Права женщин в иране: темная изнанка, о которой никто не говорит
Содержание:
- Семейная жизнь и обязанности
- Дискриминация по половому признаку
- Назанин Боньяди
- Как одеваются женщины в Иране
- Права женщин в Иране до революции
- Дизайн
- Писатели и поэты
- Ограничение прав и свобод
- Ученые и инженеры
- Что взять с собой в Иран из одежды девушке?
- Права женщин в семье
- Роялти
- Косметика
- Свадебный подарок
- Актеры
- Назанин Манди
- Академия
Семейная жизнь и обязанности
Вступает в брак женщина только добровольно. Если союз был заключен без ее согласия, молодая иранка может требовать его аннуляции. Перед заключением брака будущая супруга получает предсвадебный дар в соответствии с материальными и социальными стандартами ее семьи. Подарок становится собственностью женщины, а не ее семьи, залогом экономической защищенности. При разводе дар остается за ней.
Основная обязанность женщины в Иране – подарить государству здорового члена общества и правильно его воспитать. Это обязывает мужа обеспечивать семью материально, а также выдавать супруге деньги на расходы, чтобы она могла в комфортных условиях рожать и воспитывать детей.
На развод в Иране может подать только мужчина, после дети остаются только с ним. Мужчина может не объяснять, почему он хочет расторгнуть брак. Женщина может подать на развод только при наличии серьезных причин: если это право было оговорено в брачном договоре, в случае жестокого обращения, наркомании или алкоголизма супруга, если муж не выдает ей денежное содержание или надолго покинул дом.
Ислам поддерживает возможность того, что разведенные супруги могут снова воссоединиться. Например, после развода женщине нужно подождать три месяца перед заключением нового брака. Это необходимо для того, чтобы убедиться, что она не беременна, и чтобы подумать о правильности решения. В это время бывший супруг может попробовать вернуть расположение жены. Мужчина может два раза разводиться, а потом снова воссоединяться с одной и той же женщиной. Но если случился третий развод, то сначала он должен подождать ее нового замужества с другим и развода.
Дискриминация по половому признаку
Разрыв в оплате труда
В иранских семьях главным добытчиком всегда был и остается мужчина: отец, брат или муж. Считается, что женщине вообще не обязательно работать. Но если хочется, то конечно, можно. В этом смысле права женщин в Иране никто не ограничивает. Однако очень редко можно встретить иранку, которая работает с утра до ночи, чтобы прокормить себя или всю семью. Скорее это приятное хобби, возможность иметь деньги на личные расходы.
Эволюция женской моды в Иране
Именно так рассуждают работодатели, а потому не спешат платить иранкам столько же, сколько мужчинам. Последним нужно кормить семью, поднимать детей, помогать престарелым родителям. А у женщины всегда найдется помощник и опекун, можно ей и меньше заплатить. К тому же в иранском обществе распространено мнение, что женщина никогда не сможет работать так же хорошо, как мужчина.
Посещение стадиона
Официальный закон Ирана категорически строго запрещает иранкам смотреть футбольные и любые другие спортивные матчи на стадионе. Их просто-напросто никто туда не пустит!
Внятного объяснения этому ограничению нет. Считается, что болельщики-мужчины ведут себя неприлично, и добропорядочной женщине находиться в такой компании не стоит. Но ведь она сама может решить, не правда ли? Да, и не сказать, что на стадионах творится что-то безобразное. В обычной жизни тоже можно столкнуться с грубостью и невоспитанностью.
Боевые иранки не мирятся и с этим законом. Они очень любят футбол и не могут упустить возможность поддержать любимую команду. Надевают мужскую одежду, рисуют усы и бороду и на свой страх и риск отправляются на запретный стадион.
Езда на велосипеде
Официальный закон Ирана гласит, что всем лицам женского пола запрещена езда на велосипеде в общественных местах
Дескать, это привлекает ненужное внимание, да и вообще, не скромно это
Однако иранки уже так давно нарушают этот запрет, что даже полиция махнула на них рукой. Сегодня редко можно увидеть, чтобы велосипедисткам делали замечания или хотели отвести в полицию. Но официально закон сохраняется. Если очень хочется покататься на велосипеде, лучше делать это в парке.
Пение и танцы
На официальном телевидении Ирана вы никогда не услышите, как поет женщина и не увидите ее танцы. Даже безобидную пианистку прячут за кулисами! Власти Ирана разрешают петь женщине только в составе смешанного хора и, конечно, музыка не должна попадать в категорию запретной. Исключительно традиционная иранская музыка с классическим мотивом на стихи классиков: Саади, Хафиз и др.
В общественном месте запрещено петь и мужчинам. Но, например, в Исфахане каждый вечер около моста Хаджу собираются любители музыки, чтобы послушать импровизированный концерт. Пока полиция не разгонит.
