Равнение на восток

Исламская революция

В январе 1978 года начались волнения в религиозном центре Ирана Куме. Демонстрация была расстреляна полицией. Впоследствии, волнения начались в Тебризе, и других местах. Шах обратился за помощью к США, но те отказались, поскольку шах воспринимался в прессе уже как диктатор. 20 августа, в 25 годовщину переворота, в кинотеатре в городе Абадан произошел пожар, в ходе которого погибло 500 человек, в том числе противники шахского режима. Шах ввел военное положение, запрещавшее любые демонстрации, но сдержать движение уже не удалось, массовая акция протеста прошла в Тегеране, а затем начались стачки и забастовки по всей стране. 2 декабря в Тегеране прошла 2-миллионная акция с требованием сместить шаха. Вскоре (16 января 1979 года) шах вместе со своей семьей бежал из Ирана.

Премьер-министр Бахтияр распустил политическую полицию САВАК, освободил политзаключенных, пообещал провести свободные и демократические выборы, связался с Хомейни и попросил его вернуться в Иран для участия в составлении новой конституции. Хомейни вернулся в Иран 1 февраля 1979 года на фоне массовой поддержки. Это был иранский «февраль». Однако и «октябрь» был не за горами.

Однако он не ответил Бахтияру взаимностью и назвал его и всю политическую систему незаконными и пообещал «выбить зубы этому режиму». Он объявил о назначении своего премьер-министра, а полицейские начали переходить на сторону Хомейни. В столице произошли стычки и в условиях начинавшейся было гражданской войны сторонники Хомейни победили.

1 апреля Хомейни объявил о проведении референдума, на котором было провозглашено создание «Исламской республики Иран», а конституция 1906 года была отменена. Референдум прошел по старым иранским традициям с разноцветными бюллетенями, так что вновь 99% проголосовало «за».

В результате был установлен не менее жесткий, но уже идеологический политический режим, который создал собственную политическую полицию и средства контроля над поведением общества. Таковым выступает Корпус стражей исламской революции (Басидж). В ноябре 1979 года в Тегеране произошел захват американского посольства, а через полгода – неудачная попытка американцев освободить заложников. А в декабре 1979 года в Иране прошел новый конституционный референдум по Исламской конституции, где вновь по старой традиции был зафиксирован результат в 99.5% «за», хотя большинство партий выступало против этой конституции, в том числе иранские курды, исламисты предыдущего поколения, «Народный фронт» (тот самый), а за – агитировала Исламская республиканская партия Хомейни и коммунисты (Тудэ).

Дискриминация по половому признаку

Разрыв в оплате труда

В иранских семьях главным добытчиком всегда был и остается мужчина: отец, брат или муж. Считается, что женщине вообще не обязательно работать. Но если хочется, то конечно, можно. В этом смысле права женщин в Иране никто не ограничивает. Однако очень редко можно встретить иранку, которая работает с утра до ночи, чтобы прокормить себя или всю семью. Скорее это приятное хобби, возможность иметь деньги на личные расходы.

Эволюция женской моды в Иране

Именно так рассуждают работодатели, а потому не спешат платить иранкам столько же, сколько мужчинам. Последним нужно кормить семью, поднимать детей, помогать престарелым родителям. А у женщины всегда найдется помощник и опекун, можно ей и меньше заплатить. К тому же в иранском обществе распространено мнение, что женщина никогда не сможет работать так же хорошо, как мужчина.

Посещение стадиона

Официальный закон Ирана категорически строго запрещает иранкам смотреть футбольные и любые другие спортивные матчи на стадионе. Их просто-напросто никто туда не пустит!

Внятного объяснения этому ограничению нет. Считается, что болельщики-мужчины ведут себя неприлично, и добропорядочной женщине находиться в такой компании не стоит. Но ведь она сама может решить, не правда ли? Да, и не сказать, что на стадионах творится что-то безобразное. В обычной жизни тоже можно столкнуться с грубостью и невоспитанностью.

