Список достопримечательностей
Содержание:
Храм царицы Хатшепсут
Рекомендовать место
13
7
Храм царицы Хатшепсут находится в Египте, в Луксоре, у подножия скал Дейр эль-Бахри. Роскошный, величественный храм, построенный для упокоения души первой и единственной в истории древнего Египта женщины-фараона являл собой не только сосредоточение роскоши и изящества, но и служил хранилищем тайн, многие из которых не раскрыты по сей день.
Правление царицы пришлось на 1525-1503 гг. до нашей эры. Строить храм начали еще при жизни Хатшепсут, как было принято в то время.За 22 года ее правления в Египте сохранялся мир, велось активное строительство, была снаряжена экспедиция в далекую страну Пунт. Хорошее, спокойное время было для египтян, и они славили и почитали свою царицу в многочисленных изваяниях.
Храм поражает своим великолепием. Остановитесь, закройте глаза и представьте — от могучего Нила к храму ведет аллея Сфинксов, сам храм состоит из трех террас, на которых переливаются, играют на солнце чистейшие водоемы. А вокруг все утопает в зелени деревьев, слышно пение райских птиц, и дух захватывает от ароматов и невероятной красоты растений и цветов. Храм, казалось, был вырезан в скале, украшен статуями Хатшепсут в облике Осириса, рельефами, стены покрыты богатыми росписями, над всем этим великолепием высится, высеченная из камня, голова богини Хатхор.
ОПОРА БОГИНИ ХАТХОР
За тысячи лет до появления в этих краях греков, а потом — арабов на месте Дендеры стоял храмовый город Та-Инд-Нетерт, что переводится как «ее божественная опора».
Дендера (Дандара) — городок на Ниле, известный во всем мире древнеегипетским храмом богини Хатхор — местом загадочным, окруженным множеством легенд.
Название Дендера появилось только в XVII—XVIII вв., в поздний период Османской империи: это арабизированное произношение древнейшего имени города.
Во времена Древнего Египта здесь были только пески, местность называли Лунет. Когда построили первый храм Хатхор, вокруг появились несколько поселков, а местность стали именовать Та-Инт-Нетер, или «ее (богини Хатхор) божественная опора». Судя по расшифрованным иероглифическим надписям на стенах храма, египтяне были уверены, что имя городу дала сама богиня.
Культ богини Хатхор был очень широко распространен с додинастических времен (5-3-е тыс. до н. э,), сама богиня почиталась населением Древнего Египта как одна из главнейших в пантеоне богов. Хатхор — богиня неба, любви, женственности, красоты, веселья и танцев, супруга бога Гора (ее имя означает «Дом Гора», или «небо»), дочь самого верховного бога Ра. Здесь же поклонялись ее супругу Гору и их сыну Ихи.
Первый храм Хатхор, вероятно, был построен в Дендере во времена Древнего царства (3 тыс. лет до н. э.). В нынешнем храме-музее посетителям показывают зияющие в полу отверстия от снятых каменных плит. Под ними — уходящие в темноту ряды колонн того самого первого храма Хатхор. Археологи установили, что первый храм неоднократно перестраивали, чтобы удовлетворить требования фараона.
Причины разрушения храма не вполне ясны, но можно предположить, что он стал жертвой религиозных реформ фараона Эхнатона (1375— 1336 гг. до н. э.). Стремясь возвеличить себя и укрепить свою власть, Эхнатон подверг репрессиям жрецов главного бога Амона-Ра, повелев поклоняться богу Атону и себе самому как абсолютному божеству. Жрецы изгонялись, храмы разрушались, в том числе и храмы его дочери Хатхор. Такая же судьба постигла и храм в Дендере.
Второй храм Хатхор, что стоит над останками первого, появился гораздо позже, и это крайне запутанная история.
В 332 г. до н. э. император Александр Македонский разбил персов и ему покорился Египет. В Египте Александр совершил долгое путешествие через пустыню в оазис Сива, где сохранился храм Амона-Ра. Оракул храма признал в Александре сына бога и нового фараона, и Александр повелел восстановить храм Хатхор. После Александра этим занимались правители Египта из династии Птолемеев, а завершилось строительство лишь при римском императоре Тиберии (42 г. до н. э. — 37 г.). То есть его строили более двухсот лет. Непонятно одно: зачем проводилась такая колоссальная стройка разными правителями, да еще с таким упорством и целеустремленностью?