Танцы, как вы понимаете, верх неприличия. Соблазнительные движения восточных красавиц непременно заставят мужчин сойти с правильного пути. Остается иранкам танцевать только на свадьбах и днях рождения в тесном женском кругу.
Домогательство на улице
Наверняка, вы уже не раз слышали, что в Иране очень безопасно и можно спокойно ехать туда одной. Совершенно не спорю, я сама много раз ездила в Иран одна. Однако тут есть небольшое уточнение. Я всегда находилась в компании парня. Конечно, вас никто не украдет. Но будьте готовы к огромному повышенному вниманию и даже (иногда) грубому поведению со стороны мужчин.
Если иранка одна идет по улице, ей вслед будут ссыпаться предложения познакомиться. Если она одна стоит на остановке, проезжающие мимо машины и мотоциклы будут сигналить с предложением подвезти. А если дело идет к вечеру и это немноголюдный парк, то можно ожидать даже более решительных действий – “нечаянных” касаний, преследование и т.п. До криминала дело доходит крайне редко. Однако испорченное настроение гарантированно.
Наверно, именно поэтому иранки предпочитают ходить большими компаниями – с друзьями или родственниками. Как бы иранцы не старались показать себя современными, воспитанными и культурными, все еще очень много тех, кто неправильно воспринимает одинокую девушку на улице.
Назанин Боньяди
Еще одна уроженка иранской столицы – Тегерана, попавшая в наш рейтинг, благодаря выдающейся красоте и не менее выдающемуся таланту. Вскоре после своего рождения в 1980 году, ввиду произошедшей в родном Иране революции, малышка Назанин вместе с родителями перебралась в столицу Великобритании. В Лондоне Назанин Боньяди посещала частную школу, где и обнаружила в себе тягу к актерскому ремеслу. Во время учебы она принимала активное участие в школьном театральном кружке, и поставила себе главную цель в жизни – стать актрисой.
Однако, она всё же получила диплом бакалавра по биологии. И стоит заметить, что в этом трудолюбивая иранка преуспела, в очередной раз разрушив стереотип о том, что девушка может быть или умной, или красивой. Уже будучи актрисой она не бросала науку, и в 2013 году выиграла солидную научную премию, за работу в сфере молекулярных исследований, направленных на лечение рака.
Актерская карьера у этой черноволосой красавицы также была успешной с самого начала, пара эпизодических ролей – и вот её уже приглашают в такие нашумевшие проекты как «Железный человек», «3 дня на побег» и «как я встретил вашу маму». Режиссеры любят восточную красотку с запоминающейся, яркой внешностью, а поэтому простоев в работе Назанин не испытывает никогда.
Как одеваются женщины в Иране
Исламский дресс-код в Иране довольно суров – все девочки с 9 лет должны носить платок, а так же одежду, оставляющую открытой только лицо и кисти рук. Одежда должна быть максимально свободной, полностью скрывающей силуэты тела. Никакой прозрачности, декольте, обтягивающих вещей и подвернутых рукавов. В идеале, женщины в Иране должны носить чадор – просторную черную простыню, которая скрывает женщину от макушки до ступней. Выглядит это внушительно и довольно устрашающе.
Но на деле девушки Ирана довольно вольно трактуют предписания в одежде. Черный платок, который должен полностью скрывать волосы, давно заменили легкие летящие шарфики и палантины всех цветов и оттенков. Иранки лихо сдвигают их на макушку, стараясь максимально открыть волосы и легкомысленно выбивающиеся пряди. Очень откровенно и сексуально по персидским меркам! На смену чадору пришли многочисленные манто, кардиганы и другая длиннополая одежда. Причем длина в лучшем случае доходит до середины икры. Многие самые дерзкие девушки Ирана вовсе предпочитают коротенькие накидки и туники, которые всего лишь скрывают попу. Неслыханная дерзость! Конечно, в провинции и в глубине страны очень много традиционных городов и поселений, где женщины старательно закутываются в чадор. Но вот в крупных городах, таких как Тегеран, Исфахан и Шираз молодежь демонстрирует все вольности мировых модных тенденций.
В Иран я отправилась в скини-джинсах и длинной светлой рубашке. Длинной она была только сзади – закрывала попу до середины бедра. Спереди же была как обычная длинная футболка. Вот правда на солнце она просвечивала насквозь, поэтому я предусмотрительно надела майку под рубашку. Так и проходила по всем мечетям и мавзолеям. В ресторанах и при покорении очередных пустнных холмов, мой абы какой наряд распахивался и раздувался, но это смущало, пожалуй, только меня.
Иранцы очень дружелюбны и терпимы к туристам. Их любят, балуют и многое позволяют. Мне кажется, иранцев умиляет, как европейки кутаются в платки и боязливо оглядываются вокруг, ожидая порицания от разгневанного исламского населения. Их забавляет, как мы одергиваем недостаточно длинную рубашку и пытаемся пристроить на волосах вечно сползающий шарф. Когда ты прилетаешь в Иран и весь Иран глазеет на тебя, сворачивая голову и тыкая пальцем. Не потому, что ты что-то нарушил и палач уже выехал, чтобы отрубить неверной голову за выбившуюся челку. Это все от врожденного любопытства к людям из других стран. Иранцы не избалованы туристами, и любой иностранец для них диковинка со светлой кожей и волосами. Так что даже со своим абы-каким дресс-кодом я не получила ни одного укоряющего взгляда. Жива, здорова и даже не покрыта позором и бесчестьем.
Права женщин в Иране до революции
Тем, кто побывал в Иране, кажется, что женщины в этой мусульманской стране смирились с таким положением вещей, а некоторые даже уверяют себя, что им повезло, т.е. в той же Саудовской Аравии дела обстоят намного хуже. В Иране женщины красивые и грациозные. Трудно понять то, как им удается сохранять свое очарование в таких условиях. Но так было не всегда. Более двух тысяч лет назад в Иране вообще царил матриархат, а в новейшей истории все кардинально изменилось после Исламской революции.
Как жили женщины в Иране до революции? На одном из рекламных плакатов семидесятых годов изображены две иранки, одетые по тогдашней моде. На девушках короткие платья с декольте и открытыми плечами. С точки зрения шариата это совершенно неприемлемо. При шахе Пехлеви местные жители вели себя и выглядели в соответствии с западным образом жизни. До революции в Иране в моде были мини-юбки, расклешенные брюки и рок-н-ролл.
Женщины Ирана до Исламской революции могли свободно общаться с мужчинами, отсутствовала половая сегрегация в повседневной жизни и строгие правила поведения. Столица Ирана до конца семидесятых была одной из самых продвинутых в мире. В многонациональной стране развивались искусство, литература, индустрия кино и телевидения. Мужчины и женщины могли получать образование на равных, а на отдых иранцы ездили на горнолыжные курорты возле горы Эльбрус.
Особенно поражают фото женщин Ирана того времени. Разница действительно впечатляет. До Исламской революции женщины Ирана выглядели так же, как в СССР, Европе или США. Представительницы прекрасного пола одевались в соответствии с модой, вели активный образ жизни и могли ни от кого не зависеть. Сейчас на улицах можно увидеть только женщин, полностью закутанных в темные одежды.
Дизайн
- Лейла Арагян (1983 г.р.) архитектор, основатель Diba Tensile Architecture, специализирующаяся на проектировании, производстве и установке мембранных конструкций.
- Фаршид Муссави (1965 г.р.), архитектор, основатель компании Foreign Office Architects
- Насрин Сераджи , французский архитектор иранского происхождения, основатель Atelier Seraji Architectes & Associes.
- Марджан Сатрапи (1969 г.р.), кинорежиссер и писатель-график
Модный дизайн
- Фарназ Абдоли , дизайнер женской одежды и основатель POOSH-e MA
- Пегах Анвариан , модельер из Лос-Анджелеса.
- Арефех Мансури (1980 г.р.), модельер и дизайнер костюмов
- Бехназ Сарафпур , дизайнер высокой моды из Нью-Йорка.
- Махла Замани , модельер, журналист; эксперт по традиционной иранской заправке
Писатели и поэты
- Масумех Абад (1962 г.р.), писатель, консервативный политик, автор
- Махназ Афхами (1941 г.р.), писатель, политик, активистка за права женщин
- Мана Агаи (1973 г.р.), поэт, переводчик и библиограф
- Фарзане Агаейпур , драматург и писатель
- Махшид Амиршахи (1937 г.р.), писатель, юморист и переводчик
- Мина Ассади (род. 1943), поэт и писатель; лауреат премии Хеллмана / Хэмметта от Human Rights Watch в Нью-Йорке в 1996 г.
- Сусан Азади (1954 г.р.), мемуарист
- Камила Батмангхелиджх (1963 г.р.), психотерапевт, автор
- Najmieh Batmanglij (1947 г.р.), ирано-американский автор кулинарной книги
- Симин Бехбахани (1927–2014), поэт, номинант на Нобелевскую премию 1997 года
- Нилофар Бейзайе , драматург, драматург и театральный режиссер
- Симин Данешвар (1921–2012), академик, писатель и переводчик художественных текстов с нескольких языков на персидский.
- Сахар Делиджани (род. 1983), широко переводимый романист; автор книги « Дети дерева Джакаранда» ; живет между США и Италией
- Парвин Этесами (1907–1941), поэт 20-го века
- Форо Фаррохзад (1934–1967), поэт-модернист и кинорежиссер.