Боевые иранки не мирятся и с этим законом. Они очень любят футбол и не могут упустить возможность поддержать любимую команду. Надевают мужскую одежду, рисуют усы и бороду и на свой страх и риск отправляются на запретный стадион.

Езда на велосипеде

Официальный закон Ирана гласит, что всем лицам женского пола запрещена езда на велосипеде в общественных местах

Дескать, это привлекает ненужное внимание, да и вообще, не скромно это

Однако иранки уже так давно нарушают этот запрет, что даже полиция махнула на них рукой. Сегодня редко можно увидеть, чтобы велосипедисткам делали замечания или хотели отвести в полицию. Но официально закон сохраняется. Если очень хочется покататься на велосипеде, лучше делать это в парке.

Пение и танцы

На официальном телевидении Ирана вы никогда не услышите, как поет женщина и не увидите ее танцы. Даже безобидную пианистку прячут за кулисами! Власти Ирана разрешают петь женщине только в составе смешанного хора и, конечно, музыка не должна попадать в категорию запретной. Исключительно традиционная иранская музыка с классическим мотивом на стихи классиков: Саади, Хафиз и др.

В общественном месте запрещено петь и мужчинам. Но, например, в Исфахане каждый вечер около моста Хаджу собираются любители музыки, чтобы послушать импровизированный концерт. Пока полиция не разгонит.

Танцы, как вы понимаете, верх неприличия. Соблазнительные движения восточных красавиц непременно заставят мужчин сойти с правильного пути. Остается иранкам танцевать только на свадьбах и днях рождения в тесном женском кругу.

Домогательство на улице

Наверняка, вы уже не раз слышали, что в Иране очень безопасно и можно спокойно ехать туда одной. Совершенно не спорю, я сама много раз ездила в Иран одна. Однако тут есть небольшое уточнение. Я всегда находилась в компании парня. Конечно, вас никто не украдет. Но будьте готовы к огромному повышенному вниманию и даже (иногда) грубому поведению со стороны мужчин.

Если иранка одна идет по улице, ей вслед будут ссыпаться предложения познакомиться. Если она одна стоит на остановке, проезжающие мимо машины и мотоциклы будут сигналить с предложением подвезти. А если дело идет к вечеру и это немноголюдный парк, то можно ожидать даже более решительных действий – “нечаянных” касаний, преследование и т.п. До криминала дело доходит крайне редко. Однако испорченное настроение гарантированно.

Наверно, именно поэтому иранки предпочитают ходить большими компаниями – с друзьями или родственниками. Как бы иранцы не старались показать себя современными, воспитанными и культурными, все еще очень много тех, кто неправильно воспринимает одинокую девушку на улице.

Женщины в дореволюционном Китае

В эпоху поздней династии Цин в Китае женщины рассматривались как собственность вначале их родных семей, а затем семей их мужей. Но по сути, они не числились ни за одной из семей — ни родная, ни мужа семья не записывали имя женщины в родословную.

У женщин не было отдельных имущественных прав, а также родительских прав над своими детьми, если они решили оставить своих мужей. Многие, при таком раскладе, страдали от жестокого обращения со стороны своих супругов и родственников.

На протяжении всей жизни женщины должны были подчиняться отцам, мужьям и сыновьям по очереди. Женское детоубийство было распространено среди семей, которые полагали, что у них уже достаточно дочерей и нужны лишь сыновья.

Китайские женщины из среднего и высшего классов также мучились из-за обычая бинтования ног, что ограничивало их подвижность и держало их близко к дому. Если бедная семья хотела, чтобы их дочь удачно вышла замуж, они могли связать ей ноги, когда она была маленьким ребенком.

Обвязка стопы была мучительно болезненной; сначала ломались кости ступни, затем нога была привязана длинной полоской ткани в положение «лотоса». В конце концов, нога заживала таким образом.

Женщина со забинтованными ногами не могла работать на полях; таким образом, связывание ног было хвастовством со стороны семьи, что им не нужно было отправлять своих дочерей работать фермерами.