Храм получился очень большой, и к тому же из всех древних храмов Дендерский — единственный восстановленный за 2,5 тыс. лет, не считая постройки двух новых храмов — Гора и Исиды. Нет никаких свидетельств того, что римские императоры посещали храм Хатхор. Но на его восстановление выделялись огромные средства, и это прекратилось лишь с окончательным утверждением в Риме христианства как государственной религии, после чего христиане разрушили почти все статуи в храме. А после распространения в Египте ислама храм Хатхор вообще оказался заброшен.
Забытый и засыпаемый песком храм Хатхор пребывал в таком состоянии до конца XIX — начала XX вв.
Храм Хатхор [ править ]
План храма Хатор
«Ворота Домициана и Траяна » северный вход в храм Хатхор в Дендере , Египет .
Римский император Траян в образе фараона, приносящего жертву богам, в Дендере , Египет .
Доминирующим зданием комплекса является Храм Хатхор . Храм был изменен на том же месте, начиная со времен Среднего царства и вплоть до времен римского императора Траяна . Существующая структура начала строительство в конце птолемеевского периода во времена Птолемея Авлета в июле 54 г. до н. Э. и гипостильный зал был построен в римский период при Тиберии .
В Египте Траян довольно активно возводил и украшал здания. Он появляется вместе с Домицианом , предлагая сцены на пропилоне Храма Хатор. Его картуш также появляется на колоннах храма Хнума в Эсне .
Элементами планировки храма являются:
- Большой гипостильный зал
- Малый гипостильный зал
- Лаборатория
- Журнал для хранения
- Предлагая вход
- Казначейство
- Выход к колодцу
- Доступ к лестничной клетке
- Предлагающий зал
- Зал Эннеады
- Великий престол и главное святилище
- Святилище Нома Дендеры
- Храм Исиды
- Святыня Сокара
- Святилище Харсомта
- Святилище Систрума Хатор
- Святыня богов Нижнего Египта
- Храм Хатхор
- Святыня престола Ре
- Храм Ре
- Ошейник Святыни Мената
- Святыня Ихи
- Чистое место
- Суд Первого пира
- Проход
- Лестница на крышу
Изображения Клеопатры VI, которые появляются на стенах храмов, являются хорошими примерами птолемеевского египетского искусства. На задней стороне фасада храма вырезано изображение Клеопатры VII Филопатор (широко известной Клеопатры ) и ее сына, Птолемея XV Филопатора Филометора Цезаря ( Цезариона ), отцом которого был Юлий Цезарь .
Дендерский зодиак
Дендера знаки
Скульптурный Дендерский зодиак (или Дендерский зодиак) — широко известный рельеф, найденный в позднем греко-римском храме, содержащий изображения Тельца ( быка ) и Весов ( весы ). Эскиз был сделан во время наполеоновской кампании в Египте . В 1820 году французские колонизаторы сняли его с потолка храма и заменили подделкой. Существуют разногласия относительно того, разрешили ли они это делать правителю Египта Мухаммеду Али-паше или они его украли. Настоящая сейчас находится в Лувре. Предположение Шампольона о том, что это был Птолемей, подтвердилось, и теперь египтологи датируют его первым веком до нашей эры.
Склепы
Подземные гробницы храма Хатхор насчитывают двенадцать комнат. Некоторые рельефы датируются временем правления Птолемея XII Авлета . В криптах по сообщениям , были использованы для хранения суден и божественной иконографии. Проем в полу «Пламенной комнаты» ведет в узкую камеру с изображениями на стенах хранившихся в них предметов. Во второй комнате на рельефе изображен Пепи I, предлагающий статуэтку бога Ихи четырем изображениям Хатор. В склепе, в который можно попасть из «тронного зала», Птолемей XII хранит украшения и подношения богам.
Свет Дендеры
Дендерский свет, показывающий единственное изображение на левой стене правого крыла в одном из склепов.
Храм Хатхор имеет рельеф, который иногда называют Дендерским светом из-за противоречивого тезиса о его природе. В свете Дендер изображения состоят из пяти каменных рельефов (два из которых содержат пару , что авторы бахромы относятся как огни) в храме Хатхор в Дендере Храмового комплекса , расположенных в Египте . По мнению египтологов , рельеф представляет собой мифологическое изображение колонны джед и цветка лотоса , порождающего змею внутри, представляя аспекты египетской мифологии .
В отличии от этой интерпретации, есть бахрома наука предположение , что это на самом деле представление древнеегипетской лампочки.
Чистка потолка
Потолок храма Хатор был очищен [ когда? ] осторожным способом, который удалил сажу за сотни лет, не повредив находящуюся под ней древнюю краску. [ необходима цитата ] В главном зале была выставлена впечатляющая роспись потолка, и теперь видны некоторые из самых ярких и красочных картин, датируемых античностью [ необходима цитата ] .
Отдых на популярных курортах Египта
|
|||
|
|||
|
Отели всех курортов |
|
|
От Луксора до Дендеры — один шаг
Ожерелье дочери Хатхор, храм Дендеры, Египет
Строительство Дендеры относят к заслуге инженеров, которые проектировали самой древней Пирамиды в Египте Хуфу.
Территория храмового комплекса Дендера занимает площадь около 10 гектаров. Первое помещение храма Египта – гипостильный зал с 24 колоннами с изображением Хатхор, олицетворяющей веселье и покровительствующей влюбленным. Вся атмосфера храма окутана мистикой. В ней есть много символичных мест: врата Любви, пройдя через которые человек встречает свою половинку. Здесь расположен первый родильный дом в Египте. В одной из комнат храма был найден звездный Зодиак и Солнечный диск. Оригинал Зодиака хранится в настоящее время в Париже в Лувре. На потолке храма осталась лишь глиняная копия, поврежденная огнем после пожара при проведении реставрационных работ загорелись леса.
Зодиак, храм Дендеры
Также в комплекс Дендера входит небольшой Храм Изиды, ассоциирующейся с покровительством последней царице из рода Птолемеев Клеопатре. На его стенах запечатлено изображение высоких гостей Дендеры: Клеопатра, ее муж и полководец Антонио и сын Юлия Цезаря – Цезарион.
Храм Дендера (Хатхор)
Рядом с храмом когда-то находилось священное озеро, от которого сейчас остался лишь песок и на его месте растут пальмы. Говорят, спустившись к этому озеру, нужно загадать желание, и оно обязательно исполниться. Строительство озера отражало 4-мерную систему существования мираи означает четыре стороны света: Восток, Север, Запад, Юг.
Храм Дендера, Луксор
Здесь есть даже «Нилометр» – специальное углубление в земле, по подъему воды в котором жители определяли, каким будет уровень воды в реке Нил Египта в этом году. От разлива Нила зависела вся жизнь египетской земли. Для засушливых годов, которые позволял заранее спрогнозировать нилометр, власти Египта принимали меры к сохранности и экономии запасов урожая в связи с наступлением периодов засухи.
Здесь же недалеко от озера сохранилось несколько раннехристианских построек. Узнать их можно по четырехсторонним крестам, как принято у египетских христиан-коптов на входе в помещения.
Рисунки храма Дендера Египет
Индивидуальный тур — экскурсия в Дендеру
Тур в Дендеру был у нас индивидуальный, всего 3 человека. Охранники комплекса так прониклись к нам симпатией, что даже пустили в нетуристические места, пройти по которым, однако, достаточно затруднительно. Двери-вход в каменном полу храма, а там спуск по узкому коридору на глубину. Я лично не полез, да и не прошел бы по габаритам в эту крошечную дверцу. А женщины мои в сопровождении охранника решились на такое путешествие. То, что они там увидели, стоило того. Охранника кстати чуть не выносили. Вроде парень молодой. Но в такую жару да еще в узком коридоре Храма, по которому нужно ползти накарачках и у здорового может начаться кислородное голодание и обморок.
Но ребята молодцы. Показали нам храм, охраняли на протяжении всего нашего похода, рассказали об историях, которые нанесены на стены Храма, да еще и охраняли.
После посещения Храма осталось состояние спокойствия, умиротворения и полной гармонии. Очень не хотелось покидать это волшебное место.
Храм Дендера (Хатхор), Египет
Наш водитель созвонился с нашим гидом. Мы доехали до развилки на трассе, которая соединяет дороги из Луксора и Дендеры и ведет к городу Кена. Там нас пересадили в автобус с туристической группой и мы отправились в Хургаду. Солнце клонилось к закату по дороге в Хургаду. Кто-то спал, утомленный путешествием по египетским достопримечательностям. Ну а мы любовались на красно-оранжевый закат в горах пустыни.
Выполненные в греко-римском архитектурном стиле колонны перед входом в храм.
О том, как мы посетили Храм Карнак и Долину Цариц в Луксоре в Египте читайте Луксор. Карнак. Долина Цариц. Храм Дендера, часть 1 и часть 2.
Храм Хатхор (Дендера)
мифология
Главных богов Дендерского храма можно разделить на две триады , одна из которых состоит из Хатхор — Гор — Харсомтус, а другая — Исида — Осирис — Харсиесис . Надписи показывают, что в общей сложности поклонялись четырем различным формам Хатор и трем формам Харсомта. Бастет , Сахмет , Мут и Тефнут образуют другую группу богов и усваивают аспекты Хатор как богини мести и защиты. Остальные божества являются дельтой божеств ( Бута , Хатхор Nebethetepet , Iousaas) и божествами из Мемфиса и Гелиополя . Ре-Харахте считается отцом Хатор. Согласно легенде, он создал Дендеру, чтобы заменить Гелиополис, имя которого Ивнет представляет женскую форму Гелиополиса ( Ивнв ).
руины
некрополь
Внешняя стена храма Хатхор в Дендере
За городом, в пустыне, находится обширное кладбище. Различные раскопки здесь принесли в основном большие мастабы из позднего Старого царства и первого промежуточного периода . Эти гробницы были частично богато украшены надписями и являются ценным источником для этого периода. Другие гробницы относятся к временам Птолемеев и Рима .
Ограждающие стены
Первоначально в районе богини Хатор были три ограждающие стены, из которых хорошо сохранилась только одна стена большого храма Хатор. Его длина немногим более 290 м, ширина — 280 м, ширина основания от 10 до 12 м, высота — 10 м.
Храм Хатхор
Гипостильный зал храма
Особой известностью пользуется храм, посвященный Хатхор ; он был построен во времена 6-й династии и позже был перестроен. Он ориентирован с севера на юг и ориентирован на Нил. Свою видимую форму, как копию античного святилища , он получил при последних Птолемеях и первых римских императорах . Строительные работы над храмом начались при Птолемеях и не были завершены до римлян .
Здание, построенное в течение 200 лет, хорошо сохранилось и отличается уникальностью архитектуры, богатством и аккуратным исполнением скульптур и иероглифов . Стены и колонны полностью покрыты прекрасными скульптурами. Стенные скульптуры внутри являются жертвами дарбрингенден императора Августа , Тиберия , Клавдия и Нерона в древнеегипетском стиле.
Путь ведет через портал в внушительный зал, начатый при Августе и завершенный при Нероне, который поддерживается 24 колоннами в четыре ряда и имеет высоту 27,5 м и длину 43 м внутри. Далее следуют три комнаты разной площади и окружены одиннадцатью кельями Адитона . Весь храм имеет длину 81 м и ширину 34 м. Раскопки храма Хатор начались в 1875 году Йоханнесом Дюмихеном .
Святилище Исиды и Маммиси
Рядом с западном углу большого здания является небольшой храм Изиды , завершено при Нероне , в которых пилоны а DROMOS 170 шагов в длину во главе. В 90 шагах к северу от святилища Исиды находится Маммиси (место рождения), посвященное Хатхор , ранее ошибочно называемое Тифониумом .
Другие растения
К западу от храма находится Святое озеро, заросшее пальмами. Подземный туннель к Нилу все еще не поврежден, и уровень воды можно проверить в одном из двух входов в туннель, поэтому этот объект также известен как Нилометр .
Позади великого Храма Хатор находятся Храм Исиды и Тифонии. Храм Исиды очень маленький и стоит за западным углом храма Хатор. Он был построен и украшен при Августе. Второй, более крупный храм находится к северу от храма Хатор и был построен при Траяне . Некоторые изображения там датируются временами Адриана и Антонина Пия .
Храм Хатхор
Храм (с названием всех комнат)
Мариетт опубликовала в 1875 году подробное исследование храма Хатор: Дендера, общее описание великого храма этого города .
В предыдущие годы он уже опубликовал пять томов пластин (тома 1 и 2 опубликованы в 1870 году, том 3 в 1871 году, том 4 в 1873 году, приложение в 1874 году), с которыми мы можем ознакомиться на Wikimedia Commons ( https: // commons. wikimedia.org/wiki/Category:Illustrations_of_Dendera_Temple ).
Настоящая ориентация и символическая ориентация
Вход в храм обращен на север (другая плоскость с ориентацией), или, если быть точным, продольная ось храма наклонена примерно на 15 ° к востоку от истинного севера (NV), это северо-северо-восточная четверть компаса.
Мариетт на плане участка (том 1, лист 1 / ср. Дендера ) проводит различие между «истинным севером » (NV) входного фасада храма и « севером иероглифических текстов» (последний соответствует настоящий Запад). Он указывает в начале таблицы из четырех томов пластин: «Указания сторон света даны по северу от иероглифических надписей». Он не указывает это на следующих планах. Мы должны дождаться страниц 39-41 его исследования, чтобы получить объяснение: «Однако мы должны указать, что египтяне видели этот вопрос иначе, чем мы, и что для них фасад — это восток, а задний часть — это запад, а длинные стороны становятся югом и севером ». Он указывает тексты и объясняет причины символического выбора египтян.
Мариетт предпочтет уважать видение Древних и будет описывать храм, используя символическую ориентацию (а не реальную ориентацию), отсюда определенные имена, которые могут заинтриговать читателя, и особенно посетителя с компасом: восточный порт, юг, южная группа, север, южная лестница, север и т. д.
В этой статье мы будем использовать фактическую ориентацию: вход на север (символический восток).
Ориентация по азимуту Сириуса
Эрик Обург в предисловии к своему исследованию зодиака указывает, что нынешний храм был основан «в день ежегодного гелиакального восхода Сириуса . Как и у всех святилищ тентиритового комплекса, его ось совпадала с азимутом восхода солнца Сириуса ».
- «Однако под воздействием явления прецессии равноденствий азимут этого подъема сместился примерно на три градуса от основания на месте более старых памятников, которые в то время больше не соответствовали Сириусу, тогда как они были во времена Рамзеса II. Основание этого нового храма было достаточно важным событием, поэтому было решено согласовать его с фактическим восходом звезды, а не с осями других построек — с момента основания предыдущего основания прошло двенадцать веков. Эта новая ось также будет использоваться для других построек этого памятника, о чем свидетельствует маленькая маммиси Исиды с ее разрушенной структурой ».
Ссылки [ править ]
- ^ «Поиск фотографий, отпечатков, рисунков» . Библиотека Конгресса . Конгресс США . Проверено 12 сентября 2019 .
- ^ a b Кипфер, Барбара Энн (2000). Энциклопедический словарь археологии . Нью-Йорк: Kluwer Academic / Plenum Publishers. п. 153. ISBN. 0-306-46158-7.
- ^ Бард, Кэтрин А. (2005). Энциклопедия археологии Древнего Египта . Рутледж. С. 252–254. ISBN 978-1-134-66525-9.
- ^ Бард, Кэтрин А. (2015). Введение в археологию Древнего Египта . Джон Вили и сыновья. п. 325. ISBN 978-0-470-67336-2.
- ^ a b c «Траян действительно был весьма активен в Египте. Отдельные сцены, где Домициан и Траян приносят жертвы богам, появляются на рельефах на пропилоне Храма Хатор в Дендере. На мосту есть картуши Домициана и Траяна. колонны храма Кнума в Эсне, а на внешнем фризе текст упоминает Домициана, Траяна и Адриана « Штадтер, Филип А .; Стокт, Л. Ван дер (2002). Мудрец и император: Плутарх, греческие интеллектуалы и римская власть во времена Траяна (98–117 гг . Н. Э.) . Издательство Левенского университета. п. 75. ISBN 978-90-5867-239-1.
- ^ a b Бард, Кэтрин А. (2005). Энциклопедия археологии Древнего Египта . Рутледж. п. 252. ISBN. 978-1-134-66525-9.
- ^ Мондиаль, Патримоцентр ЮНЕСКО. «Храмы фараонов в Верхнем Египте периода Птолемея и Рима — Центр всемирного наследия ЮНЕСКО» . ЮНЕСКО Centre du patrimoine mondial (на французском языке).
- ^ Уилкинсон, Ричард Х. (2000). Храмы Древнего Египта . Темза и Гудзон. п. 149 .
- ^ Mahaffy, Джон Pentland (1899). История Египта при династии Птолемеев . Methuen & Co., стр. 237 и 248.
- ^ Mahaffy, стр. 251.
- ^ «Самые разыскиваемые в Египте: список желаний древностей» . HISTORY.com . Проверено 24 февраля 2018 .
- ^ «Зодиак Дендера» . Наполеон и научная экспедиция в Египет . Библиотека Линды Холл. Архивировано из оригинального 14 марта 2009 года.
- ^ Вайткус, Вольфганг (1997). Die Texte in den unteren Krypten des Hathortempels von Dendera: ihre Aussagen zur Funktion und Bedeutung dieser RäumeТексты в нижних криптах храмов Хатор в Дендере: их утверждения о функциях и значении этих областей ] (на немецком языке). Майнц. ISBN 3-8053-2322-0.
- ^ Гренвилл, Кейт. «Склеп Дендерского храма» . Египетское общество Южной Африки. Архивировано из оригинального 25 апреля 2010 года.
- Перейти ↑ Hornung, Helmut (2000). «Fantastereien». Макс Планк Форшунг (на немецком языке). п. 72.
Террасы
На террасах располагались киоск Хатхор (небольшой храм гипетры, без крыши) и храм Осириса.
Наконец, процессия спустилась на первый этаж по прямой восточной лестнице.
Киоск Хатор
В юго-западном углу террас находится небольшой киоск Хатхор, где богиня была выставлена на свет, чтобы ее «воскресило» солнце.
Храм Осириса (Осирион)
На крыше храма находится Осирион , святилище, посвященное богу Осирису . Он состоит из шести пространств, разделенных на две группы по три смежных пространства (восточная группа — над комнатами 3-4-5 / западная группа — над комнатами 6-7-8). Сначала вы входите (с юга) в небольшой двор, который ведет в первую комнату; из последнего мы попадаем в последнюю комнату.
Часовни на крыше (потолок, барельеф): Исида в форме птицы приземляется на пол Осириса, чтобы воскресить его.
Осирион: восточная группа и «Дендерский зодиак»
Мариетт подробно изучает часовню Зодиака (он называет ее «комнатой № 2 с юга», но вы должны понимать «с востока»). Часовня находится над комнатой 4 на плане.
«Эта камера считается гробницей Осириса, и мумия бога должна быть помещена в нее в ожидании воскресения. Но зло в лице Тифона и его товарищей наблюдает за могилой, готовая помешать божественной тайне свершиться ». Мариетт проводит спорную параллель между Осирисом и греческим Адонисом ».
Осириса защищают «легионы благодетельных духов, которые, в свою очередь, несут ответственность за охрану святого места и отражение злых влияний»:
- Номы Египта. Их символизируют птицы, которые парят над комнатой. Мариетт не указывает количество номов и не составляет список.
- Двадцать четыре часа дня и ночи. За ними следуют духи, которые на время каждого из них должны стоять возле священной мумии.
- Вооруженные мечами божества, специально посланные северными и южными провинциями, чтобы охранять комнату и защищать ее от действий товарищей тьмы и смерти.
- Слева (при входе) находится знак зодиака.
- В центре (соединяя входную дверь с дверью, ведущей во вторую комнату) — стройная версия богини Нут; его рот (проглатывающий заходящее солнце) обращен к символическому западу (фактически, к настоящему югу).
- Справа находится панель, представляющая изогнутую гайку; здесь его рот обращен к настоящему западу. Мы находим такую же ориентацию на потолке вабета на первом этаже.
Хатхор и бедняки
Центр культа Хатхор находился в небольшом городе Дандара, однако ее почитали далеко за пределами стен города, практически во всем Египте, отмечает историк Элисон Робертс. Ученый добавляет, что богине поклонялись люди из разных слоев общества, в основном, из-за “великой силы гармонии, которую верующие ощущали, молясь Хатхор”, однако наибольшую популярность она имела среди бедняков.
В Древнем Египте крестьяне, которые занимались обработкой земли, никогда не владели угодьями. Хозяевами всех земель были фараоны, считавшие себя живым воплощение бога Гора. Древнеегипетские цари сдавали участки в аренду знати и жрецам, а те для возделывания нанимали крестьян. Собранный урожай крестьянин отдавал чиновнику, затем чиновник доставлял продовольствие на склады египетского визиря, после чего происходило распределение продуктов среди жителей городов и деревень.
Историк Дон Нардо комментирует:
Богиня Хатхор
Хатхор, или Хатор — в древнеегипетской мифологии богиня естественной красоты, танцев, женственности, любви, семьи, радости, плодородия. Часто Хатхор называли богиней солнца, так как бог солнца Ра приходился ей отцом, и богиней неба, так как ее мужем был бог неба Гор.
С именем Хатхор египтяне связывали и загробную жизнь: считалось, что богиня утешает и направляет души умерших. Также с Хатхор олицетворяли Млечный Путь — тускло-белую полосу, пересекающую звездное небо: эту полосу египтяне именовали “небесным Нилом”, звездной рекой Хатхор, поддерживающей жизнь на Земле.
На самых первых рисунках Хатхор изображали как царицу с рогами на голове, между которыми помещен солнечный диск. Позже — как женщину с головой коровы, по мнению специалистов, этот образ символизировал животворящую энергию и щедрость по отношению к человеку.
Фото: Музей Лувра / Хатхор и Сет
Эта богиня оставалась популярной даже после того, как жрецы начали отождествлять ее с Исидой в период Нового Царства (ок. 1570 — ок. 1069 г. до н. э.). Простые люди по-прежнему продолжали почитать Хатхор отдельно от Исиды.
Историк Розали Дэвид комментирует:
Богиня Хатхор и жизнь древних египтян
Хатхор поклонялись жители всего Древнего Египта, но центром её культа стал город Тентира (Дендера). В период правления Птолемеев был построен один их храмов Хатхор, что сохранился до нашего времени.
Только представьте: длина храма превышает 80 метров! Такие колоссальные размеры и красота сооружения красноречиво говорят о том, насколько важным для египтян было покровительство богини.
Интересная деталь храма Хатхор – форма колонн. Они напоминают систр, древний музыкальный инструмент. Он считался одним из символов Хатхор, которая превосходно играла на систре, извлекая волшебные звуки.
Кстати, многие девочки из знатных семей в Древнем Египте с детства обучались игре на этом инструменте, поскольку это не только считалось важной частью воспитания, но и придавало юной девушке очарование в глазах сверстников противоположного пола.
Вероятно, для египтянки игра на систре значила незримое единство с богиней Хатхор, которая помогала в любви и семейной жизни. Нередко в храмы богини приходили и замужние женщины. Они верили, что Хатхор, покровительница сил плодородия, поможет им обрести счастье материнства, даже исцелит от бесплодия.
Кроме того, заручиться поддержкой Хатхор стремились и люди искусства – танцовщицы, музыканты, певцы и поэты. Поскольку богиня сама была исполнительницей чудесных мелодий, она повелевала всеми искусствами, которые подарила людям.
Священным животных Хатхор была корова
В образе Хатхор можно легко заметить две противоположности – воплощения нежности и жестокости, мягкости и свирепого нрава. Так ли это далеко от истины? Я думаю, любая женщина подтвердит, что подобные чувства сплетаются в характере, превращая мать в воина-защитника, а разъярённого хищника в заботливую жену. Какая она – Хатхор? Наверное, просто настоящая Женщина.
Между Кеной и Луксором
В настоящее время полицейские запреты затруднили туристам доступ к памятникам, расположенным между Кеной и Луксором, которые некогда привлекали посетителей своей «не исследованностью». Таксисты обязаны не покидать автоколонну до Дендеры, а если вы найдёте водителя маршрутки, который согласится посадить вас в машину, вас завернут обратно на одном из пропускных пунктов, размещённых вдоль границы охраняемой территории Луксора.
Поэтому посещение Нагады или Гарагоса на западном берегу Нила практически исключено. И хотя до Эль-Медамуда, Куса и Кифта можно добраться на автобусе из Луксора, большинство путешественников ограничиваются взглядом на них из окна по дороге к побережью Красного моря. Если ограничения всё-таки отменят, до всех упомянутых мест можно будет добраться на маршрутных такси из Луксора или Кены, а между Эль-Балласом и Кифтом, а также Нагадой и Кусом есть паромные переправы через Нил. Ближайший мост находится южнее Луксора.
Вдоль восточного берега
Дорога, перегруженная автомобилями, едущими в Луксор, идёт через Кифт (древний Кебт или Коптос), центр добычи полезных ископаемых, который стал перевалочным пунктом для торговцев, после того как был открыт путь к побережью. В наши дни 216-километровая дорога в Эль-Кусейр, расположенный на Красном море, оборудована местами для отдыха и заправочными станциями и имеет хорошее покрытие, хотя не лишена опасных поворотов.
По дороге на юг, к Луксору, находится завод по переработке жмыха (отходов производства сахара) в бумагу – это уже предместья большого города Кус. В фатимидскую и мамлюкскую эпохи город уступал по размерам только Каиру и служил местом ссылки низложенных султанов. О его прежнем статусе свидетельствует мечеть Аль-Амри (XI век), в которой находится украшенный тонкими арабесками михраб и минбар из тикового дерева. Южнее, возле Хузама, от шоссе отходит дорога к коптскому селению Гарагос, где делают красивую керамику и ткани.
До Гарагоса трудно добраться на общественном транспорте, раньше путешественники приезжали сюда на такси, а копты из туристической службы Луксора охотно организовывали подобные поездки. Приближаясь к Луксору, вы минуете Эль-Медамуд, где находится разрушенный храм Монту. Относящиеся к греко-римской эпохе аллея сфинксов и монументальные ворота искажают первоначальный облик памятника, восходящего ко времени Древнего царства. Впечатление полной заброшенности памятника ещё больше усиливается от отсутствия туристов.
Вдоль западного берега
В Эль-Балласе, расположенном в 23 километрах от Кены, с древних времён производили белые глиняные сосуды; их продают на рынке керамики в Кене вместе с другими изделиями традиционных промыслов. Это те самые кувшины для воды, которые египетские женщины носят на голове с детских лет. Южнее находится древний город Омбос, жители которого так и не смогли простить людям из Дендеры, того, что те съели одного из их священных крокодилов: вражда возобновлялась на каждом празднестве в честь Хатхор.
Расположенная южнее коптская деревушка Нагада дала имя двум доисторическим культурам Египта, которые, как принято считать, существовали в IV тысячелетии до нашей эры: Нагада I (более ранняя) и Нагада II (более поздняя). Однако приехать сюда стоит лишь для того, чтобы посмотреть на Голубиный дворец, построенный неким монахом сто лет назад из кирпича-сырца.
Этот Каср эль-Хамам, расположенный в 200 метрах к западу от шоссе, служит местом отдыха после перелёта через Ливийскую пустыню для десятков тысяч птиц. Пернатых обеспечивают пищей, а взамен смотрители заведения едят некоторых из своих «постояльцев». Между Нагадой и Гезирой, расположенной на берегу Нила напротив Луксора, часто ходят маршрутки, но туристам запрещено пользоваться ими.