- Рабе Газдари , поэт, 10 век
- Роя Хакакян (род. 1966), писатель, журналист и поэт
- Шима Kalbasi (1972 г.р.), поэт, писатель
- Лейла Касра (1939–1989), поэт и автор текстов
- Мехрангиз Кар (род. 1944), юрист, писатель, научный сотрудник Рэдклиффа в Гарвардском университете (2005–2006)
- Порочиста Хакпур (1978 г.р.), прозаик
- Махсати (ок. 1089–1159), средневековый поэт
- Шоку Мирзадеги , писатель,
- Азаде Моавени (1976 г.р.), писатель и журналист
- Акрам Монфаред Арья (род. 1946), шведский писатель иранского происхождения, поэт, пилот самолета и вторая женщина, получившая лицензию пилота на управление самолетами в Иране.
- Роза Монтаземи , автор кулинарных книг
- Граназ Мусави , поэт
- Азар Нафиси (1948 г.р.), писатель, Читает Лолиту в Тегеране
- Шахрнуш Парсипур (род. 1946), писатель.
- Зоя Пирзад (1952 г.р.), писательница и лауреат литературной премии Hooshang Golshiri
- Масуме Рамхормози (1965 г.р.), писатель
- Мониро Раванипур (1952 г.р.), писатель
- Гулрухсор Сафиева (род. 1947), народный поэт Таджикистана
- Марджан Сатрапи (1969 г.р.), писательница-график Персеполя , вышивки и курицы со сливами
- Хила Седиги (1985 г.р.), поэт, художник
- Махасти Шахрохи , поэт, прозаик
- Фатемех Шамс , поэт, автор
- Тахере Коррат Аль-Айн (ок. 1814–1852), поэт, философ и теолог; семнадцатый ученик или Письмо жизни в Бабах (середина 19 века)
- Нилуфар Талеби , писатель, литературный переводчик, мультидисциплинарный художник, продюсер
- Лобат Вала (род. 1930), поэт
- Шоле Вольпе (родился 1962), поэт
Ограничение прав и свобод
Свобода передвижения
Еще 20 лет назад одинокую иранку не посадили бы даже на междугородний автобус. Без законного опекуна (отец, муж, брат, дядя) незачем ей путешествовать. Исключения делали студенткам – раз ей разрешили учиться в университете, то и путешествовать она одна способна.
Сегодня одинокие девушки могут свободно перемещаться по стране. Даже находятся такие смелые иранки, кто одни путешествуют с рюкзаком автостопом. Постепенно люди меняют свои взгляды и отходят от вековых традиций.
А вот если иранка захочет поехать заграницу, без разрешения уже не обойтись. Заявление на получение загран. паспорта нужно подавать в присутствии опекуна, а среди обязательных документов есть заверенное нотариусом согласие. Оно выдается на весь срок действия паспорта. Однако опекун в любой момент может отозвать разрешение – и девушку просто не выпустят с паспортного контроля.
Эта тема хорошо раскрыта в фильме иранского режиссера Джафари Панахи “Круг”. Вообще, аллегория “Иран-тюрьма” актуальна до сих пор.
Право на образование
Всем известно, что в университетах Ирана студенток гораздо больше, чем студентов. Сразу рисуется идиллическая картина в голове. Кажется, что иранки – те же самые европейки, только с платком на голове.
Да, ушло в прошлое мнение, что женщине незачем учиться, что ее место только дома и на кухне. Иранцы стараются соответствовать времени и активно занимаются личным развитием. Плюс в стране появилось огромное количество частных университетов, которые принимают практически всех. Плати деньги – диплом будет.
Да, официально закон никак не ограничивает права женщин на образование. Но подумайте сами, кто оплачивает все расходы? За кем последнее слово? Психологический прессинг может быть очень сильным. Помимо этого часто бывает, что перед свадьбой жених утверждает, что только рад образованной жене, а после свадьбы его мнение вдруг меняется. Иранки не привыкли отстаивать свое мнение до последнего, их воспитывают совсем по-другому. Между семьей и карьерой она в большинстве случаев выберет семью.
Для справедливости стоит отметить, что бывают и другие крайности. Девушка до 30 лет учится, потом находит хорошую работу и не спешит уходить из родительского дома. Часики тикают, женихов все меньше, и она так и не выходит замуж.
Работа вне дома
Здесь все очень просто. Муж может поставить условие жене, что не хочет, чтобы та работала. Без шантажа, без ультиматумов. Официально права женщин в Иране не ущемлены, но последнее слово всегда за мужчиной. Ни один судья не сможет помочь женщине, если ее муж не дает согласие на работу.
