Самые известные российские балерины
Содержание:
- Новые пуанты должны быть повреждены
- Агриппина Ваганова
- Светлана Захарова
- Зрелость
- «Дискриминирующий вид искусства»
- Сильви Гиллем (1965–)
- Биография
- Анна Павлова
- Николай Цискаридзе
- Про травмы
- Как стать балериной
- Михаил Барышников
- Срывы – это норма
- Становление
- Гелси Киркланд (1952-)
- Диана Крюгер
- «Эпоха Петипа»
- Вахтанг Чабукиани
- Героиня несостоявшегося романа
- Михаил Барышников (1948-)
- «Банальные подробности»
Новые пуанты должны быть повреждены
Новые пуанты очень тяжелые и опасные для танцев. На протяжении многих лет обучения каждый танцор выясняет, как ему нравится приспосабливаться или ломать обувь, чтобы было удобно ногам.
Некоторые из этих мер весьма необычны. Например, некоторые танцоры царапают нижнюю часть пуантов, чтобы сделать их менее скользкими, бьют их об землю, чтобы уменьшить звук на сцене, вырезают часть хвостовика — внутреннюю часть подошвы — чтобы сделать их более податливыми или применяют шеллак, чтобы затвердели.
Один конкретный бренд даже требует, чтобы танцор использовал фен для того, чтобы обувь растаяла и сформировалась по ноге, а затем ставил в холодильник, чтобы затвердела.
6
Агриппина Ваганова
Тонко чувствующий таланты российский и французский балетмейстер Мариус Петипа так и не смог увидеть в Агриппине Вагановой дара балерины. Когда-то он писал в своих дневниках, что в театре «в двадцать девятый раз дают балет “Раймонда”, а госпожа Ваганова ужасна», поэтому на балет он не пойдет. В день своего восьмидесятилетия Петипа оставил примерно такую же запись: «Вечером мой балет “Жемчужина”. Г-жа Ваганова ужасна… В театр я не иду». Между тем, Грушенька Ваганова сегодня хорошо известна всем любителям этого завораживающего искусства.
Агриппина Ваганова, одна из самых известных балерин, стала первым профессором хореографии в России. Результатами ее труда стало «воспитание» целой плеяды талантливейших танцовщиц, среди которых Татьяна Вячеслова, Наталья Дудинская, М. Семенова, Г. Уланова, Фея Балабина, Алла Шелест и многие другие замечательные балерины. Книга «Основы классического танца» авторства Вагановой почти сразу же после публикации была переведена почти на все языки Европы и ожидаемо стала настольным пособием для педагогов.
Одна из самых известных танцовщиц в советское время привела в стройную систему традиции императорского балета — русской классики. В 1957 г. ее имя было присвоено хореографическому училищу в Ленинграде. Огромная заслуга Агриппины Вагановой еще и в том, что, когда после 1917 года весь русский балет «переехал» в США, на родине осталась только школа этой талантливой балерины, из класса которой вышли все крупнейшие танцовщицы СССР.
Светлана Захарова
Младшая в тройке знаменитых птенцов Академии имени А. Вагановой из 90-х, Светлана Захарова (род. в 1979) моментально нагнала своих соперниц и в чем-то перегнала их, поступив, как когда-то великие ленинградские балерины Марина Семёнова и Галина Уланова, «на службу» в московский Большой театр в 2003 году. За плечами у нее была учеба у прекрасного педагога АРБ Елены Евтеевой, опыт работы с Ольгой Моисеевой, звездой Кировского балета 70-х, и гигантский послужной список. В любом из спектаклей петербургского периода Захарова ярко выделялась. Ее коньком, с одной стороны, стали интерпретации героинь в старинных балетах Мариуса Петипа, реставрированных Сергеем Вихаревым, и солисток в авангардных постановках ведущих хореографов — с другой. По природным данным и «техническим характеристикам» Захарова не просто превосходила коллег в Мариинском театре и после в Большом, она вошла в когорту самых востребованных балерин мира, которые танцуют везде в гостевом статусе. А самая главная балетная компания Италии — балет Ла Скала — предложила ей в 2008 году постоянный контракт. Захарова в какой-то момент призналась, что станцевала «Лебединое озеро», «Баядерку» и «Спящую красавицу» во всех возможных сценических редакциях от Гамбурга до Парижа и Милана. В Большом театре, вскоре после переезда Захаровой в Москву, Джон Ноймайер ставил свой программный балет «Сон в летнюю ночь», и балерина блеснула в нем в двойной роли Ипполиты-Титании в паре с Обероном Николая Цискаридзе. Также она приняла участие в постановке «Дамы с камелиями» Ноймайера в Большом. Захарова успешно сотрудничает с Юрием Посоховым — она танцевала в Большом театре премьеру его «Золушки» в 2006 году и в 2015-м исполнила роль Княгини Мэри в «Герое нашего времени».
Документальный фильм «Прима-балерина Большого театра Светлана Захарова. Откровение»
https://youtube.com/watch?v=LDd4sDvlU9k
Зрелость
Авдотья прослужила в Императорском балете более 20 лет. Ее более поздними ролями считаются Розальба из “Дона Карлоса”, итальянка Сусанна «Альмавива и Розина”, Элиза в «Пажах герцога Вандомского”; графиня Альберт в « Уроке чародея» и т.д. С годами она начинала грузнеть, и стала часто уставать… Ей стали давать все меньше ролей. В 1830 году у нее началась болезнь ног и ей пришлось перейти к мимическим партиям . Ее тезка Авдотья Панаева в своей книге воспоминаний уделила выдающейся балерине несколько страниц.” Истомина к 40 годам стала тяжеловесной, растолстевшей женщиной. Он старалась молодиться и использовала много грима – белил и румян. Волос ее не коснулась седина,и они были по-прежнему черными как смоль. Были слухи, что она их красит». С возрастом покровительствовали не ей, а она сама помогала молодым артистам, среди них были драматический актер Годунов. Театральные критики считали его бездарным, но Истомина не разделяла их мнения. Он был моложе ее на 21 года, однако это им не помешало пожениться. Она одаривала его дорогими подарками, бриллиантами, он гордо сидел с ней в театральных ложах и пользовался благами богатой жизни. Однако, по иронии судьбы, молодой муж вскоре заболел тифом и умер. Авдотья с горя решила податься в монахини, однако до этого не дощло, и она продолжала служить театру.
«Дискриминирующий вид искусства»
Журналистам тоже не удалось наладить контакт с руководством Московской государственной академией хореографии.
«Публичные комментарии и рассуждения применительно к трагическому случаю полагаем безнравственными, непрофессиональными, создающими ненужный ажиотаж в обществе. Навязчивое желание и постоянные попытки бывших студентов очернить собственную alma mater не вызывают у нашего уникального коллектива ничего, кроме презрения», – заявила помощник ректора Алла Чапаева, отказавшись продолжить общение.
Ректор академии Марина Леонова
Училище действительно очень закрыто, в том числе и для родителей учеников, подчеркивает балетный критик Анна Гордеева. Академия запрещает родителям общаться в соцсетях и обсуждать работу школы. И тем, кто боится за профессиональную судьбу ребенка, приходится следовать этим правилам.
«Школа не считает нужным объяснять свои действия. Она, безусловно, не видит проблемы в пищевых расстройствах детей. Анорексия и булимия считаются в балетной среде проявлением слабости, а не болезни», – говорит Гордеева.
Оскорбления и физические воздействия – это традиция всех российских школ, утверждает критик.
«Есть замечательный документальный фильм Ефима Резникова «Пленники Терпсихоры» о Людмиле Сахаровой, художественном руководителе пермского училища. Под запись она не стесняется доводить до слез и истерики своих учениц, которые потом становятся звездами. В наших балетных школах считается, что эмоциональное насилие идет на пользу ребенку, что оно эффективно», – добавляет Гордеева.
При этом критик подчеркивает, что жесткий стиль обучения в той или иной степени присущ многим балетным школам во всем мире, и он зачастую способствует более высокому качеству образования.
Но это не значит, что эмоциональное насилие необходимо, говорит Гордеева:
«Если человечество станет гуманнее, балет исчезнет, как сейчас исчезает коррида – когда-то занятие для сильных мужчин, а ныне издевательство над быками. Останется свободный танец, где смогут танцевать все люди, независимо от их типов фигур и способностей. Балет – это все же очень дискриминирующий вид искусства».
Сильви Гиллем (1965–)
Французская балетная танцовщицы, которая в 1984 году стала самым молодым человеком, занимавшим самого высокого звания танцовщицы в балетной труппе étoile («звезда») в балете Парижской оперы. Она была танцовщицей высшего ранга с 1984 по 1989 год, прежде чем стала главным приглашенным артистом Королевского балета в Лондоне. Сильви сломала шаблон и изменила образ балерины после Фонтейн. Она преуспела в классическом репертуаре, а затем проложила новые пути в сотрудничестве с современными хореографами.
