«летчица по имени полина»
Содержание:
- Женщины-летчицы Великой отечественной войны
- Девушка — военный лётчик — истребитель
- Марина Раскова
- Безрукий летчик герой ВОВ
- Летчица Полина Осипенко
- Советский летчик, до Марасьева попавший в аналогичную ситуацию
- Валентина Степановна Гризодубова
- Ольга Лисикова
- Женщины-морпехи
- Советский лётчик, который и без ноги долетел до Берлина
- Война и мир (1863—1869)
- Длинные ночи
- Жители небольших чешских деревень, расположенных в окрестностях города Брно, до сих пор тепло относятся к русским и чтут память советской летчицы Василисы Пащенко, которая погибла в апреле 1945 года, освобождая Чехословакию.
- Летчик- наблюдатель
- Время рекордов
- Бомбардировщик откроет счёт
Женщины-летчицы Великой отечественной войны
8 октября 1941 года Сталин решил создать три авиационные части, состоящие только из женщин: летчиков и инженеров. В ответ тысячи женщин вызвались добровольцами, из которых для каждого из трех подразделений были отобраны только по 400. Большинство из них в возрасте от 17 до 26 лет.
Среди причин желания участвовать в боях, кроме чисто патриотических, была потеря близкого родственника или любимого человека. Обучение, которое должны пройти женщины, требовало многих лет опытных летчиков-мужчин, но они должны пройти все этапы гораздо быстрее, менее чем за год.
В итоге было создано три подразделения:
- 586-й боевой авиационный полк, в который отбирали только лучших летчиц. Среди них были асы, в том числе и небезызвестная Лилия Литвяк.
- В 587-м бомбардировочном полку были задействованы те дамы, которые показали хорошие результаты и соответствовали основным стандартам.
- В последний, 588-й ночной бомбардировочный полк, входили наиболее непригодные для войны. Это была «паршивая овца» среди женщин-добровольцев, и Раскова назначила их командиром одну из лучших летчиц, майора Евдокию Бершанскую (1913–1982). Как и Марина, до войны она была инструктором авиации и хорошо зарекомендовала себя за многолетнюю службу.
Девушка — военный лётчик — истребитель
О том, что многие советские девушки и женщины наравне с мужчинами на боевых самолётах, бомбардировщиках и легкомоторных, успешно воевали, я знал, но тут в 1945 году к нам в Школу воздушного боя, да не куда-нибудь, а в нашу эскадрилью, прибыл лётчик — истребитель лейтенант Клава Блинова. Ну, братцы, услышав об этом, я невольно поскрёб затылок. Лётчиц ночных бомбардировщиков, как грозно именовались наши «кукурузники» По-2, я встречал, не раз сопровождал и чисто женские экипажи на пикирующих бомбардировщиках Пе-2. Но женщина-истребитель…
Быть может, и не было у меня желания унизить эту девушку, взявшуюся за совсем уж не женское дело, но всё же что-то такое было. По долгу службы я мог и обязан был проверить её технику пилотирования в зоне, как у всех вновь прибывающих лётчиков, с целью определить уровень подготовки, чтобы правильно сформировать пары и определить объём программы подготовки для каждой пары. Конечно, её технику пилотирования мог проверить командир звена, но, признаюсь, мне очень захотелось самому слетать с ней и убедиться, что эта молодая девушка действительно может пилотировать истребитель, я уж не говорю о фигурах высшего пилотажа.
Клава Блинова ничем особенно не выделялась, была скромная и молодая девушка, и, не зная о том, что она лётчик — истребитель, никогда бы не подумал, что эта худенькая блондинка, которая стоит в окружении многих лётчиков и оживлённо о чём-то беседует — лётчик, а не то что пилот истребителя!
Проверив её лётную книжку и узнав, где, когда, сколько и на каких типах самолётов она летала, накануне полётов я ей сообщил, чтобы она готовилась лететь со мной на проверку. Перед вылетом, когда ей ставил задачу, определил количество и последовательность выполнения фигур высшего пилотажа, она сказала:
Клавдия Блинова
— Товарищ капитан! Я имею некоторый перерыв в полётах, если что-то не совсем чисто получится, вы мне покажете?
— Обязательно покажу, вы не смущайтесь, а выполняйте задание так, как вы всегда выполняли, все неполадки устраним, затем вас сюда в школу и прислали, товарищ лейтенант, — ответил я ей, и мы сели в кабины, она в передней кабине, я в задней, как и положено.
Я внимательно присматривался ко всем её действиям, но ни во что не вмешивался, это была моя привычка ещё из Качинской школы. Я допускал ошибки обучаемого лётчика до пределов, вмешивался только тогда, когда дальнейшее невмешательство грозило опасностью. Такая методика оправдывала себя, лётчик более уверенно и свободно себя чувствовал и мог показать все, на что он способен, без нервозности и переживаний за допущенные ошибки. Затем на земле и в воздухе эти ошибки устранялись и повторялись всё меньше и меньше.
Лейтенант Блинова, получив разрешение, запустила мотор, проделала всё, что необходимо перед взлётом, и мы поднялись в воздух. На взлёте мне пришлось чуть — чуть ей помочь, в элементах взлёта и посадки с допусками в ошибках надо быть очень и очень осторожным, ведь другой раз именно из-за пустяковой ошибки можно иметь большие неприятности. Что ещё можно сказать? Все сомнения о возможностях лётчицы — истребителя у меня были рассеяны. Эта обыкновенная, простая девушка была истребителем, и она в самом деле выполняла фигуры высшего пилотажа, стойко перенося при этом возникшие перегрузки.
Признаюсь, до сих пор я был убеждён в том, что настоящим истребителем может быть только мужчина. Оказалось, что я ошибался, я сидел в самолёте, который прекрасно пилотировала девушка — истребитель. Конечно, она не могла пилотировать самолёт так же грамотно, как это делали мы, учителя лётного дела. Но всё же она правильно выполняла все комплексы фигур. По радио я предложил ей повторить комплекс вместе, затем показал сам, как надо выполнять сложные фигуры. Тут я уже постарался выполнять фигуры с ювелирной точностью. Здесь заговорила чисто профессиональная гордость, да ещё перед девушкой. Я выполнял комплекс за комплексом, стараясь избежать больших перегрузок, ведь незачем было показывать девушке своё «ухарство», выносливость и умение резко пилотировать. Незачем было заставлять её переносить сильные перегрузки и получать неприятные ощущения. Мы, лётчики, мужчины, должны быть благодарны таким девушкам за то, что они решились на такую рискованную профессию да ещё и могли бить врага в воздухе.
В те суровые военные годы наши советские девушки, находясь в рядах ВВС, оказали большую помощь в разгроме противника. Лейтенант Клавдия Блинова, летая на самолётах-истребителях СССР, наравне с другими лётчиками успешно окончила Школу воздушного боя. Но на фронт попасть ей не пришлось, так как вскоре она вышла в Москве замуж тоже за лётчика, а через некоторое время закончилась и война.
Марина Раскова
Фото: Википедия
К началу войны Марина Михайловна уже была прославленным штурманом: она работала в аэронавигационной лаборатории и участвовала в перелетах на большие расстояния. Будучи героем Советского Союза, именно она в 1941 году лично обратилась в ЦК ВКП(б) с просьбой разрешить ей сформировать женский авиационный полк. Ее идею поддержали, а желающих вступить в ряды летчиц оказалось настолько много, что пришлось формировать сразу три полка: 586-й истребительный, 587-й бомбардировочный и 588-й ночной легкобомбардировочный. Добровольцев искали в аэроклубах, партийных организациях. Специально созданному для отбора женщин отделу кадров приходилось нелегко: им нужно было выбирать строго и вдумчиво, отказывая еще совсем юным девушкам, которые, как им казалось, не были готовы взвалить на себя тяготы войны. Майор Марина Раскова во время войны возглавила бомбардировочный полк, на его вооружении находился новейший по тем временам пикирующий бомбардировщик Пе-2. Женщина погибла в авиационной катастрофе во время одной из боевых миссий, ее похоронили у Кремлевской стены.
Безрукий летчик герой ВОВ
В июле 1943 года, в самом начале сражения на Курской дуге, пилот-истребитель Иван Антонович Леонов сбил Fw-190, однако и сам был сбит другим немецким истребителем, получив тяжёлое ранение. Осколок разворотил ему всё левое плечо, но лётчик сумел выбраться из горящего самолёта и спастись на парашюте.
Ампутировать ему пришлось не просто руку, а весь плечевой сустав, вместе с лопаткой. Но после выхода из госпиталя он даже не думал оставлять небо. Управлял этот ас самолётом одной рукой, немного помогая себе самодельным алюминиевым протезом-крюком.
Леонов И.А.
«Повесть о настоящем человеке» Бориса Николаевича Полевого открыла всему миру, каким мужеством обладают лётчики СССР, какова сила воли русского характера. Это произведение заслуженно прославило Алексея Петровича Маресьева, и многие думают, что его случай был уникальным. Нет – лётчиков-героев, которые не позволили, чтобы их списали, и продолжили сражаться, было гораздо больше.
Летчица Полина Осипенко
Другая героиня из этой отважной троицы женщина-максималист — Полина Осипенко. Человек удивительной судьбы, чей пример наглядно показывает, как можно своим упорством и трудом добиться любых целей
Не поступив в Качинскую лётную школу, Полина не отчаялась и устроилась работать в столовую для пилотов. Тренировочные полеты происходили на нескольких площадках. Регулярно к 12 часам на фанерном У-2 доставляли завтраки для пилотов. На этих бипланах будущая прославленная летчица как раз и получала свои первые навыки.
Поворотный момент в судьбе Полины случился в тот момент, когда К. Е. Ворошилов однажды посетил Качинское училище. Немного расхрабрившись, летчица обратилась с просьбой к военачальнику, чтобы ее зачислили в учебное заведение. И ее приняли вопреки установленным правилам. Окончив летное училище, Полина зачислилась в авиационную часть. Там она совершенствовала свои навыки так же упорно и настойчиво, как когда-то в колхозе была ударницей труда и ставила сельскохозяйственные рекорды.
В 1936 году летчица Полина Осипенко поднялась на высоту 9 100 метров, установив свой первый мировой рекорд. До нее так высоко не поднималась ни одна женщина в мире! Дальше были другие достижения, в том числе и легендарный беспересадочный перелет Москва — Дальний Восток, после которого ее наградили званием Героя Советского Союза. В мае 1939 года уже в звании майора Полина Осипенко при загадочных обстоятельствах погибла в авиакатастрофе вместе с летчиком Анатолием Серовым. Подробности гибели Полины Осипенко и Анатолия Серова неизвестны до сегодняшнего дня.
Советский летчик, до Марасьева попавший в аналогичную ситуацию
Пилот ВВС Северного флота Захар Артёмович Сорокин, воевавший на истребителе МиГ-3, в первые месяцы войны сбил пять немецких самолётов. Но 25 октября 1941 года во время боя он был ранен и был вынужден посадить повреждённый самолёт в тундре.
Пока раненый в бедро лётчик добирался до людей (почти 70 км, часть из которых – ползком) – он отморозил ноги, и ступни ему пришлось ампутировать.
Сорокин З.А.
Долго добивался Сорокин разрешения вернуться в строй. Дошёл до главкома ВМФ адмирала Кузнецова. Наконец, в феврале 43-го вернулся за штурвал истребителя (правда, ему пришлось осваивать уже новый самолёт – американский, «Аэрокобра»).
Валентина Степановна Гризодубова
В.С. Гризодубова стала первой женщиной, получившей звание Героини Советского Союза и участницей трудового фронта. Она также сумела дослужиться до звания полковника, что удавалось немногим девушкам. Впоследствии она стала Депутатом Верховного Совета.
В процессе войны до 1943 года была командиром 101-го авиаполка. Под ее командованием вылетали самолеты дальнего действия, поэтому требовалась продуманность каждой операции. Сама же Валентина Степановна совершила более 200 вылетов, причем большую часть из них в ночное время. Она действовала в разных категориях — перевозила военные и боевые грузы, летала на передовой, обеспечивала сообщение с отрядами партизан, а также вела непосредственно бомбардировку.
Ольга Лисикова
Для Ольги Михайловны Великая Отечественная стала не первой войной в жизни. Она окончила Батайскую летную школу, а в 1939-1940 годах участвовала в войне с белофиннами. Уже через год девушка вступила в ряды «ласточек», но убивать она не планировала – изначально девушка летала исключительно на санитарных самолетах. Она перевозила раненых, медикаменты и кровь для переливания. Но однажды Ольгу попытался сбить немецкий «Мессершмитт». Отвечать ей было нечем, ведь самолет не был предназначен для боя, но девушка провернула несколько ловких маневров: прижала вражеский самолет к земле, а затем заставила петлять по ущелью. Одним из выстрелов врагу все-таки удалось задеть хвост санитарного самолета, но Лисикова держала ситуацию под контролем. В итоге «Мессершмитт» спикировал настолько низко, что уже не смог подняться и разбился. После этой истории Лисикова пересела в кабину двухмоторного DC-3 (крупнейшего американского транспортного самолета в годы Второй мировой), став единственной в СССР женщиной-командиром самолетов этого типа. На счету девушки 408 вылетов, в том числе в блокадный Ленинград, немецкий тыл и Заполярье. Ольга Лисикова прожила долгую жизнь и умерла 7 сентября 2011 года в Санкт-Петербурге в возрасте 94 лет.
Женщины-морпехи
Самым удивительным было то, что женщины служили и в морской пехоте. Правда, известно их совсем немного, и среди них — Альбина Гантимурова, командир отделения разведки морской пехоты, миниатюрная девушка, командовавшая здоровенными разведчиками-морпехами. Но, несмотря на размеры, Альбина обладала выдающимся мужеством и силой характера. Например, во время сильного обстрела по приказу командира она сняла шапку, чтобы было видно, что она девушка, и поднялась в атаку. Увидев, что она идет вперед, бойцы тут же последовали за ней.
Альбина Гантимурова
Даже первого своего «языка» она взяла в одиночку, когда перепрыгивая окоп была схвачена немцем за ногу. Разведчица начала с ним бороться и через некоторое время, вспомнив об автомате, прострелила противнику ноги и взяла в плен. Были и курьезные ситуации: заметив блеск стереотрубы, Альбина подумала, что видит вражеского разведчика, рассматривающего позиции наших. Доложила начальству и была отправлена брать пленного. Справилась на отлично, вырубила и притащила наблюдателя в штаб. Когда он очнулся — оказалось что это наш горе-разведчик, который по глупости вместо вражеских окопов пялился на советские. Войну Альбина Гантимурова закончила кавалером Ордена Славы двух степеней.
Много других профессий было освоено женщинами во время войны — были и зенитчицы, и командиры, и минометчицы, были и связистки и санинструкторы. Нельзя забывать и о миллионах женщин, которые осваивали мужские профессии в тылу, когда их мужчины воевали на фронте. Как, например, моя бабушка, которая всю войну валила лес для фронтовых нужд в составе чисто женской бригады, под руководством единственного мужчины-инвалида.
У войны не женское лицо, и когда милые, хрупкие и красивые девушки массово берут в руки оружие — значит мир встал на самую грань, за которой только холод и смерть.