Иранцы смотрят на это так. Женщина – нежный цветок, который обязательно погибнет без заботливого садовника. Цветок в благодарность отвечает ему приятным ароматом и радует глаз красивым окрасом. Садовник может выставить цветок на солнце, а может – спрятать в теплице. Дело цветка нехитрое – пить воду, питаться и нести радость. Конечно, я немного утрировала. Но общая картина понятна.
Ученые и инженеры
- Азар Андами (1926–1984), врач и бактериолог, известная своей разработкой вакцины против холеры.
- Ануши Ансари (родился в 1966), первая женщина космический турист , ведущий телекоммуникационный предприниматель и тезка из X Prize
- Нилуфар Баяни (1986 г.р.), исследователь биологии дикой природы и активист; заключен в тюрьму в Иране
-
Азита Эмами , инженер, работающий над маломощными схемами смешанного режима в масштабируемых технологиях; Профессор электротехники и медицинской инженерии в Калифорнийском технологическом институте
- Марьян Машкур , зооархеолог, сосредоточился на исследовательских проектах в Иране и на Ближнем Востоке.
- Марьям Мирзахани (1977–2017), математик и первая женщина, получившая медаль Филдса
- Марьям Садеги (1980 г.р.) иранский канадский ученый-компьютерщик и бизнесвумен в области анализа медицинских изображений
- Хома Шайбани (1913 г.р.), первая женщина-хирург Ирана
- Нахид Шахмери , директор лаборатории интеллектуальной информации, Linköpings Universitet , Швеция
- Аленуш Териан (1921–2011), астроном.
- Саба Валадхан , ученый-биомедик и профессор
Что взять с собой в Иран из одежды девушке?
- Хорошей идеей будет взять с собой в Иран тунику или кардиган, может быть у вас в гардеробе завалялось что-то похожее на манто. Последнее можно купить на месте недорого, где-то за 15-20$.
- К тунике джинсы или брюки.
- Можно попробовать взять платье, но к нему потребуются темные плотные колготки или лосины.
- На голову берите платок, шарф, палантин любой расцветки, какой пожелаете.
- Можно взять легкую длинную рубашку.
Еще я видел пожилых иностранок в широких свободных штанах и тунике чуть ниже бедер, а также в платьях под туникой, но местные так не одеваются.
Правила иранского дресс-кода начинают действовать, когда вы выходите из самолета по прилету, надо подготовиться заранее.
Права женщин в семье
Насильственный брак
Насильственный брак – это не только когда жених и невеста впервые видят друг друга на свадьбе. Скромные иранские девушки считают неприличным противиться воле отца при людях. Поэтому если тот показал свое согласие или даже устно договорился со сватами, ей будет крайне тяжело отказать жениху.
Лет 30 назад большинство браков в Иране заключались по договоренности родителей. Происходило это так. Мать или сестра жениха видят красивую девушку на свадьбе. Она подходит им по всем критериям, и фотографию девушки показывают жениху. Далее договариваются с родственниками невесты и определяют день сватовства. В назначенный день жених и невеста настолько смущены, что практически не смотрят друг на друга. Родители ударяют по рукам – пора готовиться к свадьбе.
Девушке практически невозможно отказаться от брака. “А что люди скажут? Потом тебя вообще никто замуж не возьмет. Ты меня опозоришь”, – все это звучит в Иране очень часто. Бедной девушке легче согласиться, чем терпеть подобное психологическое давление. Стерпится – слюбится.
В бедных семьях бывает еще хуже. Девушку выдают замуж откровенно против ее воли. В подарок семье невесты обещают много денег и ценных подарков. Есть и такие смелые девушки, кто выбирает побег и лишения бездомной жизни вместо золотой клетки с нелюбимым.
Многоженство
Иранцам официально разрешено иметь четыре жены. Отношение к многоженству тут не такое, как в арабских странах. Только около 5% мужчин имеют несколько жен. Персидская культура опирается на моногамные отношения. Так, например, в произведениях древних классиков воспевается чистая глубокая любовь двух возлюбленных.
Тем не менее будет неправильно полностью закрыть глаза и сделать вид, что многоженства в Иране не существует. На юге, где преимущественно живут арабы, две жены уже не редкость. Помимо этого есть и шиитский временный брак, который заключается от 1 часа до 99 лет.
Не буду рассуждать, насколько оправдано многоженство. Каждый решает для себя сам. Могу лишь порекомендовать фильм “Лейла” 1996 года. Там очень хорошо показаны глубокие страдания главной героини, хотя она сама настаивала, чтобы муж взял вторую жену.
Право на развод
Еще 20 лет назад развод был большой редкостью в Иране. Сегодня традиции постепенно уходят в прошлое, молодые женятся не по решению родителей, а по собственной воле, на мнение окружающих стали обращать гораздо меньше внимания. Как результат – около 30% браков в Иране заканчиваются разводом.
