Мрачные картины. часть 3

Казимир Малевич «Черный супрематический квадрат»

Одна из самых неоднозначных и яростно обсуждаемых картин Малевича оказывается имеет не совсем правильное название. Потому что, во-первых, это совершенно не квадрат, а во-вторых, фигура на полотне не имеет черного цвета.

Как оказалось, ни одна из сторон «квадрата» не является
параллельной другой стороне. Кроме того, цвет создан благодаря смешению
нескольких красок, среди которых отсутствует черная. Но и это еще не все. Под
картиной специалисты Третьяковской галереи нашли интересную надпись, которая
гласит «Битва негров в темной пещере».

Возможно, это отсылка к другой картине, написанной в 1882
году художником Альфонсо Алле «Битва негров в пещере ночью». Может, Малевич
решил таким образом пошутить и создал «каррикатуру», высмеивая искусство XIX века.
Но впоследствии именно его «нечерный неквадрат» всколыхнул весь мир и стал
шедевром.

Казимир Малевич «Черный супрематический квадрат»

Картины Здислава Бексински

Картины этого польского художника переполнены мрачными образами: постапокалиптичный мир, смерть, разложение, уродливые фигуры. Как и многие представители сюрреализма (хотя это не единственное направление, в котором работал художник), Бексински черпал вдохновение в сновидениях. К сожалению, мастер не давал названия своим полотнам, из-за чего нам остается только гадать над теми образами и мирами, которые он сотворил. Также остается доподлинно неизвестным, что вдохновляло Бексински на создание столь мрачных, ужасающих и во многом безумных работ. Сам художник находил некоторые свои полотна “забавными”. Известно, что близкие характеризовали Бексински как веселого и доброго человека, однако по некоторым письмам и работам творца известна его заинтересованность философией садомазохизма.

«Плачущий мальчик», Бруно Амадио

Начнем с самой вроде бы безобидной, но такой цепляющей картины – принадлежит она руке Бруно Амадио. По одной легенде, мальчик, изображенный на картине, был сыном художника. Но отец никак не мог добиться, чтобы малыш заплакал. Поняв, что уговорами он ничего не добьется, Бруно зажигал перед лицом мальчугана спички. Доведенный до отчаяния ребенок, однажды в сердцах крикнул отцу: «Да чтоб ты сам сгорел!». Как бы то ни было, художник завершил начатое, а спустя две недели, юный натурщик скончался от пневмонии, а еще через две недели загорелся дом художника, в котором сгорел и он сам, и почти все его работы – осталась только одна – самая страшная картина в мире – «Плачущий мальчик». По второй легенде, мальчик был сиротой – родители его погибли в войне, а сам он жил в сиротском приюте. Когда закончивший свою работу художник уехал, приют сгорел дотла.

Правду о появлении картины мы уже вряд ли узнаем, зато очевиден факт – «Плачущий мальчик» пользовался огромным успехом. Было сделано несколько сотен репродукций, которые успешно разошлись по стране. И после этого прокатилась волна пожаров – полностью сгоревшие дома уносили с собой жизни своих хозяев. Очень часто среди тлеющих головешек находили уцелевшую репродукцию. Люди писали письма в газеты, в которых рассказывали жуткие истории – о несчастных случаях, смертях, пожарах и везде фигурировала картина, висящая на стене в гостиной. В итоге, власти сообщили через одно из печатных изданий, что картину крайне не рекомендуется держать дома и призывала жителей поскорее избавиться от проклятого шедевра.

До сих пор жители северной Англии помнят о картине, обладающей дурной славой. Кстати, оригинал картины бесследно пропал.

Портрет Бернардо де Галвеса

В конце прихожей в отеле Galvez в городке Галвестон, штат Техас, висит портрет Бернардо де Гальвеса, испанского полководца, который помогал американским войскам во время Гражданской войны. Также, в его честь, назван сам город.

Несмотря на то, что Гальвес умер в 1786 году, слухи о его призраке появились еще при жизни. Гости и служащие отеля утверждали, что глаза на портрете следовали за ними, когда те шли по коридору.

Одним из самых странных аспектов является то, что Галвес, не позволяет фотографировать свой портрет без «разрешения».

Люди утверждают, что любая фотография, сделанная без разрешения, получается размытой, или на ней получаются необъяснимые шары, туманы, полосы, или даже призраки. Группа исследователей паранормальных явлений решила проверить так ли это на самом деле.

Холодная дрожь пробежала по ним, когда они убедились, что пока не попросишь разрешения у картины, снимки получались размытыми.

Литература

  • ARNAIZ, José Manuel, Las pinturas negras de Goya, Madrid, Antiqvaria, 1996. ISBN 978-84-86508-45-6
  • BOZAL, Valeriano, Francisco Goya, vida y obra, (2 vols.) Madrid, Tf., 2005. ISBN 84-96209-39-3.
  • —, «Pinturas negras» de Goya, Tf. Editores, Madrid, Tf., 1997. ISBN 84-89162-75-1
  • GLENDINNING, Nigel, «The Strange Traslation of Goya’s Black Paintings», The Burlingon Magazine, CXVII, 868, 1975.
  • —, The Interpretation of Goya’s Black Paintings, London, Queen Mary College, 1977.
  • —, Goya y sus críticos, Madrid, Taurus, 1982.
  • —, «Goya’s Country House in Madrid. The Quinta del Sordo», Apollo, CXXIII, 288, 1986.
  • —, Francisco de Goya, Madrid, Cuadernos de Historia 16 (col. «El arte y sus creadores», nº 30), 1993. D.L. 34276-1993
  • HAGEN, Rose-Marie y Rainer Hagen, Francisco de Goya, Colonia, Taschen, 2003. ISBN 3-8228-2296-5.

Проклятые картины мира

5. Человек предполагает, а Бог располагает. Эдвин Генри Ландсир

Картина английского художника Эдвина Генри Ландсира, посвященная пропавшей экспедиции Франклина в Арктику в 1845 году, считается проклятой.

Картина, изображающая двух медведей, которые обнаружили человеческие останки экспедиции, находится в Колледже Ройял-Холлоуэй, Лондонского университета.

Среди студентов существует традиция накрывать картину флагом, так как существует поверье, будто она может сводить человека с ума. Был случай, когда студент покончил собой, после того, как долго смотрел на это произведение.

6. Человек в душевной муке. Неизвестный

Неизвестный художник написал эту работу собственной кровью и по ее завершении покончил собой.

Владельцем картины была прабабушка некого Шона Робертсона, которая прятала ее из-за того, что считала ее источником зла. 

После ее смерти картина перешла самому Робертсону, который запечатлел непонятные явления, происходящие рядом с этой картиной. Сейчас подлинник картины закрыт в подвале, местонахождение которого знает только ее хозяин.

7. Постановка или Повешенный. Лаура П.

Картина была написана по фотографии повешенного человека.

Снимок старой тележки и сарая сделал фотограф Джеймс Кидд (James Kidd). Однако, когда он проявил фотографию, он заметил фигуру человека без головы.

Некая художница Лаура П., которая нарисовала картину с фотографии, рассказывала, что чувствовала странное беспокойство во время ее написания. Когда она повесила картину в офисе, многие работники начали жаловаться на то, что картина все время сдвигалась, и бумаги рядом с ней постоянно исчезали. 

Когда женщина решила повесить ее у себя дома, у нее начали происходить странные паранормальные явления, включая появление человека без головы.

8. Копия любовного письма. Ричард Кинг

Эта картина была выставлена в отеле Дрискилл в Остине, Техасе, но история ее появления неизвестна.

Многие считают, что картина повинна в смерти 4-летней Саманты Хьюстон — дочери американского сенатора  в 1887 году. Девочка упала со ступеней в отеле, где находилась картина.

Посетители отеля утверждают, что выражение лица девочки на картине меняется, когда вы отворачиваетесь даже на секунду. Другие рассказывали о том, что картина вызывала у них чувство тошноты и ощущение парения в воздухе. Были и те, кто видел появление девочки, играющей с мячом.

9. Женщина дождя. Светлана Телец

Художница Светлана Телец рассказала о странном чувстве, которое сопровождало ее, когда она рисовала женщину.

По ее словам, работа заняла у нее всего 5 часов, а она испытывала ощущение, будто кто-то руководит ее рукой. Все, кто покупал картину, впоследствии возвращали ее, так как жаловались на бессонницу, страхи, необъяснимую печаль и даже чувство, что за ними наблюдают.

10. Неизвестная картина. Здислав Бексинский

Польский художник Здислав Бексинский, нарисовавший картину, интересовался темой смерти и выразил это в своих работах.

Он потерял жену в 1998 году, а через год свел счеты с жизнью его сын. Через 6 лет его обнаружили зверски убитым в своей квартире. Сам художник не давал названия своим картинам и по свидетельствам сжигал их во дворе, никому не показывая. 

Многие считают, что на эту картину нельзя долго смотреть, иначе она приведет к смерти.

Картина с человеком без головы

Наша следующая необычная картина — это, на самом деле, картина написанная с фотографии. В середине 1990-х, художница, известная только как Лаура П., зарабатывала на жизнь, создавая картины по фотографиям

Однажды ее внимание привлекло странное фото, сделанное фотографом Джеймсом Киддом

На фото на переднем плане изображен старинный дилижанс, а в стороне проявляется образ человека без головы. Кидд настаивал на том, что этого не было, когда он проявил фото. Это стало видно со временем. Лаура не могла объяснить, что именно привлекло ее в фото, но она была охвачена непреодолимым желанием нарисовать картину.

Художница сообщила, что почти сразу же после того, как начала рисовать, она не могла побороть в себе чувство страха и беспокойства. Она очень долго не решалась завершить начатое, а когда испытание было окончено, картина попала в местный офис.

Работники в офисе утверждали, что, как только картина попала к ним, в офисе начали пропадать документы, а предметы меняли своё местоположения. Через 3 дня картину вернули автору. Когда Лаура переехала с мужем в новый дом, картина вместе с таинственной силой переехала с ними.

В новом доме, пара неоднократно слышала различные аномальные звуки, такие как: удары, шаги и другие менее определяемые шумы, которые всегда, казалось, имели место поблизости от картины. Кроме того, другие странные явления стали происходить с нарастающей частотой.

Очень скоро по дому начали перемещаться вещи, открываться двери, начала протекать крыша, хотя с ней было всё в порядке. Один случай был невероятно жутким: стакан, из которого пила Лаура, внезапно лопнул в ее руке, а большой осколок стекла исчез без следа.

Лаура пожалела о том, что нарисовала эту картину, и изъявила желание уничтожить ее.

«Руки противятся ему»

На первый взгляд на легендарной картине The Hands Resist Him Билла Стоунхэма нет ничего ужасного, ведь на ней нарисован всего лишь мальчик с куклой, стоящие возле стеклянной двери. Однако присмотревшись лучше, становится не по себе. Странное выражение детского лица, а также маленькие ладони на стекле сзади одновременно пугают и притягивают.

Существует много сведений, что людям становилось плохо от одного только взгляда на изображение. Ещё страшнее становится, когда узнаешь, что картина приносит несчастье — практически все её владельцы умерли неестественной смертью. По словам самого автора шедевра, он изобразил своеобразный переход между реальностью и потусторонним миром. Кукла в этой трактовке выступает проводником, а руки за стеклом — это другая жизнь в альтернативной вселенной.

Джунджи Ито

К вопросу о коммерческих художниках: некоторые из них рисуют комиксы. В деле хоррор-комиксов Джунджи Ито — чемпион. Его монстры не просто гротескны: художник тщательно прорисовывает каждую морщинку, каждую складку на теле тварей. Именно это пугает людей, а вовсе не иррациональность монстров.

Например, в его комиксе «Загадка Амигары Фолт» он раздевает людей и отправляет их в человекообразное отверстие в твёрдой скале — чем ближе мы видим это отверстие, тем страшнее, но даже «издали» оно кажется пугающим.

В его серии комиксов «Узумаки» («Спираль») есть одержимый спиралями парень. Сначала его одержимость кажется смешной, а потом уже страшной. Причём страшно становится ещё до того, как одержимость героя становится магией, с помощью которой он превращает человека в нечто нечеловеческое, но при этом живое.

Работы Ито выделяются среди всей японской манги — его «нормальные» персонажи выглядят необыкновенно реалистичными и даже милыми, и чудовища на их фоне кажутся ещё более жуткими.

Патриция Пиччинини

Скульптуры Пиччинини порой сильно отличаются друг от друга: одни скульптуры представляют собой мотоциклы неправильной формы, другие — странные шары с горячим воздухом. Но в основном она создаёт скульптуры, стоять с которыми в одной комнате очень и очень неуютно. Они даже на фотографиях выглядят жутковато.

В работе 2004-го года «Неделимый» некий гуманоид прижимается к спине нормального человеческого ребёнка. Больше всего тревожит элемент доверия и привязанности — как будто невинность ребёнка жестоко использовали ему во вред.

Конечно, работы Пиччинини критикуют. Про «Неделимого» даже говорили, что это не скульптура, а некое настоящее животное. Но нет — это просто плод её воображения, и художница продолжает создавать свои работы из стекловолокна, силикона, и волос.

«Женщина дождя», Светлана Телец

Черная одежда, серый задний фон, холодный и сосредоточенный взгляд женщины приковывают внимание зрителя и постепенно наполняют душу беспокойством. Первая покупательница картины вернула ее обратно с мистическим объяснением: «У меня такое чувство, что за мной кто-то постоянно наблюдает…» Ей стали сниться странные сны, и в них была женщина с картины

После пробуждения становилось жутко, особенно находясь одной в квартире

Первая покупательница картины вернула ее обратно с мистическим объяснением: «У меня такое чувство, что за мной кто-то постоянно наблюдает…» Ей стали сниться странные сны, и в них была женщина с картины. После пробуждения становилось жутко, особенно находясь одной в квартире.

По словам винницкой художницы Светланы Телец, картина писалась 5 часов, и ей все время казалось, что ее рукой кто-то управляет… до того, как она приступила к работе, в доме слышались странные звуки.

Покупателями «Женщины дождя» становились и другие люди, но все ее возвращали. Сейчас полотно висит в одном из магазинов Винницы.

«Плачущий мальчик»

На самом деле, это не одна картина, а целая серия. В 1950 году итальянский художник Бруно Амадио, также известный как Джованни Браголин написал более 65 портретов плачущих детей-сирот, которые он продавал в качестве сувениров туристам.

Очень быстро его картины стали популярны в Англии и их начали массово копировать. И вплоть до 1980-х ничего странного не происходило.

Начиная с 1985 года пожарные стали заявлять, что находили абсолютно неповрежденные копии «Плачущего мальчика» среди пепла и обломков сгоревших домов. Копии всегда лежали на полу «лицом» вниз. В более чем 50 домах картины необъяснимым образом избегали огня.

Многочисленные экстрасенсы заявляли, что призраки погибших во время Второй Мировой Войны сирот преследовали эти картины. Вся эта история дошла до уровня городской легенды.

Следует отметить, что оригинальная история появилась в британской бульварной газете The Sun, поэтому многие так и не поверили всему происходящему.

The Sun, для проверки легенды, организовывала массовый костер для владельцев картин. Когда те принесли репродукции на всеобщее сожжение, то обнаружили, что копии горели на удивление очень медленно.

Существует даже одно видео на BBC, где один парень пытался сжечь копию, указывая на то, что она горит медленнее, чем обычная копия любой другой картины.

Может стоит винить тех, кто покрыл копии картин огнестойким лаком?

«Плачущий мальчик» Джованни Браголин

Говорят, что Бруно Амадио (настоящее имя художника) хотел изобразить ребенка в свете от спички, а мальчик страшно боялся огня и плакал. Теперь ребенок мстит за свои мучения — в доме, где появляется репродукция проклятой картины, происходит пожар, а на пепелище находят само полотно, никак не пострадавшее от огня.. В 80-е интерес к “Плачущему мальчику” подогрела британская газета The Sun. Вокруг зловещей картины начался ажиотаж, истории о пожарах появлялись одна за другой. Закончилось все тем, что газета попросила своих читателей прислать в редакцию их картины и таким образом избавиться от страхов. The Sun устроили ритуальное сожжение всех присланных полотен, правда, оказалось, что слухи крутились вокруг пяти разных вариантов картины и все на волне суеверных переживаний казались владельцам проклятыми.

Кит Томпсон

Кит Томпсон — скорее коммерческий художник, чем человек искусства. Он придумал монстров для фильма Гильермо Дель Торо «Тихоокеанский рубеж» и сериала Скотта Вестерфилда «Левиафан». Его работы выполнены в технике, которую скорее ожидаешь увидеть на картах «Magic: The Gathering», чем в музее.

«Тварь из Припяти»

Посмотрите на его картину «Тварь из Припяти»: монстр слеплен из нескольких животных и страшно уродлив, зато даёт прекрасное представление о технике Томпсона. У монстра даже есть история — он якобы является продуктом Чернобыльской катастрофы. Конечно, монстр несколько надуманный, будто вышел прямиком из 1950-х годов, но от этого он не становится менее жутким.

«SCP Foundation» взяла это существо в качестве своего талисмана, назвав его «SCP-682». Но в арсенале Томпсона ещё немало подобных монстров, и пострашнее есть.

Марк Пауэлл

Работы австралийца Марка Пауэлла шокируют по-настоящему сильно. Его шоу 2012-го года представляет собой ряд композиций, в которых фантастические существа эволюционируют, пожирают и выделяют друг друга из собственных тел, размножаются и распадаются. Текстуры существ и окружающая обстановка чрезвычайно убедительны, а язык тела фигур точно подобран, чтобы ситуации выглядели как можно более обычными — а значит, и убедительными.

Разумеется, интернет не мог не отдать художнику должное. Вышеупомянутая «SCP Foundation» взяла отвратительного монстра с изображения выше и сделала его частью истории под названием «Плоть, которая ненавидит». Также с его работами связаны многие ужасные истории.

Кинта дель Сордо (Дом Глухого)

В 1819 году Гойя переезжает из Мадрида в загородный дом с поместьем, известный как Кинта дель Сордо (Дом Глухого).

Кинта дель Сордо (Дом Глухого). Рисунок выполнен Сейнт-Элмой Гаутьер в 1877 году. Дом Гойи – небольшое строение слева. Правое крыло было возведено после смерти художника.

К этому времени художник пережил череду личных трагедий: смерть жены и нескольких детей, разлуку с близкими друзьями, тяжёлую болезнь, которая стала причиной его глухоты. Поселившись за городом, в тихом месте за рекой Мансанарес, Гойя надеется обрести душевный покой и избежать сплетен вокруг его отношений с Леокадией Вайс, молодой красивой женщиной, которая на тот момент была замужем за богатым купцом Исидоро Вайсом.

Но непростая ситуация в стране, которую художник остро переживает, и тяжёлый сердечный приступ, оказывают разрушающее воздействие на его здоровье и психику. У Гойи начинается депрессия. Он не видит в окружающем мире ничего радостного и светлого. Пытаясь справиться с внутренним хаосом и тоской, Гойя на стенах комнат своего дома пишет масляными красками пятнадцать картин, которые впоследствии назвали «чёрными» за тревожное настроение и преобладание в палитре тёмных тонов. Некоторые из них посвящены библейским или мифологическим сюжетам, но в основном «Чёрные картины» это мрачные порождения фантазии художника.

Существует множество объяснений тому, какой философский и символический смысл имеют росписи из «Дома глухого». Некоторые исследователи творчества Гойи считают, что «Чёрные картины» вообще не поддаются пониманию. Что такое эти фрески? Проекции кошмарных снов, запечатленные галлюцинации больного рассудка или зашифрованные пророчества грядущих бед, ожидающих, как самого Гойю, так и всё человечество? Однозначного ответа не существует.

Однако с уверенностью можно сказать, что в «Чёрных картинах» Гойя, возможно спонтанно и непреднамеренно, в виде пугающих загадочных образов  выразил то, что его мучило и беспокоило: гражданскую войну, крах испанской революции, отношения с Леокадией Вайс, собственное неизбежное старение и приближающуюся смерть. Расположение «чёрных картин» на стенах «Дома глухого» художник подчинил определённому плану, объединив своё творение в единый комплекс, который  можно разделить на две части: нижнюю и верхнюю

Поэтому, чтобы «прочитать» росписи Кинта дель Сордо, понять их скрытый смысл надо исходить не только из того, что изображено на фресках, но и принять во внимание их пространственные отношения друг с другом

Здзислав Бексиньский

За свою жизнь Здзислав Бексиньский создал большое количество картин, но он никогда не давал названий своим произведениям. Примечательно, что, несмотря на пугающие образы в его произведениях, художник считал, что они вполне оптимистичны и даже забавны. Сам Здзислав Бексиньский был приятным человеком с хорошим чувством юмора, и, хотя был несколько застенчивым, всегда получал удовольствие от общения. Он ненавидел тишину и при написании своих сюжетов зачастую слушал классическую музыку. Хотя Здзислав и был покладистым человеком, он с пренебрежением относился к тем, кто пытался озвучить значение и смысл его работ.

Больше произведений художника можно посмотреть здесь.

Здзислав Бексиньский

Джошуа Хоффин

Джошуа Хоффин родился в 1973-м году в Эмпории, штат Канзас. Он делает ужасающие фотографии, на которых знакомые с детства сказки обретают страшные черты — историю, конечно, можно узнать, но при этом её смысл сильно искажается.

Многие его работы выглядят слишком постановочными и неестественными, чтобы по-настоящему пугать. Но есть и серии фотографий вроде «Шедевров Пикмана» — это дань одному из персонажей Лавкрафта художнику Пикману.

На фотографиях 2008-го года, которые вы можете здесь увидеть, — его дочь Хлоя. Лицо девочки почти не выражает эмоций, и она почти не смотрит в сторону зрителей. Пугает контраст: семейное фото на прикроватной тумбочке, девочка в розовой пижамке — и огромные тараканы.

«Руки противятся ему», Билл Стоунхем

После просмотра картины «Руки противятся ему» у людей может быть вызван синдром Стендаля (психическое расстройство, сопровождающееся галлюцинациями и головокружением).

На самом деле, синдром можно вызвать двумя способами: первый – большое количество просмотренных произведений искусства за короткое время, второй – тщательный просмотр ужасающей картины несколько часов.

Когда человек долго рассматривает полотно, он тем самым переносится на него и становится участником действий.

«Руки противятся ему» была написана в 1972 году и появилась на интернет-аукционе через 28 лет с любопытной записью «Полотно проклято». Работник галереи сообщил, что один из искусствоведов, изучающий картину, погиб спустя несколько месяцев.

Дом Глухого

Гойя вел в Доме Глухого жизнь затворника, которую, впрочем, скрашивала экономка, а по сути — спутница его последних лет Леокадия Соррилья Вейс. Леокадия проникла в «Мрачные картины» — в той части, которая оказалась на первом этаже, в изображении молодой женщины, опирающейся на могильную плиту.

Реконструкция Дома Глухого / Wikimedia Commons

Одной из важных причин, побудивших Гойю уединиться и почти никого не принимать, стало триумфальное возвращение на престол короля Фердинанда VII, который ненавидел художника. Гойя, дружный со многими просвещенными либералами, долгое время оставался под подозрением в сотрудничестве с врагами Испании, французами. Хотя впоследствии обвинения с него были сняты, в безопасности художник себя не чувствовал.

Дом Глухого давно исчез с лица земли – его поглотил разросшийся Мадрид, и только станция метро «Гойя» напоминает о том, что здесь жил великий художник.

— Дом находился в плачевном состоянии уже в 1874 году, когда картины перенесли со стен на холсты, — говорит Вирхиния Альбарран. — В 1909 году дом превратился в руины. Кроме того, весь квартал в тот момент стал местом активной застройки. Сейчас это район Мадрида, на месте дома Гойи стоят жилые дома. Существует проект археологических раскопок с целью определить точное местоположение дома.

На первом этаже Дома Глухого Гойя создал семь фресок. Это «Фестиваль в Сан-Исидро» и «Шабаш ведьм» слева и справа от входной двери; «Юдифь и Олоферн» и «Сатурн, пожирающий своего сына» справа и слева от большого окна.

В лицо «Сатурна» смотрела «Донья Леокадия Соррилья», а на «Юдифь» — «Старик и монах» (или «Два старика», один из которых мог быть своеобразным автопортретом). Над входной дверью предположительно находились «Два старика, поедающие суп».

Реконструкция расположения «Мрачных картин» на втором этаже Дома Глухого. Макет сделан сайтом www.theartwolf.com

На втором этаже «Мрачных картин» было восемь: «Фантастические видения», «Паломничество к источнику Сан-Исидро», «Атропос», «Поединок на дубинах», «Смеющиеся женщины», «Читающие мужчины» и «Собака».

Пятнадцатая «Черная картина» считается утраченной вместе с выломанным куском стены — или, напротив, обретенной: это «Головы в пейзаже», которые находятся в коллекции Стэнли Мосса в Нью-Йорке.

Микеланджело Меризи да Караваджо «Лютнист»

Известные картины художников иногда довольно сложно понять.
Например, в Эрмитаже долгое время считали, что на полотне Караваджо изображена
женщина. И только в начале XX
века искусствоведы пришли к выводу, что это все-таки мужчина. Кроме того,
натурщиком был хороший друг Караваджо – Марио Миннити.

На полотне изображены развернутые ноты басовой партии
произведения Якоба Аркадельта «Вы знаете, что я люблю вас». Согласитесь,
женщина вряд ли смогла бы спеть эту партию. Помимо прочего, в те времена лютня
считалась именно мужским инструментом. Но на картине Марио выглядит очень
женственно.

Микеланджело Меризи да Караваджо «Лютнист»

Семейные интриги Репиных

В Третьяковской галерее хранится немало картин Ильи Репина – выдающегося художника-передвижника второй половины XIX века. В 1878 году он написал картину «Монахиня», на первый взгляд, непримечательную. На полотне изображена молодая женщина в строгом одеянии, однако взгляд ее отнюдь не смиренный, даже кокетливый. Натурщицей была старшая сестра супруги Репина – Софья Шевцова, с которой он познакомился, будучи студентом Академии художеств. Современники поговаривали, что сначала живописец симпатизировал именно ей, а затем по неизвестной причине выбрал младшую сестру – Веру, на которой и женился в 1872 году. Софья по иронии судьбы вышла за брата Ильи Репина – Василия.

Художник не единожды писал портреты свояченицы, но в историю вошла именно «Монахиня». Почему же Репин показал ее в таком образе? Историки искусства сходятся во мнении, что картина стала результатом ссоры художника и музы. Во время одного из сеансов позирования Репин крепко поругался с Софьей и, недолго думая, «переодел» ее прямо на полотне. Изначально женщина была облачена в бальное платье, носила высокую прическу, а в руках держала веер. Финальный вариант после эмоциональных правок художника вышел совсем другим: Софья – в монашеском одеянии, волосы ее скрыты под головным убором, в руках – не элегантный дамский веер, а четки. Достоянием общественности эта история стала уже после смерти действующих лиц. Рентгенограмма картины показала, что Репин в спешке не стал счищать нижний слой краски. Благодаря этой оплошности, сегодня мы можем увидеть оригинальный вариант портрета Софьи Шевцовой. Кстати, о ее реакции на столь радикальные метаморфозы неизвестны, как и то, знал ли Павел Третьяков во время приобретения картины, что та окажется с сюрпризом.

Картины Кена Карри

Шотландский художник Кен Карри родился в 1960 году, на его глазах происходило множество политических и социальных изменений, оставивших мрачный след в душе юного творца. Карри стал изображать угасающие и страдающие тела, призванные передать болезненное состояние современного общества. Реалистичные проблемы социально-философского характера переплетаются в работах художника с метафизическими вопросами, волнующими каждого из нас. Пугающие полотна — попытка Карри изобразить и в то же время глубже осознать, как наше тело зависит от старения, боли, физических травм, болезней. Одна из самых известных работ художника (в то же время и одна из самых жутких) называется Gallowgate Lard и является его автопортретом. Другое знаменитое полотно —  портрет британского физика-теоретика Питера Хиггса, лауреата Нобелевской премии за предсказание бозона Хиггса. Эта картина не пугает, но вряд ли кто-то захочет повесить ее в своей спальне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector