9 цитат из дневника елены булгаковой
Содержание:
- Личная жизнь Михаила Булгакова
- Третья жена Булгакова: расставались, встречались, объяснялись
- Рассказы
- Карьера
- Елена
- Его Маргарита, любимая жена, биограф и секретарь
- Книги
- Татьяна Лаппа и Михаил Булгаков
- Елена Сергеевна Шиловская — хранительница
- Вдова забытого писателя
- О елке и домашних спектаклях
- «Ныне я уничтожен»: триумф, падение и новая любовь Булгакова
- Личная жизнь
- «Булгаков был переполнен шутками, выдумками, мистификациями»: детство
- Булгаков: человек и пароход
Личная жизнь Михаила Булгакова
Михаил был истинным ценителем женской красоты. Первый раз он женился, будучи студентом второго курса, на недавней гимназистке Татьяне Лаппе. Мать была против чрезмерно ранней для того времени женитьбы и корила сына за легкомыслие. И действительно этот брак оказался недостаточно прочным. Они расстались из-за нового увлечения драматурга.
Вторую избранницу Любовь Белозерскую Булгаков встретил в 1924 на одном из вечеров, проходивших в редакции издания «Накануне». Она была бывшей женой журналиста Ильи Василевского, эмигрировавшей с ним в Константинополь, модной и утонченной, в прошлом балериной, выступавшей в парижских театрах.
В 1925 они поженились, но в 1929 в семейной жизни начались сложности. Писатель познакомился на масленицу у общих друзей с Еленой Шиловской (в девичестве Нюрнберг, по первому мужу Нееловой), супругой военачальника и матерью двоих сыновей. Вначале она стала подругой второй жены литератора и его любовницей, а в 1932 Михаил развелся с Любовью и сразу же заключил брак с Еленой. Она стала его последней любовью, музой, другом, литературным секретарем и сделала все для издания его произведений.
Интересно, что у всех трех жен драматурга также было по три брака. Причем у первой спутницы жизни он стал первым супругом, у второй – вторым, у третьей – третьим. Считают, что это обстоятельство заставляет задуматься о присутствии мистики не только в творениях драматурга, но и в жизни.
Детей у Булгакова не было, однако усыновил сына Шиловской от предыдущего брака. Его потомки и являются в данный момент законными наследниками писателя.
Третья жена Булгакова: расставались, встречались, объяснялись
Елена – фанатка Немировича-Данченко, мечтавшая о карьере артистки Художественного театра. Первое замужество в 25 лет. Офицер-штабист Юрий Неелов, сын артиста Мамонта Дальского, не удержал жену. Недолгий брак – командир буквально отбил ее у своего подчиненного.
И она была счастлива. Два сына, муж, профессиональный военный, Евгений Шиловский боготворил свою жену. Ему удалось, сделать блестящую карьеру, стал офицером Генштаба. В их окружении – военная советская элита, например Уборевич. Тихая и спокойная семейная обстановка.
А ее влечет к чему-то совершенно иному, к другим людям, к иному ритму жизни. Встреча с Булгаковым сначала перевернула все в ее душе. Но что дальше? Как такой огромный круг близких людей сделать несчастным? Шиловский думал удержать ее, шантажируя детьми. Елена борется сама с собой – не подходит к телефону, не прогуливается по улицам, где может быть Он. 20 месяцев смятения, тревог.
И все напрасно. И не в лучшее время для писателя. Его почти не печатают, он обращается к правительству страны с письмом-призывом: «…прошу меня, писателя, который не может быть полезен у себя, в отечестве, великодушно отпустить на свободу…».
Как в такое жуткое время и куда потянуть за собой любимую? Но она появилась и как будто бы сразу все начало налаживаться. Даже с мужем ей удалось остаться в дружеских отношениях.
Рассказы
1922 — «№13. — Дом Эльпит-Рабкоммуна» 1922 — «Арифметика» 1922 — «В ночь на 3-е число» 1922 — «В театре Зимина» 1922 — «Как он сошёл с ума» 1922 — «Каэнпе и капе» 1922 — «Красная корона» 1922 — «Налёт. В волшебном фонаре» 1922 — «Необыкновенные приключения доктора» 1922 — «Ноября 7-го дня» 1922 — «Остерегайтесь подделок!» 1922 — «Птицы в мансарде» 1922 — «Рабочий город-сад» 1922 — «Советская инквизиция» 1923 — «Китайская история. 6 картин вместо рассказа» 1924 — «Воспоминание…» 1924 — «Ханский огонь» 1925 — «Полотенце с петухом» 1925 — «Крещение поворотом» 1925 — «Стальное горло» 1925 — «Вьюга» 1925 — «Тьма египетская» 1925 — «Пропавший глаз» 1925 — «Звёздная сыпь» 1925 — «Богема» 1925 — «Праздник с сифилисом» 1926 — «Бубновая история» 1926 — «Я убил» 1926 — «Морфий» 1926 — «Трактат о жилище» 1926 — «Псалом» 1926 — «Четыре портрета» 1926 — «Самогонное озеро»
- Назад
- Вперёд
Карьера
Карьера Елены Нюренберг-Неёловой-Шиловской-Булгаковой была тесно связана с личными взаимоотношениями. Весной 1933-го писатель передал ей полномочия по ведению переговоров с издательствами и культурными учреждениями по поводу литературных произведений. Помимо этого, третья и последняя жена Булгакова имела доверенность на получение гонораров, а также привилегию печатать и переписывать повести, романы и рассказы 1930-х годов.
Елена Булгакова (Шиловская) и Михаил Булгаков
Трепетно относясь к деятельности мужа, Елена Сергеевна с головой окунулась в работу. Она редактировала готовые тексты, заведовала корреспонденцией, составляла официальные документы и заключала контракты с полезными людьми. После смерти Булгакова вдова позаботилась о сохранении авторского архива, включавшего редкие фотографии, незаконченный роман и ряд оригинальных рассказов, повестей и очерков.
Опубликовать книгу «Мастер и Маргарита» и другие бессмертные творения помогли представители творческой интеллигенции: Фаина Раневская, Анна Ахматова, Святослав Рихтер и Арам Хачатурян. В интеллигентных кругах говорили, что супруга Михаила Афанасьевича, посвященная во все секреты автора, дописывала великий роман.
Елена
Елене Сергеевне — третьей и последней жене Михаила Афанасьевича Булгакова — не было нужды ждать публикации в журнале «Москва». Она читала «Мастера и Маргариту» по мере написания, а со временем просто выучила роман наизусть. Да и как могло быть иначе, если книга написана о ней самой! Мишенька описал все с почти документальной точностью: Елена Сергеевна жила, как у Христа за пазухой, не зная ни в чем отказа, не прикасаясь к примусу… У нее был красивый, любящий и высокопоставленный муж — полковник Евгений Александрович Шиловский (ему покровительствовал сам маршал Тухачевский). Узнав о тайном романе жены с Булгаковым, Шиловский грозил пристрелить обоих, клялся, что в случае развода не отдаст Елене Сергеевне детей. Влюбленные решили расстаться, и долгие месяцы не видели друг друга, но их любовь не слабела… И вот, оставив отцу десятилетнего сына Женю и забрав пятилетнего Сережу (формально тоже сына Шиловского, а на самом деле рожденного от прошлого романа Елены Сергеевны — с Тухачевским), она переехала к Булгакову. Когда ее вещи стали грузить в машину, Шиловский без фуражки кинулся со двора, чтобы не видеть отъезда. Нянька детей завыла в голос. Это был самый настоящий скандал, и московская элита долго смаковала подробности.
Восемь лет Елена Сергеевна прожила с Михаилом Афанасьевичем. И были засушенные розы в письмах друг к другу. И бал у американского посла в Спасо-Хаусе в зале с колоннами, залитом светом прожекторов, с фазанами и попугаями в клетках, с ворохом тюльпанов и роз. Елена Сергеевна царила на этом балу в своем великолепном вечернем платье, темно-синем с бледно-розовыми цветами. И шелковая шапочка Мастера, сшитая ее собственными руками, тоже была…
Спасо-Хаус, резиденция американского посла, в которой происходил знаменитый бал. Фото с сайта https://pastvu.com
Елена Сергеевна любила Булгакова, умела сопереживать, была верна, и считала, что всем этим заслужила право называться его единственной музой. А что касается той отверженной, униженной и, конечно, давно забытой женщины, которую Булгаков звал в последние часы своей жизни — так ведь мало ли что привидится умирающему человеку в бреду! «Миша, твоя жена теперь я. И я здесь, с тобой, — уговаривала его тогда Елена Сергеевна. — А Таси здесь нет. Ты развелся с ней больше пятнадцати лет назад». Но больной не слушал и, кажется, совсем не узнавал жену: «Тася, где она? Пусть Леля (Елена, младшая сестра Булгакова — прим. Совсем Другой Город) позовет ее. Если Тася не приедет, я не стану жить!»
Татьяна Лаппа
Его Маргарита, любимая жена, биограф и секретарь
1932 год – она Булгакова. Старший сын – с отцом, она из благополучия – в неизвестность и нищету. Почему? Потому что «только с ним жизнь моя получит смысл и окраску», – так считала жена Булгакова в то время и не ошиблась. Вопреки страхам, когда письмо попало к Сталину, Михаил Афанасьевич получил работу, а значит, постоянный кусок хлеба. Он стал режиссером МХАТа. Об этом немыслимо было и мечтать!
Наконец-то пришло счастье. Какое оно? Пестрое, не состоящее только из радостных событий. Как у всех, но и другое. Труд, труд – переговоры с издательством, театрами, печатанье, редактирование. Булгаков оформил на нее дарственную для получения гонораров. А еще дневники – шесть тетрадок, которые станут бестселлерами. Потому что они – роман о бессмертном Поэте и его Музе.
Благодаря ей был опубликован роман «Мастер и Маргарита». Причем не было в нем ни одной чужой вставки или поправки. Елена Сергеевна никогда не позволила себе никаких исправлений, даже помарок, хотя свои дневники переписывала и перечеркивала в них что-то без конца.
Она знала, что о Булгакове и его мастерстве, провиденье будет говорить весь мир. Она жила с ним и его жизнью, безумно любила. А он как будто бы торопился писать, жить. Знал, что болен. «Дай мне слово, что умирать я буду у тебя на руках», – просил он любимую. Подготавливал ее к тому, как будет постепенно уходить из мира живых. Ее Мишенька покидал землю трудно. А она была рядом и страдала вместе с ним не в силах облегчить его муки. Елена Сергеевна еще не догадывалась, какие испытания ждут ее впереди. Она будет терять друзей и родных. И среди всех жутких потерь – смерть старшего сына в 35-летнем возрасте от той же болезни, что была у Михаила Афанасьевича.
У них с Булгаковым не было детей. Но был Роман, который должен был дойти до своего читателя. И она выполнила возложенную на нее миссию – его опубликовали. Елена Сергеевна помогала сохранить архив Булгакова, ей удалось добиться публикации в полном виде «Белой гвардии», «Театрального романа», переиздания большинства пьес.
Давно ее прах покоится рядом с прахом любимого на Новодевичьем кладбище. Они вместе. На могиле – камень, так похожий на Голгофу, на которую они все же, спустя время, взошли вдвоем.
2013, admin. Все права защищены.
Книги
Первой опубликованной книгой Михаила Булгакова была повесть «Похождения Чичикова», написанная в сатирической манере. За ней последовали частично автобиографические «Записки на манжетах», социальная драма «Дьяволиада» и первое крупное произведение писателя – роман «Белая гвардия». Удивительно, но первый роман Булгакова критиковали со всех сторон: местная цензура назвала его антикоммунистическим, а зарубежная пресса отзывалась как о слишком лояльном как раз к Советской власти.
Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»
О начале своей врачебной деятельности Михаил Афанасьевич поведал в сборнике рассказов «Записки юного врача», который и сегодня читается с огромным интересом. Особенно выделяется рассказ «Морфий». С медициной связана и одна из самых известных книг автора – «Собачье сердце», хотя в действительности она является тонкой сатирой на современную Булгакову действительность. Тогда же была написана и фантастическая повесть «Роковые яйца».
Писатель Михаил Булгаков
К 1930 году произведения Михаила Афанасьевича перестали печатать. Например, «Собачье сердце» впервые было опубликовано только в 1987 году, «Жизнь господина де Мольера» и «Театральный роман» — в 1965-ом. А самый сильный и невероятно масштабный роман «Мастер и Маргарита», который Булгаков писал с 1929 года и до самой смерти, впервые увидел свет только в конце 60-х годов и то – в сокращенном виде.
Иллюстрация к книге Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»
В марте 1930-го года потерявший почву под ногами писатель отправляет письмо правительству, в котором просит решить его судьбу – или разрешить эмигрировать, или дать возможность работать. В результате ему позвонил лично Иосиф Сталин и сказал, что ему будет позволено ставить спектакли. Но издание книг Булгакова при его жизни так и не возобновилось.
Татьяна Лаппа и Михаил Булгаков
Все двенадцать лет их супружества стали невероятной борьбой за выживание, жизнью, в которой «безропотная Таська»(как называл ее Булгаков), на самом деле проявляла чудеса героизма, которые почему-то никто не замечал…
Испытания начались практически сразу же. В 1914 году началась война. Булгаков как врач оказался близ театра военных действий и потребовал телеграммой, чтоб она приехала. В госпитале она работала при нем, враче, медсестрой. Вспоминает: «Держала ноги, которые он ампутировал. Первый раз стало дурно. Потом – ничего…»
Когда весь выпуск молодых врачей отправили в земства, она, естественно, поехала в глушь с ним. «В первую же ночь привезли роженицу. Ее муж, когда привез, сказал: «Если она умрет, и тебе не жить – убью!» «И вот роженица в операционной, теряет сознание, – вспоминает Татьяна Николаевна. – Я сидела в отдалении с медицинским учебником в руках, искала там нужные места, а Михаил отходил от нее, смотрел, говорил: «Открой такую-то страницу!» Все это потом было в его рассказах. Все, да не все, про нее – ни слова.
Там же Булгаков пристрастился к морфию. Об этом чудовищном периоде он тоже много писал (рассказ «Морфий») Таська бегала по аптекам, покупала ему снадобье, он посылал ее за наркотиком в другие районы, чтоб не догадались. Они ругались, теряя самообладание, однажды он запустил в нее горящий примус, в другой раз целился из браунинга. Она стала обманывать его: впрыскивать вместо морфия дистиллированную воду. Терпела упреки, депрессию, лечила любовью. Постепенно произошло отвыкание. Как врач он понимал, что случилось чудо.
А потом грянула революция, гражданская война. Он с белой армией бежит на Кавказ, но падает в тифозном жару, она опять-таки чудом вывозит его из белого стана, лечит, и когда приходят красные (большевики), он просто больной в тифу врач. Поэтому их не тронули.
А голодная зима 1921 года в Москве, куда они перебрались! Объективные строчки из его дневников и писем: «Мы с женой голодаем, оббегал всю Москву, нет места», «Бедной Таське приходится изощряться изо всех сил, чтоб молотить рожь на обухе и готовить из всякой ерунды обеды. Но она молодец! Одним словом, бьемся оба, как рыбы об лед!», «Таськина помощь для меня не поддается учету. Она спасает мне массу энергии и сил, оставляя мне лишь то, что сама не может сделать:колку дров и таскание картошки…»
Булгаков много работает, одно время даже актером в бродячем театре. А по ночам – пишет. В те годы рождалась его «Белая гвардия». У него невероятно стыли руки, и она грела на керосинке воду в тазике и подносила к столу, чтоб он мог окунать их, согревать и писать дальше свои бесценные шедевры…
Был еще один пласт их отношений, которые не рассказать – значит не раскрыть души Татьяны Николаевны. Это взаимоотношения писателя с другими женщинами.
Он любил, когда им восхищались. Любил быть в гостях один. Предупреждал ее: «Имей в виду, если ты встретишь меня на улице с дамой, я сделаю вид, что тебя не узнаю!»
А в начале 1924 года, когда его дела уже шли на поправку, была работа, деньги, первые гонорары, когда появились друзья – появились и женщины. Стремительно развивался его роман с приехавшей из-за границы Любовью Белозерской. «Давай разведемся, – как-то сказал он жене. – Мне удобней говорить, что я холост. Но жить будем по-прежнему вместе». Она пошла и на это! И даже когда он привел свою новую любовь в их комнату и сказал «Пусть Люба живет с нами – ей негде жить», она и это стерпела.
Елена Сергеевна Шиловская — хранительница
В феврале 1929 года Булгаков познакомился с Еленой Сергеевной Шиловской (урожденной Нюрнберг), которая в то время была замужем за красным командиром высокого ранга Евгением Шиловским, имела детей и была счастлива в браке. Евгений Александрович Шиловский, кадровый царский офицер. В годы гражданской войны воевал на стороне красных и сделал неплохую карьеру. Он был другом писателя Алексея Толстого и, по мнению многих исследователей послужил прототипом Рощина в романе «Хождение по мукам». Елена Сергеевна вышла замуж за Шиловского осенью 1921 года в самый разгар Гражданской войны. До этого она несколько была женой Юрия Мамонтовича Неёлова, сына известного актера и анархиста Мамонта Дальского (кстати, тоже являющегося героем романа «Хождение по мукам). В браке с Шиловским Елена Сергеевна родила двоих сыновей, души не чаяла в своем муже и была предельно счастлива до того момента, когда случайно не встретила Булгакова.
Они познакомились 28 февраля 1929 года на квартире художников Моисеенко, где творческая интеллигенция Москвы отмечала масленицу. По признанию Шиловской – это была любовь с первого взгляда: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!»
Отношения между ними развивались стремительно, при том, что каждый из влюбленных был не свободен. И Булгаков, и Шиловская, став любовниками, вынуждены были скрывать этот факт от своих супругов, выдавая страсть за обыкновенную дружбу.
Елена Сергеевна стала часто бывала в доме Булгакова и даже подружилась с его второй женой Любовью Евгеньевной Белозёрской. Но в конце 1930 года Евгений Шиловский узнал о неверности своей жены и потребовал прервать эту порочную связь. Больше года после этого Булгаков и Шиловская не виделись, но встретившись в июне 1932 года, поняли, что не могут жить друг без друга. Елена Сергеевна уходит от мужа. Начинается болезненный процесс выяснения отношений, упреков, просьб и извинений. В итоге Шиловский согласился на развод. Супруги разошлись, «поделив» своих детей. Старший сын, 10-летний Евгений, остался жить с отцом, а младший, 5-летний Серёжа, отправился вместе с матерью в дом Булгакова. Кстати свих детей у Михаила Афанасьевича не было. Нужно отметить, то с каким благородством повел себя в этой ситуации Евгений Шиловский. Перед самым разводом он написал письмо тестю Сергею Марковичу Нюренбергу в котором сам объяснил причины разрыва и просил не судить строго Елену за измену. «Я бесконечно благодарен Люсе за то огромное счастье и радость жизни, которые она мне дала в свое время. Я сохраняю самые лучшие и светлые чувства к ней и к нашему общему прошлому. Мы расстаемся друзьями», — писал он. Евгений Александрович Шиловский, занимая высокий пост в РККА, постоянно помогал бывшей жене и сыну, но от встреч с Булгаковым всегда уклонялся.
3 октября 1932 года Булгаков развёлся со своей второй женой Любовью Белозёрской, а уже 4 октября женился на Елене Сергеевне. Первая жена Булгакова Татьяна Николаевна Лаппа позднее вспоминала, что Булгаков часто говорил ей: «Я должен жениться три раза!». Якобы такой совет ему дал писатель Алексей Николаевич Толстой, считавший троекратный брак ключом к литературному успеху.
В после женитьбы Булгаков еще некоторое время он еще поддерживал отношения со своей второй женой, периодически оказывая ей материальную помощь. Он снял ей комнату в другом месте, а затем отстроил ей помещение в том же доме, где они до этого жили по улице Большая Пироговская, 35.
Вдова забытого писателя
Следующие 15 лет были самыми тяжелыми в жизни Елены Сергеевны. У нее нет денег, она живет за счет продажи своих вещей, мечтает кому-то сбыть старую пишущую машинку. Потом начинает зарабатывать переводами с французского, переводит Жюля Верна, Густава Эмара, книгу Андре Моруа «Ления, или Жизнь Жорж Санд». В 1848 году умерла любимая сестра, Ольга Бокшанская. Девять лет спустя произошла еще одна, по ее признанию, самая страшная трагедия ее жизни. В возрасте всего 35 лет ее старший сын Евгений умер от нефросклероза, той же болезни, что была у Булгакова. Она пишет: «Эта омерзительная маска “О-ла-ла!”, которую я стараюсь напяливать на себя как можно чаще, — это только защита от жалости. Не хочу, чтобы жалели. А дома — жизнь среди ушедших, письма, альбомы, газеты, фотографии. Притронуться трудно. Когда одна. При ком-нибудь легче».
Она покинула квартиру в Нащокинском переулке и переехала в дом №25 на Никитском бульваре, через несколько лет поселилась по другому, уже последнему своему московскому адресу — Никитский бульвар, 9. Она перевезла сюда все вещи, которые принадлежали когда-то Булгакову, здесь были его бюро красного дерева, кресла, книжные шкафы. На стене — старинная географическая карта и горный пейзаж, написанный Максимилианом Волошиным, с подписью «Дорогому Михаилу Афанасьевичу — первому, кто запечатлел душу русской усобицы». В коридоре висел плакат «Водка — враг, сберкасса — друг!», который Булгаков когда-то снял с забора и принес в дом. В соседней комнате стояла деревянная кровать с иконой в изголовье. Под этой кроватью долгие годы она хранила часть булгаковского архива.
1961
Все свои качества: ум, обаяние, хитрость, упорство, умение выстраивать нужные связи Елена Сергеевна поставила на службу одной цели — опубликовать его произведения. Мариэтте Чудаковой она потом говорила: «Чтобы Миша печатался, я отдамся любому!» Неизвестно, пришлось ли ей прибегать к этому способу. Но по поводу ее отношений с Константином Симоновым, ставшим впоследствии председателем комиссии по булгаковскому наследию, ходили разные слухи. Но все бесполезно. Булгаков почти забыт. Он считается второстепенным писателем, автором когда-то знаменитой пьесы «Дни Турбиных» и нескольких забавных фельетонов о нэпманской эпохе.
Но вот Сталин умирает, наступает период оттепели. Самым прогрессивным изданием в стране считается «Новый мир», где только что опубликовали «Один день Ивана Денисовича» Солженицына. Елена Сергеевна встречается с Твардовским, главным редактором журнала, передает ему рукопись «Мастера и Маргариты». Вскоре тот ей перезванивает, говорит, что потрясен, что Булгаков гений — и что роман напечатать сейчас невозможно. Проходят еще долгие семь лет, и наконец издана «Жизнь господина де Мольера». Еще через год наступает черед «Театрального романа» и «Белой гвардии». Но опубликовать «Мастера и Маргариту» ни у кого пока не хватает решимости.
И тут Константин Симонов, верный друг и соратник, придумывает блестящий ход. На свете существует литературный журнал «Москва», мало кому интересный. Его главный редактор Евгений Поповкин знал, что неизлечимо болен, и мог уже ничего не бояться. Он прочитал роман, страшно им увлекся и решился на публикацию. Первая часть «Мастера и Маргариты» вышла в ноябрьском номере журнала за 1966 год. Все боялись, что вторую запретят, но ее опубликовали в январском номере за следующий год. Так Евгений Поповкин, автор прочно забытых соцреалистических эпопей, одной своей подписью навсегда вписал свое имя в историю русской литературы.
О елке и домашних спектаклях
Михаил Булгаков в гриме. Москва, 1934 год
Булгаков всю жизнь, с детства, участвовал в домашних спектаклях. Вот как вспоминала об этом его сестра Надежда Земская: «<…> В доме у нас все время звучали музыка и пение и — смех, смех, смех. Много танцевали. Ставили шарады и спектакли. Михаил Афанасьевич был режиссером шарадных постановок и блистал как актер в шарадах и любительских спектаклях». В юности он играл в спектаклях «Царевна Горошина», «По бабушкиному завещанию», «Юбилей», «Предложение» и других постановках. А вот как вспоминала домашний маскарад, в котором писатель участвовал в 1929 году, Владимира Уборевич, дочь друзей Булгаковых: «<…> …на нашем большом дубовом буфете (если быть точной — на казенном буфете) сидит Михаил Афанасьевич в халате, в чалме по-турецки, а все гости безудержно хохочут. В Ташкенте я спросила у Елены Сергеевны, что это была за игра. Она сказала, что Булгаков затеял шарады и было безумно весело» В. И. Уборевич. 14 писем Елене Сергеевне Булгаковой. М., 2008. .
«Ныне я уничтожен»: триумф, падение и новая любовь Булгакова
Писать Булгаков начал еще в детстве и не бросал даже во время войны. Трудясь земским лекарем в деревне Смоленской губернии, Михаил Афанасьевич описывает свою работу в цикле рассказов «Записки юного врача». Популярность к Булгакову пришла уже в столице – в 1921 году он опубликовывает сатирическую повесть «Похождения Чичикова», сотрудничает с рядом журналов и газет. В 1923 Михаил Афанасьевич становится членом Союза писателей, а спустя год создает социальную драму «Дьяволиада». В 1924-1928 годах свет увидел «Бег», «Роковые яйца», «Багровый остров». Тогда же состоялась триумфальная постановка драмы «Дни Турбиных», которая очень понравилась Сталину (поговаривают, что он посетил спектакль 15 раз). А вот следующую пьесу – «Бег» – Сталин не одобрил. После этого были запрещены к публикации произведения Булгакова и сняты с репертуара МХАТа все его пьесы.
Первый конфликт Булгакова с советской властью произошел в 1926 году, когда к автору «Белой гвардии» пришли с обыском сотрудники ОГПУ. Они забрали с собой дневник писателя и рукопись «Собачьего сердца». И только после многочисленных просьб Булгакова отобранное было возвращено. Писатель тут же сжег свой дневник, который чудом дошел до наших дней благодаря снятой копии. В итоге 1928 год стал для Булгакова последним по-настоящему успешным в его литературной карьере, а 28 марта 1930 года он отправил письмо правительству СССР с просьбой определить его судьбу – либо дать право эмигрировать, либо предоставить возможность продолжать работу во МХАТе.
На это письмо откликнулся звонком сам Сталин, он посоветовал драматургу обратиться с просьбой зачислить его во МХАТ. В результате состоявшегося разговора была удовлетворена просьба писателя о назначении его во МХАТ режиссером-ассистентом. В это же время Булгаков знакомится с Еленой Шиловской, которая позднее стала его третьей женой. Многие литературоведы считают, что именно она стала прообразом Маргариты в самом известном произведении Булгакова. Интересно, что среди поклонников «Мастера и Маргариты» распространен миф о том, что писатель был кошатником. Однако отношения с этим животным были куда сложнее: в детстве и юности у него дома в Киеве не держали ни кошек, ни собак. Они появились только в середине 1920-х, когда писатель женился на Белозерской.
Елена Шиловская целых два года была подругой Белозерской и любовницей Булгакова. Их роман протекал незамеченным для мужа Елены, будущая супруга приходила в квартиру писателя, там же перепечатывала «Кабалу святош». Булгаков и Шиловская смогли официально пожениться только в 1933 году, когда их отношения раскрылись. Тогда же писатель взял с нее обещание: «Дай мне слово, что умирать я буду у тебя на руках». Третья супруга стала музой, литературным секретарем и машинисткой писателя. Именно она сохранила рукопись романа «Мастер и Маргарита» и опубликовала его через 16 лет после смерти мужа.
В 1934 году Михаил Булгаков написал пьесу-комедию «Иван Васильевич» про московского изобретателя Николая Тимофеева, создавшего машину времени. В 1973 году ее экранизировал Леонид Гайдай. Советскому зрителю очень полюбилась эта картина. А в 1939 году драматург интенсивно трудился над пьесой о юности Сталина – «Батум». Однако вождь счел неуместной постановку пьесы о себе. Последние годы жизни Булгаков усиленно редактировал роман «Мастер и Маргарита», которому он посвятил 12 лет работы.
Фото: ТАСС
Личная жизнь
Зимой 1918 года Елена Нюренберг вышла замуж за Георгия Мамонтовича Неёлова – военного, являвшегося потомком анархиста и драматического актера. После свадьбы новым домом для дочери журналиста стало расположение штаба на Западном фронте Рабоче-крестьянской Красной армии. Организацией и командованием там занимались Евгений Шиловский – герой советско-польской войны.
Во второй половине 1920-х супругов разлучили, и недавно заключенный брак пришлось официально расторгнуть. Когда офицера, участвовавшего в битвах, назначили преподавателем Военной академии имени М. В. Фрунзе, разведенная молодая дама стала его законной женой.
Со временем в семье, соседствовавшей с маршалом Михаилом Тухачевским и командармом 1-го ранга Иеронимом Уборевичем родились сыновья Евгений и Сергей. Несмотря на это, вторая половина видного военачальника, удостоенного звания профессора, счастья в личной жизни не обрела. В письмах сестре мать двоих детей признавалась, что тяготится отсутствием эмоций. Второй из мужей не любил увеселительные мероприятия и компании малознакомых людей.
В начале 1929 года, на празднике по случаю Широкой масленицы Елена встретилась с писателем, драматургом и журналистом Михаилом Афанасьевичем Булгаковым. В мемуарах уроженка Риги отмечала, что это была любовь с первого взгляда и на всю жизнь.
После знакомства мужчина и женщина стали проводить время вместе: катались на лыжах, посещали выставки и театры, а также тематический актерский клуб. После того, как Шиловская стала частым гостем в доме на Большой Пироговской, роман стал стремительно развиваться. Тайная связь с женатым деятелем искусства вызывала неодобрение сестры, бывшей в курсе событий.
Елена Шиловская и второй муж Евгений Шиловский
В 1930-х годах Елена помогала писателю печатать и распространять письмо членам советского правительства. В это время об отношениях, выходивших за рамки приличий, узнал занятый военной и государственной службой муж. После серьезного разговора дочь журналиста и домохозяйки пообещала прекратить общение с любовником. Ей удалось избегать встреч с Булгаковым до тех пор, пока чувства не взяли верх.
Поняв, что жизнь без Михаила Афанасьевича лишена всякого смысла, Шиловская письменно попросила супруга без скандалов организовать развод. Послание подобного содержания направил офицеру и писатель. Бывший начальник военного штаба смирился с мыслью о разрыве и отпустил влюбленную женщину, перед этим поделив совместных детей.
Осенью 1932-го Булгаков официально расстался с Любовью Белозерской и сразу женился на Елене. Осчастливленная женщина вместе с младшим сыном Сережей поселилась в доме писателя в Москве. Судя по дневниковым записям, за годы совместной жизни супруги ни разу не поругались. Чувство, однажды поселившееся в сердце писателя, стала двигателем к созданию гениальных произведений, опубликованных за рубежом и в Советский стране.
«Булгаков был переполнен шутками, выдумками, мистификациями»: детство
Великий писатель родился 15 мая 1891 года в Киеве (хотя, по воспоминаниям супруги Елены Булгаковой, праздновал день рождения 16 мая) в семье преподавателя духовной академии Афанасия Ивановича и учительницы женской прогимназии Варвары Михайловны. Интеллигентная семья, в которой рос Булгаков, сильно повлияла на его судьбу. Михаил был самым старшим ребенком – впоследствии у супругов появились на свет еще шестеро детей. Афанасий Иванович был очень образованным человеком, много читал, владел несколькими языками, пробовал свои силы в писательстве. После его ранней кончины заботы о воспитании семерых детей целиком легли на плечи Варвары Михайловны, которая, по воспоминаниям писателя, смогла дать большому семейству не только любовь и ласку, но и образование.
Свой первый рассказ «Похождения Светлана» Михаил Булгаков написал в семь лет, а в пятом классе гимназии уже сочинил фельетон «День главного врача» и несколько сатирических стихов. Писатель Константин Паустовский, который учился вместе с Булгаковым в Первой Киевской гимназии, утверждал, что Михаил Афанасьевич ввел действие своей пьесы «Дни Турбиных» в стены этой гимназии, а героем одной из самых сильных сцен, когда старый гимназический сторож пристает к Алексею Турбину со своей воркотней, является известный в Киеве сторож Максим по прозвищу «Холодная вода».
После окончания гимназии Булгаков поступил на медицинский факультет Киевского университета, несмотря на то, что прекрасно пел, хорошо играл на пианино и скрипке и даже хотел стать оперным певцом. Выбор профессии объяснялся тем, что оба его дяди были врачами и хорошо зарабатывали. В стенах университета Михаил провел семь лет, а получив диплом доктора, лечил раненых в госпиталях Первой мировой войны, был доктором в земской больнице, во время Гражданской войны в Киеве вел частную медицинскую практику и был военным врачом в Добровольческой армии на Кавказе.
Булгаков: человек и пароход
Все перечисленные мифы объединяет одно обстоятельство — так или иначе они имеют под собой хотя и зыбкое, но все же реальное основание. Одновременно с такими мифами существуют истории, появление которых совершенно не поддается никакому логическому объяснению. Точнее их было бы называть уже даже не мифами, а полноценными мистификациями.
Один из таких невероятно популярных сюжетов называется «Тайное завещание Мастера» (иногда «Неизвестное завещание Булгакова»). Якобы Булгаков завещал половину своих гонораров за роман «Мастера и Маргарита» (когда его напечатают) тому, кто первым после публикации романа придет на его могилу и возложит цветы. Журналист Владимир Невельский первым пришел на могилу Булгакова и повстречал одиноко стоящую у могилы женщину — вдову писателя Елену Сергеевну. Она настойчиво попросила у него адрес и телефон, а спустя несколько дней прислала большой денежный перевод. (Никто из поклонников этой истории не задался вопросом, что делала на кладбище Елена Сергеевна и сколько месяцев ей пришлось стоять неподалеку от могилы, ожидая первого почитателя с цветами.) На полученные таким удивительным образом деньги Владимир Невельский купил катер и назвал его «Михаил Булгаков» Не путать с теплоходом «Михаил Булгаков», и поныне курсирующим летом по Волге.. Катер, к удовольствию петербургских зевак, ежедневно доставлял журналиста из Лисьего Носа Лисий Нос — поселок на берегу Финского залива. на работу — редакцию на набережной реки Фонтанки.
Как часто бывает в таких случаях, детали трогательного повествования варьируются: годом встречи с Еленой Сергеевной на кладбище называется то 1969-й, то 1968-й (роман печатался в журнале «Москва» в ноябре 1966-го и январе 1967-го); вдова писателя то звонит в Ленинград по телефону, чтобы рассказать Невельскому о завещании, то присылает письмо; часто в истории фигурируют три белые хризантемы и даже букетик мимозы из романа.
Как и положено легенде, часть ее посвящена обстоятельному рассказу о том, как было утрачено главное сокровище и почему не сохранились доказательства. Катер Булгакова якобы со временем износился — «обветшалый корпус» сожгли мальчишки, а бережно сохраненный журналистом фрагмент борта с буквами в итоге потерялся. В архиве Елены Сергеевны не сохранилась посланная ей фотография легендарного катера, как, впрочем, не найдены и следы переписки героев этой истории. Стоит ли говорить, что сама вдова Булгакова нигде и никогда не упоминала этот мелодраматический сюжет.
Совсем недавно дочь уже покойного Владимира Невельского рассказала, что это действительно была мистификация — всю историю от начала и до конца придумали и пустили в народ ее отец с приятелем. Тем не менее легенда пережила своих создателей и до сих пор согревает сердца многих поклонников Михаила Булгакова.