Официальный закон Исламской республики предоставляет мужчине право развестись в любое время без какой-либо причины. Захотел – развелся, захотел – вторую жену взял. Красота При этом общее имущество после развода не делится пополам. Каждый остается с тем, что записано на его имя.
Политические протесты в январе 2018 года
Женщине получить развод гораздо сложнее. Официально это возможно, есть веская причина:
- муж не может обеспечить жену едой, жильем и одеждой;
- муж числится в пропавших без вести больше 4 лет;
- в брачном контракте женщина заранее утвердила за собой право на развод.
Все – других вариантов получить развод у женщины нет. Как говорится, бог терпел, и нам велел.
Стоит сказать пару слов и о детях. Если ребенку меньше шести лет, то его оставляют с матерью. Более взрослые дети всегда живут с отцом. Изменить это правило могут только исключительные обстоятельства: наркозависимость, алкоголизм, выход из ислама и т.п.
Женщине жить после развода нелегко. Выйти замуж еще раз очень проблематично. Зачастую к ней меняется отношение и становится менее уважительным. Существует мнение, что от хорошей жены муж не уйдет.
Роялти
- Туран Амирсолеймани (1905–1995), третья жена Реза Шаха
- Сорая Эсфандиары Бахтиари (1932–2001), бывшая королева; вторая жена шаха Мохаммада Реза Пехлеви
- Шахр-бану , принцесса; якобы дочь Йездигерда III , последний Сасанидов император из Персии
- Боран (? — 632; также известный как Пурандохт), наследная принцесса и королева Сасанидов, дочь Хосрова II
- Эсмат Довлатшахи (1905–1995), последняя жена Реза Шаха, члена династии Каджаров
- Нур Джахан (1577–1645; также известный как Мехр-ун-Нисса), императрица; последняя жена императора Великих Моголов Джахангира
- Тадж ол-Молук (1896–1982; также известный как Нимтадж Эйромлу), королева Ирана; жена Реза Шаха и мать шаха Мохаммада Реза Пехлеви
- Ашраф Пехлеви (1919–2016; также известная как Ашраф ол-Молук Пехлеви), принцесса; сестра-близнец шаха Мохаммада Реза Пехлеви
- Фатемех Пехлеви (1928–1987), десятый ребенок Реза Шаха Пехлеви
- Фарах Пехлеви (род. 1938; также известная как Фарах Диба), императрица и третья жена шаха Мохаммада Реза Пехлеви
- Хамдамсалтане Пехлеви (1903–1992), первый ребенок Реза-шаха из Ирана и Марьям Савадкух
- Лейла Пехлеви (1970–2001), принцесса; младшая дочь шаха Мохаммада Реза Пехлеви и Фарах Пехлеви
- Шахназ Пехлеви (1940 г. р.), Принцесса; первый ребенок шаха Ирана, Мохаммеда Реза Пехлеви и Фавзии Фуад из Египта
- Шамс Пехлеви (1917–1996), старшая дочь Реза Шаха и Тадж ол-Молука
- Парисатида , дочь Артаксеркса I , императора Персии и Андии Вавилонской
- Ширин (? — 628 г. н.э.), персидская царица, жена Сасанидской империи Шаханшах (английский: король царей), Хосров Парвиз
- Статира II (? — 323 г. до н.э .; также известная как Барсине), жена Александра Великого ; дочь Статиры I и Дария III Персидских
Косметика
Иранки любят много макияжа, я бы сказал, что у них страсть к косметике. Из-за ограничений в одежде это хороший способ выделиться и показать свою красоту. Ярко накрашенные губы, подведенные брови, огромные ресницы — это привычный образ современной иранской женщины, хотя с религиозной точки зрения это не поощряется.
Кроме этого, в Иране просто бум пластической хирургии. У многих девушек (да и парней тоже) можно увидеть белый пластырь на носу. Это означает, что недавно была сделана операция по изменению его формы, ведь у многих он похож на картошку, такой широкий и припухлый. А иранки стараются сделать свои формы как у европеек, чтобы нос был тонкий.
Некоторые просто лепят этот пластырь даже без операции, чтобы окружающие думали, что девушка обеспеченная и при деньгах. 🙂
Свадебный подарок
После того как семьи пришли к устной договоренности, можно поговорить о размере свадебного подарка невесте. Это обязательное условие для заключения брака в исламе.
Среди русскоязычного населения его называют калым. Обычно калым платится семье невесте. Например, в Афганистане его забирает отец невесты. Это очень похоже на договор купли-продажи. В Иране ситуация совсем иная. Махр (мехрие) принадлежит невесте, и только она имеет право распоряжаться им по своему усмотрению. Все условия прописываются в брачном договоре, и никто не сможет у нее забрать этот подарок.
Размер махра обсуждается на специальной встрече, которая проходит в доме невесты. Собираются много-много родственников с обеих сторон, и начинается обсуждение “цены”. Семья жениха старается ее “сбить”, семья невесты – “поднять”.
Иранки сильно эксплуатируют этот исламский закон. Даже самая светская иранка никогда не откажется от махра. Честно говоря, я это не понимаю. Как-то не честно получается. Если не нравится ислам, не принимай его законы. Если принимаешь, то нужно быть искренней до конца и соблюдать и другие его заветы.
Размер махра прописывается в брачном договоре. Жених должен выплатить его по первому требованию невесты. Если у него нет на это денег – тюрьма. Вот вам и забитые иранки! Среднестатистический махр состоит из 100 золотых монет, поездки заграницу, машины, комплекта золотых украшений и “мелочей” вроде Корана, букета цветов, хаджа и пр. Для женщины это гарантия, что если муж захочет развестись, она не пойдет по миру, а сможет вести достойный образ жизни.
Актеры
- Пегах Ахангарани (1984 г.р.), актриса и обладательница награды за лучшую женскую роль на 23-м Каирском международном кинофестивале
- Махназ Афшар (1978 г.р.), актриса
- Shohreh Aghdashloo (1952 г.р.), актриса, номинантка на Оскар 2003 года за Дом из песка и тумана
- Дезире Ахаван (1984 г.р.), актриса, в телешоу Girls , и режиссер, победитель, приз Большого жюри кинофестиваля Sundance , 2018
- Таранех Алидусти (1984 г.р.), обладательница награды за лучшую женскую роль, Международный кинофестиваль в Локарно , 2002 г.
- Мэри Апик (род. 1954), актриса, обладательница премии за лучшую женскую роль (1977) 10-го Московского международного кинофестиваля.
- Бехнуш Бахтиари (1975 г.р.), актриса
- Кэтрин Белл (1968 г.р.), актриса, JAG , наполовину иранка
- Надя Бьорлин (1980 г.р.), американка шведско-иранского происхождения, актриса, певица и модель
- Шива Болуриан (1979 г.р.), драматург , актриса , и одновременно фильм и режиссер , а также телеведущий
- Назанин Бониади (1980 г.р.), лондонская актриса
- Захра Амир Эбрахими (1981 г.р.), актриса и социальный фотограф
- Гольшифте Фарахани (1983 г.р.), актриса
- Тина Гарави , сценарист и режиссер
- Гугуш (1950 г.р.), актриса, певица, автор песен
- Азита Гаджян (1958 г.р.), актриса, победительница Кристал Симорг за лучшую женскую роль на 17-м Международном кинофестивале Фаджр
- Митра Хаджар (1977 г.р.), актриса
-
Лейла Хатами (1972 г.р.), актриса, снималась в фильме «Разлука» , получившем премию Оскар.
- Рита Джаханфоруз (1962 г.р.), израильская актриса и певица иранского происхождения
- Ники Карими (1971 г.р.), актриса, кинорежиссер и сценарист
- Марьям Кавьяни (1970 г.р.), актриса
- Баран Косари (1985 г.р.), актриса и модель; Обладатель награды 25-го Международного кинофестиваля Фаджр
- Айлар Ли (1984 г.р.), норвежская актриса иранского происхождения , модель, певица, бывшая порноактриса
- Яссамин Малекнаср (1955 г.р.), актриса и режиссер
- Махваш (1920–1961; также известный как Masoumeh Azizi Borujerdi) певец, танцор, киноактриса и театральный исполнитель
- Хенгаме Мофид (род. 1955), актриса театра и кино, кинорежиссер, драматург
- Фатеме Мотамед-Арья (род. 1961), актриса
- Шива Роуз (род. 1969), ирано-американская актриса и блогер.
- Нахид Перссон Сарвестани (1960 г.р.), режиссер-документалист
- Сара Шахи (1980 г.р.), американская актриса и бывшая чирлидерша ирано-испанского происхождения
- Яра Шахиди (2000 г.р.), американская актриса иранского, афроамериканского и коренного происхождения чокто
- Бахар Сумех (1975 г.р.), американская актриса, Авария и Пила III
- Ханиэ Тавассоли (1979 г.р.), актриса
- Хедия Тегерани (1972 г.р.), актриса
- Necar Zadegan (1982 г.р.), американская актриса
- Марьям Закария , шведско-иранская актриса в Болливуде и южно-индийском кино
- Нина Занджани (1981 г.р.), ирано-шведская актриса
- Мерила Зарей (1974 г.р.), актриса
- Ирэн Зазиан (1927–2012), иранско-армянская актриса
Назанин Манди
Еще одна иранская красавица, завоевавшая сердца поклонников во всем мире и покорившая Америку. Смуглая, кудрявая темноволосая красотка с нехарактерной ни для Ирана, ни для Америки внешностью, начала свою актерскую карьеру еще в детстве, играя второстепенные роли в разных сериалах. Однако, по мере взросления симпатичная девочка превращалась в очень красивую девушку, что предопределило её дальнейший жизненный путь. В 15 лет Назанин вошла в топ рейтинга «Американский идол», из которого, впрочем, вылетела за несоответствие минимальному, 16-летнему возрасту. Однако, сам факт попадания столь юной красавицы в такой значимый рейтинг уже говорит о многом. Там же её заметили и телепродюсеры, пригласив актрису в реалити-шоу «Shahs of Sunset». Параллельно со стремительно развивающейся актерской карьерой, красота Назанин дала ей возможность начать еще и модельную карьеру.
В модельном бизнесе Назанин Манди быстро преуспела – её фотографии несколько лет публиковались на обложках и страницах именитых глянцевых изданий. Однако, и этого иранской красотке показалось мало, и в 2019 году она начала музыкальную карьеру, запустив в сеть первый сингл. В продюсировании восходящей звезды отметился известный исполнитель Мигель, по совместительству – супруг темнокожей красавицы.
Академия
- Роксана Бахрамиташ (1956 г.р.), социолог, писатель, профессор
- Джанет Афари , активистка и исследователь в области истории , религиоведения и женских исследований ; преподает в Калифорнийском университете в Санта-Барбаре
- Леди Амин (1886-1983, также известная как Banoo Амин), двадцатый век правовед , богослов и великий мусульманский мистик
- Джале Амоузгар (1939 г.р.), иранолог, профессор и председатель Тегеранского университета
- Ноушафарин Ансари (род. 1939), профессор факультета библиотечного дела и информатики Тегеранского университета ; Генеральный секретарь Совета детской книги Ирана
- Мина Бисселл , биохимик, директор Калифорнийского университета, Отдел естественных наук Беркли
- Ширин Эбади (род. 1947), юрист, преподаватель Тегеранского университета (лауреат Нобелевской премии 2003 г.)
-
Азита Эмами , инженер, работающий над маломощными схемами смешанного режима в масштабируемых технологиях; Профессор электротехники и медицинской инженерии в Калифорнийском технологическом институте
-
Фариде Хейят , англо-иранский антрополог и писатель; преподаватель SOAS Лондонского университета и Американского университета в Центральной Азии на пенсии
- Марджан Джахангири , профессор кардиохирургии Лондонского университета Святого Георгия , первая женщина-профессор кардиохирургии в Соединенном Королевстве и Европе
- Фирозе Кашани-Сабет (1967 г.р.), профессор истории Пенсильванского университета; писатель
- Фатеме Кешаварц (1952 г.р.), заведующая кафедрой азиатских и ближневосточных языков и литературы, профессор персидской и сравнительной литературы Вашингтонского университета в Сент-Луисе
- Элахех Кулаи (1956 г.р.), профессор политических наук факультета права и политических наук Тегеранского университета; политик
- Фарзане Милани (род. 1947), директор по исследованиям женщин и гендера; Профессор персидских и женских исследований Университета Вирджинии в Шарлоттсвилле , Вирджиния , США
- Марьям Мирзахани (1977–2017), математик, бывший профессор Стэнфордского университета.
- Валентин Могхадам (род. 1952), профессор социологии и международных отношений; Директор программы по международным отношениям и директор программы исследований Ближнего Востока Северо-Восточного университета
- Азар Нафиси (1948 г.р.), бывший преподаватель Тегеранского университета и Университета Джона Хопкинса
- Афсане Наджмабади (род. 1946), профессор истории и исследований женщин, пола и сексуальности Гарвардского университета
- Насрин Рахими , писатель иранской культуры и персидской литературы; профессор сравнительной литературы в Университете Калифорнии в Ирвине
- Захра Рахнавард (1945 г.р.), первая женщина- ректор университета, Университет Альзахра (1998–2006 гг.) После иранской революции
- Пардис Сабети (1975 г.р.), генетик Гарвардской медицинской школы
- Рейхане Сафави-Найни , криптограф; профессор информатики; руководитель Исследовательского института телекоммуникаций и информационных технологий Университета Вуллонгонга
- Фатима Шамс (1983 г.р.), литературовед Оксфордского университета
-
Саба Сумех , профессор религиоведения Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и Университета Лойола Мэримаунт
- Наира Тохиди , профессор и заведующая кафедрой женских исследований Калифорнийского государственного университета, Нортридж ; научный сотрудник Центра ближневосточных исследований Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе , США