«ночные ведьмы». судьба летчиц в годы войны

588 полк – Ночные ведьмы

Военнослужащие не верили, что 588-й полк выдержит даже день на поле боя. Это формирование также подвергалось наибольшей дискриминации со стороны военных. Им выдали старую форму, принадлежащую другим солдатам, а также ботинки на несколько размеров больше.

Женщинам пришлось срезать постельное белье, которое им дали, чтобы сделать портянки на обувь. Отправив в Украину, их размещали на фермах недалеко от поля боя, из-за чего солдатки из других подразделений окрестили эти помещения «Постоялыми дворами летающих коров». Еще больше усложнило ситуацию то, что участницам 588-го полка лгали об их первой миссии.

Им дали неправильную цель, и пилоты-мужчины из соседних частей появлялись вокруг них, пытаясь запутать. Командир Бершанская и большинство других летчиц сохранили строй, но это сделали не все. Когда они возвратились на землю, их высмеивали, а военное командование заявило, что никогда не пошлют на настоящую миссию.

Кукурузник По-2

Самым большим «издевательством» над 588-м полком была его боевая экипировка. Летать приходилось на устаревших самолетах Поликарова По-2. Они двухместные, имели деревянную конструкцию с натянутой на нее парусиной. Их насмешливо называли «кукурузниками», потому что они использовались в основном для сельского хозяйства и как учебные самолеты. Некоторые дамы называют их «гробами с крыльями», потому что было достаточно немного шрапнели, чтобы загорелся весь самолет.

Самолет По-2

Для парашютов не было места, поэтому сами миссии во многом считались самоубийственными. Впереди сидел пилот, а за ним – штурман, и единственными инструментами, которые у них были, были линейки, хронометры, фонарики, карандаши, компасы и карты.

Несмотря на неверие в свое мастерство и низкое качество экипировки, женщины 588-го полка не унывали. Напротив, общее отношение к ним делало их еще более решительными к тому, чтобы проявить себя во время боевых действий.

Тактика, которую они использовали в своих полетах, была проста и эффективна. Первые самолеты не несли бомбы, их миссия была наиболее рискованна: они должны были достичь цели и осветить ее, чтобы те, кто следовал за ними, могли сбросить бомбы точно в цель.

В случае, если их подобьют, у каждой имелся пистолет, чтобы покончить с собой. Немцы очень ненавидели «Ночных ведьм», потому что имея более современное вооружение, они не могли их перехватить, миссии почти всегда были успешными.

Во время войны из примерно 260 женщин погибли только 30, и не все смерти случились в бою. Это огромный успех, учитывая низкое качество самолетов, на которых они летали, и риск, на который шли женщины.

Одними из главных сражений, в которых принимали участие Ночные ведьмы, были Кавказская битва (1942-1944), а также наступления на Крымском полуострове, Белоруссии, Польше и Германии.

Невозможное возможно

Полк формировался и обучался в городе Энгельс в Саратовской области. Женщинами были все его участницы: от механиков до штурманов и пилотов.

В конце мая 1942 года полк впервые оказался на фронте. Первый боевой вылет пришелся на 12 июня 1942 года.

Полк, состоявший только из женщин, был очень плохо подготовлен с технической точки зрения. В большинстве своем хрупким молодым 17-25-летним девушкам выдали слишком большую форму, сапоги, которые приходилось набивать рваными тряпками, а также самолеты, совершенно не предназначенные для ведения боевых действий. Казалось, что шансы на успех были ничтожно малы.

Летчицы должны были выходить в бой на самолетах Поликарпов П0-2, изначально предназначенных для посевных работ. Они имели два сидения, открытую кабину без каких-либо защитных элементов, без приборов для связи и тем более какого-либо оружия. В кабинах даже не было парашютов. Девушки обходились без каких-либо навигационных приборов, сражаясь не только с врагом, но и погодными условиями в виде дождя, ветра и низких температур.

Вылазки

За время войны полк совершил около 23 672 боевых вылета, в том числе в следующих боях:

  • Кавказская битва — 2920 боевых вылетов.
  • Кубань, Тамань, Новороссийск — 4623 боевых вылета.
  • Крымское наступление — 6 140 боевых вылетов.
  • Наступление Белоруссии — 400 боевых вылетов.
  • Польское наступление — 5421 самолето-вылет.
  • Немецкое наступление — 2000 боевых вылетов.

Всего полк налетал 28 676 часов, сбросил более 3000 тонн бомб и более 26000 зажигательных снарядов, повредив или полностью уничтожив 17 речных переходов, девять железных дорог, две железнодорожные станции, 26 складов, 12 топливных складов, 176 броневиков, 86 стрельб. точек и 11 прожекторов . Помимо бомбардировок, подразделение выполнило 155 поставок продовольствия и боеприпасов советским войскам.

Потери

Безвозвратные боевые потери полка составили 23 человека и 28 самолётов. Несмотря на то, что лётчицы гибли за линией фронта, ни одна из них не считается пропавшей без вести.

Самым трагичным в истории полка стала ночь на 1 августа 1943 года, когда было потеряно сразу четыре самолёта. Немецкое командование, раздражённое постоянными ночными бомбёжками, перебросило на участок действий полка группу ночных истребителей. Это стало полной неожиданностью для советских лётчиц, которые не сразу поняли почему бездействует вражеская зенитная артиллерия, но один за другим загораются самолёты. Когда пришло понимание, что против них выпустили ночные истребители Messerschmitt Bf.110, полёты были прекращены, но до этого немецкий лётчик-ас, только утром ставший кавалером Рыцарского креста Железного креста Йозеф Коциок успел сжечь в воздухе вместе с экипажами три советских бомбардировщика, на которых не было парашютов.

Ещё один бомбардировщик был потерян из-за огня зенитной артиллерии. В ту ночь погибли: Анна Высоцкая со штурманом Галиной Докутович, Евгения Крутова со штурманом Еленой Саликовой, Валентина Полунина с штурманом Глафирой Кашириной, Софья Рогова со штурманом Евгенией Сухоруковой.

Однако помимо боевых, были и иные потери. Так, 22 августа 1943 года в госпитале от туберкулёза умерла начальник связи полка Валентина Ступина. А 10 апреля 1943 года уже на аэродроме один самолёт, садясь в темноте, сел прямо на другой, только что приземлившийся. В итоге лётчицы Полина Макагон и Лида Свистунова погибли сразу, Юлия Пашкова скончалась от полученных ранений в госпитале. В живых осталась только одна лётчица — Хиуаз Доспанова, которая получила тяжелейшие травмы — у неё были перебиты ноги, однако после нескольких месяцев госпиталей девушка вернулась в строй, хотя из-за неправильно сросшихся костей, она стала инвалидом 2-й группы. Также погибали экипажи ещё и до отправки на фронт, в катастрофах во время обучения.

1 of 28

Боевой самолет ПО-2 «Ночных ведьм»

46 гвардейский ночной полк

Сначала, тяжелым летом 1942-го, были Сальские степи. Потом Кавказ, Тамань, Кубань, Донбасс, Крым, Белоруссия, Польша, Восточная Пруссия, Одер, Берлин. Такому боевому маршруту позавидовала бы любая мужская воинская часть. За это время полк сделал около 25 000 вылетов, сбросил почти 4000 бомб и почти 30 000 зажигательных бомб. На счету «ночных ведьм» есть переправы, поезда, железнодорожные станции, автомашины и другая техника, склады, огневые точки. А еще летчицы привозили самое необходимое окруженным нашим частям.

Отважные «ночные ведьмы»

8 февраля 1943 года 588 ночной полк стал 46 гвардейским. Также за время своего существования стал Таманским, был награжден орденами Боевого Красного Знамени и Суворова.

Не обходилось и без потерь на таком длинном и славном пути. За время боевых действий часть потеряла 23 летчицы. Однажды, в августе 1943-го, в результате внезапных действий немецких истребителей-ночников было погибло сразу 4 самолета. Это был самый черный день в истории пока. Еще были потери при катастрофах самолетов и по болезням. Но были и приятные дни.

За время проведенное в боях больше чем 250 девушек были награждены орденами и медалями. А 23 из них стали Героями Советского Союза.

А как вы считаете, женщинам место на войне?

ДаНет

История и тактика

Полк выполнял задачи по преследованию и высокоточным бомбардировкам немецких вооруженных сил с 1942 года до конца Второй мировой войны. В наибольшей степени у него было 40 экипажей из двух человек. Полк совершил более 23 тысяч самолето-вылетов, сбросив более 3 тысяч тонн бомб и 26 тысяч зажигательных снарядов. Это был самый титулованный женский отряд в советских ВВС: многие пилоты к концу войны выполнили более 800 вылетов, а 23 из них были удостоены звания Героя Советского Союза . Тридцать два его члена погибли во время войны.

Оригинальный прием

Изначально этот женский авиационный полк не приветствовали в вооруженных силах с распростертыми объятиями. Многие из их коллег-мужчин считали их неполноценными и относились к ним с неуважением. Женщинам полка мужчины также передали на руки обмундирование и крупногабаритную обувь, а также элементарные инструменты (например, линейки, фонарики и карандаши), в которых не было «роскоши», которую мужчины-солдаты получали с собой. свои инструменты (например, радар, оружие и радиоприемники).

Софья Исааковна Рогова (1916 — 1943)

Летчица, младший лейтенант.

Родилась в Запорожской области Украины. Совершила 68 болевых вылетов. Погибла в ночь на 1 августа 1943 года.

Была похоронена в братском могиле в селе Модаванском. Посмертно награждена орденом «Отечественной войны» 2-й степени.

Из наградного листа: «…Исключительно серьезно и внимательно относилась к выполнению боевых заданий. Техника пилотирования отличная, потери ориентировок не имеет. Аварий, поломок также не имеет. Летает в любых метеоусловиях днем ночью и в горной местности. За время боевой работы лично сделала 68 боевых вылетов ночью, сбросила 8093 кг, бомб имеет общий вылет 957 час, лично произведено: 16 сильных взрывов и 7 очагов пожара. Сама лично дисциплинирована, выдержана, требовательна к себе. Повседневно работала над повышением своего летного мастерства. В ночь на 17.06.1943 бомбила п. Шапароний по скоплению живой силы противника, несмотря на сильное зенитное заграждение бомбы были сброшены только в цель, в результаты чего возникло 2 очага пожара».

Боевой путь

Начиная с 1942 года и до самого конца войны полк ни разу не уходил на переформирование. Отряд «ночных ведьм» принимал участие во множестве военных операций.

За 4 года войны «ночные ведьмы» совершили 30 тысяч бомбардировок и сбросили на немецкую армию более 23 тысяч тонн боеприпасов.

На протяжении всего существования полка летчицы произвели в общей сложности 23 672 боевых вылета в битвах за Кавказ, за освобождение Кубани, Тамани, Новороссийска, Крыма, Белоруссии и Польши, а также непосредственно в самой Германии в конце войны.

Самолеты могли нести лишь 2 бомбы за один раз, поэтому за ночь «ведьмы» совершали 6-8 вылетов летом и 10-12 зимой. Рекордом стали 18 вылетов за ночь, которые совершила легендарная Надежда Попова, один из командиров отряда. Перерывы между вылетами составляли 5-8 минут. Всего в воздухе самолеты провели 28 676 часов. Женский авиационный полк уничтожал вражеские переправы, железнодорожные станции и поезда, склады, цистерны с горючим, автомобили, прожектора и огневые точки. В общей сложности они вызвали 811 пожаров и 1092 мощных взрыва.

Кроме уничтожения вражеских стратегически важных позиций, летчицы помогали окруженным солдатам советской армии, сбрасывая им мешки с продовольствием и боеприпасами.

Миф о Ночных ведьмах

По словам врагов, в составе женского авиаполка были одни преступники, для которых полуночные самоубийственные миссии – это ничто иное как приведение в исполнение окончательного приговора.

Согласно другой версии, русские экспериментировали с этими женщинами и вводили им специальную вакцину, которая позволяет им видеть ночью без использования искусственного освещения.

Среди оккупированного населения немцы распространяли слухи о том, что это были страшные и уродливые женщины-убийцы, которых в случае обнаружения следует немедленно передать Вермахту.

Однако, говорят, что как-то местный житель встретил одну из женщин-пилотов, самолет которой был сбит. Он был поражен ее красотой, учитывая, что она «ведьма», не предал ее и помог вернуться в свою часть.

— Реклама —

Если оставить мифы и легенды, кто же на самом деле были те женщины, которые скрывались за страшным прозвищем «ночные ведьмы»?

Марина Раскова. Герой своего времени

24 сентября из Москвы вылетел женский экипаж во главе с Валентиной Гризодубовой на самолёте АНТ-37 «Родина». Перелет для девушек складывался не просто: преодолев Уральские горы, экипаж сначала частично, а потом и вовсе лишился какой-либо связи, улетая в неизвестном направлении. В этих экстремальных условиях лётчицы миновали Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре. Когда небо немного рассеялось, оказалось, что они летят уже над Охотским морем. Топливо было на исходе, а шанс на то, чтобы выжить минимальный. И тогда Гризодубова развернула самолет в сторону берега, надеясь приземлиться в тайге. Штурман Марина Раскова получила приказ прыгнуть с парашютом, потому что стеклянная кабина, в которой та находилась, была не предназначена для столь опасной посадки.

После того, как Раскова выпрыгнула, самолет совершил вынужденную посадку в дельте реки Амгуни. Но трагические обстоятельства все же не миновали историю участниц воздушного перелета. Во время спасательной операции по поиску будущих Героев Советского Союза столкнулись два самолета, в результате чего погибли 15 человек, в том числе и участник недавнего беспосадочного перелета Москва — Дальний Восток Александр Бряндинский. 2 ноября 1938 года всему женскому экипажу были присвоены звания Героев Советского Союза. В ходе перелёта «Родины», длившегося 26 часов 29 минут, был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полёта 6450 км (по прямой — 5910 км).

Судьба прославленных летчиц сложилась по-разному, мировые рекорды остались в историческом прошлом, а новые подвиги пережили уже не все. Марина Раскова была истинным героем своего времени — несостоявшаяся оперная певица, химик и, наконец, летчица. Ее не интересовали обычные женские истории из романов, а вдохновляло другое: индустриальная эстетика и динамизм, идеал женщины, свободной от предрассудков мужского мира и способной на большие подвиги. В этом смысле показательна выдержка из дневника, который вела Раскова, работая химиком в лаборатории Бутырского анилинокрасочного завода: «Я так полюбила завод, что его котлы наполняют мою душу».

Марина Раскова. (pinterest.com)

Марина Раскова благодаря личной симпатии Сталина во время войны организовала три регулярных женских авиаполка. В его составе были только женщины вплоть до обслуживающего персонала. Тут соблюдалась железная дисциплина — всех девушек обязали коротко постричься. В военных кругах боевое подразделение получило устрашающее прозвище «Ночные ведьмы», которое наводило ужас на немецкие войска. Во время ночных вылетов немцы узнавали «ведьм» по характерному гулу советских самолетов и отправляли против них лучших пилотов люфтваффе.

За неполные 14 месяцев с момента создания авиаполка Марина Раскова совершила большое количество боевых вылетов на бомбардировщике Пе-2, уничтожив множество военной техники и живой силы противника. 4 января 1943 года недалеко от Саратова, совершая переброску нового полка к месту дислокации, Марина Раскова не справилась с управлением в сложных метеоусловиях и разбилась.

Война и женщины

Да, женщинам не место на войне. Не для того они предназначены. Но если так уж случилось, если нужно, то воевать они могут, не хуже, а то и лучше мужчин. В те поистине грозовые годы проверялась, по сути, способность общества к выживанию. И общество выжило. В том числе и благодаря женщинам, которые сутками трудились у станков, голодали (а в блокадном Ленинграде и умирали от голода), недосыпали, сражались на фронте, наконец. Медики и связисты, партизанки и подпольщицы. И многие другие. А еще пилоты ночных бомбардировщиков. В том числе и “Ночные ведьмы”.

https://www.youtube.com/watch?v=GnZvbBYS9gQ

Стихи о ночных ведьмах летчицах

«Ночные ведьмы». Сергей Соколов. Москва, 9 мая 2012 г.

Под снегом, ливнем и в хорошую погоду Крылами резали вы над землёю мглу. «Ночные ведьмы» на «небесных тихоходах» Бомбят фашистские позиции в тылу.

Ещё по возрасту и норову — девчонки… Пора влюбляться да любимыми вам быть. Под шлемы лётчика запрятали вы чёлки И в небо ринулись врага Отчизны бить.

И сразу взлёт во тьму от парт аэроклубов Без парашюта и без пушки, лишь с ТТ. Вам небо звёздное, наверно, было любо. Вы и на бреющем всегда на высоте.

Вы для своих бойцов — «небесные созданья», А для чужих — «ночные ведьмы» на По-2. Страх наводили вы над Доном и Таманью, Да и на Одере была о вас молва.

Не все, не все вернутся из ночного боя. Порою крылья, корпус — хуже решета. Садились чудом с грудой вражеских пробоин. Заплаты — днём, а ночью снова — «От винта!»

Как только солнце в свой ангар зайдёт на треть и Обслужат техники крылатый аппарат, Идут на взлёт по полосе «ночные ведьмы», Чтоб на земле устроить немцам русский ад.

Полина Владимировна Гельман (1919 – 2005)

Начальник связи 46-го полка, старший лейтенант.

Родилась в Бердичеве в семье революционеров. Ее отец погиб от рук петлюровцев, и Полина переехала с матерью Елей Львовной Гельман в Гомеле.

Отца Полина не помнила, но со слов матери знала о нем, как о «сильном, волевом человеке, меньше всего думавшем о себе, заботившемся об окружающих людях, за них и отдавшем свою жизнь».

Награждена орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями. В 1946 году получила звание Героя Советского Союза. 

В 1951 году окончила Военный институт иностранных языков. Жила в Москве. Работала переводчиком и послом мира на Кубе. Работала в Институте общественных наук при ЦК КПСС, доцент кафедры политэкономии, кандидат экономических наук. Была членом правления общества «СССР — Уругвай». В составе советских делегаций выезжала в Израиль. Похоронена на Новодевичьем кладбище. Ее памятная доска и памятная доска ее матери находятся рядом.

Одна из улиц в Бердичеве носит имя Полины Гельман.

Наградные листы.

Хронология и операции

Члены полка были переброшены из Энгельсского военного авиационного училища на Южный фронт в составе 218-й дивизии 4- й воздушной армии 23 мая 1942 года, куда прибыли 27 мая.

  • 12 июня 1942 года: боевое крещение полка произошло на Южном фронте при бомбардировках переправ через реки Миус , Северный Донец и Дон, а также дорог в Салских степях и пригородах Ставрополя .
  • Август – декабрь 1942 года. В Кавказской битве полк защищал Владикавказ, а также бомбил технику и войска противника в Дигоре , Моздоке и Прохладной .
  • Январь 1943 г. Участвовал в прорыве оборонительных рубежей противника на реке Терек, а также в наступательных операциях против наземных войск в долине реки Кубань и Ставрополе .
  • Март — сентябрь 1943 г. Участвовал в прорыве Кубанского плацдарма и освобождении Новороссийска .
  • Апрель — июль 1943 г. Участвовал в воздушном походе над Кубанью .
  • Ноябрь 1943 — май 1944: Обеспечивал поддержку с воздуха наземным войскам в Керченско-Эльтигенской операции в рамках Крымского наступления и в городе Севастополе .
  • Июнь – июль 1944 года. Бомбил укрепления противника на реке Проня , помогая взять под контроль Белосток , Червень, Минск и Могилев в Белоруссии .
  • Август 1944 года: операции над Польшей в кампаниях по изгнанию немцев из городов Августов , Варшава и Остроленка .
  • Январь 1945 г. Участвовал в Восточно-Прусском наступлении .
  • Март 1945 г. Участвовал в наступлении над Гдыней и Гданьском .
  • Апрель — май 1945 г. Участвовал в Висло-Одерской атаке .
  • 15 октября 1945 года. По окончании войны полк расформирован, военнослужащие демобилизованы.

Награды и знаки отличия

За заслуги перед Советским Союзом и вклад в победу над Германией «ночные ведьмы» были удостоены множества наград. За мужество и героизм личного состава полк получил наименование «Гвардейский» и «Таманский», а также орден Красного Знамени и орден Суворова 3 степени. «Ночные ведьмы» воевали наравне с мужчинами до самого конца Великой Отечественной войны.

Более 250 летчиц были награждены медалями и орденами.

32 «ночные ведьмы», в том числе и полковник Раскова, погибли во время выполнения военных операций. 23 летчицы были удостоены звания «Герой Советского Союза».

Летчицы женского авиационного полка, по сути, делали невозможное. Одержимые желанием защищать свою Родину и ведомые волей к победе, они держали в страхе Нацистскую Германию на протяжении всей войны. Их самолеты, никак не подготовленные к ведению боевых действий, вселяли страх и ужас в немецких солдат. Их подвиг и их вклад в победу неоспорим, а память о них — вечна.

published on
according to the materials

«Дунькин полк»

Именно так его называли в шутку. Он был полностью женским! Все должности – от механиков и техников до штурманов и пилотов – занимали женщины, большей частью юные девушки 17 — 22 лет. «Дунька» — это летчица Евдокия Бершанская, возглавлявшая полк с момента его создания (октябрь 1941) и до конца войны. Вчерашним школьницам и студенткам 28-летняя Евдокия казалась уже очень взрослой и опытной. Именно Евдокия превратила этих девочек в легендарный полк с названием «Ночные ведьмы».

Евдокия впервые в жизни увидела самолет в небе родной деревеньки и, потрясенная, приняла решение стать летчицей. Она стала единственной женщиной в СССР, получившей полководческие награды Суворова 3-й степени и Александра Невского.

46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк

«Ночными Ведьмами» («Nachthexen») полк прозвали немцы: все боевые вылеты происходили ночью, а перед пикированием на вражеские позиции пилоты отключали моторы, и был слышен лишь негромкий шелест воздуха под крыльями, похожий на звук метлы. Самолета было не видно, и создавалось ощущение, что бомбы сами падают с неба.

Полк участвовал в обороне Владикавказа, в прорыве обороны на реке Терек и Таманском полуострове, в освобождении Крыма, Новороссийска, Белоруссии, Польши, сражался в восточной Пруссии.

За годы войны полк совершил 23 672 боевых вылета (по 6-12 вылетов за ночь). Полк уничтожил и повредил 17 переправ, 9 поездов и 2 железнодорожные станции, 26 складов, 12 цистерн с горючим, 176 автомобилей. 86 огневых точек, 11 прожекторов; вызвал 811 пожаров и 1092 мощных взрыва; сбросил 155 мешков с боеприпасами и продовольствием окруженным советским войскам.

Более 250 девушек полка были награждены орденами и медалями, 23 из них получили звание Героя Советского Союза.

«Фанерный хвост и крылья / И очень тихий ход…»

46-й полк был оснащен одномоторными двухместными бипланами. Их называли У-2, а после смерти их создателя Поликарпова переименовали в ПО-2. В обиходе эти самолеты назвали «кукурузниками», так как их активно использовали для сельского хозяйства.

У-2 был просто устроен, дешев в производстве и легок в эксплуатации. Управлять им мог даже неопытный летчик. У-2 не нуждался в разбеге мог совершать посадку и подниматься в воздух буквально с «пятачка». Он был легкий, летал на низкой высоте, и поэтому точность прицела была очень высокой. После сброса бомб летчик развивал максимальную скорость и быстро уходил.

Днем такой самолет мог быть сбит даже наземным стрелком. А вот ночью он был почти незаметен и труднодоступен. Поэтому его использовали в качестве ночного бомбардировщика, самолёта разведки и связи.

Управление было сдвоенным: самолетом мог управлять и пилот, и штурман. Были случаи, когда штурманы приводили на базу и сажали самолеты после того, как пилот погибала.

У 46-го полка в разные годы войны было от 20 до 45 таких самолетов.

Поэт-фронтовик Соломон Фогельсон посвятил самолету У-2 такие строки: Хорошая работа, Хорошая молва. Три друга – три пилота Летали на «У-2». Фанерный хвост и крылья, И очень тихий ход. Но больше всех любили Друзья свой самолет…

«Бомбы-то тяжеленными были. С ними и мужчине справиться нелегко. Молоденькие фронтовички, тужась, плача и смеясь, крепили их к крылу самолета. Но прежде надо было еще сообразить, сколько понадобится ночью снарядов (как правило, брали 24 штуки), принять их, достать из ящика и расконтрить, протереть от смазки взрыватели, вкрутить их в адскую машину. Техник кричит: «Девчонки! По живой силе!» Значит, надо осколочные бомбы навешивать, самые легкие, по 25 килограммов. А если летят бомбить, например, железную дорогу, то к крылу крепили 100- килограммовые бомбы. В этом случае работали вдвоем. Только до уровня плеч поднимут, напарница Ольга Ерохина что-нибудь скажет смешное, обе прыснут — и уронят адскую машину на землю. Плакать надо, а они хохочут! Снова берутся за тяжеленную «чушку»: «Мам, помоги мне!»»

«Наш полк посылали на выполнение самых сложных задач, мы летали до полного физического изнеможения. Были случаи, когда экипажи от усталости не могли выйти из кабины, и им приходилось помогать».

«После ночных полетов закоченевшие девушки с трудом добирались до казармы. Их уносили прямо из кабины подруги, которые уже успели отогреться, потому что скованные холодом руки и ноги не слушались».

Летчица Полина Осипенко

Другая героиня из этой отважной троицы женщина-максималист — Полина Осипенко. Человек удивительной судьбы, чей пример наглядно показывает, как можно своим упорством и трудом добиться любых целей

Не поступив в Качинскую лётную школу, Полина не отчаялась и устроилась работать в столовую для пилотов. Тренировочные полеты происходили на нескольких площадках. Регулярно к 12 часам на фанерном У-2 доставляли завтраки для пилотов. На этих бипланах будущая прославленная летчица как раз и получала свои первые навыки.

Поворотный момент в судьбе Полины случился в тот момент, когда К. Е. Ворошилов однажды посетил Качинское училище. Немного расхрабрившись, летчица обратилась с просьбой к военачальнику, чтобы ее зачислили в учебное заведение. И ее приняли вопреки установленным правилам. Окончив летное училище, Полина зачислилась в авиационную часть. Там она совершенствовала свои навыки так же упорно и настойчиво, как когда-то в колхозе была ударницей труда и ставила сельскохозяйственные рекорды.

В 1936 году летчица Полина Осипенко поднялась на высоту 9 100 метров, установив свой первый мировой рекорд. До нее так высоко не поднималась ни одна женщина в мире! Дальше были другие достижения, в том числе и легендарный беспересадочный перелет Москва — Дальний Восток, после которого ее наградили званием Героя Советского Союза. В мае 1939 года уже в звании майора Полина Осипенко при загадочных обстоятельствах погибла в авиакатастрофе вместе с летчиком Анатолием Серовым. Подробности гибели Полины Осипенко и Анатолия Серова неизвестны до сегодняшнего дня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector