История вышивки: виды, история возникновения и ее развитие
Содержание:
- От севера до юга
- Красивая вышивка крестом: история создания
- Когда люди начали вышивать?
- Вышивка в Средние века
- Зарождение вышивки крестом
- Техника вышивки крестом для начинающих: виды вышивания крестом
- Крепление нитей
- Разновидности крестиков
- Символика
- Когда люди начали вышивать?
- Зарождение вышивки крестом
- Историческая справка о вышивке крестом: особенность и мотивы
- Красивая вышивка крестом: история создания
- Материалы и инструменты
- История вышивки Западной Европы
- Мстерская вышивка
- Ткани для вышивки крестиком
- Вышивка крестом
От севера до юга
К северным регионам относят Владимирскую, Ивановскую, Вологодскую, Новгородскую области. Также Ленинград (современный Санкт-Петербкрг), Архангельск, Карелия.
Русские рукодельницы использовали гладь, роспись, косые стежки. Вышивка крестиком применялась только для создания оберегов. Роспись, по сути, и есть полукрест. Таким швом выполнялась окантовка. После этого вышивальщицы заполняли внутренне пространство, для которого использовали другие декоративные швы. Края вышивки декорировали узорами из звездочек, снежинок, простых цветов.
Популярна была на полупрозрачном полотне белые узоры или белая строчка. Если вспомните, как чарующе выглядит белая гладь, то поймете, о чем речь.
Карелия прославилась своими вышивальщицами не только на русской территории. Их работы получили признание и популярность в странах Европы. В центре композиции обычно изображены животные и растения, вышивка делалась красными нитками на белой одежде.
Южные области— это Воронеж, Тамбов, Курск, Пенза. Южане более разносторонни в выборе швов и техник: белая гладь, роспись, счетная гладь, крестом, цветная перевить. Последняя напоминает вышивку белой гладью, когда используется полупрозрачный фон. Цветная композиция перевитью выполняется очень сложно, поэтому наличие дома такой работы считалось престижным и говорило о достатке семейства.
Нитки выбирались по цвету в зависимости от региона:
- смоленские вышивальщицы делали золотой фон вместе с красными, белыми или оранжевыми сюжетами,
- в Рязани предпочтение отдавали синим тонам,
- тульские рукодельницы за основу брали красно-белую гамму, среди которой делались вставки синими, зелеными или желтыми нитками,
- Калининградский регион славился ярким малиновым фоном, где были алые, золотые, белые и зеленые узоры.
Отдельно стоит отметить калужскую область. Скатерти, дорожки, полотенца рукодельницы шили особой техникой, которая называлась «вырезы». Со временем их стиль стали называть тарусской вышивкой. Использовалась только льняная нить для вышивки растительных орнаментов, композиций из птиц и деревьев. Особенностью являлось то, что у тарусского изделия не было изнаночной стороны.
Центральные регионы страны стали смешением деталей русской вышивки с южных и северных регионов. Но при этом местные рукодельницы добавляли что-то свое, особую «изюминку» в творчество.
С Севера в центр пришла белая строчка, с характерными мотивами и сюжетами. Это присуще Калининской и Ивановской областям. Русская вышивка росписью смотрится более объемной благодаря шерстяным ниткам.
С Юга центральные районы позаимствовали ромб. Его выполняли различными швами, украшали диагоналями, зубчатыми краями.
В Костроме и Ярославле в белую строчку добавили цвета. Начали использовать цветной контур для яркости, украшали золотыми, розовыми и голубыми нитками. Костромская область выделила себя еще использованием шелковых нитей. Русские рукодельницы выбирали преимущественно пастельные тона. При такой спокойной гамме вышивка выделялась блеском и переливами узора.
Отдельной техникой русской вышивки считается «горьковский гипюр». Это ажурная сквозная вышивка. Своеобразные орнаменты напоминают розетки в форме ромба с округлыми углами, медальоны, сказочные цветы. Такая изящная работа делалась на продернутой по ткани сетке, чтобы оставался прозрачным фон.
В настоящее время рукодельницы и знаменитые модельеры возвращаются к традиционным истокам. Русская народная вышивка популяризируется в украшении интерьеров, создавая этнический стиль. Кутюрье выпускают коллекции одежды с традиционными мотивами. В их работах вы увидите классическое изображение орнаментов, современную вариацию в их видении. Спортивные костюмы украшены народными орнаментами, как символ патриотизма. Это еще одно подтверждение великих слов модистки (портнихи) Марии-Антуанеты мадемуазель Бертен, что новое— хорошо забытое старое.
Оставляйте комментарии и свои мысли о русской вышивке. Предпочитаете этнический стиль или стремитесь создавать современные темы в рукоделии. Где предпочитаете использовать народные мотивы, сохранились ли в вашем регионе характерные черты в узорах.
Красивая вышивка крестом: история создания
Среди многих мастериц пользуется большой востребованностью вышивка крестиком, однако, далеко не каждый знает какая история создания вышивки. Во все времена вышивка крестиком пользуется большой востребованностью, так как это позволяет интересно выразить свою индивидуальность. Мотивы вышивки изменялись со временем и все больше совершенствовались.
Прежде чем украшать различные изделия вышивкой, необходимо изучить историю создания орнамента, ведь зачастую узоры имеют свой особый сакральный смысл
Изначально вышивка применялась для изделий, которые служили в качестве оберегов, мотивом для которых служили:
- Природные узоры;
- Мотивы, взятые из повседневной жизни;
- Оригинальные орнаменты.
По мере развития вышивки появлялись более оригинальные и современные мотивы, каждый из которых имеет свое собственное обозначение. Сохранившиеся мотивы работ позволяют оценить всю красоту и необычной старинной вышивки для которой использовались дорогостоящие материалы, а также иметь полное представление о жизни предков.
Когда люди начали вышивать?
Официально считается, история вышивки началась в Китае, именно там были обнаружены первые предметы одежды из шелка, украшенные мелкими стежками из золотых и серебряных нитей. Находки датированы V веком до н. э. и сохранились до наших дней, что говорит о высоком качестве материала и вложенного труда. Именно китайская вышивка оказала существенное влияние на становление этого вида рукоделия в Японии, Византии и позже в других европейских странах.
В России, а именно, на Алтае были найдены предметы одежды, расшитые камнями и бусинами, датированные первым веком до нашей эры. Это говорит о том, что становление вышивки в истории проходило параллельно в разных уголках земного шара. Некоторые источники утверждают, что во времена Владимира Мономаха уже была создана первая школа вышивальщиц на базе Андреевского монастыря.
Вышивка в Средние века
Средневековье наследовало Древнему миру искусство вышивания. По всей Европе знатные дамы сидели у окна за пяльцами, создавая изящные узоры. Вышивание считалось самым подобающим занятием для женщины.
Именно в Средние века появилась самая любимая и популярная техника вышивки: вышивка крестом. Считается, что её возникновение было связано с Крестовыми походами: дабы защитить своих рыцарей от злых духов языческих земель, дамы использовали при декорировании одежды крест как символ защиты.
Victoria & Albert Museum: средневековая английская вышивка
Дама с единорогом: французский гобелен 1484-1500 годов
Наряд Карла Великого (768-814 гг)
Каждая страна вносила в вышивку что-то своё. Распространилась по всей Европе мода на гобелены: большие вышивки во всю стену. Стоили такие изделия очень дорого, украшали собой княжеские замки да королевские дворцы. Сделать вышивку такого рода было трудно, зато и готовая работа представляла собой произведение искусства.
Особенно богатой и роскошной была церковная вышивка: облачения для служителей церкви поражали воображение прихожан. Кстати, находились и те, кто полагал, что отказавшимся от мирских радостей священникам не пристало носить столь дорогую одежду. На волне протеста против католических излишеств родилось движение протестантизма.
Зарождение вышивки крестом
К сведению, вышивка крестом зародилась именно на Руси. Самый расцвет вышивки крестом пришёлся на восемнадцатый век. В это время рукоделие уже не было привилегией знатных женщин и монахинь. В каждой крестьянской семье было заведено, что девочка, которой исполнялось семь-восемь лет, начинала учиться вышивать. Она сидела долгими зимними вечерами и вышивала. Вышивка наносилась, прежде всего, на приданое бедующей невесты. Разнообразными узорами, составленными из некрупных крестиков, украшались платки, скатерти, салфетки, рубашки, полотенца и многое другое. Вера в то, что вышивка имела спасительную силу, по-прежнему не угасала. Изделия с вышивкой обязательно использовались в быту, их дарили на рождение ребёнка, когда его крестили, при венчании молодых, также в доме вышивкой украшали красный угол с иконами.
Рисунки, цвета, да и характер самой вышивки отличаются друг от друга в зависимости от территории. Так, например, рукодельницы северной и средней полосы Росси используют традиционные орнаменты с характерным для них использованием оттенков. Наибольшее распространение получила вышивка с повторяющимися узорами. Это могут быть как геометрические фигуры, так и изображения чего-либо. На ткани они изображаются в виде цепочки. Одинаковые узоры или группы узоров повторяются один за другим в определённой последовательности. Вся цепь узоров получила название раппорт.
Раппорты делятся на группы:
-
Растительный орнамент
. На вышивке изображают растения, деревья, ягоды, листочки, и всё это в разнообразных вариациях. -
Животный и птичий орнамент
. На вышивке изображают образы различных птиц, животных и насекомых. -
Орнамент, состоящий из геометрических фигур
. Последовательное изображение фигур различной сложности. -
Меандровый орнамент
. Такой вид орнамента зародился в Византии и прибыл к нам именно оттуда. Он представляет собой череду ломаных линий, которые не обрываются. -
Человеческий орнамент
. На вышивке изображают фигуру самого человека или же части его тела.
Техника вышивки крестом для начинающих: виды вышивания крестом
Виды техник вышивки крестом
Существует несколько видов техники создания рисунка крестиком, основные из них:
Простой крест, полный
Простой полный крест.
- Первый стежок выполняется справа сверху по диагонали вниз, а второй — справа снизу по диагонали вверх.
- Все верхние стежки должны иметь одно направление.
- Нижние стежки лежат в противоположном направлении.
Полукрест
Полукрест
- Выполняется первый стежок «простого» креста.
- Все диагональные стежки образуют ровную дорожку, лежат в одном направлении.
Удлиненный крест
Удлиненный крест
Техника аналогична «простому» кресту, только он заполняет сразу две или три клетки канвы, расположенные вертикально.
Удлиненный крест со строчкой
Удлиненный крест со строчкой
Это удлиненный по высоте крестик, перетянутый дополнительным горизонтальным стежком посередине.
Прямой крест
Пересекающиеся вертикальные и горизонтальные стежки.
Болгарский крест, или двойной
Это чередование «простых» крестов, между которыми вышиты прямые крестики.
Техники вышивки крестом.
Удлиненные крестики, которые перекрещиваются друг с другом с наклоном.
Счетный крест
Это техника копирования рисунка со схемы на канву.
- Сначала переносят полукрестом самый большой фрагмента одного цвета, например, фон рисунка.
- Детали поменьше других тонов оставляют на завершающий этап работы.
Крепление нитей
Эта часть статьи поможет вам узнать, с чего начать вышивку крестом по схеме, когда все материалы уже на рабочем месте, а вы готовы к увлекательному рукоделию.
Первым делом следует соединить канву и мулине в единое целое. Выделяют 4 основных способа закрепить нитку при вышивке в начале работы:
- Узелком. Можно применять, когда используется несколько сложений нити на канве с мелкими клеточками. Но сам по себе метод не популярный, ведь каждая мастерица старается изнаночную сторону крестиков делать красивой тоже. Лучше научиться использовать один из следующих способов.
- Техника микростежком. Закрепляется нить, когда иголка проходит дважды через одну клетку. Сначала вы проводите ее посередине клетки, второй раз делаете полукрест, удерживающий первый микростежок. Весьма быстрый и аккуратный для внешнего вида изнаночной стороны канвы метод.
- Петелькой. Когда длинный хвост нити в несколько сложений и не разделен по одной нитке. Протягивая иглу с одной стороны ткани на другую, вы оставляете длинный кончик нити, чтобы вывести через него иголку. Чаще всего используется при четном сложении, когда отрезается нить в два раза длиннее, чем для вышивки и складывается пополам. Второй стежок завершает крестик в вышивке. Следите, чтобы петля находилась с изнаночной стороны канвы.
- Под стежками применяется в процессе вышивки, когда уже есть готовые стежки. Хвостик нитки длинной 1,5-2 см закрепляется под натянутыми стежками. Для первой нитки на вышивке способ тоже применим, но вам придется хвостик придерживать пальцем и контролировать, чтобы он попадал под выполняемые стежки. Или сначала вывести нить с лицевой стороны по изнаночной, а потом перекрывать изнанку стежками, закрепляя мулине.
Каждая рукодельница находит свой излюбленный метод крепить нитку, чтобы шить крестиком. Чаще всего выбирают вариант под стежками. Он самый быстрый и достаточно надежный
Важно, чтобы при этом использовалась игла без широкого ушка, чтобы не деформировать уже готовые стежки, натягивая их на изнаночной стороне ткани
Разновидности крестиков
Стежки бывают самые разнообразные. Самые популярные в современной вышивке:
-
Простой крест
. Он состоит из двух стежков, выполненных по диагонали и пересекающихся в центре. Таки образом образуется обычный крестик. -
Полукрест
. Единственный стежок, выполненный по диагонали. -
Петит
. Выполняется так же, как и обычный крестик, только меньшего размера. Четыре таких петита равны одному обычному крестику. -
Бэкстич
. Также его называют стежком «назад иголку». Им обводят контуры вышивки.
На сегодняшний день вышивка крестом — это одно из самых популярных хобби среди женщинВышивка крестом – один из наиболее оригинальных и востребованных видов искусства, которое привлекает к себе очень многих рукодельниц. Издавна вышивка крестиком применяется для украшения жилища, обуви, одежды. Со временем искусство вышивки крестиком все больше совершенствовалось. Сейчас вышивание крестом подразумевает под собой искусство украшения различных тканей и готовых изделий красивым орнаментом и красивым сюжетным рисунком. Вышивка может выполняться не только вручную, но и есть машинная вышивка. Сохранившаяся вышивка помогает ощутить всю передаваемую атмосферу прошлого и в полной мере ощутить ее ценность для каждого народа.
Символика
Дерево считалось главой русской вышивки и важным элементом узора. Это символ познания и модель мира. Оно олицетворяло мироздание: корни уходили в подземное царство, ствол означал существование на земле, а крона соответствовала небу и божествам. Поэтому дерево считалось первым символом связи с природой.
Животные. Со временем люди начали охотиться. В русской вышивке появляются изображения оленей. Знак удачного брака и обильной жизни. Когда две головы животного сведены вместе, такая вышивка обозначает небо, второе значение— мать и дочь, как порождающие живое в мире.
Так возник очередной символ рожаницы, как знак женского божества и плодородия.
Женщина. Вообще изображение женских фигур в старинных русских узорах встречалось очень часто. Оно использовалось, чтобы привлечь хороший урожай, защитить и размножить стадо домашних животных.
Русская народная вышивка женского божества Макоши тесно связана с обрядом встречи весны.
Всадники, лошади. Кони или конники наделяются божественной силой и являются знаком неба и солнца (иногда встречаются в виде колеса, что абсолютно равнозначное понятие). Они означают тепло, зимнее и летнее равноденствие. Среди всех всадников выделялся солнечный бог Даждьбог, который посылает народу солнечный свет, привлекает плодородный год.
Птицы. Распространено в русских народных мотивах изображение птиц (самым популярным является петух). Оно могло обозначать:
- пробуждение природы и земли, как петух по утрам будит окружающий мир,
- для отличного урожая вышивались на рушниках или кухонных предметах,
- на полотенцах птица изображалась для почтения усопших, как символ души,
- женщины использовали русскую вышивку двух птиц на своей одежде для счастливого брака.
Вы могли видеть орнаменты из птиц, следующих друг за другом или повернутых головами попарно. В композициях их шили в сочетании с деревьями или кустами, рядом с женским образом.
Растения. Вообще растительная тема в русской народной вышивке занимала особое место. Деревья являлись объектом поклонения для всадников, птиц, их изображали внутри часовен. В 18 веке распространяется вышивка алых роз, как вечное возрождение. Особенно запоминаются вышитые цветы и растения в стиле хохломы или гжели, на павлоградских платках.
Хмель на одежде молодых людей изображается, когда они готовы вступить в брак. Иное значение— молодость.
Русская вышивка калины встречается на рушниках и сорочках. Она означает бессмертие рода и крепкие кровные узы.
Лилией обозначали девичью невинность, а виноград— символ семьи и единства.
Когда люди начали вышивать?
Официально считается, история вышивки началась в Китае, именно там были обнаружены первые предметы одежды из шелка, украшенные мелкими стежками из золотых и серебряных нитей. Находки датированы V веком до н. э. и сохранились до наших дней, что говорит о высоком качестве материала и вложенного труда. Именно китайская вышивка оказала существенное влияние на становление этого вида рукоделия в Японии, Византии и позже в других европейских странах.
В России, а именно, на Алтае были найдены предметы одежды, расшитые камнями и бусинами, датированные первым веком до нашей эры. Это говорит о том, что становление вышивки в истории проходило параллельно в разных уголках земного шара. Некоторые источники утверждают, что во времена Владимира Мономаха уже была создана первая школа вышивальщиц на базе Андреевского монастыря.
Зарождение вышивки крестом
К сведению, вышивка крестом зародилась именно на Руси. Самый расцвет вышивки крестом пришёлся на восемнадцатый век. В это время рукоделие уже не было привилегией знатных женщин и монахинь. В каждой крестьянской семье было заведено, что девочка, которой исполнялось семь-восемь лет, начинала учиться вышивать. Она сидела долгими зимними вечерами и вышивала. Вышивка наносилась, прежде всего, на приданое бедующей невесты. Разнообразными узорами, составленными из некрупных крестиков, украшались платки, скатерти, салфетки, рубашки, полотенца и многое другое. Вера в то, что вышивка имела спасительную силу, по-прежнему не угасала. Изделия с вышивкой обязательно использовались в быту, их дарили на рождение ребёнка, когда его крестили, при венчании молодых, также в доме вышивкой украшали красный угол с иконами.
Рисунки, цвета, да и характер самой вышивки отличаются друг от друга в зависимости от территории. Так, например, рукодельницы северной и средней полосы Росси используют традиционные орнаменты с характерным для них использованием оттенков. Наибольшее распространение получила вышивка с повторяющимися узорами. Это могут быть как геометрические фигуры, так и изображения чего-либо. На ткани они изображаются в виде цепочки. Одинаковые узоры или группы узоров повторяются один за другим в определённой последовательности. Вся цепь узоров получила название раппорт.
Раппорты делятся на группы:
-
Растительный орнамент
. На вышивке изображают растения, деревья, ягоды, листочки, и всё это в разнообразных вариациях. -
Животный и птичий орнамент
. На вышивке изображают образы различных птиц, животных и насекомых. -
Орнамент, состоящий из геометрических фигур
. Последовательное изображение фигур различной сложности. -
Меандровый орнамент
. Такой вид орнамента зародился в Византии и прибыл к нам именно оттуда. Он представляет собой череду ломаных линий, которые не обрываются. -
Человеческий орнамент
. На вышивке изображают фигуру самого человека или же части его тела.
Историческая справка о вышивке крестом: особенность и мотивы
Историческая справка старинной вышивки крестом не сохранила точных сведений относительно возникновения этого вида искусства и мастерице, которая первой начала вышивать крестиком. Известно только то, что вышивкой женщины занимались еще с древности.
Вышивка – это прекрасная возможность познакомиться с историей и культурой различных народов
Вышивка, как и совершенно любое другое искусство, характеризуется тем, что она:
- Отображает культуру определенной страны;
- Национальные традиции;
- Особенности региона.
Историческая справка вышивки крестом кратко рассказывает о национальных особенностях каждого народа. Отличалась вышивка крестиком цветами и узорами, которые широко применяли мастерицы в своих работах. В те времена вышивкой украшались постельное белье, занавески, одежду, полотенца и многие другие вещи. Очень часто использовалась вышивка и для украшения подвенечного наряда невесты.
Ручная вышивка крестиком в настоящее время очень высоко ценится и приравнивается к стоимости драгоценных камней и золота.
Красивая вышивка крестом: история создания
Среди многих мастериц пользуется большой востребованностью вышивка крестиком, однако, далеко не каждый знает какая история создания вышивки. Во все времена вышивка крестиком пользуется большой востребованностью, так как это позволяет интересно выразить свою индивидуальность. Мотивы вышивки изменялись со временем и все больше совершенствовались.
Прежде чем украшать различные изделия вышивкой, необходимо изучить историю создания орнамента, ведь зачастую узоры имеют свой особый сакральный смысл
Изначально вышивка применялась для изделий, которые служили в качестве оберегов, мотивом для которых служили:
- Природные узоры;
- Мотивы, взятые из повседневной жизни;
- Оригинальные орнаменты.
По мере развития вышивки появлялись более оригинальные и современные мотивы, каждый из которых имеет свое собственное обозначение. Сохранившиеся мотивы работ позволяют оценить всю красоту и необычной старинной вышивки для которой использовались дорогостоящие материалы, а также иметь полное представление о жизни предков.
Материалы и инструменты
Основа для вышивания
Для того, чтобы приступить к вышиванию в технике Изонить в первую очередь нужно подумать об основе, на которой и будет создаваться нитяное изображение. Для этого чаще всего используют плотный картон.
Тонкий материал лучше не использовать, поскольку при работе он может деформироваться, кроме того неплотная основа впитывает влагу с пальцев рук
С плотным картоном удобнее работать, т. к. при затягивании нитей он не мнется и не рвется, т. е. не образуется разрывов между проделанными отверстиями.
Лучше брать картон для детского творчества, поскольку он плотный, но при этом не слишком толстый. Одна сторона такого картона цветная, а вторая – серая или белая.
Фото с сайта youla.ru
В нитяной графике иногда используют плотные обои, как однотонные, так и с рисунком, либо тиснением. Если обои не достаточно плотные, то можно наклеить их на картон.
Для работы отлично подойдет бархатная бумага — это прекрасный фактурный материал.
Если она тонкая, ее опять же можно уплотнить картоном.
Некоторые умельцы используют в качестве основы акварельную бумагу, ее особенность заключается в интересной фактуре.
Фото с сайта doodleandsketch.com
Цвет фона основы зависит от замысла художника и композиции. Его можно раскрашивать самостоятельно
Нитки для вышивания
Подходящие
В ниткографике можно использовать разные нитки.
Тонкие катушечные нитки помогут создать утонченную композицию.
Но чаще всего используют нитки мулине, поскольку с ними привычнее всего вышивать
При выборе ниток необходимо обращать внимание на их равномерную толщину и качество в целом
Очень важно, чтобы при вышивке они не лохматились, т. к
это портит внешний вид работы
к. это портит внешний вид работы.
На «Ирис» также часто падает выбор. Крученые и блестящие нити считают идеальным вариантом для Изонити.
НЕ подходящие
Шерстяные нитки мало подходят для работы в стиле Изонить, поскольку они ворсистые сами по себе и зачастую не очень яркие.
Однако, есть мнение, что рисунок, вышитый шерстью на акварельной или бархатной бумаге — весьма удачный выбор.
Букле и мохер совершенно не подходят для работы в технике Изонить.
Шелковые шнуры или синель (иногда называют шениль) имеют витую фактуру, поэтому для Изонити они также не предназначены.
Прочие материалы
Скотч пригодится для закрепления кончиков нитей с изнаночной стороны работы. Альтернативным вариантом может послужить клей ПВА.
Иголка понадобится, чтобы делать отверстия на картоне. Если делать отверстия на плотной бумаге, то вполне сгодится игла (портновская булавка).
Для толстого картона лучше использовать шило.
Не забудьте выбрать оптимальный диаметр шила или иглы, чтобы слишком большие отверстия не портили внешний вид работы.
Пригодится и подложка под работу, чтобы не испортить поверхность при проделывании отверстий в картоне. Для этого прекрасно подойдет старый линолеум, тонкий пенопласт или поролон.
Также необходимы вспомогательные инструменты:
- хорошо заточенный простой карандаш, чтобы наносить схему на основу
- линейка для черчения геометрических фигур
- циркуль для рисования окружности
- наперсток для защиты пальцев рук от возможных уколов иглой
- острые ножницы
- канцелярские зажимы могут пригодиться при закреплении схемы на основе (подойдут обычные скрепками, однако, они могут сдвинуться при работе, в отличие от зажимов)
История вышивки Западной Европы
Вышивка крестиком в Византийской империи, выделялась красотой шёлкового шитья (серебро, золото) и разнообразными узорами. Исторически это значительно повлияли на развитие вышивки крестом во многих странах Европы в период средневековья, когда появились свои уникальные орнаменты и техника.
В ХVI веке в Западной Европе счетная вышивка приобрела особую популярность. В то время большей частью сюжетов для вышивки были библейские сюжеты.
В XVIII веке в вышивке крестиком стал более заметен классический стежок. Тематики вышивок стали более разнообразны.
H2. История вышивки на Востоке
В восточных странах вышивкой традиционно украшали предметы домашнего обихода – накидки, ковры, вьючные мешки. Вышивки на Востоке всегда отличались большим разнообразием цветов и сложностью узоров.
Вышивки Индии и Ирана отличаются большим разнообразием изображались птицы, животные, растительные мотивы и классический национальный литературный сюжет.
H2. Краткая история вышивки крестиком
Еще в XVI веке вышивка крестиком считалась занятием для богатых, но с ХVIII века вышивка вошла в дома всех без исключения слоев населения.
Вышивку того времени можно разделить на:
- народную;
- городскую.
Вышивка народная была связана с обрядами и обычаями. Вышивка играла не только роль украшения. Она играла роль оберега, располагаясь на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т.е. на воротнике, рукавах, подоле).
Мстерская вышивка
Этот вид вышивки гладью в истории оставил небольшой след, так как зародился недавно, в XVIII веке. В России, во Владимирской области, в городке Мстера монахини местного монастыря положили начало уникальному стилю вышивки, который вскоре разделился на два вида: для зажиточных людей и духовенства, а также для простых крестьян. Разница была в том, что первые вышивали золотыми нитками по атласной ткани или бархату, а люди победней — простыми белыми нитками по тонкой льняной ткани или батисту.
XIX век и начало XX — это пик спроса на нежные батистовые сорочки с вышивкой белыми нитками, которые были практически в каждой семье. Также вышивались скатерти, носовые и шейные платки, косынки и тонкие нижние юбки, а в конце 40-ых годов XX века мстерская вышивка была признана даже за границей. Со временем мода на трикотажную одежду и белье практически вытеснила этот чудесный вид искусства.
Ткани для вышивки крестиком
В магазинах для рукоделия обратите внимание на нумерацию и материал канвы. Ее производят преимущественно из хлопка
Но встречается изо льна, смеси нескольких материалов, пластика. Есть вид канвы для вышивки по клеткам на одежде или другой ткани, помечается как водорастворимая. Удобно использовать, когда основа для рисунка не имеет удобного деления на клеточки.
Нумерация или размерность ткани зависит от количества крестиков на дюйме полотна. Чем больше размер, тем меньше получится вышитая клетка. Самыми популярными и распространенными в магазинах считаются номера 14, 16, 18. Канва с номером 8 является полотном для обучения новичков, где самые большие расстояния между отверстиями.
Например, номер 14 удобно использовать, чтобы вышивать крестиком по канве в две нити. № 18 выбирают, когда делают большие схемы изображений.
Часто среди мастериц можете встретить слова Аида и Хардангер. Это два вида популярных тканей для вышивки. Первая удобна для счетного крестика, когда полотно состоит из нитей с явно выраженными квадратами. Хардангер используется опытными рукодельницами, чтобы самостоятельно выбирать размер каждого крестика. У этой канвы переплетение равномерное, обычно выбирают для гобелена.
Аида встречается разных цветов, в зависимости от нужд мастерицы. Цветовая палитра варьируется от белоснежной белой ткани до черной, найдете салатовую и розовую канву, голубую и оливковую основу. Каждая мастерица подберет желаемый цвет под свой вкус и вышивку.
Производители облегчили труд рукодельниц, используя для разделения на секторы металлическую или контрастного цвета нить. Материал делится на участки 10х10 клеточек. Даже самый сложный рисунок для вышивки крестиком будет легче шить на уже расчерченной ткани. По завершении работы вы легко удалите разделительные полосы.
Вышивка крестом
История и исследования утверждают, что это одна из самых распространенных техник для создания оберегов в виде одежды, ведь ее символ — крест — являлся знаковым изображением человека, при этом в зависимости от того, какая форма (геометрическая фигура, рисунок) выстраивалась из маленьких стежков, можно было понять, чего желала мастерица-вышивальщица тому, кому предназначалась вышитая вещь. Ученые не могут назвать приблизительную дату возникновения этого вида рукоделия, но найденные древние останки одежды, датированные IX-X вв., доказывают, что вышивка крестом была уже на высоком уровне.
При этом исследователи истории вышивки крестиком утверждают, что это искусство считалось занятием для аристократов или людей с уникальными способностями, а простому люду были доступны только примитивные стежки и толстые полотна с нитками, из которых шедевр не создашь. Одной из самых искусных вышивальщиц Средних веков считалась Ксения, дочь Бориса Годунова. Ее работы были известны не только в России, но и за границей: она умело вышивала полотна для церкви, скатерти и одежду для членов царской крови.