Советский лётчик, который и без ноги долетел до Берлина
В конце августа 1942 года, в районе города Ржева, бомбардировщик Ильи Антоновича Маликова поразил снаряд немецкого зенитного орудия. При этом пилот получил тяжёлые ранения, однако смог довести повреждённый самолёт до свей территории и посадить его «на брюхо».
Маликов И.А.
В госпитале ему пришлось ампутировать правую ногу. Но на гражданку лётчик не собирался, поэтому в мае 1943 года возвратился в свой полк и снова начал летать. Вначале – на самолёте У-2, выполняя только технические (связные) полёты. А затем – и боевые вылеты на бомбардировщике Пе-2. Боевых вылетов после ампутации ноги он совершил 66. Последние – уже во время Берлинской наступательной операции.
Война и мир (1863—1869)
Кадр из сериала BBC «Война и мир» — Том Харпер/BBC Cymru Wales, 2016
Толстой немыслим без своего главного романа-эпопеи, которую его жена Софья Андреевна вручную переписывала несколько раз, внося бесконечные правки. В «Войне и мире» ему удалось описать и военные события, и как они отразились на жизни нескольких поколений.
Описал он и Москву, и Петербург и судьбы целых дворянских семей, а кроме того, дал невероятно объемные психологические портреты самых разных героев — вжился и в юную Наташу Ростову, и в старого сварливого князя Болконского, и даже в самого Наполеона. Войну 1812 года против Франции в массовом сознании часто воспринимается именно через призму творения Толстого. Изначально автор планировал писать роман про декабристов, но копая первопричины восстания 1825 года, он вышел именно на эту войну и решил разобрать, как она перевернула судьбу России.
Длинные ночи
Бипланы У-2 одновременно могли перевозить только две бомбы, поэтому чтобы нанести больший ущерб немецкой армии, в бой каждую ночь отправлялись от восьми до восемнадцати самолетов. Большой вес снарядов вынуждал летчиц летать на меньших высотах, что делало их более легкой мишенью — отсюда их ночные миссии.
Длинные ночи. | Фото: aviator.guru.
Экипаж самолета состоял из двух женщин: пилота и штурмана. По данным Novate.ru, на боевую задачу всегда вылетало группа бипланов
Первые привлекали внимание немцев, которые светом прожекторов освещали намеченную цель, а последние — на холостом ходу плавно подлетали к месту бомбардировки
Нацисты боялись и ненавидели советских летчиц. Любой солдат, сбивший самолет «ночных ведьм», автоматически получал престижную медаль Железного Креста. Прозвище «ночные ведьмы» закрепилось за 46 полком из-за характерного свиста деревянных бипланов, который напоминал звук метлы. Этот звук — единственное, что выдавало их самолеты. Бипланы были слишком малы, чтобы их не было видно на радаре. Они летали как призраки в темном небе.
Группа У-2 летит на задание. | Фото: Юга.ру.
Жители небольших чешских деревень, расположенных в окрестностях города Брно, до сих пор тепло относятся к русским и чтут память советской летчицы Василисы Пащенко, которая погибла в апреле 1945 года, освобождая Чехословакию.
Холодным политическим ветрам не задуть эти лампадки на братской могиле советских солдат в чешском селе Лоденице. Здесь салютуют в честь павших в боях за освобождение Чехословакии.
Долфо Юрачек и Роберт Комарек, надев георгиевские ленты, отправились в этот день в поле. Именно здесь 19 апреля 1945 года произошло событие, навсегда связавшее общей памятью о беспримерном героизме местных жителей, вписавшее эти места в историю победы над нацизмом.
Долфо Юрачек: «Было мне 13 лет, наше внимание привлек бой. Там стреляли
Видим, что самолет летит низко, задел за дерево и упал на поле. Мы же мальчишки, нам стало интересно, что там, мы ходили потом смотреть на развалившийся самолет, сидели там на бомбах. Сейчас понимаю, что мы могли просто там взлететь на воздух».
Чтобы лучше понять и увидеть, о чем, точнее, о ком идет речь, нужно отправится в Москву. Скромная девушка на старых фото тетя художника Виктора Пащенко. На снимках Василисе Пащенко лет 1920. Ей так и не довелось повзрослеть.
История, о которой Виктор узнал лишь в 2008 году, для жителей Лоденицы еще в конце войны стала частью их культурного кода. Но даже пересказывая ее в тысячный может раз, как теперь, местный поисковик Радек Харашта признается, что по коже у него бегут мурашки.
Радек вместе с местными властями хлопочет сейчас о том, чтобы Василисе Пащенко посмертно присвоили звание героя. Помогает в этом и российское консульство.
В январе 1945 Василиса Пащенко была награждена орденом Красной Звезды. В апреле 1945 года бомбардировщик «Дуглас», на котором воевала девушка, совершил свой последний боевой вылет.
Роберту Комареку было тогда 12 лет, но детали крушения сбитого немцами самолета он помнит, как будто это было вчера.
Роберт Комарек: «Он летел так низко над землей, что задел грушу, здесь целая аллея груш была, потом задел о телеграфный столб и упал. Это было страшно. Самолет перевернулся, крылья отвалились, двигатели отвалились. Летчики погибшие так и остались в своих креслах. А в стрелковой башне, которая тоже почти развалилась, осталась живая только Пащенко. Она отстреливалась, когда сюда приехали немцы на бронетранспортерах».
В одиночку Василиса держала оборону несколько дней. Пока у пулемета не кончились патроны. Одну пулю младший сержант оставила для себя. Живой Василису Пащенко немцы так не взяли.
Экипаж бомбардировщика похоронен на чешской земле, в Лоденице в честь подвига Василисы Пащенко установлен обелиск. Сохранили местные жители и колесо от сбитого самолета.
Племянник летчицы Виктор Пащенко с чешскими поисковиками постоянно поддерживает связь. В благодарность за бережное отношение к памяти свой тети Виктор сделал несколько эскизов. Он хочет установить в Лоденице монумент.
Местные власти эту идею поддерживают. Здесь никто не думает переписывать собственную историю. Несколько лет назад, как раз в разгар борьбы с советским наследием на Украине и в Польше, местное братское кладбище советских солдат приводили в порядок, потому что, как сказал на траурной церемонии староста городка Томаш Дудик, каждый их этих бойцов заслужил, чтобы о нем помнили.
Летчик- наблюдатель
Гирш Меерович Баран вступил в ряды Красной Армии еще в 1937 году. Жил в Ленинграде, учился в Военно-морском училище имени Фрунзе.
Гирш Баран с сокурсниками в Ленинграде. Фото: из семейного архива
Гирш Баран в училище имени Фрунзе. Фото: из семейного архива
Сначала судьба закинула молодого лейтенанта в Баку, потом последовал перевод на север, где шла Зимняя война. Начало Великой Отечественной войны, по воспоминаниям родственников, он встретил в артиллерийских войсках.
В авиацию Карельского фронта, а точнее в 7-ю воздушную армию Гирш Баран попал в 1942 году, когда фронт стабилизировался и активных наступательных действий ни одна, ни другая сторона не проводили.
Основной задачей авиации на этом участке фронта была разведка, доставка диверсионных групп и продуктов для партизан. Финны на захваченных областях организовали серьезную противовоздушную оборону, поэтому любой боевой вылет был сопряжен с огромным риском.
Ил-2 на заправке. Фото: World war photo
Каким образом из артиллерийских войск судьба закинула молодого лейтенанта в авиацию – неизвестно. Вполне возможно, что Гиршу, как артиллеристу было проще рассмотреть на земле вражеские батареи.
О том, каким был фронтовой путь летнаба Гирша (так в документах называли летчика-наблюдателя или штурмана) можно судить по наградным листам. В 1944 году он получил сразу два ордена: Орден Красной Звезды и Орден Отечественной войны I степени.
Наградной лист Барана Г.М. Фото: «Память народа»
Из наградного листа Гирша Барана Мееровича, представленного к ордену Отечественной войны I степени:
«Капитан-лейтенант Баран Г.М. с января 1942 года находится на Карельском фронте. За это время совершил всего 31 успешный боевой вылет. С 21.06.1944 г. При прорыве обороны противника совершил всего 8 боевых вылетов в район Лодейное Поле на разведку переднего края обороны противника и артиллерийских позиций.
Несмотря на сильный зенитный огонь противника и плохую погоду, тов. Баран как летнаб умело и настойчиво добивался успешных разведданных о противнике, за что имеет благодарность от командующего артиллерией 7-й армии. Особо отличился тов. Баран при выполнении задания 27.06.1944 года по разведке на полный радиус действия самолета ИЛ-2, добыв ценные данные о противнике».
Более подробно о заслугах летчика-наблюдателя написано в наградном листе, когда Гирша Барана представляли к Ордену Красного знамени. Наградной лист датирован 21 октября 1944 года.
Наградной лист Барана Г.М. Фото: «Память народа»
«За период с января 1942 года совершил 52 боевых вылета, из них на разведку – 18, на корректировку артогня нашей артиллерии – 18, на фоторазведку – 12, на выброску продуктов партизанам – 4.
6 июля 1944 года при прорыве финской обороны на реке Свирь продвижению наших наземных войск мешали две батареи противника. Для подавления их был вызван самолет-корректировщик капитана-лейтенанта Барана. Как опытный штурман-корректировщик с большим опытом практической работы по корректировке артогня нашей артиллерии капитан-лейтенант Баран с поставленной задачей справился на отлично. Батареи противника были подавлены, после чего на данном участке фронта путь для продвижения вперед нашей пехоте был свободен.
На Мурманском направлении, летая на фоторазведку переднего края обороны противника, давал штабу отличные фотоснимки, произведенные с малой высоты».
Свирско-Петрозаводская операция июня-августа 1944 года позволила освободить территорию КФССР от финской оккупации, вывела Финляндию из войны и серьезно снизила напряженность на северном участке фронта. Германия, лишившаяся поддержки своих скандинавских союзников, больше не могла влиять на поставки помощи СССР.
Авиация Карельского фронта возвращалась на советские аэродромы, отвоеванные у финнов. Эскадрилья Гирша Барана в ноябре 1944 года перебазировалась в Петрозаводск. 30 ноября штурмовик Ил-2 Гирша Барана и летчика Александра Малышевского вылетел из аэродрома Сегежи, но в Петрозаводск не прилетел. В самолете помимо пилота и штурмана был техник Анвар Абзалетдинов.
Разбитый самолет обнаружили неподалеку от поселка Пиндуши на склоне холма. По всей видимости, из-за плохой погоды пилот не заметил приближающуюся землю, и самолет разбился.
Родственники Гирша долгое время не знали о его судьбе. Сначала пришли известия, что он пропал без вести, лишь спустя 4,5 месяца в лесу нашли остатки самолета и три трупа. Невесте Гирша написали, что летчиков похоронили в Петрозаводске. Никто не подумал о том, что в условиях недавно завершившейся войны, когда в лесах оставалось множество тел бойцов, везти останки летчиков из-под Пиндуш в Петрозаводск для захоронения — по меньшей мере странно.
Время рекордов
Вторая половина 1930-х была временем, когда Советский Союз изо всех сил стремился доказать преимущества социалистического строя во всех сферах человеческой жизни. В 1936 году СССР приняли в Международную авиационную федерацию (ФАИ), и страна принялась бить мировые авиарекорды. Так как за рубежом весьма активно заявляли о себе летчицы, руководство советской авиацией решило растить своих рекордсменок. Женщин в авиации СССР того времени было немного, и пройти мимо отличного пилота Полины Осипенко было невозможно.
Свой первый рекордный полет Полина совершила 22 мая 1937 года, поднявшись в открытой кабине гидросамолета МП-1бис – специального гражданского варианта морского разведчика МБР-2 – на высоту 8864 метров. Тем самым ей удалось перекрыть прежнее достижение для женщин сразу на три с лишним километра! А три дня спустя Полина Осипенко поставила еще два мировых рекорда, поднявшись на том же гидросамолете с грузом в полтонны на 7605 метров, а с тонной – на высоту 7009 метров.
Год спустя на том же МП-1бис Полина Осипенко со своей однокашницей по Качинской авиашколе и присланной из Москвы в качестве штурмана Мариной Расковой готовились к еще одному рекордному достижению. Им предстояло совершить перелет по маршруту Севастополь – Архангельск, что позволяло перекрыть мировые показатели по протяженности и скорости полета для женских экипажей. Прежде чем отправиться в этот полет, женский экипаж проверил свои силы в кольцевом перелете Севастополь –Евпатория – Очаков – Севастополь, преодолев 1749,2 километра за девять с половиной часов. Много позже стало известно, что эта попытка едва не окончилась трагедией. Когда топливо в основных баках иссякло, Вера Ломако, летевшая вторым пилотом, не смогла сразу переключиться на резервный, и самолет едва не потерпел катастрофу: восстановить подачу топлива удалось уже у самой земли.
Бомбардировщик откроет счёт
Инди: Масштабная индустриализация Советского Союза в конце 1920-х годов образовала множество рабочих мест для женщин, и женщинам были рады практически везде. Советская пропаганда призывала их участвовать в производительном труде, управлять новейшими могучими машинами. А символом той машинной эпохи был, разумеется, самолёт.
Многих вдохновил пример лётчицы Марины Расковой, которая установила ряд мировых рекордов, показав, на что способны советские самолёты и советские женщины.
Многочисленные авиационные кружки, пользовавшиеся большой популярностью, были для многих из них шансом сбежать от домашней рутины, а зачастую и от нищеты, и стать авиационным механиком или даже пилотом.
Перенесёмся в лето 1941 года. В первые недели немецкого вторжения сотни тысяч советских женщин проявили патриотизм, став медсёстрами, связистками и зенитчицами. Опытные лётчицы из авиакружков работали инструкторами, обучая пилотов, но самих их на фронт не пускали, мотивируя это тем, что вполне хватает и мужчин.
Марина Раскова, однако, решила изменить ситуацию. Пользуясь своим влиянием в политических кругах, которое давало ей звание Героя Советского Союза, она обратилась к Сталину и получила разрешение создать три женских авиационных полка: 586-й истребительный, 587-й бомбардировочный и 588-й ночной бомбардировочный.
Раскова обладала отменными лидерскими качествами, на её призыв немедленно откликнулись сотни женщин, желающих пополнить ряды военных авиаторов.
К середине октября, когда Москва была охвачена хаосом из-за стремительного продвижения немцев, Раскова организовала тренировочный лагерь на большом аэродроме в городе Энгельсе на Волге. Здесь женщин трёх полков учили обращаться с самолётами, их двигателями и вооружением, проводили занятия по лётному делу и тактике. Женщины с высшим образованием получали должности штурманов. Те, кто имел опыт работы на заводе, становились механиками.
Понятно, что все хотели стать знаменитыми лётчицами-истребителями, но в истребительный полк принимали лишь самых опытных и талантливых, обладающих молниеносной реакцией и хладнокровием. Профессиональные лётчицы с большим количеством часов налёта попадали в полк дневных бомбардировщиков, который возглавляла сама Раскова. Те, у кого опыта было мало, оказывались в полку ночных бомбардировщиков, но смелости им надо было, пожалуй, больше, чем прочим.