Обучение в университете и работа

В Иране женщины, фото которых можно увидеть в статье, не сидят дома, они получают образование и работают. Но хорошая жена обязательно должна согласовывать с мужем свои выходы из дома и общение с посторонними людьми. По данным ЮНЕСКО, в сфере высшего образования процент представительниц слабого пола на инженерных специальностях в Иране самый высокий в мире. Объясняется это просто. Мужчины должны работать, чтобы обеспечить семью, а женщинам «делать нечего», так что они учатся.

Правда, есть искусственные препятствия. На некоторые специальности женщинам поступать нельзя, а для других существуют квоты. А еще желательно, чтобы девушка получала образование в родном городе. Для мужчин тут тоже есть ограничения. Они не могут поступать в университеты на дизайнеров одежды или врачей-гинекологов.

Женщины работают продавцами, воспитателями, учителями, секретарями, но есть профессии, которые считаются исключительно мужскими. Представительницы прекрасного пола могут заниматься даже политикой. Например, на президентских выборах 2009 года в числе кандидатов было 42 женщины (а всего баллотировалось 47 человек). Семнадцать человек в парламенте (6%) – женщины. Работают представительницы прекрасного пола юристками, правозащитницами. А по поводу вручения Нобелевской премии мира Ширин Эбади в 2003 в Иране были чуть ли не народные гуляния.

Региональная «холодная война» с Израилем

До своего свержения шах Пехлеви признал независимость Израиля и был первым мусульманским лидером, который установил с ним дипломатические отношения. За этот шаг монарха какпособника политики сионистов» резко критиковало радикальное иранское духовенство, позже одержавшее победу в ходе Исламской революции.

Хомейни называл Израильвсемирно признанным врагом ислама и мусульман»

Еще до своего прихода ко власти в Иране аятолла Хомейни заявлял, что Израиль стремится захватить и разрушить экономику Ирана, называя это государствовсемирно признанным врагом ислама и мусульман». После победы революции подобные тезисы из проповедей Хомейни стали основой внешней политики Ирана.

Премьер Израиля Биньямин Нетаньяху (в центре) на учениях, симулирующих бой против членов Хезболлы / Фото: EPA

Эпоха дружественных ирано-израильских отношений рухнула. Уже к 1980 году все торговые и экономические связи Ирана с Израилем были разорваны, а лидеры иранской еврейской общины — казнены. С тех пор вот уже 40 лет Тегеран остается центром сил, выступающих против примирения мусульманского мира с Израилем. И если поначалу между государствами царил относительныйхолодный мир», то с 1990-х годов он вылился в один из острейших конфликтов в международных отношениях, который длится до сих пор.

Его подогревают проблема ядерной программы Ирана, а также предполагаемое спонсирование иранской стороной антиизраильских военизированных сил, среди которых палестинское движение ХАМАС и ливанская Хезболла.

Господство ислама в Иране

Чтобы понять, какой ислам в Иране, события середины 7 века нашей эры стоит рассмотреть подробнее, углубившись в те времена, когда Иран принял ислам.

2.1. Зарождение ислама в Иране и его раскол

В 610 году некий Мухаммед, пастух и торговец из племени куйрашитов объявил себя пророком единого бога Аллаха после видения ему Архангела Джабраила и стал проповедовать новую религию «ислам» (в переводе «смирение»). Через 11 лет его последователи собрались в Медине, а в 630 году завоевали Мекку. Новое арабское государство – Халифат оказалось весьма агрессивным и стало завоевывать соседей, обращая покоренных в мусульман.

Раскол внутри верующих произошел сразу после смерти Мухаммеда при выборе преемника. Одни сподвижники считали, что избрать духовным лидером нужно «лучшего среди равных», другие хотели передать главенство по наследству. Большинство избрало лидера Абу Бакра Ас-Сиддика, тестя пророка, он был старше, а значит, мудрее и опытнее. Другая группа настаивала на зяте пророка Али ибн Абу Талиба, женатом на Фатиме, любимой дочери Мухаммеда.

Раскол наступил при дележе наследства: Абу Бакр посчитал, что у посланника божия не может быть собственного имущества, значит, и наследства. При этом отказ был подтвержден толкованием сунн (норм и правил, заведенных пророком по примерам из собственной жизни). Поддерживающие Абу Бакра стали называться суннитами. Сподвижники Али – шиитами (последователями).

2.2. Шииты и сунниты

За века раскола набралось немало противоречий между двумя течениями:

  • Для суннитов имам – настоятель в мечети, шиитам – духовный лидер и руководитель общины;
  • Сунниты в жизненных вопросах ориентируются на рекомендации сунн, шииты считают, что догматический подход рождает радикальные течения вроде ваххабизма;
  • Шииты веруют в непогрешимость имамов, а в аятолл – как в посланников Аллаха, сунниты относятся к этому, как к ереси;
  • Шииты отрицают разводы, а сунниты – временные браки;
  • Траурные празднования памяти погибших особо чтимых имамов-мучеников шииты проводят строже. В день памяти имама Хусейна некоторые занимаются нанесением себе ритуальных ран.

Кроме перечисленных есть еще множество других различий.

2.2.1. Шиитский ислам в Иране — 89% верующих

Из общего числа мусульман, шиитов в стране 89 процентов (около 70 млн чел.). По степени святости для этого течения ислама после бога Аллаха и пророка Мухаммеда третьими являются 12 имамов, потомков пророка, замученных за веру. Главный почитаемый из них – мученик Хусейн, погибший от рук суннитов. Ему посвящен траур в течение 10 дней первого месяца года – мохаррама.

Положительным праздником наряду с Новым годом является день рождения 12-го имама.

Объектами паломничества кроме традиционной Мекки стали местные города Мешхед с гробницей 8-го имама и Кум с захоронением Фатимы, сестры имама Резы, а также Каземейн, Кербела и Неджеф в Ираке.

Шиизм исповедуют персы, азербайджанцы, туркмены (те, кто живет в Иране).

2.2.2. Суннитский ислам в Иране

Официальные данные свидетельствуют о 9% суннитов (примерно 5 млн чел.). Сколько фактически представителей этой ветви ислама в стране неизвестно, другие источники выдают иные цифры. К суннитам относятся арабы, курды, турки, афганцы, луры, белуджи. Территориально они проживают в приграничных районах страны.

Мистическое крыло ислама – возникло чуть позднее самой религии. Дервиши-суфии исповедуют отказ от бытовых благ (аскетизм), единство Творца и Творения (пантеизм), а достижения истины ищут в особых медитациях. Многие персидские поэты прошлых веков исповедовали именно суфизм, донося до почитателей своего таланта красоту окружающего мира и проникновенность человеческих чувств.

Обязательный хиджаб

11 февраля 1979 года в Иране победила Исламская революция. Она положила конец либеральной политике шаха Мохаммеда Резы Пехлеви. Справедливо отметить, что форма правления нового государства была принята по результатам всеобщего референдума. Около 99% проголосовавших были за то, чтобы стать гражданами Исламской республики.

Можно понять простых людей. Имам Хомейни наообещал много всего хорошего: полную свободу от вмешательства других государств во внутреннюю политику, бесплатное электричество, газ и воду, всеобщее бесплатное образование и пр. Народ думал, что все имеющиеся блага сохранятся, и к ним добавятся новые. На деле получилось так, что сегодня, через 40 лет, большинство населения борется за базовые права и просто выживает. Но статья не об этом…

Хиджаб – это первые “ягодки”, с которыми столкнулись иранские женщины после установления новой власти. До этого женщины в Иране могли сами выбирать, во что одеваться: хочешь, носи чадру, хочешь – мини-юбку. Теперь улицы стали патрулировать басиджи, серьезые мужчины и грозные женщины в черной чадре. Они отрезали галстук у мужчин и насильно надевали платок на женщин.

Сегодня в Иране совершенно невозможно представить, чтобы кто-нибудь вышел на улицу без платка или в шортах. Специальный отряд правоохранительных органов тщательно следит за внешним видом всех прохожих

Не важно, иранцы они или иностранцы – закон Исламской республики един для всех. Тех, кто переступают границы дозволенного, насильно сажают в минивэн и доставляют в полицейский участок

В интернете полно подобных видео.

Иранки абсолютно не согласны с таким положением дел. Последние несколько лет стали популярны одиночные акты протеста, когда девушки снимают платок в публичном месте. Они не поддаются навязчивым советам окружающих и ничего не боятся. Подробнее о тех, кто защищает права женщин в Иране, читайте ниже.

Иран до и после революции: фото

Однако после революции власть в стране перешла не к народу, а к муллам. Мало в какой деревне не появились революционные трибуналы, расправлявшиеся с политическими противниками.

Их жертвами становились не только сторонники бежавшего шаха. В революции участвовали самые разные политические силы иранского общества. Но уже очень скоро после захвата власти муллы перестали терпеть даже малейшие отклонения от генеральной линии имама. Вскоре в Иране запретили все политические партии и неисламские общественные организации.

Революция обещала провести глубокие социально-экономические реформы, но большинство землей принадлежат крупным собственникам, но теперь — треть мусульманскому духовенству. Несмотря на нефтяные богатства, три миллиона иранцев не могут найти работу, а каждый десятый живет за чертой бедности.

ВВП страны на душу населения (по нынешнему курсу доллара) снизился с 10,2 тысячи долларов в 1976 году до 6,9 тысячи долларов в 2017 году. За этот же период Турция почти утроила свой ВВП. Стоимость продуктов питания с 1978 года выросла почти в десять раз. Уменьшилось число кинотеатров и книг.

Доступ к высшему образованию для обоих полов значительно улучшился за последние 40 лет, однако безработица среди женщин сегодня почти вдвое выше, чем среди мужчин.

Внешний вид женщин оказался под пристальным надзором — все обязаны носить хиджаб, который запретили в Иране в 1930-х годах.

Экономические последствия переворотов и революций в Иране

Период Исламской республики я пока оценивать не берусь, сейчас уже об этом написано многое, в том числе профессиональными историками и иранистами. Но я могу рассмотреть экономические последствия происходившего в Иране в этот период и попробовать сделать некоторые выводы из этого.

Начнем с нефти. На графике показана добыча нефти в Иране с 1912 по 2017 год, в тысячах тонн

Мы видим, как после действий Моссадыка добыча нефти упала в 20 раз и, хотя на графике это выглядит не столь значительным, учитывая большие объемы нефтедобычи впоследствии, тогда это было равно катастрофе.

Далее рассмотрим динамику ВВП на душу населения (есть данные начиная с 1950 года).

Как мы видим, показатель 1976 года до сих пор не достигнут. Конечно, есть много внешних факторов, которые мешают зафиксировать рост (также, как и с экспортом нефти), среди которых можно выделить ирано-иракскую войну, взрывной рост населения и американские санкции, особенно жесткие с 2012 года, что тоже сказалось на экономике Ирана. Впрочем, находиться в постоянном конфликте с Западом и экспортировать революцию – тоже выбор, который иранское руководство сделало еще давно.

Попробуем исключить фактор роста населения, который оказывал серьезное влияние на подушевые показатели: в 2016 году население было ровно в 5 раз выше, чем в 1950 году. Никакое правительство не сумеет угнаться за таким темпом роста (кстати, именно поэтому еще при Хомейни началась политика ограничения рождаемости). На графике ниже – динамика реального роста ВВП (весь ВВП, без учета численности населения).

Рассчитано автором на основе базы данных Мэддисона. Maddison Project Database, version 2018. Bolt, Jutta, Robert Inklaar, Herman de Jong and Jan Luiten van Zanden (2018), “Rebasing ‘Maddison’: new income comparisons and the shape of long-run economic development”, Maddison Project Working paper 10

Нефть оказывает большое влияние на экономические показатели, в частности, ВВП, но я бы хотел привести также показатель, который положительно характеризует произошедшие изменения. После исламской революции продолжился рост электрификации Ирана. Возможно, даже этот рост ускорился, несмотря на ирано-иракскую войну.

Вывод из всего вышесказанного по экономической части прост. Во-первых, никогда еще революции и перевороты не приводили ни краткосрочного, ни среднесрочного экономического эффекта в виде роста экономики. Во-вторых, независимость стоит денег. И хорошо бы, программу планировать для реализации так, чтобы не вступать в противоречия с серьезными внешними игроками. В-третьих, резкая смена элит выталкивает наверх людей неопытных и неграмотных. В Армении в прошлом году это произошло в максимально мягком варианте, что привело к минимальному ущербу для экономики. Но все равно ущерб был. В Иране революция была социальная, сопровождавшаяся сменой государственного строя, а не только политического руководства и элементов системы. И последствия ее были более драматичными.

Права женщин в Иране до революции

Тем, кто побывал в Иране, кажется, что женщины в этой мусульманской стране смирились с таким положением вещей, а некоторые даже уверяют себя, что им повезло, т.е. в той же Саудовской Аравии дела обстоят намного хуже. В Иране женщины красивые и грациозные. Трудно понять то, как им удается сохранять свое очарование в таких условиях. Но так было не всегда. Более двух тысяч лет назад в Иране вообще царил матриархат, а в новейшей истории все кардинально изменилось после Исламской революции.

Как жили женщины в Иране до революции? На одном из рекламных плакатов семидесятых годов изображены две иранки, одетые по тогдашней моде. На девушках короткие платья с декольте и открытыми плечами. С точки зрения шариата это совершенно неприемлемо. При шахе Пехлеви местные жители вели себя и выглядели в соответствии с западным образом жизни. До революции в Иране в моде были мини-юбки, расклешенные брюки и рок-н-ролл.

Женщины Ирана до Исламской революции могли свободно общаться с мужчинами, отсутствовала половая сегрегация в повседневной жизни и строгие правила поведения. Столица Ирана до конца семидесятых была одной из самых продвинутых в мире. В многонациональной стране развивались искусство, литература, индустрия кино и телевидения. Мужчины и женщины могли получать образование на равных, а на отдых иранцы ездили на горнолыжные курорты возле горы Эльбрус.

Особенно поражают фото женщин Ирана того времени. Разница действительно впечатляет. До Исламской революции женщины Ирана выглядели так же, как в СССР, Европе или США. Представительницы прекрасного пола одевались в соответствии с модой, вели активный образ жизни и могли ни от кого не зависеть. Сейчас на улицах можно увидеть только женщин, полностью закутанных в темные одежды.

Семейная жизнь и обязанности

Вступает в брак женщина только добровольно. Если союз был заключен без ее согласия, молодая иранка может требовать его аннуляции. Перед заключением брака будущая супруга получает предсвадебный дар в соответствии с материальными и социальными стандартами ее семьи. Подарок становится собственностью женщины, а не ее семьи, залогом экономической защищенности. При разводе дар остается за ней.

Основная обязанность женщины в Иране – подарить государству здорового члена общества и правильно его воспитать. Это обязывает мужа обеспечивать семью материально, а также выдавать супруге деньги на расходы, чтобы она могла в комфортных условиях рожать и воспитывать детей.

На развод в Иране может подать только мужчина, после дети остаются только с ним. Мужчина может не объяснять, почему он хочет расторгнуть брак. Женщина может подать на развод только при наличии серьезных причин: если это право было оговорено в брачном договоре, в случае жестокого обращения, наркомании или алкоголизма супруга, если муж не выдает ей денежное содержание или надолго покинул дом.

Ислам поддерживает возможность того, что разведенные супруги могут снова воссоединиться. Например, после развода женщине нужно подождать три месяца перед заключением нового брака. Это необходимо для того, чтобы убедиться, что она не беременна, и чтобы подумать о правильности решения. В это время бывший супруг может попробовать вернуть расположение жены. Мужчина может два раза разводиться, а потом снова воссоединяться с одной и той же женщиной. Но если случился третий развод, то сначала он должен подождать ее нового замужества с другим и развода.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector