Пётр карлович клодт
Содержание:
- Нарвские ворота
- Мальчик, юноша, офицер
- Памятник Ивану Крылову
- Примечания
- Об изображении царей и богов
- Прав ли был царь, что вместо коней Клодта на набережной перед Академией художеств разместил сфинксов?
- Аничков мост
- История жизни Петра Карловича Клодта
- Шесть анекдотов
- Аничков мост
- Клодт и К.П.Брюллов
- Семья
- Сватовство по случаю
- Борец со львом Альберта Вольфа
- Статуэтки и эскизы на тему «конь с водничим» и другие
- Памятник Николаю I
- Итог жизни скульптора
Нарвские ворота
Нарвские триумфальные ворота построены в 1827-1834 годах. Скульптурная группа, венчающая арку, стала первой серьёзной работой Петра Клодта.
У этого памятника интересная история. Первые триумфальные ворота были созданы из дерева и алебастра. Тогда, в 1814 году, по проекту Д. Кваренги была возведена роскошная арка на Нарвской заставе – она предназначалась для встречи российских войск, возвращавшихся из Европы. Однако недолговечные материалы быстро пришли в негодность, и спустя 13 лет был заложен первый камень новых ворот. Саму арку решением Николая I решено было передвинуть южнее (на нынешнюю Площадь Стачек).
В 1827 году строительством руководил Василий Стасов. Каркас ворот составила кирпичная кладка, обшитая медными листами. Над скульптурной группой, также выполненной из меди, в 1832-1833 годах работала группа мастеров:
- фигура богини Славы – Степан Пименов;
- скульптуры витязей Древней Руси – Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский;
- крылатые женские фигуры и барельефы с гениями славы – Иван Леппе;
- шестёрка коней – Пётр Клодт.
К тому моменту молодой Клодт ещё не имел серьёзных заказов, потому предложение поработать с именитыми скульпторами принял за честь. Шестёрка коней Клодта, установленная на аттике и несущая колесницу Славы, олицетворяет динамичность, стремление вперёд и уверенность в победе.
Николай I был в восторге от работы Клодта, а сам скульптор получил не только покровительство императора, но и всемирную известность.
Мальчик, юноша, офицер
Семья будущего скульптора (небогатая, но родовитая) происходила из балтийских немецких аристократов, состояла из потомственных военных. Его прапрадед был одним из известных деятелей Северной войны, был генерал-майором шведской армии.
Отец скульптора Карл Фёдорович Клодт фон Юргенсбург был боевым генералом, воевал в Отечественной войне 1812 года.
Портрет прославленного генерала занимает достойное место в галерее Зимнего дворца.
Несмотря на то, что П. К. Клодт родился в 1805 году в Санкт-Петербурге, детство и юность его прошли в Омске, где отец занимал должность начальника штаба Отдельного Сибирского корпуса.
Там, вдали от стандартов столичного образования, вдали от европейской культуры проявилась склонность барона к резьбе, лепке и рисованию.
Больше всего мальчику нравилось изображать лошадей, он видел в них особое очарование.
Как и его предки, мальчик готовился к военной карьере. В Омске учился в войсковом казачьем училище. В 1822 году, в возрасте 17 лет, он вернулся в столицу и поступил в артиллерийское училище.
Всё свободное время, которое оставалось от обучения ратному ремеслу, он отдавал своему увлечению:
Также известно, что в этот период Клодт много времени посвящал изучению поз, аллюров и повадок лошадей. «Постигая коня как субъект художественного творчества, он не имел иного наставника, кроме натуры».
После окончания училища будущий скульптор получил чин подпоручика.
Офицер служил в учебной артиллерийской бригаде до 23 лет, а после этого в 1828 году ушёл с военной службы и решил далее заниматься исключительно скульптурой.
Начало артистической деятельности Клодта было чисто случайное. Об этом один из родственников знаменитого скульптора по случаю 20-й годовщины его смерти рассказал следующее: «В бытность свою в артиллерийском училище, вырезал он как-то от скуки из простого берёзового полена небольшую лошадку — русскую добродушную клячу со стёртыми боками и подарил её малолетнему сыну Николая Ивановича Греча — Алексею
Литературная компания, собиравшаяся у Греча Кукольник, Булгарин, Даль и другие случайно обратили внимание на новую игрушку, с которой возился на полу маленький Греч. Взяли, рассмотрели поближе, пришли в решительный восторг от артистического исполнения
Кто делал? Оказалось — юнкер Пётр Клодт. Литераторы доброго старого времени окончательно умилились, отняли лошадку у ребёнка и тут же согласились разыграть её „по золотому“ в лотерею, а на вырученные деньги купили талантливому юноше полный резной прибор. С помощью последнего, уже будучи офицером, во время лагерной стоянки в Красном Селе, он вырезал из дерева две новые лошадки, ещё более художественные, обративши на себя внимание великих князей Михаила и Николая Николаевичей, удостоивших принять в подарок эти счастливые плоды лагерного досуга. С этих пор художник-самоучка уверенно и быстро пошёл в гору».
Памятник Ивану Крылову
Переместимся в Летний сад. Здесь на гранитном пьедестале, с тетрадью и пером в руке восседает Иван Андреевич Крылов. Сам пьедестал украшен персонажами басен Крылова, отлитыми в бронзе.
Кончина великого баснописца в 1844 году стала большой потерей для литературы в целом и Петербурга в частности. В 1848 году Академия художеств объявила конкурс на создание памятника Ивану Крылову. Победил проект Петра Клодта.
Бронзовая фигура установлена недалеко от главной аллеи Летнего сада. Место выбрано не случайно. По первоначальному замыслу Петра I, в этом месте располагалась статуя Эзопа – древнегреческого поэта, которого Крылов весьма уважал и многократно пересказывал на русский язык.
Памятник Ивану Крылову занял почётное место не только в Летнему саду, но и в литературе. Он неоднократно упоминался в стихотворениях и мемуарах. Вот так описал его поэт Иван Майков:«С улыбкой доброю, с приветливостью взгляда,Он, точно с старческой неспешностью речей,Рассказывает нам с своих высоких креселПро нравы странные и глупости зверей.И все смеются вкруг, и сам он тихо-весел».
Примечания
- ↑
- ↑
- Ныне — пос. Клеверное, Выборгский район, Ленинградская область, Россия.
- Толбин В. Барон П. К. Клодт фон Юргенсбург (библиографический очерк) // Семейный круг. — 1958—1959. — № 10.
- .
- «Новое время», 1887, № 4199.
- , с. 187.
- Славина Т. А. Константин Тон. — Л.: Стройиздат, 1989. — С. 56—59. — 222 с. — (Мастера архитектуры).
- О берлинском королевском парке парке см. статью на немецком языке de:Heinrich-von-Kleist-Park
- Ромм А. Г. Пётр Карлович Клодт. 1805-1867. — Л.—М.: Искусство, 1948. — С. 9. — 32 с. — (Массовая библиотека).
- Власов В. Г. Клодтовские кони // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика, 2006. — Т. IV. И—К. — С. 505—507. — 750 с.
- Этот эскиз хранится в архивах Государственного Русского музея
- До Клодта изображения животных являлись частью фона художественных произведений и не воспринимались в качестве самоценных произведений.
- Могила на плане кладбища (№ 22) // Отдел IV // Весь Петербург на 1914 год, адресная и справочная книга г. С.-Петербурга / Ред. А. П. Шашковский. — СПб.: Товарищество А. С. Суворина – «Новое время», 1914. — ISBN 5-94030-052-9.
Об изображении царей и богов
Замечание (об очернении русской истории). Западные и прежде всего лютые английские враги России сладострастно потирают руки: вот еще кто-то швырнул грязью в историю России. В этой связи должны радоваться, например, бесконечным фейковым пошлым фильмам про русских царей и генсека с постельными сценами, где пошлые киношники своими физиономиями и малобюджетными фильмами реализуют свои детские психотравмы, пиная царей, особенно сладострастно обращаются с великим русским царем Иваном IV (Грозным). Романовы, видимо, сложно относились к Рюриковичу Ивану Грозному, если даже на памятнике «Тысячелетие России» этот царь отсутствует (хотя присутствует его первая жена Анастасия), а также не дали по рукам Карамзину, когда тот, ориентируясь на слухи, включил фейкомет и смешал с грязью Грозного в своей «Истории». Когда психологизмом царя занялся Антокольский, общавшийся с демократом В.В.Стасовым, создав камерный (хотя и в полный рост) скульптурный шедевр – сидящего мучающегося от «своих злодеяний» Грозного, он попал в русофобскую струю, как туда благополучно попадали, например, все советские пишущие диссиденты, среди которых — липовые нобелевские лауреаты. Как написано в книге «Власть и монумент»,
На СКУЛЬПТПРИВЕТ уже приводилась мнение Пушкина о наивности историка Карамзина, клеймившего Грозного, о чем рассказал Денис Давыдов в своих мемуарах.
А художники, потренировавшись на царях, подумали: что нам царь, давайте нам Господа Бога. Начали в Христе искать психологические черты. И вот Антокольский сделал связанного веревкой Христа в полный рост. И.Н.Крамской посмотрел статую и как атеист атеисту в письме Репину от 24.09.1874 написал такое, что жосьишарли радостно опубликовало бы и у себя:
Видимо, Крамской «знал», о чем писал, поскольку усталого «Христа» в пустыне он уже изображал, но что-то и там нет курносого носа. Подобно ему самому, сравним его «Христа» (к Богу это не имеет никакого отношения), например, с сидящим и широко известным античным «Кулачным бойцом», ибо там тоже усталый мужчина сидит в невеселом виде, тем более что сам Крамской вспомнил в письме про античного Германика. А не подумал ли Крамской на закате жизни, от чего это так и не окончил свою главную картину «Хохот», почувствовал, видимо, всю мелкоту темы.
При Николае I демократов-атеистов было меньше, а художники были умнее, по крайней мере, в данном отношении. Например, А.А.Иванов тоже изобразил «Явление Христа народу» (евангельские темы имеют право на существование), но психологизмом в отношении Бога не занимался, понимая, что главным достоинством картины является лучшая по рисунку массовка с изображением обнаженных тел, а для Христа просто использовал античную «икону» — голову Аполлона Бельведерского, при этом, чрезвычайно ревностно и долго отыскивая подходящие типажи для персонажей картины.
Клодт творил чуть позже, но такими пошлостями тоже не занимался. На святынях не топтался.
Кстати, и Антокольский делал памятники царям без пошлости, а его памятник Петру I является, пожалуй, лучшим среди неконных памятников этому царю, не случайно он установлен сразу в нескольких городах России и попал на 500 – рублевую купюру. Но этот же монумент в уменьшенном виде вполне мог украсить и скульптурку малых форм.
Настольное украшение «Петр I – основатель русского военно-морского флота». Отливка Фализа по модели М.Антокольского. Париж. 1896. Серебро, литье, чеканка
Представим на мгновение попытку изобразить психологические страдания царя, задающегося вопросом «А так ли уж нужен России военно-морской флот?». Смешно?
Антокольский одел Петра I в форму Преображенского полка. Чувствуется великолепная школа Императорской Академии художеств времен замечательного педагога Н.С.Пименова, давшего Антокольскому «путевку в жизнь». Зато П.К.Клодт старше Н.С.Пименова всего на 7 лет, и путевку в жизнь ему дал Николай I.
Также по этой теме:
Балерины Янсон-Манизер
Бертель Торвальдсен. Часть 5
Почему П.М.Третьяков не приобретал скульптуру
Парные скульптуры. Часть 2.
Николай I и изобразительные искусства. Часть 2 Акварель Премацци
Вячеслав Клыков – скульптор и подвижник русского народа. Часть 4
Прав ли был царь, что вместо коней Клодта на набережной перед Академией художеств разместил сфинксов?
Пусть каждый сам ответит.
Египетский сфинкс на пристани перед Академией художеств. Пристань создана в 1832-1834 по проекту К.А.Тона
Сфинксы не простые, а настоящие, древние, привезенные из Египта, а сделаны в 15-14 веках до нашей эры (!). Что нам младенцы «Диоскуры»!
Для правильного ответа на поставленный вопрос необходимо также учитывать, что длинными питерскими ночами во времена П.К.Клодта местные «ундины» приходили на это место постирать белье:
М.Н.Воробьев. Набережная Невы у Академии художеств. 1835. Фрагмент
Хотя и не в таком количестве (имеются в виду ундины), как у Н.И.Крамского:
Крамской. Русалки. 1879
Еще один непростой вопрос: правильно ли царь отстранил С.С.Пименова (1784-1833) от коней на Нарвских воротах. Незадолго до этих коней Пименов сделал своих коней:
Пименов С.С. Колесница Аполлона на аттике главного фасада театра Драмы им. А.С.Пушкина. Санкт-Петербург
А чуть раньше С.С.Пименов совместно с Демут-Малиновским делали шестерку коней над аркой здания Главного штаба напротив Зимнего дворца. Тоже при Николае I.
Арка здания Главного штаба. 1820-1829
С.С.Пименов, В.И.Демут-Малиновский. Колесница Победы. 1828. Коней делал Демут, колесницу Пименов
С.С.Пименов, В.И.Демут-Малиновский. Колесница Победы. 1828. Фрагмент
С.С.Пименов, В.И.Демут-Малиновский. Колесница Победы. 1828. Фрагмент
С.С.Пименов, В.И.Демут-Малиновский. Колесница Победы. 1828. Фрагмент
Ясно одно: в наше время таких коней сделать никто не сможет, а всего лишь могут сделать точно таких, то есть — трехмерную копию.
Аничков мост
В небольшой книжечке Т.А.Славиной «Константин Тон», Лениздат, 1982, конечно же, поругивают Николая I:
Умный советский петербуржец, погулявший среди красот Ленинграда, сразу понимает, что император Николай I – настоящий и глубокий эстет, лично вникающий во все красоты города, монументально-декоративной скульптуры и прочего искусства, работяга. Кстати, то же относится и к умным москвичам.
До того Невский проспект сужался и мост над Фонтанкой был узким. Перед установкой коней его расширили, и он стал таким, каким мы видим его сейчас. Новый мост был сделан за полгода (!).
И.И.Шарлемань, Ж.А.Дюрои. Аничков мост. 1850. Год установки последней группы
В книге праправнука скульптора Г.Клодта «Лепил и отливал Петр Клодт», 1989, много фантазий, стандартных советских оскорблений и панибратства в адрес царя, но и в ней умный читатель прочитает между строк про все достоинства царя, в частности, его способность соглашаться с мнением других. Оказывается, по мнению праправнука, это Клодт внушил царю поставить коней на Аничковом мосту, тогда еще непригодному для этого, а потому получается, что благодаря Клодту мост и был расширен. Праправнук пишет:
Забавно читать фантазии о том, что подумал давно умерший царь. Но в этих рассуждениях видится некоторое отсутствие у скульптора логики, поскольку на момент разговора речь шла о двух конных группах, тогда как у моста четыре угла. Кроме того, изначально для установки этих двух групп планировались места просто замечательные: либо на пристани около Академии художеств, либо около Адмиралтейского бульвара.
Клодта это должно было вполне устраивать, но версия праправнука тоже правдоподобная, и попутно подтверждающая прекрасные качества царя. В итоге на пристани около Академии художеств вместо коней установлены сфинксы.
Здание Академии художеств со стороны Невы
Пристань у Академии художеств по проекту Тона с конями Клодта. Первый вариант
Гривами кони напоминают коней Марли, то есть царь и архитектор уже задумывались о конных группах.
Довольно некрасивые по части коней Диоскуры с Монте Кавалло в Риме в качестве прототипов царем сразу были отвергнуты, так как царю громкость имени была безразлична. Таким образом, именно Николай I был тем локомотивом, который вел за собой как конкретные проекты, так и выбирал исполнителей, которых он всегда поощрял, и это особенно относится к Клодту.
В любом случае, царь, очевидно доверял молодому скульптору после создания им конной шестерки на Нарвских триумфальных воротах. Праправнук пишет о желании царя создать коней именно русскими мастерами.
Он также описывает, как в личное пользование Клодта в академическую конюшню были переданы два чистокровных арабских жеребца. Так что не римско-французские реминисценции двигали воображение Клодта, а натуральные арабские жеребцы по кличке Амалтабек и Серко.
История жизни Петра Карловича Клодта
Где-то в конце 1832 — начале 1833 года скульптор Петр Клодт получил правительственный заказ на выполнение двух скульптурных групп «Укротители коней», предназначенных первоначально для украшения пристаней Адмиралтейского бульвара. Работа над этими группами заняла почти двадцать лет, стала едва ли не главным делом всей жизни скульптора и принесла ему невиданный успех.
Четыре конные группы, украшающие Аничков мост, представляют собой развернутую драматическую серию, в которой последовательно развивается один сюжет — покорение коня человеком. В основе замысла мастера лежит тема победы человека над стихийным могуществом природы, образ мятежной силы, укрощаемой разумом.
Аничков мост в 1850-х годах
В первой группе животное еще покорно человеку. Обнаженный атлет, напрягаясь всем телом и крепко схватив узду, сдерживает вздыбленного коня. Во второй группе голова коня высоко вздернута, ноздри раздуты, пасть оскалена, передние ноги раскинуты. Фигура водителя развернута как бы по спирали; могучим усилием он осаждает коня. В третьей группе борьба становится еще яростнее. Водитель повержен на землю, и конь почти вырвался на волю. Попона сброшена с его спины, шея выгнута, и голова победоносно поднята; лишь левая рука водителя, натягивая узду, удерживает разъяренное животное. Наконец, в четвертой группе человек вновь покоряет коня; припав на одно колено и обеими руками сжимая узду, укрощает его дикий бег.
Ни одна из групп Аничкова моста не повторяет другую ни по сюжетному мотиву, ни по очертаниям силуэта. Клодт стремился избежать какой-либо схемы или нарочитости в построении. Но движение пластических масс подчинено организующему ритму, который связывает все четыре группы воедино, придавая им характер стройного ансамбля. «Укротители коней» созданы в пору высшего расцвета дарования скульптора и принадлежат к числу лучших произведений русского монументально-декоративного искусства.
За «Коней» Петр Карлович получил в 1838 году звание академика. Он становится должностным профессором скульптуры, а к жалованью его еще добавляется ежегодная пенсия — три тысячи рублей.
Кони перед Берлинским замком
Из других произведений, выполненных Клодтом, надо выделить памятник русскому баснописцу Крылову в Летнем саду, открытие которого состоялось 12 мая 1855 года. Художник здесь стремится передать свои живые впечатления, увековечить облик человека, которого знал и любил. Избегая какой-либо идеализации, скульптор создает правдивый, реалистически точный портретный образ. Крылов у Клодта принимает простую, естественную, даже несколько небрежную позу. Скульптор тщательно передает одежду своего героя, при этом не стремясь к нарочитым декоративно-пластическим эффектам.
В горельефную композицию на постаменте памятника Клодт включает персонажи наиболее известных крыловских басен. Здесь можно увидеть многочисленных животных из поэтического мира Ивана Андреевича. В работе над изображениями, украшающими пьедестал, скульптору помогал выдающийся мастер графики А.А. Агин, создатель знаменитых рисунков к поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Агин подготовил графический проект пьедестала и ряд иллюстративных композиций на сюжеты басен, а Клодт перенес их почти без изменений, лишь тщательно сверив каждое изображение с живой натурой.
В усадьбе Голицыных в Кузьминках
Успех этого произведения явился закономерным результатом всей его предшествующей деятельности. Хотя Клодт безусловно не основатель русской анималистической скульптуры, но именно ему удалось вывести ее на путь самостоятельного развития. Помогли в этом мастеру свежесть и точность творческого восприятия натуры, одушевленного неподдельной любовью к животным.
К сфере пластики малых форм принадлежат историко-жанровые статуэтки и группы Клодта. Наибольшую известность здесь обрели «Римский воин» (1830-е годы) и «Русский витязь» (1851).
Памятник И. А. Крылову (бронза, гранит, 1848—1855) в Летнем саду
Шесть анекдотов
А когда по вине Клодта (праправнук считает, что из-за короткой уздечки) лошадь под ним понесла, а потом лягнула президента Академии художеств герцога Лейхтенбергского, доброго по натуре и женатого на старшей дочери царя, Николай I сказал Клодту:
Праправнук придумал: государь-император дескать играет в солдатиков. Якобы государь сказал: «Закажите этому барону моих конногвардейцев. Ну, не эскадрон. Отряд. Прелестно, это прелестно», — говорил он и строил, и перестраивал конногвардейцев то в парадный строй, то в боевой.
Клодт несколько раз соревновался на своих запряженных в коляску скакунах-натурщиках с коляской царя. Когда же обогнав царя, двусмысленно приподнял шляпу, приветствуя царя, тот погрозил кулаком. Обиженный царь простил Клодта, увидев готовых «Укротителей».
Праправнук придумал версию того, как Клодт «развел» царя на еще две группы (№№ 3, 4).
Редкостный выдумщик этот праправнук. Кто скажет после этого, что история – это наука?
Аничков мост
Кони на Аничковом мосту – без сомнения, самая знаменитая работа Петра Клодта. Творить их он начал ещё во время работы с Нарвскими воротами.
В основе сюжета: противостояние человека и великолепного животного.
- Первая группа. Обнажённый атлет сдерживает вздыбленного коня. Оба напряжены, нарастает тревога, но животное пока покорно человеку.
- Вторая группа. Животное почти одерживает верх над человеком: атлет на земле, конь пытается вырваться на волю.
- Третья группа. Человек пытается осадить коня. Конь бьёт передними копытами по воздуху, голова вздёрнута, пасть оскалена.
- Четвёртая группа. Атлет укрощает разъярённое животное.
Изначально скульптурная группа должна была расположиться на дворцовой пристани Адмиралтейской набережной. Планировался сложный проект: Пётр Клодт представил модели для проекта, которые позже предстояло отлить в бронзе. Однако императору кони понравились, а сочетание коней и львов на набережной – нет. Реализация проекта задерживалась. Клодт к тому моменту заканчивал трудиться над аркой Нарвских ворот, это тоже тормозило работу.
Обратил внимание на перестройку Аничкова моста сам Пётр Клодт. Он предложил установить статуи на опоры моста через Фонтанку
К 1838 году фигуры были реализованы в натуральном размере, но скоропостижно скончался руководитель Литейного двора Императорской академии художеств Василий Екимов. Именно он должен был заниматься переводом скульптур в бронзу. Клодт принял решение самостоятельно руководить литейными работами.
Скульптор соединил в процессе работы навыки литья, полученные в артиллерийском училище, и новые технологии, наработанные к тем годам. Это принесло неожиданный результат: отлитые в бронзе скульптуры не требовали дополнительной обработки. Окончательный вид, знакомый нам сегодня, Аничков мост приобрёл в 1850 году, когда все временные гипсовые статуи были заменены на «вечные» бронзовые работы Петра Клодта.
Интересный факт: знаменитых «коней с Аничкова» можно увидеть не только на этом мосту. С 1838 по 1850 годы Пётр Клодт занимался отливкой скульптур, часть из которых отправились в другие уголки мира. Так, копии статуй находятся (находились):
- у главных ворот королевского дворца в Берлине;
- на территории королевского дворца в Неаполе;
- у Орловского дворца в Стрельне (разрушен в годы войны);
- в усадьбе Голицыных в подмосковных Кузьминках.
Работа над скульптурами Аничкова моста заняла у Петра Клодта почти 20 лет. В годы блокады статуи были сняты с постамента и закопаны в саду Аничкова дворца – так их удалось сохранить.
Клодт и К.П.Брюллов
На СКУЛЬПТПРИВЕТ была статься о женитьбе К.П.Брюллова и о том как жена изменила ему со своим отцом, а художник был оклеветан и поливается грязью в третьяковке в наше время со слов его племянника, сына сестры. В книге Г.Клодта тоже фигурирует этот момент в жизни Брюллова, поскольку после того, как Брюллов расстался с Эмилией Тимм, он в тяжелом моральном состоянии прожил взаперти две недели у П.К.Клодта, где писал объяснение и прошение о разводе Бенкендорфу и министру двора князю Волконскому. Церковь дала согласие на развод через два месяца, а сам Брюллов утаил от света истинную причину развода. Это случилось в 1839, а уже в 1844 эта пианистка вернулась из Парижа и вышла замуж за сына Н.И.Греча, который был двоюродным братом П.К.Клодта.
Семья
Памятная монета Банка России, посвящённая 200-летию со дня рождения П. К. Клодта. 2 рубля, серебро, 2005 год
Жена: Иулиана (Ульяна) Ивановна (урождённая Спиридонова;1815—22 ноября 1859) — племянница скульптора-монументалиста, академика Императорской Академии художеств И. П. Мартоса.
Сын: Михаил Петрович Клодт (1835—1914) — художник, старший сын П. К. Клодта
Дочь: Вера Петровна (по мужу Клодт; 1843—1924) — замужем с 1864 г. за Александром Константиновичем Клодтом (ум.1871), племянником П. К. Клодта.
Дочь: Мария Петровна (по мужу Станюкович; 1836—1922) — замужем за Александром Михайловичем Станюковичем (1823—1892), журналистом, издателем, редактором развлекательных журналов, братом известного писателя К. М. Станюковича. В браке имели шестеро детей.
Дочь: Софья Петровна (по мужу Гардер; 1843—1862) — замужем за Анатолием Егоровичем Гардером, в браке один ребенок.
Сын: Александр Петрович (1841—1902) — окончил Николаевское кавалерийское училище, служил в гусарском полку, с 1882 году в отставке с чином майора.
Дочь: Наталья Петровна (по мужу Гардер) (род. 1839) — с 1864 г. замужем за Анатолием Егоровичем Гардером (род. 1842), в браке имели пятеро детей.
Через прибалтийское семейство Альбедилей Пётр Клодт состоял в отдалённом родстве с Ганнибалами и с А.С.Пушкиным.
Сватовство по случаю
И вот как-то, начистив ношеный сюртук, он явился в дом Мартосов и, преодолев сопротивление швейцара, припал к ногам маменьки Екатерины со словами: «Вы одна можете устроить моё счастье! Уговорите мужа отдать за меня дочь!». Та аж поперхнулась: «Да в своём ли вы уме, барон? Катенька — дочь академика, а у вас в одном кармане вошь на аркане, в другом блоха на цепи!» Но, придя в себя, Авдотья Афанасьевна увидела в этом деле определённый интерес — мол, почему бы не сбыть с рук, наконец, племянницу? «Вот, разве что бесприданницу возьмёте — нашу Ульку», — намекнула она жениху. А для солидности пояснила, мол, речь идёт об Иулиании Спиридоновой, сироте без гроша за душой, а так девушке вполне приличной. Иулиания в это время носилась по дому с подносами и знать не знала, что решалась её судьба. Тут-то и случилось нечто совсем уж невероятное. «Жених» вдруг встал с колен, стряхнул с панталон невидимые соринки и произнёс: «Прекрасно, добрейшая Авдотья Афанасьевна, коль отдаёте — возьму сироту!» И пояснил — ведь сам он трудяга, а сирота в приживалках тоже работает с утра до ночи, такая, пожалуй, ему в самый раз… Как-то малость резко получилось с точки зрения Авдотьи Афанасьевны. Вроде бы все по её желанию вышло, а осадочек, однако, остался. Вот и Катенька надулась — барон нет, чтобы сердечные раны «зализывать», теперь вокруг «замарашки» увивается. Та ног под собой не чует от счастья, а папенька ещё и знатных гостей назвал на свадьбу племянницы… Екатерина даже и к столу не вышла. Любовь к ненаглядной Катюше у Петра вмиг испарилась. Уля радостно из дядюшкиных хором переселилась в подвал мужа и принялась там привычно хлопотать уже как хозяйка. А разбирая своё скудное приданое, нашла зашитые по старому обычаю тётушкой в уголках белья серебряные монетки. Клодт жену расцеловал и сказал, мол, хороший знак, видно, ты мне счастье принесёшь. Уля бегом в лавку — за свежими булками да кофе на те денежки, но даже заварить не успела, как стук в дверь и голос: «Барон Клодт фон Юргенсбург здесь проживать изволит? Его императорское величество пожелало пригласить вас в гвардейский манеж». Дело в том, что неугомонный Клодт наводнил своими лошадками уже полстолицы. Сыновья императора — Михаил с Николаем — тоже такими играли, когда кто-то из придворных сказал царю, вот, мол, есть у нас в России такой умелец барон Клодт, игрушки мастерит… Легенда гласит, будто большой любитель лошадей Николай, повертев поделку в руках, произнёс (не при детях, конечно): «Да этот барон лошадок делает лучше любого жеребца!». Как бы там ни было, Пётр Карлович из манежа вернулся окрылённый — император заказал ему коней для колесницы Победы на Нарвских воротах изваять. Жену кружил по подвалу, приговаривая: «Немедля едем в Гостиный двор, накупим тебе платьев, будешь ты у меня, как принцесса по Петербургу разъезжать».
Борец со львом Альберта Вольфа
В отличие от укротителей данная тематика прямо восходит к сюжету о том, как Георгий Победоносец поражает змия. Этот сюжет отражен как в работах самого Клодта, так и Н.С.Пименова, есть такое украшение и в Георгиевском зале Кремля в Москве.
Ученик знаменитого немецкого скульптора Х.Д.Рауха, потомственный скульптор Альберт Вольф (1814-1892) создал великолепного коня, всадника и льва, которого всадник поражает копьем, видимо, приняв его за змия (шутка). Все три пока еще живые существа сделаны великолепно.
А.Вольф. Борец со львом. Подготовительный рисунок основывался на эскизе Рауха 1847 г. Скульптура воздвигнута в 1861. Старый музей. Берлин
Уточнение. Речь идет о льве, рисунок которого начал Раух в 1821, однако, в 1847 семидесятилетний Раух окончательно отказался от мысли собственноручно изваять льва, молодой ученик славно воплотил этот замысел.
Немецких скульпторов по имени Вольф было много, лучший из них Эмиль Вольф, а в 20 веке тоже был Вольф, но, как говорится, «Федот, да не тот», регресс изобразительного искусства налицо. Посмотрим, что ваяют вольфы в 20 веке.
Густав Генрих Вольф. Купальщица. 1924. Неужели немка, арийка, купалась в валенках?
Также по этой теме:
Рамазанов и безвременно почивший Климченко
Вячеслав Клыков – скульптор и подвижник русского народа. Часть 1
Венеры. Часть 2. Венера Витали, Венера Ноллекенса и о красоте русских женщин
Каким бы был памятник монарху работы Фальконе во Франции и фиаско Бернини
Что показал Пикассо советскому искусствоведу М.В.Алпатову на вилле «Калифорния»
Памятник Николаю I Клодта. Часть 2. Постамент
Статуэтки и эскизы на тему «конь с водничим» и другие
Если коней Клодт уже давно делал очень красиво, то компоновка пары конь – водничий выглядит не так просто. На фоне поисков Клодта совсем убого выглядят Диоскуры, менее объемно выглядят кони Марли, не говоря уже о «Славе» и «Меркурии» Куазевокса.
Эти парные композиции явно предназначены для бокового осмотра, условно говоря, они плоские по сравнению с нашими реалистическими прежде всего по пропорциям конями и укротителями, которые предназначены и для других ракурсов, правда, для проплывающих под мостом туристов главным оказывается боковой ракурс снизу вверх. При этом, мы не знаем, практиковали ли при царях туристы столь массовые водные прогулки по речке Фонтанке и по другим рекам и каналам Петербурга. А публика тогда была гораздо отзывчивей к прекрасному.
Работы Клодта становились центрами притяжения, народ шел смотреть шедевры.
Вариант второй группы для Аничкова моста. 38х33х34 см. Бронза. 1840-ые
П.Клодт. Конь с водничим. Вариант второй группы. Бронза 37х35х32 см. 1840-ые
Сколько безумцев-фантастов искусствоведов, особенно в советские времена (тогда сытно жилось в союзах писателей, художников и прочих, потому особенно сладко мечталось), писало про скульптуру малых форм целые книги, дескать она имеет «свое пространство», и все такое прочее, что нормальный человек в принципе понять не может.
Анекдот (из недавнего ток-шоу). Вот один кричит: я представляю Бога, он меня послал. А из соседней палаты ему в ответ: Я тебя никуда не посылал.
У нормальных людей все иначе. У них нет никакого иного, кроме родного евклидова «прямоугольного» трехмерного пространства с декартовой системой координат и с простеньким метрическим тензором, где на главной диагонали привычно стоят единички, а в остальных местах нолики, и с такой привычной и никогда не подводящей людей теоремой Пифагора.
Для таких людей из огромных скульптур в полный рост делали из чугуна скульптурки малых форм, в частности, на Каслинском заводе. Люди любуются ими и не думают, «чьих они будут»: больших это или малых форм, — просто, если маленькая, то значит – малых форм.
Клодт. Конь с водничим. Вариант третьей группы. Есть в воске. А это – из бронзы. А есть аналогичные из чугуна, ими снабдили довольно широкие массы населения и музеи
Сам Клодт прославился не только как монументалист, но и как мастер художественного литья. Много, кто ваял лошадок, но если в музее увидите очень красивую лошадку, значит ее сделал Клодт, а если увидите лошадку, очень занятую бытовыми делами, например, кормежкой, — значит, сделал Лансере (шутка), а если кто-то охотится – то — Обер. А если не очень красивую – то ее сделал кто-то другой.
Клодт. Скаковая лошадь. Этюд. 1838. Бронза. Лошадиный контрапост (шутка)
Клодт. Кобыла с жеребенком. 1854-1855
Клодт. Римлянин с конем
Клодт. Царь Михаил Федорович. 1840-1850-ые. Первый царь из династии Романовых
Чтобы понять, что в каждой шутке есть доля правды, посмотрим на лошадку и «укротителя», которых сваял внук нашего П.К.Клодта:
Константин Александрович Клодт (внук П.К.Клодта). Л.Н.Толстой на пашне. 1889. Бронза
Симпатичная статуэтка, но тема обмельчала: тема «римских укротителей» переросла в репинскую тему «пахать подано» (1887). Идейное содержание статуэтки — с легкой руки В.В.Стасова: о тяжелой доле крестьянских лошадок при царском режиме, которых не кормят, а только пахать заставляют, да еще под неумелым барским руководством.
После Толстого-пахаря время плавно переходить к анекдотам.
Памятник Николаю I
Между Мариинским и Исаакиевским дворцом стоит один из самых знаменитых петербургских памятников – император Николай I на прекрасном коне. Над ним трудилась команда мастеров:
- проект принадлежал Огюсту Монферрану;
- Пётр Клодт выполнил фигуру императора на коне;
- три барельефа, украшающие пьедестал, выполнил Николай Рамазанов;
- Роберт Залеман создал четыре женские фигуры – Силу, Мудрость, Правосудие, Веру.
На первом эскизе Клодта император возвышался на спокойно стоящем коне. Монферран отмёл идею – по его задумке, памятник должен был гармонично соединить ансамбли Мариинского и Исаакия. Архитектору хотелось большей экспрессии и динамики. Тогда Клодт предложил новый эскиз: на нём конь, вздыбившись, стремится вперёд, опираясь лишь на задние ноги, а император – в парадном костюме – спокойно и прямо сидит в седле.
Техническое воплощение статуи – виртуозное мастерство скульптора. Пётр Клодт произвёл точнейшие расчёты, чтобы вес фигур императора и коня равномерно распределился и держался всего на двух точках опоры. Чтобы воплотить задумку в жизнь, Клодт заказал специальные подпоры весов 60 пудов. Они были призваны увеличить прочность памятника, его монументальность.
Кстати, именно эта «изюминка» спасла памятник от гибели после Октябрьской революции. В годы, когда было принято уничтожать всё, напоминающее о монархическом режиме, памятник императору Николаю I уцелел лишь потому, что был признан уникальным с точки зрения технического воплощения.
Итог жизни скульптора
Скульптор П.К. Клодт и некоторые из его произведений. Коллаж 1867-1880-х гг.
Памятник русскому скульптору П. К. Клодту во дворе Академии художеств в Санкт-Петербурге
Кроме того осязаемого наследства в виде графики и пластики, которое мастер оставил потомкам, он покорил ещё несколько вершин в своей жизни:
- Возглавляя Литейный двор Академии художеств, он добился повышения качества художественного литья в России, и этим придал импульс развития этому искусству в России.
- Вывел российскую анималистику на новый уровень, сделав её самодостаточной дисциплиной искусства.
Малые скульптурные формы
На протяжении всей карьеры Клодт работал в направлении пластики малых форм.
Статуэтки этого автора были высоко ценимы его современниками.
Часть из них включена в коллекции музеев, таких как Государственный Русский музей.