Дама с камелиями — александр дюма-сын (1852)
Содержание:
Экранизации и постановки
- Дама с камелиями (фильм, 1912) — французский немой фильм, в главной роли Сара Бернар.
- Дама с камелиями (фильм, 1915) — английский немой фильм, в написании сценария которого принимала участие Фрэнсис Мэрион.
- Дама с камелиями (фильм, 1917) — американский немой фильм, роль Маргариты Готье исполнила Теда Бара. В настоящее время считается утерянным.
- Дама с камелиями (фильм, 1921) — американский немой фильм, в главных ролях — Рудольф Валентино и Алла Назимова.
- Дама с камелиями (фильм, 1926) — американский немой фильм, в главных ролях — Норма Толмедж и Гилберт Роланд. Долгое время считался утерянным.
- Camille: The Fate of a Coquette — американский немой фильм Ралфа Бартона (англ. Ralph Barton), в главных ролях — Поль Робсон, Синклер Льюис, Анита Лус.
- Дама с камелиями (фильм, 1936) — американский фильм с Робертом Тейлором и Гретой Гарбо, получившей за эту роль номинацию на премию «Оскар». Включён в список 100 самых страстных американских фильмов и в список 100 лучших фильмов по версии журнала Time в 2005 году.
- Дама с камелиями (фильм, 1962) — испанский художественный кинофильм, экранизация режиссёра Альфонсо Балькасара, в главной роли Сара Монтьель.
- Дама с камелиями (фильм, 1976) — телефильм, в ролях — Кейт Неллиган, Питер Фёрт, Альфред Бёрк, режиссёр — Роберт Найтс
- Дама с камелиями (фильм, 1978) — немецкий фильм режиссёра Тома Тёлле, в ролях — Эрика Плуар, Татьяна Иванова.
- Подлинная история дамы с камелиями (фильм, 1981) — художественный биографический кинофильм о жизни Мари Дюплесси, режиссёр — Мауро Болоньини, в главной роли — Изабель Юппер.
- Дама с камелиями (фильм, 1984) — телефильм, в ролях — Грета Скакки, Колин Фёрт, Джон Гилгуд.
- Дама с камелиями (спектакль 1990) — постановка Центрального академического театра Российской армии, режиссер Александр Бурдонский
- Дама с камелиями (фильм, 1994) — вьетнамский художественный кинофильм, экранизация режиссёра Чан Фыонга по сценарию Ким Кыонг.
- Дама с камелиями (фильм, 1995) — польский художественный телефильм-экранизация, режиссёр Ежи Антчак. В главной роли Анна Радван.
- Дама с камелиями (фильм, 2005) — в главной роли Франческа Нери.
- Маргерита и Арман (балет) — балет на основе пьесы «Дамы с камелиями» и оперы «Травиата», хореография и постановка — Фредерик Аштон (Frederick Ashton), музыка — Ференц Лист, балет был создан 1963 году специально для танцевального дуэта — Марго Фонтейн и Рудольф Нуреев.
- Дама с камелиями (балет, 2008) — хореография и постановка — Джон Ноймайер (John Neumeier), музыка — Фредерик Шопен.
- Дама с камелиями (балет, 2010) — постановка Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М.Джалиля. Хореография Александра Полубенцева.
- Виолетта (фильм, 2011, Италия) — режиссёр Антонио Фрацци. В главной роли — Виттория Пуччини.
- Дама с камелиями (спектакль, 2012) — мелодрамаГосударственного русского драматического театра Удмуртии (Ижевск), режиссёр Виктор Прокопов.
- Дама с камелиями (спектакль, 2013) — пластический спектакль Сергея Землянского, Московский драматический театр им. А.С. Пушкина (в роли Маргариты Готье — Анастасия Панина)
Краткий пересказ
Краткий пересказ «Дамы с камелиями» поможет не только ближе познакомиться с интересными героями и нетривиальным сюжетом, но и упростит анализ произведения. Роман, несмотря на свой большой объём, читается на одном дыхании, позволяя с головой погрузиться в атмосферу Франции первой половины XIX века.
Объявление о распродаже
В первой части произведения повествование ведётся от имени неназванного рассказчика, который прочел объявление о продаже имущества после смерти его владелицы. По указанному адресу в роскошной квартире жила на содержании куртизанка, у которой остались многочисленные долги.
Рассказчик смог не только подробнее узнать о Маргарите Готье, которой и принадлежали в прошлом апартаменты, но и купить часть её вещей. Женщина вела уединенный образ жизни, крайне редко выбираясь в театры и на балы. Её часто видели с букетом камелий и коробкой конфет.
Рассказчик приобретает книгу «Манон Леско», которая ранее принадлежала Маргарите Готье. Читая после этого произведение, на одной из страниц он находит небольшую запись о том, что это подарок от некоего Армана Дюваля. Через несколько дней к рассказчику в дом приезжает даритель, вернувшийся из долгого путешествия. Он просит продать ему книгу. Дюваль поведал о своей необычной истории любви с Маргаритой, с которой он расстался по воле отца, но продолжал испытывать к ней нежные чувства.
Содержанка Маргарита
Маргарита Готье — парижская куртизанка, встречавшаяся лишь с самыми богатыми мужчинами. У неё долгое время была связь с герцогом Баньери. Он одаривал девушку бриллиантами и оплачивал ей роскошную квартиру в центре Парижа. У Маргариты был туберкулез, но богатые любовники часто ездили с ней на море, что позволяло ей поддерживать здоровье.
Во время посещения театра Маргарита знакомится с молодым человеком Арманом Дювалем. Мужчина влюбляется в девушку с первого взгляда, не догадываясь, что его избранница куртизанка. Маргарита долгое время не отвечала взаимностью на ухаживания Армана, а тот в скором времени узнает о вольном поведении своей пассии.
Несмотря на страшное открытие, Арман признаётся девушке в любви и предлагает ей стать его спутницей. Маргарита, уставшая от распутной жизни, решает ответить взаимностью. Вскоре она понимает, что испытывает к молодому человеку нежные чувства. Чтобы порвать с прошлым, они переезжают в тихую деревню, где некоторое время живут размеренной жизнью. Вскоре Дюваль узнаёт, что Маргарита, чтобы расплатиться с долгами, начинает тайно распродавать имущество.
Арман решает помочь своей возлюбленной, желая продать часть материнского наследства, но этому препятствует его отец. Он заставил Маргариту расстаться с его сыном, чтобы не портить репутацию семьи.
Отчаяние Армана
Арман тяжело переживает предательство любимой и решает ей отомстить. Он возвращается в Париж, заводит интрижку и в компании новой любовницы часто попадается на глаза Маргарите. Куртизанка, продолжая в глубине души любить Дюваля, сильно переживает, после чего решается на отъезд в Англию. На туманный Альбион девушку позвал с собой новый возлюбленный, на содержании которого она находилась в последнее время.
Арман решает отправиться в далекое путешествие, планируя забыть о своём неудачном романе. В дороге он получает сообщение о смерти Маргариты и не успевает приехать на её похороны. Подаренная им в прошлом книга стала для него единственной вещью, оставшейся от страстного, но неудачного романа.
История создания
Александр Дюма описывает эпоху, когда Париж сиял светом софитов и был городом-праздником. Пережив политическую реструктуризацию, войны и революции, город погрузился в вереницу празднеств и развлечений. Балы сменяли друг друга, а светские рауты не прекращались. Дамы эпохи Дюма-сына хвастали тем, что не бывают дома из-за необходимости постоянно появляться в свете. Эта атмосфера передана в романе благодаря богатству языка сына знаменитого романиста и его авторскому чутью.
Мари Дюплесси — прототип Маргариты Готье
Прототипом главной героини послужила некая Альфонсина Плесси, она же Мари Дюплесси. Девушка из бедной семьи, которую природа одарила красотой и другими прелестями, была благородна, умна и рассудительна. Обладательница тонкого вкуса снискала расположение представителей высшего света.
Она перешла из круга дам легкого поведения в элиту, где без труда конкурировала с привлекательными представительницами бомонда. Альфонсина любила камелии. Цветы без аромата сопровождали ее повсюду, и за это она получила прозвище «дама с камелиями». Биография девушки – пример успешной карьеры в обществе. В 23 года она погибла от чахотки.
Роман «Дама с камелиями»
Парижане были шокированы этой новостью. Не меньший ажиотаж произвел аукцион, на котором родственники девушки продали ее вещи по баснословным ценам. Это был аттракцион, ведь попасть в дом куртизанки смогли особы, чье положение не позволяло делать это в открытую. Распродажу посетил и автор «Дамы с камелиями». На память о героине высшего света он приобрел золотую цепочку.
Спустя некоторое время читательская аудитория Парижа обсуждала роман Дюма, в котором главным действующим лицом стала Маргарита Готье. Очевидно было, что автор выбрал прототипом героини романа Альфонсину Плесси. Это был вызов обществу, так как подобные персоны не принимались в свете публично.
Маргарита Готье — дама с камелиями
Подлинная история дамы «полусвета» гласит, что девушка по имени Мари Дюплесси родилась в провинциальной семье и отправилась в столицу на заработки
Ее миловидная внешность, точеная фигура и обольстительные черты лица привлекали внимание окружающих. Она покоряла деятелей искусства, политиков, дельцов и представителей высшего света
Дюма поразил смелостью, выбрав главной героиней девушку легкого поведения и представив ее в положительном свете. Любовная линия описана Дюма практически от первого лица. Ее мотивы можно сопоставить с отношениями Александра с его возлюбленной. Проститутка и внебрачный сын Александра Дюма-старшего, два отверженных обществом персонажа, нашли друг друга. Смерть подруги поразила молодого писателя до глубины души.
Александр Дюма и Мари Дюплесси
Роман объединил в себе много любопытных нюансов, которые сделали его популярным в 19 столетии и до сих пор привлекают внимание аудитории. В увлекавшейся театром Европе роман быстро переделали в пьесу
Ее планировали поставить в 1851 году. Цензоры пресекли эту инициативу.
После свержения власти и восхождения на трон Луи Наполеона «Дама с камелиями» была представлена театральному зрителю, чтобы отвлечь общество от политических перипетий. Постановка имела успех, а Дюма-сына превозносили, как талантливого автора и гуманиста. Позднее писатель возвращался к использованной теме, но не смог превзойти самого себя.
Наследие
Вилла Саладин-ван Берхем
Западная сторона (центр)
Восточная сторона
В 1973 году Готье-ван Берхем, у которой не было прямых наследников, пожертвовала виллу Саладин-ван Берхем Швейцарской Конфедерации . Хотя это было собственностью семьи Саладинов на протяжении семи поколений, Готье-ван Берхем не унаследовала ее от этой части своей семьи, а приобрела ее в 1955 году. Плато Фронтенекс в Колоньи с видом на Женевское озеро , чтобы попасть в иностранные руки, она передала его правительству при условии, что состояние архитектурного ансамбля останется неотъемлемым. С тех пор вилла служила резиденцией постоянного представителя Швейцарии при Отделении Организации Объединенных Наций в Женеве .
В том же году по инициативе Готье-ван Берхема был основан Фонд Макса ван Берхема . Он расположен в квартале Чампель в Женеве. С одной стороны, он служит в сотрудничестве с Bibliothèque de Genève как архив научных статей Макса ван Берхема и со своей специализированной библиотекой как центр документации по арабской эпиграфии. С другой стороны, он также финансирует археологические миссии, исследовательские программы и учебные проекты по исламскому искусству и архитектуре во многих странах, не только в арабском мире. По состоянию на 2021 год правление фонда состоит из четырех членов семей ван Берхем и Готье. Членом также является президент научного комитета фонда. Научный комитет, созданный в 1985 году, консультирует правление по проектным предложениям. В его состав входят десять международных экспертов, в том числе один член семьи.
По случаю 100-летия со дня смерти Макса ван Берхема Женевский Музей искусства и истории (MAH) почтил отца Готье-ван Бершема в сотрудничестве с его одноименным фондом и Bibliothèque de Genève с 16 апреля по 6 июня 2021 года. размещение экспозиции
Неожиданный гость
Через три дня слуга Рассказчика доложил, что пришел Арман Дюваль. Молодой человек узнал, что книга здесь, и поинтересовался, с какой целью она была приобретена. В его голосе слышалась тревога, не по той же, случайно, причине она дорога новому владельцу, что и ему. Хозяин поспешил успокоить молодого человека, что книгу приобрел случайно, а Маргариту знал только внешне. Арман ответил, что эта девушка была ангелом и протянул письмо, по которому было видно, что его не один десяток раз перечитывали.
Краткое содержание книги «Дама с камелиями» продолжим письмом Маргариты. Девушка писала, что больна такой болезнью, которая не прощает. Но благодарит Создателя за доброту и участие Армана. Смерть так близка, что они больше не увидятся. Девушка писала, что прощает Арману зло, причиненное ей, так считает это доказательством любви к ней. С момента их расставания Маргарита начала вести дневник, который передадут Арману. В нем найдется оправдание тому, что произошло. Письмо закачивалось неразборчивой подписью: «Маргарита Готье».
Арман, растроганный воспоминаниями, поднес письмо к губам и продолжал говорить, что ему очень жаль, что он заставил страдать эту женщину и не нашел в себе сил простить Маргариту. Но сейчас бы отдал десять лет своей жизни, чтобы хоть один час проплакать у ее ног. Прошло много времени, об Армане ничего не было слышно, и Рассказчик отправился на его поиски. Он невольно им заинтересовался, его волновала дальнейшая судьба Армана.
Подарок Армана
Однажды, застав в очередной раз у девушки посетителя, Арман развернулся и уехал домой. Написал девушке письмо, что так не может продолжаться, собрал чемоданы и утром планировал уехать из Парижа. В дверь постучали – это была Маргарита. Заверив молодого человека в своих искренних чувствах, она сказала, что согласна отказать всем посетителям и быть только с Арманом. В тот вечер он ей подарил книгу «Манон Леско».
Расходы Армана стремительно увеличивались, так как у Маргариты были большие запросы. Годового дохода едва хватало на три месяца. Чтобы раздобыть денег, молодой человек стал похаживать в игорный дом. Через несколько месяцев рассчитался с долгами и занялся лечением Маргариты. Вскоре они переехали в деревню: Арман поселился в гостинице, старый герцог снял для девушки дом, уверенный в том, что деревенский воздух пойдет ей на пользу.
Цитаты
Дарование Александра Дюма-сына ничем не уступало таланту отца. Многочисленные красочные описания и вырывающиеся из уст героев философские реплики создают яркую атмосферу и позволяют прочувствовать эпоху.
Так говорит Готье о поклонниках, обесценивая людей, неспособных испытывать глубокие чувства. Таковые наполняли высший свет в 1850-ых годах.
говорили о Маргарите, способной при внешней привлекательности продемонстрировать глубину личности. Она знала себе цену, и уважала способных понять ее. Богатые подарки, заполнявшие дом Готье, передают степень восхищения кавалеров и ухажеров:
Маргарита оставалась игрушкой судьбы, зависящей от посторонних:
Она никому по-настоящему не нужна. Жизнь девушки была пустой, погоня за материальной стабильностью сделала ее бессмысленной и унизительной.
Чарльз Диккенс написал эту фразу, посетив аукцион Альфонсины Плесси. То же можно сказать и о Маргарите Готье.
Сюжет
Повествование ведётся от первого лица. 12 марта 1847 года рассказчик прочёл объявление о том, что в богатом доме состоится распродажа мебели и предметов роскоши, которые остались от умершей владелицы — куртизанки Маргариты Готье. Герой появляется на аукционе и под влиянием внезапного побуждения за очень крупную сумму выкупает книгу «Манон Леско», надписанную неким Арманом Дювалем. Через несколько дней объявляется сам Арман — красивый молодой человек, который только что вернулся из поездки. Он умоляет перепродать ему книгу, и таким образом рассказчик узнаёт историю Маргариты Готье, «дамы с камелиями».
Элеонора Дузе в роли Маргариты Готье. 1896
Впервые Арман Дюваль увидел её в театре и влюбился с первого взгляда, хотя Маргарита лишь смеялась над ним. Под благовидным предлогом он зашёл в гости и был поражён тем, что умирающая от чахотки женщина столько пьёт, принимает гостей до поздней ночи, ложится спать лишь под утро. Улучив момент, Арман признаётся в любви, и Маргарита соглашается стать его любовницей. Она говорит: «Я уже давно ищу любовника молодого, покорного, беззаветно влюблённого, не требующего ничего, кроме моей любви». Однако со временем Маргарита проникается ответным чувством. Она бросает своих покровителей и уединяется с Арманом в деревне. Влюблённые ведут идиллическую жизнь, пока Арман не узнаёт, что привыкшая к роскоши Маргарита, оказывается, тайно распродаёт своё имущество, чтобы расплатиться с долгами. Об их финансовых тяготах узнаёт отец Армана Жорж Дюваль. В отсутствие сына он приезжает к Маргарите и просит её спасти Армана от разорения:
Маргарита порывает с Арманом и возвращается в Париж. Она возобновляет старый образ жизни, что усугубляет болезнь, снова сходится с покровителями. Арман же решает, что его просто бросили и жестоко мстит: находит новую возлюбленную по имени Олимпия и постоянно появляется с ней на глазах у Маргариты. Измученная Маргарита уезжает в Англию, Арман в ответ тоже отправляется путешествовать. В дороге он узнаёт о смерти Маргариты, немедленно отправляется назад, но не успевает даже на аукцион.
Дом в деревне
Маргарита привыкла к большим компаниям. Ежедневно в ее доме собиралось по десять человек. Денег герцога едва хватало, чтобы покрыть эти расходы. Через несколько месяцев герцог узнал, что девушка встречается с Арманом и потребовал прекратить эти встречи. В противном случае он вынужден будет отказать ей в деньгах.
В содержании «Дамы с камелиями», в кратком ее изложении, сложно передать, какими счастливыми были эти два месяца для Армана, который не расставался с Маргаритой ни на минуту. Он был безумно счастлив. Но вскоре заметил, что у девушки стали пропадать драгоценности, и решил прочитать ее переписку со служанкой. Открыть шкатулку с письмами не смог и отправился в Париж. Здесь Арман узнал, что все кредиторы, услышав, что герцог отказался оплачивать расходы Маргариты, потребовали возврата долгов.
ДЕЙСТВИЕ III
Арман рассказывает отцу, как спустя время, они встретились на Елисейских Полях.
Маргариту сопровождает очаровательная юная куртизанка Олимпия. Чтобы отомстить женщине, которая так глубоко ранила его, Арман ухаживает за Олимпией и соблазняет ее.
Фантазия на польские темы для ф-но с орк., op. 13 (1828 г.), Largo non troppo, Andantino, Vivace
Смертельно больная Маргарита навещает Армана и умоляет не оскорблять ее чувства, выставляя напоказ связь с Олимпией. Их страсть разгорается с новой силой.
Баллада № 1, op. 23 (1831-35 гг.)
Но когда она засыпает, возникает видение Манон, которая зовет Маргариту вернуться к ее прошлой жизни. Проснувшись, она вспоминает обещание, данное отцу Армана, и, во второй раз покидает молодого человека, не говоря ни слова.
Andante spianato, op. 22
На пышном балу Арман публично унижает Маргариту, бросая в лицо деньги как плату за ее услуги. Маргарита падает без чувств.
Полонез для ф-но с орк., op. 22 (1830-31/1834 гг.)
Повествование Армана подходит к концу. Он больше никогда не увидит Маргариту. Месье Дюваль уходит растроганный. Возвращается Нанина и передает Арману дневник Маргариты.
Читая, Арман мысленно сопровождает Маргариту во время ее последнего посещения театра. Она снова видит сцену из балета «Манон Леско». Это момент, когда Манон, доведенная до нищеты, как и Маргарита, умирает на руках своего преданного любовника Де Грие.
Романс из Концерта № 1 для ф-но с орк., op. 11 (1830 г.)
Страдая от болезни, в отчаянии Маргарита уезжает из театра, но персонажи балета преследуют ее в лихорадочном сне. Фантомные любовники сливаются с ее собственными реальными воспоминаниями, и ее отождествление с Манон становится полным. Покинутая Маргарита страстно желает увидеть Армана, она доверяет свои чувства дневнику и просит Нанину передать его Арману.
Тема Largo из Сонаты № 3
Маргарита умирает покинутая всеми.
Арман молча закрывает дневник.
Примечания
- Подлинная история М. Готье по прозвищу «дама с камелиями». Современник. Пресса о спектакле
- Моруа, Андре. Три Дюма // Собрание сочинений: Т. 1. — М.: Пресса, 1992. — С. 278—283.
- Silent Era: Camille. silentera. Проверено 30 июня 2008. Архивировано 19 марта 2012 года.
- Camille (англ.) на сайте Internet Movie Database. Проверено 4.10.2008 г.
- Camille (англ.) на сайте Internet Movie Database
- Time .
- «Дама с камелиями», постановка Татарского театра оперы и балета
- Дама с камелиями А. Дюма, мелодрама в двух действиях Архивная копия от 26 февраля 2014 на Wayback Machine
- Прокопов Виктор Леонидович, главный режиссёр
- «Дама с камелиями»: танцы с цветами
- Землянский Сергей. Хореограф, артист (недоступная ссылка — история ). Проверено 10 октября 2013. Архивировано 10 декабря 2013 года.
Предыстория написания
Вернувшись в Париж в 1844 году после проживания в Марселе, Дюма-младший часто видел и восхищался очаровательной девушкой, которую он знал как Мари Дюплесси. Дюма вспоминал: «Она была высокой, очень худой, с чёрными волосами и бело-розовым цветом лица. Её голова была маленькой; у неё были длинные глаза, как у японки, но они сияли. Её губы были краснее вишни, а зубы самыми красивыми в мире; она была похожа на маленькую фигурку из дрезденского фарфора».
Его непосредственным побуждением было следовать за ней. В скором времени Александр увидел Мари в освещённой свечами комнате, смертельно бледную, на шезлонге, изо всех сил пытающуюся отдышаться. Рядом с ней была серебряная чаша, которую девушка использовала как плевательницу, вода в ней была залита кровью. Их последующий разговор почти дословно воспроизведён в романе.
Дюплесси была тронута, увидев слёзы в глазах и целовавшего её руку Дюма; такую нежность и заботу о своём здоровье редко проявляли её эгоистичные женихи. Мари хотела сохранить его в своей жизни как платонического друга, отношения, которые куртизанка ценила больше, чем какие-либо другие. Читайте полностью онлайн и без регистрации книги Александра Дюма у нас на сайте.
Анализ книги
Это не просто типичный женский роман, а произведение, в котором идет речь о морали. Дюма как бы спрашивает у читателей, можно ли простить грехи куртизанки, если она откажется от прежней жизни? Достойны ли такие девушки снисхождения и простого семейного счастья? Маргарита Готье много страдала. Даже будучи окруженной богатыми мужчинами, она всегда была одинока. В книге поднимаются вопросы:
- любви, долга и чести;
- нравственных аспектов жизни;
- краткосрочности бытия.
Маргарита, будучи в деревне со своим избранником, прилагала все усилия, чтобы забыть о распутной жизни и наслаждаться счастьем. Однако прошлое не отпускало её, отец Армана не желал такой связи, поэтому всячески старался расстроить возможный брак.
Приобретение
Продолжим излагать краткое содержание «Дамы с камелями». 16 марта Рассказчик отправился на распродажу. Было полно любопытных, которые присматривались к редким вещицам. Среди присутствующих были и маркиза Т., и герцог И., а бок о бок с ними стояла самая известная куртизанка в городе. Платья, драгоценности и шали продавались с небывалой быстротой. Но тут объявили о продаже книги «Манон Леско» и Рассказчик приобрел ее. На первой странице книги стояла надпись: «Маргарите смиренная Манон», а внизу подпись: «Арман Дюваль».
Книгу в руки Рассказчик взял только перед сном и прочитал трогательную историю Манон. Героиня эта была настолько правдоподобна, что читателю казалось, будто он с ней знаком. Манон умерла в пустыне на руках человека, любившего ее очень сильно. Он оросил могилу возлюбленной слезами и оставил в ней свое сердце. На этот раз чтение знакомой уже истории казалось более привлекательным, так как читатель имел возможность проводить параллель между героиней книги Манон и Маргаритой.
Продолжим излагать краткое содержание «Дамы с камелиями». Вскоре аукцион, принесший сто пятьдесят тысяч франков, был закрыт. Две трети полученных денег забрали кредиторы, оставшуюся часть получили наследники – сестра Маргариты и племянник. Девушка, получив известие о неслыханном богатстве, которое ей оставила сестра, выехала в Париж. Толстая и красивая деревенская девушка очень плакала и сокрушалась о смерти сестры.
История написания
Книгу Александр Дюма-сын написал в 1848 году. Молодому автору тогда исполнилось лишь 24 года. Эта работа стала для него первым опытом. Дюма уверенно шел по стопам своего отца, написавшего «Трёх мушкетёров» и другие известные произведения. Критики положительно оценивали работу, она пользовалась популярностью у читателей. В последующем сюжет романа стал основой для оперы Джузеппе Верди «Травиата».
Историки и литераторы до сих пор спорят о том, имеются ли реальные прототипы у героев произведения. Автор утверждал, что все возможные совпадения являются случайными, он полностью придумал сюжет и персонажей своей драмы. Дюма планировал, что его «Дама с камелиями» будет с успехом идти на сцене.
Автор показал предварительный сюжет своему отцу. Тот был в восторге от произведения и планировал в скором времени заняться его постановкой в собственном «Историческом театре». Однако революция 1848 года внесла коррективы в планы, после чего с работой над адаптацией «Дамы с камелиями» для сцены пришлось повременить.
У произведения появились проблемы с цензурой, министр полиции Леон Фоше запретил его. Лишь когда после контрреволюции к власти во Франции пришло прогрессивное правительство, все преграды для постановки романа в театре были устранены. Впервые на сцене «Дама с камелиями» была показана в 1851 году, затем появилось около десятка различных интерпретаций произведения, в том числе современные версии, в которых главные герои переносятся на несколько веков вперёд.