессии её ждала эвакуация.

В последний день лета 1941 года она распрощалась с жизнью, решив повеситься. Событие потрясло всю литературную богему. По воспоминаниям близких она жила в нищете, есть факты — Марина была вынуждена зарабатывать посудомойкой. Что заставило Цветаеву повеситься? Причина может скрываться в творческих переживаниях и гонениях. Похоронена Марина на кладбище в г. Елабуге, у надгробного камня всегда цветы и убрано.

Интерес к её творениям не проходит с возрастом. В многочисленных музеях хранятся её вещи, рукописи, старинные издания книг. Дом-музей М. Цветаевой есть в Москве и других городах. Творчество поэтессы — прекрасный вклад в русский язык и литературу, а лирика помогла рождению некоторых песен. Она упоминается в стихотворениях Пастернака. Её поэзия полна любви, многое посвящено природе. Книги и сборники поэтессы отлично продаются по всему миру.

Стихи Цветаевой интересные и ёмкие, длинные и короткие, некоторые известные разобраны на цитаты. Обязательно познакомьтесь с некоторыми произведениями: «Повесть о Сонечке», «Чёрт», «Вчера ещё в глаза глядел». По многим рассказам, которые она смогла написать, легко составить психологический портрет писательницы. Только в бедах и лишениях способны рождаться такие шедевры. На основе её творения создан сценарий фильма «Луна в зените». Цветаева — не просто литератор, но и переводчик. У неё учатся многие молодые таланты.

Возвращение в СССР (1939—1941)[править]

В 1939 году Цветаева вернулась в СССР вслед за мужем и дочерью, жила на даче НКВД в Болшеве (ныне Мемориальный дом-музей М. И. Цветаевой в Болшеве), соседями были чета Клепининых. 27 августа была арестована дочь Ариадна, 10 октября — Эфрон. 16 октября 1941 года Сергей Яковлевич был расстрелян на Лубянке (по другим данным — в Орловском централе); Ариадна после пятнадцати лет заключения и ссылки реабилитирована в 1955 году.

В этот период Цветаева практически не писала стихов, занимаясь переводами.

Война застала Цветаеву за переводами Федерико Гарсиа Лорки. Работа была прервана. Восьмого августа Цветаева с сыном уехала на пароходе в эвакуацию; восемнадцатого прибыла вместе с несколькими писателями в городок Елабугу на Каме. В Чистополе, где в основном находились эвакуированные литераторы, Цветаева получила согласие на прописку и оставила заявление: «В совет Литфонда. Прошу принять меня на работу в качестве судомойки в открывающуюся столовую Литфонда. 26 августа 1941 года». 28 августа она вернулась в Елабугу с намерением перебраться в Чистополь.

Слухи и интриги вокруг личной жизни поэтессы

Революцию 1917 Цветаева встретила замужней и довольно-таки обеспеченной дамой, имеющей двоих детей. В России начался переворот, жизнь зажиточного класса и творческой интеллигенции изменилась до неузнаваемости. Революционеры убивали богатых и отбирали у них имущество. Сергей Эфрон сражался против большевиков. Марина жила в Москве, голодала, не понимая и не принимая происходящее. От голода умерла ее младшая дочка Ирочка, оставленная поэтессой в Кунцевском приюте. Одну Ариадну удалось спасти.

Проиграв Россию большевикам, Эфрон отправился в Прагу. В 1921 Марина получила письмо от супруга, а в 1922 вместе с дочкой Ариадной отправилась к нему. В 1923 Цветаева увлеклась молодым белоэмигрантом, юристом Костей Родзевичем. В 1925 Марина родила сыночка Георгия. Правда, Родзевич ребенка не признал, женился на другой. Георгий стал сыном Сережи Эфрона.

Начиная с 1922, Марина переписывалась с Пастернаком. Когда встретилась с Борисом в 1935 в Париже, поняла, что придумала любовь, которой нет. Свою встречу с Пастернаком назвала «невстречей».

Эфрон изначально воевал против большевиков, а в эмиграции проникся большевистскими идеями, работал в парижском «Союзе возвращения на родину», сотрудничал с советскими спецслужбами. В 1937 Сергей решил вернуться на Родину. За ним в 1939 последовали Марина и дети.

По приезду в СССР Сережу Эфрона и старшую дочку Ариадну арестовали. Марину с младшим Георгием чекисты не трогали. Цветаева жила под Москвой, крутила роман с Арсением Тарковским. Вскоре началась ВОВ.

В августе 1941 Цветаева с сыном эвакуировалась в Елабугу. Марина хорошо знала немецкий язык, могла бы работать переводчицей, но не захотела. В Елабуге искала место посудомойки. Поэтесса хотела переехать в Чистополь, поближе к друзьям-писателям. 31 августа 1941 Марину нашли повешенной. В октябре 1941 чекисты расстреляли Сережу, первого и единственного законного мужа Цветаевой.

Смерть

В эмиграции Марина и ее семья жили чуть ли не в нищете. Муж Цветаевой не мог работать из-за болезни, Георгий был совсем крошкой, Ариадна пыталась помочь финансово, вышивая шляпки, но фактически их доход составляли скудные гонорары за статьи и эссе, которые писала Марина Цветаева. Она назвала такое материальное положение замедленным умиранием от голода. Поэтому все члены семьи постоянно обращаются в советское посольство с просьбой вернуться на родину.

Памятник работы Зураба Церетели, Сен-Жиль-Круа-де-Ви, Франция | Вечерняя Москва

В 1937 году получает такое право Ариадна, через полгода в Москву тайно перебирается Сергей Эфрон, так как во Франции ему угрожал арест как соучастнику политического убийства. Через некоторое время официально пересекает границу сама Марина с сыном. Но возвращение обернулось трагедией. Очень скоро НКВД арестовывает дочь, а за ней и мужа Цветаевой. И если Ариадна после смерти Иосифа Сталина, отсидев свыше 15 лет, была реабилитирована, то Эфрона расстреляли в октябре 1941 года.

Памятник в городе Таруса | Пионер-Тур

Впрочем, его жена об этом уже не узнала. Когда началась Великая Отечественная война, женщина с сыном-подростком отправилась в эвакуацию в городок Елабуга на реке Каме. Чтобы получить временную прописку, поэтесса вынуждена устроиться на работу посудомойкой. Ее заявление датировано 28 августа 1941 года, а спустя три дня Цветаева совершила самоубийство, повесившись в доме, куда их с Георгием определили на постой. Марина оставила три предсмертные записки. Одну из них она адресовала сыну и просила простить, а в двух других обращалась к людям с просьбой позаботиться о мальчике.

Памятник в селе Усень-Ивановское, Башкирия | Школа Жизни

Весьма интересно, что когда Марина Цветаева только собиралась в эвакуацию, в упаковке вещей ей помогал давний друг Борис Пастернак, который специально купил веревку для связывания вещей. Мужчина похвалился, что достал такую прочную веревку — «хоть вешайся»… Именно она и стала орудием самоубийства Марины Ивановны. Похоронили Цветаеву в Елабуге, но так как шла война, точное место погребения остается невыясненным до сих пор. Православные обычаи не позволяют отпевать самоубийц, но правящий епископ может делать исключение. И патриарх Алексий II в 1991 году, на 50-летие со дня смерти, воспользовался этим правом. Церковный обряд провели в московском храме Вознесения Господня у Никитских ворот.

Камень Марины Цветаевой в г. Таруса | Странник

В память о великой русской поэтессе был открыт музей Марины Цветаевой, причем не один. Существует подобный дом памяти в городах Тарус, Королев, Иванов, Феодосия и многих других местах. На берегу реки Оки установлен монумент работы Бориса Мессерера. Есть скульптурные памятники и в других городах России, ближнего и дальнего зарубежья.

Петр и Пушкин

Не флотом, не по́том, не задом
В заплатах, не Шведом у ног,
Не ростом — из всякого ряду,
Не сносом — всего, чему срок,

Не лотом, не бо́том, не пивом
Немецким сквозь кнастеров дым,
И даже и не Петро-дивом
Своим (Петро-делом своим!).

И бо́льшего было бы мало
(Бог дал, человек не обузь!) —
Когда б не привёз Ганнибала-
Арапа на белую Русь.

Сего афричонка в науку
Взяв, всем россиянам носы
Утёр и наставил, — от внука —
то негрского — свет на Руси!

Уж он бы вертлявого — в струнку
Не стал бы! — «На волю? Изволь!
Такой же ты камерный юнкер,
Как я — машкерадный король!»

Поняв, что ни пеной, ни пемзой —
Той Африки, — царь-грамотей
Решил бы: «Отныне я́ — цензор
Твоих африканских страстей».

И дав бы ему по загривку
Курчавому (стричь-не остричь!):
«Иди-ка, сынок, на побывку
В свою африканскую дичь!

Плыви — ни об чём не печалься!
Чай есть в паруса кому дуть!
Соскучишься — так ворочайся,
А нет — хошь и дверь позабудь!

Приказ: ледяные туманы
Покинув — за пядию пядь
Обследовать жаркие страны
И виршами нам описать».

И мимо наставленной свиты,
Отставленной — прямо на склад,
Гигант, отпустивши пииту,
Помчал — по земле или над?

Сей не по снегам смуглолицый
Российским — снегов Измаил!
Уж он бы заморскую птицу
Архивами не заморил!

Сей, не по кровям торопливый
Славянским, сей тоже — метис!
Уж ты б у него по архивам
Отечественным не закис!

Уж он бы с тобою — поладил!
За непринуждённый поклон
Разжалованный — Николаем,
Пожалованный бы — Петром!

Уж он бы жандармского сыска
Не крыл бы «отечеством чувств»!
Уж он бы тебе — василиска
Взгляд! — не замораживал уст.

Уж он бы полтавских не комкал
Концов, не тупил бы пера.
За что недостойным потомком —
Подонком — опёнком Петра

Был сослан в румынскую область,
Да ею б — пожалован был
Сим — так ненавидевшим робость
Мужскую, — что сына убил

Сробевшего. — «Эта мякина —
Я? — Вот и роди! и расти!»
Был негр ему истинным сыном,
Так истинным правнуком — ты

Останешься. Заговор равных.
И вот не спросясь повитух
Гигантова крестника правнук
Петров унаследовал дух.

И шаг, и светлейший из светлых
Взгляд, коим поныне светла…
Последний — посмертный — бессмертный
Подарок России — Петра.

Начало литературной деятельности

Первое собрание стихотворений Марины Цветаевой называлось «Вечерний альбом» и было напечатано в 1910 году, оно включало в себя работы, сочинённые ещё в школьные годы. На издательство книги девушка истратила собственные накопления

Её работы обратили на себя внимание таких поэтов, как Максимилиан Волошин, Николай Гумилёв и Валерий Брюсов. В этом же году Цветаева начала свою деятельность в качестве литературного критика, написав очерк «Волшебство в стихах Брюсова»

Марина стала постоянной участницей литературных кружков, в 1912 году выпустила свой второй поэтический сборник «Волшебный фонарь», в 1913 году – третий под названием «Из двух книг».

К сожалению, в полной мере творчество Цветаевой было признано уже после её смерти, поэтому издававшиеся сборники особого дохода не приносили. Марине пригодилось знание иностранных языков, она подрабатывала переводами.

В 1916 году Марина провела лето у своей сестры Анастасии в Александрове, где написала цикл стихов – «Стихи о Москве», «К Ахматовой».

В годы революции и Гражданской войны Цветаева жила в Москве. Она много работала, из-под её пера одна за другой выходили поэмы, стихи и пьесы:

  • «Егорушка»;
  • «Лебединый стан»;
  • «На красном коне»;
  • «Царь-девица».

Потом в жизни поэтессы была эмиграция. Проживая в Чехии, она написала свои знаменитые произведения «Поэма Конца» и «Поэма Горы».

Переехав в Париж, Марина издавалась в журнале «Вёрсты», где были напечатаны такие её произведения:

Год выхода произведения Название
1926 Драма «Тезей»
1927 Поэма «С моря»
1928 «Новогоднее»
1928 «После России»
1930 «Маяковскому»
1933 «Живое о живом»
1934 «Дом у Старого Пимена» (проза)
1934 «Пленный дух» (проза)
1935 «Мать и музыка» (проза)
1936 «Нездешний вечер» (проза)
1937 «Мой Пушкин» (проза)
1938 «Повесть о Сонечке» (проза)

Краткая биография

В 1909 г. Цветаева стала посещать лекции и собрания, организованные московским издательством символистов «Мусагет», где познакомилась со многими писателями и поэтами.
В 1910 г. на собственные средства молодая поэтесса издала первый сборник стихов под названием «Вечерний альбом» и посвятила его художнице Марии Башкирцевой

На вышедшую книгу обратили внимание известные поэты М. Волошин, В

Брюсов и Н. Гумилёв.
Зимой 1910-1911 гг. вышла в свет первая критическая статья Цветаевой, посвящённая творчеству В. Брюсова.
В 1911 г. Марина посещает дом М. Волошина в крымском Коктебеле, где собирались именитые поэты и деятели культуры. Там она встретила Сергея Эфрона, ставшего впоследствии мужем поэтессы.
В 1912 г. выходит второй сборник стихов поэтессы под названием «Волшебный фонарь». А в 1913 г. – сборник «Из двух книг».

Лето 1916 года Марина провела в гостях у своей сестры Анастасии в городе Александров во Владимирской области. Там она написала несколько замечательных стихотворных циклов.
Муж Цветаевой в 1918 г. ушёл в Добровольческую армию на юге страны, участвовал в боях против большевиков. Связь между супругами оборвалась. По окончании Гражданской войны в 1920 г. Эфрон попадает в Прагу, где поступает в университет на философский факультет. С помощью друга И. Эренбурга супругам удаётся обменяться письмами, и Марина начинает готовиться к отъезду из России.
Марина Цветаева с 1921 г. стала участвовать в литературных вечерах созданного в Москве Всероссийского союза поэтов, читала свои новые стихи. В этом же году поэтесса познакомилась и подружилась с князем Сергеем Волконским. К концу года Цветаева стала готовиться к эмиграции из России. Она привела в порядок архив и рукописи, распродала кое-какие вещи.
В 1922 г. был выпущен новый сборник стихов – «Вёрсты», получивший высокие оценки критиков и читателей.

С 1922 по 1939 гг. Марина Цветаева провела в эмиграции. Все эти годы она поддерживала связь с Б. Пастернаком, состояла с ним в переписке. Сначала она вместе со старшей дочерью Ариадной приехала в Берлин через Ригу, где воссоединилась с мужем. Немного пожив там, семья переехала в Чехию, где поэтесса написала свои знаменитые поэмы «Поэма горы» и «Поэма конца».

В 1925 г. семья переехала в Париж. Там Марина некоторое время участвовала в издании литературного журнала, названного в честь её стихов «Вёрсты».
В 1928 г. в Париже вышел сборник стихов «После России», ставший последним сборником, изданным при жизни поэтессы. В эмиграции она начинает писать прозаические произведения, которые пользуются большим успехом.

В 1930 г. покончил с собой Владимир Маяковский. Это событие стало шоком для Цветаевой. Она посвятила поэту цикл стихов.
Семья с 1930-х годов практически голодала, они жили в нищете. Сергей Яковлевич болел туберкулёзом, небольшой доход приносили статьи, которые писала Марина, да подработка старшей дочери (вышивание шляпок).
В 1930 г. Цветаевой удаётся собрать средства в эмигрантских кругах и отправить мужа на лечение в санаторий. По возвращении из санатория в 1931 г. Эфрон начинает сотрудничать с советскими спецслужбами.
В 1937 г. Ариадна с отцом возвращаются в Россию. Цветаева, хоть и испытывала сильнейшую ностальгию, не хотела ехать, т.к. считала, что прежней России уже нет.
В 1939 г. Цветаева всё же решается вернуться, поддавшись уговорам дочери и мужа.

08.1939 арестовали её дочь, а 10.10.1939 – мужа. Эфрон был расстрелян 16.10.1941. Ариадна 15 лет провела в лагерях. Цветаева, чтобы выжить, занималась переводами.
С началом войны поэтесса с сыном были эвакуированы в город Елабугу.

30.08.1941 Марина Ивановна Цветаева повесилась, оставив 3 предсмертных записки, в которых беспокоилась за дальнейшую жизнь сына.

Поэтический ответ Тарковскому

Через некоторое время, снова в доме Нины Яковлевой Тарковский читает Цветаевой своё стихотворение «Стол накрыт на шестерых». Эти строки чем-то обидели поэтессу, и она отвечает на них своими, среди которых есть:

Цветаева видит себя седьмой лишней. Скорее всего, не только стихотворение Арсения стало причиной ответа, возможно, что-то случилось такое, что строки Арсения стали детонатором. Четверостишие:

Цветаева буквально бросает в лицо Арсению, как бы крича – а я?

Марина не долго в стихотворении жалуется на забывчивость хозяина, и сама присаживается седьмой к столу, но её гордость задета, самолюбию нанесён удар. В строках поэтесса олицетворяет себя с жизнью, которая пришла к заколдованному смертью столу и расколдовала его.

Дом был разбужен ненадолго, скоро отношения с Тарковским перетекли из близких в отдалённые и Цветаева снова потеряла лучик надежды. Сложно сказать до какого уровня развились отношения Марины и Арсения, но факт – это была последняя любовь поэтессы. Далее продолжилась череда неудач, непризнания и депрессии. Конец весны и лето 1941 тяжелы для Цветаевой, в эти дни она пишет в дневнике:

Стихи не пишутся, жить негде, денег нет, а над головой висит ужас небытия.

Стихотворение закрывает поэтическую страницу великой русской поэтессы Марины Цветаевой, не получившей при жизни и части заслуженных оваций. Марина Ивановна всю жизнь искала любви, но находила лишь её отблески, она всю жизнь жила стихами, но воздать им должное получилось только далеко после самоубийства поэтессы.

Анализ стихотворения «Вчера еще в глаза глядел» Цветаевой

В творчестве М. Цветаевой большое место занимает любовная лирика. В этом жанре сильнее всего чувствуется искренность и глубина переживаний поэтессы. Одним из таких стихотворений является «Вчера еще в глаза глядел…» (1920 г.), посвященное О. Мандельштаму.

Отношения Цветаевой и Мандельштама, познакомившихся в 1916 г., были очень непростыми. Сложность ситуации заключалась в том, что влюбленные проживали в разных городах (Москва и Петербург), поэтому встречались редко, ограничиваясь перепиской, напоминавшей литературное состязание. К 1920 г. обоим стало понятно, что дальше так продолжаться не может. К тому же Мандельштам встретил женщину, с которой решил навсегда связать свою жизнь (Н Хазину). Узнав об этом, Цветаева отправила ему стихотворное послание «Вчера еще в глаза глядел…».

Поэтесса уже была готова к окончательному разрыву, но появление соперницы вызвало в ней возмущение. Очень проникновенно звучит повторяющийся рефрен «Мой милый, что тебе я сделала?». Очевидно, Цветаева была не готова к такому резкому прекращению отношений. С самого начала произведение четко разграничено на «до» и «после», между которыми находится роковое известие («вчера» — «нынче», «глупая» — «умен», «живой» — «остолбенелая»).

Поэтесса сразу же примыкает к лагерю всех брошенных женщин, чувствуя свое кровное родство с ними. Больше всего ее поражает внезапное кардинальное изменение отношений («Вчера еще — в ногах лежал!» — «Враз обе рученьки разжал»). Любимый человек поставил лирическую героиню перед свершившимся фактом, совершенно не интересуясь, как на нее повлияет это известие. Цветаева же была настолько ошеломлена, что сравнивает свое состояние с «колесованием», попаданием в «степь заледенелую».

Выход из любовного тумана лирическая героиня сравнивает с прозрением. Она считает, что уничтоженную Любовь неминуемо сменит Смерть-садовница, собирающая свой страшный урожай. Вряд ли Цветаева всерьез задумывалась о самоубийстве. Поэтический образ Смерти означает невыносимую боль от утраты, которая пройдет еще не скоро.

Цветаева очень мягко упрекает любимого человека, продолжая испытывать к нему нежные чувства. Вероятно, она в какой-то степени чувствует и свою вину в том, что не смогла его удержать. В финале поэтесса даже просит у любимого прощения и в последний раз задает свой единственный, напоминающий крик о помощи, вопрос: «Мой милый, что тебе я сделала?».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector