Любовь великого поэта: иосиф бродский и марина басманова

«Лучшая часть меня уже там – мои стихи»

На родину Бродский так и не вернулся. В Ленинграде он навсегда оставил свою возлюбленную Марианну, их сына и своих родителей. В 1990 году Бродский женился на итальянской аристократке русского происхождения, Марии Соццани. Через три года у них родилась дочь Анна.

Тяжелее всего Бродский переживал разлуку с отцом и матерью. Он много раз приглашал их приехать к нему в США, но советские власти отказывались выдавать разрешение на выезд. Родители Бродского 12 раз подавали заявление с просьбой разрешить им встретиться с сыном, об этом также ходатайствовали конгрессмены и видные деятели культуры США. Но даже после того, как Бродский в 1978 году перенес серьезную операцию на сердце и нуждался в уходе, советское правительство отказало его родителям в выездной визе. Сына они больше не увидели.

Мария Моисеевна скончалась в 1983 году, чуть больше года спустя умер Александр Иванович. Оба раза Бродскому не позволили приехать на похороны.

После распада СССР интерес к стихам Бродского на родине вспыхнул с новой силой. В 1992 году в России начинает издаваться четырехтомное собрание его сочинений, в Петербурге Бродскому присваивают звание почетного гражданина

Его зовут вернуться на родину, но Бродский все медлит с приездом – его пугает публичность, чествование, внимание прессы. Да и здоровье уже подводит: за свою жизнь Бродский перенес четыре инфаркта

Когда его спрашивали, почему он не возвращается в Россию, один из аргументов звучал так: «Лучшая часть меня уже там – мои стихи».

Его не стало 28 января 1996 года. В этот день Бродский должен был ехать в Саут-Хедли – небольшой городок в двух часах езды от Нью-Йорка, где он часто уединялся, чтобы спокойно поработать и поразмышлять вдали от всех. Накануне вечером, пожелав жене спокойной ночи, он поднялся к себе в кабинет и собрал в портфель рукописи и книги, чтобы на следующий день взять их с собой. Утром Мария нашла его лежащим на полу. Он был полностью одет, а на письменном столе рядом с очками лежала раскрытая книга – томик греческих эпиграмм. Причиной смерти стала внезапная остановка сердца вследствие инфаркта. Бродскому было 55 лет.

Вопрос с захоронением решался больше года. 2 февраля 1996 года, на следующий день после отпевания, тело поэта было временно захоронено в склепе на кладбище при храме Святой Троицы, на берегу Гудзона. Там оно покоилось до 21 июня 1997 года.

Российская сторона предлагала похоронить поэта в его родном Петербурге, однако это предложение отвергли, поскольку «это означало бы решить за Бродского вопрос о возвращении на родину». По словам вдовы Бродского Марии Соццани, один из его друзей однажды напомнил ей о Венеции. Это был второй любимый город поэта после Ленинграда, при жизни он очень любил бывать там. Как-то раз он даже в шутку написал об этом:

Хотя бесчувственному телу равно повсюду истлевать, лишённое родимой глины, оно в аллювии долины ломбардской гнить не прочь. Понеже свой континент и черви те же. Стравинский спит на Сан-Микеле…

21 июня 1997 года на кладбище Сан-Микеле в Венеции появилась могила со скромным деревянным крестом, на котором написано «Joseph Brodsky». Но лежать рядом со Стравинским Бродскому было не суждено: так как поэт не был православным, похоронить его на русской половине кладбища оказалось невозможно. Отказала в погребении и католическая церковь – очевидно, из-за еврейского происхождения покойного. В конце концов удалось похоронить его на протестантской части кладбища. Судьба поэта играла с ним до самого конца: даже после смерти Бродский долго не мог обрести землю, которая приняла бы его.

Еще недавно бывший нашим современником, Иосиф Бродский сегодня – признанный классик русской и мировой литературы. Влияние его на человечество огромно, творческое наследие – неоценимо. Почему же в годы, когда он создавал лучшие свои стихи, родная страна отвернулась от него, заклеймив «трутнем» и пустозвоном? На этот вопрос очень хорошо ответил Лев Лосев, цитируя писателя Самуила Лурье:

«Среди ленинградской интеллигенции утвердилось социально-психологическое объяснение того, почему жертвой показательных репрессий был выбран Бродский. Оно сводится к тому, что сработало некое «коллективное бессознательное» государства, учуявшего опасность в том уровне духовной свободы, на который Бродский выводил читателя даже аполитичными стихами. Его «стихи описывали недоступный для слишком многих уровень духовного существования… тоску по истинному масштабу существования».