К началу 21-го века Гиллем приобрела известность как многогранная драматическая танцовщица, сияющая как в классических балетах, таких как «Ромео и Джульетта», «Баядерка», «Спящая красавица», так и в современных произведениях, таких как «Форсайт в середине», «Несколько возвышенный», и «Герман Шмерман». В 2001 году она повторно представила свою версию «Жизели» 1998 года с новыми наборами и костюмами для балета «Ла Скала» в Милане, а в 2002 году добавила в свой репертуар шведского хореографа Матса Эка Кармен. После мирового турне, Гиллем вышла на пенсию в 2015 году.
Ее достижения принесли ей множество наград, премий и званий, в том числе Почетный командор Ордена Британской империи (CBE) в 2003 году и премию Praemium Imperiale Японской ассоциации искусств в 2015 году.
Биография
Прадед Ольги Заботкиной, Дмитрий Степанович был военным инженером, вице-губернатором Архангельска. Отец, Леонид Дмитриевич (1902—1942) учился в Николаевском кадетском корпусе, затем в пажеском, обучение в котором прервала революция. Окончил Ленинградский институт путей сообщения и работал инженером, умер во время блокады. Мать Ольги, Маргарита Михайловна Оленёва (1905—1995) была дочерью действительного статского советника Михаила Львовича фон Лёвенштерна. 6 ноября 1934 года она вышла замуж и сменила фамилию, но после развода вернула девичью фамилию. Выжила в блокаду и работала в Ленинградском музее этнографии.
Ольга Заботкина родилась 18 января 1936 года в Ленинграде.
Окончила балетное училище им. А. Вагановой в 1953 году.
С 1953 по 1977 год работала в труппе Ленинградского театра им. Кирова (ныне — Мариинский театр). Была яркой характерной танцовщицей ленинградской сцены. Классическая строгость формы сочеталась в искусстве балерины с тонким чувством стиля национального танца.
С 1965 по 1970 годы была замужем за фаготистом театра им. КироваС. В. Красавиным, в 1980 году вышла замуж за поэта-пародистаАлександра Иванова. Когда Иванов стал телеведущим передачи «Вокруг смеха», О. Л. Заботкиной пришлось оставить сцену, переехать в Москву и стать секретарём мужа. Она следила за его имиджем, советовала менять причёски, выбирала костюмы, редактировала тексты… и не пропустила ни одной записи «Вокруг смеха».
Коллега Иванова по сатирическому цеху Аркадий Арканов вспоминал:
«Оля была „серым кардиналом“ в семье. Она была умна, красива, сдержанна, строга. Словом, питерская балерина! К тому же Оля снималась в кино: её и сейчас помнят по роли Кати Татариновой из фильма „Два капитана“… После свадьбы она оставила сцену и полностью взяла на себя организацию Сашиных дел. При этом всегда с гордостью подчёркивала: „Я — жена Александра Александровича Иванова“.
Понимала значимость его славы. А на бытовом уровне заправляла абсолютно всем: в частности, демонстративный аскетизм Саши в одежде и в поведении был продиктован, несомненно, ею. Оля пережила блокаду — этим сама объясняла свою принципиальную бережливость, а жёстче сказать, скупость. Короче, Саша никогда не шиковал… Дорогие магазины обходил стороной. Концертные костюмы шил у портных Литфонда, строго в порядке очереди, зато с большими скидками. Если можно было ехать на метро за пять копеек, а не на такси за три рубля — ехал в метро… Александр Александрович и Ольга Леонидовна построили добротную двухкомнатную кооперативную квартиру в престижном доме у метро „Аэропорт“. В ней было всё, что необходимо для жизни, но без шика…. Но, как бы то ни было, они очень любили друг друга. И своих домашних питомцев: бесконечных кошечек, собачек, птичек — отраду многих бездетных семейных пар».
Она пережила мужа на пять лет. Последние несколько лет она очень болела, почти не выходила на улицу, никого не приглашала к себе. «Я не хочу, чтобы вы меня такой видели», — отвечала друзьям по телефону.
Умерла она в Москве 21 декабря 2001 года в 65 лет. По воле покойной её прах доставлен в Санкт-Петербург из Москвы.
Похоронена на Смоленском кладбище.
Анна Павлова
Слава пришла к ней в 1907 году после миниатюры «Умирающий лебедь». Павлова должна была выступать на благотворительном концерте, но её партнер заболел. Буквально за ночь балетмейстер Михаил Фокин поставил новую миниатюру на музыку Сан-Санса.
Анна Павлова. (wikipedia.org)
Исполнив в 1913-м последнюю партию на сцене Мариинки, балерина собрала труппу и переехала в Лондон. Павлова впервые превратила академический танец в массовый вид искусства, близкий и понятный даже неподготовленной публике.
В каждый спектакль она вносила много своего. Привычные образы она трактовала и танцевала по-новому, порой совершенно меняя сценическую жизнь спектакля.
Николай Цискаридзе
“Я не могу сказать, что я коварный. Я человек очень сильный, умеющий давать отпор, потому что когда ты в 18 лет попадаешь в один из самых главных очагов культуры, а, как мы знаем, что все очаги культуры с обратной стороной – грязь, то эту грязь, как правило, не видят, ты должен сразу научиться жить по этим правилам, иначе ты не вырастешь, иначе тебя закопают в этом, ты утонешь.
Я всегда говорил: господа, я, правда, умею давать отпор так быстро и так сильно, что лучше не суйтесь. Другое дело, что я ненавижу наступательные войны, для меня их не существует, потому что я человек верующий. Но не дай бог кому-то зайти на мою территорию”.
Про травмы
На неокрепшие связки и суставы обрушиваются такие нагрузки, что взрослым и не снилось. А после тридцати уже требуются мази, ортезы, обезболивающее… Только идиот может предположить, что с разбитыми голеностопами можно «приседать в фитнес-клубе». Там порой с утра на унитаз не сядешь и ванну не перешагнешь.
У меня вывернуты оба голеностопа, я уже третий год не ношу каблуки, которые трепетно люблю, потому что любая кочка для меня *****. Выворачивается и опухает нога, после чего я радостно хромаю около недели. Мне теперь только ЛФК и шахматы. С травмированными ногами не разбежишься.
Пальцы на ногах становятся непривлекательными. Меня коснулись только «косточки» у больших пальцев. Да я всего 8 лет танцевала. У настоящих балерин на стопы страшно смотреть.
Как стать балериной
Стать балериной может далеко не каждая девушка. Чтобы стать профессиональной балерины необходимо закончить хореографическое училище. Поэтому балеринами становится только те девочки, родители которых еще в раннем детстве посмотрели у них соответствующий талант.
Берут в хореографическое училище далеко не всех детей. Для поступления необходимо сдать вступительные экзамены. Дети оцениваются по телосложению, пропорциям тела, ступням и наличию гибкости. Желательно чтобы ребёнок был от природы гибким и стройным. Частенько оцениваются даже пропорции родителей, чтобы оценить какой рост и вес будет у ребёнка к 18 годам. Как правило, профессиональная балерина невысокого роста — около 168 см. Стандартный вес балерины до 50 кг.
Оценке здоровья также уделяется особое внимание. Не допускаются дети, которым противопоказаны сильные физические нагрузки. К отбору детей привлекается также художественная комиссия
Она оценивает музыкальные способности детей: наличие слуха, ритма и в целом танцевальность
К отбору детей привлекается также художественная комиссия. Она оценивает музыкальные способности детей: наличие слуха, ритма и в целом танцевальность.
Даже если девочка поступила в хореографическое училище, не факт что она станет настоящей балериной. Многих детей отчисляют во время обучения. Нагрузка в профучилище очень большая. Одновременно с профессиональными знаниями и навыками, ребёнок должен проходить и общеобразовательную программу. Начинать учиться на балерину необходимо в возрасте 8-9 лет. Именно в таком возрасте ребенка необходимо начать обучать балетному искусству профессионально. Если пропустить данные возраст, то стать артистом балета уже в принципе невозможно. В зрелом возрасте связки становятся более жесткими. Поэтому начать профессиональное обучение необходимо еще будучи ребенком.
Очень многие хореографические училище представляют собой интернат. Далеко не все дети готовы покинуть семью и расстаться на длительный срок со своими родителями. Оканчивают училище только самые трудоспособные и целеустремлённые. Ведь балетный труд — это упорство, терпение и постоянная работа над собой. Далеко не каждая выпускница может рассчитывать стать солисткой или примой. Чтобы стать солисткой необходимо иметь особый талант.
Михаил Барышников
Отправившись однажды на гастроли, он не вернулся на родину, попросив убежища в США. В Америке Барышникову удалось не только исполнить множество самых разнообразных партий, но и сделать собственные постановки. Михаил Барышников прославился как танцовщик, наделенный не только безукоризненной техникой, но и огромной физической силой, позволявшей совершать невероятно высокие и длинные прыжки в воздухе, которые специалисты и любители балета называли фантастическими. Кроме того, ему свойственна редкая выразительность движений и чувство юмора, а скорость, с которой он перемещается по сцене, вызывает впечатление то вихря, то молнии.
В 1970−80-х Барышников был лицом балета. Затем он решил заняться кино и танцем модерн. Сегодня Михаил Барышников, пожалуй, самый влиятельный и известный танцор нашего времени.
Срывы – это норма
Московская государственная академия хореографии – одна из старейших балетных школ мира (в следующем году ей исполнится 245 лет) и одна из самых престижных в стране. Выпускной экзамен по традиции проводится на сцене Большого театра, после чего лучшие ученики получают приглашение на работу в знаменитых балетных труппах. В разные годы выпускниками академии были Майя Плисецкая, Илзе Лиепа, Анна Антоничева, Вячеслав Гордеев, Сергей Филин, Николай Цискаридзе.
Ежегодно в училище принимают около 40 детей, окончивших начальную школу. Пятый класс общеобразовательной школы – это первый в балетной академии. При этом к выпускному остается лишь половина учащихся: идет жесткий отсев.
Погибшая Юлия училась в решающем пятом балетном классе – именно накануне выпуска идет самый суровый отбор. Учащихся оценивают не только по показателям успеваемости, но и по физическим данным. В начале и в конце года подростков взвешивают. Списки с результатами педагоги без стеснения объявляют на весь класс, что усиливает градус напряжения среди девушек и юношей.
К оценкам и возможному исключению, как рассказывает Мария, она и ее одноклассницы относились чересчур эмоционально:
«Если ставили двойку по «классике» (классическому танцу – прим.ред.), начинались рыдания, угрозы покончить с собой. Срывы – это норма».
Классический танец – это главный предмет в академии, который преподается каждый день несколько часов. К слову, и у Марии, и у Юлии был один педагог по «классике» – заслуженная артистка России Майя Иванова.
Становление
4 мая 1738 года французский танцмейстер Жан Батист Ланде открыл первую школу балетного танца — «Танцовальная Ея Императорского Величества школа». В стенах Зимнего дворца Ланде начал обучать 12 русских девочек и мальчиков из семей дворцовых служащих. Впоследствии ученики Ланде помогали ему в преподавании искусства танца.
Репродукция картины Жана Батиста Ланде неизвестного художника
Первая балетная труппа была создана из учеников Ланде в 1742 году. Обучаясь у иностранных танцмейстеров, русские девушки и мужчины привносили в танец национальную самобытность и выразительность. 1 августа 1759 года — в день тезоименитства императрицы Елизаветы Петровны и по случаю победы над прусскими войсками при Франкфурте — была торжественно поставлена балет-драма «Прибежище добродетели», имевшая небывалый успех.
Особый виток в развитии русский балет получил во времена правления императрицы Екатерины Великой, когда возникла традиция организации крепостных балетов: помещики организовывали у себя в усадьбах труппы из числа крепостных крестьян. Наибольшим успехом пользовался балет помещика Нащокина.
Указом Екатерины II в 1783 году была создана русская оперно-балетная труппа. В репертуаре петербургского Большого театра наряду с итальянской оперой стали появляться произведения русских авторов: опера Е. Фомина «Ямщики на подставе», балет первого русского балетмейстера И. Вальбреха «Новый Вертер» на музыку С. Титова.
Петербургский балет первой половины XIX века тесно связан с деятельностью французского балетмейстера Шарля Дидло. Получив управление труппой петербургского балета, он провёл ряд значительных реформ, повлиявших на технику танца: были упразднены обязательные к ношению парики, шиньоны, кафтаны, башмаки с пряжками; введены обтягивающие трико и газовые туники
Так облегчённые в весе танцоры могли совершенствовать технику, чему Дидло уделял большое внимание. Особое внимание в постановках уделили полётам
Также была пересмотрена и расширена деятельность кордебалета.
Фото: vk.com/@samoilovfamilymuseum-chto-ne-tak-s-portretom-istominoi
Балет Дидло был пронизан романтическими настроениями, он старался наполнить традиционные античные сюжеты человеческими судьбами и стремлениями, пантомимой и танцевальностью. Поставленные им постановки «Зефир и Флора», «Рауль де Креки, или возвращение из Крестовых походов», «Хензи и Тао, или Красавица и Чудовище», «Кавказский пленник, или Тень невесты» отличались особой драматургией, живой актёрской игрой и ясностью сюжетных линий.
Портрет Екатерины Телешевой. Художник — О. Кипренский, 1828 г.
Ученицами Дидло были Авдотья Истомина, воспетая Пушкиным, ранняя любовь Грибоедова — Екатерина Телешева, а также Мария Данилова и Вера Зубова. Благодаря их таланту и яркой актёрской игре балет, руководимый Дидло, занял одно из первых мест в Европе.
Гелси Киркланд (1952-)
Гелси Киркланд получила обучалась в Школе американского балета, получив первые танцевальных роли для детей в постановках Баланчина «Щелкунчик», «Сон в летнюю ночь» и «Арлекинада». В 1970 году получила звание солистки и главной балерины в 1972 году. В балете Нью-Йорка она исполнила множество ведущих ролей, в том числе «Concerto Barocco», «Клетка», «Ирландская фантазия», «Тарантелла», «Арлекинада», «Щелкунчик» и многие другие.
Ее желание играть роли в полнометражных произведениях совпало с уходом Михаила Барышникова и приглашением танцевать с ним в Американском театре балета, к которому она присоединилась в 1974 году в качестве главной танцовщицы. Киркланд получила всемирное признание за роль в «Жизели», Китри в «Дон Кихоте», Клары в «Щелкунчике», Сванильды в «Коппелии», Авроры в «Спящей красавице», Джульетты в «Ромео и Джульетте».
Хореографы были вдохновлены, чтобы создать новые работы для нее; а именно, спектакль «Жар-птица» Джорджа Баланчина, когда ей было семнадцать, несколько балетов Джерома Роббинса, и Энтони Тюдор «Листья исчезают» и «Крошка на полях». Выступления Киркленд в ведущих труппах – это, в первую очередь, признанные критиками спектакли. По случаю празднования 60-летия королевы Елизаветы в Ковент-Гарден она исполнила танец с Энтони Доуэллом.
Ее выступления на американском и британском телевидении включают прямую трансляцию из Линкольн-центра и киноверсию Барышникова «Щелкунчик». В число опубликованных работ Киркланд входят три книги, написанные в соавторстве с Грегом Лоуренсом.
Киркланда была награждена премией «Победа духа» в Центре Кеннеди и театральной премией Джеральда Мэнли Хопкинса, назначена в Совет директоров Sight Savers International и национальным председателем Международного конкурса артистов балета США в Джексоне, штат Миссисипи, была заслуженной выпускницей на праздновании 50-летия Американского балетного театра в Метрополитен-опера.
Уход со сцены в 1986 году ознаменовал переход мисс Киркланд в преподавание: мастер-классы, частные тренинги, обучение и инструктаж в таких учреждениях, как Американский театр балета, Королевская балетная школа, Английский национальный балет, Австралийский балет, а также в различных танцевальных школах по всей территории США и Австралии. В 1990-х годах она была профессором танца в университете Адельфи в Нью-Йорке.
Диана Крюгер
Актриса начала заниматься балетом почти с пеленок. Впервые родители ее отвели на танцы в возрасте 2 лет, после чего девочка посвятила искусству аж 10 лет жизни, достигая успехов. Немного подросши, Крюгер также записалась в королевскую балетную школу, расположенную в Лондоне. Усердная девочка попала даже на рекламные плакаты школы, а через пару лет получила 4-й разряд по балету. Возможно, из Дианы бы вышла потрясающая прима, но травма колена поставила крест на карьере. Девушка не пала духом, стала проходить модельные кастинги и принимала участие в конкурсах красоты. Далее пошли небольшие роли в кино, которые в итоге помогли ей состояться как известной актрисе. Крюгер утверждает, что именно балет помог ей освоить терпение, усердие и труд.
«Эпоха Петипа»
Знаковой фигурой петербургской школы балета второй половины XIX века стал французский балетмейстер Мариус Иванович Петипа. Он прибыл в Петербург по приглашению петербургского Большого театра, так как видел потенциал в развитии балетной культуры именно здесь. За свою творческую жизнь Петипа поставил более 70 балетных постановок, 46 из них — в России. Главными в балете для Петипа были артистичность исполнения, грация и чувственность. Благодаря любви к своему делу, Петипа фактически создал классический русский балет путём синтеза гармонии музыки и хореографии. Он отвергал эффекты и яркие представления в балете, считая их губительным для балета:
«Она развращает публику, отвлекая её от серьёзных балетов и приучая к феериям, которые вводят на балетную сцену такие господа, как, например, Манцотти, написавший феерию — да, да, не балет. А феерию — «Эксцельсиор».
Сцены из балета «Лебединое озеро» Фото: culture.ru
В период «эпохи Петипа» симфонический оркестр стал действующим лицом постановки, придавая спектаклю законченную эмоциональную окраску, объединяя хореографию и музыку в единое целое. Творческие союзы Петипа с Чайковским и Глазуновым подарили миру такие шедевры искусства как «Лебединое озеро» (1895), «Щелкунчик» (1892), «Спящая красавица» (1890), «Раймонда» (1898).
«Пролог. Дары фей». Художник — К. Коровин, 1914 г. Фото: mariinsky.ru
Премьера «Спящей красавицы» состоялась 3 января 1890 года на сцене Мариинского театра. В спектакле были задействованы только лучшие артисты балета того времени: Феликс Кшесинский, Павел Гердт, Платон Карсавин, Мария Петипа, Анна Иогансон и другие. Сюжет «Спящей красавицы» идеально подходил для драматургии симфонии и балета — каждый из четырёх актов имел законченный сюжет и мог существовать отдельно, но при этом был частью общей симфонии, которую можно было оценить только целиком. Хотя постановка была холодно принята критиками, она стала классикой мирового балета и триумфом творческого союза Петипа и Чайковского.
Большая роль в становлении и прославлении школы классического русского балета также принадлежит талантливым мастерам исполнительской деятельности — Павлу Андреевичу Гердту и Екатерине Оттовне Вазем.
В историю русского балета Гердт вошёл как первый исполнитель романтических партий принца Дезире («Спящая красавица»), принца Зигфрида («Лебединое озеро») и принца Коклюша («Щелкунчик»). Его исполнительская манера стала образцом танцевального стиля на протяжении нескольких десятилетий. Однако главным принципом стиля Петипа было главенство балерины в спектакле, а премьер балета занимал подчинённое место. Екатерина Оттовна Вазем была постоянной партнёршей Гердта. Она уступала ему в выразительности, но в технике не знала равных. Мастерство Вазем было эталоном танцевального искусства своего времени. Исполненные ей роли в балетах «Жизель», «Баядерка», «Корсар», «Бабочка», «Пахита» и другие были с успехом приняты публикой и критиками.
Екатерина Вазем в костюме Никии. Второй акт балета «Баядерка» Санкт-Петербург, 1877 г.
После окончания творческой деятельности Вазем преподавала женский средний класс в Петербургском театральном училище. Среди её учениц были Анна Павлова, Ольга Преображенская, Матильда Кшесинская и Агриппина Ваганова.
Вахтанг Чабукиани
Вахтанг стремился к расширению своего репертуара, к ролям, наиболее соответствующим мужественной героике его сценического дарования. В своих поисках он обращался и к старому классическому репертуару.
Такой партией стала для него роль военачальника Солора в возобновленном в феврале 1941 года балете «Баядерка». Ранее партия была пантомимной. В новой постановке она стала танцевальной. Из томного восточного героя-любовника Солор превратился в сильного и мужественного влюбленного воина. Редакция «Баядерки» в постановке Вахтанга Чабукиани стала канонической, фрагменты балета именно в таком варианте входят в обязательную программу многих балетных конкурсов.
Героиня несостоявшегося романа
Интерес великого поэта к личности Истоминой был намного глубже, чем того хотел он сам. Он то и дело возвращался к ней, ее образ в его памяти был всегда ярок, где бы он ни был. Пушкин задумал написать о ней роман, и даже сделал наброски. Изначально он задумал назвать роман «Русским Пеламом». Однако позже он решил, что тот будет называться «Две танцовщицы». Александр Сергеевич хотел в нем затронуть тему той трагедии, виновницей которой невольно стала танцовщица – речь идет о дуэли между Шереметевым и Завадовским. В рукописях Пушкина был найден план романа. Он выглядел следующим образом:
- Балет Дидло.
- Завадовский.
- Любовник.
- Закулисная сцена.
- Дуэль.
- А. И. входит в моду.
- Содержанка.
- Замужество.
- Отчаяние
- Истомина в свете.
- Неприятие.
- Светские приёмы
- Неприятности и т. д.
Михаил Барышников (1948-)
Михаил Барышников считается одним из величайших танцоров нашего времени. Начав впечатляющую карьеру с балета им. Кирова в Ленинграде, он приехал на Запад в 1974 году и поселился в Нью-Йорке в качестве основного танцора в Американском театре балета. В 1978 году он присоединился к балету Нью-Йорка, где работал с Джорджем Баланчином и Джеромом Роббинсом. Год спустя он был назначен художественным руководителем Aмериканского театра балета, где в течение следующего десятилетия он представил новое поколение танцоров и хореографов. В 1990–2002 годах Барышников был директором и танцором проекта «Белый дуб», который он и хореограф Марк Моррис совместно создали для расширения репертуара и популярности американского современного танца.
Как актер он много выступал на Бродвее и вне его, а также на телевидении и в кино, например, был номинирован на премию Оскар за «Поворотный момент». Знаменитый своим партнерством с Натальей Макаровой. Благодаря этому фильму, Барышников перенес балет на огромную аудиторию. Он продолжал танцевать далеко за пределами обычного пенсионного возраста, расширяя свое творчество в современные произведения. Другие театральные постановки включают «Запретное Рождество» или «Доктор и пациент», «Беккет Шорты», «В Париже», «Человек в футляре», «Старуха» и «Письмо мужчине».
Текущие проекты включают «НЕ РАЗ», кинематографическую инсталляцию, разработанную в сотрудничестве с Яном Фабром и Филом Гриффином, и вторая театральная постановка режиссера Херманиса под названием «Белый вертолет», премьера которого состоялась в ноябре 2019 года в Новом Рижском театре. В 2005 году он открыл в Нью-Йорке Центр искусств им. Барышникова (BAC), творческое пространство, предназначенное для поддержки междисциплинарных артистов со всего мира. Среди многочисленных наград Барышникова – Почетный знак Кеннеди-центра, Национальная медаль искусств, Премия Содружества, Стипендия Чубба, Премия Джерома Роббинса и Премия Вильчека. В 2010 году ему было присвоено звание офицера Почетного легиона Франции, а в 2017 году он получил престижную международную премию искусств Praemium Imperiale в области театра и кино.
«Банальные подробности»
Майя Иванова, по словам Марии, крайне строго относилась к внешности одноклассниц.
«На второй год обучения я стала ее бояться. Она не кричала, не угрожала. Уничтожала морально. Всех, кто был, по ее мнению, недостаточно худыми, она называла «жирными коровами» и «кабанихами», «съевшими слона». Она могла подойти прямо в коридоре, при мальчиках и других учителях, схватить за плечи и встряхнуть, указав на излишнюю полноту», – рассказывает бывшая ученица.
Но больше всего девочки в классе боялись, что у них вырастет грудь и начнутся менструации – это считалось «позорным» и порицалось как «ожирение».
«У моей одноклассницы начались месячные. Она сидела на занятиях по «классике» как освобожденная, ей было очень стыдно. На уроке педагог назвала ее коровой, а после попросила остаться и доказать, что у нее действительно «эти дни». Показать прокладку. Одноклассница вышла в слезах, ее трясло», – вспоминает Мария, извиняясь за «банальные подробности».
На этом фоне у Марии появилось пищевое расстройство – она жутко подвергнуться подобному унижению. В третьем балетном классе (7-й класс обычной школы) девушка перешла на экстремальную диету: зеленый чай (черный не помогает похудеть), обезжиренный творог, овощи на пару и 100 граммов отварной куриной грудки – в виде поощрения балетных успехов. Любую другую пищу, приготовленную мамой, она выкидывала тайком.
«Когда у меня темнело в глазах, я радовалась, что меня похвалят: все хорошо, я худая», – объясняет Мария.
На тот момент при росте 170 сантиметров она весила всего 40 килограммов, а в четвертом балетном классе похудела и вовсе до 36.
«Когда я пришла осенью, Майя Евгеньевна начала меня хвалить. Говорила, что я молодец, именно такая форма и нужна, ставила меня в пример другим девочкам. Сейчас я понимаю, что выглядела ужасно. Но, когда мне об этом говорили, я думала, что завидуют», – делится бывшая балерина.
Однако истощенная фигура, защищавшая от нападок учителей, привела к тому, что Марии перестало хватать сил даже на простые пируэты. При этом преподаватели воспринимали происходящее как банальную лень.
Тогда девушку стали приглашать на дополнительные индивидуальные занятия. Сначала раз в неделю, потом два раза, потом три – по 1,5 тысячи рублей за урок. Пользы от них не было, считает Мария: индивидуальные уроки превращались в групповые, и педагоги отвлекались на свои дела. Когда она отказалась от частых факультативных занятий, Майя Иванова занизила ей оценку.
За здоровьем юных балерин в академии следили весьма оригинально:
«Помню, был период, когда нас всех кормили «Смектой». Голова болит – вот тебе «Смекта», живот – «Смекта», упал и получил травмы – держи «Смекту». Мы смеялись», – вспоминает Мария.
Штатных психологов в училище не было, хотя их поддержка очевидно нужна была не только подросткам: срывы случались и у педагогов. Однажды на эмоциях преподавательница классического танца Тамара Негребецкая, говорит Мария, швырнула стулом в одну из учениц.
В ноябре 2016 года Мария упала в обморок на уроке литературы. Следующие два месяца она провела дома с сильнейшим истощением организма. За это время никто из одноклассниц и учителей ей не позвонил.