Элеонора севенард
Содержание:
Ольга Лепешинская и Сталин
Карьера балерины складывалась очень успешно потому, что она очень строго относилась к себе и постоянно занималась самосовершенствованием.
Выступления артистки были настолько хороши, что на нее обратил внимание сам Сталин, шутливо называл «стрекозой», а после учреждения Сталинской премии собственноручно внес её имя в перечень первых лауреатов. Это произошло перед началом ВОВ, поэтому, получив огромные деньги (100 000 рублей), Ольга большую их часть отдала фонду обороны.
Вождь народов всегда питал слабость к Лепешинской и часто баловал ее дорогими подарками. Однажды в Кремле балерина пила шампанское, и ей очень понравились бокалы. На следующий день ей доставили пару таких фужеров с гравировкой «Попрыгунье-стрекозе от И. Сталина».
Михаил Барышников
Гордость русского балета — великолепный танцор Михаил Барышников! Учился в Рижском хореографическом училище, затем в знаменитом Ленинградском хореографическом училище. Несколько лет был ведущим солистом в Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова.
Как и Нуриев, артист вовремя осознал, что его карьера сможет набрать намного большие обороты за пределами Родины: покинув Советский Союз в 70-х, мужчина переехал в Штаты, где возглавил сначала New York City Ballet, а затем American Ballet Theatre.
Помимо очевидных балетных заслуг, Михаил имел и иную популярность, он был ярким персонажем светской хроники.
Михаил Барышников и Лайза Миннелли, «Студия 54»
Барышников снимался для журналов, встречался с голливудскими актрисами, пробовал себя в кино. Словом, был «попсой», но не мелкой и поверхностной, а наполненной и правильной. В зрелом возрасте артист также всерьез увлекся фотографией.
Наследство
Ольга Лепешинская, биография которой очень поучительна, была человеком кипучей энергии, до последних дней она продолжала трудиться. Великая артистка скончалась в 2008 году 20 декабря, и ее похоронили в Москве на Введенском кладбище. Однако слава балерины недолговечна, и перед смертью судьбой Ольги Васильевны никто не интересовался. Возле нее появились новые друзья, которые после ее кончины получили богатое наследство знаменитости. В него входили старинные полотна, дорогие меха и драгоценности, а также элитная недвижимость.
Конечно, Ольга Лепешинская – балерина, наследство которой заключается далеко не в этом. Она дарила радость окружающим людям, много работала, делилась своим богатым опытом, однако материальных свидетельств ее таланта почти не сохранилось, а ценностями, которые у нее были, завладели посторонние люди. Эта история активно обсуждалась в СМИ, но должного развития так и не получила. Отдельные вещи артистки впоследствии были переданы в Государственный центральный театральный музей имени Бахрушина и теперь трепетно в нем хранятся.
Лепешинская Ольга Васильевна прожила долгую и интересную жизнь. Она до последних дней оставалась сильным человеком с железной волей и принципами.
Умерла балерина 20 декабря 2008 года на 93-м году жизни в собственной квартире в Москве. Похоронена 23 декабря 2008 года на Введенском кладбище.
Хребет на сцене
Золотой век балета Большого оказался и золотым веком советской клаки. В 60-70-х у каждого премьера или балерины были мощные группы поддержки, или “министерства”, как их называли. Отношения между артистами и поклонниками складывались почти родственные (известна история, как одна фанатка регулярно подкармливала своего кумира у служебного подъезда бутербродами), зато между “сырами” разных артистов дело едва не доходило до вражды. Спор, кто лучше танцует Спартака — Васильев или Лавровский,— мог запросто перерасти в мордобой.
Самые крупные “министерства” были у Майи Плисецкой и у супружеской пары Екатерина Максимова—Владимир Васильев. Поклонники Максимовой не очень-то жаловали “плебея” Васильева, а фанатки танцовщика — его жену-“задаваку”, но им приходилось сосуществовать мирно, поскольку обоими кланами умело управляла строгая мать Максимовой Татьяна Густавовна.
Не все звезды баловали своих обожателей пропусками, а тем более билетами. Майя Плисецкая частенько ворчала, впрочем вполне добродушно: “Не надоело вам ходить? Пусть кто-нибудь другой на меня посмотрит”,— и перекладывала заботу о пропусках на плечи особо доверенных поклонников. Зато неизменно интересовалась их жизнью и про каждого знала все.
Марис Лиепа со своими фанатками был предупредителен, Михаил Лавровский — беспечен и прост. Почитатели Натальи Бессмертновой смешались с поклонниками “Грига” — в балетах своего мужа Юрия Григоровича она была особенно хороша.
Бескорыстные “сыры” организованно скидывалась на цветы (в советской Москве среди зимы достать их было нелегко, так что кто-то в команде обязательно поддерживал отношения с директорами цветочных магазинов), чтобы на финальных поклонах цветочный дождь усеивал рампу. Называлось это “кидоном”.
У обожателей Майи Плисецкой “кидоны” были самые эффектные. По “кидону” были свои специалисты, поскольку требовалась специальная техника и неплохие физические данные, чтобы коллективные цветы долетели куда положено, а не свалились безадресной кучей на голову ударника в оркестровой яме. Периодически дирекция театра издавала строжайшие циркуляры, запрещавшие бросать цветы в театре. Поэтому были придуманы особые приемы для протаскивания букетов и тайного хранения их до конца спектакля.
В безвременье 80-90-х кончились художественные события. Новое поколение артистов заметно уступало прежним кумирам, но страсти не утихли, как не исчезли поклонники. Напротив, именно в это время стала формироваться их новая популяция. Участились обструкции — особенно на рубеже 90-х, когда поколение малоодаренных ставленников Юрия Григоровича (вроде Марии Быловой или Натальи Архиповой) тормозило карьеру юных дарований (вроде Надежды Грачевой или Галины Степаненко).
Обструкции были в том числе как бы случайными — или во время лирического адажио вдруг со звоном падали ключи, или на кого-то нападал припадок кашля, или на криках “браво” нарочно путали фамилию (танцует, допустим, та же Былова, а из зала вопят: “Тимофеева, браво!”).
Что же касается откровенного протеста, то самым эффектным трюком было выкидывание на сцену веника вместо букета. После одного такого случая дирижер Жюрайтис разнервничался, бросил палочку и ушел из ямы; успокаивать его пришлось минут пять, хотя балерина Былова, обладавшая канатными нервами, была готова тут же вернуться на сцену.
Рассказывают также об изощренной выдумке поклонницы по прозвищу Девятая Колонна (так ее прозвали за мощь и рост) : она завела будильник, спрятала его на четвертом ярусе и спокойно заняла место в бельэтаже. Расчет оказался точным: будильник сработал во время тишайшей и проникновеннейшей сцены сумасшествия Жизели, которую танцевала соперница кумира Девятой Колонны. Найти будильник не смогли, сцена была сорвана.
Впрочем, эскапады бывали и раньше. Суламифи Мессерер, тетке Майи Плисецкой, как-то на поклонах вручили роскошную коробку конфет, в которой оказался… рыбий хребет. Оказалось, что подарок преподнесла фанатка ее партнера, которого балерина чем-то обидела.
Пустота в кассе
Нынешние поклонники тоже тесно общаются с артистами и обеспечивают своих клиентов аплодисментами независимо от качества их работы. Будущих подопечных высматривают со школьной скамьи. Относятся к ним покровительственно, опекают всячески. При этом сам балет как вид искусства поклонники могут не любить вовсе.
— рассуждает Роман Абрамов. К театру поклонники относятся как к родному дому, к дирекции — как к соседям по коммуналке. Особенно Роман Абрамов не любит времена директорства Владимира Васильева:
Абрамов имеет в виду, что два года назад, когда в Большой пришла новая команда администраторов, у “поклонников” начались финансовые проблемы. Генеральный директор Большого Анатолий Иксанов установил новые цены на билеты — в зависимости от категории спектакля.
Первые ряды партера на престижную балетную классику теперь стоят до 2500 рублей. Такие билеты можно без всякой очереди купить в кассах Большого в любой момент, хоть перед началом спектакля; на табло у касс горят цифры — на какой спектакль, сколько и каких билетов осталось. Нижний ценовой предел — 20 рублей. Таких билетов около 300, в продажу поступает примерно половина. Но с дешевых мест ничего не видно (это своего рода “стоячие” пропуска), а главное — не слышно.
Иксановские меры нанесли ощутимый удар и по спекулянтам, и по “поклонникам”.
Марина, лидер группы оперных клакеров:
Роман Абрамов:
Триумф и любовь Майи Плисецкой
Окончив во время Великой Отечественной войны Московское хореографическое училище, Плисецкая вошла в труппу Большого театра. Благодаря своему упорству, трудолюбию и таланту она смогла дорасти до статуса прима-балерины.
Майя, которой начали давать сольные партии, несколько раз побывала вместе с гастролями в США, Англии, Франции и многих других странах.
«Умирающий лебедь» Майи Плисецкой. (wikipedia.org)
Однажды Плисецкой довелось работать с великим педагогом того времени Агриппиной Вагановой. Именно Ваганова предложила Майе поставить «Лебединое озеро», да еще и сделать это так, чтоб «чертям тошно стало». Майя исполняла роль Одилии в «Лебедином озере» 30 лет.
Со своим будущим мужем Майя познакомилась на балете «Золушка». Композитор Родион Щедрин был очарован Майей и ходил практически на все ее постановки. Они познакомились, и в 1958 году пара сыграла свадьбу.
Яркий образ Майи Плисецкой, её неповторимость, женственность и грация сводили с ума не только Щедрина. Майя стала музой, источником вдохновения для многих дизайнеров и художников по костюму.
Детей у Щедрина и Плисецкой не было, поскольку Майя сделала выбор в пользу карьеры. «Семей с детьми много, а Майя Плисецкая одна», — говорила балерина.
Щедрин сопровождал Майю на гастроли, посвящал жене множество балетов и всегда был рядом. Родион Щедрин и Майя Плисецкая полвека прожили в браке.
Майя Плисецкая умерла в возрасте 89 лет в Мюнхене. Прах балерины будет развеян в России вместе с прахом мужа, согласно её завещанию.
Элеонора Севенард сейчас
13 января 2021 года Севенард участвовала в гала-концерте звезд балета в Михайловском театре вместе с Анжелиной Воронцовой, Натальей Осиповой, Михаилом Лобухиным, Анастасией Соболевой и другими. 5 февраля дебютировала в партии Медоры в спектакле Марии Евгеньевны Аллаш «Корсар», ее партнером стал Игорь Цвирко.
22 февраля 2021 года Элеонора, уже в качестве ведущей солистки Большого, вместе с Родькиным участвовала в Зимнем международном фестивале искусств, организованном Юрием Башметом. В концерте, посвященном Галине Сергеевне Улановой, артисты исполнили хореографические произведения: сцену «Балкон» из балета «Ромео и Джульетта» Леонида Михайловича Лавровского и номер Вахтанга Михайловича Чабукиани «Голубь мира».
7 марта 2021 года танцовщица дебютировала в партии Эгины в балете Юрия Николаевича Григоровича «Спартак». Ранее в этой постановке она исполняла роль Фригии, Красса танцевал Владислав Лантратов. 27 марта вместе с Денисом Родькиным прима участвовала в гала-концерте, который проходил на сцене Красноярской филармонии в рамках «Транссибирского Арт-Фестиваля».
Танец – это жизнь
У прим-балерин такой плотный график, что только в периоды вынужденных простоев – во время восстановления после травм, в месяцы беременности – их режим немного ослабляется. Светлана Захарова смогла увидеть Милан только в период беременности, сопровождая своего мужа, скрипача Вадима Репина, на гастролях, хотя несколько лет была приглашенной звездой театра «Ла Скала». До этого ни минуты покоя, сплошные репетиции и перелеты.
Личная жизнь балерины нередко не складывается: выбирая артистку в спутницы жизни, приходится принимать ее стиль и образ жизни, ее правила, переживания и поводы для радости. Не всегда далекие от театра люди готовы к такой нагрузке, понятной только настоящим фанатикам танца. Поэтому отношения звезды обычно завязывают с коллегами по театру: балетный балетного поймет быстрее.
Большинство балерин заводят детей после 30 лет, когда работа уже стабильная, а поставленные профессиональные цели достигнуты. Ульяна Лопаткина, Светлана Захарова, Диана Вишнёва, Евгения Образцова сыграли свою главную женскую роль – матери, будучи уже состоявшимися звездами. До этого на первом месте у них был только танец – то, без чего жизнь не может быть полноценной.
Галина Уланова
Уже в 19 лет ей доверили ведущую партию в «Лебедином озере». А вершиной её творчества считается сцена сумасшествия в «Жизели». Критики писали, что она удивительным образом соединяет совершенную танцевальную технику с приёмами драматической игры и актёрской пластики. Создавалось впечатление, что в танце Улановой движение не прерывается, не заканчивается, а как бы постепенно угасает, растворяется в воздухе.
Во время гастролей Большого театра в Лондоне в 1956-м выступление Улановой вызвало такой ажиотаж, какого не было, по воспоминаниям очевидцев, со времен Анны Павловой.
У здания Шведской академии танца в Стокгольме ей поставлен бронзовый памятник «как лучшей балерине современности». Исключительный талант Улановой был отмечен множеством премий, наград и званий. В последние годы жизни она работала балетмейстером-репетитором в Большом театре.
Галина Уланова. (wikipedia.org)
Страсти в зале
Нынешняя клака Большого — это три разнородные группы. Первая — “бабулечки”, то есть фанаты эпохи 60-х (среди них попадаются и вовсе реликтовые экземпляры, например поклонницы Марины Семеновой, которой сейчас 94 года). “Бабулечек” — бывших бухгалтерш, переводчиц, учительниц и прочей разночинной интеллигенции — человек двадцать. В театре они появляются нечасто — на премьерах и генеральных репетициях, когда танцуют ученики их кумиров и иногда по зову сердца (сердца “бабулечек” наиболее чувствительны к Николаю Цискаридзе и Марии Александровой).
В экстренных случаях старую гвардию вызывают кого-нибудь “поддержать”. Денег за это “бабулечки” не берут. К ним все относятся с нежностью, как к носителям славных традиций. Главный администратор Большого, сам из бывших поклонников, хоть и ворчит, но неизменно выписывает им пропуска.
Вторую группу составляет клака в традиционном значении этого слова, то есть те, кто работает небескорыстно. Ее клиенты в основном оперные артисты. Из балета — только Анастасия Волочкова. Состав этой группы непостоянный, хотя лидеры известны. Разумеется, они не слишком разговорчивы. В получении наличных денег не признается никто. Чаще всего берут “борзыми щенками” — билетами, которые перепродают. Численность своих команд эти люди склонны преуменьшать.
— говорит лидер группы Марина.
Третью, самую многочисленную когорту составляют театралы времен 80-х. Всего их человек пятьдесят, три команды
Все солисты Большого, даже второго ряда, охвачены их вниманием. Это требует пристального внимания к внутритеатральной ситуации
“Восьмидесятники” — люди вполне обеспеченные, как правило, с высшим образованием; сегодня именно они определяют околотеатральную ситуацию. С “шестидесятниками” их роднит странный образ жизни (в театр ходят практически ежедневно, как на работу) и отсутствие оплаты труда. Отличает беспринципность, за которую их презирают старшие товарищи: “восьмидесятники” связаны круговой порукой и поддерживают всех поголовно, независимо от личных пристрастий.
Сами они объясняют свою беспринципность экономическими причинами: билеты стоят дорого; каждый лидер может провести с собой не больше одного-двух десятков людей, а для “полновесного успеха” это мало. Приходится работать по принципу: сегодня ты поддерживаешь моего клиента, завтра я — твоего. Это бывает неприятно: приходится орать “браво” недостойным и нарываться на грубость соседа по партеру: “Тебе сколько заплатили? Я дам больше, чтобы ты заткнулся!”
Но корпоративная этика не позволяет уклониться от “поддержки”. Роман Абрамов, лидер “восьмидесятников”, рассказывает:
Кого услышит публика
В новом сезоне в стажерскую группу оперы были приняты Анна Шаповалова (сопрано) и Даниил Акимов (бас). Молодежную оперную программу Большого театра пополнили артисты Анна Акишина, Зарина Багаева, Никита Волков, Богдан Гуенок, Лилит Давтян, Данил Князев, Алексей Курсанов, Альбина Тонких и концертмейстер Евгений Захаров.
На октябрь запланированы «Тоска» с участием Анны Нетребко, «Саломея» с Асмик Григорян, а также ввод Виды Микневичуте в заглавную партию в этой опере.
В ноябре покажут «Травиату» с Пласидо Доминго и Альбиной Шагимуратовой. В декабре планируется возобновление «Катерины Измайловой» с вводом Оксаны Дыки.
Послевоенные годы
В послевоенные годы серьёзное влияние на петербургскую школу балета оказали молодые балетмейстеры. На сцене Кировского театра были представлены постановки Нины Анисимовой «Гаянэ», «Золушка» Константина Сергеева на музыку Сергея Прокофьева, «Шурале» Леонида Якобсона и другие.
8 апреля 1946 года состоялась премьера балета «Золушка»: в роли Принца — сам балетмейстер Сергеев, Золушка — Наталья Дудинская. В основе спектакля лежал классический танец, но в тоже время в нём было и новаторство — гротескные образы героев балета, гармонии движения и чувств.
Позже, в Париже, имела успех постановка «Золушки» в интерпретации знаменитого артиста балета и балетмейстера Рудольфа Нуреева.
Наталья Михайловна Дудинская была известной балериной и талантливым педагогом. Среди её учениц — Ульяна Лопаткина, Анастасия Волочкова, Алла Сигалова. За плечами Дудинской — участие в балетах «Жизель», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Гаянэ», «Раймонда», «Дон Кихот», «Шурале», «Лауренсия», где её партнёром стал Рудольф Нуреев в роли Фрондосо.
Рудольф Нуреев и Наталья Дудинская в балете «Лауренсия» Фото: r-nureyev.livejournal.com
Большое влияние на балетное искусство своего времени оказал Леонид Вениаминович Якобсон. На протяжении многих лет он был ведущим балетмейстером Кировского театра и стал одним из основоположников жанра хореографической миниатюры на балетной сцене советского периода, а также создателем постановок «Шурале», «Спартак» и других.
Впервые балет «Спартак» на музыку Армена Хачатуряна был представлен 27 декабря 1956 года на сцене Кировского театра, либретто Николая Волкова. Балет повествует о восстании рабов в Древнем Риме. Яркая партитура Хачатуряна, полные драматичности и динамики эпизоды освободительной борьбы, сказочные декорации сделали постановку ярким событием того времени.
В 1950-х годах на сцене появились новые имена прославленных балерин. Алла Осипенко и Ирина Колпакова снискали мировую славу. В 1960-х годах петербургская школа балета представила миру молодого солиста балета Михаила Барышникова, который стремительно завоевал признание и славу своей пластичностью, полётностью танца и виртуозной техникой.
Петербургская школа балета открыла миру такие имена как Ольга Моисеева и Алла Сизова, Борис Бергвадзе и Михаил Барышников, Фарух Рузиматов и Диана Вишнёва, многие другие.
Мы рассмотрели лишь малую часть более чем 200-летней истории жизни петербургской школы балета. Санкт-Петербург — центр балетного искусства с мировым именем и историей, которая и сейчас пишется за стенами Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой под управлением талантливого артиста и педагога Николая Цискаридзе.
Дарья Бутина, портал «Культура Петербурга»
Становление
4 мая 1738 года французский танцмейстер Жан Батист Ланде открыл первую школу балетного танца — «Танцовальная Ея Императорского Величества школа». В стенах Зимнего дворца Ланде начал обучать 12 русских девочек и мальчиков из семей дворцовых служащих. Впоследствии ученики Ланде помогали ему в преподавании искусства танца.
Репродукция картины Жана Батиста Ланде неизвестного художника
Первая балетная труппа была создана из учеников Ланде в 1742 году. Обучаясь у иностранных танцмейстеров, русские девушки и мужчины привносили в танец национальную самобытность и выразительность. 1 августа 1759 года — в день тезоименитства императрицы Елизаветы Петровны и по случаю победы над прусскими войсками при Франкфурте — была торжественно поставлена балет-драма «Прибежище добродетели», имевшая небывалый успех.
Особый виток в развитии русский балет получил во времена правления императрицы Екатерины Великой, когда возникла традиция организации крепостных балетов: помещики организовывали у себя в усадьбах труппы из числа крепостных крестьян. Наибольшим успехом пользовался балет помещика Нащокина.
Указом Екатерины II в 1783 году была создана русская оперно-балетная труппа. В репертуаре петербургского Большого театра наряду с итальянской оперой стали появляться произведения русских авторов: опера Е. Фомина «Ямщики на подставе», балет первого русского балетмейстера И. Вальбреха «Новый Вертер» на музыку С. Титова.
Петербургский балет первой половины XIX века тесно связан с деятельностью французского балетмейстера Шарля Дидло. Получив управление труппой петербургского балета, он провёл ряд значительных реформ, повлиявших на технику танца: были упразднены обязательные к ношению парики, шиньоны, кафтаны, башмаки с пряжками; введены обтягивающие трико и газовые туники
Так облегчённые в весе танцоры могли совершенствовать технику, чему Дидло уделял большое внимание. Особое внимание в постановках уделили полётам
Также была пересмотрена и расширена деятельность кордебалета.
Фото: vk.com/@samoilovfamilymuseum-chto-ne-tak-s-portretom-istominoi
Балет Дидло был пронизан романтическими настроениями, он старался наполнить традиционные античные сюжеты человеческими судьбами и стремлениями, пантомимой и танцевальностью. Поставленные им постановки «Зефир и Флора», «Рауль де Креки, или возвращение из Крестовых походов», «Хензи и Тао, или Красавица и Чудовище», «Кавказский пленник, или Тень невесты» отличались особой драматургией, живой актёрской игрой и ясностью сюжетных линий.
Портрет Екатерины Телешевой. Художник — О. Кипренский, 1828 г.
Ученицами Дидло были Авдотья Истомина, воспетая Пушкиным, ранняя любовь Грибоедова — Екатерина Телешева, а также Мария Данилова и Вера Зубова. Благодаря их таланту и яркой актёрской игре балет, руководимый Дидло, занял одно из первых мест в Европе.
Детские годы
Ольга Лепешинская жила размеренной и спокойной жизнью вместе с родителями в Москве на Солянке. Папа и мама девочки мечтали, что их дочь продолжит семейную династию и станет инженером-мостостроителем.
Однако у Ольги были совершенно другие намерения. Она с детства горячо любила танцевать и хотела стать балериной. Поэтому вскоре она поступила в Государственную балетную школу при Большом театре.
К обучению будущих артисток в этом учебном заведении относились весьма серьезно, ведь многие из них потом попадали в Большой театр.
И на прославленную сцену Ольга Лепешинская вышла очень рано — в 10 лет. Тогда ученицы-второклассницы изображали стайку птичек, радующихся приходу весны, в опере «Снегурочка».
Затем девочка дебютировала и в первой своей настоящей роли – она воплощала образ Феи Драже в «Щелкунчике». А после выпуска из балетного техникума, в который школа была реорганизована в 1931 году, Ольга танцевала уже главную партию.
Военные годы
Ольга Лепешинская – балерина с богатой биографией. Во время войны Большой театр эвакуировали в Куйбышев. В те годы балерина не только постоянно выступала на сцене, но и изъездила с концертами всю страну. Она неоднократно танцевала и перед солдатами на фронте.
Однажды ее концертная бригада чуть не оказалась в плену у немцев. Лепешинская узнала об этом только в 1975 году, когда получила письмо от офицера, бывшего на том выступлении. Он сообщил, что сразу после концерта и отъезда артистов, дорогу перекрыли фашисты и завязался кровопролитный бой.
Говорят, что Лепешинская, у которой к концу жизни скопилось 14 орденов, считала самыми дорогими наградами медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и «За оборону Москвы», справедливо считая, что в победе над фашистами существует и её вклад.
Путь к славе
В 18 лет Ольга Лепешинская стала знаменитой. В 1935 году она была задействована в премьерном балете «Три Толстяка», где исполнила партию девочки Суок. Ее выступления были восторженно встречены публикой, а в прессе молодую балерину окрестили восходящей звездой.
Кроме того, юная знаменитость начала активно заниматься общественной деятельностью, сначала стала членом райкома и Московского горкома комсомола, затем, через четыре года — депутатом Московского совета.
К тому времени на афишах балерину стали именовать «орденоносцем», а в 1937 году она была удостоена ордена «Знак Почёта». Для артистки, недавно отпраздновавшей двадцатилетие, это было настоящим признанием и залогом блестящей карьеры.
Авдотья Истомина
История балета в России начинается в 1730-е годы. Танцевали поначалу только женщины: Павел I строго-настрого запретил мужчинам участвовать в постановках. Одной из первых звезд российского балета можно назвать Авдотью Истомину. Вот как Пушкин описал ее в «Евгении Онегине»:
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет.
Кстати, по одной из версий именно Истомина была первой балериной, которая стала танцевать на пуантах.
Алисия Алонсо
Эта женщина познакомила Кубу с балетом и сделала это искусство популярным на острове. Получив оразование в США, в конце 1940-х она вернулась на родину и открыла балетную школу. После революции 1959 года Алонсо получила поддержку властей. Ее труппа превратилась в Национальный балет Кубы.
Алонсо много выступала в театрах и даже площадях, ездила на гастроли, её показывали по телевидению. Один из самых ярких ее образов — партия Кармен в одноименном балете. Танцовщина настолько ревностно относилась к этой роли, что даже запрещала ставить этот балет с другими исполнительницами.
Алонсо объездила весь мир, получив множество наград. А в 1999 году ЮНЕСКО вручила ей медаль Пабло Пикассо за выдающийся вклад в искусство танца.