Биография

Родилась 20 июля года в Ленинграде в семье художника Павла Басманова. Её дедом по матери был советский терапевт, академик АМН СССР Георгий Ланг. Мать, Наталия Басманова, была наполовину голландкой, наполовину немкой..

В 1941—1942 годах, в самый тяжелый период Блокады, находилась в Ленинграде . В сентябре 1942 года вместе с матерью и бабушкой была эвакуирована в Алтайский край. Вернулась в Ленинград в феврале 1945 года

После войны семья Басмановых жила в Ленинграде, в доме 15 по улице Глинки, в бывшей квартире художников А. Н. Бенуа и, позднее, Н. А. Тырсы, знакомого П. И. Басманова с довоенного времени: «Тырса жил в просторной квартире, когда-то принадлежавшей родителям Александра Бенуа и описанной последним в его мемуарах. Собирались в огромной светлой комнате, бывшей гостиной Бенуа, с невысокой эстрадой, которую отделяла арка. Окна выходили на особняк 18 века, где, по преданию, происходили в пушкинские времена собрания общества «Зелёная лампа».

В 1950-е годы в течение двух лет была вольнослушательницей в Средней художественной школе (СХШ).

C 1956 по 1960 год училась рисунку, композиции и изучала принципы нового искусства у художника Владимира Стерлигова. Первая выставка М. П. Басмановой прошла в 1959 году на квартире художников В. В. Стерлигова и Т. Н. Глебовой. «Выставка Марины Басмановой состоялась у Стерлигова (Большой пр., 98) в 1959 году. Около сорока работ, хорошо оформленных и окантованных, акварели (преимущественно пейзажи). Приходили на неё обычные гости выставок В. В. Стерлигова и друзья Павла Ивановича Басманова».

С 1960 года начала работать в книжной графике. Иллюстрировала книги для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Несколько книг проиллюстрировала совместно с матерью, Н. Г. Басмановой. В конце 1960-х — 1970-х гг. постоянно работала с детскими журналами «Мурзилка» и «Костёр».

В 1962—1963 годах сделала ряд портретных зарисовок Анны Ахматовой.

С 1975 года — член Союза художников России. Участница городских и всесоюзных выставок.

С 1994 по 2005 год работала научным сотрудником в Государственном музее «Царскосельская коллекция». Занималась экспозицией музея, подготовила около сорока временных выставок.

Подготовила и провела ряд выставок своего отца: Павел Басманов. ГРМ, 1996; Павел Басманов: Акварель, рисунок. СПб, ЦВЗ «Манеж», 2000; Рисунки и акварели Павла Басманова. М., ГТГ, 2002—2003; Ленинградский художник П. И. Басманов. Нижнетагильский музей изобразительных искусств, 2009.
В декабре 2014 организовала и провела в Петербурге первую персональную выставку Натальи Басмановой.. В 2016 и 2017 гг. подготовила и провела в залах Библиотеки книжной графики выставки графики Коринны Претро и Юрия Сырнева.

Семья

  • Дед — Георгий Ланг (1875—1948), действительный член Академии медицинских наук СССР, терапевт, выдающийся клиницист.
  • Мать — Наталия Ланг (Басманова) (1906—2000) — художница, книжный график.
  • Отец — Павел Басманов (1906—1993) — художник, книжный график.
  • Дядя — Михаил Басманов (1918—2006) — дипломат. С 1949 по 1969 год работал в полномочном представительстве СССР в КНР; секретарем посольства СССР в Пекине; вице-консулом генерального консульства СССР в Тяньцзине; управляющим советского Генерального консульства в Шэньяне (Мукдене); генеральным консулом в Синьцзяне. Поэт, автор многочисленных переводов китайской поэзии на русский язык. См. Басманов М. Избранное: Стихи. М.: 2004.
  • Сын — Андрей Осипович Басманов (род. 8 октября 1967). С 2017 года член секции графики Санкт-Петербургского Союза художников

    Внуки: Дарья Андреевна Басманова(род. 28 апреля 1987), Прасковья Андреевна Басманова (род. 27 октября 1989), Пелагея Андреевна Басманова (род. 1997), Анна Андреевна Басманова (род. 2000), Павел Андреевич Басманов (род. 2002).

    .

Примечания

  1. Бабушка, Софи Л. Эйндховен происходила из петербургской голландской семьи. См. Басманова М. Вступительная статья в каталоге персональной выставки Н. Г. Басмановой. СПб.: Комитет по культуре Санкт-Петербурга. 2014. С. 9. — «бабушка — София Эйндховен, из петербургской голландской семьи»
  2. Там же. С. 9.
  3. Петров В. Н. Из « Книги воспоминаний». Встречи с Н. А. Тырсой. // «Панорама искусств», М.: Советский художник, 1980. С. 140. В 1977 г. ЛОСХ предоставил М. П. Басмановой для работы мастерскую в мансарде д. 60 по ул. Марата.
  4. « Марина, конечно, во всех случаях, была ученицей Стерлигова. Ведь у него был большой педагогический талант. Он умел восхититься своим учеником, что очень много значило.»В. Г. Траугот. Воспоминания: Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда. Experiment/Эксперимент: Журнал русской культуры. № 16. (LA, USA), 2010. Ч. 2. С. 152.
  5. Там же. С.473.
  6. Соавторство Н. Г. и М. П. Басмановых оценивалось редакторами по-разному : «Книжки её первые были сделаны в начале 1960-х годов. Она у меня (в издательстве) делала книжку …она была сделана великолепно — я считаю, что лучше, чем работала Наталья Георгиевна. Мне её работа очень нравилась.» Там же, С.153. Воспоминания Н. Г. Басмановой о своей работе в книге см. Наталья Басманова. Сохранить живое ощущение. / Художники детской книги о себе и своём искусстве: статьи, рассказы, заметки, выступления/ Сост. В.Глоцер. — М.: Книга, 1987. C. 9- 16.
  7. Басманова М. Вступительная статья в каталоге персональной выставки Н. Г. Басмановой. СПб. 2014. С. 9.
  8. Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда // Experiment / Эксперимент: Журнал русской культуры. — LA, USA. — 2010. — № 16. В 2-х ч. Т. 2, С. 470—473.
  9. См. замечание Г. Г. Поспелова о « чуть аскетичной, почти иконной светимости света» у В. В. Стерлигова и у К. С. Малевича: «Горизонтальные полоски земли под ногами его супрематических фигур целиком сохраняли плоскостное свечение красок.» Поспелов Г. Г. Рисунки В. Стерлигова // Собрание. М. 2007. № 4/ C. 92-97.
  10. Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда. В 2-х чч. // Experiment/Эксперимент: Журнал русской культуры. № 16. — L. A., 2010. — Ч.2.С.471.
  11. О художнике этой книги. Л. 1975.
  12. , Марина Басманова и «Новые стансы к Августе».
  13. [zhurnalko.net/=detskie/koster/1972-04—num51 Костёр 1972-04, страница 51]. Дата обращения: 23 февраля 2013.
  14. В число проиллюстрированных совместно книг входит: Андерсен Г. -Х. Дюймовочка / Рис. Н. Басмановой. — Л.: Художник РСФСР, 1975. — 47с.; хотя имя М. П. Басмановой не указано в выходных данных книги.

Несуществующий музей Иосифа Бродского

И хотя поэт не советовал окружающим не возвращаться на место любви, в память о нем хотят возвратить в его любимый город. В Санкт-Петербурге существует несуществующий музея Бродского «Полторы комнаты». Его идея возникла после того, как в 1998 году группа деятелей культуры обратилась к тогдашнему питерскому губернатору с просьбой открыть музей Бродского. Чиновник хоть и не выступил против, но дальше интересной задумки дело не продвинулось.  

Тем не менее, Фонд Иосифа Бродского решил во что бы то ни стало осуществить проект недостроенного музея. Целью Фонда является создать из коммунальной квартиры, где жил поэт, мемориальный музей и культурно-общественный центр. Кроме того, Музей будет посвящен жизни и стихам Иосифа Бродского и историческому наследию Ленинграда 50 – 90-х годов ХХ века, а также развитию современного искусства. Музей располагается в историческом доме, построенном в 1874-1877 годах, где ранее жили чета Мережковские-Гиппиус, Николай Лесков и брат поэта Иннокентия Анненского. Он представляет собой четыре комнаты в коммуналке. На кухне, например, сохранились печь, мебель, газовые плиты и стол, на котором даже видны следы коготочков котов, живших в семье Иосифа Бродского. 

В небольшой узкой кухне можно увидеть снимки Ленинграда 50х-70х годов. В комнате родителей Бродского — увеличенные снимки интерьеров  комнаты в день высылки их сына из страны. Здесь же расположены два фортепиано, стоящие боком друг к другу. Также в музее Бродского можно будет увидеть библиотеку поэта и его пищущую машинку. 

Одна из комнат заполнена портретами Иосифа Бродского, а в центре находится его прижизненный бюст. Но все это пока существует, скорее, в виде эскизов к музею, посвященному изгнанному поэту, написавшему о Петербурге:

«Канал туманный Грибоедов, сквозь двести лет шуршит вода, немного в мире переехав, приходишь сызнова сюда».    

Литература

  • Владимир Мошников. Учиться любви. В память о П. И. Басманове (1906—1993): Из дневниковых записей 1984—1998 // Материалы 6-й научной конференции, посвящённой творчеству К. П. Петрова-Водкина. Саратов, 2008
  • Траугот В. Тырса и Басманов. Басмановы. Бродский. Басмановы-Бродский. //Experiment/Эксперимент: Журнал русской культуры. № 16: Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда. В 2-х ч. LA (USA), 2010. Ч.2. С. 151—155, 166. См. также илл. 183, 185, 186, 187, 188. (В. В. Стерлигов, Г. А. В. Траугот: портреты М. П. Басмановой; книжная иллюстрация М. П. Басмановой.)
  • С. Спицын. Марина Басманова. Там же. С.189.
  • Т. Глебова. <О Марине Басмановой>. Там же. С. 471—473.

Иосиф Бродский: биография

Он появился на свет 24 мая (по зодиаку — Близнецы) 1940 г. в еврейской семье, в прекрасном городе на Неве – Ленинграде.

Отец, Александр Ианович Бродский, служил военным фотокорреспондентом. Его возвращение с войны пришлось на 1948 г. Позже он получил работу в фотолаборатории, которая находилась при Военно-Морском музее. В 1950 г. попал под демобилизацию и нашел работу в нескольких местных газетах.

Мать, Мария Моисеевна Вольперт, работала бухгалтером. Родная тетя по материнской линии, Дора Моисеевна Вольперт, выбрала профессию актрисы.

Детские годы Бродского пришлись на тяжелое военное и послевоенное время. Бедность, разруха, блокада и отсутствие отца наложили свой отпечаток на творчество поэта.

В 1955 г., окончив семь классов, Бродский бросил школу и поступил учеником фрезеровщика на завод. Это решение было связано как с проблемами в школе, так и с желанием Иосифа поддержать семью.

Затем он пытался поступить в школу подводников, но безуспешно. В 16 лет загорелся идеей стать хирургом. Месяц работал в морге, анатомировал трупы, но в итоге отказался от медицинской карьеры.

Творчество Бродского

За несколько лет он опробовал больше десятка профессий: техника-геофизика, санитара, кочегара, фотографа. Он искал работу, которую можно было совмещать с самообразованием и творчеством. В этот период Бродский пишет первые стихи, изучает английский и польский языки.

В 1960 г. состоялось первое публичное выступление Иосифа. Выступал он со стихотворением «Еврейское кладбище», произведение спровоцировало настоящий скандал.

В том же году у Бродского с его другом, бывшим летчиком, созрел план по захвату самолета, чтобы на нем переправиться за границу СССР. Но в последний момент они передумали, а несколько позднее, его друга Олега Шахматова арестовали. В КГБ он рассказал об этом совместном плане.

Спустя месяц задержали и Бродского, но через двое суток отпустили, взяв «на карандаш».

Ссылка «опасного преступника»

Летом 1961 г. Бродский познакомился с Анной Ахматовой. Спустя год, состоялось знакомство с Надеждой Мандельштам (супругой Осипа Мандельштама). В 1963 г. — с Лидией Чуковской.

В этом же году газета «Вечерний Ленинград» опубликовала статью «Окололитературный трутень». Поэта обвиняли в паразитическом образе жизни.

В 1954 г. по Советскому Союзу прокатилась волна борьбы с тунеядцами. Эта волна накрыла и Бродского. Ведь не имел постоянной работы, живя на скудные гонорары от переводов.

В 1964 г. «благодаря» бдительной ленинградской общественности, против Бродского было возбуждено уголовное дело. Его обвинили в тунеядстве. Через 5 дней поэта арестовали. Через месяц, находясь в камере, у него случился первый сердечный приступ.

Затем по решению суда он был направлен на судебно-психиатрическую экспертизу. По воспоминаниям поэта, это было самое тяжелое время в его жизни. Экспертиза установила, что пациент способен отбывать наказание.

Поэт был приговорен к 5 годам лишения свободы по статье за тунеядство. Сослали его под конвоем вместе с уголовными заключенными в удаленную деревню под Архангельском. По словам поэта, он был счастлив в этот период своей жизни. Он успел за эти годы изучить английскую поэзию.

Под давлением отечественной и зарубежной общественности, «опасному преступнику» сократили срок наказания. Спустя два года, он вернулся на родину.

Добивались его свободы Ахматова, Чуковская. Письма в защиту Бродского были подписаны Д. Д. Шостаковичем, С. Я. Маршаком, К. И. Чуковским, К. Г. Паустовским, А. Т. Твардовским, Ю. П. Германом и другими.

В СССР стихи Бродского не печатали, они издавались за границей. Гонения продолжались до мая 1972 г. Иосифу Александровичу дали выбор – психиатрическая лечебница или эмиграция. Ему уже доводилось бывать в психбольнице и, по его словам, она была намного страшнее тюрьмы.

Бродский выбрал эмиграцию. В 1977 г. поэт принял американское гражданство.

Нобелевская премия для «тунеядца»

Вскоре он становится профессором Мичиганского, Нью-йоркского и других университетов страны. Он много путешествует по миру, живет в Лондоне, Стокгольме, Париже, но самым любимым местом на земле становится Венеция, которой посвящено много прекрасных стихов и замечательный прозаический очерк.

В 1987 г. Иосифу Бродскому была присуждена Нобелевская премия по литературе «за всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии».

Скончался поэт в Нью-Йорке в 1996 г. от сердечного приступа. Ему было 55! Пережитые в течение жизни четыре инфаркта, сделали свое губительное дело.

Похоронен был в Америке. В 1997 г. произошло перезахоронение Бродского в протестантской части кладбища на острове Сан-Микеле, в прекрасной Венеции, которую он очень любил.

Последние годы на родине

Бродский был арестован и отправлен в ссылку 23-летним юношей, а вернулся 25-летним сложившимся поэтом. Оставаться на родине ему было отведено менее 7 лет. Наступила зрелость, прошло время принадлежности к тому или иному кругу. В марте 1966 года умерла Анна Ахматова. Ещё ранее начал распадаться окружавший её «волшебный хор» молодых поэтов. Положение Бродского в официальной советской культуре в эти годы можно сравнить с положением Ахматовой в 1920—1930-е годы или Мандельштама в период, предшествовавший его первому аресту. В конце 1965 года Бродский сдал в Ленинградское отделение издательства «Советский писатель» рукопись своей книги «Зимняя почта (стихи 1962—1965)». Год спустя, после многомесячных мытарств и несмотря на многочисленные положительные внутренние рецензии, рукопись была возвращена издательством. «Судьба книги решалась не в издательстве. В какой-то момент обком и КГБ решили в принципе перечеркнуть эту идею».

В 1966—1967 годах в советской печати появилось 4 стихотворения поэта (не считая публикаций в детских журналах), после этого наступил период публичной немоты. С точки зрения читателя единственной областью поэтической деятельности, доступной Бродскому, остались переводы. «Такого поэта в СССР не существует» — заявило в 1968 году советское посольство в Лондоне в ответ на посланное Бродскому приглашение принять участие в международном поэтическом фестивале Poetry International.

Между тем это были годы, наполненные интенсивным поэтическим трудом, результатом которого стали стихи, включённые в дальнейшем в вышедшие в США книги: «Остановка в пустыне», «Конец прекрасной эпохи» и «Новые стансы к Августе». В 1965—1968 годах шла работа над поэмой «Горбунов и Горчаков» — произведением, которому сам Бродский придавал очень большое значение. Помимо нечастых публичных выступлений и чтения на квартирах приятелей стихи Бродского довольно широко расходились в самиздате (с многочисленными неизбежными искажениями — копировальной техники в те годы не существовало). Возможно, более широкую аудиторию они получили благодаря песням, написанным Александром Мирзаяном и Евгением Клячкиным.

Внешне жизнь Бродского в эти годы складывалась относительно спокойно, но КГБ не оставлял вниманием своего «старого клиента». Этому способствовало и то, что «поэт становится чрезвычайно популярен у иностранных журналистов, учёных-славистов, приезжающих в Россию

У него берут интервью, его приглашают в западные университеты (естественно, что разрешения на выезд власти не дают) и т. п.». Помимо переводов — к работе над которыми он относился очень серьёзно — Бродский подрабатывал другими доступными для литератора, исключённого из «системы», способами: внештатным рецензентом в журнале «Аврора», случайными «халтурами» на киностудиях, даже снимался (в роли секретаря горкома партии) в фильме «Поезд в далёкий август».

За рубежами СССР стихотворения Бродского продолжают появляться как на русском, так и в переводах, прежде всего на английском, польском и итальянском языках. В 1967 году в Англии вышел неавторизированный сборник переводов «Joseph Brodsky. Elegy to John Donne and Other Poems / Tr. by Nicholas Bethell». В 1970 году в Нью-Йорке выходит «Остановка в пустыне» — первая книга Бродского, составленная под его контролем. Стихотворения и подготовительные материалы к книге тайно вывозились из России или, как в случае с поэмой «Горбунов и Горчаков», пересылались на Запад дипломатической почтой. В 1971 году Бродский был избран членом Баварской академии изящных искусств.

Отношения с Иосифом Бродским

В 1962 году познакомилась с поэтом Иосифом Бродским. С этого времени Марианне Басмановой, скрытой под инициалами «М. Б.», посвящались многие произведения поэта. «Стихи, посвящённые „М. Б.“, занимают центральное место в лирике Бродского не потому, что они лучшие — среди них есть шедевры и есть стихотворения проходные, — а потому, что эти стихи и вложенный в них духовный опыт были тем горнилом, в котором выплавилась его поэтическая личность». Первые стихи с этим посвящением — «Я обнял эти плечи и взглянул…», «Ни тоски, ни любви, ни печали…», «Загадка ангелу» датируются 1962 годом. Сборник стихотворений Иосифа Бродского «Новые стансы к Августе» (США, Мичиган: Ardis, 1983) составлен из его стихотворений 1962—1982 годов, посвящённых «М. Б.». Последнее стихотворение с посвящением «М. Б.» датировано 1989 годом.

8 октября 1967 года у Марианны Басмановой и Иосифа Бродского родился сын, Андрей Осипович Басманов.

Стихи из цикла «Новые стансы к Августе» стали основой документального телевизионного фильма «В плену у ангелов. Письмо в бутылке», канал «Культура» 2007, реж. Е.Потиевский. Стихи читает (закадровый голос) сын поэта, Андрей Басманов. В 1964—1965 и в 1972—1995 гг. М. П. Басманова и И. А. Бродский состояли в переписке, весь корпус которой в настоящее время хранится в Отделе рукописей РНБ, в архиве семьи Басмановых в Петербурге, в библиотеке Бейнеке Йельского университета, США. М. П. Басманова является творческим консультантом некоторых проектов, связанных с творчеством Бродского, — художественного фильма «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину», 2009, реж. Андрей Хржановский.

Литература

  • Владимир Мошников. Учиться любви. В память о П. И. Басманове (1906—1993): Из дневниковых записей 1984—1998 // Материалы 6-й научной конференции, посвящённой творчеству К. П. Петрова-Водкина. Саратов, 2008
  • Траугот В. Тырса и Басманов. Басмановы. Бродский. Басмановы-Бродский. //Experiment/Эксперимент: Журнал русской культуры. № 16: Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда. В 2-х ч. LA (USA), 2010. Ч.2. С. 151—155, 166. См. также илл. 183, 185, 186, 187, 188. (В. В. Стерлигов, Г. А. В. Траугот: портреты М. П. Басмановой; книжная иллюстрация М. П. Басмановой.)
  • С. Спицын. Марина Басманова. Там же. С.189.
  • Т. Глебова. <О Марине Басмановой>. Там же. С. 471—473.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector