Слишком откровенные классические картины, способные смутить кого угодно (осторожно! обнаженная натура)
Содержание:
- «Неосторожность Кандавла»
- Эталон красоты в разные эпохи
- «Авиньонские девицы»
- «Великий мастурбатор»
- Мария Сельцова,
- Слайды презентации
- Эталоны красоты в разные эпохи
- Алёна Агаджикова,
- Эротическая сцена. Лупанар. I век нашей эры
- «Похищение дочерей Левкиппа»
- Пан и Гермафродит. Дом Диоскуров. 1–50 годы нашей эры
- Меркурий с эрегированным фаллосом. I век нашей эры
- Полифем и Галатея. Дом старой охоты. 50–79 годы нашей эры
- Ильмира Болотян,
- «Происхождение мира»
- «Брошенная кукла»
- Варвара Гранкова,
- Красота в эпоху Возрождения
- Нильская сцена с пирующими пигмеями. Дом врача. 50–79 годы нашей эры
- «Леда и лебедь»
- Сатир, обнимающий менаду. Дом Луция Цецилия Юкунда. 1–50 годы нашей эры
«Неосторожность Кандавла»
Картина Уильяма Этти, носящая скромное нейтральное название, «Неосторожность Кандавла», изображает совершенно неприличную историю из Истории» Геродота. Полное название этого полотна, написанного в 1830 году, раскрывает всю неоднозначность изображенной на ней сцены: «Кандавл, царь Лидии, украдкой показывает свою жену Гигу одному из своих слуг, когда она ложится в кровать»
Сложно сказать, почему «отец истории» решил описать эту полупорнографическую историю в своем труде, но благодаря ей мы получили трудно выговариваемый даже опытными сексопатологами термин кандаулезизм. Суть этой сексуальной девиации заключается в потребности демонстрировать своего обнаженного партнера посторонним людям.
Именно такой момент изображен Этти на картине. Царь Кандавл решил тайком показать свою супругу Нису телохранителю Гигу, но его замысел был раскрыт женщиной. Ниса потребовала у Гига, чтобы тот убил или ее, или мужа-извращенца, после чего Кандавла цинично зарезали прямо в его спальне.
Эталон красоты в разные эпохи
Золотой век Голливуда (1930-1950 гг.)
Золотой век Голливуда длился с 1930-х по 1950-е года.
Так называемый Кодекс Хейса, этический кодекс, принятый в Голливуде Ассоциацией производителей и прокатчиков фильмов, создавал нравственные параметры относительно того, что может или не может быть сказано и показано в кино.
Кодекс накладывал ограничения на роли в кино, доступные женщинам. Красивыми считались девушки, обладающие следующими параметрами:
— Аппетитные формы
— Тип фигуры “песочные часы”
— Пышная грудь
— Тонкая талия
Воплощением красоты и женственности того времени стала актриса Мэрилин Монро.
Свинговые шестидесятые (1960-е)
Женщины в 60-х годах извлекли выгоду от освободительных движений, прокатившихся по многим странам мира.
На рабочих местах можно было наблюдать всё большее количество представительниц слабого пола. Им был открыт доступ к противозачаточным средствам. Все эти факторы привели к подъёму феминистических настроений в обществе.
Главная » Подбор причесок » Обнаженная натура. Женское тело
«Авиньонские девицы»
С полотна «Авиньонские девицы» гениальный художник Пабло Пикассо начинает свой переход к кубизму. Известно, что на создание картины художника вдохновил Поль Сезанн своей работой Купальщицы». Изначально Пикассо назвал картину «Философский бордель» и многие считают, что на ней маэстро изобразил сценку из публичного дома в барселонском Готическом квартале.
Картина изображает пятерых обнаженных дам, которые в развязных позах ожидают своих клиентов. Мы долго думали о том, стоит ли включать эту работу в список пикантных полотен. Проще говоря, если изображенные на полотне геометрические распутницы будят в вас нескромные фантазии, то у нас для вас плохие новости. Но слова из песни не выбросишь и сюжет картины, для 1907 года, все же очень вызывающий.
«Великий мастурбатор»
Великий сюрреалист Сальвадор Дали обожал неприличные картины и от его эротоманства нас спасает лишь манера написания его картин, знатно искажающая сюжет. Вот и с работой «Великий мастурбатор» не все так однозначно. Более того, если бы не название, никто бы и не понял о чем эта прекрасная картина.
Но, как бы там ни было, явно выраженный сексуальный подтекст в этом полотне есть. Лицо женщины в правой части картины, почти упирающееся в мужской гульфик, раздражало современников Дали и вызывало даже осуждение. Хорошо никто не знает, что изобразил мастер сюрреализма в центре полотна — возможно, там творится самый разнузданный разврат.
Мария Сельцова,
Я стала художницей три года назад, после того как упала с байка, поскользнувшись на разлитой на дороге краске. Помню, она была синего цвета. Я тогда чуть не лишилась правой руки и пообещала себе и вселенной, что если всё обойдется, то стану более чувствительной, буду следовать знакам. Меня спасли — и я начала учиться живописи.
Через год я переехала в Барселону. Это очень феминистическое место: здесь женщины борются за свои права с применением силы, агрессии — такие приемы кажутся мне абсурдом. У нас есть своя энергия, отличная от мужской, и использовать ее надо по-другому. Сейчас я вышла на тот уровень, когда могу просто улыбнуться, выпустить сексуальную энергию — и получить то, что мне нужно. Это намного быстрее и эффективнее, чем добиваться чего-то силой, как мужчины.
Раньше я пыталась подавлять свою энергию, постоянно доказывала, что я чего-то стою. А нужно было принять себя.
Вдохновение обычно приходит ночью. У меня начинает болеть голова, я не могу спать и потом как будто падаю и смотрю на себя с высоты. В тот раз мне представился такой образ: я пишу картины — а внутри меня что-то вибрирует, вызывает возбуждение и сексуальное удовлетворение. Решила проверить, делал ли это кто-нибудь до меня, — и выяснила, что нет.
Я нашла специальный клиторальный стимулятор, который крепится на ремешках, — удобно, потому что руки остаются свободны. Мои друзья помогли мне организовать съемки в заброшенном помещении на Патриарших прудах.
Все мои творческие способности обострились до предела: я как будто погрузилась в глубокую медитацию, мне было хорошо.
Проект, который я назвала Love Yourself, включает в себя картины, написанные маслом, семиминутный ролик и фотографии процесса — их мы показываем каждый раз, когда я где-либо выставляюсь. Он посвящен не только женщинам — я поддерживаю и ЛГБТК-культуру, тех, кто пытается ужиться в собственном теле. Потому что это тяжело — с детства чувствовать, что отличаешься от остальных, что у тебя проблемы с внешностью или ты ведешь себя не так, как другие считают нужным.
После выставки я месяц лежала пластом дома у мамы в Ульяновске. Проект отнял у меня столько сил, я так старалась, чтобы мое творческое высказывание получилось максимально искренним, и не просто ради перформанса или славы, а чтобы женщины себя приняли. И меня не поняли!
Я посылала этот проект на многие фестивали, постоянно общалась с галеристами, но продолжала получать отказы. Слишком провокационно. Порнография. Ты же мастурбируешь! Но там нет гениталий! Да, голая грудь — но кого сейчас сиськами удивишь? Сами картины ведь абстрактные! А вы попробуйте себя пересилить и сделать то же!
Мне предлагали выставлять мои работы без видео и фотографий, но я не соглашалась. Весь смысл в том, что на мне был клиторальный стимулятор, что я писала картины обнаженная
Даже без видеоряда эта энергия всё равно считывается, но мне важно, чтобы человек покупал не просто абстракцию, которая взбрела мне в голову, а произведение целиком и видел весь творческий процесс
Была у проекта, как следует из его названия, и другая важная задача — заявить, что онанировать, получать удовольствие, испытывать оргазм — нормально. В России эта тема табуирована.
Слайды презентации
Слайд 1
01.01.2018
Обнажённая натура в мировой живописи
Шкиттина Светлана Георгиевна учитель музыки , мхк МОУ СОШ №20
Слайд 2
Много веков подряд величайшие художники всех эпох воспевали красоту обнаженного тела, используя для этой цели живопись
Слайд 3
То, что сейчас кажется красивым и гармоничным, раньше могло считаться уродливым и посредственным
Слайд 4
И если раньше художники воспевали пышные женские тела и формы, и это считалось символом божественной красоты, то сейчас зачастую это приводит женщин в ужас — и сподвигает их на борьбу со своим телом
Слайд 5
Сейчас можно проследить, как менялись вкусы и представления о красоте, от эпохи к эпохе
Слайд 6
Мазаччио Изгнание из рая 1427
Слайд 7
Грехопадение 1467 Х. ван дер Гус
Слайд 8
С.Боттичелли. Венера и Марс 1483
Слайд 9
Дюрер Адам и Ева 1507
Слайд 10
Джорджоне Спящая Венера 1510
Слайд 11
Леонардо да Винчи Леда и лебедь 1510
Слайд 12
Л. Лотто. Венера и Купидон 1540
Слайд 13
Караваджо Амур 1602
Слайд 14
П. Рубенс Союз Земли и воды 1618
Слайд 15
Я. Массис Давид и Вирсавия 1562
Слайд 16
Рафаэль Три грации 1504
Рубенс Три грации,1639
Слайд 17
Караваджо. Иоанн Креститель 1610
Слайд 18
Г. Рени Пьющий Бахус 1623
Слайд 19
Питер Пауль Рубенс Вакх 1638-1640
Слайд 20
Рембрандт Вирсавия 1654
Слайд 21
Д. Веласкес Туалет Венеры 1656
Слайд 22
Г. Каньяччи Смерть Клеопатры 1660
Слайд 23
Ф. Жерар Амур и Психея 1798
Слайд 24
Завтрак на траве Пикассо Мане
Слайд 25
Завтрак на траве 1960
Пикассо (по Мане)
Слайд 26
Завтрак на траве Эдуард Мане 1863
Слайд 27
Э. Мане Олимпия 1863
Слайд 28
Ф. Гойя Обнажённая маха 1800
Слайд 29
А. Ватто Туалет 1718
Слайд 30
Э. Амори-Дюваль Рождение Венеры 1862
Слайд 31
Х. де Персеваль Обнаженная 1976
Слайд 32
Ж. Дельвиль. Любовь душ. 1900
Слайд 33
Х.Миро Обнаженная с зеркалом 1919
Слайд 34
Л. Барро После купания 20 век
Слайд 35
Э. Либерман У воды 20 век
Слайд 36
Сельский концерт Джорджоне
Слайд 37
Три купальщицы 2 1920
Слайд 38
Пикассо Три купальщицы 1920
Слайд 39
Пикассо Купальщицы, глядящие на самолёт 1920
Слайд 40
А. Бэнкс Посещение невинности 20 век
Слайд 41
А. Стыка Соблазнение пустыни 20 век
Слайд 42
Создание полотен с изображением обнаженного тела осуществлялось по нарастающей. Практически ни один более или менее известный художник не прошел мимо сюжетов, включающих обнаженных героев. Пришел черед романтиков, а затем импрессионистов. И, несмотря на изменение принципов живописи, тема продолжала и продолжает волновать мастеров.
Эталоны красоты в разные эпохи
Древний Египет (1292-1069 гг. до н. э.)
Женщины в Древнем Египте наслаждались свободой во всем. Они пользовались огромными привилегиями, наравне с мужчинами. Прошло много веков, прежде чем в общество вернулось такое равноправие полов.
Египетское общество было сексуально раскрепощенным. Например, добрачные связи не считались постыдными, более того, они были нормой того времени.
Женщины могли владеть собственностью независимо от своих мужей и имели право инициировать развод, не стыдясь осуждения общества. Представительницы слабого пола также могли наследовать титул фараона.
Важным аспектом женской красоты этой эпохи в Древнем Египте считались длинные плетеные волосы, обрамляющие симметричное лицо. Вокруг глаз женщины наносили специальную черную краску, делающую их взгляд более выразительным.
Эталоном красоты женского тела считались следующие показатели:
— Стройное тело
— Высокая талия
— Узкие плечи
Алёна Агаджикова,
фотографка, журналистка, медиахудожница
Год назад мы с моим любимым ехали в купе вдвоем. Нас охватила страсть, и нам захотелось потрахаться. На двери было большое зеркало. Я села на стол и, пока он делал мне куннилингус, решила, что нужно создать портрет. Получилась по-настоящему иконографичная работа: я в позе распятия, и он внизу, обхватывает меня руками.
Но я понимала, что самой фотографии маловато — необходимо было ее дополнить. Я напечатала снимок в крупном формате, нанесла на черный холст, заказала нарочито помпезную, китчевую раму. Потом мне пришла в голову мысль ее освятить.
Еще на ней есть моя менструальная кровь — многократное освящение. Теперь я жду своей персональной выставки «Новое крещение», чтобы, подобно Малевичу, водрузить ее в угол, как икону.
У меня как у художницы, активистки, социальной исследовательницы есть несколько направлений деятельности. Репрезентация чувственности, обнаженного тела и борьба за то, чтобы оно воспринималось легитимно, только одно из них.
Когда мы работаем с темой секса в России, то знаем, что столкнемся с негативом. В московских галереях не принимают снимки с соска́ми, не говоря уже про изображения других частей тела. Сейчас я твердо убеждена, что секс и голое тело — это естественно. Все, кто утверждают обратное, лжецы и лицемеры.
В нашей стране двоемыслящее общество: оно любит трахаться, смотреть порнуху с изнасилованиями — но при этом будет осуждать соски́ и небритые подмышки — потому что надо выглядеть прилично!
Я снимаю людей во время, после секса, но меня интересует не половой акт как таковой, а скорее чувственные переживания.
А есть фото моего бывшего молодого человека, где видно только его плечо с веснушками и красными следами ногтей, которые оставила я. И эта работа мне кажется очень личной, интимной, суперэротизированной и уязвимой — потому что я помню эти веснушки на плечах, эти чувства.
Я начала с того, что фотографировала других людей обнаженными и успешно показывала снимки в инстаграме и в тамблере. Для меня стали большим потрясением законы FOSTA-SESTA в США, из-за которых повыпиливали весь контент с женскими соска́ми и задницами (притом мужские остались нетронутыми), любые упоминания о сексе, селфхарме, психоактивистские посты.
Площадок, на которых можно показывать свои фотографии, если ты работаешь с обнаженным телом, практически не осталось. Я вижу в этом подвох. При таком количестве порносайтов художники больше не могут публиковать свои работы, вести межнациональный диалог. Странно и вредно запрещать какую-либо визуальную и текстовую информацию, тем более когда речь идет о частях тела, которые есть у всех.
Меня возмущает, что мне приходится прикрывать соски́ в инстаграме, что я вынуждена цензурировать себя, чтобы репрезентировать свои работы. В случае бана у меня такой возможности не будет — я потеряю подписчиков.
Необходимо показывать самые разные неотретушированные обнаженные тела, для того чтобы люди переставали комплексовать и поняли, что целлюлит, складки — это нормально. В первую очередь такое искусство адресовано женщинам, испытывающим больший прессинг со стороны общества, которое диктует, как они должны выглядеть.
Гейл Дайнс сказала: «Если завтра женщины проснутся и решат, что им действительно нравится собственное тело, только подумайте, сколько отраслей промышленности обанкротится». Задача искусства — деконструировать миф о красоте, помогать людям принимать себя.
Я набрала больше 20 килограммов, когда употребляла антидепрессанты. Чтобы подружиться с телом, принимать его и не отворачиваться от зеркала, я сделала акцент на автопортреты. Заставляла себя смотреть на складки, на живот — и осознавать, что это мое тело, с ним надо дружить. Когда ты свободен физически, когда не боишься показывать свою внешнюю оболочку — появляется свобода внутренняя.
Мужчины находятся в привилегированном положении, потому что их тело, в отличие от нашего, не сексуализировано и никогда не было табуировано, связано с пороками: вид плоской груди, неэрегированного члена, распятый Христос — первородная достойная телесность. Женское тело — это искушение.
Эротическая сцена. Лупанар. I век нашей эры
Эротическая сцена. Лупанар. I век нашей эры
На этой фреске изображена сцена любви на ложе. Кровать покрыта тканью, на полу лежат сандалии, а у изголовья стоит светильник или курильница. Мужчина полностью обнажен, а грудь женщины закрыта цветной лентой — прообразом современного бюстгальтера. Нет никакого сомнения, что действие происходит в борделе, или лупанарии, как называли их римляне За проститутками закрепилось слово «lupa» — «волчица», несмотря на то что именно волчица когда-то выкормила основателей Рима Ромула и Рема.. Сама фреска была написана на стене помпейского публичного дома в небольшом коридорчике прямо над входом в маленькую комнату, в которой жрица любви принимала клиента. Этим объясняется довольно грубый характер фрески — она носила даже не рекламный, а чисто технический характер. Видимо, посетитель мог выбрать конкретную позу, представленную на картинках. Реальность на этой картине несколько приукрашена. Комнаты публичного дома были очень тесными, заниматься сексом можно было только полулежа, для того чтобы вытянуться в полный рост, места бы не хватило. В бордели ходили только самые низшие слои населения: граждане побогаче могли пригласить даму домой.
«Похищение дочерей Левкиппа»
Великий голландец Питер Пауль Рубенс, известный своими прекрасными полотнами с тяжеловесными красавицами, в 1618 году представил зрителям свое «Похищение дочерей Левкиппа». На первый взгляд, между героями картины происходит удалая потасовка без всякого сексуального подтекста.
Но для тех, кто знаком с греческим мифом о братьях Диоскурах, совершенно очевидно, что раздетым блондинкам вовсе не до шуток. Второе название шедевра «Изнасилование дочерей Левкиппа» точнее отображает действие на картине.
В античной истории сыновья Зевса и Леды (смотри историю их странного рождения выше), Кастор и Поллукс, похитили дочерей царя Левкиппа Гилаиру и Фебу и по старой доброй традиции, завещанной отцом, надругались над ними. Закончилось все вроде плохо — все умерли.
Пан и Гермафродит. Дом Диоскуров. 1–50 годы нашей эры
Пан и Гермафродит. Дом Диоскуров. 1–50 годы нашей эры
В сюжетах помпейских фресок на любовную тему иногда встречается сюжет, когда женский персонаж отвергает мужского (видимо, обратное считалось почти невозможным). Тем удивительнее кажется сюжет этой картины, где козлоногий бог Пан, олицетворявший природные (в том числе сексуальные) силы, в ужасе отмахивается рукой и убегает от пытающейся его удержать белокожей красотки. На самом деле это вовсе не дама, а Гермафродит — сын бога торговли Гермеса и богини любви Афродиты, одновременно обладавший женскими и мужскими половыми признаками. По одному из преданий, он таким родился, по другому, нимфа Самокида, чью любовь Гермафродит отверг, упросила богов слить их в единое существо. Удивление и отвращение Пана, ожидавшего любви с женщиной, передано древним художником весьма выразительно. Юмор ситуации подчеркивает статуя бога Приапа с огромным фаллосом в правой части фрески, украшавшей стену дома Диоскуров (или Кастора и Поллукса). Она находилась на стене алы — одной из ниш, обращенных в сторону атриума, крытого двора, бывшего центром римского дома. Новая роспись была нанесена на стены перед самым извержением Везувия и сохранилась очень хорошо.
Меркурий с эрегированным фаллосом. I век нашей эры
Меркурий с эрегированным фаллосом. I век нашей эры
Трудно поверить, но эта фреска в древности не воспринималась как эротическая. Она находилась над дверью мастерской и служила как ее эмблемой, так и способом привлечения покупателей. Что здесь выпускалось, неизвестно, но сама эмблема не имела к этому особого отношения. На ней изображен бог торговли и путешествий Меркурий — об этом свидетельствуют крылатые сандалии, позволяющие ему быстро двигаться, а также жезл — кадуцей, обвитый двумя змеями. Мы привыкли к тому, что на античных памятниках искусства он обычно предстает в образе прекрасного юноши, но так было далеко не всегда. Первоначально Гермес-Меркурий изображался взрослым бородатым мужчиной, как и подобает божеству. Бог, символизирующий мир и безопасность, с которыми приходит торговля, держит в руке мешочек с деньгами. С древнейших времен символом Меркурия был фаллос, намекавший на внутреннюю энергию, плодородие и процветание. На этой фреске художник изобразил его гипертрофированно большим и возбужденным — вероятно, чтобы обеспечить успех бизнесу заказчика.
целый курс про помпеи!
Помпеи до и после извержения Везувия
Четыре лекции археолога Александра Бутягина
микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года
Закон дня
О порке женДом дня
Гигантский охотничий домикАлхимия дня
Трехликое божество
Архив
Полифем и Галатея. Дом старой охоты. 50–79 годы нашей эры
Полифем и Галатея. Дом старой охоты. 50–79 годы нашей эры
Античные живописцы часто маскировали эротическую картину, дополняя ее мифологическим сюжетом. Однако в данном случае мы, скорее всего, имеем дело с копией картины какого-то греческого художника, воспроизведенной римским мастером настенной живописи. Здесь изображена страстная встреча одноглазого великана Полифема и прекрасной морской нимфы Галатеи. Циклоп был груб и неуклюж, а нимфа считалась олицетворением блеска спокойного моря. По преданию, она отвергла Полифема и полюбила красавца Алкида, впоследствии убитого циклопом. Впрочем, эта картина показывает тот момент, когда отношения любовников еще не были ничем омрачены. Оставив стадо и пастушеский посох, на котором висит флейта сиринга, великан жарко обнимает тело нимфы.
Фреска была обнаружена в Доме старой охоты (или кабана) в центральной части Помпей. Это была большая эдикула — открытое в сад помещение для пиршеств или приема гостей, — которую расписали заново незадолго до извержения Везувия. Здесь были и другие фрески на мифологические темы, но эта сохранилась так хорошо, что ее вырезали и отправили в музей.
Ильмира Болотян,
В своей художественной практике я интересуюсь темами телесности и репрезентации образа женского в искусстве и массовой культуре. Во-первых, я сама отношу себя к этому гендеру; во-вторых, через изучение подобных проблем и через тестирование различных женских практик я узнаю что-то большее о тех, кого называют «женщинами».
В проекте «Свидание в музее» я изучала особенности поведения мужчин на сайтах знакомств. Никаких выводов нет — есть образы, которые я представила в виде графики, выполненной в жанре ботанической иллюстрации, и документация, созданная Марьяной Карышевой.
Сейчас в проекте «Нематериальный труд» (вместе с куратором Оксаной Поляковой мы покажем его осенью в ММСИ) я изучаю женские сообщества, стихийно складывающиеся вокруг какого-нибудь тренера или практики (фитоняшки, содержанки, модели, худеющие, сторонники пластической хирургии и уколов красоты и т. п.), и их идеалы телесности, женственности и сексуальности. Выводов тоже не будет — только ряд портретов, обобщенных и собирательных, потому что большая часть участников пожелала бы остаться анонимными.
В моих проектах я рассказываю не о собственных внутренних проблемах, но о различных кризисах, которые есть в жизни любого человека, в том числе и художника. В частности, когда мне исполнилось 36 лет, меня накрыл кризис среднего возраста. Я поняла, что закончился целый этап жизни и начинается что-то другое: бытует мнение, что до 35 ты еще молодой художник, а после — уже нет, и этот стереотип повлиял на меня
Так я решила заняться новым проектом, и мое внимание привлек образ взрослой женщины в культуре и искусстве
Как правило, сами женщины в разных сообществах выбирают в качестве эталонного сексуализированный образ — то есть готовы себя объективизировать, им нравится казаться желанными и раскованными, привлекательными для мужчин
Также это свидетельствует о том, что женщине важно иметь социально приемлемую и одобряемую обществом внешность. Например, не во всех культурах в почете короткие стрижки — такая черта считается неженственной и отталкивающей
В объективизации я вижу не только зло. Так, без нее не существует секса.
Вспомните себя во время полового акта: там чистая объективизация, причем обоюдная. Однако это не значит, что ее нужно пропагандировать в рекламе и массовой культуре.
У меня нет цели что-то кому-то доказать — скорее, я исследую женщин и через творчество обращаюсь к ним, прежде всего к самой себе и близким подругам. Я даже не имею в виду мужчину-зрителя, когда занимаюсь своими проектами. Как это потом интерпретируется и воспринимается — другой вопрос.
Искусство нужно для того, чтобы сделать невидимое видимым. Чтобы очевидное, но незамечаемое вынести на поверхность: «Мы все об этом знаем, но вот так о нем пока никто не говорил»
Еще мне очень важно создать конфликт, когда зритель не понимает, как ему относиться к тому или иному явлению. Почти все мои работы выполнены так, что ты смотришь и не знаешь, плакать тебе или смеяться
Это мой любимый эффект — способ взглянуть на обыденные вещи иначе.
Тема голого тела присутствовала в искусстве во все времена, я бы не сказала, что его стало больше или меньше, но в какой-то момент, не так давно, женщинам разрешили писать обнаженную натуру. И конечно, традиция изображения нагих людей в женском искусстве возникла гораздо позже, чем в мужском. При этом там есть как вполне обычные явления, вроде академического рисунка, так и, например, открытия американских художниц-феминисток 1970-х годов. Джуди Чикаго и другие разрабатывали тогда «центральные образы», противопоставляя их фаллическим. Естественно, в ХХ—XXI веках взгляд на тело не такой клишированный, каким он был во времена академического искусства, когда все следовали канону. Сейчас каждый творит в меру своей испорченности, под которой я понимаю определенную смелость: насколько глубоко человек готов заглянуть в такую непростую тему, как телесность и нагота, и честно показать то, что увидел и почувствовал.
Я не считаю использование сексуальных мотивов в искусстве спекуляцией — хотя бы потому, что продавать эти работы очень сложно. Прославиться? Тоже сомнительная выгода. На мой взгляд, если художник занимается такой сложной темой, значит он просто не может этого не делать.
«Происхождение мира»
Созданная в 1866 году Гюставом Курбе картина с незамысловатым бытовым сюжетом не выставлялась более 130-ти лет из-за излишней анатомической достоверности. Более того, даже сейчас, когда удивить посетителей музея, в принципе, сложно, к этой картине приставлен отдельный охранник.
В 2013 году в СМИ появилось радостное известие — была найдена вторая часть картины, на которой видно лицо натурщицы. Тщательное изучение биографии автора и его ближайшего окружения позволило выяснить личность дамы. Так, небритая промежность оказалась собственностью Джоанны Хиффернан, любовницы одного из лучших учеников Курбе, Джеймса Уистлера. Вот такая вот трогательная история воссоединения.
Это далеко не единственные в истории живописи работы с ярким сексуальным подтекстом — во все времена классики любили завернуть что-нибудь эдакое, вполне в духе нашего раскрепощенного времени.
«Брошенная кукла»
Французская художница Сюзанна Валадон творила в начале XX века. Она известна как автор множества замечательных картин, в основном воспевающих красоту женского тела в самых рядовых жизненных ситуациях. Несмотря на обилие обнаженных тел на полотнах художницы, лишь одно из творений Валадон вызывает у моралистов серьезные споры.
Картина «Брошенная кукла» в наши дни могла бы принести автору серьезные проблемы с педофилоборцами, но Валадон посчастливилось умереть в 1938 году, благодаря чему мы можем считать ее творение классикой. На картине изображена обнаженной совсем юная особа с начавшей формироваться грудью и детской прической с бантом.
История не сохранила для потомков описание этого полотна, но принято считать, что на нем изображено прощание с детством. Женщина с полотенцем, скорее всего, содержательница борделя, а ребенка готовят к встрече с первым в жизни клиентом. Название картине дала валяющаяся на полу кукла, очевидно, символизирующая сломанную судьбу. Впрочем, есть добряки, которые утверждают, что изображена мать, вытирающая дочь-подростка после купания.
Варвара Гранкова,
Есть мнение, что если художнику нечего сказать, то он изображает секс
Хотя сейчас этим уже никого не шокируешь, такой проект всё равно гарантированно привлечет внимание. Я ищу обходные пути
Через свои работы я пытаюсь транслировать философию ненасилия, которая была сформулирована еще Ганди, но в более широком и современном смысле. Меня волнует тема экологичных отношений, а начинать выстраивать их следует с изучения травм. Если я работаю с проблемой насилия или чувства вины, то всегда фокусируюсь на поиске решения, на том, какой путь исцеления мы можем выбрать.
В проекте «Ненасилие» я использую изображения обнаженного тела в первую очередь потому, что говорю о вербальных истязаниях и шрамах, которые они оставляют на теле. Мне интересно исследовать эту связь. Сначала я беседую с человеком, выясняю, какие слова причинили ему боль. Спрашиваю, где в теле отзывается та или иная фраза. Часто люди говорят, что физически чувствуют блок в определенном месте.
Не потому, что это сексуально, а потому, что здесь находится невидимый (а иногда и вполне осязаемый, после кесарева сечения) шрам.
Я исхожу из запроса человека и никогда не принуждаю, не упрашиваю его раздеться во что бы то ни стало. У меня нет цели показать именно голое тело — скорее, оно выступает как форма, как объект, который я исследую в контексте травмы. Одежда, как социальная конструкция — стыд, красота, эстетика, — в этом случае была бы неуместна и отвлекала бы от темы насилия как такового.
После того как изображения голого тела попали под запрет, из моего аккаунта удалили несколько фотографий, хотя я бы не сказала, что они сексуальные: соски́ замазаны, половых органов не видно. На одной не было ничего, кроме лобковых волос, но ее всё равно забанили.
Сейчас в сети и на классических живописных полотнах соски́ замазывают. Получается диссонанс: с одной стороны — запрет порнографии, с другой — повсеместное использование гиперсексуализированных женских образов.
Красота в эпоху Возрождения
Эпоха Возрождения (1400-1700 гг.)
Италия эпохи Возрождения был католическим, патриархальным обществом. Женщины должны были воплощать в себе все добродетели и часто были отделены от мужского пола, как в обществе, так и дома.
Значение и ценность женщины была связана с ее служением мужчине, Богу, отцу или мужу.
Считалось, что поведение и внешний вид женщины отражали статус мужа. Красота в Италии эпохи Возрождения означала, что женщина должна обладать следующими критериями внешности:
— Бледная кожа
— Пышные формы, включая полные бедра и большую грудь
— Светлые волосы
— Высокий лоб
Викторианская эпоха (1837-1901 гг.)
Викторианская эпоха в Англии длилась во времена правления королевы Виктории. Она была самой влиятельной фигурой эпохи. Молодая королева также была молодой женой и матерью.
В викторианском обществе высоко ценились хозяйственность, семья и материнство. Эти добродетели нашли воплощение в самой королеве Виктории.
Направление того времени отражалось во внешности слабого пола. Женщина носила корсеты, как можно плотнее затягивая их, благодаря чему талия становилась тоньше.
Эталоном женственности считалась фигура, похожая на песочные часы. Критериями красоты, несмотря на наличие тонкой талии, считались округлые формы и склонность к полноте.
Нильская сцена с пирующими пигмеями. Дом врача. 50–79 годы нашей эры
Нильская сцена с пирующими пигмеями. Дом врача. 50–79 годы нашей эры
На древнегреческом «пигмей» буквально значило «человек величиной с кулак». Считалось, что этот мифический народ жил где-то далеко, скорее всего на юге. Греческие мастера часто изображали пигмеев сражающимися с журавлями, а римские художники полюбили делать этих карликов героями самых разных сюжетов, которые сразу же приобретали юмористический характер. На этой фреске мы видим реку Нил и пирующих на берегу под пологом из ткани пигмеев. Участники этого пикника лежат на ложах, перед которыми стоит столик и амфора с вином. Слух пирующих услаждает флейтист, а сами они с интересом наблюдают за парой, занимающейся любовью у них на глазах. Судя по тому, что любовники повернулись к зрителям лицами, это своего рода представление. Впрочем, возможно, это просто гетера Гетера — женщина, ведущая свободный, независимый образ жизни, публичная женщина. развлекает одного из участников пира.
Вытянутая в ширину фреска когда-то украшала небольшую стенку между колоннами перистильного двора в доме врача (или суда Соломона), расположенном недалеко от центра Помпей. Любопытно, что остальные стенки также были украшены сценами с пигмеями, причем на одной из фресок они представлены участниками знаменитой библейской притчи о суде царя Соломона. Еще один пример античного юмора.
«Леда и лебедь»
Если говорить о наиболее нескромном классическом сюжете, то заслуженную пальму первенства получит античная история о близости бога Зевса и прекрасной Леды. Согласно легенде, житель Олимпа явился к девушке инкогнито, в облике лебедя, но тем не менее умудрился вступить с ней в связь и даже завести потомство.
За последнее тысячелетие только ленивый не брался изображать сцену соития красавицы с птицей. Не миновала сия участь и великих — набивший оскомину сюжет эксплуатировали Буше, Микеланджело и даже Леонардо. Франсуа Буше в 1740 году предложил наиболее неприличную интерпретацию истории с демонстрацией анатомических особенностей, которые принято стыдливо драпировать.
Ранее предложил свое видение ситуации великий Микеланджело, который хоть и избежал излишней детализации, но все же не смог удержаться и изобразил пару прямо во время противоестественного межвидового соития.
На фоне всего этого картина Леонардо да Винчи кажется просто иллюстрацией к сказкам Пушкина для школьников младших классов. На его полотне все уже свершилось и Леда со скучающим лицом наблюдает, как из снесенных ею яиц вылупляются вполне здоровые годовалые малыши.
Нам эта идиллическая сцена кажется вполне приличной, но так было не всегда. Картины мастеров эпохи Возрождения были уничтожены в начале XVIII столетия престарелой фавориткой Людовика XIV маркизой де Ментенон как неприличные. Сегодня мы можем видеть весь этот разврат только благодаря поздним копиям.
Сатир, обнимающий менаду. Дом Луция Цецилия Юкунда. 1–50 годы нашей эры
Сатир, обнимающий менаду. Дом Луция Цецилия Юкунда. 1–50 годы нашей эры
Самыми любимыми эротическими персонажами античного искусства были сатиры и менады. Сатиры, божества леса, изображались как с хвостами и копытами, так и в виде обыкновенных юношей, одетых в козлиные шкуры. Они отличались безудержным пьянством и сексуальной активностью. Компанию им составляли менады — такие же неистовые женщины, справлявшие празднества в честь бога вина Диониса. Многочисленные сатиры и менады составляли свиту этого бога, постоянно предаваясь питью вина и эротическим удовольствиям. Наверное, в большинстве античных сцен на сексуальные темы участвуют сатиры с менадами. На этой фреске голова, шея и руки менады украшены золотом, а сатир увенчан праздничным венком.
Фреска была найдена во дворе — перистиле Перистиль — открытое пространство, как правило, двор, сад или площадь, окруженное с четырех сторон крытой колоннадой. Перистильный двор был составной частью большинства жилых и общественных строений периода Античности., расположенном в задней части дома ростовщика Луция Цецилия Юкунда. Любопытно, что фрески, украшавшие хозяйские покои, отличались большим эротизмом — на стенах открытого для посетителей атриума изображения были приличнее. На одной из колонн перистиля даже была найдена процарапанная надпись, сообщавшая об удовольствиях любви.